Финансы государственных (муниципальных) унитарных предприятий и учреждений: понятие, особенности как звена финансовой системы. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово­правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который преду­смотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.


Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования

в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

Финансы предприятий (коммерческих организаций) - одно из звеньев единой финансовой системы. Важнейшая особенность и значение финансов предприятий заключаются в их не-посредственной связи с материальным производством и иной производственно-хозяйственной деятельностью. Другие особенности выражаются в том, что это звено финансовой системы: а) организуется и функционирует на коммерческой основе самоокупаемости и самофинансирования; б) относится к децентрализованным финансам (в отличие, например, от государственного бюджета и др.).

Финансы предприятий это система экономических (денежных) отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социальной деятельности. В материальном выражении они представляют собой совокупность денежных фондов, или финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий. К ним относятся фонды накопления и потребления, резервные, социальные и жилищные фонды, фонды материального поощрения работников и др. На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, формируется валютный фонд.

Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников,- прежде всего, за счет собственных ресурсов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.). Могут быть использованы кредиты банков, средства, выделяемые вышестоящей организацией, и в предусмотренных случаях дотации из бюджета и целевое бюджетное финансирование и др. (например, добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан). Также планомерно они используются предприятиями в соответствии с их производственными планами, программами экономического и социального развития, договорами.

В процессе образования и использования финансовых ресурсов осуществляется контроль за производственно-хозяй-ственной деятельностью предприятий, за правильностью расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов в ходе производства и реализации продукции, за получением и использованием накоплений, выполнением финансовых обязательств перед государством.

Финансы предприятий не только отражают в денежной форме производственно-хозяйственную деятельность, но призваны и активно воздействовать на повышение ее эффективности.

Финансы предприятий входят в систему финансов соответствующих отраслей экономики, находящихся в ведении министерств и других отраслевых органов государственного управления.

Финансы предприятий играют важную роль не только в обеспечении денежными средствами производственно-хозяйственной деятельности, но ив определенной мере - социальной жизни каждого трудового коллектива, а в конечном счете - в социально-экономическом развитии страны в целом. Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предприятиями, имеют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы посредством налоговых и иных платежей. Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом. Однако на современном этапе в связи с трудностями экономических преобразований финансы предприятий не выполняют в значительной мере своего предназначения.

Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учитывать, что оно охватывает предприятия, т. е. коммерческие организации (ст. 50 ГК РФ), основанные на разных формах собственности.

В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономическим отношениям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности. Однако не все объекты подлежат приватизации в силу их особой социально-экономической роли для государства и важного значения в обеспечении устойчивости экономики и социальной стабильности.

Финансы государственных и муниципальных предприятий особо выделяются и в аспекте воздействия на них норм финансового права. Это обусловлено тем, что они, в отличие от финансов других предприятий, входят в сферу действия функций государ-ственного управления. Поэтому круг финансово-правовых отношений, возникающих при функционировании финансов государственных и муниципальных предприятий, является более широким. При наличии общих для всех предприятий финансовых правоотношений (в основном, по поводу уплаты налогов), государственные (муниципальные) предприятия, помимо них, вступают и в другие финансовые отношения государственно- властного характера, обусловленные функциями государственного управления этими предприятиями.

Еще по теме § 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования:

  1. Глава 11. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
  2. Раздел II. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий (коммерческих организаций)
  3. Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий
  4. 1.2. Методы правового регулирования земельного права. Земля как объект правового регулирования
  5. § 4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом
  • Виды денежных фондов, формирующих состав государственных и муниципальных финансов в рыночной экономике и методы воздействия на хозяйственный процесс.
  • Финансы предпр-й явл-ся звеном финанс-й системы РФ. Финансы предпр-й обеспеч-т не только матер-е произв-во и соц-ю сферу самого предпр-я, но и использ-ся для образ-я денежных фондов в др-х сферах: пенс-м обеспеч-и, соц-м и мед-м страх-и, служат источником доходов бюджета.

    Финансы предпр-й – экономич-е отнош-я, связанные с формир-м, распред-м и использ-м денежных доходов и накоплений субъектов хоз-вования на производств-ное и соц-е развитие. К ден-м доходам и накопл-м относ-ся : выручка от реализации продукции, работ, услуг; валовой и чистый доход предпр-я, составной частью кот-го явл-ся прибыль предпр-я.

