Основные признаки политической власти. Власть как общественное явление

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

С одержание

Введение

1. Понятие и сущность власти

2. Типология власти

3. Проблема оптимальной организации структуры власти и предотвращения злоупотреблений ею

4. Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе

Заключение

Список использованной литературы

В ведение

Власть - центральная ось, вокруг которой вращается вся политика. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю организованность и иерархичность общественных отношений.

В последние годы в российском обществе власть как социальный институт претерпевает процессы трансформации, охватывающие ее на всех уровнях. Процесс преобразования данного социального института начался с распадом СССР и, по нашему мнению, еще не завершился. Формирование властных элит в настоящее время осуществляется не в соответствии с нормами демократии и избирательного права населения, ее выбирающую. Структура властных элит в России существенно не изменилась с переменой общественно-политического строя общества, также начался процесс отчуждения власти от населения.

В связи с тем, что политическая власть - основополагающая категория политологии, ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества, поэтому для ориентации в современных реалиях столь важно понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для любого общества, ее источников, ресурсов и выполняемых функций, знание новых тенденций в ее развитии.

Цель работы - анализ понятия «власть» как общественного явления и основных тенденций властных отношений в современном российском обществе.

1. П онятие и сущность власти

Власть как таковая представляет собой особый вид общественных отношений, присущий человечеству на всех этапах его развития. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и организации.

В важнейших трактовках власти делается акцент на различных сторонах и проявлениях этого феномена. С учетом этих трактовок власть в самом общем значении можно охарактеризовать как социальное отношение, которое проявляется в возможности и способности одних людей принимать решения, имеющие обязательный характер для других, влиять на их деятельность, используя авторитет, право, насилие и другие средства.

Смысл, исторически закрепившийся за понятием власть, фиксируется в таких терминах, как господство, влияние, подчинение, насилие, авторитет. Эти термины указывают на отдельные функции и формы власти, на доминирование тех или иных их признаков.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры - масштабы, объем, время и пространство. Масштабы власти - это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти - это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти - это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти - это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или по крайней мере формально функционирует.

Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Отличительными признаками политической власти являются:

Верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества;

Всеобщность, то есть функционирование на основе права от имени всего общества;

Моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений;

Многообразие ресурсов - экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и др.

Основные компоненты структуры власти - это субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и способами властвования.

Субъект власти - это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).

Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.

Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическими режимами народ является только объектом политической власти.

Границы отношения объекта власти к ее субъекту простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Готовность к подчинению зависит от качеств объекта, от характера предъявляемых ему требования, от средств воздействия на него, от восприятия субъекта.

Качества объекта политической власти во многом определяются политической культурой населения. Так, патриархальный и подданнический типы культуры формируют покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Активистский тип культуры формирует гражданина, готового нести ответственность за страну, а не покорного слугу власть предержащих.

Ресурсы власти - это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.

Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п.

Социальные ресурсы - это группы и слои общества, на поддержку которых может рассчитывать власть в проведении политики.

Культурно-информационные ресурсы - это знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения науки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно-информационных ресурсов как источника власти повышается.

Демографические ресурсы - это наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы.

Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами.

Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.

Процесс властвования характеризуется механизмом и способами властвования.

Механизм власти - это социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

Существуют два главных подхода к властвованию:

1) побуждение объекта к действиям, угодным субъекту, и

2) обеспечение бездействия подвластных, блокирование нежелательных для субъекта видов их поведения.

Способы властвования могут быть классифицированы на: демократические (при участии исполнителей в принятии решений); авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными); тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом); конституционные (правление в рамках закона); деспотические (всевластие и произвол); либеральные (уважение свободы и прав личности) и пр.

При классификации способов властвования нередко учитывается стиль поведения правителей. Так, Н. Макиавелли различал среди них «львов» (приверженцев откровенного прямолинейного господства, склонных к применению насилия) и «лис» (властителей гибких). Эти психологические характеристики впоследствии были использованы известным итальянским ученым В. Парето, исследовавшим роль элит в процессах оптимизации власти.

2 . Т ипология власти

Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы их взаимодействия используются в качестве оснований для ее типологии.

В зависимости от субъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия), плутократическая (господство крупных собственников) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам управления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и пр. По функциям ее органов - на законодательную, исполнительную и судебную, по способам воздействия субъекта на объект - на демократическую, тоталитарную и авторитарную. По широте охвата выделяются: мегавласть - международное сообщество и его организации (ООН, НАТО и др.); макровласть -центральные государственные институты; мезовласть -учреждения регионального, областного и районного масштабов, подчиненные центру; микровласть - уровень власти в малых группах, самоуправление.

В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, ее классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.

Экономическая власть - это контроль над ресурсами, собственность на материальные ценности, способность распределения материальных благ.

Социальная власть, частично совпадая с экономической, предполагает возможность влиять на положение широких слоев населения, обеспечивая их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть - это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распределения. Этот вид власти способен служить не только распространению объективных сведений, но и манипулятивным целям - управлению сознанием и поведением людей в интересах субъекта. Особенно широко политическое манипулирование применяется в условиях кризисов, дезинтеграции общественной жизни и вызываемой ими дезориентации граждан.

Наконец, принудительная власть предполагает контроль над людьми путем применения или угрозы применения силовых ресурсов.

