Крестьянское рыцарское городское жилище планировка и интерьер. Презентация на тему "интерьер крестьянских изб"

Слайд 2

Интерьер избы

Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

Слайд 3

Печь

  • Слайд 4

    • С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. По народным поверьям, под печью или за нею живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный - в других.
    • В системе поведения, где существенно такое противопоставление, как "свой" - "чужой", отношение хозяев к гостю или незнакомому человеку изменялось, если ему довелось посидеть на их печи; как человек, отобедавший с семьей хозяина за одним столом, так и тот, кто сиживал на печи, воспринимался уже как "свой". Обращение к печи происходило во время всех обрядов, основной идеей которых был переход в новое состояние, качество, статус.
  • Слайд 5

    • Что же до печки, подумаем серьезно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного
    • слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы - Домовой,- могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье.
    • Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи.
  • Слайд 6

    • Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым.
    • Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около
    • окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.
    • В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях
  • Слайд 7

    Печной угол

    • Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб".
    • Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.
    • Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу.
  • Слайд 8

    Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними - врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил - полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол, примост. Вся эта неподвижная обстановка избы строилась вместе с домом и называлась хоромным нарядом. Печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища на протяжении всех этапов его существования. Недаром помещение, где стояла русская печь называли "избой, истопкой". Русская печь относится к типудуховых печей, в которых огонь разводится внутри печи, а не на открытой сверху площадке. Дым выходит через устье - отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход. Русская печь в крестьянской избе имела форму куба: обычная ее длина 1,8-2 м, ширина 1,6-1,8 м, высота 1,7 м. Верхняя часть печи плоская, удобная для лежания. Топка печи сравнительно больших размеров: высотой 1,2-1,4 м, шириной до 1,5 м, со сводчатым потолком и плоским дном - подом.

    Слайд 9

    Красный угол

    Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

    Слайд 10

    • Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.
    • На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи.
  • Слайд 11

    Красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол, лишь в ряде мест Псковской и Великолукской губ. его ставят в простенке между окнами - против угла печи. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, - две полки полавочника; отсюда западно-южнорусское название угла "сутки" (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища).

    Слайд 12

    Место за столом

    Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.

    Слайд 13

    На полутёмном фоне интерьера крестьянской избы у стола на скамье сидит крестьянка с плачущим ребёнком на руках и замахивается ложкой на мальчика.

    Слайд 14

  • Слайд 15

    Лавка

    • Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины.
    • Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.
    • Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.
    • Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней
    • стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков.
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №5 с. Едрово

    Исследовательская работа

    «Интерьер крестьянской избы»

    Номинация: этнография

    Выполнила: Подзигун Олеся,

    МОУ СОШ №5 с. Едрово

    Руководитель

    заместитель директора

    с. Едрово

    1. Введение ………………………………………………..3 страница

    2.. Методика исследования ………………………………4 страница

    3.. Основная часть: глава I……………………………5 – 8 страницы

    глава II………………………….страницы

    4. Результаты исследования……………………………..24 страница

    5. Выводы ……………………………………………….25 страница

    6. Заключение……………………………………………26 страница

    7.Библиографический обзор………………………….....27 страница

    Введение

    Пояснительная записка

    21 век. Век высоких технологий. За человека современное оборудование делает практически всё. А два столетия назад простому человеку нужно было делать всё самому: от изготовления простой ложки до строительства своего дома. В течение восьми лет наша группа, группа «Краеведение», собирала уникальные предметы русской старины. Набралось более ста экспонатов. И мы решили оформить интерьер крестьянской избы с целью сохранения культурного наследия села.

    Создать и исследовать интерьер крестьянской избы

    Задачи

    Ø собрать, проанализировать и систематизировать материал об интерьере крестьянской избы

    Ø передать через различные средства информации знания о родном селе различной аудитории;


    Ø расширить кругозор учащихся моей школы.

    Этапы исследовательской работы

    I Подготовительный этап – планирование, выявление проблемы и актуальности выбранной темы, определение цели, задач.

    II Практический этап – нахождение исторического материала. Фото сессия. Уточнение и корректировка плана.

    III Обобщающий этап – систематизация материалов, оформление работы на компьютере. Подведение итогов. Проведение экскурсии различной возрастной аудитории. Публикация материала на школьном и личном сайтах в Интернете.

    Методика исследования

    Выполнять эту работу я начала ещё 2 года назад и закончила только к концу 1 четверти этого года.

    В 6 классе я посетила Музей русского зодчества в Витославлицах. Мне запали в душу крестьянские дома, обстановка в домах. Я записалась в группу дополнительного образования «Краеведение» под руководством Светланы Ивановны. Вот уже второй год являюсь директором этого музея, чем очень горжусь. Мне очень нравиться проводить экскурсию «Интерьер крестьянской избы». Готовя эту экскурсию, мне необходимо было изучить каждый предмет, его назначение и функции. В первую очередь составила план, определила цель и задачи. Подумала, где и какую литературу я могу найти. Разрабатывая тему, я побеседовала со многими жителями села, брала у них интервью. Прочитала необходимые книги. Побывала в Музее уездного города в городе Валдай, съездила в краеведческий музей города Вышний Волочёк.

    Для начала я отправилась в нашу школьную и детскую библиотеки. Изучила литературу. Материала мне было очень мало. Вооружившись цифровым фотоаппаратом, я сфотографировала самые необходимые экспонаты интерьера для того, чтобы наглядно представить их в работе. Встретилась со многими жителями села, которые рассказали мне о назначении и функциях того или иного предмета. Многое я узнала из экскурсий, проводимых в Музее Уездного города, расположенного в районном центре и в Вышнем Волочке. Большую помощь мне оказала мама, так как она являлась участницей Едровского хора. Этот коллектив не раз выступал в деревнях и сёлах нашей Новгородской области . В их репертуаре было немало народных песен. Бабушки и дедушки много рассказывали им, как они жили раньше, чем занимались. Весь собранный материал я систематизировала, обобщила и оформила на компьютере. Я провела уже 5 экскурсий в школе по теме «Интерьер крестьянской избы». Я была приятно удивлена тем, что этой экспозицией очень заинтересовались наши гости из Финляндии. Оказалось, что они до сих пор сами ткут половики, шьют одеяла для нуждающихся. Они с неподдельным восторгом пробовали полоскать, гладить бельё с помощью крестьянских предметов. Весь собранный материал я набрала на компьютере, отпечатала. Объём изученного материала оказался значительно шире, чем я себе представляла. В работу я отобрала самое значимое и необходимое. Затем всё оформила в папку.

    Основная часть

    Глава I. Изба

    Изба – самая распространенная постройка крестьян. На первый взгляд изба – самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Поэтому избы – это не только памятники быта, но и произведения архитектуры, искусства. Но век избы недолог: отапливаемое жилище редко может простоять более 100 лет. Жилые постройки быстро ветшают, в них активнее идет процесс гниения древесины, поэтому в основном самые старые избы относятся к 19 веку. Но в связи облике, и в интерьерах изб зачастую сохраняются черты, свойственные постройкам 15 – 17 столетий и более ранних времен. Избу и другие крестьянские постройки крестьян обычно рубил сам или нанимал опытных плотников. Собираясь строиться, крестьянин рубил деревья поздней осенью или ранней весной. К этому времени жизнь в дереве замирает, последнее годичное кольцо приобретает твердую, наружную оболочку, что предохраняет древесину от разрушения. Прямо в лесу или возле деревни ставили сруб, приготовленный вчерне – без окон и дверей, который разделялся на три части для просушки. А ранней весной его перевозили в деревню и собирали. Эта работа производилась обычно «помочью» («толокой»). «Помочь» – однодневная общественная работа в пользу одной крестьянской семьи. На строительство собиралась вся деревня и даже округа. Об этом древнем обычае говорится в старинной пословице: «Кто на помочь звал, тот сам и иди ». Для всей «помочи» крестьянин должен был устроить угощение.


    В Валдайском районе распространены избы «мстинского» типа, т. е. высокие, как бы двухэтажные. Первый этаж – подызбица, или подклет, низкий и холодный, был, как правило, нежилым. Здесь обычно хранили квашеную капуст, соленые грибы, мед и другие съестные припасы, а также имущество и различную утварь. У каждого помещения – отдельный вход. Дома на высоких подклетях строились в древние времена. В старину селения располагались по рекам и озерам, которые во время паводков выходили из берегов. Жилая часть находилась наверху – подальше от сырости и снежных сугробов. В новгородских берестяных грамотах не раз упоминается подклеть. «Поклон от Семена к невестке моей. Если не вспомнишь сама, то имей в виду, что солод у тебя ржаной есть, лежит в подклети…»; «Поклон от Сидора к Григорию. Что в подклети оленина, выдай сторожу в церковь». Интересная архитектурная особенность изб «мстинского» типа – галерея, по-местному «прикролек». Она как бы подчеркивает деление дома на два этажа. Назначение галереи – защита нижней части сруба от дождя. В прикролеке на скамье можно было посидеть в сырую погоду и в жаркий день, в ненастье высушить белье, сохранить сухими дрова. Галереи были распространенным элементом в древнерусском зодчестве. В деревнях Новгородской области доныне можно увидеть дома, опоясанные галереями. Конструкция крыши сохранила архаические черты. В слеги врублены «курицы» или «кокши», - крюки, сделанные чаще из молодых елей с обработанным корневищем. На «курицы» уложены потоки – водотечники. На потоки опирается тес, который накладывается на слеги. Тесовая кровля прижимается к верхней коньковой слеге тяжелым долбленым бревном – охлупнем, венчающим кровлю. Комель охлупня – естественное утолщение у корневища дерева часто обрабатывался в виде самых разных фигур. Нередко деревенские мастера придавали ему форму конской головы. Обычай венчать крышу фигурой коня относится к языческому периоду. Конь – верный спутник крестьянина – земледельца. У славян – язычников он был символом светозарного солнца, счастья, богатства. Силуэт кровли завершается деревянной трубой – «дымником». Для выхода дыма в нем сделана орнаментная прорезь, а сверху он покрыт двускатной крышей. Крыши, сделанные «по старине», очень живописны, а главное прочны - они» выдерживали любые ураганы.

    Обстановка избы отвечает образу жизни крестьянской избы. Здесь все предельно скромно, строго и целесообразно. Большая печь топилась «по-черному». Кроме нее, все оборудование избы состоит из встроенной в сруб мебели. Вдоль трех стен тянутся лавки, опирающиеся на широкие дощатые ножки – подставки. Над лавками под потолком устроены полки – полавочники. Они защищали низ стен и лавки от сажи. Над низкими дверьми – тесовые полати, на которых обычно спали дети. Место около печи – «бабий кут»- отделено невысокой дощатой заборкой. Все основные элементы жилища – полати, лавки, полки – существовали на Руси с давних времен. Старинные описи и Писцовые книги упоминают о них в 16-17 веках. Археологические раскопки показали, что в домах древнего Новгорода встроенная мебель была уже в 10 – 11 веках. Стены – из гладко обтесанных бревен. Углы же до конца не стесаны, а оставлены круглыми, чтобы зимой не промерзали. Про круглые углы в народе сложена загадка: «На улице рогато, а в избе гладко». Действительно, снаружи углы рублены « в обло с остатком» - «рогатые», а внутри тщательно обработанные – гладкие. Пол и потолок настланы из пластин: на потолке горбылями вверх, на полу горбылями вниз. Поперек избы проходит массивная балка – «матица», служащая опорой для потолочин. В избе каждое место имело определенное назначение. На лавке у входа работал и отдыхал хозяин, напротив входа – красная, парадная лавка, между ними – лавка для прях. На полках хозяин хранил инструмент, а хозяйка – пряжу, веретена , иглы и прочее. На ночь дети забирались на полати, взрослые же располагались на лавках, на полу, старики – на печи. Постели убирали на полати после того, как протопят печь и веником обметут с них сажу. В красном углу под божницей – место для обеденного стола. Удлиненная, сделанная из хорошо обструганных и подогнанных досок крышка стола – столешница – покоится на массивных точеных ножках, которые установлены на полозья. Полозья позволяли легко передвигать стол по избе. Его ставили к печи, кода выпекали хлеб, перемещали во время мытья пола и стен. На лавке, где пряли женщины, стояли массивные прялки. Деревенские мастера делали их из части дерева с корневищем, украшали резьбой. Местные названия прялок из корня – «копанки», «керенки», «корневухи». Избы, где печь – налево, а лавки, сидя на которых «к свету» удобно прясть, - направо, назывались «пряхами». Если порядок нарушался, избу называли «непряхой». В старину в каждой крестьянской семье были коробейку – лубяные сундучки с закругленными углами. В них хранили семейные ценности, одежду, приданое. «Дочку в колыбельку, приданое в коробейку». На гибкой жерди – очепе – висит лубяная колыбелька (зыбка) под домотканым пологом. Обычно крестьянка, качая зыбку за петлю ногой, выполняла какую – либо работу, пряла, шила, вышивала. Про такую зыбку на очепе в народе сложена загадка: «Без рук, без ног, а кланяется». Ближе к окну помещали ткацкий стан, Ии «кросна». Без этого несложного, но очень мудрого приспособления была немыслима жизнь крестьянской семьи: ведь все от мала до велика носили домотканую одежду. Обычно ткацкий станок входил в приданое невесты. Вечером избы освещались лучиной, которая вставлялась в светец, установленный на деревянное основание. Печь на рубленом деревянном помосте («опечке») выходит устьем к окну. На выступающей е части – шестке – теснятся горшки для каши, щей и другой нехитрой крестьянской пищи. Рядом с печкой устроен шкафчик для посуды. На длинных полках вдоль стен – кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки и т. д. Очень рано оживала крестьянская изба. Прежде всех вставала «домаха», или «большуха», - жена хозяина, если была еще не стара, или одна из невесток. Она затопляла печь, открывала настежь дверь и дымарь (отверстие для выхода дыма). Дым и холод поднимали всех. Малых ребят сажали греться на шесток. Едкий дым наполнял всю избу, полз кверху, висел под потолком выше человеческого роста. Но вот печь протоплена, закрыты дверь и дымарь – и в избе тепло. Все как в древней русской пословице, известной с 8 века: «Дымные горести не терпев, тепла не видали». «Черные» печи ставили в деревнях до 19 века. С 1860 – х годов появились «белые» печи, в основном же новгородские деревни перешли на топку «по-белому» с 80-х годов прошлого столетия, но в начале 20 века в Новгородской губернии еще встречались курные бедняцкие избы. Черные печи были дешевы, на топку их уходило мало дров, а прокопченные бревна домов меньше подвергались гниению. Этим и объясняется долговечность курных жилищ. Дым, копоть, холод во время топки печи доставляли обитателям дома много неприятностей. Земские врачи отмечали в Новгородской губернии болезни глаз и легких у жителей «черных» изб. В стужу в крестьянской избе зачастую помещали домашнюю живность – телят, ягнят, поросят. Зимой в подпечье сажали кур. В избе в свободное от полевых работ время крестьяне занимались различными ремеслами – плели лапти, лукошки, мяли кожи, шили сапоги, сбрую и т. д. Неплодородной была новгородская земля. Своего хлеба семье хватало только до половины зимы, и его покупали на деньги, вырученные от продажи различных изделий. Особенно в новгородском лесном краю была распространена обработка дерева. («Лесная сторона не только одного волка, а и мужичка накормит».) Древоделы гнули дуги, вырезали ложки и миски, делали сани, телеги и т. д. Бондари из еловой и дубовой клепки изготовляли ведра, кадки, шайки. Издавна в народе известна пословица: «Кабы не липа и береста, так и мужик рассыпался». Она говорит о большой популярности в народе этих материалов. Кошели, туеса, корзины, лапти пользовались в быту любой крестьянской семьи. Кошели - заплечные короба с крышками и лямками. В низ ходили на покос и жатву, в лес за грибами и ягодами, в них носили хлеб, рыбу и прочие продукты. А в лукошках – плетеных берестяных кузовах – чего только не держали – муку, зерно, льняное семя, лук. Сыпучие продукты хранили в бутыле – образных сосудах. Лопаточники – футляры для деревянных лопаток или каменных брусков для заточки кос.

    «Белая» изба более красочна. Посудный шкаф расписан цветочными мотивами. По обычаю в красном углу под божницей, украшенной вышитым полотенцем, стоял обеденный стол. Он традиционной формы. Широкая дубовая столешница не окрашена, остальные детали стола красного или темно – зеленого цветов, подстолье расписано фигурками зверей и птиц. Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место: они служили не только орудием труда, но и украшением жилища. Полати и лежанку закрывают цветные занавеси из льняной клетчатины. На окнах – занавески из домотканой кисеи, подоконники украшает милая крестьянскому сердцу герань. Особенно тщательно убиралась изба к праздникам: женщины мыли с песком и скоблили добела большими ножами – «кесарями»- потолок, стены, полки, полати. Русский крестьянин не белил и не оклеивал стены – не прятал природную красоту дерева.

    Предметы крестьянского интерьера

    Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины – с юности и до глубокой старости. В ее художественное оформление вложено много душевного тепла. Очень часто прялку делал мастер для своей невесты. И тогда в украшение этого предмета вкладывались не только мастерство и талант, но и мечты о прекрасном, на которые способна юность.

    По конструкции прялки можно разделить на сплошные корневые, сделанные целиком из корневища и ствола дерева, и составные – это гребень с донцем. У нас в музее собраны 4 прялки составные. Конец 19 века. Дерево. Лопасть прямоугольная, суживающая к низу, с тремя полукруглыми выступами вверху и двумя маленькими сережками. В центре – сквозное отверстие.

    https://pandia.ru/text/78/259/images/image002_133.jpg" width="369" height="483 src=">

    https://pandia.ru/text/78/259/images/image004_90.jpg" width="375" height="282 src=">

    Особое внимание придавалось убранству стола. Центральное место на нем всегда занимала солоница. Ее плели из бересты или из корней, но чаще резали из дерева. Вырезали в виде утицы, потому что ее считали покровительницей дома, семьи. На скатерть свадебного стола солоницу – утицу ставили первой.

    https://pandia.ru/text/78/259/images/image006_63.jpg" width="386" height="290 src=">

    https://pandia.ru/text/78/259/images/image008_60.jpg" width="388" height="292 src=">

    https://pandia.ru/text/78/259/images/image010_44.jpg" width="390" height="488">

    В древней Руси было развито кузнечное дело. Мастерство сельских кузнецов зачастую превосходило мастерство городских кузнецов, потому что деревенский коваль был универсалом, в то время как городской обычно специализировался в какой-то одной области. Чего только не приходилось выковывать русскому кузнецу: подковы, ухваты, кочерги и отдельные детали домашней утвари.

    https://pandia.ru/text/78/259/images/image012_31.jpg" width="396" height="296 src=">

    https://pandia.ru/text/78/259/images/image014_33.jpg" width="397" height="297 src=">

    Самые простые ключи изготовлялись кузнечной ковкой с последующей опиловкой напильником. Замок и ключ занимали особое место в обрядовых традициях русского народа. В первую очередь это касалось свадебного обряда: выходя из церкви после венчания , молодые переступали через положенный на порог замок, который после этого замыкали, чтобы «брак был крепким». Ключ же от замка выбрасывали в реку, как бы закрепляя тем самым нерасторжимость семейных уз (кстати, само слово «узы» обозначает «путы», «оковы», «цепи», т. е. то, что обычно сковывалось замком).Фигурировали ключи и в народных предметах: «не стучи ключами, ссора»; «ключи на столе, к ссоре». В русском языке существует целый ряд слов с корнем «ключ»: «ключевой», «уключина», «заключение», «включиться», «ключевая вода». Кроме того, ключ выступает в качестве отвлеченного символа: «ключ познания», «музыкальный ключ», «ключ к разгадке» и т. д.

    https://pandia.ru/text/78/259/images/image016_33.jpg" width="397" height="298 src=">

    Наиболее почитаемым местом в избе являлся красный (передний, большой, святой) угол, в котором находилась божница. Каждый входящий в избу снимал шапку и трижды крестился. Место под образами считалось самым почетным. Крестьянские божницы являлись своего рода домашней церковью. Здесь хранились кусочки ладана, свечи, просвиры, святая вода, молитвенные книги, семейные фотографии и т. д. Божницы украшали полотенцами. Во время пиров и плясок божницу задергивали шторкой – занавеской, чтобы боги не прогневались, завидев «мирское беснование». По этой же причине в избе старались не курить и не ругаться матом.

    https://pandia.ru/text/78/259/images/image018_22.jpg" width="389" height="520 src=">

    С давних пор на новгородской земле лен – одна из главных сельскохозяйственных культур. Процесс его обработки был трудоемким и выполнялся исключительно женщинами. Для этого использовались ручные, довольно примитивные приспособления; обычно их изготовляли сами крестьяне. А более сложные, например самопряхи, покупали на базарах или заказывали мастерам. Созревший лен вручную дергали (теребили), сушили и обмолачивали вальками и цепами. Чтобы удалить вещества, склеивающие волокна, обмолоченные льняные стебли в сентябре – октябре расстилали на две – три недели на лугу или вымачивали в болотах, низинах, ямах, а потом сушили в рига. Высушенный лен мяли на льномялках, чтобы отколотить кострику (твердую основу) от волокон. Потом лен освобождали от кострики специальными деревянными лопаточками с короткой ручкой и удлиненной рабочей частью – трепалами. Чтобы расправить волокна в одном направлении, их чесали деревянными гребнями, металлической «щетью» или свиной щетиной, а иногда использовали шкуру ежа – получалась шелковистая, с мягким блеском кудель. С ноября лен пряли ручным способом с помощью прялок и веретён.

    Полотенца широко использовались в свадебных обрядах. Ими перевивали дугу и увешивали спинку свадебной телеги. Во время венчания вышитое полотенце жених с невестой держали в руках. Полотенцем покрывали свадебный каравай. Во время встречи почетных гостей на нем подносили хлеб – соль. В нашем музее есть полотенце, датированное 1893 годом. Это изделие ручной работы: из выращенного льна соткали полотенце, украсили её вышивкой в виде буквы «А». Доподлинно не известно, это имя автора работы или имя того, кому предназначалось изделие.

    https://pandia.ru/text/78/259/images/image020_20.jpg" width="383" height="506 src=">

    Человек издавна стремился не только окружить себя необходимыми в его быту предметами, но и украсить их. Чувство красоты неотрывно от процесса труда, оно рождалось из потребности творчества, отражая духовную культуру человека. Так из века в век, вбирая всё лучшее, что было создано раньше, складывалась национальная культура, искусство русского народа. Именно в народном искусстве наиболее ярко проявился национальный вкус. В нём народ отразил мечты о прекрасном, свои надежды на счастье. Произведениями подлинно большого искусства наполнен каждый крестьянский дом, который и сам очень часто был прекрасным памятником деревянной архитектуры.

