Что такое партийная система. Политические партии и партийные системы

В современном мире существуют различные партийные системы. Чаще всего их делят по количественному признаку. Чем больше легальных партий в стране, тем больше взглядов и интересов представлено в различных органах власти.

Однопартийная система

Некоторые партийные системы включают в себя только одну партию. Как правило, в таком случае речь идет о государстве с авторитарным или тоталитарным типом власти. Однопартийная система подразумевает запрет на деятельность любых других политических организаций. Всем известны примеры нацистской Германии, Советского Союза или других коммунистических стран.

Если государство разрешает деятельность только одной партии, то оно неизбежно срастается с этой организацией. Отсутствует конкуренция в споре за власть. Решения принимаются только узкой группой чиновников, в то же время являющихся верхушкой правящей партии. Члены таких политических образований работают, соблюдая строгую дисциплину. Характерен пример многочисленных коммунистических стран, где не допускался даже малейший отход от принципов марксизма-ленинизма, социализма и т. д.

Номенклатурное государство

Любые партийные системы, существующие в строгих рамках, опираются на деятельность номенклатуры. Это класс чиновников и бюрократов, которых назначают на ключевые государственные должности согласно решениям руководства (например, Центрального Комитета и т. д.).

Партийные системы с правящей идеологией, как правило, строятся вокруг влиятельного лидера. Таким, например, был Владимир Ленин. Его публикации, статьи и выступления печатались миллионными тиражами и выпускались во всех типографиях Советского Союза. Образ вождя мирового пролетариата был жив даже после смерти самого Ленина и оставался двигателем советской идеологии на протяжении еще многих десятилетий.

Двухпартийность

Современные политические партии и партийные системы могут существовать в виде так называемого бипартизма, когда в стране есть две ведущие политические силы, борющиеся между собой за власть. Например, в Великобритании это консерваторы и лейбористы. В то же время подобный формат вовсе не означает, что другие политические организации находятся под запретом, как, например, при тоталитарном режиме. В уже упомянутом Соединенном Королевстве существуют национальные партии, однако они по традиции пользуются меньше популярностью, чем их более успешные конкуренты.

Если в стране есть два одинаково влиятельных движения, то в правительстве будет сохраняться баланс интересов. Такие политические партии и партийные системы не создают перекоса в управлении, когда государство может игнорировать необходимость назревшей реформы и т. д. Не появляется главенствующей идеологии. Даже если после очередных выборов торжествует определенный курс, он может остаться в прошлом после следующего голосования. В данном случае будущее страны определяет избиратель, который может проголосовать за другую крупную партию, предлагающую альтернативную нынешней политике программу.

Особенности бипартизма

Двухпартийные типы партийных систем имеют и свои недостатки. Они позволяют изменить политический курс страны, однако не допускают разрушения существующей избирательной системы в целом. Например, в США уже на протяжении многих поколений между собой стабильно борются демократы и республиканцы. Их положение монопольно – третьи силы не могут попасть в Сенат, не говоря уже о победе на выборах президента.

Подобные типы партийных систем во многом существуют за счет политической традиции, зародившейся в ходе развития история определенной страны. Например, в Великобритании существует строгая дисциплина, касающаяся голосования депутатов. Если член партии поддерживает программу, не принятую большинством, то его почти наверняка исключат из организации и заменят более лояльным новичком. А вот в США традиционно больше свободы. Там выборщики (или сенаторы) могут отойти от общепринятого курса. Это так называемая «мягкая» двухпартийность, в то время как британский вариант является «жестким».

«Две с половиной» партии

Есть и более подвижные политически системы. Таким, например, является формат «двух с половиной партий». Это система, при которой после выборов ни одна из политических сил не может получить парламентского или конституционного большинства, необходимого для принятия и изменения законов. Подобная ситуация может привести к параличу власти. Если оппоненты будут блокировать решения друг друга, то ни о каких реформах и улучшениях жизни в стране и речи быть не может.

Поэтому в случае с «двумя с половиной партиями» лидирующая организация идет на союз с третьей силой. Такая коалиция математически получает большинство в парламенте (или любом другом ведущем государственном органе), после чего у нее, наконец, появляется возможность воплощать в жизнь свои идеи.

Важность «третьей силы»

Конечно, союз двух сил (например, социалистов и социал-демократов) неизбежно ведет к взаимным уступкам, необходимым для обоюдной пользы. Так современные партии и партийные системы, во-первых, достигают взаимного компромисса, а во-вторых, поддерживают баланс интересов различных частей общества. Это мобильный и подвижный формат принятия решений.