Общественные власти находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Политическая власть, испытывая сильное влияние со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна играть по отношению к ней первенствующую роль. Вместе с тем многие политологи, прежде всего марксистского направления, считают важнейшей власть собственников средств производства и других общественных богатств.

Слияние политической, экономической, социальной и культурно-информационной власти при определяющей роли политики характерно для тоталитарных государств. Демократический строй предполагает разделение властей и каждой из них. В политике оно осуществляется путем разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые поддерживают определенный баланс между собой, а также между основными институтами политической системы. В экономике разделение власти осуществляется благодаря наличию множества конкурирующих центров влияния. В культурно-информационной сфере имеет место плюрализм средств массовой информации и других источников знания.

Одна из основных интегральных характеристик власти - ее эффективность, то есть способность выполнять свои задачи и функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.

Критерии эффективности власти таковы:

Достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов;

Рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;

Действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений;

Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;

Наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжений властных структур;

Действенность системы самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.

В современных демократических государствах важнейшими факторами эффективного функционирования власти являются наличие общенационального консенсуса по вопросу о целях и путях развития данного общества, сплоченность и стабильность властвующей элиты. Отсутствие этих условий, как показывает и опыт России последних лет, способно вызвать ожесточенное противостояние ветвей власти, которое усугубляет раскол общества, может вести к смуте, беспорядкам и гражданским войнам.

Важная характеристика политической власти - ее социальная база. Любая власть зависит от социальных интересов и выражает таковые. Во всей предшествующей истории политическая власть служила интересам господствующих классов.

В современном западном обществе политическая власть стремится к национальному консенсусу и поэтому во многом ориентируется на так называемый «средний класс». В странах постиндустриального типа на его долю приходятся три четверти населения. Он представлен такими группами, как рабочие, фермеры, интеллигенция, служащие.

В России власть лишена сколько-нибудь массовой социальной базы, слаба и малоэффективна. Она сосредоточена преимущественно не в государственных институтах, а в многочисленных центрах силы - кланах, финансовых и криминальных группировках, употребляющих ее исключительно в собственных целях. Государство пока неспособно навязать им правила ответственного поведения.

Таким образом, политика любого государства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов, социальных слоев и групп. Игнорирование этого принципа неизбежно ведет к отчуждению общества от власти, нарастанию социальных, национальных и религиозных конфликтов.

Функционирование политической власти во многом определяется системой мотивационных ориентации граждан. Мотивы политического подчинения делятся на ценностные, заинтересованные и принудительные.

Ценностная мотивация подчинения предполагает действия, совершаемые по внутреннему убеждению, из чувства долга, на основе веры в справедливость принимаемых решений. Добровольное подчинение политической власти определяется положительным отношением граждан к тем или иным аспектам ее деятельности.

Характерной особенностью ценностной мотивации является ее безвозмездность. Она не связана с ожиданием улучшения материального положения людей, получения выгод, привилегий.

Ценностная мотивация обычно соотносится с наличием в обществе легитимной власти. Поэтому ценностное подчинение является наиболее эффективным способом сохранения и укрепления политической власти. Прочность и устойчивость ценностных мотиваций облегчает власти сохранение общественного порядка.

Ценностное подчинение - относительно недорогой вид политического действия. Расходы на идеологические акции по формированию ценностей ниже, чем затраты на развитие экономики или поддержание репрессивного аппарата.

Любая политическая власть стремится сохранить и укрепить веру народа в существующий порядок, добивается того, чтобы народ признавал его своим, правильным и необходимым. Она заинтересована в том, чтобы предотвратить эрозию ценностной мотивации подчинения, сохранить социально-психологическую основу своего авторитета.

Заинтересованный тип подчинения основан на получении от власти благ, выгод и привилегий. Его оборотной стороной являются покорность граждан, конформизм. Этот тип подчинения играет важную роль в политической жизни общества, поскольку правящие круги стремятся обеспечить наиболее приемлемое для себя поведение населения.

Заинтересованное подчинение является весьма дорогостоящим по сравнению с ценностным. Для удовлетворения запросов, потребностей людей необходимо развивать промышленность, сельское хозяйство, строительство, сферу обслуживания. В принципе это оправдывает себя, так как обеспечивает возрастание общественного богатства страны.

Принудительные мотивы подчинения - это осторожность, уступчивость, покорность, страх, вызываемые запретами, наказаниями, применением силы. Принудительная ориентация представляет собой репрессивное сознание, порождаемое необходимостью подчиняться политической власти в связи с возможными негативными экономическими, политическими и прочими санкциями. Характер принуждения зависит от степени противодействия граждан.

Среди различных мер принуждения широко применяются меры экономические (понижение зарплаты, лишение должности). Однако при наличии высокого жизненного уровня они не приводят к желаемому результату. Материально защищенные люди труднее поддаются экономическому принуждению.

Поэтому правящие круги восполняют недостаточную эффективность этого вида принуждения акциями политическими и духовно-идеологическими. Могут использоваться различные виды устрашения (проверка на благонадежность, слежка, шантаж, провокации).

Крайней мерой принуждения со стороны власти выступает насилие. Используются военные и полицейские силы, которые подавляют выступления противников режима, разгоняют демонстрации, проводят обыски и облавы и т. д.

