Специальный порядок размещения средств страховых резервов установлен. Анализ изменений Правил размещения страховых резервов в РФ

Наблюдается вполне закономерный процесс приведения страховой сферы, и прежде всего в отношении порядка размещения страховых резервов, в рамки «цивилизованного», оптимального для общества законодательства. С этой точки зрения представляется интересным анализ хронологии развития Правил размещения страховых резервов в РФ.

«Хронология изменений в структуре размещаемых страховых резервов страховыми организациями с 1993 по 2000г.».

Условные обозначения:

Kн - Используется нормативный коэффициент оценки активов.

N - Актив не рассматривается в качестве объекта инвестирования

Виды активов

1. Государственные ценные бумаги РФ

Ограничений нет

2. Государственные ценные бумаги субъектов РФ

В сумме <=30 %, но не более 10 % на один орган местного самоуправления и не более 15 % на один субъект РФ.

3. Муниципальные ценные бумаги(до 1997г. ценные бумаги местных органов управления)

4. Банковские депозиты, в том числе удостоверенные депозитными сертификатами и векселей банков (до 1995 банковские депозиты).

5. Акции и облигации (кроме относящихся к подпунктам 1-3); (с 1993г.- 1995г. - ценные бумаги акционерных обществ, прочие права участия, другие ценности; c 1995г. –1999г. –ценные бумаги)

6. Дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховых посредников.

Ограничений нет

7. Депо премий по рискам, принятым в перестрахование

Ограничений нет

8. Суммарная стоимость инвестиционных паёв паевых инвестиционных фондов и сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления

Ограничений нет

9. Суммарная стоимость долей в УК обществ с ограниченной ответственностью и вкладов в складочный капитал товариществ на вере и стоимость ценных бумаг (за исключением инвестиционных паёв паевых инвестиционных фондов и сертификатов долевого участия в общих фондах банковского управления), не включённых в котировальный лист ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг.(c 1995г. – 1999г. – права собственности на долю участия в УК).

Ограничений нет

10. Жилищные сертификаты (кроме относящихся к подпунктам 1-3)

Ограничений нет

11. Недвижимое имущество

14. Суммарная стоимость ценных бумаг, эмитированных одним юридическим лицом и включённых в котировочный лист первого уровня хотя бы одним признанным организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Ограничений нет

15. Суммарная стоимость ценных бумаг, эмитированных одним юридическим лицом и не включённых в котировальный лист первого уровня ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, но включённый в котировальный лист 2-ого уровня хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Ограничений нет

16. Суммарная величина доли перестраховщиков (кроме как в Резерве заявленных, но не урегулированных убытков(РЗУ).)

Ограничений нет

17. Суммарная доля перестраховщиков, не являющихся резидентами РФ (кроме как в РЗУ)

Ограничений нет

18. Денежная наличность в рублях (с 1995 - 1999г. – денежная наличность).

Ограничений нет

Ограничений нет

19. Денежные средства на счетах в банках

Ограничений нет

20. Иностранная валюта на счетах в банках (до 95г. валютные ценности)

Ограничений нет

Принципиальным отличием правил 93г. и 95г. явилось наличие в последних раздела «направления размещения страховых резервов», тогда как до этого регламентировались лишь минимальный размер инвестиций в государственные ценные бумаги и максимальная доля размещения в те или иные активы, например не более 40 % в недвижимое имущество. Т.е. фактически до 95г. это означало: “Инвестируйте не менее 10 % средств в государственные ценные бумаги, а остальное куда хотите за исключением того то и в рамках Правил». Для сравнения с 95г. – «Инвестируйте в государственные ценные бумаги не менее 20 % резервов по договорам долгосрочного страхования жизни, не менее 10 % по видам страхования иным, чем страхование жизни, остальное только в указанные в Правилах активы за исключением того то и в рамках Правил». Разница довольно ощутима, ведь многие активы попросту не были указаны, например один из разделов звучит так: не более 40 % -ценные бумаги акционерных обществ, прочие права участия, другие ценности, т. е. в акции инвестируйте не более 40 %, а, например, в облигации хоть все 100 %? Дебиторская задолженность, депо премий по рискам, переданным в перестрахование, доля перестраховщиков не рассматриваются как объекты размещения не только в Правилах 93 года, но и 95-ого. Значительные законодательные пробелы нашли своё отражение на российском страховом рынке в виде грюндерства с 93г. по 95г. Надо также отметить, что в Правилах 95г. был значительно расширен перечень запрещённых направлений инвестирования:

ü «Запрещены инвестиции в такие ценные бумаги, как: чек, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, приватизированная ценная бумага».

ü Исключается в качестве объекта инвестирования оплата труда работников страховой компании, оказание им материальной помощи и выдача ссуд, а также оплата налогов, штрафных санкций и т.д.

Отдельно отмечается, что страховые резервы не могут служить предметом залога, выступать в качестве источника уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта, а наличие достаточного количества резервов на расчётном счёте в банке (не мене 3 % (ранее не менее 5 %) общей суммы страховых резервов) для осуществления текущих страховых выплат указывается в качестве прямой обязанности страховщика. Можно говорить о том, что в 94-95 годы был совершён определённый «законодательный прорыв»: произошёл переход к германской системе страховых резервов посредством принятия Правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни в 94 г., введены в действие Правила размещения страховых резервов в 95г. Т. е. были приняты два базовых для страховой сферы документа, причём последний был значительно улучшен и доработан. К достоинствам Правил 95г. также следует добавить наличие следующих разделов: ценные бумаги (раздел №3), где законодатель явно пытается устранить свои предыдущие ошибки, пояснения к термину недвижимость для настоящих правил (раздел №4), регламентация порядка выдачи ссуд страхователям (раздел №6) и, наконец, раздел, посвящённый принципам размещения страховых резервов. Пункт 1–ый последнего раздела, который раскрывает принцип диверсификации, был приостановлен в 98г до 1 января 1999г., а в последствии отменён, поскольку здесь в расчётах использовались абсолютные величины, а после проведения деноминации в 98 году использовать его оказалось невозможно, к тому же постоянная инфляция вносила определённые трудности. Пункт 4-ый раздела №6, где государство сделало «неосторожную» попытку представить принципы ликвидности возвратности и прибыльности активов в виде достаточно простых унифицированных коэффициентов, был также впоследствии отменён по той же причине. К сожалению, использованный коэффициентный метод расчёта 95г. не позволяет прямо сравнить структуру активов, но уже в Правилах 99г. эта методика не используется, там же, как можно заметить из таблицы, появляются новые виды активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, а раздел ценные бумаги местных органов управления в связи проведённой реформой в сфере местного самоуправления (Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") заменён на муниципальные ценные бумаги. Прежде всего, говоря о появлении новых видов активов, следует особо остановиться на блоке перестрахования, поскольку этот раздел вызвал наибольшее количество жалоб со стороны страховщиков. Это было связано с тем, что государство, по сути, впервые предприняло попытку, и достаточно успешно, регулирования деятельности перестрахования посредством Правил размещения страховых резервов. И та, и другая сторона привела достаточно убедительные аргументы:

