Правовое регулирование предпринимательства.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где предпринимательская деятельность регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права. Так дает определения предпринимательству юридический словарь.

Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему -проблему собственности. Термин “собственность” и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.

Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.

Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон “Об акционерных обществах”, новые редакции законов “О Центральном банке Российской Федерации”, “О банках и банковской деятельности”, установившие современные основы регулирования банковской системы страны, федеральные законы о международных договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных актов.

Для развития конкуренции, как одного из главных направлений становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ “О государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)” определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и разработка программ демонополизации и развития конкуренции. Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:

наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей - хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма - монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,

наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.

Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь стремясь ограничить круг регулируемых цен.

Первый проект Закона «О естественных монополиях» был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. Уже в августе правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Госдуму.

По Закону «О естественных монополиях», сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.

Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Зарубежные опыт регулирования показывает, что главным в такого деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.

В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степенью независимости: члены их правлений, назначенные на продолжительный срок, не могли быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда; предусматривался запрет на совмещение должностей членами правлений, владение акциями регулируемых компаний и т.п. Однако в окончательной редакции многие прогрессивные положения, заимствованные из многолетней практики регулирования в зарубежных странах, были либо смягчены, либо изъяты, что ставит под вопрос возможность принятия решений, в достаточной степени защищенных от влияния различных политических сил.

К 1995 г. была сформирована только одна система регулирующих органов, действовавшая вне рамок отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 г. для регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей сообщения, Минсвязи). Так, МПС получило разрешение ежемесячно индексировать тарифы на перевозки с учетом роста цен на основные виды продукции, потребляемые его предприятиями. Минэкономики и Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния отрасли.

Тем не менее, даже в электроэнергетике до 1995 г. не были зафиксированы правовые основы регулирования. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью естественных монополий был значительно ослаблен в связи с преобразованием многих предприятий в акционерные общества, где начали доминировать отраслевые интересы. При этом федеральное правительство, сохранив контрольные пакеты акций в своих руках, недостаточно активно включилось в механизм корпоративно-акционерного управления.

Упрощенные схемы государственного регулирования естественных монополий, основанные на индексировании тарифов (цен) и не сопровождаемые тщательной проверкой обоснованности издержек и инвестиционной деятельности, позволяли монополистам легко обходить ограничения, которые ставили на их пути квазиорганы регулирования (департамент цен Минэкономики, Федеральная энергетическая комиссия). Важнейшими причинами создавшегося положения являлись: отсутствие необходимой законодательной базы; неопределенность статуса регулирующих органов, их зависимость как от правительства и министерств, так и от регулируемых субъектов; недостаток финансовых средств и квалифицированных кадров.

Многие дела, возбуждаемые территориальными управлениями ГКАП России по фактам нарушений Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в 1994-1995 гг., были связаны с действиями предприятий-естественных монополистов. Были выявлены многочисленные случаи завышения тарифов, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей, включения в договоры дополнительных условий (участие в строительстве производственных объектов, передача жилых помещений, предоставление материальных ресурсов).

К январю 1996 г. были приняты три указа Президента о создании государственных служб по регулированию естественных монополий в ТЭК, связи и транспорте. В марте-апреле были опубликованы постановления правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их персонала. Однако на конец мая был назначен руководитель только одной службы - Федеральной энергетической комиссии. Назначение на этот пост заместителя министра топлива и энергетики является компромиссом правительства с регулируемыми субъектами.

Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.

С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих субъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)" - один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые "правила игры" и для промышленных гигантов, и для мелких магазинчиков.

Новый Закон о банкротстве (от 26 октября 2002 г №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”) не закрывает всех лазеек для финансовых махинаций, но ликвидирует самые вопиющие из них.

Прежняя редакция российского Закона о банкротстве была крайне противоречивой, и по сути способствовала созданию в России настоящей индустрии заказных банкротств. Новый закон не закрывает всех лазеек для фиктивных банкротств, не решает проблемы судебного произвола, он не "разруливает" ситуацию, когда предприятие попадает под банкротство по вине государства, которое не платит заводу за заказанную им продукцию. И все же этот закон - несомненный шаг вперед, которого все ждали.