Однако практика показывает, что длительное время такие акции срабатывать не могут. Для сохранения политического режима власть идет на реформы, прибегает к мерам идейно-психологического воздействия.

3. П роблема оптимальной организации структуры власти и предотвращения злоупотреблений ею

власть субъект объект политика

В истории политической мысли видное место занимает проблема оптимальной организации структуры власти и предотвращения злоупотреблений ею.

Механизм функционирования власти в рамках закона в XVII веке был разработан Дж. Локком. Его проект предусматривал разделение единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Согласно этому проекту, власти по функциональному признаку делились на законодательную, исполнительную (она же судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями.

В XVIII веке, Монтескье создал теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая легла в основу конституций конца XVIII-XIX века. Впоследствии эта схема была дополнена еще одним субъектом высшей власти, который мог выступать в качестве координатора и арбитра в конфликтах между вышеназванными тремя ветвями,- это монарх или президент.

Принцип разделения властей необходим, во-первых, в силу потребности в их специализации и, во-вторых, для поддержания в обществе определенного баланса власти. Последнее обстоятельство отражает тот факт, что в деле управления государством нельзя опираться лишь на благие намерения и добродетели правителей. Возможность неограниченной власти способна превратить в тирана даже мудрого лидера.

Конституционным правом демократических государств разработана эффективная система сдержек и противовесов во взаимоотношениях трех ветвей власти. Так, законодательная деятельность парламентов контролируется институтами конституционного надзора; представительные органы не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность правительства; исполнительная власть может наложить вето на некоторые законы. В свою очередь исполнительная власть нередко наделяется полномочиями издавать нормативные акты законодательного характера, которые, однако, могут быть заблокированы представительной властью при условии квалифицированного большинства в две трети депутатских голосов. В то же время глава государства - президент может быть отрешен от должности при соответствующей санкции Конституционного суда.

В настоящее время особую и чрезвычайно важную роль высшего арбитра в отношениях между властью и обществом играет Конституционный суд. Он призван определять отношение всех инстанций власти, общества и его членов к праву, закону и прежде всего к Конституции.

4. О сновные тенденции властных отношений в современном российском обществе

В современных российских условиях для политической власти характерны следующие тенденции.

Первая из них заключается в усилении интенсивности процессов демократизации. Они проявляются в замене форм власти, основанных на насилии и принуждении, формами общественного консенсуса и самоуправления. Эта тенденция проявляется в том, что усиливается воздействие на властные отношения общественных движений и групп интересов.

Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности как обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры России предпринимают максимум усилий для обеспечения своей легитимности, то есть признания законного характера власти.

Легитимность политической власти в современной России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа, связанных с личностью президента, установлением политической стабильности, демонстрацией власти своих шагов, направленных на повышение уровня жизни людей, постановке такой проблемы Президентом России, ускорением экономического развития страны, перераспределением денежных средств от богатых к бедным слоям населения, создание законодательной базы, необходимой для проведения этих преобразований в обществе, эффективной работе законодательной и исполнительной ветвей власти.

Третья тенденция - в стремлении правящих кругов к обретению авторитета как более надежной и долговременной по сравнению с принуждением формы влияния, позволяющей осуществлять власть с затратой минимальных ресурсов.

Как правильно было замечено Гаджиевым К.С., злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Тенденция к разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти. Особенно заметно действие этой системы в нашей стране. При этом проводится в жизнь разделение властей не только по горизонтали, но и по вертикали. Ярко выраженной является передача ряда полномочий от федеральных властных структур местным органам власти.

Пятая тенденция отражает негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Эта тенденция препятствует достижению столь необходимой для нашего государства экономической и политической стабильности. Опыт России девяностых годов дал немало примеров проявления этой тенденции.

Шестая тенденция проявляется в прогрессирующей бюрократизации аппарата власти. Этот процесс характерен практически для всех стран, в том числе и России и имеет негативные последствия для общества.

Связано это с тем, что, осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. Как известно, не исключены случаи, когда бюрократия в такой ситуации действует далеко не в государственных интересах.

З аключение

Власть - ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке. Поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение новых тенденций в развитии властных отношений необходимо для осмысления современного состояния России.

В настоящее время самой актуальной является проблема демократизации российской политической власти. Политику трудно проводить, если общество не доверяет власти, а последняя не уверена в своем окружении и во всех тех людях - классах, группах, обществе, которыми она должна руководить. Между обществом и государством, народом и властью, руководителями и подчиненными отнюдь не всегда царит гармония. Политические отношения зыбки и непостоянны. Взаимное или одностороннее влечение сменяется разочарованием, а нередко и конфликтами. Сегодня, когда в стране взят курс на построение правого гражданского общества с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев особенно важно признание власти большинством народа законной и справедливой, согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться.

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Властные структуры России предпринимают максимум усилий для обеспечения своей легитимности, то есть признания законного характера власти.

С писок использованной литературы

1.Азаров Н.И., Андрияш Г.С., Бакулина Т.В., Политология: Учеб.пособие для техн.спец.вузов. /Под ред.Н.И.Азарова - М.: Высшая школа, 2005. - 303 с.

2.Василик М.А. Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учебное пособие для студентов вузов. -М.:Гардарики, 2006. - 270 с.

3.Дегтярев А.А. Политическая власть // Полис. -2006. -№ 3.-С.12-15.

