Колочская и кипрская чудотворные иконы божией матери. Колочская икона

Колочская икона Божией Матери - великая святыня. В особенности лик почитают в Можайске и Москве. Перед иконой Богородицы люди молятся о духовной поддержке и исцелении.

Чудеса иконы явились миру еще в 15 веке, в имении князя Андрея Можайского, в городке под названием Колоча. Предание гласит о благодатной помощи, исходящей от лика Богородицы ко всем страждущим, убогим и больным.

История иконы

Смоленское княжество было захвачено в 1404 году, и на реке Угре образовалась граница между Москвой и Литвой. Тогда-то все и началось. Сама Богородица подарила свой образ, появившийся недалеко от Смоленска, в городке Колочи, дабы стать заступницей земель русских.

В тот день сердца людей наполнились радостью, крепкой верой и надеждой. И каждую субботу они славили Матерь Божию песнопением. Жители всех городов, поселков и деревень стали молиться перед святым образом, прося поддержки и выздоровления, особенно при непереносимых недугах и душевных переживаниях. Во время смертных болезней и вражеских нападок с иконой совершался крестный ход. В честь нее построен храм в городе Возьме.

Где хранится икона

Подлинная копия иконы была утеряна, и в настоящее время никто не знает о ее местонахождении. Самый ранний список можно встретить в Успенском Соборе в Москве.

В чем помогает чудотворный образ

Явление образа Пречистой Девы — чудо, которое спасло русский народ от ополчения, войн и смертельных болезней. Но это далеко не все, в чем помогает Богородица. Святой лик обладает многими чудотворными способностями, к которым взывают православные люди.

  • Молитвы перед святыней помогут преодолеть трудности на работе, а также начать собственное дело.
  • Икона считается защитницей от различных недугов, вражеских ополчений, зависти и злости.
  • Колочская Матерь Божия помогает при семейных разладах , искореняет ссоры и ругань в доме.
  • Исцеляете от бесплодия, если усердно и искренне предаваться молитвам на протяжении девяти месяцев.
  • При тяжких заболеваниях икона Богоматери приходит на помощь и помогает исцеляться от недугов.

Описание иконы

На иконе изображена Пресвятая Богородица . Подле Ее правой руки находится Младенец, в руках его — свиток, символизирующий Слово Божие и просвещение. По обе стороны от Святого Семейства на иконе написаны Святые. По одну сторону от них — Николай Чудотворец, на другой — пророк Илия.

Дни празднования иконы

День, когда свершается празднование иконы, приходится на 9 июля. По новому стилю эта дата переносится на 22 июля.

Молитва пред иконой

«О великая заступница всего народа православного, посланная самим Господом Богом нашим! Взываем мы в молитвах к Тебе и просим о защите и поддержке Твоей! Встань на защиту нашу и убереги нас от недругов, от людей нечестивых. Дай сил и успехов на работе, огради семью от разлада, исцели от болезней и недугов, о Святейшая Дева! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Только усердные и искренние молитвы помогут вам обрести поддержку Пресвятой Девы. Призвав к Ее защите и покровительству, вы сразу почувствуете легкость и радость на душе. Чудотворный лик Богородицы подарит успех в делах мирских , гармонию в семье и крепкое здоровье. Мы желаем вам нерушимой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

15.08.2017 05:21

Среди образов Богородицы особенно почитаема икона «Умиление», иначе называемая Игоревской. Молитвы перед ней способны защитить...

Икона Богородицы Колочская

История

Как сви-де-тель-ству-ют ста-рин-ные ле-то-пи-си и древ-не-рус-ская «По-весть о Лу-ке Ко-лоч-ском», чу-до-твор-ная Ко-лоч-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри яви-лась в 1413 го-ду в вот-чине кня-зя Ан-дрея Ди-мит-ри-е-ви-ча, вну-ка Ива-но-ва, пра-вну-ка Ива-но-ва и пра-пра-вну-ка Да-ни-и-ла Мос-ков-ско-го, в 15-ти вер-стах от го-ро-да Мо-жай-ска, в ме-стеч-ке Ко-ло-ча Смо-лен-ской гу-бер-нии.

Кре-стья-нин это-го се-ле-ния по име-ни Лу-ка об-рел и с бла-го-го-ве-ни-ем пе-ре-нес свя-той об-раз в свой дом, в ко-то-ром в то вре-мя на-хо-дил-ся некий рас-слаб-лен-ный боль-ной. Услы-шав о чу-дес-ном яв-ле-нии ико-ны Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, бо-ля-щий с ве-рою при-ло-жил-ся к иконе и по-лу-чил пол-ное ис-це-ле-ние.

Об этом чу-дес-ном ис-це-ле-нии ста-ло из-вест-но в окрест-но-стях, мно-гие страж-ду-щие и боль-ные на-ча-ли при-те-кать к чу-до-твор-ной иконе на по-кло-не-ние и по-лу-ча-ли от Бо-го-ро-ди-цы бла-го-дат-ную по-мощь.

Свя-той об-раз был пе-ре-не-сен в Мо-жайск, где его с ве-ли-ким тор-же-ством встре-чал князь Ан-дрей Ди-мит-ри-е-вич с ве-ли-ким мно-же-ством на-ро-ду: «Лу-ка же по-и-де со ико-ною ис Ко-ло-чи ко гра-ду Мо-жай-ску; и яко-же при-бли-жи-ся ко гра-ду, и изы-де во сре-те-нье князь Ан-дрей Дмит-ри-е-вич з бо-яры сво-и-ми и весь град от ве-ли-ких и до ма-лых...; и бы-ша зна-ме-ния и чу-де-са мно-го от ико-ны Бо-жия Ма-те-ри» («По-весть о Лу-ке Ко-лоч-ском»).