Например, в качестве обоснования этого раздела представитель Департамента И.В. Ломакин-Румянцев в своём выступлении в ответе на «Заключение на Правила размещения страховщиками страховых резервов, утверждённых Министерством финансов РФ от 22 февраля 1999г. в части, связанной с ограничением доли перестраховщиков в активах, принимаемых в покрытие страховых резервов » привёл следующие данные:

За 1995г. – 1996г. передано в перестрахование за пределы Росси 1058 млрд. руб.(11,6 % страховых взносов) из них:

  • § Доля перестраховщиков-нерезидентов, выплаченная в возмещение убытков по этим же рискам – 312,4 млрд. руб. (4,14 %).
  • § 10 % от суммы взносов, переданных в перестрахование, (106 млрд. руб.) вернулось в Россию в виде перестраховочной комиссии.

Итого: в Россию вернулось 420 млрд. руб., а 650 млрд. руб. осталось за рубежом!

Страховщики, в свою очередь, указывали на тот факт, что с введением в действие данных Правил возможности страховой компании будут значительно ограничены, поскольку, с одной стороны, максимальная ответственность страховщика по одному риску не может превышать 10 % собственных средств страховщика, с другой - максимальная доля по рискам, переданным в перестрахование, составляет только 60 % от величины страховых резервов. В результате всех споров раздел, устанавливающий нормативы по перестрахованию, был оставлен без изменения до 16 марта 2000 г, когда были внесены изменения в ст. 13, 17, 18, 19, где теперь при расчёте доли из страховых резервов необходимо исключать РЗНУ.

Ещё один важный момент это смена контролирующего органа, а именно: в разделе 1-ом «Общие положения» пункте 5-ом прямо указано – «Контроль за соблюдением страховщиками требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется Министерством финансов РФ», - тогда как до этого этим занимался Росстрахнадзор .

Неизменными за всё время в Правилах остались только, пожалуй, принципы размещения страховых резервов: диверсифицированность, возвратность, прибыльность и ликвидность.

Итак, на сегодняшний день можно сделать следующие выводы:

ü Государство отказалось от попыток прямо принудить страховщиков к обязательному размещению страховых резервов в государственные ценные бумаги, что можно было наблюдать в самом начале развития Правил размещения страховых резервов.

ü Обнадёживает также отказ государства от регулирования чисто технических моментов проведения страховой деятельности, в частности в Правилах 99г. уже не устанавливается норматив денежных средств на текущем счёте страховщика.

ü Значительно расширился перечень «разрешённых» активов», т. е. у страховщика появляются возможности для более гибкой политики в области инвестирования.

ü Наблюдается тенденция к снижению долей различных активов в размещении страховых резервов, например по акциям, банковским депозитам, объектам недвижимости, что опять же связано с появлением большего количества активов, в которые разрешено размещение. Можно предположить, что с их увеличением Департамент Страхового Надзора предпримет попытку сгруппировать таковые в достаточно крупные группы с индикацией их рисковости или надёжности, или применит доли в страховых резервах, уже опробованные ранее.

ü По мере накопления опыта страхового регулирования в рыночных условиях проводится разграничение в части размещения по некоторым видам активов по видам страхования иным, чем жизнь и страхованию жизни (см. табл.). Такое разделение вполне обосновано спецификой видов страхования.

ü В последних Правилах (1999г.) впервые делается попытка посредством ограничения перестрахования повысить надёжность страховых компаний и таким образом ограничить вывоз капитала за рубеж.

  • В государственные ценные бумаги должно быть размещено >=20 % страховых резервов, сформированных по долгосрочному страхованию жизни и >=10 % по рисковым видам страхования.
  • Не допускается инвестирование в один коммерческий банк >=40 % квоты
  • Приказом Минфина РФ от 16 марта 2000 г. N 28н внесены изменения: при расчёте доли из страховых резервов необходимо исключать РЗНУ.
  • » «Страховое Ревю» июнь 1999г; стр. 35.
  • Приказом Минфина РФ от 16 марта 2000 г. N 28н
  • В 96г. Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора (ДСН) при Минфине РФ.

размер шрифта

ПРИКАЗ Росстрахнадзора от 09-06-93 г- 02-0217 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ РАЗМЕЩЕНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ (2019) Актуально в 2018 году

ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ

1. Настоящие Правила разработаны во исполнение п/п "г" п.3 ст. 30 Закона Российской Федерации "О страховании".

2. В целях обеспечения финансовой устойчивости страховые организации инвестируют страховые резервы, образуемые из полученных от страхователей страховых взносов для предстоящих страховых выплат.

3. Страховые резервы в соответствии с Законом Российской Федерации "О страховании" размещаются страховщиками на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Заключения договоров займа (кредитных договоров) с физическими и юридическими лицами, кроме случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации "О страховании"

Заключения договоров купли-продажи, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами;

Приобретения акций и паев товарных и фондовых бирж;

Вложения в интеллектуальную собственность.

5. Страховые организации при инвестировании средств страховых резервов обязаны соблюдать следующие соотношения:

Не менее 10% средств резервов - государственные ценные бумаги, в т.ч. ценные бумаги областных, краевых и местных органов управления;

Не более 40% - недвижимое имущество;

Не более 50% - банковские вклады (депозиты);

Не более 40% - ценные бумаги акционерных обществ, прочие права участия, другие ценности;

Не более 10% - валютные ценности в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в порядке, предусмотренном действующим законодательством (для страховых организаций, формирующих резервные фонды в рублях);

Не менее 5% - на расчетном счете в банке для осуществления текущих выплат страховых сумм по проводимым видам страхования.

Не менее 80% средств страховых резервов должны быть инвестированы на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено действующим законодательством и международными соглашениями, заключенными Российской Федерацией.

5.1. При вложении средств страховых резервов в объекты недвижимого имущества не допускается инвестирование более 50% квоты, отведенной на эти цели, в один земельный участок или иной объект недвижимого имущества, или совокупность земельных участков и объектов недвижимого имущества, которые могут рассматриваться как один объект инвестиций.

5.2. Размещение средств страховых резервов в банковские вклады (депозиты) в коммерческие банки не должно превышать 40% квоты, предусмотренной на эти цели, в один коммерческий банк.

5.3. Вложение средств страховых резервов в приобретение акций и других прав участия не должно превышать 10% квоты, предусмотренной на эти цели, в одну организацию.

6. Страховые организации могут размещать средства своих страховых резервов иным образом, нежели предусмотрено в настоящих Правилах при соблюдении действующего законодательства и по согласованию с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью.

7. Страховые организации, являющиеся страховщиками по российскому законодательству, обязаны до 1 января 1994 года привести свои активы в соответствие с настоящими Правилами.

Правила размещения страховщиками страховых резервов определены Правилами размещения страховщиками средств страховых резервов, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2005 г. №100н. Правила дают четкое определение правил размещения средств страховых резервов: это «требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия (обеспечения) страховых резервов».

Приступая к рассмотрению страховых резервов и их взаимосвязи с инвестиционной деятельностью страховой компании, можно столкнуться с совершенно не устоявшейся и порой противоречивой практикой толкования понятий «страховые резервы» и «страховые фонды». В этой связи, необходимо остановиться на смысловых различиях в терминологии, используемой разными исследователями.

Страховой фонд - это сумма средств, сформированная за счет аккумулирования поступивших страховых премий, пополняемая в результате инвестиционной деятельности страховщика и предназначенная для осуществления страховых выплат.

В трактовке понятия «страховые резервы» в отечественной литературе существуют две основные точки зрения. Целый ряд авторов (А.А.Гвозденко, С.Л.Ефимов, Е.В.Коломин, В.В.Шахов,) в своих работах отождествляют понятия «страховые резервы» и «страховые фонды», хотя на мой взгляд это неверно. Вторая точка зрения заключается в использовании термина «страховые резервы» как учетной категории, характеризующей объем обязательств страховой компании перед страхователями по договорам страхования. Эта позиция обосновывается понятием страховых резервов в нормативных документах по ведению бухгалтерского учета в страховых организациях, что наглядно показано в формах отчетности страховщиков, где в балансе раздел «Страховые резервы» находится в пассивах. Так как в основе расчета страховых резервов лежит оценка неисполненных обязательств страховщика, размер страховых резервов изменяется адекватно увеличению или уменьшению страховой ответственности. Страховые резервы могут увеличиваться пропорционально увеличению обязательства страховщика по договорам.

Указанные противоречия обнаруживаются и в анализе инвестиционного процесса страховых компаний. Первая группа исследователей использует понятие «инвестирование средств страховых резервов», а вторая - «инвестирование активов, принимаемых в покрытие страховых резервов». И в том и в другом случае речь идет об инвестировании именно страховых фондов.

В покрытие страховых резервов могут быть приняты активы, соответствующие следующим требованиям:

  • 1) государственные ценные бумаги РФ -- без ограничений;
  • 2) государственные ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги
  • 3) вклады (депозиты) и векселя банков, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, выданную Центральным банком РФ, а также депозитные сертификаты банка;
  • 4) денежные средства на счетах в банках, в том числе в иностранной валюте;
  • 5) акции (за исключением акций страховых организаций) и облигации, включенные в котировальные листы организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • 6) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере (за исключением долей и вкладов в уставном или складочном капитале страховщиков), в учредительных документах которых не предусмотрено правовых оснований, препятствующих изъятию средств в разумно короткие сроки, а также ценные бумаги, не включенные в котировальный лист ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг;
  • 7) жилищные сертификаты;
  • 8) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, проспект эмиссии и правила которых зарегистрированы Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, и сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления, зарегистрированных в установленном порядке в Центральном банке РФ;
  • 9) недвижимое имущество, за исключением отдельных квартир, а также воздушных, водных судов и космических объектов;
  • 10) денежную наличность;
  • 11) слитки золота и серебра, находящиеся на территории РФ.

Страховой резерв страховой организации - это фонд, образуемый ею за счет полученных страховых взносов и предназначенный для выполнения принятых на себя страховых обязательств в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством заключенным договором страхования.

От того, насколько правильно рассчитаны страховые резервы, как учитываются в них неисполненные или исполненные не полностью обязательства, зависит финансовая устойчивость страховой организации, ее платежеспособность, возможность выполнить обязательства перед страхователями по страховым выплатам.

Как и в мировой практике, по принятой в настоящее время в России классификации выделяют страховые резервы:

по страхованию жизни (для накопительных видов страхования);

по видам страхования иным, чем страхование жизни (для рисковых видов страхования).

В первом случае срок действия договора устанавливается не менее одного года и выгодоприобретателю обещан инвестиционный доход; во втором случае срок действия договора не больше года и инвестиционный доход выгодоприобретателю не предполагается. Такое подразделение основано на двух главных признаках: сроке действия договора и предоставлении выгодоприобретателю инвестиционного дохода. В свою очередь, эти признаки и их значения отражают специфику двух больших групп видов страхования, обусловленную различием рисков, страховой зашиты, функций, технических принципов, согласно которым проводится страхование этих видов.

К первой группе - накопительным видам страхования - относятся договоры по страхованию жизни. Это договоры личного страхования, заключаемые на срок не менее одного года и, как правило, предусматривающие покрытие двух основных видов рисков: риска смерти и риска дожития. Тарифные ставки и резервы рассчитываются при помощи актуарных методов с использованием таблицы смертности и нормы дохода по инвестированию временно свободных средств, формирующих резерв взносов на страхование жизни. В структуру страхового взноса (в структуру его нетто-премии) для этих видов договоров кроме рискового взноса обязательно включается накопительный взнос. По условиям данного договора страхования этот взнос накапливается, растет за счет его капитализации. К моменту окончания срока действия договора появляется возможность получить сумму, уже увеличенную по сравнению с ее размером на момент заключения договора.