В данном случае (как это ни странно) главной силой в стране является та самая третья партия, которая сама решает, кого из двух лидеров общественного мнения ей поддержать. Как правило, крупные оппоненты начинают торговаться, предлагая большие уступки своему потенциальному союзнику. Этим и хороши современные партийные системы – они меняются и не могут существовать в замороженном состоянии, как это бывает с однопартийной страной. Яркий пример варианта «двух с половиной» – это послевоенная Италия до 1994 года, а также Япония.

Многопартийность

Самой сложной и разносторонней, безусловно, является многопартийная система. Она характеризуется несколькими важными особенностями, которых не может быть в вышеописанных случаях. Во-первых, это регулярная смена элит. Во-вторых, публичность и состязательность политического процесса. В-третьих, в данном случае легче и быстрее всего возникнуть новой силе, которая бы представляла интересы определенной прослойки жителей страны.

Подобные партийные системы стран всего мира не позволяют ни одной партии заполучить абсолютное большинство голосов (больше 50 %), даже если она обогнала всех своих конкурентов. Такая ситуация всегда сопряжена с раздробленностью. И тем не менее в многопартийных странах (Бельгии, Дании, Нидерландах, Австрии) не возникает коллапса власти.

Почему так происходит? Сказывается тот факт, что эти европейские системы существуют уже на протяжении долгих лет. В них есть множество инструментов по предотвращению кризисов и неурядиц в правящих кругах. Здесь также прибегают к коалициям и союзам. Только они не носят такого определенного характера, как это бывает в случае с «двумя с половиной» партиями.

Недостатки раздробленности

Множественность фракций и движений может блокировать работу правительства. Особенно часто это происходит в молодых демократиях, где еще не сложились избирательные традиции и институты.

Например, партийная система в России в первые постсоветские годы была яркой иллюстрацией подобной политической анархии. Существовало огромное количество мелких движений. После очередных выборов они не могли договориться между собой – мешали исполнительной власти и друг другу. Некоторые решения не могли принять в течение нескольких лет, даже если ситуация требовала экстренных мер (экономических, социальных и т. д.).

Система блоков

В 60-70-е годы XX века сложилась блоковая разновидность многопартийной системы. Это особенный случай регулирования власти в государстве. Когда в стране начинается очередная избирательная кампания, политические партии всех направлений делятся на два блока. Например, это могут быть правые и левые. Несколько партий в одном блоке договариваются по определенным пунктам своей повестки, хотя по-прежнему остаются независимыми друг от друга.

Такой подход важен именно тем, что избиратель заранее знает о предлагаемом раскладе сил. В случае с «классической» многопартийностью союзы и коалиции возникают уже после выборов, когда парламент уже выбран, а движениям остается договариваться, имея то количество мест, какое было получено после выборов.

Особенности

Характерно, что понятие партийной системы в странах с несколькими национальностями сильно отличается от того, которое присуще государствам с этнически однородным населением. Конфликты на почве языка в современном мире регулируются как раз с помощью легальных политических инструментов.

Другим важным обобщающим признаком многопартийности является проведение второго тура выборов. Эта система голосования используется во многих странах, где из множества кандидатов (например, на президентский пост) ни один не может набрать больше 50 % голосов. В таком случае два претендента, получившие наибольшую поддержку избирателей, во втором туре определяют победителя. При этом важно помнить, что эти кандидаты выдвигаются от партий, а беспартийные, как правило, остаются в стороне от интереса избирателей.

Преимущества

Многопартийность - это самый эффективный инструмент саморегулирования гражданского общества. Наличие конкуренции заставляет политиков внимательно относиться к своим обещаниям. В таком случае элита и все общество в целом несут ответственность за происходящее в стране. Даже если сформированное правительство состоит из нескольких партий, в странах с испытанными институтами власти эта ситуация приводит к взаимосвязанности разных блоков и коалиций.

Гибкая политическая система показывает свою исключительную пользу в периоды кризисов. Например, в стране нарастает социальное напряжение, связанное с ущемлением прав и интересов определенного класса. Какая партийная система поможет выбраться из этого тупика, если не многопартийная?

В таком случае ситуация может разрядиться уже до выборов. Политики, желающие сохранить свои должности после очередного голосования, идут навстречу избирателям. Если они этого не делают, то на их место приходят другие люди, выражающие интересы недовольного большинства.

Маневренность многопартийности также заключается в том, что в этой системе проще всего создать и развить новую партию. В странах с другим укладом, где лидирующее положение занимает одна идеология, сделать это почти невозможно. Не менее сложно этого достичь и в государствах с двухпартийной системой, где избирательный процесс заключен в определенные рамки (республиканцы против демократов, консерваторы против лейбористов и т. д.).