    Специфика орг-ции финансов и имущ-ва ун-х предпр-й обусловлена тем, что их учредит-м явл-ся фед-е органы гос власти (органы мсу):

    - порядок и источники формир-я уставного фонда опред-ся фед-ми органами гос власти и орг-ми мсу;

    - имущ-во находится в собств-ти гос-ва (мун-х орг-в), явл-ся неделимым , не м.б. распределено по вкладам м-у акционерами и работниками предпр-я и принадлежит предпр-ю на праве хоз ведения или операт управл-я;

    Продукция и доходы от использ-я имущ-ва, а ткже имущ-во, приобрет-е за счет полученной прибыли, явл-ся собств-стью гос-ва (муниципалитетов) и поступают в хоз ведение предприятия;
    - предпр-е имеет право продавать принадл-щее ему недвиж-е имущ-во, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в кач-ве вклада в уставный (складочный) капитал хоз общ-в или товариществ или иным способом им распоряж-ся только с соглас фед (территор-го), (муницип-го) органа по управл-ю гос-м имущ-вом;
    - пр-е отвечает по своим обязат-вам всем принадлежащим ему имущ-вом, не несет ответств-сти по обязат-вам собственника этого имущ-ва; источниками формир-я имущ-ва (наряду с общ источн-ми) явл-ся: имущ-во, переданное предприятию по реш-ю фед-х (местных) органов исп-й власти по управл-ю гос-м (мун-м) имущ-вом; целевое бюджетное финансир-е; дотации из бюджета;
    - пр-е самостоят-но реализ-т производимую ими продукцию и использ-т чистую прибыль, они могут получать кредиты только при наличии гарантий Правит-ва РФ, обязаны использ-ть бюджетные средства по целевому назнач-ю;
    - предпр-е имеют право образовывать за счет чистой прибыли: соц-й фонд для реш-я вопросов укрепл-я здоровья работников; жилищный фонд, средства кот-го использ-ся на приобретение и строит-во (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий; фонд матер-го поощрения работников предпр-я;
    - Права предпр-я по сравнению с акц-ми общ-вами, товарищ-ми с огранич ответств-ю и др-е ограничены в области производства продукции (выбор номенклатуры), устан-я цен (тарифов) на товары и услуги, в формировании собств-х и заемных средств и их использ-и, в распред-и и использ-и прибыли, оплате труда рабочих и служащих и др.



    54. Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) унитарных предприятий: понятие, содержание, принципы.

    Государственным и муниципальным предприятиям для реализации своих производственных и социальных задач необходимо использовать находящиеся в их распоряжении финансовые ресурсы. В связи с этим они осуществляют финансовую деятельность, основное содержание и целенаправленность которой определяются упомянутыми задачами. Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.



    Финансовую деятельность осуществляют также органы государственного управления отраслями экономики. Она представляет собой выполнение названными органами в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с осуществлением задач по руководству отраслью экономики.

    § 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности... 271

    Аналогичны функции исполнительных органов местного самоуправления, ведающих определенными отраслями местного хозяйства.

    Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных и муниципальных предприятий:

    а) по планированию своих финансовых ресурсов (собственных, выделенных из государственного или местного бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых компетентным органом показателей, лимитов, плановых заданий, а также показателей эффективности использования федерального имущества федеральными государственными унитарными предприятиями договоров1;

    б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширение производства, материальное поощрение работников, социально-культурные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;

    в) по выполнению финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками и др.;

    г) по распределению финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями;

    д) по осуществлению финансового контроля на предприятии. При осуществлении государственными и муниципальными

    предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоотношения с соответствующими отраслевыми государственными и муниципальными органами, которые осуществляют свои полномочия в данной сфере. К ним относятся полномочия:

    а) по планированию финансовых ресурсов соответствующих отраслей экономики, утверждению для подведомственных предприятий основных показателей, необходимых для финансовых расчетов лимитов, экономических нормативов, государственных заказов, показателей эффективности деятельности унитарных предприятий;

    б) по распределению и использованию находящихся в их распоряжении финансовых1 ресурсов на проведение централизованных мероприятий по развитию отрасли и содержание центрального аппарата;

    в) по распределению и перераспределению денежных средств и накоплений подведомственных предприятий;

    г) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, выделенных в их распоряжение, между подведомственными предприятиями; »

    д) по созданию и использованию централизованных денежных фондов на материальное поощрение, социально-культурные мероприятия, развитие производства, науки и техники в отрасли;

    е) по осуществлению финансового контроля за подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и в системе центрального аппарата. Федеральные казенные предприятия находятся в непосредственных отношениях с Правительством РФ, которое утверждает и их уставы.