4.Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. -Ростов н/Д: Феникс, 2006 - 544 с.

5.Кривогуз И.М. Политология: Учебник для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. -288с.

6.Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие - М.:Финансы и ститастика, 2005. - 336 с.

7.Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ // Полис. -2000. -№ 1-2 -С.28-35

8.Политология: Учебное пособие/Под ред. .В.Полуниной. -М.:Акалис, 2007. -278 с.

9.Фетисов А.С. Политическая власть: проблемы легитимности // Социально-политический журнал. -2005. -№ 3.- С. 18-22.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Различные определения власти в политологической литературе. Соотношение политики и власти. Субъект и объект власти. Функции и значение власти для общества и государства. Принцип разделения властей. Ресурсы власти, их разновидности и характеристика.

    реферат , добавлен 02.05.2012

    Власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Сущность власти, ее структура. Природа подчинения. Ресурсы, процесс и виды власти. Политическая власть как особый вид власти. Политическая легитимность. Проблемы исследования власти.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Сущность, функции и компоненты власти; телеологическая, инструментальная и функциональная трактовки. Функции власти, механизм и способы взаимодействия между партнерами, мотивация подчинения. Отличительные признаки политической власти, стили руководства.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    Субъект, объект, Субъект, объект, ресурсы и формы существования власти. Виды власти. Проблемы легитимности власти. Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2006

    Ограничение политической сферы властными отношениями, осуществляемыми на уровне общества или социальных общностей. Происхождение власти. Рационализация политических представлений. Основные компоненты власти: субъект, объект, средства. Институты власти.

    реферат , добавлен 19.12.2012

    Определение понятия власти, её сущность и характер, отличительные признаки и особенности, главные типы легитимности, основные компоненты и ресурсы, классификация по функциям ее органов. Анализ реформ политической власти, проведенных в 2000 и 2004 гг.

    реферат , добавлен 12.04.2015

    Понятие, сущность, источники, ресурсы власти. Типы политической власти, их отличительные особенности и нормативно-правовое обоснование. Легитимность власти: понятие и содержание, место в современном обществе. Специфика политической власти в Казахстане.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Бихевиористская, теологическая, биологическая, мифологическая, психоаналитическая концепции власти. Структура и ресурсы государственной власти, ее разновидности. Сущность политической власти, ее виды и функции. Необходимость власти и ее место в обществе.

    реферат , добавлен 18.10.2016

    Сущность и структура политической власти, ее ресурсы и процесс. Легитимность власти, её соотношение с эффективностью власти. Свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности. Теории реляционной интерпретации власти.

    реферат , добавлен 30.09.2009

    Разнообразные трактовки понятия политической власти; ее виды, отличительные признаки, субъекты и объекты. Характеристика традиционного, харизматического и рационально-правового видов легитимности власти как важного условия политической стабильности.

Политическая власть всегда носит общественный ха­рактер, проявляется через функционирование специаль­ных структур, предполагает использование силы при­нуждения, нравственное влияние, опору на традиции и чувства. Человек на протяжении всей истории пытался сделать общество более организованным и рациональным.

Макиавелли рассматривает власть как реальную спо­собность правительства повелевать подданными. При этом целью политики является усиление власти любыми средствами. Орудием власти выступает право. Однако власть опирается не только на законы, но и на армию. Недалека власть от насилия и у М. Вебера. Власть он понимает как отношение господства людей над людьми, основывающееся на оправданном насилии.

Достаточно часто понятие «власть» отождествляется с понятиями «сила», «господство», «авторитет», «право». Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет ка­кого-либо единого, общепринятого определения полити­ческой власти. В современных концепциях власти глав­ным является вопрос об источниках, или основаниях, власти. Можно выделить четыре основных подхода к ре­шению этого вопроса:

1. Марксистская концепция определяет власть как организованное господство одного класса над другими общественными классами.

2. Элитарная концепция. Власть появляется в резуль­тате разделения общества на элиту и массы. Поэтому власть здесь представляет собой отношения между гос­подствующим меньшинством и подчиненным большин­ством.

3. Структурно-организационная концепция власти. Политическая власть вторична по отношению к обществу в целом. Она лишь придает форму обществу, организуя его, его структурные элементы.

4. Поведенческая концепция власти. Власть появляет­ся вследствие взаимодействия индивидов в процессе их политического поведения. Сама власть и стремление к ней - это доминирующая черта человеческой психики.

Политическая власть - это понятие, обозначающее ре­альную способность определенного класса, иной социальной группы или большинства данного общества, а также пред­ставляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индиви­дам, осуществлять общие интересы и цели насильственны­ми и ненасильственными средствами. Когда мы говорим о политической власти, то прежде всего понимаем, что это власть над людьми, способ реализации общих интересов и достижения общих целей.

Кроме того, политическая власть обладает рядом при­знаков:

1. Власть - компонент общественной системы в це­лом. Она зарождается и утверждается в обществе, по­скольку необходима в общественных отношениях между различными социальными группами. Она закрепляет приоритетность интересов и ценностей определенных со­циальных групп, классов или большинства населения как общих, обязательных для всех слоев населения.

2. Политическая власть, как общественные отношения, содержит противоречие между субъектом и объектом вла­ствования. Властвующий субъект обладает соответству­ющим статусом, влиянием, авторитетом. В то же время власть становится все больше действием и отношением, основанными на обладании знанием и его распределе­нии. Поэтому, чтобы обладать политической властью, ее субъект должен постоянно стремиться к получению достоверной и своевременной информации, в противном случае он может превратиться в объект политических отношений.