Многообразие исторических, социально-экономических и политических условий, характеризующих нынешнее мировое сообщество, обусловливает возникновение и функционирование различных партийных систем : однопартийных, двухпартийных и многопартийных. В литературе нет однозначного определения понятия «партийная система». Будем обозначать этим понятием совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данного политического режима. Партийные системы различаются по количеству партий и их качественным признакам. Характер отношений между партиями определяется в конечном итоге сущностью политической системы, составными элементами которой они являются. Вместе с тем партийные системы могут определять тип политического режима .

Демократическим режимам присущи партии, действующие по принципам традиционного европейского парламентаризма. Здесь легализирована борьба за власть; всеобщие выборы являются основой формирования властных институтов; у власти стоят одна партия или коалиция партий, победивших на выборах; правящей партии (или партиям) противостоят оппозиционные; осуществляется правовое регулирование деятельности всех партий. В Конституциях демократических государств определяются главные цели и условия деятельности политических партий, роль их в системе функционирования власти . За формальной демократичностью конституционных норм скрыты механизмы защиты политического господства экономически сильных социальных групп в виде разнообразных ограничений участия в политической жизни партий и других организаций, представляющих трудящиеся слои населения.

В условиях авторитарного и тоталитарного режимов роль партийной системы сводится к орудию поддержки режима, и она зачастую превращается в ядро репрессивной государственной машины.

Исторический опыт функционирования однопартийных, двухпартийных и многопартийных систем показывает, что утверждение той или иной системы зависит большей частью не от характера политического строя, а от конкретно-исторической ситуации, складывающейся в стране. Так, в США дважды существовала однопартийная система : сразу после Гражданской войны, а затем в начале XIX в. С 30-х гг. XIX в. здесь установилась двухпартийная система. Монопартийная, двухпартийная и многопартийные системы существовали и существуют в странах с разными политическими режимами. Следовательно, будет вполне обоснованным подчеркнуть, что уровень демократизации общества не обязательно связан с типом партийной системы. И все же политическая история XX в. свидетельствует, что многопартийность (если она не декоративная) создает более благоприятные условия для демократизации политической, " да, впрочем, и всей жизни общества.

В этой связи показательна политическая эволюция стран Африки, проанализированная Ю. Н. Юдиным. В первый период становления самостоятельных государств в странах Африки возникла многопартийная система, просуществовавшая недолго. С середины 60-х гг. здесь утверждаются тоталитарные и авторитарные режимы, для которых характерны однопартийные системы либо вообще отсутствие партий. За период с 1964 по 1989 гг. однопартийная система утверждалась на тот или иной срок в 38 странах, а военные режимы, запрещающие партии, - в 20 странах. Одна правящая партия становилась «партией-государством», что привело к глубокому экономическому и политическому кризису.

На рубеже 80-90-х гг. в африканских странах начался процесс отказа от однопартийных систем и переход к многопартийности. В 34 бывших однопартийных системах возникли многопартийные. В подавляющем большинстве из них деятельность партий регулируется законодательством, а в некоторых странах устанавливается определенное число партий (2-3), которые могут быть только общенациональными, а не региональными или религиозными17

Многопартийная и двухпартийные системы могут быть реализованы в различных моделях. В частности, в виде такой, когда постоянно соперничают в борьбе за власть лишь две главные партии, а другие, если они есть, ощутимого влияния на политическую жизнь не оказывают; двухблоковой модели - в борьбе за власть соперничают два постоянных блока партий (скажем, правых и левых партий); системы многопартийного соглашения - у власти стоит коалиция партии, каждая из которых не может самостоятельно властвовать; системы национального согласия - когда, хотя и существуют соперничающие партии, только одна партия постоянно доминирует над всей политической системой; системы кооперации партий, характеризующиеся соглашением главных политических партий и фактическим исчезновением оппозиций.

В бывших социалистических странах многопар тийность выглядела в основном внешней формой противоположного содержания - господства одной коммунистической партии. В условиях демократизации социалистических режимов возможны свои модели многопартийной системы: 1) система партии-гегемона, осуществляющей ведущую роль, опираясь на соглашение с рядом других партий и общественно-политических объединений. 2) система партий национального согласия, при которой хотя доминирует партия социалистического выбора, но она вступает в коалицию с поддерживающими ее другими партиями и общественно-политическими движениями. Иными словами, осуществляется коалиционный способ функционирования государственной власти . Признается законность оппозиционной партии, представляющей отдельные группы интересов.