Накопленная в резерве взносов по накопительному виду страхования по отдельному договору сумма зависит, во-первых, от размера самого накопительного взноса, который, в свою очередь, связан со страховой суммой, выплачиваемой по риску дожития, во- вторых, от нормы дохода, т.е. от темпа капитализации, в-третьих, от срока и условий действия договора страхования. Для страхователя рост накопления в резерве взносов идет по правилу сложного процента, если иное в договоре не оговаривается особо. Заметим, что в зависимости от принятых схем накопления правила формирования резерва взносов по накопительным видам страхования могут быть разными.

Ко второй группе - рисковым видам страхования - относятся договоры иные, нежели договоры по страхованию жизни. Эти договоры заключаются на срок не более одного года, предусматривают только покрытие риска и не предполагают капитализацию взноса, т.е. они «не обещают» страхователю получение инвестиционного дохода. Договоры могут заключаться на несколько лет, но на основе ежегодного возобновления как годовые краткосрочные.

Резерв предупредительных мероприятии формируется страховой организацией для осуществления предупредительных мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления страховых случаев или снижение размера возможного ущерба. С 2002 г. образование этого резерва для страховой организации добровольное. Резерв формируется за счет структурного элемента страхового взноса -- части страхового взноса (нагрузки), которая предназначена для проведения предупредительных мероприятий поданному виду страхования. Средства резерва предупредительных мероприятий формируются и используются страховщиками на основании положения, разработанного ими и согласованного с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Резерв предупредительных мероприятий создается лишь в том случае, когда по правилам страхования в структуре страхового взноса этот элемент предусмотрен. Как правило, его доля в структуре брутто-премии не превышает 5%.

Величина технических резервов страховщика по видам страхования иным, чем страхование жизни, отражает неисполненные обязательства по договорам страхования по состоянию на дату составления отчета. Метол их расчета основан на исполнении главного принципа ведения бухгалтерского учета и определения финансовых результатов: отнесения доходов (страховых премий) к периоду, за который они заработаны, и учета убытков (страховых выплат) в отчетном периоде, в котором они возникли. Чем точнее методы, используемые при оценке таких обязательств, тем в большей степени технические резервы позволяют страховщику обеспечить предстоящие страховые выплаты.

Инвестирование страховых фондов - размещение средств страховых компаний, предназначенных для осуществления страховых выплат на принципах прибыльности, возвратности, ликвидности и диверсификации.

В процессе исследования классификации страховых резервов также выявлены существенные расхождения в трактовке понятия «технические резервы». В отечественной литературе можно встретить определения данного термина как совокупности приемов и методов, при помощи которых страховщик может определить объем ответственности по действующим на момент оценки договорам, а также утверждения, что размер технических резервов отражает неисполненные обязательства по договорам страхования по состоянию на дату составления отчета.

Технические резервы - это оценка ожидаемых в будущем сумм выплат по договорам страхования иным, чем страхование жизни, действующим на момент оценки.

Инвестирование страховых фондов существенно отличается от других видов инвестиционной деятельности. Это связано как с рисковой природой страхования, так и с тем фактом, что страховые фонды являются лишь временно свободными средствами, которые в любое время могут быть востребованы для выполнения страховых обязательств. Поэтому в инвестиционной практике страховых организаций были выработаны собственные принципы размещения средств страховых резервов, сочетающие в себе основные цели и задачи как инвестиционной, так и страховой деятельности. Этими принципами являются: надежность, ликвидность, диверсификация и доходность вложений.

Принцип надежности является основным в страховых инвестициях. Страховая компания продает услугу по защите материальных интересов своих клиентов и получает во временное пользование средства страховых взносов. Для выполнения своих прямых функций страховая компания, в первую очередь, должна быть уверена в возвратности производимых инвестиций для покрытия возникающих страховых ущербов.

Действие других принципов инвестирования определяется особенностями конкретных видов страхования. Наиболее существенные отличия наблюдаются при размещении средств страховых фондов, сформированных по страхованию жизни (страхование сумм) и рисковым видам страхования (страхование ущерба).

В целях обеспечения финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат страховые компании должны:

1) инвестировать страховые резервы на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности;

2) соотносить сроки размещения страховых резервов со сроками несения обязательств по договорам страхования.

Формирование резерва заявленных, но неурегулированных убытков связано с временным фактором. Выплата страхового возмещения иногда производится через определенное время после поступления претензии страхователя. По страхованию ответственности и особенно морскому страхованию урегулирование претензий происходит достаточно долго. Данный резерв образуется страховщиком (включая расходы на урегулирование претензий) по договорам, неисполненным или исполненным не полностью на отчетную дату, для обязательств, возникших в связи со страховыми случаями, произошедшими в отчетном или предшествующем ему периодах, о факте наступления которых страховщику было заявлено в установленном порядке.

Резерв произошедших, но незаявленных убытков связан с тем, что промежуток времени от наступления страхового случая до извещения о нем страховщика и оформления претензии, укладываясь в оговоренный договором срок, может выходить за пределы отчетного периода. Или возможна ситуация, когда страхователь своевременно не известил страховщика по независящим от него обстоятельствам - находился в командировке, лежал в больнице и т.д. Таким образом, данный резерв предназначен для выполнения страховщиком обязательств, возникших по страховым случаям, произошедшим в отчетном периоде, о факте наступления которых не было заявлено в установленном порядке на отчетную дату. В плане счетов бухгалтерского учета резерв заявленных, но не урегулированных убытков и резерв произошедших, но незаявленных убытков называются резервами убытков. Формирование этих резервов обязательно при проведении рисковых видов страхования.

По отдельным учетным группам в обязательном порядке, а по иным по мере необходимости формируется стабилизационный резерв. Он служит оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результата от проведения страховых операций в результате действий факторов, не зависящих от воли страховщика, или в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков над его средним значением.

Резерв предупредительных мероприятий относится к числу обязательных резервов и предназначен для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества, а также на цели, предусмотренные в разрабатываемом страховой компанией Положении о резерве предупредительных мероприятий.

Страховые резервы могут быть размещены: в государственные, муниципальные и прочие ценные бумаги, в банковские вклады (депозиты, права собственности на долю участия в уставном капитале, недвижимость, в том числе квартиры, валюту, денежную наличность).