3. Власть - это возможность, поэтому ее нельзя при­своить. Захватив власть, передать ее из одних рук в дру­гие не означает ничего другого, кроме того, что овладеть или передать определенную совокупность средств или право навязывать свою волю другим.

4. Политическая власть и ее осуществление содержат печать волевого действия. Поэтому при анализе полити­ческой власти следует иметь в виду, что за волевыми дей­ствиями людей всегда стоят объективные отношения, которые обусловливают наблюдаемые взаимодействия индивидов и групп, за субъективно-волевыми отношени­ями скрываются объективные взаимосвязи, потребности и интересы.

5. Политическая власть связана с принуждением, од­нако ее нельзя с ним отождествлять. Политическая власть предполагает сознательное, добровольное участие масс в принятии аполитичных решений.

6. Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственная, партийная, регио­нальная, международная и т. д. Государственная власть опирается на специальный аппарат принуждения и рас­полагает монопольным правом издавать законы и утвер­ждать другие нормативные акты, обязательные для всех. В этом состоит ее отличие от других видов власти.

Политическая власть призвана проводить волю правящего класса или социальной группы посредством политики и правовых норм. Эта власть как понятие значительно шире понятия власти государствен­ной. Она осуществляется не только государственными институтами.

Какими же сущностными чертами обладает политическая власть?

Во-первых, суверенностью. Она не может быть разделена между субъектами, занимающими разные политические позиции. Даже в тех случаях, когда в стране действуют многопартийный парламент и коалиционное правительство, они осуществляют власть на осно­ве договора, компромисса, но с одной политической позиции.

Во-вторых, политическая власть обладает (должна обладать) легитимностью (законностью). Указы, директивы, распоряжения исполняются именно потому, что управляемые доверяют властям. Правительства не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную дея­тельность, полагаясь только на насилие. Необходимо добровольное согласие, скрепленное уважением законности как признака циви­лизованной власти. В наше время легитимность - обязательный признак цивилизованной вла­сти, признания ее гражданским обществом.

Наконец, в-третьих, политической власти присущи воля и способ­ность принуждения.

Благодаря этим признакам политическая власть последователь­но реализует государственные программы, законы. В совокупности перечисленные черты делают политическую власть сильной, дее­способной.

Политическая власть - всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет под­чинение во имя общих целей.

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д.

Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Ею обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется.

Власть разных типов различается по ряду взаимосвязанных и пересекающихся признаков:

  • 1) (институционные организованные в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархией отношений распоряжения - подчинения) и неинституционные (неформализованные, без четко выраженных руководящих и исполняющих звеньев) - власть в политических ассоциациях, лидерство в неформальных группах и т.п. типы;
  • 2) (по области функционирования различаются политические и неполитические власти, которые, в основном все так или иначе связаны с политикой происхождения, общими организационными принципами и функциями (экономические, правовые, идеологические и др. власти, власти в родственных и личных отношениях, в кланах, корпорациях и т.п.);
  • 3) (по области и объему прерогатив различаются государственная, ассоциативная (партийная, групповая, власть местной администрации и т.д.), власть государства во внешнеполитических отношениях, международная власть всемирных организаций, союзов, блоков стран и интегрированных государственных сообществ;
  • 4) по субъекту власти -парламентская, правительственная, судебная, личная (монархическая - королевская, царская и т.п., президентская), коллективная (партийная, коллегиальная власти руководящих групп, клановая, народная, классовая, власть т.н. правящих сил и т.д.);
  • 5) по структуре правящего субъекта - единоличная, единоначальная (монархическая, самодержавная, диктаторская, директорская и пр.) и полиархическая, образованная группой - олигархией (тип группового самовластия);
  • 6) по применяемым методам различаются власти как господство, насилие, принуждение других видов, убеждение, авторитет (наиболее развитая, престижная и легитимная форма власти, привлекающая своими нравственными нормами, служением обществу, побуждающая следовать ее идеям и принципам), харизматическая власти, эмоционально насыщенная, волевая, интуитивно, но верно отражающая массовые общественные настроения и запросы;
  • 7) по социально-политической природе и структурной организации носителя власти -монархическая, республиканская;
  • 8) по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и пр.;
  • 9) по социальному типу - феодальная, буржуазная и т.д. власть организуется и функционирует в обществе на нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих уровнях

Не последнее место в понимание власти как явления, связанного с процессами, происходящими в жизни общества, занимает такое понятие как легитимность.

Легитимность - это социально-культурная характеристика власти, основанная на признании права носителя власти. Это способность власти создавать условия для исполнения.

Большой вклад в теорию легитимации господства внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти.

  • 1) Традиционная власть. Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому, что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах, организованных по подобию семьи, где повиновение отцу главе рода, является естественной реакцией на политический порядок.
  • 2) Харизматическая власть. Авторитет носителя харизматической власти - это авторитет какого - то необычного личного дара - харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такая личность рассматривается как бы посланной богом. В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров, как Ленин, Сталин, Троцкий и д.
  • 3) Рационально - правовая власть. Источник её законности состоит в том, что она опирается на общепризнанный правовой порядок. Люди, обладающие такой властью, приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например, в результате выборов. Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке, а на признании разумности, рациональности существующего политического порядка.

Политика и другие общественные явления (экономика, мораль, религия, идеология, и др.)..

Политика как социальный феномен находится в диалектической взаимосвязи и взаимодействии с другими общественными явлениями. Среди них можно выделить экономику, идеологию, мораль, право, религию и другие.

Известно, что политика детерминирована экономическими интересами больших общественных групп . Эти интересы выступают в конечном счёте как социальная причина политических действий. Вместе с тем следует помнить, что политика не является пассивным следствием экономики. Политическая деятельность , возникнув на базе экономического развития , обладает большой степенью самостоятельности. Только сознательное использование политикой экономических законов, правильный учёт ведущих тенденций общественного развития будут позитивно влиять на экономику.

Взаимные связи между идеоло­гией и политикой многоплановы, диалектически противоречивы. Идеология составляет теоретическую основу политической деятельности. Без неё невозможно осознание политиками целей развития , места и роли конкретных социальных сил в их достижении. Взаимные связи идеологии и политики можно охарактеризовать следующим образом: идеология, пользуясь политикой как инструментом, выступает одновременно в качестве инструмента политики .

Большой сложностью характеризуется взаимосвязь политики и морали . Они могут отличаться как единством двух явлений общественной жизни, так и противоречиями между политикой и нормами жизни. Исторический опыт свидетельствует, что, как правило, нравственность выступала оппонентом политики , дава­ла оценку политическим взглядам (совесть политики) , концепциям и действиям, мотивам поведения людей в политической сфере. Сегодня в основе оценки нравственной политики – соотнесение её с общечело­веческими ценностями , принципами и нормами морали. Обремененные повседневными заботами и тяготами жизни люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что их бытие и качество жизни зависят от стабильной политики. В политике нельзя действовать методом проб и ошибок.

--- Систематическим изучением политики занимает ся особая политическая наука – политология. Политическая наука должна помочь практикующим политикам и общественным деятелям ответственнее подходить к отправлению власти, а обычным гражданам осознать необходимость большой политической активности, базирующейся на высоком уровне политических знаний и культуры.


Политическая власть является центральной категорией политологии . Между тем, власть – одно из фундаментальных начал жизни общества и человека. Пространство власти может быть предельно малым (личность самого человека, семья) и предельно большим, выходя за рамки государства (власть идеологий, религий, международных органов). Отношения власти имеют универсальный характер, проникают во все сферы жизни и деятельности. Соответственно этому власть делится на экономическую (власть менеджеров и собственников), духовную (власть религиозных иерархов, мистиков, магов), информационную (власть ученых, экспертов, представителей СМИ), административную (власть бюрократов), военную (власть генералитета), политическую . По классическому определению М.Вебера власть представляет собой «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению , вне зависимости от того, на чем такая возможность основывается». Властные отношения – связь двухсторонняя: изъявление воли и повиновения . Власть в наличии, когда сомкнуты обе стороны этих отношений. Подвластный не пассивный объект, он может оказывать обратное влияние на власть. Кроме двух выше названных значений власти (отношения командования – подчинения, волевой элемент) её осуществление предполагает наличие определенного института (учреждения, нормы, роли), способного обеспечить единство действий и порядок в общественных отношениях. Политическая власть , как и любая другая власть, означает способность и право одних социальных субъектов осуществлять свою волю в отношении других , повелевать и управлять другими, опираясь на силу, авторитет и права. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Отличительными признаками политической власти являются : – верховенство , обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их; – всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательна для всех; – легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны; – моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений; – широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Отдельным, наиболее важным видом власти, является политическая власть. Политическая власть означает способность и право одних социальных субъектов осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими, опираясь на силу, авторитет и право. Вместе с тем, она имеет и другую специфику.

Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредотачивают в себе власть и организаций, через которые власть реализуется.
Отличительными признаками политической власти являются:
Суверенитет, т.е. независимость и неделимость политической власти. Это означает, что политическая власть не может быть разделена между социальными субъектами, которые занимают разные политические позиции.
2. Авторитет, т.е. общепризнанные в стране и за её пределами влияние субъекта политической власти.
3. Волевой характер означает наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться её осуществления.
4. Верховенство, т.е. обязательность её решений для всего общества и для всех других видов власти.
5. Всеобщность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательно для всех.
6. Принудительность. Т.е. легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны.
7. Моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра принятия решения.
8. Широчайший спектр используемых стредств для завоевания, удержания и реализации власти.


14. Понятия субъекта и объекта политической власти, функции власти

В самом общем виде власть представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Субъект и объект власти являются непосредственными участниками властных отношений. Субъект власти (индивид, группа, организация) посредством определенного акта - приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение. Объект власти в свою очередь должен обязательно подчиниться.

Без подчинения властные отношения не возникают. Власть всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающие социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение).



Элементами сущностной характеристики политической власти являются:

1) источник власти (чаще всего - собственность);

2) субъект власти (субъект собственности - класс собственников, власть которого реализуется как через государственный аппарат, так и через негосударственные организации и учреждения посредством права, идеологии);

3) функции власти (осуществление политических интересов субъекта собственности);

4) объекты власти (классы, социальные слои, индивиды), то есть управляемые;

5) средства осуществления власти (механизм осуществления власти).