О возможности многопартийности в переходный период от капитализма к социализму писал бывший лидер испанских коммунистов С. Каррильо в своей книге «Еврокоммунизм и государство». Он представил ее в виде новой политической формации, блока сил труда и культуры, включающего вместе с Коммунистической партией конфедерацию различных политических партий и организаций.

Это, по мнению С. Каррильо, не какая-то временная коалиция, а объединение, основанное на постоянном стремлении к реализации общих идеалов, предполагающее самостоятельность и независимость каждой входящей в «формацию» партии и организации18.

С точки зрения политологического анализа, представляет интерес объяснение социально-политических факторов утверждения различных типов партийных систем и неоднозначного влияния последних на политический процесс.

Если говорить о многопартийности, то эта система обусловлена комплексом факторов: социальных, национальных, идеологических и религиозных, исторических, наконец, институциональных. Многопартийность прямо связана и отражает многообразие социальных слоев с пересекающимися интересами и низким уровнем напряженности социальных противоречий и конфликтов. Она в немалой степени может быть обусловлена неоднородным национальным составом населения, предполагающим партийную представленность интересов этнических групп. Возникновение многопартийности детерминируется идеологическим и религиозным плюрализмом, а также в значительной степени стимулируется пропорциональным представительством и выборами по мажоритарной системе (М. Дюверже). Каждый из указанных факторов в настоящее время дает о себе знать в российском многопартийном спектре.

Бесспорный плюс многопартийности - оптимальная возможность представления многообразия групповых интересов в политике и реализации потенциала политической коалиции, необходимой для разрешения социальных конфликтов. Негативная ее сторона - источник известного противодействия агрегации (обобщению) интересов и стабильности парламентского большинства.

Несмотря на многие негативные, антидемократические стороны однопартийной системы, она вполне оправданна и даже необходима при определенных условиях, в особенности в социально однородном обществе. По мнению Шварценберга, однопартийность может выступать средством интеграции нации, служить своеобразным тиглем, в котором выплавляется единство разобщенных социальных и национальных групп. Единственная партия содействует преодолению раскола в обществе, смягчает проявление факторов, разобщающих людей в моральных системах, используется для легитимации авторитета руководства и вовлечения масс в политический процесс19.

Не следует недооценивать возможности однопартийной системы как инструмента экономической и социальной модернизации и целесообразной политической мобилизации. Сказанное не учитывается радикальными критиками господства одной партии. Они сосредоточивают внимание только на его отрицательных аспектах. Конечно, однопартийность - реальный фактор авторитаризма и тоталитаризма . Тем не менее не всегда он реализуется. Народно-республиканская партия, основанная Кемалем Ататюрком, с 1923 по 1946 гг. была единственной в Турции, и она не стала тоталитарной ни по своей идеологии, ни по структуре20.

Анализ партий и партийных систем будет незавершенным, если оставить в стороне вопрос о будущем партий. В зарубежной политологической литературе (да и в некоторой отечественной) распространяется мнение, согласно которому престиж политических партий в настоящее время начал падать. А известный немецкий социолог и политический деятель Р. Дарендорф высказывается более категорично: в следующее столетие уже не будут существовать партии, принадлежащие к тому или иному лагерю, в том числе к социалистическому, так как все они будут каким-то образом конвергированы в одну «политическую смесь» («политический коктейль»).

О потере партиями былой роли в политической жизни пишут другие западные политологи. Массовые крупные партии «с самыми широкими полномочиями в области объяснения действительности» утратили важное место в общественной жизни ввиду новых тенденций общественного развития, пишут австрийские политологи, сотрудники «Мастерской будущего» при Социалистической партии Австрии21.

Какие же тенденции имеются в виду? Происходящий переворот в системе политических ценностей . Современные ценности, утверждают политологи, не могут быть сведены к консолидировавшим классовым идеологиям. Они связаны с возрастающей индивидуализацией социальной жизни, со стремлением людей к автономности, к организации в небольших коллективах, что приходит в противоречие с традиционным участием в политике как массовых действиях. Классозый конфликт если и существует, то не имеет прежней значимости.

У нас нет оснований отрицать отмеченные изменения в системе политических ценностей в развитых капиталистических странах. Живущим там теоретикам, как говорится, виднее. Тем не менее политические партии во всех этих странах существуют, и роль их в государственной и общественной жизни очевидна. Достаточно сказать, что в подавляющем большинстве западноевропейских стран (если не во всех) в парламентах существуют партийные фракции, и правительства формируются на партийной основе.

Некоторые отечественные авторы в вопросе о будущем политических партий солидаризуются с Да-рендорфом и другими зарубежными политологами. В частности, А. Мигранян писал о катастрофическом падениии роли партии на Западе как фактора политической мобилизации, о том, что там «складываются деидеологизированные, ориентированные на конструктивное сотрудничество и выработку консенсуса интересов партии, объединяющие и представляющие многочисленные группы интересов». В этой же работе автор прогнозировал: «Так как в нашей политической системе не существуют антагонистические классы и идеологические течения, то тем более нет необходимости в партиях, которые оформляли бы идеологические цели и политические задачи для тех или иных классов...»22.

Жизнь не подтверждает такой прогноз. В нашей стране после 1988 г. политические и идеологические процессы развивались в противоположном направлении, по сравнению с тем, как полагал политолог. Углубилась социальная дифференциация общества, развернулась политическая и идеологическая борьба. На арену политической жизни вышли многие вновь образовавшиеся партии.

Партийно-политическая палитра, в частности, сегодняшнего российского общества пестра и переменчива. Однако на ней обозначились три группы политических движений и партий: 1) партии правого толка - в основном неолиберальной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил - коммунистической, социалистической ориентации.

К первой группе партий следует отнести все те, которые ставят своей программной целью форсированную капитализацию России по западноевропейскому образцу, обосновывая ее необходимостью включения страны в «мировую цивилизацию», а также партии с христианско-демократическими программами. Это, например, Демократический выбор России, Партия экономической свободы, Крестьянская партия России и др. Кроме того, по некоторым основным И программным положениям сходна с ними и Либерально-демократическая партия России. Однако она является ультраправой по своей сути. По своим типологическим признакам все они скорее кадровые партии.

Во вторую группу можно включить партии, в стратегическом и идеологическом плане мало отличающиеся от правых. Они акцентируют свои задачи на демократическом характере процесса модернизации экономической и политической систем России. В их числе Российская социал-демократическая народная партия, Демократическая партия России, Самоуправление трудящихся и др. И ту и другую группу партий можно охарактеризовать как электорально-массовые, близкие к «всеядным». Например, в состав Либерально-демократической партии России наряду с представителями криминально-коммерческих структур входят многие рабочие промышленных предприятий, недовольные социально-экономической ситуацией в стране, определенные группы пожилого сельского населения, инженерно-технические работники.

Левая сторона политического спектра России к началу.1996 г. выглядела достаточно весомо, что выразилось в победе Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) на декабрьских (1995 г.) выборах в Государственную Думу Федерального Собрания. Немалое число голосов избирателей (значительно более 4%) получил блок «Коммунисты - Трудовая Россия - За Советский Союз». Весьма близка политические позиции к коммунистам занимает Аграрная партия России.

За короткий период времени (последние 5-6 лет) политическая карта российского общества изменялась в направлении: от господства КПСС к массовым общественно-политическим движениям и малочисленным антикоммунистическим партиям, от микропартий - к формирующимся массовым партиям и партийным блокам. Достаточно сказать, что в кампании по выборам в Государственную Думу (декабрь 1995г.) принимало участие 43 избирательных объединения, в большинстве своем образованных на базе политических партий.

Характерна динамика смены политических дихотомий, выражающих линию размежевания политических сил. До августа 1991 г. и после (некоторое время) такая линия определялась дихотомией «коммунисты - демократы», затем она сменилась противостоянием по линии - «реформисты - консерваторы». За последнее время на первый план выдвигается дихотомия «демократы - сторонники авторитаризма», «государственники - сепаратисты», хотя не снимается с повестки дня конфронтация коммунистов и радикал-реформаторов, антикоммунистов.

Политическая расколотость российского общества, перманентно обостряющаяся конфликтность мешает становлению в стране какой-то определенной партийной системы, будь то многопартийной или двухпартийной. Однако ясно, что Россия теперь уже не вернется к однопартийности, к господству любой партии-монстра.

Следовательно, политический процесс в России свидетельствует о том, что партии остаются реальностью современности. Их потенциал пока далеко не исчерпан. Еще многие десятилетия они будут выступать главным объектом политики и служить связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем:

однопартийные - Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

двухпартийные - система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

многопартийные - система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

Ногопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;

Ногопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;

Блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

Партийные системы различаются по числу партий и их качественным признакам: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные, многопартийные, системы с доминирующей партией. Структура партийной системы и се функциональная определенность во многом зависят от типа политического режима. В связи с этим различают демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы.


Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил.

Однопартийность - это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к числу партийных систем как таковых, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако на практике однопартийные системы существуют.

Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.

Двухпартийная (бипартийная) система имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным относятся: стабильность политической системы; высокая степень управляемости государством; предсказуемость политической деятельности и др. К недостаткам можно отнести то, что такая система достаточно консервативна, не способна адекватно выражать все многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов; закрыта для вхождения в политику «свежих» альтернативных сил; правящая партия сращивается с государственным аппаратом.

Двух с половиной партийные системы - нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системой. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое число голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая - 42 %, в то время как для формирования правительства необходимо иметь 50% плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.

Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.

Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.

В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

Партийные системы с доминирующей партией возникают в условиях реальной многопартийности, когда за власть на регулярных общенародных выборах борются несколько партий. В этом отличие данной системы от однопартийной, которая не предполагает альтернативы.

Суть партийной системы с доминирующей партией состоит в том, что одна партия в течение длительного периода времени побеждает своих конкурентов и находится у власти. Так, Либерально-демократическая партия в Японии находилась у власти без перерыва 38 лег (до 1993 г.). Многие политики объясняют данный феномен тем, что экономика страны в тот период находилась на подъеме («японское экономическое чудо»). Партия Индийский Национальный Конгресс также находилась у власти более 30 лет (с 1947 г.).

В числе причин существования партийной системы с доминирующей партией можно назвать:

эффективную политику, проводимую находящейся у власти партией (например, Япония);

неразвитость партийной системы (например, Индия, Россия);

использование правящим классом административного ресурса для создания «партии власти» и недопущение реальной демократической конкуренции в ходе предвыборной кампании, на выборах и при подсчете голосов (например, Россия).

Партийная система — это вид взаимодействия между политическими партиями, принимающими участие в борьбе за власть. Она представляет собой совокупность действующих партий, самостоятельных, но взаимосвязанных между собой в своих политических целях.

Как формируются партийные системы

Тип партийной системы, господствующей в государстве, предопределяется прежде всего историческими условиями, характерными для этой страны. Так, важными факторами в формировании политического режима является классовый и национальный состав населения, традиции, уровень политической культуры. В рамках одного общества множество партий вынуждены взаимодействовать, не отгораживаясь друг от друга, но принимая совместное участие в процессах, связанных с управлением государством и социумом.

Партийно-политическая система — это установленный порядок взаимоотношений политических партий как между собой, так и с государством, гражданами и другими элементами политического общества. Функционирование государственной власти во многом зависит от специфики существующих партийных систем, а также от количества партий, входящих в систему.

Классификация партийных систем

Партийные системы подразделяют по двум признакам:

    число партий, составляющих систему;

    тип политического режима;

Политический режим предопределяет структуру партийной системы, ее функциональную определенность.

Партийные системы и политические режимы

В правовых государствах существуют демократические, авторитарные и социалистические партийные системы.

    Буржуазно-демократическая партийная система — это тип политического устройства, для которого характерно ведение легальной борьбы за власть групп партий. При этом господствующее положение занимает партия, обеспечивающая себя поддержкой большей части членов парламента. Тем не менее в парламенте представлена оппозиция.

    Социалистическая партийная система — это режим, представляющий собой систему управления, при которой у власти в привилегированном положении находится одна правящая партия. Управленческий аппарат - под полным контролем господствующей партии.

    Авторитарная партийная система — это промежуточный между демократическим и социалистическим типом правления. Доминирующую позицию занимает государство. Представители конкретной партии играют незначительную роль в процедурах, связанных с руководством государством и принятием решений.

В соответствии с количеством партий различают следующие типы партийных систем: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные и многопартийные.

Типология партийных систем включает в себя разделение на конкурентные и неконкурентные режимы. Определяющим признаком является характер межпартийных отношений. Так, отсутствие конкуренции за власть свойственно однопартийной системе, в то время как ее наличие — признак двух- и многопартийного политического порядка.

Особенности однопартийной системы

Система, функционирование которой подразумевает наделение политической властью одной партии, называется однопартийной. Для монопартизма характерна многофункциональность, в процессе которой происходит объединение партии с государственным аппаратом. Неконкурентные системы могут основываться как на идеологии, так и на президенциализме.

В условиях тоталитарного режима однопартийность является логическим следствием утопической идеологии, которая не предполагает конкуренции, но усиленно поддерживает традицию правления вождя.

Для стран социалистического лагеря была характерна система партии-гегемона, при которой де-юро функционирование других партий законодательно не запрещено, но де-факто — существующие партии-сателлиты не были способны ограничить власть коммунистических партий. Последние жестко регламентируют деятельность других политических партий. Обладая монополией на власть, они осуществляют тотальный контроль общества, его идеологической и организационной сторон.

Характерные признаки двухпартийной системы

К основным партийным системам относится тип организации политической деятельности, при котором монопольное положение в государственной политике занимают две крупные партии, завоевывающие во время избирательной кампании большинство голосов. Также им принадлежит большая часть мест законодательного собрания. Условно разделяя государственную власть, формируют двухпартийную систему политического режима. Для такой формы правления характерна попеременная смена власти: в то время как одна из партий господствует, другая — выступает в роли оппозиции, но вследствие выборов партии меняются местами.

Стоит отметить, что двухпартийная система не исключает функционирования других партий, тем не менее они оказывают отрицательное влияние на стабильное чередование власти двух господствующих партий.

Особенностями партийной системы, для которой характерен приоритет двух ведущих мажоритарных партий, являются следующие:

    власть не привязана к определенной социальной категории;

    обеспечение полного представительства гражданских интересов;

    отсутствие политического центра;

    удаление с политической арены партий и организаций, выступающих в качестве оппозиции.

Примечательно, что одной из разновидностей бипартизма является так называемая «двухсполовинная» система, состоящая из взаимодействующих между собой 2+1 партий. Несовершенный бипартизм позволяет правящей партии сосуществовать с противостоящими ей двумя коалиционными. Подобная система «рационального парламентаризма», когда ни одна из конкурентоспособных партий не занимает большинство позиций в парламенте, характерна для Германии.

Преимущества и недостатки многопартийности

Партийно-политическая система, состоящая из трех и более партий, обладающих сильной организацией и мощным влиянием на функционирующие институты, называется многопартийной. Особенность многопартийности заключается в том, что борьба за государственную власть ведется с участием различных идейно-политических позиций. Конкуренция является основой многопартийности, поскольку победа в избирательной кампании достается той партии, чья деятельность вызывает у граждан наибольшую политическую симпатию. Важно отметить, что понятие партийной системы как трех-, четырех-, пятипартийной формируется в зависимости от количества партий, имеющих парламентское представительство.

Главным преимуществом многопартийности исследователи и социологи считают развитие политического плюрализма, поскольку в условиях вынужденного сотрудничества партии приходят к компромиссам, развивают толерантность. Безусловно, многопартийная система позволяет защитить интересы большего количества социальных групп. Тем не менее для рядового избирателя программы нескольких партий могут казаться фактически одинаковыми, что приводит его в замешательство. Кроме того, существенным недостатком многопартийной системы является правительственная нестабильность, вызванная отсутствием в парламенте определенного большинства.

Исторические сведения

Несмотря на тот факт, что возникновение первых политических партий в России пришлось на конец XIX века, формирование партийных систем началось лишь в первом десятилетии XX столетия, когда, в соответствии с Манифестом от 17 октября 1905 года, населению были дарованы гражданские свободы, включая возможность создания политических партий. Многопартийная система существовала в начале 20-х, а однопартийная — с 20-х по 80-е годы. Начало 90-х, ознаменованное изменением шестой статьи Конституции СССР, гласящей о руководстве КПСС как единой направляющей силы общества Страны Советов, привело к постепенному формированию партийной системы современной России.

Образование многопартийной системы, кардинально отличающейся от прежней, — нелегкий период в истории России. Основной преградой на пути к достижению полноценной политической многопартийности в современных условиях является отсутствие среди гражданского населения требуемого уровня социально-политической дифференциации. Господство коммунистической партии в ХХ веке привело к слиянию понятия «партийная система» с государственными структурами.

Партийная система РФ

По словам политологов, партийная система России все еще находится на стадии формирования. Так, политические реформы В. Путина были направлены на свержение ельцинской партийной системы, уничтожение «системной» оппозиции. Политические партии, критикующие режим, не являются оппозицией в строгом смысле этого слова, поскольку их влияние на принятие решений крайне ограничено, рычаги давления — отсутствуют. Современная партийная система в России — имитация демократичности режима. Политические партии играют демонстрационную роль для внешнеполитической арены.

«Партия власти» и многопартийность

У государственного аппарата прочно укрепилась «Партия власти» — существенный элемент российской партийной системы: ДВР, НДР, «Единство», «Единая Россия» — все это не самостоятельные политические субъекты, а партии, созданные правящей элитой для победы на думских выборах.

Чем обусловлена тенденция партийного строительства, при которой на политическом спектре выделяется сильная «партия власти»?

    Российская Федерация является демократическим правовым государством, где сильная президентская власть закреплена конституционно.

    Закон «О политических партиях» от 2001 года ограничивает процессы, связанные с фрагментацией партийной системы и появлением новых политических партий.

Немаловажным фактором в формировании сегодняшней партийной системы являются изменения в политической культуре и электоральных настроениях населения в пользу центристских и консервативных ценностей.

Развитие партийной системы России

В условиях современной политической ситуации наблюдается тенденция к укреплению сил уже действующих политических партий.

В соответствии с электоральной реформой, которая предусматривает выборы в Государственную думу по пропорциональной системе, у государственного аппарата должно сформироваться стабильное партийно-парламентское представительство, являющееся опорой для сильной власти президента.

Заключение о партийных системах

Партийная система и ее внутренняя структура во многом зависят не только от характера взаимодействия партий между собой, но и от уровня культурной образованности населения в вопросах, связанных с правом и политикой, спектром этнического, конфессионального и классового распределения гражданских сил, историческими традициями. В качестве правовой основы партийных систем выступает Конституция и законы, связанные с избирательным, законодательными и политическими процессами в отдельной стране.

Партийная система - это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, участвующими в осуществлении политической власти.

Типы партийных систем выделяются по различным основаниям.

По характеру политического режима (демократические, авторитарные и тоталитарные); по степени устойчивости самих партий и отношений между ними (стабильные и переходные), по характеру межпартийных отношений (соревновательные и неконкурентные). Наиболее популярной является типология по количеству партий, участвующих во власти. На этом основании партийные системы делятся на беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные.

Беспартийные системы сегодня существуют примерно в 20 странах (таких как Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Оман). Причинами отсутствия партий могут быть:

Отсутствие социальных предпосылок для возникновения партий (Бутан);
- теократия в стране, отсутствие светской политики (Ватикан);
- запрещение партий (Гана, Гвинея, Иордания).

Двухпартийные системы (Великобритания, США, Барбадос, Белиз) характеризуются наличием в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному осуществлению власти. В случае победы одной из них на выборах вторая становится оппозиционной, но имеет все шансы сменить ее в качестве правящей партии в результате очередных выборов. На периферии политической жизни в такой партийной системе могут существовать и другие маловлиятельные партии, но шансы их прихода к власти незначительны.

В многопартийных системах ни одна из партий, как правило, не завоевывает поддержки абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства в них чаще всего бывают коалиционными. Многопартийные системы являются наиболее распространенными в мире (Украина, Болгария, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Сербия, Черногория и др.). В условиях многопартийности правительство, как правило, является коалиционным. Это делает возможной ситуацию, когда потерпевшая поражение на выборах партия остается в правительстве лишь потому, что является удобным партнером по коалиции.

В зависимости от распределения влияния между партиями выделяются различные подвиды многопартийных систем.

1. Неполяризованная система (система многопартийной раздробленности) требует от партий создания коалиций или объединения партий, имеющих близкие платформы. Классическими образцами такой системы стали страны Северной Европы (Дания, Бельгия, Нидерланды, Финляндия). Как временное явление такая система нередко возникает в условиях демократического перехода (постфранкистская Испания).

2. Поляризованная (двухблоковая система) - объединение партий в блоки требуется для получения шансов на победу в выборах (Италия, Франция, ФРГ).

3. Система доминирующей партии (уклад доминации) схожа с однопартийной системой, но отличается тем, что в ней: а) сохраняется возможность оппозиции критиковать правящую партию; б) в отношениях между правящей партией и оппозицией сохраняется соревновательность; в) доминирующая партия не сливается с государством (исполнительная власть находится под контролем высшего органа законодательной власти, в котором присутствует оппозиция). Примеры доминирующих партий в многопартийных системах - Либерально-демократическая партия Японии в период с 1955 по 1993 гг., Социал-демократическая рабочая партия Швеции 1932-1976 гг.

Однопартийные системы характеризуются тем, что в них только одна партия способна обеспечить выработку и осуществление государственной политики. Такие системы свойственны, в основном, странам с авторитарными (Куба, Китай) и тоталитарными режимами (СССР, нацистская Германия, фашистская Италия). Как правило, они возникают после военных переворотов, революций, когда новая правящая группа отменяет многопартийность и создает структуру для собственной опоры в народе. Такая партия провозглашает себя выразителем интересов всего населения, а на практике обеспечивает лояльность граждан, а иногда и присутствие государства во всех сферах общественной жизни. Сегодня однопартийные системы сохранились в таких странах, как Северная Корея, Вьетнам, Китай, до недавнего времени - Заир, Кения, Кот Д"Ивуар и др.