Войны из за религий. Эпоха религиозных войн XVII века

От стихийных народных возмущений гражданская война отличается наличием элементов государственной военно-политической машины у обеих воюющих сторон, общенациональным размахом событий.

Гражданская война - война между политическими силами внутри одного государства , которая охватывает значительную часть населения.

Само понятие «гражданская война» трудно поддается определению. В целом этот вид вооруженного насилия может рассматриваться как одна из форм внутригосударственного вооруженного конфликта (войны). При этом военные действия могут носить ограниченный характер. В других случаях они могут определять всю общественно-политическую жизнь государства на протяжении продолжительного исторического отрезка.

У истоков гражданской войны, как правило, лежат действия социально организованного класса или группировки. В ходе войны принятые ранее законодательные акты утрачивают свою юридическую силу, по крайней мере, для одной из сторон. Зачастую, уже на ранних этапах гражданской войны происходит ее интернационализация, что само по себе создает предпосылки для возникновения межгосударственных вооруженных конфликтов и локальных войн.

В истории античного общества заметный след оставили гражданские войны II-I веков до н.э. в Древнем Риме (продолжение начатого братьями Гракхами массового демократического движения за аграрную реформу и предоставление прав гражданства всем италикам), приведшие в конце концов к замене республиканских форм императорской властью, носившей сначала замаскированный, а затем открытый характер. Полоса ожесточенной гражданской войны (Белой и Алой розы) предшествовала утверждению абсолютизма Тюдоров в Англии в XV века. Гражданские войны сопровождали рождение буржуазного строя в Европе. Так, классическую форму гражданской войны приняли перевороты в Англии в XVII веке и во Франции в XVIII веке: в Англии королевская власть и феодалы отсталого Северо-Запада боролись против парламента, поддержанного буржуазией Юго-Востока и новым дворянством; во Франции роялисты в союзе с монархической реакцией Европы противостояли «третьему сословию» - буржуазии и плебейским массам. На заключительном этапе этих революций (особенно французской) отчетливо выявляется тенденция к размежеванию в республиканском стане плебейских и буржуазных политических направлений; после подавления первого из них «душеприказчиком» буржуазных революций на определенное время становится военщина (протекторат Кромвеля, консульство, затем империя Наполеона).

Особое место среди регионов, подверженных возникновению вооруженных конфликтов, занимает постсоветское пространство. Есть ряд специфических причин, которые способствуют возникновению насилия, межэтнических и межконфессиональных неурядиц в различных районах бывшего СССР. Одна из них - большое количество оружия в частных руках. По последним данным, у населения имеется свыше 30 млн. единиц огнестрельного оружия. На территории России и в странах СНГ отдельные общественные движения и политические партии создали собственные воинские формирования, число которых уже превысило полтысячи.

Религиозные войны

Религиозные войны известны с далекой древности. Особо широкое распространение они получили в средние века (крестовые походы XI-XIII веков, гуситские войны 1419-1434 годов, гугенотские войны во Франции 1562-1598 годов). Религиозные факторы действовали во множестве военных конфликтов XIX-XX веков и сохраняют свое значение в вооруженных конфликтах XXI века.

Религиозная война - война, возникшая на религиозной почве для разрешения религиозно-нравственных противоречий или навязывания одной из сторон другой стороне иного вероисповедания.

Основой религиозных войн является раскол общества по социальным, мировоззренческим и идеологическим признакам, консолидация определенных слоев населения на защиту навязанных им догматических взглядов. Такие войны обычно характеризуются непримиримостью и особой жестокостью борьбы, тесным сочетанием разномасштабных военных действий с острой идеологической борьбой.

"Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга"

Джонатан Свифт

"У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце"

Денис Фонвизин



Задания:

1. Прочитайте небольшие тексты и посмотрите видеосюжеты о наиболее сложных религиозных конфликтах современности.

2.Как Вы понимаете высказывания писателей Свифта и Фонвизина.

3.На Ваше усмотрение выберите один из конфликтов и предложите свой вариант решения данной проблемы.

4. Как вы думаете, что способствует возникновению такого рода проблем.

5. Что бы Вы посоветовали будущим поколениям для предупреждения и предотвращения религиозных конфликтов.

Исламский фундаментализм

Безусловно, самым ярким событием столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения. Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм. Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру.

Солдаты ислама уже многие годы ведут непрекращающуюся войну во многих уголках земного шара (Ал жир, Египет, Индонезия, Филиппины и многие другие страны). Не случайно, что атаку на Всемирный торговый центр почти моментально стали приписывать радикальным исламским группировкам. А одну из них - "Аль-Каида" - Соединенные Штаты Амери ки ф актически признали организаторами этой операции.

Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные "неверными", так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. Практика исламских радикалов заключается в активных и немедленных, а потому обычно агрессивных дей ствиях по установлению исламского государства, прихода к власти истинных мусульман. Движущие силы современного исламского экстремизма составляют в основном студенты, рабочие, мелкие торговцы, инженеры, врачи. Расширению рядов религиозных экстремистов способствует происходящий в современном мусульманском мире процесс внедрения неприемлемой для ислама западной культуры и люмпенизация населения. На сегодняшний день, по приблизительным подсчетам, под знаменами различных экстремистских группировок, исповедующих ислам, находятся около шестидесяти миллионов бойцов.

Фрагмент документального фильма "Одержимые"


Р елигиозное противостояние в Ирландии

Противоборство, в огромном количестве случаев вооруженное, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, осложняющееся нежеланием первых оставаться в составе Великобритании, весьма и весьма показательно. Оно демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о "гармонии", которая якобы царит в странах западной демократии.

В данном случае религиозные противоречия теснейшим образом связаны с этническими, а также и с идеологическими. Идейно-теоретическую базу Ирландской республиканской армии (ИРА), стоявшей в авангарде сопротивления, можно охарактеризовать как радикально-социалистическую. К слову сказать, социалистические и даже коммунистические идеи активно берутся на вооружение большинством европейских "сепаратистов". Так, террористическая организация ЭТА, борющаяся за независимость басков и их выход из состава Испании, исповедует марксизм, парадоксально (казалось бы парадоксально) соединенный с радикальным национализмом. Внутри знаменитой УЧК ("Армии освобождения Косово") очень сильны радикально-социалистические настроения, причудливо сплетенные с национализмом и исламизмом.

В настоящий момент ирландское сопротивление находится в фазе затухания, вооруженную борьбу продолжает лишь непримиримое меньшинство из т.н. "истинной" ИРА. Однако сама проблема остается, и в обозримом будущем можно ожидать появления новых радикальных течений, причем религиозно-фундаменталистского окраса.

Сюжет программы "Вести"

Война на Святой Земле

Самый широко освещаемый конфликт на религиозной почве - это развернувшаяся война за Святую землю Палестины. Особенностью ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора - Иерусалим - имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев), но и для представителей всех христианских конфессий. Вопрос о статусе Иерусалима является главным камнем преткновения в израильско-палестинских отношениях, эту проблему можно было бы разрешить, не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням, но пока этот долгожданный мир установить так и не удалось. Бесконечные крупные и мелкие военные столкновения происходят здесь уже не одно десятилетие. Количество жертв этого противостояния пока никем не подсчитано. События на Ближнем Востоке вызывают резко негативную реакцию со стороны представителей арабского мира. Палестинские отряды непрерывно черпают для себя новых рекрутов из числа мусульман, готовых сражаться за освобождение исламских святынь. В свою очередь, власти Израиля постоянно заявляют, что Иерусалим был, есть и будет единой и неделимой столицей Израиля, оставаясь святым городом для иудеев. И его израильтяне не согласны отдавать ни при каких условиях. Участники палестино-израильского конфликта пока что далеки от согласия. Удастся ли им найти общий язык и завершить многолетнее противостояние - покажет время.

Фильм "Грязная война"




Китайская оккупация Тибета

Это событие не вызвало особого резонанса на международной арене, хотя его значение для судеб мира трудно переоценить. 23 мая 1951 года 40-тысячная армия коммунистического Китая (КНР) вторглась на территорию Тибета - тогда еще независимого государства.

Формально тибетцам гарантировалась широчайшая религиозная и политическая автономия, однако собственные обещания китайские коммунисты стали нарушать с первых же дней своего владычества. За 50 лет господства маоистов в Тибете погибли полтора миллиона человек, из 6 тысяч монастырей уцелело лишь 13 (позже по сугубо прагматическим соображениям китайские власти разрешили открыть 1,5 тысячи монастырей). Кроме того, КНР проводил неблагоприятную для тибетцев демографическую политику, направленную на обеспечение китайского этнического преобладания в данном регионе. В настоящее время соотношение местного населения к китайскому составляет 6,5:7. Территория Тибета превратилась в свалку ядерных отходов КНР.

Имело (и имеет) место быть и сопротивление тибетцев красному Китаю. В 1959 году в регионе вспыхнуло вооруженное народное восстание, жестоко подавленное коммунистами. Тогда погибли около 100 тысяч человек. Лидер тибетцев Далай-лама бежал в Индию, где и создал правительство в изгнании.

В последнее время интерес мировой общественности к Тибету и его религиозно-политическим проблемам пробуждается все больше. Приведем лишь один пример - в 1989 году Далай-ламе была присуждена Нобелевская премия. Однако внимание к этой древней, "волшебной" стране все еще нельзя назвать достаточным.

По сути, политику китайских коммунистов в Тибете можно сопоставить с гонениями на православие в России, которые осуществляли коммунисты советские.

Сюжет новостей



Конфликт между индуистами и исламистами


Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий.

Конфликт между Индией и Пакистаном, подобно конфликту в Югославии, является столкновением двух различных конфессий - индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий. Так, в штате Пенджаб большинство населения являются сикхами, более половины жителей штата Нагаленд исповедуют христианство, а около двух третей населения штата Джамму и Кашмир составляют мусульмане. Поэтому Пакистан не перестает предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам. В этих штатах функционирует ряд сепаратистских политических исламских организаций, чья деятельность направлена на создание независимого государства (например, "Фронт освобождения Джамму и Кашмира"). Семена раздора, посеянные еще в конце 40-х гг. при довольно условном и произвольном территориальном размежевании, многократно приводили к вспышкам насилия, пограничным конфликтам, не раз перераставшим в локальные войны. В ходе многолетнего противостояния уже погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма.

Оценивая отношения Пакистана к этой проблеме, не следует забывать обстоятельства последнего военного переворота: причиной недовольства пакистанских военных стал приказ президента Шарифа вывести пакистанских военных из Кашмира.

Как показывает практика, конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные или этнические причины, могут длиться десятилетиями или даже столетиями. Об этом свидетельствует и опыт Балкан, и Кавказский регион, и противоборство в Северной Ирландии. Однако в случае индо-пакистанских отношений конфессиональный конфликт впервые может возникнуть между государствами, обладающими ядерным оружием.

Церемония закрытия индийско-пакистанской границы

Противостояние сербов и хорватов

Указанное явление более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.

Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами-католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.

Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий. Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 года) хорватское население явно находилось в приниженном положении. Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.

Но, конечно, реакция на все это хорватских националистов была, мягко выражаясь, неадекватна. За ошибки и злоупотребления правящей элиты расплачивались простые сербы.

В заключение еще раз обратим внимание на теснейшую, мистическую, можно сказать, связь двух православных славянских народов - русских и сербов. И речь сейчас идет даже не о совместной борьбе против фашизма. Мало кому известно, но в период Второй мировой на территории Югославии активно действовал т.н. "Русский корпус", состоящий из монархически настроенных участников Белого движения 1917-1921 гг., оказавшихся в эмиграции. Они сотрудничали с нацистской Германией, сражались против титовских партизан, но самоотверженно защищали единоверцев-сербов от посягательств их недоброжелателей.

Вести. Косовские сербы живут на осадном положении.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор в проекте . Смотрите очередной прямой эфир на по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Разве не религия - причина всех войн?

Часть войн (хотя, конечно, далеко не все) велись под религиозными лозунгами и между группами, исповедующими различные религии. Мы можем видеть это и сейчас - особенно любят поминать экстремистские группы вроде ДАИШ (она же ИГИЛ – запрещенная на территории Российской Федерации террористическая организация) и затяжной конфликт между протестантами и католиками в Северной Ирландии. Приводят и другие примеры - крайне ожесточенная и опустошительная Тридцатилетняя война в Европе XVII века, страшная резня между Сикхами, Индуистами и Мусульманами, происшедшая после ухода британцев из Индии, причем это вражда продолжает до сих пор вспыхивать эпизодическими столкновениями, резня в бывшей Югославии между людьми практически одного языка, но разных культур, связанных с религиями - соответственно, Православием, Католичеством и Исламом. Примеры можно продолжать, и Докинз (и другие атеистические авторы) восклицают, что если бы не религия, всего этого бы не было.

Почему такой вывод грубо неверен? Он представляет собой достаточно типичную подгонку задачи под ответ - воинствующие атеисты заранее уверены, что религия является источником войн, и везде где они обнаруживают войну и религию, они постулируют, что второе является причиной первого. А обнаружить то и другое можно повсеместно - увы, люди воюют всю свою историю, и абсолютное большинство культур в истории религиозны. Религиозность - это общее свойство человеческого рода, как, например, двуногость. Мы с таким же успехом можем обратить внимание на то, что все войны ведутся двуногими людьми - и объявить двуногость причиной войн.

Надо заметить, что, например, классический пример «религиозной войны» – тридцатилетняя война, если мы рассмотрим ее подробнее, не выглядит такой уж религиозной. Например, католик Кардинал Ришелье воевал с католической же Испанией - очевидно, ради государственных интересов Франции, а не ради религии. Острые национальные конфликты - такие как в Северной Ирландии или в Югославии - являются именно национальными, а не религиозными. Их участники совершенно не интересуются богословием, традиционная религия, является, максимум, одним из маркеров, который отделяет «своих» от «врагов».

Более того, в ХХ век - это век войн, неслыханных по масштабам потерь и разрушений, которые не имели никакого отношения к религии, а велись между чисто светскими режимами под лозунгами чисто светских идеологий. Так что причина войн - явно не религия.

Но разве войны не велись - и не ведутся сейчас - под религиозными лозунгами?

Это несомненно, и есть масса примеров военной пропаганды, активно апеллирующей к религии. Но «лозунги, под которыми ведется война» и «причины войны» – это совершенно разные вещи. Из того, что абсолютно любая военная пропаганда со времен появления письменности объявляет дело своей стороны добрым и справедливым, никак не следует, что причина всех войн - доброта и справедливость. Конечно же, официально войны развязываются ради восстановления попранной справедливости, защиты угнетенных, наказания злодеев, водворения мира и порядка, помощи жертвам - то есть по самым благородным и возвышенным мотивам. (Вы будете смеяться, но с точки зрения древних римлян, они за всю историю не развязали ни одной агрессивной войны; у них всегда были уважительные причины) Считать, что именно эти благородные побуждения и являются причиной войн было бы несколько наивно.

В любом обществе военная пропаганда апеллирует к принятым в нем ценностям - и если общество религиозно, то она будет апеллировать к религии. А если не особенно - то к правам человека, демократии, справедливости, достоинству, свободе и другим ценностям, важным для людей, к которым она обращаются. Это никак не делает эти ценности сами по себе источником войн.

Но, например, бомбисты-самоубийцы - разве стали бы они взрывать себя вместе с невинными людьми, если бы их религия не обещала им рай после смерти?

Увы, стали бы. В истории больше чем достаточно примеров, когда люди жертвуют собой ради дела, которое они считают правым. Камикадзе, японским летчикам-смертникам времен Второй Мировой войны, которые таранили корабли противника на своих одноразовых самолетах, никто не обещал рай после смерти. Судя по сохранившимся свидетельствам, надежда на какое-либо посмертие не играла ровно никакой роли в их мотивации. Они жаждали прекрасной, в их глазах, смерти, за Императора и Японию, и приходили в глубочайшую подавленность, если последний вылет почему-то срывался.

Самоубийственные атаки широко использовались китайцами во время японо-китайских войн, и германскими нацистами - перед самым их концом.

Даже сама практика бомбистов-самоубийц появилась не в религиозной среде. Первым бомбистом такого рода был народоволец Игнатий Гриневецкий, 1 Марта 1881 года взорвавший бомбу, которая смертельно ранила Государя Александра II и его самого. В 1970-80 годы пояса со взрывчаткой активно использовалась «Тиграми освобождения Тамилов» – группой, которая исповедовала чисто светскую националистическую идеологию.

А как же нацистские солдаты, на пряжках ремней которых было написано «С нами Бог»?

Этот лозунг не имел никакого отношения к нацизму и был на пряжках немецких солдат с 1847 года - примерно также, как на гербе Российский Империи была надпись «С нами Бог». Нацисты просто унаследовали этот традиционный элемент формы от своих предшественников в немецкой армии.

Сам же по себе национал-социализм как доктрина был непримиримо враждебен к христианству. Как сказал Председатель нацистского «Народного Трибунала» Роланд Фрейслер на процессе над христианином и антифашистом Гельмутом фон Мольтке: «Маска сброшена. Только в одном отношении мы и христианство схожи: мы требуем человека целиком».

Итак, причина войн, на глубинном уровне - человеческий грех, на более поверхностном - конфликт политических или экономических интересов, а религиозные лозунги привлекаются уже потом.

(8 votes, average: 5,00 out of 5)

Комментарии

    Февраль 27, 2019 9:55

    Индия-Пакистан. Только религия. Только хардкорр. Ядерное безумие начнется оттуда.

    Июль 22, 2017 23:17

    Владимир Евгеньевич, нетрудно заметить, что вера в комету ведёт к смерти только с христианской точки зрения. С точки зрения адепта кометной религии, дело обстоит ровно наоборот – погибнут все люди, кроме тех, кто перенесётся в хвост кометы, и получит шанс основать новую человеческую цивилизацию.

    К сожалению, я не нахожу ни малейшего основания считать духовную реальность реальной, простите за каламбур. С одной стороны, у нас нет достоверных свидетельств наличия каких бы то ни было сверхестественных сил. С другой стороны, наличие такого феномена, как религия хорошо объясняется без привлечения дополнительных сущностей. А пример с хананеянскими, маданитянскими и другими детьми для меня показывает, что христианская религия не только ложна, но и эстетически, нравственно отвратительна. Я бы очень хотел, чтобы библию прочитало как можно большее количество людей. Полагаю, это сильно уменьшило бы количество христиан.

    Июль 9, 2017 13:30

    Массовость христианского учения и его древность не является, конечно, критерием его истинности, но это является стимулом к тому, чтобы повнимательнее к нему присмотреться. Кстати говоря, ваш пример про верующих в комету показателен: таких человек несколько десятков, а вера их возникла, может быть, несколько лет назад, и через несколько лет забудется. Не так христианство. Но главный критерий распознавания лжепророков, конечно, их плоды. Вера в комету ведёт людей к смерти, а вера во Христа – к вечной жизни.

    Критическое исследование Библии полезно, так как оно даёт понимание некоторых свойств Бога, а через это лучше постигаем самих себя. Как известно, мы познаём себя только в сравнении с другими. Поэтому очень полезно сравнить себя с Богом. Надеюсь, вы верите в существовании Бога? А если так, то откуда же, как не из откровения Божьего мы можем что-то о нём узнать? Как говорят философы, Бог трансцендентен миру, и нашим собственным рассудком мы его не познаем. Но, к счастью, Бог открывается нам, в частности, через Библию.

    Июль 8, 2017 0:25

    Владимир Евгеньевич, стоит отметить, что способность ввести сынов Израиля во грех вряд ли передаётся половым путём. Поэтому ваша гипотеза плохо объясняет текст.

    Вы пишете, что я рассуждаю о боге исходя из примата человеческого разума, и поэтому не могу понять бога. Однако, чем же ещё я должен пользоваться, чтобы оценить состоятельность христианского учения? Или вы предлагаете мне принять это мировоззрение на веру без критического исследования? Сергей Худиев, вот, например, считает, что зрелое христианство такого не приветствует. Кроме того, если мне и впрямь стоит так поступить, то почему я должен предпочесть христианство, а не какое-нибудь другое учение?
    -К земле летит огромная комета, она всех уничтожит!
    -Космические агенства разных стран внимательно следят за небесными телами, и не отмечают ничего такого.
    -Это особая комета, её невозможно засечь научными приборами! Люди погрязли в грехе, и земля должна быть очищена! Выпейте этот яд, и вы перенесётесь в хвост кометы, которая является космическим кораблём.
    -То, что вы предлагаете – ужасно!
    -Вы так думаете потому, что исходите из примата человеческого разума. Это особая, божественная логика, её нельзя постичь, не достигнув просветления, которое возможно только на комете!

    Сергей Булгаков, конечно, прекрасен. Не больной кровавый серийный маньяк, а свободный от морализма и излишней сентиментальности гражданин, действующей в логике, выходящей за пределы ограниченного примата человеческого разума)

    То есть, если я верно понимаю, для вас массовость учения является критерием его истинности, и исключает необходимость критического исследования?

    Июль 4, 2017 20:29

    Идолопоклонство – это тяжёлая зараза. Люди, целиком погружённые в свои земные заботы, забывают о Царствии Небесном и создают себе кумиров. Даже народ, произошедший от святого патриарха Авраама, постоянно уклонялся в идолослужение. Поэтому Бог дал строгую заповедь не сообщаться народу Израиля с языческими народами, чтобы не перенять их пагубную привычку. Этим объясняется повеление Бога убить «всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа». То, что Он разрешил оставить «детей женского пола, которые не познали мужеского ложа» означает, что неразумные девочки не могли привнести в израильский народ традиции идолослужения, поэтому их оставили «для себя» в качестве рабов, прислуги, работников.

    Вы, Арсений, пишете: «Их оппоненты, несмотря на перечисленные вами прегрешения, не начинали боевых действий, что напрочь опровергает тезис Сергея, о том, что причиной всех войн является человеческий грех». И ещё: «как люди до сих пор с этим носятся»? Вы, рассуждая о Боге, исходите из примата человеческого разума, понятий и ценностей – но это не совсем правильно. Человеческий рассудок ограничен земными понятиями, и он в принципе не способен объять и понять Бога во всей Его полноте. Известный философ Сергей Булгаков писал, что «Библия свободна от морализма и сентиментальности, и воля Божия, когда она сталкивается с голосом человеческой нравственности, открыто поставляется выше нравственности».
    Не стоит отвергать с порога библейские тексты только потому, что они не вписываются в систему ваших понятий. Библию полезно читать, держа в голове вопрос: «за что её ценили и ценят миллиарды людей, которые и верили, и даже жизнь свою не щадили?»

    Июль 3, 2017 11:16

    Владимир Евгеньевич, окей, это мои фантазии. Но мне по-прежнему непонятно, почему бог различает детей по признаку их сексуального опыта, и назначает разное наказание исходя из этого? В чём глубокий нравственный смысл этого различения? Этому нет и не может быть дано никакого вразумительного объяснения, если предположить, что евреи были ведомы богом, и выполняли его предписания.

    Напротив же, если рассматривать повествование с точки зрения реалий войны, то всё становится на свои места. Просто одно семитское племя устроило геноцид нескольких других таких же племён. Убийство в.т.ч. детей, увод в рабство в.т.ч. сексуальное – обычные реалии войны. А чтобы не вводить во смятение соплеменников, сказали, что это бог сказал так сделать. Обычная военная пропаганда.

    Удивляет другое – как люди до сих пор с этим носятся, и умудряются оправдывать такое поведение.

    Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что в приведённом мной примере, военные действия были начаты именно “людьми божьими”. Их оппоненты, несмотря на перечисленные вами прегрешения, не начинали боевых действий, что напрочь опровергает тезис Сергея, о том, что причиной всех войн является человеческий грех. Естественно, такой причиной не является также и религия, как верно заметил Сергей. Однако, она активно используется для оправдания войны, являясь эффективным инструментом в руках тех, кто такие войны развязывает и ведёт. И это никак не позволяет считать религию оплотом добра и морали. Просто такая вот утилитарная штука.

    Июль 2, 2017 11:50

    Бог создал мир из ничего. Изначально не существовало никакой материи, которую бы Бог взял готовую и только преобразовал. Если бы это было так, то человек имел бы основание искать что-то помимо Бога, чтобы преобразовать исходную материю «под себя». Но такой возможности у нас нет. Всё, что мы имеем – землю под ногами, небо над головой, воду для питья, воздух для дыхания, пищу – всё создано Богом.
    Кроме законов материального мира Богом установлены и законы духовной жизни. Если человек их познаёт и использует в своей деятельности – то он живёт в мире с Богом, людьми и самим собой. Поэтому духовные законы являются частью объективного мира и установлены Богом.
    Что касается власти Бога изменить эти законы, то я сомневаюсь, что Он на это пойдёт. Слышали ли вы такое понятие «тонкая настройка вселенной»? Но это про материю. В области духа, я думаю, похожая ситуация: если что-то хоть немного изменить, то произойдёт катастрофа.

    Насчёт «сексуальных утех», Арсений – это ваши собственные фантазии, не основанные на реальности.

    Июнь 29, 2017 14:27

    …и как насчёт того, что только дети женского пола, не “познавшие мужского ложа” могут быть оставлены евреями “для себя”, а все остальные должны быть убиты? Почему богом делается такое различие по признаку пола и сексуального опыта? Что означает эвфемизм “для себя”? Значит ли это, что хананейские девочки стали рабынями евреев для сексуальных утех? Если это нравственно по мнению христианского бога, и безнравственно с точки зрения современных конвенциональных представлений о нравственности, значит ли это, что человечество должно привести свои представления в соответствие с божественными, и допустить убийство и насилие над детьми неправильных родителей, например, отвергнувших Христа?

    Июнь 29, 2017 14:15

    Владимир Евгеньевич, как вы считаете, установлен ли этот закон богом, или является частью объективной реальности, неподвластной ему?

    Июнь 24, 2017 19:10

    Заметьте, Арсений, что эти дети, хотя и были лично безвинными, но родились от язычников и пострадали вместе с ними за своих отцов. Дети страдают за грехи своих родителей и даже дедов – таков закон духовной жизни, и мы с вами его не изменим.

    Июнь 21, 2017 16:32

    Владимир Евгеньевич, то есть вы утверждаете, что маленькие хананейские, и маданитянские дети, находящиеся, очевидно, в несознательном возрасте и под влиянием своих родителей, сознательно отвергли бога, а потому могут быть преданы смерти и сексуальному насилию? Извините, но это извращенная, и ужасающая логика!

    Июнь 9, 2017 18:41

    Арсений затронул тему Ветхого Завета, выхватив из него историю поражения Богом мадианитян руками евреев (Числа, 31). Вспомним и другие места Ветхого Завета:
    – первые люди, Адам и Ева отвергли Божью заповедь и лишились рая (Бытие, 3);
    – люди развратились, земля наполнилась злодеяниями, и они погибли в водах потопа, кроме Ноя (Бытие, 6);
    – много согрешили Содом и Гоморра и сгорели все кроме праведного Лота (Бытие, 19);
    – отвратились египтяне от истинного Бога и подверглись десяти казням, а войско фараоново потонуло на дне моря (Исход, 7-14);
    – сыны Израиля возроптали в пустыне на Бога, Моисея и Аарона – и погибло их более 14 тысяч (Числа, 16).
    Так и мадианитяне отвергли единого Бога сами и соблазнили евреев, за что и были истреблены.

    Хотя это далеко не полный список страданий и скорбей человеческих, но этого достаточно, чтобы увидеть их общую причину: все ужасы были следствием отвержения человеком Бога. Так что, Ветхий Завет – это никакой не учебник по нравственности. Бог приоткрывает нам, что альтернативы Его творению не существует в принципе. Можно выбрать вечную жизнь с Богом, либо вечную смерть без Него.

    Июнь 8, 2017 5:32

    “В-третьих, война нуждается в деньгах и солдатах, если инициаторы войны не смогут мотивировать солдат идти на войну, а спонсоров вкладывать в военную компанию деньги, то война рискует закончится не начавшись. Так что мотивация на войну является как минимум одной из важных причин войн. И тут религия как раз находится на первом месте, т.к она не предполагает обсуждения, кто такой человек чтобы спорить с Богом. К тому же религия и ее внутренние разногласия часто выступает чуть ли не основным критериям для деления на «свой/чужой». Так что религия привлекается отнюдь не потом, она является мощным мотивирующим фактором.”
    ————————————————————————————-
    Зачем говорить глупости?
    Самый секулярный век – XX – породил наиболее жестокие и кровавые войны.
    Их мотивация и близко не была религиозной. Тем более, их первичная мотивация. Попросту потому, что религия уже давно не имела того значения, что раньше.
    Революционная армия Франции уже в конце 18 века победоносно вырезала Вандею и экспортировала революцию без всякой религии, а, наоборот, с удовольствием вырезая католических попов. Атеистические “красные кхмеры” жестоко воевали с не менее атеистическими коммунистами Северного Вьетнама.
    Совершенно атеистический СССР успел влезть в Корейскую войну, в Афганистан. Атеистическая Куба Фиделя Кастро влезла в Анголу. Абсолютно светская Франция, чьи, действующие и сейчас, антирелигиозные законы 1905 г. затмевают советское антирелигиозное законодательство, рвала и громила Алжир так, что угробила там порядка 2 млн. человек…

    Более того, антирелигиозные и атеистические силы в XX веке неоднократно сами развязывали антирелигиозные войны. Так, мексиканский президент Кальес развязал кровавую войну кристерос, в которой погибло порядка 100 тыс. чел. Такой же антирелигиозный террор спровоцировали испанские республиканцы-атеисты, подготовив почву для прихода Франко.

    Июнь 5, 2017 13:43

    >Итак, причина войн, на глубинном уровне - человеческий грех.

    Сергей, значил ли это, что Евреи, ведущие войну на истребление против Хананеян, и других народов по прямому приказу Бога были ведомы грехом? Значит ли это, что когда Моисей, наставляя свои войска, инструктировал их оставлять детей женского пола, не познавших мужского ложа “для себя”, а познавших оное – просто убивать – он был ведом грехом?

    Ветхий завет – это руководство по порабощению и завоеванию других народов древними евреями. Не надо, пожалуйста, продавать это как учебник по нравственности!

    Июнь 3, 2017 8:32

    Религия – это связь с Богом. Цель религии – обожение, то есть усыновление Богу Отцу, и, тем самым, спасение себя от вечной смерти. Верующие так люди составляют Церковь как Тело Христово, именно эту Церковь не одолеют врата ада.

    Но Христиане живут на земле со всеми мирскими заботами и нуждаются также в церкви как организации. Вот эти две церкви, – небесная и земная, – пересекающиеся, но не совпадающие множества: не все члены земной церкви входят в Церковь небесную. В истории мы находим немало клириков, захваченных своими страстями и за церковью не видящих Бога. Вот, на картинке мы видим организатора и участников крестового похода под лозунгом «освободим Гроб Господень от неверных». Беда тех людей, увлечённых лозунгами, состоит в том, что они оставили заповеди Христовы.

    Но не в ведении войны цель христианства! К сожалению, очень мало людей за мирскими делами клира не могут разглядеть истинное сокровище Церкви – Христа.

    Май 30, 2017 19:36

    В-третьих, война нуждается в деньгах и солдатах, если инициаторы войны не смогут мотивировать солдат идти на войну, а спонсоров вкладывать в военную компанию деньги, то война рискует закончится не начавшись. Так что мотивация на войну является как минимум одной из важных причин войн. И тут религия как раз находится на первом месте, т.к она не предполагает обсуждения, кто такой человек чтобы спорить с Богом. К тому же религия и ее внутренние разногласия часто выступает чуть ли не основным критериям для деления на «свой/чужой». Так что религия привлекается отнюдь не потом, она является мощным мотивирующим фактором.

    Во-вторых религия тоже борется за власть и ресурсы, т.к религии часто хотят единолично господствовать на всей Земле, считая себя высшей культурой, а все остальные культуры низшими. Религиозные идеи в т. ч. и ее нетерпимость к чужим культурам, оказывает сильное влияние на общество, они мешают людям сотрудничать с другими культурами, тем самым провоцируя конфликты. Экономические и политические конфликты можно решить и мирным путем, и религия способна помешать этому пути, т.к. ей не свойственно идти на компромиссы.

История западной цивилизации полна свидетельств массового кровопролития и зверств, ставших обыденностью не только в жизни средневековой Европы, но и в недавнем ХХ веке. По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превосходит средневековье, и нет гарантий, что европейская цивилизация не вернётся к привычной для себя практике. Самолюбование западной цивилизации выглядит достаточно странной, когда она имеет наглость учить морали и нравственности Россию.

Один из виднейших историков современности, оксфордский профессор Норман Дэвис сказал «Всякий согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное основание его претензий, включая и прошлые его претензии».

Екатерина Медичи (1519 - 1589) - королева Франции с 1547 по 1559 год, организовавшая в Париже массовую резню гугенотов (протестантов) в день святого Варфоломея в ночь с 24 на 25 августа 1572 года католиками. В Варфоломеевскую ночь погибло около 30 тысяч человек. Выражение «Варфоломеевская ночь» уже давно вошло в языки многих народов мира, и означает жестокое вероломное убийство беззащитных людей, не имеющих возможности сопротивляться. В других городах Франции Тулуза, Бордо, Лион, Бурж, Руан и Орлеан от рук убийц погибло около 6 тысяч гугенотов (протестантов).

Первая коронованная в 1553 королева Англии Мария I Тюдор (1516-1558) получила прозвище Мария Кровавая (англ. Bloody Mary). Вступив на английский престол Мария I дочь Генриха VIII от брака с Екатериной Арагонской, начала реконструкцию католических монастырей восстановление в государстве католической веры, начались массовые казни протестантов, в 1555 году запылали костры по всей Англии, сожжено около 300 ярых протестантов и иерархов церкви. Было приказано не щадить даже тех протестантов, кто соглашался принять католичество.

16 февраля 1568 года святая инквизиция осудила на смерть всех жителей Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал привести этот приговор в исполнение. Убить всех не удалось, но королевская армия сделала, что смогла – уничтожила в Нидерландах – 100 тысяч человек, только в Харлеме было убито 20 тысяч жителей.

Ещё один классик английской «истории для читателей» Джон Ричард Грин в 1874 году цитировал отчёт Оливера Кромвеля о проделанной работе в Ирландии: «Я приказал своим солдатам убивать их всех… В самой церкви было перебито около тысячи человек. Я полагаю, что всем монахам, кроме двух, были разбиты головы…» (Джон-Ричард Грин “История английского народа”, т.3, М., изд. Солдатенкова, 1892, с.218)

Целью «усмирения Ирландии» в 1649-53 годах войсками Оливера Кромвеля (1599 – 1658 г.г.) была подчинение католической Ирландии властям протестантской Англии. Карательная экспедиция Кромвеля была направлена на физическое уничтожение резню ирландцев -католиков в Дрохеде и Уэксфорде, 32 тысячи ирландцев бежали из страны. 1\6 ирландского населения Ирландии покорилась Англии, от этого смертельного удара Ирландия уже никогда не смогла оправиться.


Исторические предпосылки раскола (схизмы) Христианской церкви начались в поздней античности - 410 году н. э., когда Рим был разгромлен войсками вестготов под предводительством короля Алариха I. В Христианской церкви появились новые элементы в церковных обрядах, возникли этические и эстетические различия в между западной и восточной традициями христианства.

Разрыв между западным и восточным христианством продолжался и во времена раннего Средневековья. По настоянию короля франков и лангобардов Карла Великого (768-774 г.г.) на соборе епископов в Ахене в 809 году , в «Символ Веры» , вопреки протесту Папы римского Льва III, было внесено слово «filioque» - «…и от Сына», то есть Дух Свят исходит равно «от Отца и от Сына…»

Карл Великий отличался особой жестокостью не только в религиозных вопросах. Во время войны с саксами он приказал казнить 4 500 пленных саксонских воинов Германии.

Когда Христианская церковь была единой . До 1054 года Христова церковь была единой. Константинопольские патриархи не признали притязаний Папы Римского Льва IX, на полноту власти Рима над всех Христианской Церковью. Церковный раскол 1054 года разделил Христианскую церковь на западную и восточную.

Западные христиане обращаются к Святому Петру , как к основному камню своей Церкви, поставившему для них верховную кафедру в Риме. Западную христианскую церковь стали называть латино-католической, с центром в Риме.

В осточные христиане, с любовью притекают к Святому Андрею , обошедшему их земли с Евангельской вестью. ‘Путь Андрея Первозванного по Скифии, вокруг Понта. Святой Андрей Первозванный поставил первого епископа в Константинополе, в Византии, который стал главою всего греко-православного Восточного христианства.

После взятия Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года, царь приказал архиепископу Гурию обращать жителей Казани в православие исключительно по собственному желанию каждого человека (свобода вероисповедания ), и пригласил к себе на службу всю казанскую знать. В 1555 году послы сибирского хана просили Ивана Грозного, чтобы он «всю землю Сибирскую взял под свое имя… и дань свою на них положил и человека своего прислал, кому дань собирать ». Астраханское ханство присоединилось к русскому царству, при свободном вероисповедании для всех новых граждан Руси.

Религиозные войны — то же, что и Гражданские

Религиозные войны — период французской истории ХVII века, когда граждане страны — католики и протестанты (гугеноты) воевали друг с другом. Всего войны было восемь

Годы религиозных войн во Франции 1562-1598

Кто такие гугеноты?

Гугеноты — французские протестанты, последователи реформистского учения проповедника Ж. Кальвина.
Протестантизм проник в католическую Францию в начале ХVII века из соседних Германии и Швейцарии и достаточно быстро приобрёл популярность. Его появлению способствовала деятельность философа Жака Лефевра из Этапля (1455-1536), который перевёл Новый Завет на французский язык и издал его в 1523 году. Учениками Лефевра были такие известные реформаторы и гуманисты, как Гильом Фарель, Жерар Руссель, Мишель д`Аранд. Как указывает Википедия, к 1557 году 35% французов придерживалось нового учения

Причины Религиозных войн

«Подлая затея» (Сюрприз в Мо) вынудила королеву-мать резко изменить свое отношение к гугенотам. Им была объявлена война не нажизнь, а на смерть. В этом декларации Карл IX выражал ссожаление по поводу сделанных ранее уступок гугенотам, что ничуть не помогло умиротворить страну, напротив, реформаты упрямо продолжали раздувать смуту. Он требовал, чтобы гугеноты незамедлительно передали под королевскую юрисдикцию все занятые ими крепости, все кальвинистские проповедники должны были в течение двух недель покинуть пределы Французского королевства, все религиозные культы, кроме католического, запрещались под страхом конфискации имущества, государственные чиновники, исповедовавшие кальвинизм, лишались своих должностей. В порядке акта милосердия объявлялась амнистия всем гугенотам, которые в течение семи дней сложат оружие

  • 1569, 12 марта, 7 мая, 25 июня, 24 сентября-1570, 27 июня — сражения при Жарнаке, Ла-Рош-л’Абель, Монконтуре, д’Орне-ле-Дюк, смерть принца Конде, поочерёдно успехи и поражения сторон
  • 1570, 8 августа — Сен-Жерменский мир. Гугенотам дарована свобода вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, право занимать государственные должности, а так же крепости Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите

1572-1573 — четвертая религиозная война

  • 1572, 22 августа — свадьба Генриха Наваррского и Маргариты Валуа
  • 1572, 24 августа — . Гибель де Колиньи
  • 1573, 11 февраля-6 июля — безуспешная осада Ла-Рошели католиками, Генрих Наваррский принял католичество, третий сын Екатерины Медичи Генрих занял польский престол
  • 1573, 11 июня — Булонский эдикт. В нём были сильно урезаны права, предоставленные Сен-Жерменским эдиктом 1570 года: при общей свободе совести свобода отправления культа была ограничена Ла-Рошелью и некоторыми другими городами, права на свободу религии для дворянских землевладельцев сохранялись теперь при определенных условиях
  • 1573, 24 июня — Ла-Рошельский мирный договор, подтвердивший Булонский эдикт
  • 1573 — создание так называемой «партии недовольных», стремившихся к примирению католиков и гугенотов, во главе партии стоял младший сын Екатерины Медичи герцог Алансонский

1574-1576 — пятая религиозная война

  • 1574, 30 мая — смерть короля Карла IX, на трон взошел под именем Генриха III третий сын Екатерины Медичи польский король Генрих Анжуйский
  • 1574, 4 ноября — третий герцог де Монморанси, будучи почти независимым правителем Лангедока, потребовал от нового короля восстановления прав для гугенотов, и не получив желаемого, начал военные действия
  • 1575 — в Ниме оформилась так называемая Гугенотская конфедерация городов и дворянства, фактически представлявшая собой государство в государстве, имела свою армию и систему налогов, ее высшим органом были Генеральные штаты.
  • 1575, осень — в пределы Франции вторглась армия протестантов, возглавляемая Генрихом де Бурбоном, вторым принцем де Конде и пфальцграфом Рейнским Иоганном Казимиром Пфальц-Зиммернским
  • 1575 года, 10 октября — сражение при Дормане, в котором католическая армия Генриха Гиза разгромила немецких протестантов Конде
  • 1576, февраль — к мятежникам присоединился Генрих Наваррский

Конде претендовал на губернаторство в Пикардии, Дамвиль - в Лангедоке, герцог Анжуйский, надеялся выкроить себе часть наследственных земельных владений в составе Анжу, Берри и Турени, Иоганн Казимир требовал епископства в Меце, Туле и Вердене. Мятежники имели армию в 30000 человек и грозили Парижу. Не имея средств для его обороны Генрих III вступил в переговоры с младшим братом. Переговоры вела королева-мать Екатерина Медичи

  • 1576, 6 мая — Эдикт в Болье («Мир Месье» или «мир брата короля»): Протестанты обрели восемь крепостей, представительство в каждом из провинциальных парламентов и возможность свободно отправлять свой культ по всему королевству, кроме Парижа и его предместий. Дамвиль сохранил за собой должность губернатора Лангедока, сопряженную с полномочиями, которые делали его независимым вице-королем, герцог Анжуйский получил Анжу, Турень и Берри. За Конде закрепили управление Пикардией. Иоганну Казимиру предложили в порядке компенсации 300 тысяч экю. Генриху Наваррскому досталось губернаторство в Гиени

1576-1577 Шестая война

  • 1576, май — герцог Гених де Гиз создал Католическую лигу с целью объединить вокруг себя католиков, умеренных протестантов и при их поддержке завладеть короной Франции. Вскоре под знаменами Лиги уже находилось около 50 тысяч человек кавалерии и 30 тысяч пехоты
  • 1576, 6 декабря — в Блуа открылись заседания Генеральных штатов — высшего сословно-представительского учреждения Франции, которое отвергло мир в Болье. большинство депутатов разделяли идеалы Лиги, за подавление протестантизма во Франции проголосовали с готовностью, тем самым спровоцировав очередную, уже шестую по счету, гражданскую войну, которая продолжалась в течение нескольких месяцев в 1577 году и разворачивалась главным образом в Сентонже и Лангедоке.
  • 1577, 17 сентября — Бержеракский мир («мир короля»). Подтвердил положения «мира брата короля», но с дополнительным эдиктом Пуатье, где гарантировалось гугенотам право свободного отправления культа и предоставлялось в их распоряжение ряд крепостей. Были реабилитированы жертвы Варфоломеевской ночи. Объявлялось о роспуске Лиги и Протестантской конфедерации, что позволяло королю занять подобающее ему место выразителя и защитника интересов всех его подданных. Секретные статьи договора определяли юридические и административные условия мирного сосуществования католиков и протестантов.
  • 1579, 3 февраля — мирная конференция в Нераке, тридцатая после начала гражданских войн, но первая, на которой собравшиеся, отбросив разговоры о религии, обсуждали единственно политические вопросы.

    Под влиянием Конде протестанты сначала выставили совершенно немыслимые требования. Сильная королевская армия под предводительством Монморанси заставила их принять более разумные предложения королевы-матери. Екатерина поклялась, что в течение шести месяцев католики выполнят свои обещания по договору, заключенному в Бержераке. В качестве гарантии протестанты получат на этот срок восемь укрепленных крепостей в Гиени и одиннадцать в Лангедоке, которые они должны будут освободить по истечении полугода

1579-1580 Седьмая война («война влюблённых»)

    До Генриха Наваррскаого дошли распространяемые королевским двором слухи о том, что жена его Маргарита ему неверна, Генрих сделал вид, что не верит «клевете», и объявил шурину войну, дабы кровью смыть позор нанесенной обиды. Это романтическая версия причины войны. На самом деле гугенотам пришло время возвращать французской короне крепости, временно предоставленные по договору в Нераке в их распоряжение.
    Военные действия начал принц Конде, которому католики не давали вступить в управление Пикардией. 29 ноября 1579 года вон захватил город Ла-Фер. затем в войну вмешался Генрих Наваррский, 29 мая 1580 года начавший осаду города Каора. Сражение и захват его гугенотами стали главным событием «войны влюбленных». Однако целом королевские войска одерживали верх. На северном фронте Генрих III отвоевал Лa-Фер, чем спровоцировал бегство Конде в Германию. После успеха в Каоре Генрих Наваррский, военные ресурсы которого оказались исчерпанными, был вынужден перейти к оборонительной тактике.
  • 1580, 26 ноября — мир во Фле, по которому Генрих Наваррский получил на шесть лет крепости, предоставленные ему соглашением в Нераке только на шесть месяцев

1584-1589 восьмая война («Война трёх Генрихов»)

  • 1584, 10 июня — умер Франсуа Алансонский, последний сын Екатерины Медичи. Генрих Наваррский стал наследником французского престола. В том же году образована Парижская лига
  • 1584, 31 декабря — Герцог де Гиз и посол Испании Мендоса подписали в Жуанвиле секретный договор, согласно которому учреждалась «постояннно действующая Лига для сохранения католической религии»

В конце 1584 года в Париже возник «Великий страх», вселяя смятение в души населения. Прошел слух, что Генрих Наваррский получил 200000 экю для оснащения армии. Опасались Варфоломеевской ночи для католиков, священники выступили единым фронтом против беарнского дьявола с резкими речами, возбуждающими толпу. Для большинства парижан католическая религия была наивысшей ценностью. Организаторы Парижской лиги были добродетельными и серьезными людьми с основательным классическим и религиозным образованием и принадлежали к зажиточной буржуазии

  • 1585, 21 мая — Генрих де Гиз начал очередную войну
  • 1585, 7 июля — договор в Немуре. Протестантизм был запрещен. Эдикт аннулировал все мирные договоры, заключенные ранее, объявлял ересь вне закона, предписывал гугенотам перейти в другую веру или в течение шести месяцев покинуть страну
  • 1585, 9 августа — Генрих Наварский вместе с Монморанси, вождем умеренных католиков, возглавил «Контр-лигу законопослушных граждан», обратившись за помощью к королеве английской и к Германии
  • 1585, 7 октября — Кролоь издал эдикт, по которому протестанты должны в двухнедельный срок перейти в католицизм или покинуть пределы Франции. Король Наваррский собрался было начать переговоры со своим шурином и выразить королю свой протест, но принц Конде тут же занял Сентонж, развязав тем самым войну
  • 1585, декабрь — перемирие для преговоров
  • 1587 — в пределы Франции вторглась армия немецких протестантов, её поддержали местные гугеноты под водительством Генриха Наваррского
  • 1587, 20 октября — битва близ Кутра королевских и гугенотских войск, победа протестантов, немецких наемников удалось подкупом отправить восвояси
  • 1588, 5 марта — умер Генрих де Бурбон, второй принц де Конде
  • 1588, 12 мая — День баррикад — восстание парижских католиков против умеренной политики короля Генриха III. Хозяином города стал Генрих де Гиз
  • 1588, лето — Гиз заставил Генриха III подписать Эдикт единства, одобренный парижским парламентом 21 июля. Король обещал никогда не заключать перемирие или мир с «еретиками-гугенотами», запретить занятие публичных должностей любому, кто не примет публичную присягу как католик, и не передавать трон не-католику
  • 1588, 16 октября — в Блуа открылось заседание Генеральных штатов. Делегаты потребовали от короля уменьшить налоги до уровня 1576 года, преследовать протестантов «без всякой жалости и сострадания», принять против Генриха Наваррского самые суровые военные меры, и торжественного признания невозможности воцарения на троне «принца, когда-либо замеченного в ереси». Генрих III отказался, что означало открытую конфронтацию с Генрихом Гизом
  • 1588, 23 декабря — убийство Генриха де Гиза по приказу короля Генриха III
  • 1589, 1 августа — убийство Генриха III монахом-доминиканцем Жаком Клеманом. смертельно раненный король приказал своим сторонникам присягать Гениху Навррскому
  • 1589-1590 — успешные битвы (при Арке, при Иври) Гериха IV с католиками

Окончание Религиозных войн

  • 1591, 4 июля — Генрих издал эдикт, в котором восстановил положения эдикта Пуатье 1577 года, заметно ограничивавшие свободу вероисповедания протестантов
  • 1593, 25 июля — Генрих Четвёртый торжественно отрёкся от протестантизма
  • 1594, 27 февраля — коронация Генриха IV
  • 1598, 13 апреля — Нантский эдикт Генриха IV, завершил тридцатилетний период Религиозных войн во Франциив. В эдикте даровалось полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них

воспоминание обо всём, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 года до нашего коронования и в течение других предшествующих смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом

Итог религиозных войн

Как ни парадоксально, но по окончании Религиозных войн Франция стала сильнее. Высшие феодалы перестали бунтовать против королевской власти. Франция превратилась в сильнейшее европейское централизованное государство и оставалось таким более двухсот лет.

17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Приказано было разрушать храмы гугенотов и их школы. Последствия отмены Нантского Эдикта для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты, самые предприимчивые, трудолюбивые, образованные граждане королевства, эмигрировали сотнями тысяч - в Англию, Голландию, Швецию, Данию, Швейцарию, Пруссию, Канаду