    В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики Министерство имущественных отношений РФ ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий на основе отраслевых баз данных федеральных органов исполнительной власти1. Финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий свойственны определенные принципы, нашедшее отражение в законодательстве. Среди них можно назвать следующие.

    Принцип самостоятельности предприятий в области финансов, сочетающейся с государственным регулированием и управлением в установленных правовыми нормами пределах.

    Принцип планирования и прогнозирования предприятиями процессов формирования и использования финансовых ресурсов, находящихся в их распоряжении.

    Принцип самоокупаемости и самофинансирования производственной деятельности предприятия. Соответственно этому принципу затраты на производство и реализацию продукции, на развитие производства в первую очередь осуществляются за счет собственных средств, получаемых в результате производственно-хозяйственной деятельности. Принцип самоокупаемости и самофинансирования предполагает необходимость создания на предприятиях финансовых резервов (резервных фондов)..

    В необходимых случаях предприятия пользуются банковским кредитом, погашение которого также производится за счет собственных финансовых ресурсов предприятий. При этом казенные федеральные предприятия вправе пользоваться банковским кредитом только по разрешению Правительства РФ.

    Однако в целях решения государственных (и муниципальных) задач государственным и муниципальным предприятиям оказывается финансовая поддержка из денежных фондов срответству-ющих органов, в ведении которых они находятся.

    Принцип ответственности предприятий и их должностных лиц за результаты финансовой деятельности предприятий. Такая ответственность может быть предусмотрена нормами финансового, административного, уголовного, гражданского права. В ГК РФ (п. 5 ст. 113) предусмотрено, что унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В то же время субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет Российская Федерация (п. 5 ст. 115 ГК РФ). На основании НК РФ к государственным и муниципальным предприятиям применяются налоговые санкции и т. д.

    Принцип разграничения финансовых ресурсов предприятия и государства (или муниципального образования). Согласно ГК РФ (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215) имущество государственных (муниципальных) предприятий, к которому относятся и их денежные средства, закрепленное за предприятиями, не входит в состав государственной или муниципальной казны.

    Принцип разграничения средств, предназначенных для основной (текущей) деятельности и капитальных вложений. Данный принцип направлен на обеспечение целевого использования средств. В связи с этим существуют раздельные счета в банках для основной деятельности и счет капитальных вложений. Оборотные средства предназначены только для основной деятельности и не могут быть использованы для капитальных вложений. Составляются отдельные бухгалтерские балансы по основной деятельности и по капитальным вложениям.

    Принцип контроля за использованием государственными и муниципальными предприятиями финансовых ресурсов. Контроль осуществляется компетентными государственными органами, в соответствующих случаях -

    органами местного самоуправления. Помимо этого осуществляется внутренний (внутрихозяйственный) финансовый контроль, который проводится силами каждого предприятия непосредственно.

    55. Правовые основы финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений: понятие, содержание, принципы.

    Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

    динственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления. Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием.

    Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным:

    1. Частное (созданное гражданином или юридическим лицом) и казённое учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несёт собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.

    2. Особым отличием обладают автономные учреждения, отвечающие по обязательствам всем закрепленным за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несёт ответственность по её обязательствам.

    Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

    2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

    3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

    4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

    5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

    Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

    6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

    Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

    7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

    8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

    9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

    10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

    10.1. Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

    11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

    Элементами местных финансов являются финансы муниципальных унитарных предприятий и организаций. Источниками финансовых ресурсов муниципального образования служит часть прибыли муниципальных предприятий, выручка бюджетных организаций от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, от сдачи в аренду муниципальной собственности.

    Предприятия и организации других форм собственности (иных видов подчинения) участвуют в формировании муниципальных финансов через образование целевых фондов, используемых на жилищно-коммунальное строительство, содержание хозяйственной и финансовой инфраструктуры, ведомственных объектов, финансирование различных муниципальных программ.

    К муниципальным финансам можно отнести фонды страхования, формируемые за счет средств страховых компаний и используемые для финансирования определенных расходов территории (устранение последствий стихийных бедствий и катастроф, финансовых кризисов и др.).

    Финансовые особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собственности предприятия на закрепленное за ним имущество. Имущество унитарных предприятий и не распределяется на вклады или долевое участие работников.

    Учредительным документом унитарных предприятий является устав, который содержит следующую информацию:

    предмет и цели деятельности;

    размеры уставного капитала и других фондов денежных средств;

    порядок и источники формирования фондов.

    Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Унитарному предприятию имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Управление унитарным предприятием осуществляет руководитель назначаемый собственником. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

    Решение о создании унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения, принимает соответственно уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления, который утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. Уставной фонд полностью подлежит оплате собственником на момент реорганизации унитарного предприятия. Унитарное предприятие несет ответственность перед собственником и кредиторами за соответствие величины уставного фонда размеру чистых активов. Уменьшение уставного фонда проводится в том случае, когда размер чистых активов становится меньше уставного фонда. О предстоящем уменьшении уставного фонда ставятся в известность кредиторы унитарного предприятия, которые могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств должником, а так же возмещения убытков.

    Собственник имущества унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения, определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества. Часть прибыли от использования имущества принадлежит собственнику. Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу его в аренду, использование в качестве предмета залога, внесение в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ и обществ, а так же иные ограничения на распоряжение имуществом без согласия собственника.

    Дочернее предприятие - юридическое лицо, которое распоряжается имуществом переданным ему унитарны предприятием - учредителем в хозяйственное ведение. Устав дочернего предприятия утверждается учредителем, который так же назначает руководителя и определяет его полномочия. На дочернее предприятие распространяется общее правило, согласно которому собственник имущества не отвечает обязательствам созданного им предприятия. Исключение составляет случай банкротства предприятия, вызванного его учредителем, который дает обязательные для исполнения указания либо иным образом определяет действия юридического лица. В этом случае при недостаточности имущества юридического лица субсидарная ответственность по его обязательствам может быть возложена на учредителя.

    Унитарное предприятие основанное на праве оперативного управления является федеральным, казенным предприятием. Оно создается по решению Правительства Российской Федерации. На базе имущества находящегося в федеральной собственности. Устав казенного предприятия утверждает Правительство Российской Федерации.

    Российская Федерация несет субсидарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности его имущества. Реорганизация или ликвидация казенного предприятия осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации.

    Производственная и финансово-хозяйственная деятельность унитарного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом-развитием завода. Уполномоченный орган ежегодно, на основании выявляемой им потребности в продукции, работах, услугах производимым унитарного предприятия в целях обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до завода за три месяца до начала планируемого года обязательный для исполнения и согласования с Министерством экономики России и Министерством финансов России план-заказ с учетом плана-развития унитарного предприятия.

    В плане-заказе устанавливаются следующие основные показатели:

    объем продукции, работ, услуг, сроков поставок, цен и условий их изменения;

    фонд оплаты труда и нормативов его уменьшения при невыполнении показателей плана-заказа, а так же увеличение фонда оплаты труда проводится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченными органами;

    лимиты численности работников;

    объем средств, выделяемых из федерального бюджета и условиях их предоставления.

    Унитарное предприятие по согласованию с уполномоченным органам разрабатывает план развития, предусматривающий:

    мероприятия необходимые для обеспечения устойчивой работы предприятия по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной финансово - хозяйственной деятельности;

    задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;

    задания по созданию и освоению новых видов продукции;

    задание по подготовке и переподготовке кадров;

    условия реализации плана - развития унитарного предприятия, в том числе финансовые затраты и источники их развития.

    Продукция, работы и услуги, произведенные согласно плану - заказу, по которому в соответствии с действующим законодательством не применяется государственное регулирование цен и тарифов, реализуются по ценам и тарифам, установленным уполномоченным органом.

    Продукция, работы и услуги, произведенные в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по ценам и тарифам, установленным заводом предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством - по государственным ценам.

    Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово- правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

    К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

    а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

    б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

    в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

    г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

    государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который предусмотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.

    Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

    Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

    а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

    б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

    в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

    Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования - в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

    После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

    Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

    а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

    б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

    б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

    Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

    Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

    Еще по теме 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования.:

    1. § 2. Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования
    2. Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий § 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования
    3. § 2. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект правового регулирования
    4. ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    5. ТЕМА 14. ПОНЯТИЕ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