Главное - теперь обанкротить предприятие станет гораздо тяжелее, а сама процедура будет более сложной, многоступенчатой, подконтрольной.

Банкротство перестает быть "выстрелом в висок", когда, нажав на спусковой крючок, то есть запустив процедуру банкротства, ты уже не можешь ничего исправить.

Вместо вышибания денег - финансовое оздоровление.

Что такое вообще банкротство? Это когда предприятие не может рассчитаться со своими долгами, даже если продаст все свое имущество. В нашей неустоявшейся экономике зачастую нельзя с ходу понять, дошло ли предприятие на самом деле "до ручки". Поэтому к процедуре собственно банкротства относится только конкурсное производство. Все остальные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление) являются по сути предбанкротными.

По прежнему закону банкротство мог объявить любой, кому предприятие задолжало, и он не может получить с него свой долг. То есть банкротство решало совсем другие задачи - не ликвидацию севшего на мель и "засоряющего" экономический горизонт предприятия, а удовлетворение того или иного конкретного должника. Закон был написан не для оздоровления экономики в целом, а для пользы конкретных хозяйствующих субъектов. Процедуру банкротства можно было начать, если должник 3 месяца не мог отдать долг в размере более 500 МРОТ. За эти мизерные долги можно было поменять собственника на любом огромном предприятии. Новый закон устанавливает четко фиксированную сумму в сто тысяч рублей. Изменение суммы долга роли не играет. Важно, почему именно не платит должник. Чтобы это выяснить, прежде, чем начинать банкротство, должен быть пройден судебный порядок взыскания долга. Суд применяет весь арсенал методов: арест и распродажу имущества, запрет на осуществление сделок, не прибегая к банкротству.

В новом законе впервые появляется фигура государства-кредитора: если вы должны казне, она вместе с другими кредиторами потребует своего сполна. Прежний закон не давал государству права голоса в процессе о банкротстве - представителям государства можно было лишь присутствовать на собраниях кредиторов и в арбитражном процессе, без права голоса. С другой стороны, старый закон требовал, чтобы претензии государства удовлетворялись едва ли не в первую очередь. В этом было серьезное противоречие, источник путаницы и злоупотреблений. Новый закон уравнивает права государства и всех прочих кредиторов: они наравне и участвуют в собраниях, и получают свое.

Вообще, полностью меняется облик "очереди", в которой "стоят" кредиторы, чтобы получить с должника свои деньги. В старом законе было так: сначала покрывались судебные издержки, потом - в порядке убывания - текущие платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, залоговые требования, обязательные платежи в бюджет, иные обязательства. Новый закон дает другую последовательность: судебные издержки, текущие платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, иные обязательства.

Специальные режимы банкротства - как правило, более мягкие - старый закон вводил для градообразующих предприятий. Кроме того, есть отдельный закон о предприятиях ТЭК. В новом законе появляются спецрежимы банкротства для субъектов естественных монополий и предприятий ВПК. Интересный вопрос, можно ли будет по новому закону банкротить целые города и области. Сегодня его пытаются решить в рамках комиссии Дмитрия Козака (администрация Президента РФ), поскольку он тесно связан с проблемой местного самоуправления. Пока договорились до того, что, коли регион окажется неплатежеспособен, может быть введено прямое управление им из федерального центра.

Хотелось бы, чтобы в законе были четче прописаны принципы, по которым можно отделить временного должника от действительно неплатежеспособного. Мы предлагаем такой критерий: предприятие не может покрыть свои обязательства в течение трех месяцев ликвидными активами. Под ликвидными активами надо понимать деньги, ценные бумаги, "дебиторку", уплаченный, но не возвращенный, НДС, товарные запасы.

Новый закон, как и старый, оставляет место произволу конкурсных кредиторов и судей. Нужны четкие правила - на основании показателей финансовой отчетности должника.

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Лицензирование предпринимательства - сравнительно новое явление в российском законодательстве, однако в применении лицензионного механизма наметились определенные правовые проблемы. Их решение становится условием его эффективного функционирования.

Государственное лицензирование предпринимательства до недавнего времени и было основным элементом такого регулирования. Чиновники обладали очень удобным механизмом: всегда можно проверить, как работают лицензированные фирмы, быстро пресечь нарушения - предупреждением, приостановлением или отзывом лицензии. В то же время лицензирование, устанавливая лишние бюрократические барьеры на пути предпринимателей, уменьшает, как показала практика, число участников рынка, а значит, ослабляет конкуренцию. Это опасно для экономики, особенно в условиях практически полного отсутствия общественного контроля за деятельностью бюрократической машины. Конечно, действия чиновника можно обжаловать в суде, и тот очень часто встает на сторону предпринимателя. Однако далеко не всегда бизнесмены осмеливаются затевать разбирательство. Судебного решения иногда приходится ждать довольно долго, а за это время чиновники могут парализовать деятельность строптивца.

Но у гослицензирования есть и другой недостаток: возможность его использования для устранения конкурентов. Предприниматели, сумевшие поладить с надзирающими органами, инициируют проверки конкурентов либо для получения закрытой информации, либо просто чтобы их разорить.

Сейчас под закон о лицензировании подпадают только те виды предпринимательской деятельности, "осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием". Кроме того, теперь лицензия выдается на срок не менее пяти лет (по старому закону - не менее трех). Уточняются полномочия лицензирующих органов, процедуры выдачи, переоформления и отзыва лицензии. Наконец, новый закон вводит исчерпывающий, значительно более короткий, чем в старой редакции, перечень лицензируемых видов деятельности.

Однако произошло неожиданное: многие профессиональные участники рынка, которых коснулась отмена лицензий, относятся к ней отрицательно. Основной мотив: на рынок хлынет поток непрофессионалов и откровенных жуликов, которые будут демпинговать и сделать качественную работу невыгодной. Особенно недовольны риэлтеры, хозяйствующие на рынке недвижимости. Появление на нем новых участников, выпргнувших «как черти из табакерки», может привести к снижению цен на услуги, обману граждан.

Но авторы реформы вовсе не отказываются от администрирования в сфере предпринимательства. Снятие барьеров на входе в рынок компенсируется контролем за деятельностью непосредственно на рынке - вводятся новые для России механизмы регулирования предпринимательской деятельности. Так, вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Им предусмотрена административная дисквалификация участников рынка, нарушающих закон - запрет осуществлять определенную деятельность или занимать определенную должность на срок до трех лет. Применить такую санкцию может только суд.

Следует также заметить, что никто не отменял обязательную и добровольную сертификацию товаров, работ или услуг, а также определенные квалификационные требования, предъявляемые к участникам рынка. Например, хотя производство строительных конструкций и материалов теперь лицензироваться не будет, потребитель всегда сможет узнать о качестве стройматериалов по соответствующему сертификату.

Возникают вопросы и с применение нового закона. После его вступления в силу вышло распоряжение правительства, в котором конкретно распределялись уровни лицензирования (федеральный, региональные). Однако соответствующих нормативных документов (Положений) о порядке лицензирования того или иного вида предпринимательской деятельности нет (за исключением туристического и строительного бизнеса) до сих пор нет.

Система лицензирования была неплохо отработана на региональном уровне. Требовалось лишь дополнить ее Федеральным лизинговым центром, что позволило бы более эффективно и оперативно решать возникающие вопросы. Государственный контроль за бизнесом должен быть. А что касается снятия с его пути административных барьеров, то почему, например, не ввести упрощенный порядок регистрации и оформления частных предприятий по методу так называемого "единого окна", когда в одном месте предпринимателю выдаются все необходимые документы (в том числе и лицензии)?