Запрещается использовать страховые резервы:

Для инвестиций, не предусмотренных правилами;

Кредитования физических и юридических лиц, а также выдачи ссуд страхователям, за исключением страхователей - физических лиц, которые заключили договор страхования в отношении своих имущественных интересов, связанных с дожитием до установленного срока (возраста);

Инвестиций в такие ценные бумаги, как чек, банковская сберегательная книжка на предъявителя, приватизационная ценная бумага, а также другие ценные бумаги, вложение средств в которые противоречит законодательству;

Приобретения акций и паев товарных и фондовых бирж;

Вложения в интеллектуальную собственность;

Проведения совместной деятельности;

- приобретения основных средств, за исключением объектов недвижимости, таких как: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты;

- оплаты труда работников страховых компаний, оказание им материальной помощи и выдачу ссуд, а также других выплат, в том числе выплаты налогов, штрафных санкций;

Осуществления торгово-посреднической, банковской и производственной деятельности.

Страховые резервы не могут служить предметом залога, а также источником уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта. Для осуществления текущих страховых выплат компания обязана обеспечить достаточное наличие резервов на расчетном счете в банке.

Страховые резервы, инвестированные в приобретение долей в Уставном капитале акционерных обществ закрытого типа, простого векселя (кроме векселей банков) и жилищные сертификаты, не должны превышать установленного процента общей суммы активов, покрывающих страховые резервы. Общая сумма выдаваемых страховщиком ссуд страхователям не может превышать установленного процента общей суммы страховых резервов, сформированных по договорам долгосрочного страхования жизни.

В целях диверсификации вложений возбраняется помещать все средства страховых резервов в один объект.

Третьи лица в страховании

Привлечение к страховым правоотношениям третьих лиц в качестве страховых представителей и посредников - явление достаточно распространенное.

Главная правовая особенность третьих лиц заключается в том, что они являются не прямыми, а косвенными участниками страховых правоотношений, выступают на стороне страхователя или страховщика в качестве их представителей или посредников между ними, получая за это соответствующее вознаграждение.

Вместе с тем в страховании участвуют и другие виды третьих лиц, которые при определенных обстоятельствах становятся прямыми участниками страховых правоотношений, - это выгодоприобретатели и застрахованные лица. Характерным признаком правового положения данных третьих лиц - выгодоприобретателей служит то, что они вступают в страховые правоотношения не самостоятельно, а

путем назначения их страхователями или застрахованными лицами в соответствии с законодательными нормами.

Страховые агенты

Страховой агент - это физическое или юридическое лицо, действующее от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Он занимается продажей страховых услуг, оформляет страховую документацию и в отдельных случаях выплачивает страховое возмещение в пределах установленных лимитов. Из перечисленных функций основной для страхового агента является продажа страховых услуг.

Правовое положение третьих лиц - страховых агентов определяется специальным, отраслевым, страховым законодательством.

Страховые агенты в страховых правоотношениях могут выступать в качестве представителей только страховых организаций. Следовательно, в широком понятии страховой агент - это представитель только страховщика, в силу чего признавать страхового агента представителем страхователя в страховых правоотношениях юридически некорректно.

При оформлении взаимоотношений между агентом и страховщиком последний должен наделить страхового агента определенными полномочиями, в соответствии с которыми агент сможет выполнять возложенные на него обязанности. К объему полномочий можно отнести заранее определенные объекты страхования или страхование в пределах определенной страховой суммы (лимита ответственности страховщика).

Объем полномочий, предоставляемый страховому агенту, может быть расширен и включать помимо поиска и привлечения страхователей еще и квалифицированную оценку страхового риска, возможность принятия страховых взносов на личный банковский счет с дальнейшим перечислением их на счет страховой организации, а также проведение каких-либо экспертных мероприятий и поручений. Кроме того, может быть расширено и поле деятельности страхового агента по территориальному признаку. При данных объемах полномочий взаимоотношения, как правило, выстраиваются на основе гражданско-правовых договоров, самостоятельных институтов представительства.

Следует отметить, что помимо заключения гражданско-правовых договоров со страховыми агентами, занимающимися предпринимательской деятельностью в данной области, страховые организации могут выдавать одновременно данным представителям соответствующую доверенность. Необходимость в одновременном наличии договора и доверенности у страховых агентов обосновывается правовой природой взаимоотношений сторон, в основе которой заложен институт представительства с определенным объемом полномочий, выраженным в доверенности.

Наличие гражданско-правового договора между страховой организацией и страховым агентом служит необходимой правовой конструкцией для установления соответствующих правоотношений. Кроме того, договор является сугубо индивидуальным документом, как для страховщика, так и для агента. Такой договор может содержать частноправовые элементы по условиям сделки, касающиеся только агента и страховщика и никоим образом не влияющие на их взаимоотношения со страхователем. Страхователю необходимо установить только два признака, характеризующие страхового агента, - легитимность и объем его полномочий, что может быть подтверждено одним документом - доверенностью. При этом страхователь вправе ознакомиться с соответствующим договором представительства. В этом случае агент обязан представить страхователю договор, тем более, когда в доверенности имеется прямая ссылка на него.

В силу изложенных обстоятельств страховые организации помимо соответствующего договора выдают доверенности страховым агентам - предпринимателям или выписывают их на имя представителей - страховых агентов юридических лиц.

Во всех случаях участия страховых агентов в сделках по страхованию следует иметь в виду, что они действуют от имени и по поручению страховой организации - страховщика. Поэтому при заключении и оформлении договоров страхования через страховых агентов в вводной части текста договора страхования должно быть указано, что страховой агент действует от имени и по поручению страховщика на основании конкретных полномочий, оформленных в виде доверенности или договора.

Немаловажно и то обстоятельство, что страховые агенты должны обладать определенными познаниями в страховом деле. Поскольку страхование является специализированным, профессиональным и лицензируемым видом предпринимательской деятельности, то со стороны страховщика - страховой организации требуется соблюдение специальных предписаний, установленных законодательством. В процессе осуществления своей деятельности представитель страховщика должен знать данные требования и предписания и выполнять их. В частности, в момент заключения договора страхования страховщики должны определять и устанавливать наличие страхового интереса у страхователей, такими же способностями должны обладать соответственно и их представители - страховые агенты. Для выполнения указанных обязанностей надлежащим образом страховые компании регулярно проводят специальные занятия со страховыми агентами, обучая их основам страхового дела.

