Печорин как портрет поколения. Печорин - портрет своего поколения по роману герой нашего времени

Место романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в программе по литературе вполне оправданно. Это произведение может быть как юношеской книгой, так и книгой для зрелого читателя. На наш взгляд, «Герой нашего времени» представляет собой богатейший материал для нравственного воспитания подрастающего поколения.

Предлагаем разработку урока, представляющую собой сочетание классических и инновационных форм работы, которые позволяют на материале произведения формировать духовные ценности, активную жизненную позицию подростков.

Урок по теме «Печорин как представитель портрета поколения», представленный здесь, имеет цели:

образовательная:

научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке; помочь учащимся увидеть незаурядность характера героя;

развивающая:

развивать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения, развивать умение работать в группе;

воспитательная:

воспитывать интерес к духовному миру героев литературы, коммуникативность, уважение к мнению товарища по группе, способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова; воспитывать активную жизненную позицию учащихся.

Учитель применяет разные виды проверки степени усвоения обучающимися нового материала: исследовательская работа в группах, работа с текстом произведения, сопоставление героев произведения, рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.DОС

Урок литературы в 9 классе

Костенкова Любовь Николаевна №218-946-798

Печорин как представитель «портрета поколения».

(По главе «Бэла» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цели:

образовательная:

научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке; помочь учащимся увидеть незаурядность характеров героев

развивающая:

развивать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

воспитательная:

воспитывать интерес к духовному миру героев литературы, о духовной красоте и внутреннем богатстве личности; способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова; воспитывать активную жизненную позицию учащихся.

Ход урока.

1.Литературная разминка по главе «Бэла».

Кроссворд по 1 главе романа «Герой нашего времени». По горизонтали :2.Кто такой абрек? Как вы понимаете это слово? 4.Кто это: «Славный был малый, только немного странный». 7.Орудие убийства. 8. Кличка лучшего друга абрека, не раз спасавшего его от смерти. 9. Имя героини романа. 11. Животное-друг абрека? 12.Где происходят события? 14. Животное, на которое опасно охотиться. По вертикали : 1.Что оставил герой романа Максим Максимычу? 3.Что разлучило главных героев? 5.Любимое занятие от скуки главного героя. 6.Кто сказал эти слова:«Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом - чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…» .9. Кем он является героине?10. Какое чувство держало героиню в плену? 13. Кто убил героиню? Его имя?

2. Основополагающий вопрос.

«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно».

Кто же он- герой Лермонтова?

3.Обратимся к тексту повести «Бэла». Дома вы составляли план главы. Теперь отберем эпизоды, наиболее важные для понимания характера Печорина.

  1. Рассказ Максима Максимыча о Печорине.
  2. Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).
  3. Печорин и Бэла. Любовь и смерть героини.
  4. Печорин на фоне других героев повести.
  5. Исповедь Печорина.
  6. Пейзажные зарисовки.

4. Работа в группах . Класс делится на группы, и каждая группа получает задание текстового исследования эпизода. Отвечая на вопросы, данные учителем, обучающиеся должны показать знание текста, привести цитаты и сделать вывод.

  1. группа – Рассказ Максима Максимыча о Печорине.

1.Что связывает и что разъединяет Печорина и рассказчика? (Происхождение, образование, отношение к службе, способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить. Не случайно в образе Максима Максимыча подчеркивается легкость, с которой он понимает и принимает обычаи кавказских племен, признавая их правоту и естественность в их условиях . В каких эпизодах эта черта характера русского человека проявляется у Печорина? Каково их отношение к Бэле?

2. Каким видит Печорина Максим Максимыч?

3. Что удивляет и что непонятно Максиму Максимычу в Печорине?

2 группа - Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).

1.Где Печорин впервые увидел Бэлу?

2. Какое впечатление произвели они друг на друга?

3. Каковы последствия подслушанного разговора Казбича и Азамата?

4. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

3 группа - Печорин и Бэла. Любовь. 1. Каким образом Бэла оказалась в крепости?

2. Каково поведение Бэлы в первые дни после похищения?

3. Как Печорин добивался любви Бэлы?

4. Почему Бэла все-таки ответила взаимностью? (Обратите внимание на описание прекрасных глаз Бэлы, данное Максим Максимычем).

5.Каким мы видим Печорина в этих эпизодах? Сделайте вывод о характере героя.

6. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

4 группа - Печорин и Бэла. Смерть героини. 1.Почему Печорин охладел к Бэле? Как это проявлялось? (Процитируйте слова героя) 2. Как погибла Бэла?

3. Как вы можете объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? Как это его характеризует?

4.Каким мы видим Печорина в этих эпизодах? Сделайте вывод о характере героя.

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

5 группа -Печорин на фоне других героев повести.

1. Как обрисованы характеры Казбича и Азамата?

2. Как ведет себя Печорин в конфликте с Казбичем?

3. Какую роль сыграл Печорин в судьбе Азамата?

4. Сделайте вывод о характере героя, сравнив его с Казбичем и Азаматом.

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

6 группа - Исповедь Печорина. Чтение фрагмента со слов: «Послушайте, Максим Максимыч…»

1.Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.

2.В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?

3.В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?

4.Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

(В своем монологе Печорин словно приоткрывает свои внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение - ничто не приносило удовлетворения. Скука Печорина напрямую перекликается с хандрой Евгении Онегина. Но, в отличие от Онегина, лермонтовскому герою присуща ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».)

7 группа - Роль пейзажных зарисовок в повести.

1.Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки.

2. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего описания?

3.Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?

(Величавые картины горной природы проникнуты лиризмом, ощущением красоты и поэтичности мира. На фоне гармонии в природе ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство Печорина. Кроме того, мятежность и величественность кавказских пейзажей подчеркивают, усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.)

5. Обобщение учителя . В первой повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Герой описан через восприятие рассказчика - немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Мы сегодня попробовали сами разобраться в характере главного героя по первой главе романа.

6. Рефлексия.

Давайте попробуем выразить свое видение героя в синквейне. Напоминаю правило составления синквейна.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

7.Выставление оценок. Домашнее задание . Напишите эссе «Первое знакомство с Печориным»


В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”. Каждая из них представляет самостоятельное произведение и в то же время является частью романа. Центральное место во всех повестях занимает образ молодого офицера Печорина. Не случайно действие романа происходит на Кавказе, куда в то время ссылали людей, критически настроены к самодержавию. Туда, как известно, ссылали Пушкина и Лермонтова. Печорин принадлежит к этой категории людей.

Раскрывая сложный и противоречивый характер Печорина, автор показывает нам его в разных жизненных ситуациях, в столкновении с людьми разных социальных слоев и национальностей: с контрабандистами, с горцами, с молодой девушкой-аристократкой, с представителями дворянской молодежи и другими действующими лицами. Перед нами предстает образ одинокого, разочарованного человека, который враждует со светским обществом, хотя и сам является его частью.

В стихах Лермонтова образ такого человека нарисован в романтических тонах, поэт не раскрывал в своей лирике причин появления такого героя. А в романе “Герой нашего времени” Лермонтов изображает Печорина реалистически. Писатель пытается показать, как на характер человека влияет среда, в которой он живет. У Печорина очень много общего с Евгением Онегиным из одноименного романа в стихах Пушкина. Однако Печорин живет в другое время, это человек тридцатых годов XIX века, и разочарование этого человека в окружающем его обществе сильнее, чем у Онегина.

Печорин родился и вырос в аристократической семье. Природа наделила его острым умом, отзывчивым сердцем и твердой волей. Но лучшие качества этого человека оказались не нужны обществу. “Лучшие мои чувства, боясь насмешки, - говорит Печорин, - я хоронил в глубине сердца”. Он влюблялся и был любим; занялся наукой, но скоро понял, что славы и счастья она не дает. А когда он понял, что в обществе нет ни бескорыстной любви, ни дружбы, ни справедливых гуманных отношений между людьми, ему стало скучно.

Печорин ищет острых ощущений, приключений. Ум и воля помогают ему преодолеть препятствия, но он осознает, что его жизнь пуста. И это усиливает в нем чувство тоски и разочарования. Печорин хорошо разбирается в психологии людей, поэтому легко завоевывает внимание женщин, но и это не приносит ему ощущения счастья. Он, как и Онегин, “не создан для блаженства семейной жизни. Жить, как люди его круга, он не может и не хочет”.

В истории с княжной Мери, которую Печорин влюбил в себя, подчинил своей воле, он предстает и как “жестокий мучитель”, и как глубоко страдающий человек. Измученная Мери вызывает в нем чувство сострадания. “Это становилось невыносимым, - вспоминает он, - еще минута, и я бы упал к ногам ее”.

Лермонтов создал правдивый образ своего молодого современника, в котором отразились черты целого поколения. В предисловии к роману он писал, что Печорин - “это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии”.

В названии романа звучит ирония писателя над своим поколением и над временем, в котором оно живет. Печорин, конечно, не герой в буквальном смысле этого слова. Его деятельность нельзя назвать героической. Человек, который бы мог принести пользу людям, тратит свои силы на пустые занятия.

Автор не стремится ни осудить Печорина, ни сделать его лучше, чем он есть. Нужно отметить, что М. Ю. Лермонтов с большим мастерством раскрыл психологию своего героя. Критик Н. Г. Чернышевский отмечал, что “Лермонтова интересовал сам психологический процесс, его форма, его законы, диалектика души...” Высоко оценил роль Лермонтова в развитии социально-психологического романа и Л. Н. Толстой.




Образ Печорина Образ Печорина одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» Печорин личность неординарная и спорная. Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…»


Конкретное и обобщенное в образе Печорина Из всех философских проблем романа концепция личности – центральная в нем. Это определено сознательно самим Лермонтовым, а в предисловии к Журналу Печорина от имени повествователя написавшего: «Истории души человеческой …едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа» Образ Печорина - интереснейшее явление в литературе, так как писателю удалось создать обобщенный тип личности. Но это еще и портрет героя конкретной эпохи, ведь Печорин жил в конкретное время и стал носителем его особенностей. Это последекабристская эпоха, о которой прекрасно написал Герцен: « На поверхности видны были только потери, жестокая реакция, внутри же совершалась великая работа...глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная». Результаты этой работы – право осмыслить себя в контексте истории, что дано не многим.


Печорин как герой своего времени Печорин - человек без сердца - но слезы его горячи, красоты природы опьяняют его. Он совершает дурные проступки, но только потому, что от него ждут их. Он убивает оболганного им человека, а перед тем первый предлагает ему мировую. Выражая черты множественные, Печорин на самом деле исключителен. Дурные поступки способен совершать всякий. Сознавать себя палачом и предателем - дано не каждому. Исповедуясь, Печорин ужасается своей «жалкой» роли быть непременным участником последнего акта комедии либо трагедии, но в этих словах нет и тени раскаяния.Цель Печорина - безраздельная власть над окружающими. Тем настойчивей он подчеркивает, что страдаем от скуки и «очень достоин сожаления».


Корни индивидуализма Печорина Корни его индивидуализма – в атеистическом взгляде на жизнь. Он не способен верить в высшие ценности, подчиняться христианской этике и нравственно совершенствоваться. Это начало переоценки общественных ценностей и крушение авторитетов, то есть формирование общественного сознания. Вот почему образ Печорина эпохальное явление в русской литературе: « Есть переходные полосы государственной жизни, где религиозная и всякая идея нравственности теряется, как в России»


Печорин как лишний человек Образ Печорина дал русской литературе понятие «лишний человек», определенный Герценом: «Печальный тип лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и в городах». Критик имеет в виду распространяющееся общественное явление, закрепленное за этим термином. « Лишними они стали потому, что в развитии идут дальше большинства, развиваясь в личность, что в условиях обезличенной николаевской России было одним из самых трагичных положений». – продолжает Герцем. А.И. Герцен


Противоречия образа Печорина Образ Печорина раскрывается постепенно, в соотношении нравственной и физической природы, социального и психологического, видового и родового начал. Он помещен в различные этнические и социальные группы, и благодаря этому все более раскрывается его личность, потребности и возможности. Печорин – дворянин – интеллигент николаевской эпохи, ее продукт, герой и жертва, чья душа испорчена светом, разорвана на две половинки, «лучшая из которых высохла, испарилась, умерла…; тогда как другая …жила к услугам каждого» Печорин способен осознавать себя, анализировать поступки и признавать ошибки, задавать вопросы о своем предназначении, а не просто играть навязанную обществом социальную роль.


Разрыв между поступком и результатом Много раз говорилось о разрыве между неукротимой деятельностью Печорина и результатом его поступков, что сознает сам герой: « гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума». Он отвергает уготованные судьбой роли, пытаясь угадать свое назначение: «Верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Герой понимает невозможность реализации: «Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками». Это определяет горечь всех его размышлений, пустоту жизни, объясняет его социальную апатию.


Свобода как высшая ценность для Печорина Эту выбранную свободу лишнего человека высоко оценил Герцен: «Не домогаться ничего, беречь свою независимость, не искать места – все это при деспотическом режиме называется быть в оппозиции». У Печорина есть одна цель – постижение возможностей личности, отсюда бесконечная цепь его экспериментов над собой и другими. Это сфера его свободы: «Отчего я так дорожу ею? что мне в ней? Куда я себя готовлю? Чего я жду от будущего?» В результате она растрачена на интриги и рождает презрение к самому себе: « Я иногда себя презираю»


Рефлексия Печорина Способность к самоанализу называется рефлексией, благодаря ей герой выстраивает свою личность, ведь «душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет» В неукротимой деятельности Печорина – концепция личности, так как человек достигает вершин личности в свободном энергичном поступке, исходя из своих потребностей действовать, а не выполнять предназначенное. Движущее начало поступков Печорина – интеллектуальная воля, а не страсти: « Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает»


Любовь в жизни героя « При возможности потерять ее навеки Вера стала…дороже всего на свете» - вот мотивация сумасшедшей погони. Герой не привык терять тех, кто подчинен его воле. Герой честен перед собой: « Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». И счастье для героя – « насыщенная гордость». Вот в чем роль женских образов: через отношения с героинями раскрывается эгоистическая сущность Печорина, его неспособность любить и приносить счастье, так как для этого необходимо жертвовать собой.


Заключение Критики проводят связь между стихотворением «Дума» и романом Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени», где остро поставлен вопрос о портрете современного поколения: Печально я гляжу на наше поколенье!.. * Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом… * К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властью - презренные рабы… * Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда…


Литература 1)«М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: анализ текста, основное содержание, сочинения». Издательство «Дрофа» 2002 год. 2) «Русская литература. Произведения школьной программы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»». Издательство «Айрис Пресс» 2006 год.

В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”. Каждая из них представляет самостоятельное произведение и в то же время является частью романа. Центральное место во всех повестях занимает образ молодого офицера Печорина. Не случайно действие романа происходит на Кавказе, куда в то время ссылали людей, критически настроены к самодержавию. Туда, как известно, ссылали Пушкина и Лермонтова. Печорин принадлежит к этой категории людей.

Раскрывая сложный и противоречивый характер Печорина, автор показывает нам его в разных жизненных ситуациях, в столкновении с людьми разных социальных слоев и национальностей: с контрабандистами, с горцами, с молодой девушкой-аристократкой, с представителями дворянской молодежи и другими действующими лицами. Перед нами предстает образ одинокого, разочарованного человека, который враждует со светским обществом, хотя и сам является его частью.

В стихах Лермонтова образ такого человека нарисован в романтических тонах, поэт не раскрывал в своей лирике причин появления такого героя. А в романе “Герой нашего времени” Лермонтов изображает Печорина реалистически. Писатель пытается показать, как на характер человека влияет среда, в которой он живет. У Печорина очень много общего с Евгением Онегиным из одноименного романа в стихах Пушкина. Однако Печорин живет в другое время, это человек тридцатых годов XIX века, и разочарование этого человека в окружающем его обществе сильнее, чем у Онегина.

Печорин родился и вырос в аристократической семье. Природа наделила его острым умом, отзывчивым сердцем и твердой волей. Но лучшие качества этого человека оказались не нужны обществу. “Лучшие мои чувства, боясь насмешки, - говорит Печорин, - я хоронил в глубине сердца”. Он влюблялся и был любим; занялся наукой, но скоро понял, что славы и счастья она не дает. А когда он понял, что в обществе нет ни бескорыстной любви, ни дружбы, ни справедливых гуманных отношений между людьми, ему стало скучно.

Печорин ищет острых ощущений, приключений. Ум и воля помогают ему преодолеть препятствия, но он осознает, что его жизнь пуста. И это усиливает в нем чувство тоски и разочарования. Печорин хорошо разбирается в психологии людей, поэтому легко завоевывает внимание женщин, но и это не приносит ему ощущения счастья. Он, как и Онегин, “не создан для блаженства семейной жизни. Жить, как люди его круга, он не может и не хочет”.

В истории с княжной Мери, которую Печорин влюбил в себя, подчинил своей воле, он предстает и как “жестокий мучитель”, и как глубоко страдающий человек. Измученная Мери вызывает в нем чувство сострадания. “Это становилось невыносимым, - вспоминает он, - еще минута, и я бы упал к ногам ее”.

Лермонтов создал правдивый образ своего молодого современника, в котором отразились черты целого поколения. В предисловии к роману он писал, что Печорин - “это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии”.

В названии романа звучит ирония писателя над своим поколением и над временем, в котором оно живет. Печорин, конечно, не герой в буквальном смысле этого слова. Его деятельность нельзя назвать героической. Человек, который бы мог принести пользу людям, тратит свои силы на пустые занятия.

Автор не стремится ни осудить Печорина, ни сделать его лучше, чем он есть. Нужно отметить, что М. Ю. Лермонтов с большим мастерством раскрыл психологию своего героя. Критик Н. Г. Чернышевский отмечал, что “Лермонтова интересовал сам психологический процесс, его форма, его законы, диалектика души...” Высоко оценил роль Лермонтова в развитии социально-психологического романа и Л. Н. Толстой.

Печорин - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения»

«Герой нашего времени»)

«И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви

И царствует в душе какой-то холод тайный

(М. Ю. Лермонтов)

Тридцатые годы 19 века - тяжелые времена, наступившие после разгрома восстания декабристов. Царское правительство жестоко подавляло всё прогрессивное. Свобода слова, мысли, творчества беспощадно преследовались. Лермонтов пишет роман «Герой нашего времени», он продолжает развивать идеи декабристов.

«Герой нашего времени» - портрет человека того времени, «портрет, составленный из пророков всего нашего поколения». Герой романа - Печорин - молодой офицер, взгляды и смысл жизни у которого не такие, как у «водяного общества».

отстранить Печорина от себя. Печорину становится скучно жить среди общества мелких завистников, думавших только о себе, лишенных благородных стремлений и порядочности. Но он не знает, что и как делать, чтобы изменить круговоротное течение жизни. Печорин ищет пути борьбы, но не находит их. Он начинает с отвращением относиться к этим пустым, ничтожным людям, которые не могут простить ему его превосходства над ними. «Я начал шутя и кончил искренней злостью...»

Тоска обвила сердце молодого человека, больно и грустно стало ему, он готов жертвовать счастьем и жизнью, чтоб только найти пути борьбы. Хотя «царствует в душе какой-то холод тайный», всё ж «огонь кипит в крови».

Чтобы развеять свою назойливую скуку Печорин похищает Бэлу, думая, что любовь черкешенки ему поможет, но вскоре ему становится скучно: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни. Я ещё её люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, только мне с ней скучно...»

По вине Печорина исчезает Азамат, Казбич убивает отца Бэлы. Печорин нарушает вольную, мирную жизнь «честных контрабандистов», хотя он знает, что это опасная игра, но у него появляется надежда отогнать скуку. Но когда тайна была раскрыта, он снова погрузился в безразличие.

«я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок...». Бедной княжне трудно слышать слова признания Печорнина, но ему скучно.

«Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов». Из-за его характера, из-за его превосходства над ничтожными, пустыми людишками, у него появляется много врагов, но он говорит: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански, они меня забавляют, волнуют мне кровь.» Печорин становится «лишним человеком», потому что с его взглядами на жизнь нельзя не быть «лишним человеком». Печорин - эгоист поневоле. Если он заставляет страдать кого-то по неволе, он и сам страдает не меньше. Но чаще Печорин думает только о себе, его не всегда тревожат судьбы других людей, к страданиям он относится безразлично и живёт только из-за любопытства, что будет дальше. Перед дуэлью Печорин перевернул страницы своей жизни, и на вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели?» - Печорин ответил, что у него, наверное, должна была быть цель и была, но он её правильно не определил, поэтому приносил людям только зло. Так Печорин стал умной ненужностью в светском обществе - «лишним человеком».

М. Ю. Лермонтов глубоко и весторонне раскрыл внутренний мир своего героя. Он показал все положительные и отрицательные черты героя. Писатель создал типический образ молодого человека того времени. Если бы Печорин жил раньше, он наверняка стал бы декабристом, передовым человеком общества. Печорин - «портрет не одного человека», который составлен «из пророков всего нашего поколения».

«Толпой угрюмою и скоро позабытой

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,