предпринимательство гражданский правоотношение государственный

Правовое и информационное регулирование защиты предпринимательской деятельности

Правовая основа - фундаментальная часть правового регулирования защиты предпринимательства, осуществляемой государственными органами и учреждениями, общественными и частными организациями, отдельными лицами, в деятельности которых имеются элементы предпринимательства. В составе этой правовой основы можно с определенной степенью условности выделить пять групп нормативно-правовых документов:

  • - первая группа - основополагающие и целеуказующие фундаментальные источники правового регулирования деятельности в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;
  • - вторая группа - законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяющие для нее наиболее общие условия;
  • - третья группа - законодательные и иные нормативно-правовые документы, регулирующие собственно защиту предпринимательства;
  • - четвертая группа - законодательные и иные правовые акты, регламентирующие деятельность государственных органов, выполняющих в той или иной мере функции защиты предпринимательства;
  • - пятая группа - нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций, для которых функции защиты предпринимательства являются сопутствующими.

Группу основополагающих и целеуказующих фундаментальных источников правового регулирования деятельности в области обеспечения безопасности личности, общества, государства составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции. Основной закон обладает прямым действием, применяется на всей территории России и имеет непосредственное отношение к защите предпринимательской деятельности. Так, глава 2 Конституции включает в себя основные положения, составляющие основы правового статуса личности в Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина. В соответствии с частью первой статьи 46 каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Указанные права и свободы могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции). Среди законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и определяющих для нее наиболее общие условия, основополагающее значение имеет Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Этот законодательный акт вполне обоснованно рассматривается как второй по значению после Конституции РФ. Гражданскому кодексу должны соответствовать все законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права (ст. 3 ГК РФ). Статья 2 Кодекса указывает на то, что гражданское законодательство определяет правовое положение всех участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности, прав на результат интеллектуальной деятельности, регулирует договорные отношения, а также иные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Действие ГК РФ пронизывает повседневную экономическую, имущественную жизнь, как граждан, так и социальных организаций. Нормы ГК РФ распространяются как на граждан, так и на физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Предприниматель соприкасается с нормами ГК при создании предприятия или предпринимательского дела, при их регистрации, заключении договоров и т.д. Отступление от законодательно установленных норм, как правило, повышает для предпринимателя риск подвергнуться нерыночной конкуренции со стороны преступного мира, недобросовестных партнеров, произволу коррумпированных чиновников. Согласно частям второй и третьей статьи 4 Закона "О безопасности" для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в РФ разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления, формируются или образуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. Уголовный кодекс РФ содержит определение понятия преступления, указывает, какие общественно опасные деяния являются преступными, устанавливает наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления. Часть преступлений, и прежде всего хозяйственные (глава 6), должностные (глава 7), против правосудия (глава 8), против порядка управления (глава 9), против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения (глава 10), могут иметь непосредственное отношение к предпринимательству и по существу выступают как форма криминальной конкуренции.

Уголовный кодекс дает описание законодательных моделей общественно опасных деяний - их конкретные составы, имеющие значение для защиты бизнеса. Знание признаков составов преступления позволяет предпринимателю, с одной стороны, самому действовать в соответствии с законом, а с другой - обоснованно обращаться в соответствующих случаях в правоохранительные и иные государственные органы.

Для сферы предпринимательства имеют значение, прежде всего, следующие преступления, рассматриваемые Законом как уголовные и являющиеся фактически проявлениями криминальной конкуренции:

  • - преступления в сфере экономической деятельности (прежде всего воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, монополистические действия и ограничение конкуренции, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, незаконное использование товарного знака, заведомо ложная реклама, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну; обман потребителей и др. - ст. 169-183, 185-189, 191-197, 199-200);
  • -преступления против собственности (кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство, умышленное уничтожение или повреждение имущества и др. - ст. 158-163, 165, 167);
  • - преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб, коммерческий подкуп и др. - ст. 201-204);
  • - преступления против жизни и здоровья (ст. 105, 111-112, 114-117, 119 УК РФ);
  • - преступления против свободы, чести и достоинства личности (прежде всего похищение человека - ст. 126 УК РФ);
  • - преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (прежде всего нарушение неприкосновенности жилища - ст. 139);
  • - преступления в сфере компьютерной информации (ст. 272-274).

Вывод: в настоящее время в России наблюдается тенденция к детализации законодательства как в целом по предпринимательской деятельности, так и по защите бизнеса, оно остается запутанным и противоречивым, поэтому можно выделить ее следующие основные недостатки: 1. Правовые нормы, касающиеся защиты бизнеса, рассредоточены по нормативно-правовым актам различных уровня и юридической силы. Обилие такого рода нормативных актов затрудняет ориентацию в правовой базе и ее практическое использование. 2. Регулирование специальных для области защиты бизнеса вопросов осуществляется главным образом в рамках ведомственных нормативных актов, а также с помощью нормативно-правовых актов на уровне фирм. Правовое регулирование в данной сфере представляется недостаточным. 3. Правовая основа защиты предпринимательства страдает неполнотой, содержит в себе целый ряд пробелов, ряд правовых норм требуют корректировки. Это позволяет нередко как предпринимателю, так и чиновнику действовать по своему усмотрению, способствует экономическим преступлениям и коррупции. 4. Отсутствует нормативно-правовой документ, в котором были бы отражены принципиальные положения, касающиеся защиты бизнеса, - основные понятия в этой сфере правового регулирования, объекты, средства, механизм защиты, права и обязанности государственных органов и субъектов рынка по защите бизнеса, государственная политика в данной сфере. 5. В правовом отношении не урегулированы вопросы координации и взаимодействия государственных органов, объединений деловых кругов, отдельных предпринимательских структур в целях защиты предпринимательства. С учетом выявленных недостатков можно предложить следующие направления совершенствования нормативно-правовой основы защиты предпринимательства, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными:

  • 1. Систематизация наиболее важных норм, касающихся защиты предпринимательства.
  • 2. Устранение имеющихся пробелов и неточностей в правовом регулировании.
  • 3. Разработка проекта Закона о защите предпринимательства как базового специализированного нормативного акта, полностью посвященного этой проблеме.
  • 4. Разработка Положения о Комиссии при Президенте РФ по защите предпринимательства.

Предпринимательской деятельности - это взаимосвязанная система правовых и внеправовых инструментов, дающих возможности гражданам и юридическим лицам на свой страх и риск осуществлять деятельность, основной целью которой является получение прибыли, а основным содержанием - производство, обмен или перераспределение основных ресурсов.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности обладает своими специфическими чертами, главной из которых является то, что здесь происходит пересечение как частных, так и общественно-государственных интересов и средств. При этом стоит особенно подчеркнуть, что в отношении частных интересов чаще всего в качестве основного инструмента регулирования применяется договор, а в отношении общественно-государственных интересов - публично-правовые средства.
Стоит отметить, что правовое регулирование предпринимательства и гражданско-правовой договор находятся в неразрывной связи друг с другом. С точки зрения частного права договор представляет собой основной инструмент взаимодействия между физическими лицами. Однако параллельно с этим договор является важнейшим институтом, с помощью которого органы государственной власти осуществляют правовое регулирование предпринимательской деятельности. Ведь практически каждое соглашение, как между физическими лицами, так и между организациями, строится в соответствии с тем или иным «типовым соглашением», утверждаемым федеральным, региональным или местным органом власти. Государство в этом случае как бы санкционирует те или иные предпринимательские отношения.

Помимо договоров, которые все-таки в большей степени относятся к ведению именно частного права, предпринимательские отношения в ряде сфер подразумевают применение и средств, относящихся к так называемому Примером этого может послужить тот факт, что любая может быть заключена только в том случае, если на это получено согласие общего собрания членов данного общества. Государство в этом случае берет на себя не только обязанности по созданию типовых договоров, но и контролирующие функции по надзору за правильностью проведения той или иной процедуры.

Таким образом, правовое регулирование предпринимательства подразумевает тесное взаимодействие частной и публичной сфер. С одной стороны, оно, прежде всего, является основой для взаимодействия между гражданами, а также между гражданами и организациями и учреждениями по поводу производства и обмена материальных благ, а с другой - главным регулятором этой сферы являются правовые нормы, созданные или санкционированные государством.