Кроме того, в процессе заключения договоров страхования на конкретных условиях с применением определенных правил страхования или оформлением страховых отношений страховым полисом страховщики обязаны выдавать страхователям указанные документы, в том числе и через своих представителей - страховых агентов. С этой целью страховые компании выдают страховым агентам необходимый пакет документов, в частности бланки страховых полисов, типовые формы договоров страхования, а также правила страхования.

Посреднические услуги страховых агентов оплачивают по фиксированным ставкам, в процентах или в промилле от объема выполненных работ. Их заработок не лимитирован и при успешной работе может превысить оплату труда президента страховой компании.

Страховые агенты не состоят в штате страховой компании, образуя ее внешнюю службу, или агентскую сеть, работа которой должна быть определенным образом организована.

За рубежом наиболее широкое распространение получили три типа агентских сетей:

1) простое агентство;

2) пирамидальная структура;

3) многоуровневая сеть.

Простое агентство. Агент заключает договор со страховщиком и работает самостоятельно под контролем штатного сотрудника компании. За каждый заключенный договор он получает комиссионные.

Обычно страховые агенты продают несколько относительно простых страховых услуг, поэтому страховая компания при подготовке агентов практикует их специализацию на отдельных видах услуг.

Совмещение функций агентом и работа агента одновременно на несколько страховых компаний - большая редкость. По таким принципам работают страховые брокеры.

Пирамидальная структура. Ей отдает предпочтение большинство страховых компаний. Страховщик заключает договор с генеральным агентом - физическим лицом, которое пользуется правом самостоятельно формировать систему субагентов. Агентская сеть средней европейской страховой компании включает обычно от четырех до шести уровней продажи.

Комиссионные равномерно распределяются между всеми продавцами по принципу: чем выше уровень (чем ближе к верхушке пирамиды), тем меньше ставка вознаграждения. Комиссионные по самой высокой ставке получает агент, непосредственно заключивший договор страхования. Однако генеральный агент может получать заработок, в несколько раз превышающий оплату труда руководителей компании, если сумел создать большую сеть подчиненных ему продавцов.

Подобная система продаж имеет существенный недостаток для страховой компании: в любой момент целая структура во главе с генеральным агентом может переключиться на обслуживание другого страховщика.

Многоуровневая сеть. Создавать многоуровневые сети первыми начали европейские страховщики, взявшие за образец систему продаж косметических продуктов. Агентами выступают сами страхователи - физические лица. С приобретением страхового полиса, как правило, долгосрочного личного страхования они одновременно получают право продавать полисы другим страхователям. Последние также наделяются правом продажи. Таким образом, выстраивается цепочка: страхователь находит нового клиента, и обычно не одного, тот - следующих и так далее. Однако комиссионные страхователь получает только с третьего полиса, т.е. оплачиваются все уровни, начиная со второго. На практике удачливыми агентами оказываются далеко не все страхователи, попробовавшие себя в таком качестве. Страховая компания при этом практически бесплатно получает страхователей второго уровня.

Большинство страховых компаний за рубежом используют комбинацию различных типов агентских сетей. В некоторых странах агенты имеют статус предпринимателей, проходят государственную регистрацию, контролируются специальными государственными структурами.

Использование штатных сотрудников имеет ряд преимуществ: их деятельность проще контролировать, их можно использовать для другой работы. Штатному работнику легче в дальнейшем управлять заключенным договором, он лишен возможности работать на несколько страховых компаний одновременно. Минус только один: штатный сотрудник получает зарплату независимо от результатов собственно своей работы (но зато более стабильно).

Метод прямых продаж

В последние годы зарубежные страховщики в попытках найти оптимальный канал сбыта своих услуг все чаще стали использовать метод прямых продаж. Суть этого метода сводится к тому, что страхователь может заключить договор страхования, обратившись непосредственно в страховую компанию, минуя страхового агента. Причем сделать это он волен прямо по телефону. Работник страховой компании, дав ответ на все заданные ему по телефону вопросы, рассчитывает страховую премию, которую страхователь должен будет выплатить в течение согласованного со страховщиком срока. Причем если в этот согласованный срок произойдет страховой случай, компания выплатит страховое возмещение. По телефону, так же как и через банковский канал, продают только относительно простые страховые услуги.

С 1996 г. 43 страховые компании (американские, канадские, британские) приступили к прямой продаже своих полисных услуг через Интернет. В настоящее время услугами Интернета, по различным оценкам, пользуются несколько сотен миллионов человек.

Страховые брокеры

Страховой брокер - физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в качестве предпринимателя и осуществляющее посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика (в договорах перестрахования).

Правовой режим деятельности страховых брокеров существенно отличается от правового режима страховых агентов. Основное отличие страхового агента от страхового брокера заключается в том, что полномочия страхового брокера шире, чем полномочия страхового агента, так как страховой брокер вправе выступать в качестве представителя, как от имени страховщика, так и от имени страхователя на основании их поручений. Страховые брокеры во взаимоотношениях между страхователями и страховщиками выступают как посредники, причем не от их имени, как страховые агенты, а от своего имени. Страховые агенты, как известно, выступают только от имени страховщика.

Вместе с тем следует отметить, что страховыми брокерами могут быть как физические, так и юридические лица, что аналогично субъектному составу страховых агентов.

Для реализации своих полномочий во взаимоотношениях со страховщиками и страхователями страховые брокеры вправе применять такие институты гражданского законодательства, как комиссия и агентирование, так как данные институты права позволяют представителям выступать в гражданском обороте от своего имени, но за счет представляемых. Следовательно, существо правовых последствий договоров данного вида заключается в том, что приобретают права и становятся обязанными по ним лица, которых представляют страховые брокеры, в частности страхователи или страховщики.

Брокерская деятельность в страховании, перестраховании или состраховании - это посредническая деятельность по покупке или продаже страховых услуг, подразумевающая содействие соглашению между сторонами, заинтересованными в страховании, предусматривающая ведение переговоров по страхованию согласно волеизъявлению страхователя или страховщика (в договорах перестрахования), конечной целью которой является нахождение условий и форм страхования, взаимоприемлемых для сторон.