Из Мо-жай-ска об-раз был пе-ре-не-сен в Моск-ву. В сто-ли-це свя-тую ико-ну встре-тил мит-ро-по-лит Фо-тий со свя-щен-ным Со-бо-ром и мно-же-ством пра-во-слав-ных хри-сти-ан. В то вре-мя, как чу-до-твор-ный об-раз про-но-си-ли по Москве, мно-гие боль-ные ис-це-ля-лись от неду-гов. Позд-нее Ко-лоч-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри бы-ла воз-вра-ще-на в Мо-жайск.

На ме-сте яв-ле-ния чу-до-твор-но-го об-ра-за Лу-кой, ко-то-рый со-брал бла-го-да-ря иконе боль-шие сред-ства, бы-ла по-стро-е-на цер-ковь в честь Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, где и бы-ла по-ме-ще-на свя-тая ико-на. Но и сам Лу-ка не смог пре-одо-леть ис-ку-ше-ния боль-ши-ми день-га-ми - для се-бя он по-стро-ил про-стор-ные ка-мен-ные хо-ро-мы и за-жил там, как князь, по-рою да-же из-би-вая и гра-бя лов-чих кня-зя Ан-дрея Ди-мит-ри-е-ви-ча, охо-тив-ших-ся с яст-ре-ба-ми и со-ко-ла-ми в ле-сах близ Ко-ло-чи. Од-на-ко один слу-чай за-ста-вил Лу-ку рас-ка-ять-ся в сво-ей непра-вед-ной жиз-ни. Од-на-жды лов-чий кня-зя пой-мал огром-но-го зло-го мед-ве-дя и ве-лел ве-сти его ми-мо дво-ра Лу-ки. Тот при-ка-зал вы-пу-стить зве-ря. Мед-ведь бро-сил-ся на Лу-ку и по-ка-ле-чил его. Чуть жи-вой, вмиг рас-ка-яв-ший-ся Лу-ка умо-лял при-е-хав-ше-го кня-зя Ан-дрея Ди-мит-ри-е-ви-ча с поль-зой рас-по-ря-дить-ся сво-им до-сто-я-ни-ем. И впо-след-ствии на по-жерт-во-ва-ния Лу-ки и дру-гих пра-во-слав-ных ве-ру-ю-щих князь устро-ил на ме-сте яв-ле-ния чу-до-твор-ной ико-ны муж-ской мо-на-стырь, по-лу-чив-ший на-име-но-ва-ние Ко-лоч-ско-го или Мо-жай-ско-го. В этом мо-на-сты-ре Лу-ка при-нял мо-на-ше-ский по-стриг и про-вел по-след-ние дни сво-ей жиз-ни в сле-зах и по-ка-я-нии.

Пер-во-об-раз Ко-лоч-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри был уте-рян в 70-е го-ды про-шло-го ве-ка.

В Мо-жай-ске спис-ки с этой ред-кой Бо-го-ро-дич-ной ико-ны мож-но бы-ло уви-деть лишь в церк-ви свя-тых пра-вед-ных Иоаки-ма и Ан-ны и в церк-ви Илии Про-ро-ка. По-след-ний был пе-ре-дан в воз-рож-ден-ный Ко-лоц-кий мо-на-стырь (ныне он жен-ский). В 1993 г. мо-на-стырь был от-крыт как по-дво-рье Спа-со-Бо-ро-дин-ско-го мо-на-сты-ря, а в ок-тяб-ре 1997 г. - как са-мо-сто-я-тель-ный. Ле-том 1998 го-да спи-сок чу-до-твор-ной Ко-лоч-ской ико-ны Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы за-ми-ро-то-чил.

Со-глас-но «Сте-пен-ной кни-ге Цар-ско-го ро-до-сло-вия», празд-но-ва-ние Ко-лоч-ской иконе в мо-на-сты-ре из-древ-ле про-хо-ди-ло 9 июля (по ст. ст.). Со-глас-но уст-но-му пре-да-нию, на ме-сте чу-дес-но-го яв-ле-ния ико-ны за-бил це-леб-ный ис-точ-ник, к ко-то-ро-му в день празд-ни-ка со-вер-ша-ет-ся крест-ный ход. Сей-час на этом ме-сте сто-ит де-ре-вян-ная ча-сов-ня.

В Мос-ков-ском Успен-ском со-бо-ре, в при-де-ле свя-тых Апо-сто-лов Пет-ра и Пав-ла на-хо-дит-ся один из позд-них спис-ков чу-до-твор-но-го об-ра-за, на вы-зо-ло-чен-ной ри-зе ко-то-ро-го есть над-пись: «Ле-та 7197 (1689), июния, в 28 день, по-стро-ен об-раз сей по обе-ща-нию ве-ли-ких го-су-да-рей ма-стер-ския па-ла-ты чи-нов-ни-ков, за из-бав-ле-ние бед ми-ло-стию Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы и свя-тых мо-лит-ва-ми».

На чу-до-твор-ной иконе по обе сто-ро-ны от Бо-жи-ей Ма-те-ри изо-бра-же-ны свя-ти-тель Ни-ко-лай Чу-до-тво-рец и Илия про-рок.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Колочская»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Заступнице нашей, хранящей от бед землю Можайскую, благоговейное пение приносим Ти, недостойнии раби Твои, Богородице. Ты же, непрестанною молитвою мир спасающая, сохрани нас от всяких напастей, да зовем Ти:

Икос 1

Ангелов Царица и Небесных Сил Госпожа яви древле на Колочи святую икону Свою. Людие же, о обретении чуднем дивящеся, возрадовашася зело и возопиша Преблагословенней:
Радуйся, Палато Бога и Царя облагоуханная;
радуйся, Горо, Духом Святым преосененная.
Радуйся, Тайно Боговоплощения неизреченная;
радуйся, Ниво неоранная, Богом возделанная.
Радуйся, хлеб жизни, Христа, израстившая;
радуйся, Стамно, манну небесную носившая.
Радуйся, Надеждо нашего спасения;
радуйся, Лествице божественнаго схождения.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 2

Видя разслабленный икону Твою, Богомати, милостивно явленную, с верою той припаде и, благоговейно ю облобызав и здравие улучив, с радостию возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий не может, Владычице, постигнути силу благодатных исцелений от иконы Твоея Колочския явленных: како слепии прозираху, глусии слух обретаху, разслабленнии исцеляхуся и многия, недуги душевными и телесными одержимии, здравие улучаху. Сего ради прославляем Тя сице:
Радуйся, Мати наша милосердная;
радуйся, Заступнице усердная.
Радуйся, болящих скорое Исцеление;
радуйся, немощных всесильное Укрепление.
Радуйся, сердца наша очищающая;
радуйся, печали утоляющая.
Радуйся, недужных безмездное Врачевание;
радуйся, жизни вечныя Упование.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 3

Сила многоцелебная исхождаше от иконы Твоея, Владычице, егда во град Можайск со благоговением на поклонение изнесеся. Вернии же людие, с трепетом припадающе пред тою, прославляху Тя и Сына Твоего, поюще хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи издревле попечение о пределех отечества нашего, Богородице Царице, благоволила еси и стольный град Москву освятити дивным пришествием иконы Твоея, юже сретоша со славою великою князи и боляре и вси христолюбивии людие, похвалы приносяще Ти сицевыя:
Радуйся, земли Русския небесная Покровительнице;
радуйся, к горнему Отечеству верная Путеводительнице.
Радуйся, избавляющая от всякаго вражия обстояния;
радуйся, крепкое о нас пред Богом Предстояние.
Радуйся, ко благочестию наша Наставнице;
радуйся, телес наших скорая Целительнице.
Радуйся, всем земнородным Прибежище и Оградо;
радуйся, христолюбивым людем Нерушимая Стено.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 4

Бурею многих скорбей обдержимии, людие Московстии ко образу Твоему святому, Богородице, со упованием притекаху, милостивно бо приемлеши прошения верных и молишися за всех, с верою имя Твое призывающих, Сыну же Твоему и Богу нашему зовущих: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав благоверный князь Андрей Можайский о благодеяниих Богоматере, со умилением пред иконою Ея взываше: О, Державная наша Помощнице, Воеводо Великая и Надеждо всем христианом! Не остави нас, на Тя уповающих. Мы же, ведуще Тя, яко теплую нашу Заступницу, вопием сице:
Радуйся, милосердая Мати, от погибели грешных избавляющая;
радуйся, благая Владычице, на путь правый тех наставляющая.
Радуйся, в страданиих наших присное утешение;
радуйся, от уныния и отчаяния надежное заступление.
Радуйся, Сына Твоего о нас умоляющая;
радуйся, молитвами Твоими мир спасающая.
Радуйся, яко Тобою от вечныя смерти свобождаемся;
радуйся, яко Тобою безконечныя жизни сподобляемся.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 5

Божественным промышлением чудесно явися в Колочи икона Твоя, Пресвятая Дево, Ты же благоволила еси на месте сем и обитель в честь преславнаго Успения Твоего воздвигнути, идеже ныне глас хваления приносится Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще пречудную икону Твою, Богомати, и чудеса бываемая, в сокрушение приходим и слезы покаяния приносим Ти, грешнии раби Твои. Ты же, Владычице, милосердия двери отверзи нам, да вопием сице:
Радуйся, пресветлая Весно покаяния;
радуйся, милосердия неоскудное Излияние.
Радуйся, кающихся Споручнице во спасение;
радуйся, согрешающих благонадежное Исправление.
Радуйся, от соблазнов мира сохраняющая;
радуйся, пламень страстей угашающая.
Радуйся, падших скорое Возстание;
радуйся, грехом ураненых Врачевание.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 6

Проповедницы богоноснии прежде бывше апостоли, слово Божие всей вселенней возвещаху. Ты же, Богородице, святыми иконами Твоими по всей земли благовествуеши и знаменьми уверяеши истину веры Христовы, научающи нас взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия преславно чудотворный образ Твой, Царице Богородице, во утверждение Державы Российския и залог любве к православному народу ея, имже и ныне ублажаешися похвалами сими:
Радуйся, знамение Божия к нам благоволения;
радуйся, Российския Державы укрепление.
Радуйся, скиптры Царствия молитвами Твоими утверждающая;
радуйся, достояние Твое желанным миром венчающая.
Радуйся, душ наших с Богом Примирение;
радуйся, православным Щит и Ограждение.
Радуйся, милость Божию верным являющая;
радуйся, омофором Своим Русь покрывающая.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 7

Хотя царь Иоанн град Полоцк свободити и латинян далече от земли Русския отгнати, изволи взяти на брань Колочскую икону Пречистыя Богородицы, да, видяще ю, нечестивии падут и разумеют, яко с нами Бог, Емуже вопием: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо явися, егда икона Твоя, Богомати, невредима сохранися и много паче украшена бысть, аще и поруганию и сожжению предадеся обитель Колочская от латинян в литовское разорение. Темже, ныне на образ Твой взирающе, благодарне вопием:
Радуйся, земли Русския Защищение;
радуйся, иноплеменных ратей Одоление.
Радуйся, от междоусобныя брани избавляющая;
радуйся, смуту и крамолу уставляющая.
Радуйся, злых сердец Умягчение;
радуйся, благочестивых душ Украшение.
Радуйся, братолюбию нас научающая;
радуйся, на путь спасения наставляющая.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 8