Что касается того, какое содержание и структуру имеет правовое регулирование предпринимательской деятельности, то здесь стоит выделить три главных компонента.

Во-первых, касается отношений, непосредственно связанных с юридическим оформлением предпринимательства. Эти отношения всецело базируются на осуществлять на свой страх и деятельность, беря на себя все риски и обязанности по ее правильному ведению и оформлению.

Во-вторых, правовое регулирование предпринимательской деятельности охватывает отношения, непосредственно касающиеся самого предпринимательства. Здесь, как уже указывалось выше, имеет место синтез частного и общественно-государственного регулирования. При этом государство не только контролирует правильность и законность осуществления тех или иных сделок, но и с помощью налогов, процентных ставок и других инструментов, само оказывает непосредственное влияние на развитие бизнеса в стране.

В-третьих, важной составляющей любой предпринимательской деятельности является потребитель, поэтому правовое регулирование в обязательном порядке должно охватывать и эту группу субъектов. Здесь также можно выделить как непосредственное взаимодействие предприниматель-потребитель, так и вмешательство государства как важнейшего контролирующего органа в случае возникновения правовых споров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, формы и субъекты предпринимательской деятельности, порядок ее осуществления. Правовые основы создание, регистрация и прекращения предпринимательской деятельности. Ответственность за нарушение законодательства о предпринимательской деятельности.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2016

    Определение предпринимательской деятельности в законодательстве Российской Федерации. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя; его государственная регистрация и прекращение деятельности. Правила процедуры признания банкротом.

    реферат , добавлен 17.02.2014

    Понятие и цель предпринимательства, его правовое регулирование. Виды и формы предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. Государственная регистрация и лицензирование деятельности субъектов хозяйствования. Права и обязанности предпринимателей.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Основные принципы и условия ведения предпринимательской деятельности, выбор формы ее организации. Понятие законодательства о предпринимательской деятельности. Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права. Порядок государственной регистрации.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Понятие, признаки и формы предпринимательской деятельности. Принципы и метод правового регулирования предпринимательской деятельности. Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности в республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Анализ правового положения предпринимателей в Российской Федерации, а также их правовой культуры и правосознания. Понятие и признаки предпринимательской деятельности граждан. Общая харакеристика основных видов субъектов предпринимательской деятельности.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2010

    Понятие, регистрация, правовое регулирование, формы предпринимательской деятельности. Права, обязанности и ответственность ее субъектов. Особенности и основные этапы ее прекращения, реорганизации и ликвидации. Лицензирование фармацевтической деятельности.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2011

Применение норм о предпринимательской деятельности подчиняется общим требованиям, предъявляемым к процессу правоприменения. Надо заметить, что в отечественной доктрине правоприменение толкуется в широком и в узком смысле. В первом случае к нему относят все случаи реализации ранее установленных норм права (объективного права), включая и адресатов нормативного предписания. Во втором случае под правоприменением понимают только такое воплощение права в конкретные правоотношения, которое опосредуется актами властных органов государства, деятельность же самих адресатов (в нашем случае - субъектов предпринимательской деятельности) рассматривается не как правоприменение, а как осуществление права собственными действиями адресатов нормы .

Применение норм законодательства о предпринимательстве требует прежде всего выявления признаков, позволяющих говорить о возможности распространить соответствующие правила на субъектов предпринимательской деятельности.

Для отражения специфики регулирования предпринимательских отношений законодателем используется по крайней мере три подхода.

Во-первых, законодатель непосредственно в ГК (иных федеральных законах) выделяет правила, адресованные непосредственно предпринимателям (например, нормы п. 4 ст. 61, п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 69, п. 3 ст. 401 и другие ГК). В гипотезах этих норм прямо указывается, что субъектами отношений являются именно предприниматели (коммерческие организации). Так, в соответствии с п. 1 ст. 492 ГК одной из сторон договора розничной купли-продажи является именно предприниматель; в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 907 ГК хранителем в договоре хранения на товарном складе может быть только организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность.

Во-вторых , в ряде случаев законодатель использует приемы, косвенно указывающие, что данные отношения являются предпринимательскими. При этом в качестве ориентира (признака) может использоваться как цель договора, так и другие элементы договорной конструкции (субъектный состав, передаваемое имущество и пр.). Например, гарантом по банковской гарантии (ст. 368 ГК) может выступать только кредитное учреждение (банк) или страховая компания, а поскольку эти организации по общему правилу ведут предпринимательскую деятельность, действуют на основании специальных лицензий, то, следовательно, по крайней мере одним из участников отношений банковской гарантии является предприниматель.

И, в-третьих, если на уровне законодательства специфика правового регулирования деятельности не отражена, то восполнить пробел и учесть особенности регулирования деятельности предпринимателей государство старается на уровне специальных подзаконных актов. Например, ФЗ от 10 декабря 2002 г. № 172-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (СЗ РФ. 2003. М 50. Ст. 4859) является актом общего значения, распространяющимся и на отношения с участием граждан, поэтому для регулирования валютных операций между уполномоченными бан- ками-предпринимателями действует особый акт (см.: Указание Центрального банка РФ от 28 апреля 2004 г. № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками» // Вестник Банка России. 2004. № 33).

Имеются также особенности применения законодательства о предпринимательстве в отдельных сферах.

Взаимоотношения предпринимателя с государством, его органами, органами местного самоуправления базируются на известных принципах административной зависимости, субординации. Но было бы неверно толковать отношения предпринимателя, например по поводу получения разрешения санитарно-эпидемиологической службы на открытие ресторана, как исключительно «вертикальные», когда такое разрешение может быть дано, а может и не быть дано только по воле данного государственного органа. В действительности закон в широком его понимании ставит государство (его органы) и предпринимателя в определенной степени в равное («взаимообязанное») положение, поскольку хорошо организованная экономика исключает волюнтаризм. Поэтому при изучении нормативных актов следует учитывать ограниченность

(дискретность) волевых решений властных органов. В частности, по общему правилу предприниматель вооружается правом на обжалование принятых решений, наконец, он имеет право на защиту своих прав и интересов. Так, при отказе в государственной регистрации предпринимателя он вправе обжаловать принятое решение в суд (ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

Правовая регламентация отношений собственности предпринимателей в целом подчиняется общеправовой оценке такого рода прав (законных интересов) и в силу универсальности соответствующих норм не приводит к существенным отличиям.

Ограничения по использованию, владению, пользованию, распоряжению имущественными объектами предпринимателей могут быть вызваны либо статусом конкретного субъекта предпринимательской деятельности (например, если это унитарное предприятие ), либо требованиями учредителей (собственников), либо пределами волеизъявления, сформированными на законодательном уровне. В частности, на отношения предпринимательской деятельности полностью распространяются правила об ограничениях совершения крупных сделок, сделок с заинтересованностью и иных сделок, где специфика корпоративных связей требует учитывать дифференцированный порядок принятия решений об отчуждении имущества.

Надо отметить, что само по себе понятие «предпринимательский договор» отсутствует как в ГК, так и в других законах. Это обстоятельство объясняется различно и часто вызывает критику . Предпринимательские договоры и сделки в целом содержат общие свойства категорий «договор», но поскольку в них участвуют предприниматели, имеющие особые цели и деятельность которых подчиняется специфическому режиму, то есть отличия. Они касаются возможности участия в сделках (договорах), определения прав и обязанностей сторон, квалификации заключенных соглашений, ответственности предпринимателей (см. разд. 6 учебника). Так, если обычный гражданско-правовой договор при определенных обстоятельствах может быть истолкован и как безвозмездный (не имеющий эквивалентной платы), то такое невозможно, если он определен как предпринимательский. См., например: Белых В.С. Предпринимательский договор: понятие, виды исфера применения // Цивилистические исследования. Вып. 1. Сб. науч, трудовпамяти И.В. Федорова. М., 2004. С. 123-132; Богданов Е.В. Предпринимательский договор. М., 2003; Илюшина М.Н., Челышев М.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческие сделки. М., 2005. С. 4-47.