Особенность деятельности страховых брокеров связана с тем, что у них постоянно могут находиться в пользовании денежные средства третьих лиц (страхователей или страховщиков) в виде транзитных денег. Данное обстоятельство косвенно придает им признак «финансового института». Это свидетельствует о том, что полномочия и правовое положение страховых брокеров шире, чем полномочия страховых агентов. В силу данных причин законодатель и предъявляет к страховым брокерам дополнительные требования, связанные с организацией их деятельности. В частности, законодательно определено, что страховые брокеры обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до ее начала. К извещению должна быть приложена копия свидетельства (решения) о регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя.

Страховые брокеры, имеющие право выступать представителями страховщиков в страховых правоотношениях, заключая договоры страхованная от своего имени, но за счет страховщика, не являются страховыми организациями. Они не имеют соответствующих лицензий, предоставляющих право их обладателям заниматься страховой деятельностью, в том числе и заключать договоры страхования от своего имени. По существу, страховые брокеры не занимаются прямой страховой деятельностью, которая подлежит лицензированию: страховые брокеры не аккумулируют у себя страховые взносы; не создают из взносов резервы для покрытия убытков страхователей; не занимаются размещением страховых резервов; не принимают решений о признании наступивших событий по договорам страхования страховыми случаями, и, самое главное, они не выплачивают из сформированных страховых фондов страховые возмещения и страховое обеспечение. Поэтому их деятельность не подлежит лицензированию. 1Более того, гражданско-правовые институты представительства, в соответствии с которыми страховые брокеры вступают в правоотношения по страхованию, порождают права и обязанности только у страховщиков либо у страхователей, но никоим образом не страховых брокеров.

Следует отметить, что страховым брокером может быть лицо любой организационно-правовой формы. При этом посредническая деятельность по страхованию должна быть предусмотрена из учредительных документах страхового брокера. Учредителем страхового брокера не может быть страховая организация либо ее сотрудник. Данное ограничение можно обосновать необходимостью исключения заинтересованности со стороны страховщиков при заключении договоров страхования через страховых брокеров или исключения аффилированности в страховании. Кроме того, страховой брокер, осуществляющий свою деятельность как физическое лицо, не имеет права быть сотрудником какой-либо страховой организации.

Необходимо отметить, что страховые брокеры ведут бухгалтерский учет и представляют данные статистической и бухгалтерской отчетности в порядке, установленном законодательством.

Страховые брокеры наделены определенными правами и обязанностями.

Брокер должен быть экспертом в области законодательства и практики страхования. Считается, что он, как профессионал, обязан знать все о страховании, чтобы добиваться наилучших условий и ставок премий для страхователя.

Он является агентом страхователя, а не страховщика. В международной практике брокер не несет юридической ответственности перед страховщиком, что не исключает моральной ответственности.

Брокер не должен гарантировать платежеспособности страховщика (перестраховщика) и не несет ответственности за оплату убытков и возврат премий.

Если брокер при выполнении своих обязанностей допустил небрежность, которая нанесла ущерб страхователю, последний имеет право потребовать от брокера возмещения ущерба. Если страхование (перестрахование) размещено брокером, он несет ответственность за уплату премии вне зависимости от того, получил он ее или нет.

Оплатой услуг страхового брокера служит комиссия, которую он имеет право вычесть из премии в свою пользу. Определенное противоречие заключается в том, что брокер оказывает услуги страхователю и несет перед ним юридическую ответственность за принятые обязательства по размещению страхования (перестрахования), а комиссию вычитает из премии, причитающейся страховщику (перестраховщику).

Страховые брокеры - юридические лица могут вести свою деятельность в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством. При этом тот факт, что они осуществляют посреднические операции, должен быть обязательно отражен в учредительных документах. Никакими иными видами деятельности, в том числе посредническими, страховые брокеры не могут заниматься.

В соответствии с названными положениями страховые брокеры - юридические лица вправе оказывать клиентам следующие виды услуг:

Поиск клиентуры и привлечение ее к страхованию;

Консультирование клиентов относительно определенных видов страхования;

Подготовку или оформление (в соответствии с предоставленными брокеру полномочиями) документов, необходимых для заключения договора страхования;

Подготовку или оформление (в соответствии с полномочиями) документов, необходимых для получения страховой выплаты;

Организацию страховых выплат по поручению страховщика и за его счет при наличии соответствующего соглашения;

Размещение страхового риска по поручению клиента по договорам сострахования и перестрахования;

Проведение экспертиз, оценку страхового риска при заключении договора страхования;

Подготовку документов по рассмотрению и урегулированию убытков при наступлении страхового случая по просьбе заинтересованных лиц;

Привлечение аварийных комиссаров и экспертов для оценки ущерба и определения размера страховых выплат;

Инкассацию страховых взносов по договорам страхования при наличии соответствующего соглашения со страховщиком и прочие услуги.

Страховые брокеры - физические лица вправе предоставлять все перечисленные услуги, кроме инкассации.

Страховой брокер, представляющий интересы страхователя, обязан наилучшим, т.е. самым выгодным и надежным образом разместить его риск на страхование. Брокер имеет право разместить риск по одному договору страхования как в одной страховой организации, так и в нескольких, т.е. через систему сострахования.

В обязанности страхового брокера входит не только оказание помощи клиенту при заключении договора страхования, но и содействие - при наступлении страхового случая - правильному и своевременному оформлению документов на выплату страхового возмещения.

Конкретный перечень обязанностей страхового брокера и его ответственность перед страхователем и (или) страховщиком оговаривают в заключаемом названными лицами соглашении.

Принципиально важными пунктами соглашения являются те, которые устанавливают:

1) порядок проведения взаиморасчетов между заинтересованными сторонами;

2) сроки перечисления страховых премий на счет страховщика;

3) условия и порядок выплаты комиссионного вознаграждения страховому брокеру.

Взаимосвязь брокеров и страховщиков не должна переходить определенные пределы. В частности, запрещено участие страховых брокеров в уставных капиталах страховых компании, владение акциями, паями и другие формы участия.

Общепризнанный порядок финансовых отношений брокера со страховой компанией таков. Страховые премии поступают на счет

страхового брокера (юридического лица), после чего он обязан незамедлительно перечислить их на счет страховщика, если соглашением между ними не предусмотрено иное. При несоблюдении брокером сроков перечисления страховых премий или их необоснованной задержке ответственность перед страхователем по выплате страхового возмещения (страховой суммы) в этот период несет страховой брокер.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила размещения страховщиками страховых резервов (да­лее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 статьи 30 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст.

56, Собрание законо­дательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4).

В целях настоящих Правил под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов.