Странно и преславно заступление Твое бысть во бранех, Богомати, егда галлы и двадесять язык на землю Русскую от Запада приидоша. Тогда вси людие правовернии с верою моляху Тя об одолении прегордаго супостата, да победу улучивше, воспоют Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вси воспомянем битву Бородинскую, егда воини русстии живот свой за веру, царя и Отечество полагаху, в стенах же обители Колочския укрепление и утешение духовное обретаху, под кров Пречистыя прибегающе и вопиюще Ей сицевая:
Радуйся, православным воином во бранех помогающая;
радуйся, на безбожныя враги их укрепляющая.
Радуйся, раны тяжкия прикосновением Твоим исцеляющая;
радуйся, преставльшихся во обителех Небесных упокоевающая.
Радуйся, Воеводо добропобедная;
радуйся, Заступнице наша усердная.
Радуйся, вражду и злобу упраздняющая;
радуйся, Отечество наше сохраняющая.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 9

Всякое шатание еретическое, отвергающее святых икон почитание, разорися древле духоносным Собором богоглаголивых отец. Мы же, отеческия законы Церкве храняще, веруем, яко почитание, воздаваемое образу Твоему, к Тебе Самей восходит, Владычице. Темже, Сыну Твоему, тако благоволившему, зовем: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут, Владычице, изглаголати неизреченное милосердие Твое к роду человеческому. Сице, егда смертоносная язва землю Можайскую порази, Ты, Пречистая, гнев Божий на милость преложила еси и рабы Твоя пагубы лютыя свободила еси. Темже вопием Ти:
Радуйся, ненадежных Упование;
радуйся, погибших Взыскание.
Радуйся, болезнем Исцеление;
радуйся, страстем Изменение.
Радуйся, злотворных воздухов Отгнание;
радуйся, благодати Божия Присвоение.
Радуйся, Главизно нашего спасения;
радуйся, верным Отрада и Утешение.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Иже всех Господь, яко дождь на руно Гедеоново, во утробу Пречистыя Девы с Небесе сниде и по рождестве сохрани Ю, якоже бе нетленну, да, чудо видяще, поем воплотившемуся нас ради Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси и Защищение людем Твоим, Богородице Дево, даровала бо еси земли Русстей чудотворныя иконы Твоя во укрепление веры Православныя. Тако и на Колочи святый образ Твой явися в помощь и заступление народу нашему. Темже прославляем Тя сице:
Радуйся, Церкве Православныя Столпе непоколебимый;
радуйся, земли нашея Покрове нерукотворенный.
Радуйся, Русь Православную возлюбившая;
радуйся, благочестие в ней утвердившая.
Радуйся, мечем молитвы нас вооружающая;
радуйся, щит веры в руце наша влагающая.
Радуйся, к Сыну Твоему присная Ходатаице;
радуйся, молений наших всеблагая Скоропослушнице.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 11

Пение молебное приносят Ти, Пречистая Дево, инокини честныя во обители Колоцтей и, чудную икону Твою почитающе и ради обновления обители древния Тя благодаряще, возсылают Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светородительнице боголепная, Ты, девство и рождество нетленно в Себе сочетавши, девам Похвала и матерем Отрада явилася еси. Мы же, таинству, на Тебе бывшему, дивящеся, вопием Ти сице:
Радуйся, матеродевственная Славо;
радуйся, человеческаго рода Похвало.
Радуйся, Сеятеля чистоты непорочно родившая;
радуйся, преслушание Евино послушанием Твоим исцелившая.
Радуйся, дев богомудрых Украшение;
радуйся, чистоте и целомудрию Научение.
Радуйся, благоуханный Крине девства;
радуйся, Всенепорочная Богоневесто.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 12

Благодать неоскудевающую от иконы Твоея источаеши, Богородице, и, яко Божественнии стражи, предстоят Тебе святии ревнители Богопочитания истиннаго, пророк Илия, небошественник преславный, и святитель Николай, чудотворец предивный. С ними же моли, Дево, Сына Твоего спастися нам, зовущим Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неистощимое множество чудес Твоих, Владычице, прославим и милость Твою от источника многоцелебнаго, на месте явления святыя иконы Колочския проистекшаго и до днесь врачевство обильное источающаго, всем с верою приходящим и вопиющим Богородице:
Радуйся, Источниче исцелений, присно изливаемый;
радуйся, Кладезю чудес неисчерпаемый.
Радуйся, Сосуде, благодати исполненный;
радуйся, Облаче легкий, Христа одождивый.
Радуйся, Купеле, всякую скверну очищающая;
радуйся, Бане, совесть омывающая.
Радуйся, Море, вся наша страсти потопляющее;
радуйся, Чаше, духовную жажду утоляющая.
Радуйся, Благодатная, Ангелов и человеков Радование.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Пречистая Богородице Дево! Приими сие малое моление наше и, яко неоскудевающий Источник благодати, уврачуй болезни душ и телес наших и умоли Сына Твоего о всех, с верою к Тебе притекающих и поющих Богу: Аллилуиа.
Сей кондак глаголи трижды. Посем икос 1 и кондак 1.

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небесе и земли, Высшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая, Чистая Дево Марие, миру Благая Помощнице, всех христиан Утверждение и всем во всяких нуждах Избавление!
Призри ныне на рабы Твоя, молящияся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, со слезами припадающия и пречестному и цельбоносному образу Твоему поклоняющияся. Буди за нас Ходатаица к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, мы бо, грешнии, не имамы иныя Помощницы, разве Тебе, Владычице. Ты еси наша Надежда и Упование, Ты еси Заступница и Предстательница наша, Ты обидимым Защищение, печальным Утешение, скорбящим Радование, сирым Прибежище, вдовицам Хранительница, девам Слава, слезящим Веселие, больным Исцеление, грешным Спасение.
Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем и, на Твой святый образ взирающе, с любовию покланяемся Тебе и молебное пение приносим, вопиюще: помилуй ны, Мати Божия, и прошения наша исполни во благо, вся бо возможна суть ходатайству Твоему к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как свидетельствуют старинные летописи и древнерусская «Повесть о Луке Колочском», чудотворная Колочская икона Божией Матери явилась в 1413 году в вотчине князя Андрея Димитриевича, внука Иванова, правнука Иванова и праправнука Даниила Московского, в 15-ти верстах от города Можайска, в местечке Колоча Смоленской губернии.

Крестьянин этого селения по имени Лука обрел и с благоговением перенес святой образ в свой дом, в котором в то время находился некий расслабленный больной. Услышав о чудесном явлении иконы Пресвятой Богородицы, болящий с верою приложился к иконе и получил полное исцеление.

Об этом чудесном исцелении стало известно в окрестностях, многие страждущие и больные начали притекать к чудотворной иконе на поклонение и получали от Богородицы благодатную помощь.

Святой образ был перенесен в Можайск, где его с великим торжеством встречал князь Андрей Димитриевич с великим множеством народу: «Лука же поиде со иконою ис Колочи ко граду Можайску; и якоже приближися ко граду, и изыде во сретенье князь Андрей Дмитриевич з бояры своими и весь град от великих и до малых...; и быша знамения и чудеса много от иконы Божия Матери» («Повесть о Луке Колочском»).

Из Можайска образ был перенесен в Москву. В столице святую икону встретил митрополит Фотий со священным Собором и множеством православных христиан. В то время, как чудотворный образ проносили по Москве, многие больные исцелялись от недугов. Позднее Колочская икона Божией Матери была возвращена в Можайск.

На месте явления чудотворного образа Лукой, который собрал благодаря иконе большие средства, была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, где и была помещена святая икона. Но и сам Лука не смог преодолеть искушения большими деньгами – для себя он построил просторные каменные хоромы и зажил там, как князь, порою даже избивая и грабя ловчих князя Андрея Димитриевича, охотившихся с ястребами и соколами в лесах близ Колочи. Однако один случай заставил Луку раскаяться в своей неправедной жизни. Однажды ловчий князя поймал огромного злого медведя и велел вести его мимо двора Луки. Тот приказал выпустить зверя. Медведь бросился на Луку и покалечил его. Чуть живой, вмиг раскаявшийся Лука умолял приехавшего князя Андрея Димитриевича с пользой распорядиться своим достоянием. И впоследствии на пожертвования Луки и других православных верующих князь устроил на месте явления чудотворной иконы мужской монастырь, получивший наименование Колочского или Можайского. В этом монастыре Лука принял монашеский постриг и провел последние дни своей жизни в слезах и покаянии.

Первообраз Колочской иконы Божией Матери был утерян в 70-е годы прошлого века.

В Можайске списки с этой редкой Богородичной иконы можно было увидеть лишь в церкви святых праведных Иоакима и Анны и в церкви Илии Пророка. Последний был передан в возрожденный Колоцкий монастырь (ныне он женский). В 1993 г. монастырь был открыт как подворье Спасо-Бородинского монастыря, а в октябре 1997 г. – как самостоятельный. Летом 1998 года список чудотворной Колочской иконы Пресвятой Богородицы замироточил.

Согласно «Степенной книге Царского родословия», празднование Колочской иконе в монастыре издревле проходило 9 июля (по ст. ст.). Согласно устному преданию, на месте чудесного явления иконы забил целебный источник, к которому в день праздника совершается крестный ход. Сейчас на этом месте стоит деревянная часовня.

В Московском Успенском соборе, в приделе святых Апостолов Петра и Павла находится один из поздних списков чудотворного образа, на вызолоченной ризе которого есть надпись: «Лета 7197 (1689), июния, в 28 день, построен образ сей по обещанию великих государей мастерския палаты чиновников, за избавление бед милостию Пресвятыя Богородицы и святых молитвами».

На чудотворной иконе по обе стороны от Божией Матери изображены святитель Николай Чудотворец и Илия пророк.

В этом году отмечается знаменательная дата - шестисотлетие со дня обретения чудотворной иконы Колоцкой Божьей Матери.

В русских летописях это событие первоначально описывалось весьма кратко. В Новгородской (Карамзинской) летописи сказано следующее:

В лето 6921 (1413). ... Того же лета от Можаиска града за 10 верст, в отчине князя Андрея Дмитриевича, от иконы пресвятыа Богородица явилося знамение и прощение многым людемь, слепым, хромым, разслабленым, глухым и немым, несть мощно и сказати или счести их, ум человечь не может изрещи, колико человеколюбие Божие и какова милость на людех. ПСРЛ. Т. XLII. СПб. 2002. С. 174.

Но в позднейших летописных сводах это событие стало обрастать деталями.Так например, в летописных сводах середины XVI века имеются следующие подробности:

В лето 921 (1413) явишася чюдеса ото иконы пречистыя Богородица за 20 версть от града Можайска. И поиде с нею Лука к Можайску, и срете его князь Андрей Димитреевичь и весь народ со кресты. И оттуле поиде и в прочаа грады, и сретаху его князи и боляре с честию и со многими дары. И от сих обогатев зело и оуклонися в житие неполезно, коръчемъствоваше и продаяше целбы, еже творя святая Богородица пречистым своим образом. И сего ради подвиже на него князя Андрея Димитреевича: и взят оу него икону и его обоима и того имением постави монастырь во имя святыя Богородица Колочьской и икону постави в нем, иже и до сего дни чюдеса творить. ПСРЛ. Т. XXII. М. 2005. С. 425.

Хотя летописец и постарался обвинить крестьянина Луку «в житие неполезно», после прочтения летописного рассказа все же невольно возникает сомнение - праведно ли поступил сам князь Андрей Дмитриевич? Похоже, он своею властью отнял икону у крестьянина, польстившись на ее славу и то богатство, которая она приносила.

Икона Колоцкой Божьей Матери

Празднование в честь Колочской иконы Божией Матери 22 июля было установлено в 1547 г. при святителе Макарии, Митрополите Московском. Устное предание гласит о том, что на месте явления чудотворного образа (в 300 метрах от обители) забил целебный источник, к которому в самый день праздника совершался крестный ход, отличавшийся особой торжественностью.

В позднейших летописных редакциях стремление превратить крестьянина Луку в человека корыстного и недостойного владеть такой святыней, как чудотворная икона, лишь усиливается, приобретя свою законченность в рассказе Никоновской летописи:

ПОВЕСТЬ О ЛУКЕ КОЛОЧСКОМ

(Из Никоновской летописи)

В лета 6921 правящу тогда скипетры всероссийскаго державствия христолюбивому великому князю Василию Дмитриевичу. * Бысть во области брата его, князя Андрея Дмитриевича, в пределах града Можайска, * яко пятнадесять поприщ, на месте, зовомо Колочка, идеже жилище имый некий человек, земледелец прост, поселянин и убог сый, именем Лука. И ходящу ему в лесе близ жилища своего и обрете на некоем древе стоящу икону со двема затворцы. На ней же написан образ пресвятыя богородицы, на руку держащу предвечнаго младенца господа нашего Иисуса Христа. На затворцех же на едином бяше образ божия ревнителя и великого пророка Илии, а на другом затворце -- святителя и чюдотворца Николая.

Земледелец же той, поклонение пред нею сотворя, снят ю со древа и, верою многою любезно облобызав, изнесе ю из леса и поставив у своей нивы на древе на месте просте. Посем прииде ин некий человек, такожде убог, и взят ю оттуду к себе. Лука же умолив его, и дав ему хлеб овсяный, и паки взят у него тое икону к себе и принес ю в дом свой.

В дому же его бяше человек разслаблен, лежаще много лет. Ему же той поселянин Лука сказа вся подробну, како обрете святую ту икону. Разслабленный же почюдився таковому дивному изобретению и моляше его, да принесет близу его тое святую икону. И егда донесе ю к нему, разслабленный же, верою утвердився и знаменався иконою божий матери по челу, и по очима, и по устама, и в той час здрав бысть, яко николи же болев. Слышано же бысть сие от всех, иже тамо живущих людей, и вскоре снидошася людие мнози и принесоша болящих различными недуги, и вси здрави быша. И тако начаша отвею ду приносити множество недужных и исцелевахуся. И оттоле многая и безчисленная чюдеса бываху от образа пресвятыя богоматери в дому того поселянина Луки, и того ради начата вей людие того поселянина Луку вельми чтити, яко пророка или яко апостола божия.

Поселянин же той Лука взем чюдотворную икону богоматери и понесе ю прежде ко граду Можайску. Ей же во сретение изиде сам благоверный князь Андрей Дмитриевич со кресты со всем освященным собором и с своими боляры и со всем народом града того от мала и до велика. И быша чюдеса многа от иконы богоматери. Таже оттуду понесе ю Лука к Москве, и сретоша ю сам преосвященный Фотий, * митрополит всея Росии с епископы и со всем освященным собором со кресты. Такожде и боляре и жены и чада их и все воинство и народное множество безчисленно з женами и з детьми, и страждущий различными недуги исцеление от иконы богоматери приимаху: слепии прозираху, хромии хождаху, разслабленнии востаяху, немии глаголаху, глусии слышаху и всякими недуги одержими здрави бываху. Толико безчисленное и неизреченное тьмами тем безпрестани тогда чюдеса быша, яко ум человеческий не может изрещи. Поселянин же Лука с иконою божия матере хождаше от града во град, от нея же везде неизреченный чюдеса содевахуся, и вси даяху многую милостыню в руце тому Луке.

Он же аще и прост человек и последний поселянин, но обаче добродетелен бяше, возвратився паки в Можайский предел, во свое пребывание, имея с собою чюдотворный образ богоматери, ея же милосердием много и безчисленно богатство собра и церковь поставив во имя пресвятыя богородицы честнаго и славнаго ея успения, в ней же чюдесную ту икону богородицыну поставив, идеже есть иыне монастырь Колоческий. *

Себе же дом созда велий. В нем же учинив храмины светлы и велицы. И многие рабы и рабыни притяжа и отроки предстоящий ему и предтекущия и светлыми одеждами оболченныя. И трапеза его бяше драгаго брашна и много пития благовоннаго исполнена, и всегда ему в пищи и питии веселящуся со служащими своими. И ловы деющу со птицы и со псы, ухващши суетную себе утеху полковыми ловитвами содевая. И тако Лука от препростия в суровство пременися, и не токмо вельможам и властем и сановником супротивен являшеся, но я самому князю Андрею Дмитриевичю жесток и непокорен бываше. Еще же, егда ему ловы деющу, самого князя соколы и ястребы грабляше и к себе взимая. Князь же вся сия терпяше образа ради пречистыя богородицы.

Человеколюбивый же бог судьбами своими всем хотяй спастися и в разум истинный прийти, тако и сего Луку не презрев в нечестии пребывающа, но прежде конца на покаяние обратив его сицевым образом. Некогда ловцы благочестиваго князя Андрея Дмитриевича уловили медведя люта и везяху его в ларе мимо дом Лукин. Его же узре Лука и повеле медведя того выпустить из ларя на своем дворе. Медведь же выпусчен со многими людьми и, мимо всех самого Луку достигши, смяте, и еле жива отнята его.

Князь же увидев сия и в тот час потщався скоро прииде от града и посети его. И виде его едва дышуща и глагола ему: "О, како неразумен еси, человече. Видя, како тя бог прослави чюдотворением от святыя иконы пречистыя его матери, и почто о суетных потщался еси и вдался еси мирским позором и глумлением и пьянством, к неполезному житию сшел еси. Того ради сице тебе и случишася таковая искушения, да не уповаеши на множество богатства своего, но бога себе помощника (и не хотя пути спасенаго) взыщеши". Лука же, яко от сна возбнув и в чювство и в покаяние пришед, раскаявся о непотребном житии своем, поминая пресвятыя богородицы чюдотворнаго образа великия и неизреченный чюдеса, такожде и свое первое добродетельное житие. И плакався со слезами, горце рыдая и моляше князя Андрея Дмитриевича, да сотворит с ним милость, богатством его промыслит, яко богу угодно и пречистой его матери богородице. Еже на пользу души его, тако да устроит.

Князь же Андрей Дмитриевич, боголюбив сый, нимало закоснев, но вскоре таковым его безчисленным богатством монастырь создав пресвятыя богородицы, глаголемый Колоческий, идеже церковь Лукою прежде поставлена бысть, в ней же бяше чюдотворяая икона божия матере, от нея же многая чюдеса содевахуся и до сего дни. Боголюбивый же князь Андрей Дмитриевич моляся чюдотворному образу пречистыя богородицы и глаголя: "Посетил мя господь бог своею неизреченною милостею таковым чюдотворным образом и град сей и окрестная веси и пределы града моего -- благословение прадед моих". И глаголя, моляся: "Державная моя помощница и великая воеводо и надеждо всем христианом, не остави нас, всегда надеющеяся на тя". И, совершив молебная пения, даде в дом чюдотворного образа пречистыя богородицы на пропитание братии села и имения множество и глаголя: "Бог с нами, никто же на ны". Тогда в том монастыре и Лука пострижеся в монашеский образ и поживе в нем неколико лет во умилении и в слезах и в покаянии дондеже и преставиея о господе. Честнаго же чюдотворнаго явления образа богоматере торжественное празднество совершается месяца июля в девятый день.

Статья Л.И.Журовой Повесть о Луке Колочском

Повесть о Луке Колочском (в рукописной традиции известна под названиями: «О явлении чюдотворнаго образа пречистыя богородицы и о начале монастыря ея Колочьскаго»; «Сказание о явлении чюдотворнаго образа пречистыя богородицы, иже на Колоче»; «Слово о явлении чюдотворнаго образа пречистыя богородицы и о начале монастыря ея Колочскаго»; «Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя владычицы нашея богородицы и присно девы Марии в Можайских пределех») - памятник литературы кон. XV - нач. XVI в. П. рассказывает об основании одного из можайских монастырей; в основе ее сюжета лежат события 1413 г. на Колоче, в 15 верстах от Можайска, где простому поселянину явилась икона божией матери. М. О. Скрипиль приводит П. в качестве примера такого жанра древнерусской литературы, который «стоит на грани церковной легенды и светской историко-бытовой повести» (Скрипиль М. О. Опыты изучения древнерусской историко-бытовой повести. Докт. дис. Машинопись. С. 444-445). В комментарии к изданию П. 1958 г. М. О. Скрипиль ограничивается общими замечаниями о ней. Он пишет, что памятник появился не позднее 1-й пол. XVI в. и что в основе его сюжета лежит устное сказание. Зерно фабулы П. сохранили почти все общерусские летописи XV в. Больший интерес к событиям на Колоче проявили летописи независимого характера, потому что «чудесами и видениями защищались областные сепаратисты от наступления централизующей московской власти» (Адрианова-Перетц В. П. Основные задачи изучения древнерусской литературы в исследованиях 1917-1947 гг. // ТОДРЛ. М.; Л., 1948. Т. 6. С. 9).

Летописные материалы XV в. свидетельствуют о том, что к формированию сюжета П. имел отношение Кирилло-Белозерский монастырь, патрональный монастырь можайских князей, который в последней четв. XV в. был замешан в конфликте великого московского князя с митрополитом Геронтием. Полный текст П. дают лишь летописи XVI в. Летопись Никоновская под 1413 г. рассказывает о том, что «некий человек, именем: Лука, простых людий, ратоев убогих, последний в нищете сый, на некоем древе, в некоем месте наиде икону», что от нее многие исцелились, и ходил Лука из Колочи к Можайску, где «изыде во сретение князь Андрей Дмитриевич», а «оттуду поиде Лука со иконою к Москве и сретоша ея митрополит со епископы». Так ходил Лука «от града во град, и все давали ему имениа многа в милостыню» и стали чтить его, «яко апостола». Возвратившись в Колочу, он построил церковь и дом себе «созда, яко некий князь, и в житие неполезное» пустился: стал грабить сокольников, ловчих князя Андрея Дмитриевича. «Князь же Андрей Дмитриевич терпяше вся сия, иногда же и посылаше к нему, он же к нему сурово и жестоко отвещеваше, князь Андрей же Дмитриевич с смирением и терпением умлъчаваше». Лука же «начал ловчих княжь Андреевых бити и грабити, и медведи с ларми взимаше к себе». Но один ловчий князя решил проучить дерзкого Луку: однажды он «улови медведя, велми зла и люта суща, и повеле его вести близ двора Лукина... Ловчий же лукавьство сътвори над Лукою и в той час пусти медведя, Луке не отшедшу. И прииде медведь на Луку и едва отняша Луку от медведя, точию дыхание в ноздрех имуща». Князь Андрей Дмитриевич, видя живого Луку, обращается к нему с речью о «неполезном» житии Луки и о законном наказании, его постигшем: «...почто еси бесовьское позорище и плясание възлюбил и пианству совокупился? како тя бог прославил своея матери богородици образом чюдотворным, ты же сиа ни во что же положи, но к неполезному к мирскому житию сшел еси, так тебе и случися». Лука раскаивается, просит князя распорядиться его богатством, князь строит монастырь, Лука в нем постригается и живет до своей кончины. П. вошла в состав крупных летописных сводов XVI-XVII вв. и представлена в них тремя редакциями. Никоновская летопись, Румянцевская (ГБЛ, ф. 256, № 255), Архивский летописец (ЦГАДА, ф. 181, № 11) содержат редакцию Летописную 1 (Л-1), свод 1533 г. (ГИМ, собр. Черткова, № 115; ЦГАДА, ф. 201, № 48) - редакцию Летописную 2 (Л-2), свод кон. XVI в. (ГИМ, Музейск. собр., № 3058), свод 1652 г. (ГБЛ, собр. Большакова, № 423) - редакцию Летописную 3 (Л-3). В своем развитии П. утрачивала беллетристические элементы и приобретала окраску церковной легенды, мотив явления иконы привлекал большее внимание книжников и тщательнее ими выписывался. Рассказ о Луке, подробно переданный в Л-1, в следующих редакциях сокращается, Сюжет П. начинает трактоваться с точки зрения христианской морали. Так, в Л-2 редактор объясняет, что князь терпел бесчинства Луки «пречистыя ради богоматере», образ смирного и терпеливого князя оправдывается его боготерпимостью, тогда как в Л-1 потомок московских князей оказывается бессильным в конфликте с убогим земледельцем. Л-2 оказалась наиболее перспективной в литературной истории П., она легла в основу следующей редакции, которая вошла в Степенную книгу (редакция Cm), где сюжет еще более нивелировался в духе прославления предков великих московских князей и норм христианской морали, а наказание Луки получает следующее объяснение: «Человеколюбивый бог, иже судьбами своими хотяи спастися и в разум истинный приити и тако и сего Луку не презре в нечювьствии пребывающа, но прежде конца на покаяние обрати его сицевым образом». В таком виде П. вошла в состав многочисленных сборников смешанного состава XVI-XX вв. На основе редакции Cm складываются в XVII в. Краткая редакция (К), Синодальная (Синод), Проложная (Пр). В К нет рассказа о неправедной жизни Луки, весь сюжет построен на мотиве явления иконы; К вошла в печатный Пролог 1662 г., Латухинскую степенную пространной редакции и в сборники XVII-XVIII вв. Пр известна в одном списке (ЦГИА, ф. 834, оп. 2, № 1296, кон. XVII в.), главной особенностью этой редакции является сокращение беллетристических элементов. Единственным списком представлена Синод (ГИМ, Синод. собр., № VI-1200, 2-я пол. XVII в.), которая отличается чертами, местного сказания. Завершает летописную историю П. Л-3. Эта редакция текстологически связана с Л-2, но уделяет большее внимание религиозным мотивам, что отличает и другие редакции XVII в. Списки П. в сборниках XVII-XX вв. не позволяют выделить особых вариантов и редакций, так как не имеют существенных разночтений и восходят к Ст. В это время П. представляла собой уже «мертвый» текст, который переписывался в сборниках, составлявшихся

Колочская икона Божией Матери - великая святыня. В особенности лик почитают в Можайске и Москве. Перед иконой Богородицы люди молятся о духовной поддержке и исцелении.

Чудеса иконы явились миру еще в 15 веке, в имении князя Андрея Можайского, в городке под названием Колоча. Предание гласит о благодатной помощи, исходящей от лика Богородицы ко всем страждущим, убогим и больным.

История иконы

Смоленское княжество было захвачено в 1404 году, и на реке Угре образовалась граница между Москвой и Литвой. Тогда-то все и началось. Сама Богородица подарила свой образ, появившийся недалеко от Смоленска, в городке Колочи, дабы стать заступницей земель русских.

В тот день сердца людей наполнились радостью, крепкой верой и надеждой. И каждую субботу они славили Матерь Божию песнопением. Жители всех городов, поселков и деревень стали молиться перед святым образом, прося поддержки и выздоровления, особенно при непереносимых недугах и душевных переживаниях. Во время смертных болезней и вражеских нападок с иконой совершался крестный ход.

В честь нее построен храм в городе Возьме.

Где хранится икона

Подлинная копия иконы была утеряна, и в настоящее время никто не знает о ее местонахождении. Самый ранний список можно встретить в Успенском Соборе в Москве.

В чем помогает чудотворный образ

Явление образа Пречистой Девы - чудо, которое спасло русский народ от ополчения, войн и смертельных болезней. Но это далеко не все, в чем помогает Богородица. Святой лик обладает многими чудотворными способностями, к которым взывают православные люди.

  • Молитвы перед святыней помогут преодолеть трудности на работе, а также начать собственное дело.
  • Икона считается защитницей от различных недугов, вражеских ополчений, зависти и злости.
  • Колочская Матерь Божия помогает при семейных разладах, искореняет ссоры и ругань в доме.
  • Исцеляете от бесплодия, если усердно и искренне предаваться молитвам на протяжении девяти месяцев.
  • При тяжких заболеваниях икона Богоматери приходит на помощь и помогает исцеляться от недугов.

Описание иконы

На иконе изображена Пресвятая Богородица. Подле Ее правой руки находится Младенец, в руках его - свиток, символизирующий Слово Божие и просвещение. По обе стороны от Святого Семейства на иконе написаны Святые.

По одну сторону от них - Николай Чудотворец, на другой - пророк Илия.

Дни празднования иконы

День, когда свершается празднование иконы, приходится на 9 июля. По новому стилю эта дата переносится на 22 июля.

Молитва пред иконой

«О великая заступница всего народа православного, посланная самим Господом Богом нашим! Взываем мы в молитвах к Тебе и просим о защите и поддержке Твоей! Встань на защиту нашу и убереги нас от недругов, от людей нечестивых.

Дай сил и успехов на работе, огради семью от разлада, исцели от болезней и недугов, о Святейшая Дева! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков.

Только усердные и искренние молитвы помогут вам обрести поддержку Пресвятой Девы. Призвав к Ее защите и покровительству, вы сразу почувствуете легкость и радость на душе. Чудотворный лик Богородицы подарит успех в делах мирских, гармонию в семье и крепкое здоровье.

Мы желаем вам нерушимой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и