К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

Поддержание общественного порядка и стабильности;

Выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

Достижение общественного согласия (консенсуса);

Принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

Управление делами общества

15. Основания и ресурсы власти

Социальные основания власти - это социальные группы и слои, на которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоев определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями, уровнем развития науки и техники.

Социальные ресурсы - это мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности. Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы могут использоваться также для поощрения или наказания.



А.Этциони подразделяет ресурсы власти на утилитарные (материальные и социальные блага, связанные с повседневными потребностями людей), принудительные (различные меры наказания), нормативные (нормы права, традиции, ценностные ориентации).

О. Тоффлер выделяются три основных ресурса власти - сила, богатство, знания.

В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности ресурсы власти подразделяются на экономические (богатство), социальные (способность изменения статуса в социальной стратификации), информационные (знания и информация), принудительные или силовые (различные средства физического

принуждения, оружие).

Традиционно выделяется несколько различных типов ресурсов.

Принудительные ресурсы (оружие, административные наказания, физическая сила, полиция и т. п.) используются для создания угрозы объекту в случае невыполнения им воли субъекта.

Утилитарные ресурсы (деньги, услуги, земля, продвижение по службе, и т. п.) действуют в качестве компенсации за готовность объекта подчиняться субъекту.

Нормативные ресурсы (законы, права, полномочия, служебные привилегии, традиции, статус и т. п.) придают обязательность командам субъекта; объект подчиняется субъекту, поскольку такое поведение соответствует нормам, принятым в данном обществе или коллективе.

16. Легитимность и легитимация политической власти

Легитимность - признание правомерности официальной власти обществом и международным содружеством. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти подчиненными.

Типы легитимности. Классической считается типология политического господства, разработанная М.Вебером. Он выделил три идеальных типа легитимности политической власти: традиционный, рационально-легальный и харизматический.

Традиционный тип легитимности основывается на привычке подчиняться власти, вере в её священность. Примером традиционного типа господства являются монархии.

Рационально-легальная легитимность характеризуется верой людей в справедливость существующих правил формирования власти. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя. Примером такого типа легитимности являются демократические государства.

Традиционная власть, как правило, персонифицирована. При рациональной организации политическая власть приобретает деперсонифицированный характер, поскольку определяющими становятся не традиции, а положение личности в системе организационной иерархии.

Харизматический тип политического господства основывается на вере населения в исключительные, уникальные качества политического лидера. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.

В современной политической науке классификация М.Вебера дополняется другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании правомерности власти с помощью идеологии, внедряемой в сознание широких слоев населения.


17. Политическая система: понятие, структура, функции

Понятие "политическая система" отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе.

Д. Истон. Г.Алмонд, Д. Пауэлл, К. Дойч

Структура политической системы . Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.

Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.

Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.

Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.

Идеологическая подсистема - это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

Культурная подсистема - комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.

Функции - определение целей, задач программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использования власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение дефицитных ценностей.Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, Во-вторых, распределительной способностью. В-третьих, экстрактивной способностью, В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия.

В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций: преобразования, адаптации и сохранения системы.

Первая группа включает шесть функций, различаемых в зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции: 1) артикуляция (выражение) интересов; 2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов. На "выходе" четыре функции: разработка норм, применение норм, контроль за применением норм, политическая коммуникация.

Вторая группа включает две основные функции - политическое рекрутирование и политическую социализацию. Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы. Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры.


18. Понятие политического режима и его типы

Политический режим – совокупность форм и методов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы в обществе. Политический режим - характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Основные формы правления следующие:

1.Автократия- самовластии, неограниченная власть одного лица (монарха, президента)

2. Аристократия- власть знати, привилегированного большинства знатных (лучших) людей

3. Плутократия - власть богатых, господство в обществе «денежных мешков»

4. Тимократия - власть привилегированной верхушки состоятельных людей

5. Теократия- власть церкви и духовенства

6. Геронтократия- власть старейшин, старшего поколения людей

7. Демократия- народовластии, власть всего народа, широких слоев общества

8. Охлократия- власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям

9. Монархия- власть одного правителя-монарха (шаха, султана, короля и пр.

10. Олигархия- власть немногих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных и пр.)

11. Полиархия- власть многих, власть в руках трех и более лиц: военной хунты, Политбюро ЦК КПСС и т.д.; форма демократии, при которой на действия правительства заметно влияют различные общественные организации (профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров и пр.)

12. Анархия- отсутствие власти, безвластие, вызывающее дезорганизованность в обществе

13. Диктатура -неограниченная власть одного лица (диктатора) , группы лиц, политической партии и т.д.

14. Бюрократия- чрезмерная власть чиновников в обществе (заботящихся главным образом о себе).


Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. Авторитаризм характерен как для обществ, прошающихся с тотаритарным прошлым (двигающихся к демократии), так и для перерастающих в тоталитарное общество (уходящих от демократии). С тоталитаризмом его обычно роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией- наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу.

4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она и может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии.

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это-монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и пр. Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой, с помощью массового истребления и запугивания противников, но и более гуманными средствами. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения.


20. Тоталитарный политический режим

Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства.

Черты тоталитарного режима:

Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить «единственно верной» теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы;

Монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников.

Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.п. Культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданию командных методов управления и репрессий.

К собственно политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), массовый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.

Превосходство определенного класса, нации или расы.

В процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средств существования: работу, жилье и т.п.

Разновидности тоталитарного режима: коммунизм, фашизм и национал-социализм.


21. Демократия как политическая система и политический режим: основные формы и признаки.

Демократия - форма государственного устройства, тип политического режима, основанного на признании принципов народовластия, законности, свободы и равенства граждан.

Признаки демократии:

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.

2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В древности многие народы нередко выбирали себе царей, которые затем имели право на пожизненное правление и даже передачу этого права по наследству. (У древних греков выборная монархия называлась «эсимнетия».) Однако в этом случае демократии еще не было.

3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране.

Представительная демократия . Политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.

Прямая демократия. Форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Протективная демократия. Главным смыслом собственного существования такая демократия считает защиту граждан, как от произвола властей, так и от беззакония частных лиц. Важным для этой модели демократии является отделение государства от гражданского общества и невмешательство власти во многие сферы жизни, прежде всего в экономику. Модель демократического политического режима, описанная Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье.

Плюралистическая демократия. Плюралистическая концепция исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом государстве.

Если обобщить разнообразные концепции плюралистической демократии, то можно выделить в них следующие общие основополагающие идеи: 1) заинтересованная группа - центральный элемент демократической политической системы, гарантирующей реализацию интересов, прав и свобод личности. Сама личность при этом оттесняется на второй план, хотя ее статус как первичного субъекта власти и не отрицается; 2) общая воля как результат конфликтного взаимодействия различных групп и их компромиссов. Эта воля не существует априори, до соревнования различных политических факторов, а формируется в процессе «примирения», уравнивания многообразных интересов; 3) соперничество и баланс групповых интересов - социальная основа демократической власти, ее динамики; 4) сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу (либерализм), но и на социальную область, где ими выступают группы-соперники; 5) «разумный эгоизм», личный и, особенно, групповой интересы как генераторы политики; 6) государство - не «ночной сторож» (либерализм), а орган, ответственный за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость. С плюралистической теорией демократии вполне совместимы теория и практика социального государства, обеспечивающего достойные условия жизни каждому человеку. Государство - это также арбитр, гарантирующий соблюдение законов, правил игры в соревновании многообразных групп и не допускающий монополизации власти; 7) диффузия, распыление власти между разнообразными центрами политического влияния: государственными институтами, партиями, группами интересов и т.д.; 8) наличие в обществе ценностного консенсуса, предполагающего признание и уважение всеми участниками политического соревнования основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав личности, закона; 9) демократическая организация самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан. Без этого демократия превращается в плюрализм элит.

Конституционная демократия. Она ставит власть большинства в определенные рамки, ограничивает ее полномочия и функции с помощью конституции и разделения властей и обеспечивает тем самым автономию и свободу меньшинства, в том числе отдельной личности.

Партиципаторная демократия . Эти теории исходят из трактовки демократии как универсального принципа организации всех областей общественной жизни, обеспечивающего уважение достоинства личности. Демократия должна быть везде - в семье, школе, университетах, на производстве, в партиях, государстве и т.д. В принципе в обществе не существует каких-либо областей, находящихся вне политики и не допускающих демократического участия. Граждане должны активно участвовать не только в выборе своих представителей, и даже не только в принятии решений на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в политическом процессе - в подготовке, принятии и осуществлении решений, а также в контроле за их реализацией.

Главными целями партиципации являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности. Этим обеспечивается максимальный учет в политике интересов народа, прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан. Участие многих людей в управлении расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений, увеличивает вероятность их оптимизации, а следовательно, повышается стабильность политической системы и эффективность управления. Кроме того, широкое участие граждан в политическом процессе обеспечивает эффективный контроль за должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв депутатов от народа, бюрократизацию чиновничества.

К радикальным вариантам теории партиципаторной демократии примыкают политические концепции новых социальных движений, например экологистов. Все эти теории объединены идеями децентрализации управления, прямого участия в нем широких народных масс, развития самоуправления.

У партиципаторной демократии имеются не только сторонники, но и оппоненты. Ее критики утверждают, что демократия не может быть формой жизни, универсальным принципом ее организации, поскольку лежащие в основе демократии идеи свободы и равенства с момента ее происхождения относятся лишь к взаимоотношениям между гражданами и государством и противоречат естественному неравенству и принуждению, присущим некоторым областям жизнедеятельности, например взаимоотношениям учителей и учеников, руководителей и подчиненных и т.д.


22. Выборы и избирательные системы.

Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д.

Функции выборов :

Артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения.

Контроль за институтами власти.

Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли.

Легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п.

Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

Политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия.

Рекрутирование политической элиты.

Генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ.

Конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства.

Главное социальное назначение выборов - адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).

При мажоритарной, системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. 2) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами.

Мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков . Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий.

Пропорциональная избирательная система . Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них - относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.

Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремистских сил многие страны используют т.н. заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданых голосов. В России на данный момент порог составляет 7 %. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

К. недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений.

Смешанная система. Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.


23. Государство как основной институт политической системы. Функции государства .

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу.

Общими для государства являются следующие признаки :

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

К внутренним функциям государства относятся :

1. Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

2. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

3. Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.