2. Настоящие Правила устанавливают требования к активам, принимаемым в покрытие (обеспечение) страховых резервов.

3. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, должны удовле­творять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

4. Действие настоящих Правил не распространяется на деятельность страхо­вых медицинских организаций в части резервов, сформированных по обязатель­ному медицинскому страхованию.

5. Контроль за соблюдением страховщиками требований, установленных на­стоящими Правилами, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

Неисполнение страховщиком требований настоящих Правил является осно­ванием для применения к страховщику санкций в соответствии с Положением о порядке выдачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицен­зии на осуществление страховой деятельности, утвержденным приказом Феде­ральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 июня 1995 г. № 02-02/17, зарегистрированным Минюстом России 26 июня 1996 г., регистраци­онный № 882.

II. Виды активов, принимаемых в покрытие страховых резервов

6. В покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов:

3) муниципальные ценные бумаги;

4) векселя банков;

6) облигации, кроме относящихся к подпунктам 1 -3 настоящего пункта;

7) жилищные сертификаты, кроме относящихся к подпунктам 1-3 настоя­щего пункта;

8) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;

9) банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами;

10) сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления;

11) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере,

12) недвижимое имущество;

13) доля перестраховщиков в страховых резервах;

14) депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

15) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, пере­страхователей, страховщиков и страховых посредников;

16) денежная наличность;

17) денежные средства на счетах в банках;

18) иностранная валюта на счетах в банках;

19) слитки золота и серебра.

7. В покрытие страховых резервов принимается недвижимое имущество, за исключением отдельных квартир, а также подлежащих государственной регистра­ции воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объ­ектов.

8. В покрытие страховых резервов не принимаются акции, вклады и доли в складочном или уставном капитале страховщиков.

9. По согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в покрытие страховых резервов могут быть приняты активы, не перечисленные в пункте 6 настоящих Правил.

III. Требования к активам, принимаемым в покрытие страховых резервов

10. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, не могут служить предметом залога или источником уплаты кредитору денежных сумм по обяза­тельствам гаранта (поручителя).

11. В покрытие страховых резервов могут быть приняты только:

1) вклады (депозиты) в банки, имеющие лицензию (разрешение) на осущест­вление банковских операций, выданную соответствующим уполномоченным ор­ганом;

2) ценные бумаги, которые отвечают следующим требованиям:

а) допущенные к выпуску и обращению на территории Российской Федера­ции, прошедшие государственную регистрацию в органах, определенных закона­ми и другими правовыми актами Российской Федерации, и получившие в уста­новленном порядке государственный регистрационный номер, если иное не пре­дусмотрено законодательством Российской Федерации;

б) выпущенные иностранными эмитентами и допущенные к обращению на фондовых биржах или иных организаторах торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию (разрешение) на осуществление деятельности по организа­ции торговли на рынке ценных бумаг, выданную соответствующим уполномочен­ным органом;

3) векселя банков, имеющих лицензию (разрешение) на осуществление бан­ковских операций, выданную соответствующим уполномоченным органом;

4) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, проспект эмиссии инвестиционных паев и правила которых зарегистрированы Федеральной комис­сией по рынку ценных бумаг, состав активов которых, определенный правилами и проспектом эмиссии инвестиционных паев, ограничивается активами, указан­ными в подпунктах 1-7, 9, 12, 16-18 пункта 6 настоящих Правил, после оконча­ния первичного размещения, инвестиционных паев;

5) депозитные сертификаты банка, условия выпуска и обращения которых утверждены выпускающим банком и зарегистрированы в Центральном банке Рос­сийской Федерации;

6) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестра­хователей, страховщиков и страховых посредников, платежи по которой ожида­ются в течение трех месяцев после отчетной даты, не являющаяся просроченной и возникшая в результате операций страхования и перестрахования;

7) сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления, зарегистрированных в установленном порядке в Центральном банке Российской Федерации, инвестиционная декларация которых ограничивается активами, ука­занными в подпунктах 1-7, 9, 12, 16-18 пункта 6 настоящих Правил;

8) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере, в учредительных документах которых не предусмотрено никаких правовых оснований, препятствующих изъя­тию средств в разумно короткие сроки;

9) слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федера­ции;

10) доля перестраховщиков, являющихся резидентами Российской Федера­ции и имеющих лицензию на проведение страховой деятельности и не являющих­ся резидентами Российской Федерации, имеющих представительство на террито­рии Российской Федерации.

12. В целях настоящих Правил активами, расположенными на территории Российской Федерации, считаются:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) муниципальные ценные бумаги, выпущенные органами местного Само­управления;

4) ценные бумаги, выпущенные резидентами Российской Федерации;

5) денежные средства на счетах в банках, банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления, доверительное управление в ко­торых осуществляется банками, являющимися резидентами Российской Федера­ции;

6) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере, являющихся резидентами Российской Федерации;

7) недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Феде­рации;

8) доля в страховых резервах перестраховщиков, являющихся резидентами Российской Федерации;

9) депо премий по рискам, принятым в перестрахование, у перестраховате­лей - резидентов Российской Федерации;

10) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестра­хователей, страховщиков и страховых посредников, являющихся резидентами Российской Федерации;

11) денежная наличность в рублях;

12) слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Феде­рации.

IV. Требования к структуре активов, принимаемых в покрытие страховых

резервов

13. Соответствие деятельности страховщика принципам, перечисленным в пункте 3 настоящих Правил, определяется выполнением структурных соотноше­ний, указанных в Таблице «Структурные соотношения активов и резервов» (при­ложение к настоящим Правилам).

Активы, перечисленные в пункте 6 настоящих Правил и удовлетворяющие требованиям настоящих Правил, но не указанные в структурных соотношениях в Таблице, принимаются в покрытие страховых резервов без ограничений на сум­марную стоимость.

Общая стоимость активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, должна быть не менее суммарной величины страховых резервов.

14. При расчете соотношений по Таблице под стоимостью активов понима­ется их балансовая стоимость.

Еще по теме Приложение 9. ПРАВИЛА РАЗМЕЩЕНИЯ СТРАХОВЩИКАМИ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ:

  1. 2. Страховые резервы, правила размещения страховых резервов. Инвестиционная деятельность страховой компании
  2. Приказ Минфина РФ от 22 февраля 1999 г. № 16н «Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов»