Картина политая серной кислотой 5 букв. Побеждая кислоту

Вспоминаем случаи арт-вандализма.

Вчера, 15 июня, исполнилось ровно тридцать лет с того момента, как в Эрмитаже известная работа Рембрандта «Даная» была облита серной кислотой. К сожалению, это далеко не единственный случай порчи произведений искусства.

«Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», Леонардо да Винчи

В 1987 году в Национальной галерее Лондона в картину выстрелили. Роберт Кембридж, совершивший выстрел, заявил, что так он выражает свое недовольство по поводу «политической, социальной и экономической ситуации в Великобритании».

«Ночной дозор», Рембрандт Харменс ван Рейн

Эта картина Рембрандта обзавелась поклонниками не только в кругу ценителей искусства, но и среди вандалов: картину портили трижды. Первый инцидент произошел в 1911 году. Мужчина попытался накинуться на полотно с ножом, однако нож не прошел через толстый слой краски. Следующий акт вандализма случился с картиной в 1975 году. Учитель по имени Вильям де Рийк осуществил задумку своего «предшественника» и всё-таки ударил картину ножом. По словам учителя, его на этот поступок побудил слышимый им голос Господа.

А в 1990 году «Ночной Дозор» постигла участь уже упомянутой «Данаи»: картину облили серной кислотой.

«Иван Грозный и его сын Иван», Илья Репин

В истории картины в буквальном смысле отметился иконописец Иван Балашов. В 1913 во время посещения Третьяковской галереи у молодого человека случился припадок – Балашов был душевно болен – и с криками «Довольно крови!» он изрезал знаменитое полотно. Благодаря талантливым реставраторам, картина была восставлена в первоначальном ее виде.

«Венера с зеркалом», Диего Веласкес

1914 год стал роковым для известного творения Веласкеса. Суфражистка (участница движения против дискриминации женщин) Мэри Ричардсон с помощью топора для мяса нанесла семь ударов по картине. Ричардсон заявила, что пыталась уничтожить изображение «самой красивой женщины в мифологической истории» в качестве протеста против ареста миссис Панкхерст (британской политической деятельницы), женщины «с самым доблестным характером». Также Мэри Ричардсон подчеркнула, что еще ее раздражало, «как мужчины пялятся на обнаженную Венеру».

«Мона Лиза», Леонардо да Винчи

Известнейшая картина – одно из самых охраняемых произведений искусства в мире. Сейчас . А до того, как картину поместили под пуленепробиваемое стекло, она пережила целых четыре нападения. В 1956 году турист кинул в картину камень и слегка поцарапал полотно; позже, в том же году, в картину снова кидали камнем; в 1974 году «Мону Лизу» пытались облить краской и, наконец, в 1977 году, русская туристка кинула в «Джоконду» сувенирной кружкой из Лувра.

«Залив», Элен Франкентален

Картина была испорчена в 2006 году школьником, который на полотно стоимостью более миллиона долларов просто… прилепил жвачку. Реставраторы жвачку отскребли, но особенно внимательные поклонники творчества Франкентален говорят, что пятнышко на «Заливе» всё-таки осталось.

«Федра», Сай Твомбли

Из всех вариантов порчи картин произведению Твомбли достался самый приятный – в 2007 году художница Ринди Сэм поцеловала картину. Помада у Сэм – на зависть любительницам макияжа – оказалась сверхстойкая: реставраторы использовали 30 химических средств, и ни одно из них не стерло следы поцелуя. Ринди Сэм свой поступок вандализмом не считает; по ее словам, она поцеловала картину, чтобы выразить свою симпатию.

«Женщина в красном кресле», Пабло Пикассо

В 2012 году свои «изменения» в картину внес 22-летний студент Уриэль Ландерос. С помощью трафарета и краски из баллончика он оставил на полотне надпись «Conquista» (в пер. с испанского – завоевание, захват) и изображение быка и тореадора. Позже, Ландерос выложил на Youtube своё видеообращение, в котором заявил, что не хотел уничтожить картину и сетовал на то, что «наше общество стало испорченным, жаждущим войны, убивающим и насилующим»

«Черное на коричневом», Марк Ротко

Свою лепту в историю порчи картин внес и российский художник Владимир Уманец, оставив на картине Марка Ротка свою подпись. Уманец не только не раскаялся в своем поступке, но и не раз заявлял в СМИ, что своей подписью повысил стоимость картины.

«Свобода, ведущая народ», Эжен Делакруа

Видимо, черный маркер вытеснил среди вандалов моду на ножи. Именно черным маркером было совершено последнее известное «преступление» против картины – посетительница филиала Лувра в Лансе оставила на картине подпись «AE911». Вероятно, подразумевалась ассоциация «Архитекторы и инженеры за правду о сентябре 2001 года» — организация, настаивающая на проведении расследования крупнейшего теракта в истории, произошедшего в Нью-Йорке.

Текст: Алеся Сидненко

15 июня 1985 года 48-летний безработный из Каунаса Бронюс Майгис посетил Эрмитаж и вошёл в историю. От других посетителей будущего пациента психиатрической клиники с диагнозом «вялотекущая шизофрения» отличало то, что с собой в музей он принёс нож и банку с серной кислотой. Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом. Как утверждают некоторые очевидцы, акт вандализма сопровождался выкриками «Свободу Литве!». Однако эти показания нельзя считать надёжными, как и сообщения о том, что мужчина также планировал устроить взрыв.

Несмотря на то, что к спасению картины приступили сразу же и уже к вечеру реставраторы остановили химическую реакцию, сильно пострадала центральная часть картины — фигура Данаи. Кислота оставила в красочном слое глубокие отметины. Практически полностью была уничтожен фрагмент, изображающий драпировку на ногах.

На реставрацию картины ушло 12 лет. После атаки эксперты предлагали поместить оригинал в хранилище, а в музее выставить копию. Однако в 1997 году полотно руки Рембрандта вновь выставили в Эрмитаже, но уже под бронированным стеклом. АиФ.ru рассказывает о секретах картины, которую чуть не уничтожил Майгис.

Куда исчез золотой дождь?

Рембрандт писал «Данаю» с 1636 по 1647 год. В основу шедевра лёг древнегреческий миф. Даная была дочерью царь города Аргоса Акрисия . Согласно преданию, последний должен был умереть от руки своего внука. Чтобы не допустить этого, правитель заключил дочь в подземелье и приставил к ней служанку. Девушка так бы и провела всю жизнь в темнице, если бы её не заметил бог Зевс, который проник в комнату в виде золотого дождя. После встречи с божеством Даная родила сына Персея, который впоследствии исполнил пророчество.

Легенда была довольно популярным сюжетом у живописцев. К нему, например, обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт и Климт . Основное отличие картины Рембрандта от предшественников было в том, что он не изобразил на картине Зевса. Традиционно падающий золотой дождь, который художники рисовали с помощью охры, голландец в последней версии картины заменил золотистым светом, пробивающимся сквозь балдахин.








Историки искусства признают, что гений Рембрандта развивался по восходящей, и последние работы художника – уникальны. Художника привлекают моменты самых сильных человеческих переживаний, поэтому картины последнего периода творчества Рембрандта - «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660), «Отречение апостола Петра» (1660), «Возвращение блудного сына» (1666/1669), «Еврейская невеста» (1665) - наполнены драматическим напряжением.

Жена с чертами любовницы

Ещё одна загадка, долго мучившая искусствоведов, — почему лицо Данаи не похоже на лицо жены Рембрандта Саскии , которая была его музой и умерла всего через восемь лет после свадьбы. Художник часто использовал её в качестве натурщицы. «Данаю» Рембрандт начал писать спустя два года после того, как они поженились, а значит, писал не по памяти.

В 1956-1962 годах полотно изучили с помощью рентгеноскопии. Выяснилось, что художник изменил картину уже после смерти жены. Историки утверждают, что на этот шаг живописец решился из-за скандала, который ему устроила одна из его любовниц Гертье Диркс , которая ревновала его к покойной супруге. После ссоры Рембрандт изменил причёску, выражение лица, положение рук и ног, а также освещение тела Данаи. Надо отметить, что роман с Диркс продлился недолго. Роман закончился, когда она потребовала, чтобы знаменитый художник на ней женился. Последний отказался, и его обязали выплачивать любовнице отступные. Несмотря на финансовую помощь, уже через год Диркс оказалась в тюрьме.

Без сожаления

Впрочем, все эти факты биографии художника были неизвестны Майгису, который с трудом окончил четыре класса школы. Обвинительный приговор вандалу суд Ленинграда вынес 26 августа 1985 года. Мужчину освободили от уголовной ответственности, так как признали душевнобольным. Какое-то время мужчина лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, а потом был отправлен на родину. Его довольно быстро выпустили из лечебницы, так как Литва стала независимым государством. О дальнейшей судьбе этого человека мало что известно. Однако о содеянном он вряд ли сожалел.

«Я лично считаю себя человеком здоровым. Никакого сожаления о том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать», — заявил Майгис одной из литовских газет.

Ровно 25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом.

13 января 1913 г. в Москве, в Третьяковской галерее, был совершен акт вандализма: некто Абрам Балашов с криком "Довольно крови! Долой кровь!" порезал знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г." Картину удалось спасти благодаря усилиям реставраторов и самого художника, примчавшегося по вызову со своей дачи в Финляндии.

В феврале 1914 г. в Лондонской национальной галерее суфражистка Мэри Ричардсон порезала в нескольких местах картину Веласкеса "Венера с зеркалом". За порчу картины Ричардсон была приговорена к 6 месяцам тюрьмы. После реставрации картина вновь заняла свое место в одном из залов галереи.

Чаще всего покушаются на творения Рембрандта. Великий голландец как будто притягивает людей с неуравновешенной психикой. Особенно их привлекает рембрандтовский шедевр "Ночной дозор", написанный в 1642 г.

14 (1) января 1911 г. в государственном музее Амстердама картина была повреждена ударами ножа. Виновник был арестован.

14 сентября 1975 г. в амстердамском Рейксмузеуме бывший школьный учитель, психически нездоровый голландец Вилхелмус де Ринк, хлебным ножом нанес 12 порезов рембрандтовскому шедевру. Это было уже второе нападение на одно из самых знаменитых творений мировой живописи.

В 1990 г. на картину плеснули кислотой , при этом пострадал слой лака.

В 1977 г. в Штатсгалерее в Касселе облили кислотой несколько работ старых мастеров, в том числе две - Рембрандта.

15 июня 1985 г. в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Наиболее сильно пострадали из-за действия кислоты самые важные и самые тонкие по живописному исполнению части, но благодаря работе специалистов музея "Даная" возвращена к жизни. Работы по спасению шедевра закончились через 12 лет, в 1997 г.

В декабре 1956 г. в Лувре молодой боливиец по имени Уго Унгаза Виллегас в приступе необъяснимой злобы запустил в известное всему миру полотно Леонардо да Винчи "Мона Лиза" ("Джоконда") камнем и повредил левый локоть красавицы. С тех пор у левого локтя "Моны Лизы" - едва заметная отметина. Она становилась объектом нападения несколько раз. Последнее покушение было совершено в 1974 г., когда японский турист бросил в "Мону Лизу" пузырек с краской. К счастью, защитное стекло спасло шедевр. После этого случая картину поместили в специальный ящик из пуленепробиваемого стекла. Он заполнен гелием, что позволяет создать идеальную "атмосферу" для сохранности шедевра. Только раз в году реставраторы видят "Джоконду" "в живую", когда осматривают картину.

В 1987 г. в голландском Стеделийк-музеуме было совершено двойное покушение на работы американского абстракциониста Барнетта Ньюмана. Маньяк порезал ножом картину "Кто боится красного, желтого и голубого III". Его поймали, он отсидел, вышел - и снова отправился в музей, где порезал еще одну картину Ньюмана. Как стало известно, причиной его неприязни к абстракционизму стала прочитанная преступником критическая монография о современном искусстве. Идеи автора так понравились террористу, что он решил воплотить их жизнь - и пошел в музей. Специальным постановлением голландских властей маньяку был запрещен доступ во все музеи страны.

В 1988 г. в Старой Пинакотеке в Мюнхене были повреждены кислотой три картины Альбрехта Дюрера. Преступника нашли и отправили в психиатрическую клинику. Им оказался Ханс-Йоахим Больманн (Hans-Joachim Bohlmann), который совершил этот акт вандализма после своего освобождения из тюрьмы, где он провел пять месяцев.

Он "прославился" тем, что в 1970-1980 гг. нанес искусству материальный ущерб на 270 млн марок, облив кислотой в общей сложности 56 произведений живописи и графики, в том числе несколько шедевров мирового уровня, включая старинный церковный алтарь и картины Рембранта и Дюрера. Его излюбленной техникой было выплескивание серной кислоты на картины. Больманн был трижды осужден за ненависть к искусству: в 1988 г. в Мюнхене его приговорили к двум годам тюремного заключения с последующим содержанием в психиатрической клинике, после второго приговора в 1990 г. он был отправлен в психиатрическую лечебницу в Гамбурге.

4 января 1997 г. в амстердамском музее "Стеделийк" русским художником Александром Бренером была изуродована картина Казимира Малевича "Супрематизм" , на которой он нарисовал знак доллара зеленой краской, из баллончика. Бренер получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно.

21 января 1998 г. в Капитолийском музее в Риме на выставке Матисса охрана музея обнаружила на трех картинах повреждения, сделанные острым предметом. Две из них - из собрания Национальной галереи в Вашингтоне и из частной коллекции - пострадали серьезно, в картине же "Стоящая Зора" ("Марокканка") из Эрмитажа под правой ногой, изображенной Матиссом девушки, остался небольшой, не более 4 см, след. Предполагают, что кто-то из посетителей проткнул картину карандашом. Просто так, от нечего делать.

В июне 2006 г. пожилой мужчина облил едкой субстанцией картину художника XVII века Бартоломеуса ван дер Хелста "Банкет по поводу заключения Мюнстерского мира 1648 года" из собрания амстердамского Рейксмюсеума (Королевского музея, Rijksmuseum). Злоумышленник был задержан полицией. Серьезный ущерб картине нанесен не был, был поврежден лишь слой лака, которым покрыто полотно.

В апреле 2007 г. в одном из музеев города Милуокки (штат Миннесота, США) посетителем музея было повреждено полотно "Триумф Давида" итальянского мастера Оттавио Ваннини, датированное 1640 г. Мужчина, увидев картину, стукнул по ней кулаком, пробив большую дыру; затем, сорвав полотно со стены, начал топтать его ногами. В свое оправдание американец, задержанный на месте преступления, сказал, что "сильно расстроился и рассвирепел при виде Голиафа". Охрана музея не успела вмешаться и сохранить полотно.

В ночь на 7 октября 2007 г. неизвестные проникли в один из центральных музеев Парижа - музей д"Орсе и изуродовали картину Моне "Мост в Аржантее" 1874 г. Сработал сигнал тревоги, и, убегая, один из них ударил по картине, оставив в ней дыру длиной около 10 см. Злоумышленников удалось найти благодаря видеозаписи камер наблюдения и мусору, оставленному хулиганами.

Один из задержанных признал, что в состоянии алкогольного опьянения ударил кулаком по картине. Подозреваемые - четыре молодых человека и одна девушка в возрасте 18‑19 лет ‑ проживающие в парижских пригородах.

16 мая 2008 г. бывший охранник Художественного музея Карнеги (Carnegie Museum of Art) в Питтсбурге Тимур Серебрюков (Timur Serebrykov) ключом разрезал полотно американской художницы латвийского происхождения Вии Целминьш (Vija Celmins) "Ночное небо #2", выставленное в Художественном музее Карнеги. Стоимость полотна оценивалась в 1,2 млн долларов.

По утверждению адвоката, в действиях Серебрюкова не было политических мотивов, картина просто ему "не понравилась". На реставрацию картины музею пришлось потратить 5 тысяч долларов. Как утверждают сотрудники музея, стоимость полотна после восстановительных работ снизилась на 240 тысячи долларов.

2 августа 2009 г. туристка из России бросила керамическую кружку в знаменитую картину Леонардо да Винчи "Мона Лиза" . Кружка разбилась о защитный экран. Россиянка была отправлена в полицейский участок, затем отпущена на свободу. Причиной столь экстравагантной выходки, по одной из версий, стало то, что французские власти отказали россиянке в получении гражданства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников