Какие цвета называются вторичными. Вторичные цвета

И так как же выглядит современная общепринятая теория цвета, надо понимать, что теория, в том виде как ее объясняют физиологи, имеет один вид, а то, как ее преподают, например, в художественных вузах обучающих традиционным художественным техникам имеет другой вид, а там где обучают компьютерной графике та же теория может выглядеть по другому. Например, ученые, которые изучают строение человеческого глаза, утверждают, что есть три вида так называемых колбочек (это такие клетки на сетчатке глаза) наиболее восприимчивые к разным длинам волн, визуально их можно определить как фиолетовый, зеленый, желтый, то есть три вида клеток наиболее восприимчивых к данным цветам, а то многообразие цветов, которое мы видим, получается уже у нас в мозгу после обработки. Таким образом, мы можем сказать, что основные цвета, из которых состоят все остальные это фиолетовый, зеленый, желтый. Но любой живописец работающий красками на холсте или бумаге вам скажет, что основные цвета это, синий, красный, желтый. А человек, работающий в компьютерной графике, скорее всего, скажет, что основные цвета зависят от цветового пространства, в котором вы работаете, и например, могут быть зеленым, красным, и синим.

Как же так почему такая неразбериха, на самом деле все нормально, теория цвета вполне хорошо разработана и едина, но, физиологи, изучают наш организм. А живописцы работают с тем восприятием которое складывается уже после того как мозг обработал все данные, полученные от органов чувств, используя пигментные краски. А цифровой художник работает с цветовыми пространствами, в которых, основные цвета подбирались таким образом, чтобы легче было выполнять соответствующие задачи на определенном оборудовании. И каждый работает в своем информационном поле в своей системе координат, которые без условно пересекаются и взаимодействуют друг с другом, но все таки имеют свой язык для описания происходящих процессов и свою отличную от других сигнатуру.

В связи со всем выше сказанным мы будем отталкиваться от теории, которой придерживаются современные художники, работающие в традиционных художественных технологиях, то есть когда основные цвета это Желтый, Красный, Синий, потому что она ближе всего к тому, как мы воспринимаем и осмысливаем действительность. Но по мере необходимости будем проводить аналогии с цветовыми моделями, которые используются в компьютерных технологиях.

И так цвета делятся на две категории хроматические и ахроматические.

Ахроматические цвета различаются только по светлоте, от черного до белого, все, что между ними это оттенки серого. В разнообразных произведениях изобразительного искусства часто используются композиции, решенные в одной гамме, теплой или холодной, как правило, сдержанных оттенков, такие композиции тоже иногда называют ахроматическими, в данном случае больше подходит термин монохроматическое изображение . Формально ахроматические цвета это нейтральные черный, белый и все оттенки серого что между этими крайними цветами. Еще встречается термин Серая шкала . Это такой инструмент, в виде таблицы составленной из оттенков серого используемых в определенном произведении.

Используется для всевозможных тестов и других технологических процессов в разных областях визуальных искусств, например в офорте шкала травления это тоже серая шкала. Но также, данный термин могут, применит как синоним термина ахроматические цвета.

Хроматические цвета это весь спектр цветов кроме нейтрально черного и нейтрально белого и нейтрально серых оттенков, хотя надо отметит, что в хроматической композиции вполне могут присутствовать ахроматические цвета.

В данной группе различий больше;

Цветовой тон ; основной признак хроматического цвета это красный, желтый, синий, и весь остальной спектр.

Светлота ; все цвета различается по светлоте желтый самый светлый, фиолетовый самый темный. И также цвета могут приближаться к белому, в традиционной живописи это достигается либо разбеливанием краски белилами и она постепенно утрачивает свой тон, приближаясь к чисто нейтральной белой, либо например, в акварели приближение к белому, получается, по средствам прозрачности тонкого слоя краски сквозь которую просвечивает белая бумага. В компьютерной графике данный параметр задается по средствам приближения цветовых координат на цветовой модели к белому цвету. То есть чем ближе заданные координаты на цветовом теле к белому, тем более он будет казаться разбеленным. Хотя в аппаратно-независимых моделях цвет не теряет в чистоте и интенсивности при приближении к белому значительно дольше по сравнению с аппаратно-зависимыми моделями и традиционными способами разбеливания. Например, в полиграфии используют цветовую модель CMYK, на таблицах или на мониторе, цвета могут выглядеть насыщенными, а на печати оказаться значительно более тусклыми.

Насыщенность ; чем ближе цвета приближаются к ахроматическим, тем больше они теряют насыщенность, то есть чем больше в них черного, серого или белого, тем они менее насыщены. При смешивании некоторых хроматических цветов тоже происходит потеря насыщенности. Как уже отмечалось, в некоторых виртуальных цветовых моделях, процесс потери насыщенности не так ярко выражен. Насыщенность влияет на степень восприятия, эмоциональный настрой

Чистота ; чистые цвета это, как правило, спектральные цвета, максимально удаленные от ахроматических. Тесно связано с понятием грязные цвета . В виртуальных цветовых моделях чистота может не теряться в достаточно большом диапазоне.

Интенсивность ; сила светового потока, показатель мощности, например, в лампах освещения. Применительно к цвету это степень яркости цветового пятна, насколько интенсивно пятно излучает свет, окрашенный в определенный цветовой тон, отражая его от поверхности, или излучая, например с монитора. Ярко оранжевый, считается одним из наиболее интенсивных цветов.

Если цветовой тон и светлота могут быть достаточно точно определены, то насыщенность и чистота, очень условные показатели, и точно не измеряются, и только в виртуальных (аппаратно-независимых) цветовых моделях могут иметь неизменные показатели.

Как мы уже договорились, будем исходить из того что основные цвета это желтый, синий, красный . Их называют первичными цветами, потому что по средствам смешивания данных цветов можно получить все остальные. Многие художники не имеют в палитре большое разнообразие красок, а используют по паре оттенков основных тонов, плюс белила, и пишут таким набором все разнообразие оттенков. В цифровых технологиях все разнообразие оттенков уже заложено в цветовое пространство, в котором вам приходится работать, то есть программа сама генерирует те оттенки, которые вам нужны.

При смешивании первичных цветов получаются вторичные цвета . Смешивая красный с желтым, получаем оранжевый. Желтый с синим, выходит зеленый . Синий с красным, получается фиолетовый .

Если мы расположим цвета в определенном порядке, а именно красный, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, и соединим, друг с другом противоположные концы, у нас получится шести частный цветовой круг.

Можно продолжить смешивание и получить третичные цвета и двенадцати частный цветовой круг.

Одним из самых востребованных считается восьми частный цветовой круг, помимо семи спектральных цвет в него добавлен пурпурный, основные цвета красный, жёлтый, зелёный, синий. Дальше как в других кругах смешение соседних первичных цветов дают, вторичные промежуточные цвета оранжевый, голубой, фиолетовый и пурпурный.

Цвета которые на круге расположены друг напротив друга называются комплементарными или дополнительными , они неразрывно связаны на их связи часто строятся все возможные зрительные эффекты, которые используют в цветных композициях, например последовательный цветовой контраст . О комплементарных цветах мы еще будем говорить в следующих статьях.

Круг, в основе которого лежат как первичные цвета красный, жёлтый и синий называют RYB цветовой круг. RYB это аббревиатура из начальных букв названия первичных цветов на английском. Такой круг получил широкое распространение его, широко используют художники, потому что он дает возможность предугадать, какой цвет получится при смешивании пигментных красок.

Также сейчас широко известен цветовой круг RGB , в котором первичными являются красный, зелёный и синий, используется в цифровых технологиях, получил популярность, потому что является составной частью одноимённой цветовой модели, которая является одной из самых востребованных на сегодняшний день. Почти каждая цветовая модель, или имеет свой цветовой круг, или ее можно частично описать в виде цветового круга.

Иногда круг делается с градациями по светлоте и насыщенности, например в центре круга располагают белый цвет, от него делают растяжку иногда ступенчатую от белого к спектральным чистым цветам, а от них продолжают растяжку наружу круга от чистых цветов к черному.

Еще цвета делятся на теплые и холодные.

Тёплые цвета ; красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки.

Холодные цвета ; синий, голубой, зелёный, и переходные - сине-фиолетовый, сине-зелёный.

Таким образом, получается, что круг делится на две части.

Каждый цвет может быть более или менее теплым или холодным. Иногда говорят увести в теплые или холодные, то есть относительно какого ни буди условно нейтрального оттенка, или нескольких оттенков, сделать их более или менее теплыми или холодными.

Существует такое понятие тепло холодность, как правило, им пользуются художники, им обозначают соотношение теплых и холодных оттенков в композиции. Тепло холодность связана со многими явлениями в цветовой композиции. Объем на картине можно строит за счет отношений между теплыми и холодными оттенками, например предметы освещенные лампой накаливания имеют теплые света и холодную тень. Пространство в композиции тоже можно строить за счет тепло холодности, например, старые европейские живописцы применяли такую схему они писали передний план теплым, например красным, средний нейтральным, например зеленым, а задний холодным, например голубым, и до сих пор данный принцип построения воздушной перспективы актуален. В фотографии тепло холодность тоже востребована, хотя сам термин редко используется, чаше говорят о балансе белого, но не каждый фотограф знает, что правильные установки баланса белого, можно тестировать по средствам контроля баланса белого, то есть правильного соотношения теплых и холодных оттенков. Думаю, мы еще поговорим о тепло холодности более подробно.

Надо понимать, что цветовой круг это полезный инструмент, который нужно уметь использовать, опытные художники держат его в голове, но на начальном этапе многие используют его как шпаргалку, существуют компьютерные программы, в основе которых лежит цветовой круг, в которых с помощью круга можно осуществлять все возможные задачи в основном подбор цветов и гармонизация палитры. Бывают механические цветовые круги, в которых с помощью передвижения разных частей устройства тоже можно подобрать цвета по разным параметрам. Хотя в художественных учебных заведениях часто не учат практическим способам использования цветового круга, тем не менее, многие профессионалы используют круг разными способами, о чем я еще расскажу.

А пока как говорится, продолжение следует.

Вторичные цвета: получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато-голубой). Вторичные цвета пигментов:красный, зеленый и фиолетовый.

Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся - оранжевый, пунцовый, светло-зеленый, ярко-голубой, изумрудно-зеленый, темно-фиолетовый.

Дополнительные цвета: располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Та, например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов - желтого и циана (зеленовато-голубого). А для синегодополнительным является оранжевый(полученный путем смешения желтого и мадженты).

Закон цветности это основная система понимания цветовых взаимоотношений. Смешивая цвета, можно убедиться, что сочетание одних и тех же цветов дает одинаковый результат. Красный и синий цвета, смешанные в равных пропорциях, всегда дают фиолетовый. Равные доли синего и желтого всегда создают зеленый цвет. Из равных долей красного и желтого цветов всегда получается оранжевый. Эта система и называется законом цветности, поскольку указанные законы сочетаемости цветов являются результатом неоднократных проверок, доказавших их достоверность.

Основные первичные цвета

Основные цвета нельзя получить путем смешивания. Это синий, красный и желтый. Все остальные цвета - производные от них. Цвета с преобладанием синего называются холодными, с преобладанием красного и желтого - теплыми.

Синий - самый темный из основных цветов. При добавлении его к другому цвету, полученный цвет становится темнее и холоднее. Синий - единственный холодный из основных цветов, при добавлении его к любому первичному, вторичному и третичному он становится доминирующим (рис. 1). Делая другой цвет холодным, синий, кроме того, усиливает его глубину, придает темный оттенок. Гранулы синего пигмента самые большие, концентрация его наиболее высока.




Рис. 1

Вторичные цвета

Вторичные цвета - это зеленый, оранжевый и фиолетовый. Они получаются при сочетании двух, и только двух, первичных цветов в равных пропорциях. Зеленый - это сочетание синего и желтого, оранжевый - красного и желтого, фиолетовый - синего и красного. Зеленый и фиолетовый имеют в своем составе синий, поэтому являются холодными тонами. В оранжевом сочетаются красный и желтый цвета, поэтому он теплый (рис. 2).


Рис. 2 Вторичные цвета

Третичные цвета

Это сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый и желто-зеленый.

Третичные цвета создаются при смешивании первичного цвета со смежным вторичным. Сине-зеленый и сине-фиолетовый - холодные тона, красно-фиолетовый - тоже холодный, но не настолько, как два предыдущих, потому что в нем преобладает красный. Красно-оранжевый и желто-оранжевый - теплые тона. Желто-зеленый - теплый тон, но не настолько, как два предыдущих, потому что в нем присутствует синий (рис. 3).


Рис. 3 Третичные цвета

Пользуясь многообразной гаммой оттенков, люди не задумываются о такой категории, как цвет. Он образуется при преломлении лучей обычного света, представляющего собой электромагнитные волны различной длины. Попав в другую среду, они преломляются под разными углами, раскладываясь на семь спектральных цветов.

Что такое цвет?

Впервые такой опыт был проделан Ньютоном. Радуга после дождя также представляет собой преломление солнечных лучей, проходящих через капли воды. Пропустив спектр через можно увидеть, как эти семь цветов соединяются обратно в белый.

Удивительно, но в природе не существует цвета - он является зрительным ощущением человека под воздействием электромагнитных волн, попадающих на сетчатку глаза. Цвет появляется при отражении предметом определенной длины волны, свойственной падающему лучу. И хотя это восприятие достаточно субъективно, у всех людей оно однотипно. Человек видит лист дерева зеленым, потому что поверхность листа, поглощая лучи света различной длины, отражает волны именно того участка спектра, который соответствует зеленому цвету.

Значение в жизни человека

Тем не менее цвет является важной характеристикой предмета, одним из его физических свойств и играет огромную роль в человеческой жизни. объекта является определяющим во многих сферах деятельности: живописи, торговле, дизайне, архитектуре. Его значение понимали еще в древние времена. Об этом говорят прекрасные памятники архитектуры Франции и Италии, сохранившие великолепные витражи и настенную роспись, которые отличались яркостью и прочностью. Китайская керамика уже в XII веке славилась необыкновенно красивыми оттенками лунного света и морской волны. Полотна знаменитых художников также поражают необычной цветовой гаммой. Каждый из них в своей манере сочетал различные цвета, получая уникальные тона, которые трудно сегодня воспроизвести.

Человек черпает до 80 % информации об объекте с помощью цвета, который является также фактором глубокого физического и психологического воздействия на организм. Некоторые тона способствуют повышению артериального давления и частоты пульса, в то время как другие успокаивают нервную систему. В медицине существует раздел цветотерапии, сущность которого заключается в том, что цвета воздействуют по-разному на организм человека. Согласно принципам восточной медицины, для лечения каждой болезни используется определенный тон.

Классификация цветов

С давних времен велись попытки классификации цветов. Процедура заключалась в сведении многообразия существующих оттенков в определенную систему. Впервые такую попытку осуществил Леонардо да Винчи, выделив четыре основных цветовых группы. Научную основу понятия цвета заложил Ньютон своими опытами по преломлению световых лучей. Великий поэт Гете, работая над систематизацией данного понятия, предложил цветовой круг, в котором три тона (главные) составляют равносторонний треугольник - красный, желтый и синий. Если смешать их в равной пропорции, получится черный оттенок. Их назвали первичными цветами.

Из трех базовых образуются остальные цвета. Но непосредственно главные нельзя получить смешением каких-то других оттенков, поэтому их называют чистыми. Чтобы понять, какие цвета являются вторичными, надо смешать попарно базовые в равных пропорциях. При этом получаются цвета второго порядка. Они располагаются между главными. Оранжевый, зеленый и фиолетовый - это вторичные цвета. В они точно так же образуют равносторонний треугольник, только перевернутый по отношению к первому.

Третичные цвета

Существуют цвета третьего порядка - они образуются при смешивании трех первичных с вторичными в равных пропорциях. Первичные, вторичные и третичные цвета вместе образуют 12-цветный круг. Эта фигура называется 12-частотным кругом Й. Иттена - швейцарского искусствоведа, который и предложил это новшество. Остальное множество цветов получают при смешивании этих двенадцати в нужных пропорциях.

Цвета можно разделить на теплые и холодные. Если посередине цветового круга провести прямую линию, то та половина, в которой окажутся оттенки с желтого по зеленый, включая первичные и вторичные цвета, будет состоять из теплых тонов, а вторая половина - из холодных. Это деление в некоторой степени условно, поскольку в третичных цветах, где сочетаются все тона, более теплым будет казаться тот, в котором желтого цвета больше.

Колористика

В живописи, дизайне, архитектуре, парикмахерском искусстве важно находить вызывающую более положительное восприятие человеком. цветов, искусстве их сочетания называется колористикой. Умение комбинировать тона позволяет достичь В то же время подобное понятие для каждого человека индивидуально - это субъективное понятие. Тем не менее существуют общие правила гармоничного сочетания различных оттенков, которыми необходимо владеть в некоторых профессиях. Например, при оформлении производственного помещения следует учесть, что предлагает колористика: первичные и вторичные цвета теплых тонов ускоряют обмен веществ, повышают мышечную активность. Что касается холодных оттенков, то они эти процессы угнетают. Некоторые из них при длительном воздействии на человека утомляют его, причем неважно, какие - вторичные цвета или первичные. Самыми оптимальными в этом отношении являются зеленые тона с добавлением желтого.

Сочетание цветов

Руководствуясь цветовым кругом, можно правильно подобрать подходящее сочетание различных тонов. Гармонично будет составлена комбинация, состоящая из оттенков одного цвета, поскольку она благотворно воздействует на нервную систему. Возможна также контрастная композиция. В этом случае сочетаются те тона, которые размещены на противоположных сторонах круга (кстати, это могут быть и вторичные цвета). Они называются взаимодополняющими или комплиментарными. Такая система будет наполнена энергией. Гармонично сочетаются в цветовом круге тона, которые находятся относительно друг друга под углом 90 градусов.

Прекрасно будут выглядеть вместе три цвета, если их правильно подобрать. Композиция из трех тонов, расположенных на равных расстояниях друг от друга, даст ощущение гармонии и яркий контраст. В таких случаях можно использовать вторичные цвета. Если внутри цветового круга начертить равнобедренный или то правильно комбинируются тона, расположенные в вершинах данной фигуры. В колористике существуют четкие правила сочетания цветов. Руководствуясь ими, можно самостоятельно создавать различные комбинации, отличающиеся гармонией и красотой.

В детском саду вас, наверное, учили, что есть первичные цвета – красный, желтый и синий, а все остальные создаются из них. Брюс до сих пор помнит, как его первая учительница, миссис Андерсон, говорила, что одинаковое количество красного, желтого и синего образует серый. Брюс попробовал изобразить серого кота, но у него получилась какая-то грязноватая, многоцветная мешанина, и тогда он решил, что гораздо лучше будет воспользоваться простым карандашом, а миссис Андерсон либо полный дальтоник, либо ничего не смыслит в рисовании. Теперь, прослеживая истоки своей склонности подвергать сомнению авторитеты, он снова и снова возвращается к тому дню.

Урок миссис Андерсон оказался несостоятельным, но зерно истины в нем все же было – это мысль о том, что все разнообразие цветов достигается комбинацией трех первичных компонентов. Разные люди работают с цветом по-разному, но при этом в их рассуждениях всегда присутствует понятие о трех составляющих, которые и образуют цвет. Художественный редактор, говоря о коррекции цвета, предпочитает оперировать терминами "цветовой тон", "яркость" и "насыщенность". Тому, кто работает на компьютере, возможно, сподручнее описывать цвет в величинах RGB . Ученые рассуждают о цвете, опираясь на теорию – здесь и CIE Lab , и HSB , и LCH . А специалисты допечатной подготовки говорят о процентных величинах точек CMYK .

И хотя создатели Photoshop постарались учесть и удовлетворить потребности всех этих мыслящих по-разному людей (и справились со своей задачей неплохо), многие пользователи замыкаются только на каком-то одном видении цвета. Это вполне естественно и понятно – мы все склонны придерживаться того метода мышления, который нам кажется наиболее удобным. Однако это может затруднить общение с Photoshop и излишне усложнить работу. Если вы поймете, что все способы представления цвета в основе своей имеют одно и то же – комбинацию трех компонентов, вы научитесь разбираться в предлагаемых программой методах работы с ними и выбирать наиболее подходящий вариант для каждой конкретной задачи.

"Постойте-ка, – скажете вы. – Но ведь в CMYK не три цветовых компонента, а четыре". Видно, вы тоже склонны подвергать сомнению авторитеты, когда замечаете, что концы с концами не сходятся. Что ж, раз мы взяли на себя роль авторитетов, то поступим так же, как обычно поступают авторитеты, когда им задают трудные вопросы: мы попросим вам довериться нам. Оставьте на время свои сомнения. Обещаем вернуться к этой теме позже.

В этой лекции мы рассмотрим основополагающие моменты взаимоотношений цветов и методы представления цвета в Photoshop. Иногда нам придется обращаться к теории, но мы настоятельно рекомендуем внимательно все прочесть, так как это понадобится в дальнейшем, при обсуждении тоновой и цветовой коррекции.

Для многих видов работы с цветом на компьютере понятие первичных цветов является основополагающим. Речь идет о трех цветах, которые в комбинации образуют все остальные. Задавая разные пропорции первичных цветов, можно формировать другие цвета, а регулируя их соотношение – выполнять цветокоррекцию изображений. Первичные цвета имеют две принципиальные особенности (пока не будем принимать во внимание, из каких цветов состоят они сами).

  • Они не разлагаются на цветовые компоненты.
  • Сочетаясь в разных пропорциях, первичные воспроизводят весь спектр цветов.

Кстати, существуют и вторичные цвета, которые образуются комбинацией двух первичных и исключением третьего. Но особого интереса для нас они не представляют.

Аддитивные и субтрактивные цвета

До того, как увлечься поведением сферических объектов – яблок, бильярдных шаров и планет, сэр Исаак Ньютон экспериментировал со светом и призмами. Он обнаружил, что белый свет разделяется на красный, зеленый и синий компоненты – явление довольно заурядное, известное уже многие века. Но открытием стало то, что путем комбинации красного, зеленого и синего компонентов ему удалось воссоздать белый свет. Красный, зеленый и синий цвета называются аддитивными первичными цветами (от англ. add – добавлять). Их сложение дает более светлые цвета, вплоть до белого, тогда как черный означает полное отсутствие света (см. рис. 4.1). Так формируется цвет на экране телевизора и на компьютерном мониторе.


Рис. 4.1.

Но на печатной странице цвета ведут себя иначе. В отличие от экрана телевизора, страница не излучает свет, а отражает его. При воспроизведении цветных изображений на печати мы прежде всего имеем дело не со светом, а с пигментами (красками, тонером, воском), которые одни цвета поглощают, а другие отражают.

Первичными цветами пигментов являются голубой, желтый и пурпурный. Они называются субтрактивными первичными цветами (от англ. subtract – вычитать). При нанесении краски на белую бумагу происходит поглощение (вычитание) света, и отраженный цвет становится темнее. (Возможно, понятнее будет так: для получения белого цвета аддитивные цвета нужно складывать друг с другом, а субтрактивные – вычитать). Голубой пигмент целиком поглощает красный свет, пурпурный поглощает зеленый, а желтый – синий. При сложении голубого, пурпурного и желтого максимальной интенсивности теоретически образуется черный цвет (см. рис. 4.1).

Говоря о первичных цветах, миссис Андерсон была совершенно права, только она назвала не те цвета. Закрашивая рисунок красным, желтым и синим карандашами, вам не удастся получить серого цвета, как бы вы ни старались.

Несовершенный мир

Несколько раньше мы просили вас довериться нам по поводу CMYK, а только что сказали, что сочетание голубого, пурпурного и желтого теоретически дает черный. В действительности, однако, получается бурый. Почему? Как говорит наш друг и коллега Боб Шэффл, "Бог создал RGB, а человек – CMYK". А мы добавим: "Кому вы больше доверяете?"

Несовершенство преобразования . Если бы мы имели дело только со CMYK, все было бы гораздо проще. Но значительная доля проблем связана с тем, что сканеры видят цвет в RGB, а нам для воспроизведения его на печати приходится преобразовывать значения RGB в CMYK. Между тем путь преобразования вовсе не гладок (см. раздел "Как взаимодействуют параметры цвета",

Нам всем со школьной статьи известен прием запоминания цветов радуги. Что-то похожее на детский стишок глубоко сидит у нас в памяти: «К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан». Первая буква каждого слова означает цвет, а порядок слов - последовательность этих цветов в радуге: к расный, о ранжевый, ж елтый, з еленый, г олубой, с иний, ф иолетовый.
Радуга возникает из-за того, что солнечный свет преломляется и отражается капельками воды, парящими в атмосфере. Эти капельки по-разному отклоняют и отражают свет разных цветов (длин волн): красный цвет меньше, фиолетовый - больше. В результате белый солнечный свет разлагается в спектр, цвета которого плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Радуга - самый наглядный пример того, из чего состоит видимый белый свет


Однако с точки зрения физики света, никаких цветов в природе не существует, а есть определённые длины волн, которые предмет отражает. Это сочетание (наложение) отраженных волн, попадая на сетчатку человеческого глаза, и воспринимается им как цвет того или иного предмета. Например, зеленый цвет листа березы означает, что его поверхность поглощает все длины волн солнечного спектра, кроме длины волны зеленой части спектра и длин волн тех цветов, которые определяют его оттенок. Или коричневый цвет школьной доски наш глаз воспринимает как отраженные длины волн синего, красного и желтого диапазонов длин волн различной интенсивности.


Белый цвет, который представляет собой смешение всех цветов солнечного света, означает, что поверхность предмета отражает почти все длины волн, а черный - почти ничего не отражает. Поэтому нельзя говорить о «чистом» белом или «чистом» черном цветах, поскольку полное поглощение излучения или полное его отражение в природе практически невозможны.


Но художники не могут рисовать длинами волн. Они оперируют реальными красками, да еще и достаточно ограниченного набора (не будут же они носить с собой в мольберте более 10 000 тонов и оттенков). Также как и в типографии не может храниться бесконечное колечество красок. Наука о смешении цветов - одна из основных для тех, кто работает с изображениями, включая и аэрографию. Составлено огромное количество таблиц и руководств по получению желаемых цветов и их оттенков. Например, такие*:

или


Человеческий глаз - наиболее универсальный «прибор» для смешивания. Исследования показали, что он наиболее чувствителен только к трем основным цветам: синему, красно-оранжевому и зеленому. Информация, полученная от возбужденных клеток глаза, передается по нервным путям в кору головного мозга, где происходит сложная обработка и корректировка полученных данных. В результате человек воспринимает то, что видит, единой цветной картиной. Установлено, что глаз воспринимает огромное количество промежуточных оттенков цвета и цветов, полученных от смешения света разных длин волн. Всего насчитывается до 15000 цветовых тонов и оттенков.
Если сетчатка теряет способность различать какой-либо цвет, то и человек утрачивает ее. Например, бывают люди, которые не в состоянии отличить зеленый цвет от красного.


На основе этой особенности восприятия цвета человеком была создана цветовая модель RGB (Red красный , Green зеленый , Blue синий ) для печати полноцветных изображений, в том числе и фотографий.

Немного особняком здесь стоит серый цвет и его оттенки. Серый цвет получается путём совмещения трёх основных цветов - красного, зелёного и синего - в равных концентрациях. В зависимости от яркости этих цветов оттенок серого изменяется от чёрного (яркость 0 %) до белого (яркость 100 %).

Таким образом, все цвета, встречающиеся в природе, можно создать, смешивая основные три цвета и изменяя их интенсивность.

* Таблицы взяты из открытого доступа в Интернете.