Финансы государственных и муниципальных предприятий. Особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий

Элементами местных финансов являются финансы муниципальных унитарных предприятий и организаций. Источниками финансовых ресурсов муниципального образования служит часть прибыли муниципальных предприятий, выручка бюджетных организаций от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, от сдачи в аренду муниципальной собственности.

Предприятия и организации других форм собственности (иных видов подчинения) участвуют в формировании муниципальных финансов через образование целевых фондов, используемых на жилищно-коммунальное строительство, содержание хозяйственной и финансовой инфраструктуры, ведомственных объектов, финансирование различных муниципальных программ.

К муниципальным финансам можно отнести фонды страхования, формируемые за счет средств страховых компаний и используемые для финансирования определенных расходов территории (устранение последствий стихийных бедствий и катастроф, финансовых кризисов и др.).

Финансовые особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собственности предприятия на закрепленное за ним имущество. Имущество унитарных предприятий и не распределяется на вклады или долевое участие работников.

Учредительным документом унитарных предприятий является устав, который содержит следующую информацию:

предмет и цели деятельности;

размеры уставного капитала и других фондов денежных средств;

порядок и источники формирования фондов.

Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Унитарному предприятию имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Управление унитарным предприятием осуществляет руководитель назначаемый собственником. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Решение о создании унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения, принимает соответственно уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления, который утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. Уставной фонд полностью подлежит оплате собственником на момент реорганизации унитарного предприятия. Унитарное предприятие несет ответственность перед собственником и кредиторами за соответствие величины уставного фонда размеру чистых активов. Уменьшение уставного фонда проводится в том случае, когда размер чистых активов становится меньше уставного фонда. О предстоящем уменьшении уставного фонда ставятся в известность кредиторы унитарного предприятия, которые могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств должником, а так же возмещения убытков.

Собственник имущества унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения, определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества. Часть прибыли от использования имущества принадлежит собственнику. Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу его в аренду, использование в качестве предмета залога, внесение в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ и обществ, а так же иные ограничения на распоряжение имуществом без согласия собственника.

Дочернее предприятие - юридическое лицо, которое распоряжается имуществом переданным ему унитарны предприятием - учредителем в хозяйственное ведение. Устав дочернего предприятия утверждается учредителем, который так же назначает руководителя и определяет его полномочия. На дочернее предприятие распространяется общее правило, согласно которому собственник имущества не отвечает обязательствам созданного им предприятия. Исключение составляет случай банкротства предприятия, вызванного его учредителем, который дает обязательные для исполнения указания либо иным образом определяет действия юридического лица. В этом случае при недостаточности имущества юридического лица субсидарная ответственность по его обязательствам может быть возложена на учредителя.

Унитарное предприятие основанное на праве оперативного управления является федеральным, казенным предприятием. Оно создается по решению Правительства Российской Федерации. На базе имущества находящегося в федеральной собственности. Устав казенного предприятия утверждает Правительство Российской Федерации.

Российская Федерация несет субсидарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности его имущества. Реорганизация или ликвидация казенного предприятия осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.

Производственная и финансово-хозяйственная деятельность унитарного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом-развитием завода. Уполномоченный орган ежегодно, на основании выявляемой им потребности в продукции, работах, услугах производимым унитарного предприятия в целях обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до завода за три месяца до начала планируемого года обязательный для исполнения и согласования с Министерством экономики России и Министерством финансов России план-заказ с учетом плана-развития унитарного предприятия.

В плане-заказе устанавливаются следующие основные показатели:

объем продукции, работ, услуг, сроков поставок, цен и условий их изменения;

фонд оплаты труда и нормативов его уменьшения при невыполнении показателей плана-заказа, а так же увеличение фонда оплаты труда проводится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченными органами;

лимиты численности работников;

объем средств, выделяемых из федерального бюджета и условиях их предоставления.

Унитарное предприятие по согласованию с уполномоченным органам разрабатывает план развития, предусматривающий:

мероприятия необходимые для обеспечения устойчивой работы предприятия по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной финансово - хозяйственной деятельности;

задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;

задания по созданию и освоению новых видов продукции;

задание по подготовке и переподготовке кадров;

условия реализации плана - развития унитарного предприятия, в том числе финансовые затраты и источники их развития.

Продукция, работы и услуги, произведенные согласно плану - заказу, по которому в соответствии с действующим законодательством не применяется государственное регулирование цен и тарифов, реализуются по ценам и тарифам, установленным уполномоченным органом.

Продукция, работы и услуги, произведенные в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по ценам и тарифам, установленным заводом предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством - по государственным ценам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие государственных и муниципальных финансов, их сущность и особенности, отличительные черты и характеристика. Анализ современного состояния и развития государственных и муниципальных финансов в России, их проблемы и перспективы дальнейшего развития.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2009

    Понятие и общая характеристика учреждений. Анализ государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ на примере государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения города Бузулука". Управление государственными финансами.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2014

    Современные экономисты об особенностях организации финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Структура и функции финансовой службы унитарного предприятия. Состояние финансовых ресурсов и использования их в унитарном предприятии.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2010

    Функции финансов предприятий. Понятие финансовой стратегии. Анализ особенностей финансового состояния государственных предприятий в Республике Беларусь. Организация финансов государственного образовательного учреждения как некоммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Основы и принципы функционирования государственных и муниципальных финансов. Сущность выполняемых ими функций и направления их реализации. Расчет показателей, необходимых для составления финансового плана предприятия. Разработка его основных разделов.

    контрольная работа , добавлен 26.09.2012

    Сущность и функции финансов. Способы регулирования экономики с помощью финансов. Понятие и структура государственных финансов. Виды налогов, способы их взимания. Государственный долг и кредит. Денежное обращение и оборот. Роль и функции страхования.

    курс лекций , добавлен 21.11.2011

    Принципы и формы организации финансов предприятий. Распределительная, регулирующая и контрольная функции финансов. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов организации. Связь финансов с процессами развития товарно-денежных отношений.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Понятие и сущность финансов. Особенности организации и функционирования финансов организаций различных правовых форм (коммерческих организаций, товариществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий и др.) и различных отраслей экономики.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010

Финансы (от лат. financia -- наличность, доход) -- совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Это экономическая категория, обусловленная наличием товарно-денежных отношений и государства, поскольку существует товарное производство, действуют законы стоимости, спроса и предложения, возникает объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта и национального дохода с помощью финансов. Специфика финансов как экономической категории проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают процессы формирования и использования различных фондов денежных средств.

Финансы предприятий - совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

В качестве форм проявления финансов предприятий можно выделить следующие:

· отношения с другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки (нематериальные отношения):

Штрафы, пени, неустойки;

Отношения аренды;

Выпуск и реализация ценных бумаг;

Совместная деятельность;

Коммерческое кредитование;

Отношения с работниками по выплате заработной платы;

· финансовые отношения с собственными структурными подразделениями. Сюда же относятся отношения внутри производственных объединений и отношения предприятий со своими дочерними структурами;

· отношения с налоговой службой;

· отношения с банковской системой;

· отношения с различными страховыми компаниями;

· отношения с органами государственного управления.

Таким образом, финансы - это встречные потоки денежных средств, услуг, различные формы проявления интересов предприятия с одной стороны и движения платежных средств с другой.

В сфере финансов предприятий и организаций выделяют следующие звенья финансовой системы:

· финансы предприятий и организаций, функционирующих на коммерческих началах;

· финансы предприятий и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;

· финансы государственных и муниципальных предприятий;

· финансы общественных организаций (объединений).

Коммерческими организациями согласно ст. 50 ГК РФ являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и которым они соответствуют.

Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов, государственных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и в других формах, предусмотренных законом.

В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ, унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее ГМУП) в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества часть прибыли от его использования.

В РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

– унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

– унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления - федеральное казённое предприятие, казённое предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казённое предприятие (далее - казённое предприятие).

Унитарные предприятия следуют отличать от бюджетных учреждений, которым государственное и муниципальное имущество также передается на праве оперативного управления. Несмотря на то, что и предприятия, и учреждения создаются по решению учредителя и наделяются определённым имуществом, у них различаются цели создания. Учреждение - это некоммерческая организация, главная цель которой - осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Учреждения финансируются полностью или частично своим учредителем.

Унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которого - получение прибыли в интересах своего учредителя. Однако в отличие от других коммерческих организаций получение прибыли не является первостепенной целью деятельности унитарного предприятия, так как государственное предпринимательство осуществляется в первую очередь для реализации функций органов государственной власти.

Финансовые ресурсы любого хозяйствующего субъекта по источникам формирования подразделяются на собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения.

Финансовый механизм деятельности ГМУП теоретически предполагает использование как внутренних (амортизация, прибыль), так и внешних (целевое бюджетное финансирование, заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций) источников финансирования.

54.Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий: понятие, содержание, принципы.

Государственным и муниципальным предприятиям для реализации своих производственных и социальных задач необходимо использовать находящиеся в их распоряжении финансовые ресурсы. В связи с этим они осуществляют финансовую деятельность, основное содержание и целенаправленность которой определяются упомянутыми задачами. Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.
Финансовую деятельность осуществляют также органы государственного управления отраслями экономики. Она представляет собой выполнение названными органами в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с осуществлением задач по руководству отраслью экономики.
§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 271
Аналогичны функции исполнительных органов местного самоуправления, ведающих определенными отраслями местного хозяйства.
Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий:
а) по планированию своих финансовых ресурсов (собственных, выделенных из государственного или местного бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых компетентным органом показателей, лимитов, плановых заданий, а также показателей эффективности использования федерального имущества федеральными государственными унитарными предприятиями договоров1;
б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширение производства, материальное поощрение работников, социально-культурные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;
в) по выполнению финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками и др.;
г) по распределению финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями;
д) по осуществлению финансового контроля на предприятии. При осуществлении государственными и муниципальными
предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоотношения с соответствующими отраслевыми государственными и муниципальными органами, которые осуществляют свои полномочия в данной сфере. К ним относятся полномочия:
а) по планированию финансовых ресурсов соответствующих отраслей экономики, утверждению для подведомственных предприятий основных показателей, необходимых для финансовых расчетов лимитов, экономических нормативов, государственных заказов, показателей эффективности деятельности унитарных предприятий;
б) по распределению и использованию находящихся в их распоряжении финансовых1 ресурсов на проведение централизованных мероприятий по развитию отрасли и содержание центрального аппарата;
" См. постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. «О мерах по по-выщению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» // СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1440.
272 Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий § 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 273
в) по распределению и перераспределению денежных средств и накоплений подведомственных предприятий;
г) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, выделенных в их распоряжение, между подведомственными предприятиями; »
д) по созданию и использованию централизованных денежных фондов на материальное поощрение, социально-культурные мероприятия, развитие производства, науки и техники в отрасли;
е) по осуществлению финансового контроля за подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и в системе центрального аппарата. Федеральные казенные предприятия находятся в непосредственных отношениях с Правительством РФ, которое утверждает и их уставы.
В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики Министерство имущественных отношений РФ ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий на основе отраслевых баз данных федеральных органов исполнительной власти1. Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны определенные принципы, нашедшее отражение в законодательстве. Среди них можно назвать следующие.

Принцип самостоятельности предприятий в области финансов, сочетающейся с государственным регулированием и управлением в установленных правовыми нормами пределах.
Принцип планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.
Принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности. Принцип самоокупаемости и самофинансирования предполагает необходимость создания на предприятиях финансовых резервов (резервных фондов).
1 См. постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. «О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» // СЗ РФ. 2000. № 3. Ст. 274.
В необходимых случаях предприятия пользуются банковским кредитом, погашение которого также производится за счет собственных финансовых ресурсов предприятий. При этом казенные федеральные предприятия вправе пользоваться банковским кредитом только по разрешению Правительства РФ.
Однако в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказывается финансовая поддержка из денежных фондов срответству-ющих органов, в ведении которых они находятся.
Принцип ответственности предприятий и их должностных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами финансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 113) предусмотрено, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация (п. 5 ст. 115 ГК РФ). На основании НК РФ к государственным и муниципальным предприятиям применяются налоговые санкции и т. д.
Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и государства (или муниципального образования). Согласно ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215) имущество государственных (муниципальных) предприятий, к которому относятся и их денежные средства, закрепленное за предприятиями, не входит в состав государственной или муниципальной казны.
Принцип разграничения средств, предназначенных для основной (текущей) деятельности и капитальных вложений. Данный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств. В связи с этим существуют раздельные счета в банках для основной деятельности и счет капитальных вложений. Оборотные средства предназначены только для основной деятельности и не могут быть использованы для капитальных вложений. Составляются отдельные бухгалтерские балансы по основной деятельности и по капитальным вложениям.
Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Контроль осуществляется компетентными государственными органами, в соответствующих случаях - органами местного самоуправления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутрихозяйственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.
Глава 11. Правовой режим финансов гос. и муниципальных предприятий
Принцип участия трудового коллектива в планировании производства и социального развития и соответствующего использования финансовых ресурсов. Так, Трудовым кодексом РФ (ст. 2)1, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений отнесено обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах.
В российском законодательстве не имеется социального акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий и финансовой деятельности этих предприятий. Детальное урегулирование на законодательном уровне, в кодифицированной форме получили лишь отношения предприятий, возникающие в связи с платежами, входящими в систему налогов и сборов.

Что касается правового порядка формирования и использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, взаимоотношений этих предприятий в данной сфере с органами государственной власти и местного самоуправления, прав и обязанностей той и другой стороны и т.д., то эти вопросы регламентируются большим числом нормативных актов разных уровней и масштабов. Основополагающая роль принадлежит Конституции РФ, определившей основы организации финансовой системы страны. В рассматриваемой области действуют в определенной части законы РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об отраслевых органах исполнительной власти2, а также акты самих отраслевых государственных органов. Существенное значение имеют уставы федеральных государственных унитарных предприятий, утверждаемые соответствующими отраслевыми органами, и уставы казенных предприятий, утверждаемые Правительством РФ3. Контрольные вопросы
СЗ РФ72002. №1.Ст. 3.
См., например: Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ. Утверждено постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4824.
См., например: Устав федерального государственного унитарного предприятия «Росспиртпром». Утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4281; Устав федерального унитарного предприятия «Дирекция по строительно-восстановительным работам в Чеченской республике», основанного на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Утвержден распоряжением Правительства РФ от 18 июня 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 27. Ст. 2788.
На региональном и местном уровнях в отношении государственных (региональных) и
муниципальных предприятий, помимо правовых актов федерального уровня, действуют акты
органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (как
общего, так и отраслевого масштаба), соответствующие компетенции названных органов. КОНТРОЛЬНЫЕ вопросы..«*;,
Дайте определение финансов предприятий (коммерческих организаций). Назовите их особенности как звена финансовой системы РФ.
Какова роль финансов предприятий?
Какие финансовые правоотношения возникают в связи с функционированием финансов предприятий? Какие предприятия (по организационно-правовым формам и формам собственности) участвуют в этих правоотношениях?
Укажите особенности финансовых правоотношений, в которых участвуют государственные и муниципальные предприятия.
Дайте определение финансовой деятельности предприятия.
Назовите основные права и обязанности государственных и муниципальных предприятий, соответствующих их функциям в области финансовой деятельности.
Каковы полномочия органов государственного управления и местного самоуправления в области финансовой деятельности предприятий?
Каковы особенности правового положения государственных унитарных предприятий в сравнении с федеральными казенными предприятиями?
Назовите правовые принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий.
На какой основе осуществляется планирование финансов предприятий?
На какие цели используются финансовые ресурсы предприятий?
С какими органами государственной власти вступают в финансовые правоотношения государственные предприятия?
Что означает самоокупаемость и самофинансирование примини-тельно к предприятиям?
На основе каких правовых актов осуществляют финансовую деятельность государственные и муниципальные предприятия?

55.Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений: понятие, содержание, принципы.

53, 54, 55 ????????????????????

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово- правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который предусмотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.

Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования - в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

Еще по теме 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования.:

  1. § 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования
  2. Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий § 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования
  3. § 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования
  4. ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  5. ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В системе финансового права финансы государственных и муниципальных предприятии " представляют комплексный институт, нормы которого находятся в различных финансово-правовых подотраслях или институтах. Например, отношения по налого- обложению государственных и муниципальных предприятий регулируются налоговым правом, порядок предоставления бюджетных ссуд или кредитов, поступление прибыли унитарных предприятий в качестве доходного источника бюджета - бюджетным правом, вопросы организации и проведения финансового контроля за деятельностью предприятий - институтом финансового контроля, организация расчетов - институтом денежного обращения или валютным правом и т. д. Кроме этого, существует ряд правоотношений с участием предприятий, регулируемых только институтом финансов предприятий: правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов, порядок распределения прибыли, осуществление текущих и капитальных расходов и т. д.
Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий определяется нормами ГК РФ, Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом «Об автономных учреждениях», БК РФ, НК РФ, подзаконными нормативными правовыми актами федерального уровня, ведомственными нормативными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными актами самих предприятий. Например, Правительством РФ принято постановление от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» ; Министерством РФ по налогам и сборам издано письмо от 25 декабря 2002 г. «К вопросу о при-ведении учредительных документов государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ; администрацией Камчатской области принято постановление от 7 марта 2003 г. «О создании государственного унитарного предприятия «Камчатпромохота»; губернатором Курганской области издано постановление от 28 октября 2002 г. № 246 «О создании государственного унитарного предприятия «Курганзем- проект».
Нормативное определение государством финансовой деятельности своих предприятий обусловлено также и тем, что в компетенцию государства входит регулирование ценообразования на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий и контроль за ценообразованием. В случае самостоятельного формирования предприятиями - естественными монополистами цен на свою продукцию государство устанавливает соотношения между надбавками и оптовыми или розничными ценами.
Анализ действующих нормативных правовых актов показывает, что относительно государственных и муниципальных предприятий государство устанавливает источники формирования и направления использования финансовых средств, особенности учета, отчетности и контроля за финансовой деятельностью, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), порядок налогообложения и взаимоотношений с бюджетной системой и т. д. Названные обстоятельства свидетельствуют об отнесении этих отношений к финансово-правовым, поскольку, во-первых, они носят имущественный характер и, во-вторых, регулируются государством, как правило, императивными методами. Следовательно, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом финансовых правоотношений, выраженным в децентрализован-ных денежных фондах. Обязательными участниками данных правоотношений выступают сами предприятия и государство (муниципальное образование). Особенности объекта складывающихся правоотношений (финансы государственных и муниципальных предприятий), а также преобладающего метода правового регулирования (властных предписаний) дают основания для разграничения сфер действия финансового и хозяйственного права.
В процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий складываются различные правоот- ношения, обусловленные сущностью публичных финансов, переданных в хозяйственное или оперативное управление, а также финансовой компетенцией унитарных предприятий. Все многообразие их финансово-правовых связей можно подразделить на две группы: абсолютные и относительные правоотношения.
Абсолютные правоотношения складываются у государственных или муниципальных предприятий при надлежащей (соответствующей законодательству) реализации своих финансовых полномочий. Например, так действуют унитарные пред-приятия, осуществляя переданные им собственником права по владению, пользованию и распоряжению финансовыми средствами; определяя себестоимость произведенной продукции; формируя денежные фонды (кроме тех, образование которых строго предписано государством). Абсолютными следует считать и правоотношения предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, относительно использования свободного остатка прибыли. Сущность абсолютных финансовых правоотношений с участием унитарных предприятий заключается в возможности последних реализовывать финансовую компетенцию вне возражений со стороны собственника (государства).
Однако абсолютные правоотношения являются таковыми только в условиях правомерной финансовой деятельности предприятий или в пределах, дозволенных государством. В случае нарушения предприятием или противостоящим ему субъектом действующих норм финансового законодательства абсолютное правоотношение трансформируется в относительное. Также перестает быть абсолютным правоотношение относительно распоряжения предприятием, основанным на праве хо-зяйственного ведения, свободным остатком прибыли в случае принятия государством решения об изъятии этой части прибыли в бюджет.
Относительные финансовые правоотношения складываются у государственных и муниципальных предприятий по поводу передачи государству (муниципальному образованию) определенной части финансовых средств в виде обязательных платежей: налогов, сборов или страховых взносов. В финансовой деятельности казенных предприятий относительными являются правоотношения по поводу установления обязательных нормативов распределения полученной прибыли по различным фондам, а также по поводу изъятия в бюджет свободного остатка прибыли.
Таким образом, финансы государственных и муниципальных предприятий являются объектом регулирования комплексного правового института, относительно которого складывают-ся различные, в том числе и финансовые правоотношения.

Еще по теме § 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования:

  1. Глава 21. Общая характеристика и правовые основы финансов государственных и муниципальных предприятий
  2. Глава 16. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов
  3. Глава 22. Правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий
  4. 2. Экологическая система как объект правового регулирования
  5. 22. ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УРОВНЕЙ УПРАВЛЕНИЯ