    Многие предметы, сделанные из самых простых и дешёвых материалов, народные художники украшали яркой росписью и виртуозной резьбой. Они несли в жизнь радость и красоту. Долго ещё люди будут восхищаться предметами народного творчества, и черпать из его неистощимого источника духовные богатства, созданные гением народа.

    Именно в дохристианской Руси следует искать истоки русского духа. Именно там находиться ключ к пониманию «загадочной и непостижимой души русской», разгадать которую тщетно пытаются на протяжении многих столетий.

    Результаты исследования

    Трудность работы заключалась в том, что все сведения имеют историческую давность, эти сведения разбросаны, а старожилов осталось единицы. Исследовательская деятельность по изучению интерьера избы предоставила мне возможность получить необходимые знания по истории родного края, я ознакомилась с историко-культурным наследием села. Эта работа, я надеюсь, поможет духовно – нравственному воспитанию учащихся моей школы, привития патриотизма, любви к своему селу, народу, стране в целом.

    Исследовательская деятельность способствовала развитию моей индивидуальности, интеллекта и творческих способностей. Имею представление о работе экскурсовода и директора музея.

    С материалами исследования я ознакомила одноклассников и старшеклассников своей школы. Провожу школьные экскурсии «Интерьер крестьянской избы».

    Выводы

    Подведя итоги, сделала выводы.

    Во – первых, исследовательская деятельность по изучению быта крестьян предоставила мне возможность получить необходимые знания по истории родного края. Она способствовала развитию моей индивидуальности, интеллекта, творческих способностей. Это отразилось и на моём отношении к людям села и к селу в целом.

    Во – вторых, я надеюсь, что эта работа поможет духовно – нравственному воспитанию учащихся моей школы, привитию патриотизма, любви к своему селу, народу, стране в целом.

    В - третьих. Теперь учащимся нашей школы нет необходимости ехать на экскурсию в музей народного зодчества в Витославлицы.

    В – четвёртых. Эта работа сохранила историю крестьянского быта, народного творчества, обычаев и традиций села Едрово.

    В – пятых, выполнение этой исследовательской работы помогло мне закрепить навыки работы на компьютере, я научилась работать с цифровым фотоаппаратом, дома у меня создан свой сайт, на котором я разместила этот материал.

    В – шестых, я приобрела навыки работы экскурсовода.

    Заключение

    Сегодня мы многое оставляем в прошлом и забываем, что исторические судьбы людей прошлого являются основой воспитания подрастающего поколения. Бережное отношение к своей старине, к своей истории делает человека более душевным. Поэтому необходимо хранить память и уважение к труду наших предков, их трудовым традициям, обычаям, уважение к ним. В наше время школьники плохо знают историю и культуру своего народа, родного края, страны. И с годами она может вообще забыться. Недаром говорят, что поколение без прошлого – это ничто. Поэтому больше внимания должно уделяться истории родного края, привитии любви к нему. Это является одним из важных средств в подготовке учащихся к жизни, формированию у нас, школьников, чувства хозяина, знающего и умеющего сохранить богатые культурные традиции своего края.

    Библиографический обзор

    Село Городня – К.: Издательство, 1955.

    Исаков В . Макушка Валдая - М.: Московский рабочий,1984.

    Валдай – Л.: Лениздат,1979.

    Русская народная резьба и роспись по дереву – Л.: Лениздат, 1980.

    Н . Наша Новгородская земля - Л.: Лениздат, 1981.

    Путешествие из Петербурга в Москву – Л.: Лениздат,1977.

    Наша Новгородская земля – Л.:Лениздат,1982.

    И. Ярославо дворище – Н.: Редакция газеты Новгородская правда, 1958.

    Вологодчина: невостребованная древность – М.: Издательство, 1986.

    На родину валдайских колокольцев – Н.: Издательство, 1990.

    . Эти сердцу милые края – Л.: Лениздат,1987.

    Жилище - это сооружение или строение, в котором обитают люди. Оно служит для укрытия от непогоды, для защиты от неприятеля, для сна, отдыха, выращивания потомства, хранения продуктов. У местного населения в различных регионах мира сложились свои типы традиционных жилищ. Например, у кочевников это юрты, шатры, вигвамы, чумы. В горной местности строили пальясо, шале, а на равнинах - хаты, мазанки и избы. О национальных видах жилищ народов мира и пойдет речь в статье. Кроме того, из статьи вы узнаете, какие строения остаются актуальными и в настоящее время и какие функции они продолжают выполнять.

    Древние традиционные жилища народов мира

    Люди стали использовать жилище еще со времен первобытно-общинного строя. Сначала это были пещеры, гроты, земляные укрепления. Но изменения климата вынудили их активно развивать мастерство строительства и укрепления своих домов. В современном понимании «жилища», скорее всего, возникли во время неолита, а в 9 веке до нашей эры появились каменные дома.

    Люди стремились сделать свои дома боле крепкими и комфортными. Сейчас многие древние жилища того или иного народа кажутся совершенно не прочными и ветхими, но в свое время они служили верой и правдой своим владельцам.

    Итак, о жилищах народов мира и их особенностях более подробно.

    Жилища народов севера

    Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Самыми известными жилищами северных народов являются балаган, чум, иглу и яранга. Они и сейчас актуальны и полностью соответствуют требованиям совершенно непростых условий севера.

    Это жилище замечательно приспособлено к суровым климатическим условиям и кочевому образу жизни. В них проживают народы, занимающиеся преимущественно оленеводством: ненцы, коми, энцы, ханты. Многие считают, что и чукчи живут в чуме, но это заблуждение, они строят яранги.

    Чум представляет собой палатку в виде конуса, который образуют высокие шесты. Такой тип строения более устойчивый к порывам ветра, а конусовидность стен позволяет зимой снегу скользить по их поверхности и не накапливаться.

    Их летом накрывают мешковиной, зимой - шкурами животных. Вход в чум завешивается мешковиной. Чтобы под нижний край строения не попадал ни снег, ни ветер, снаружи к основанию его стен подгребают снег.

    В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи. Температура в помещение примерно от 15 до 20 ºС. На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур.

    Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика.

    • Балаган.

    Традиционное жилище якутов - балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли.

    Полом внутри жилища служил утоптанный песок, температура которого никогда не опускалась ниже 5 ºС.

    Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом - слюдой.

    Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева - для женщин.

    • Иглу.

    Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму.

    Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло.

    Стены иглу не таяли, а оплавлялись, а это позволяло поддерживать постоянную температуру в помещение примерно +20 ºС даже в сильные морозы.

    • Валкаран.

    Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря (алеуты, эскимосы, чукчи). Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний - через многометровый подземный коридор, летний - через крышу.

    • Яранга.

    Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами.

    В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик.

    Жилища кочевых народов

    Кочевой образ жизни сформировал особый вид жилищ народов мира, живущих не оседло. Вот примеры некоторых из них.

    • Юрта.

    Это типичный вид строения у кочевников. Она продолжает быть традиционным домом в Туркмении, Монголии, Казахстане, на Алтае.

    Это куполообразное жилище, покрытое шкурами или войлоком. В основе его лежат крупные жерди, которые установлены в форме решеток. На крыше купола всегда есть отверстие для выхода дыма из очага. Куполообразность придает ему максимальную устойчивость, а войлок сохраняет свой постоянный микроклимат внутри помещения, не позволяя проникать туда ни жаре, ни морозам.

    В центре строения расположен очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол уложен шкурами или досками.

    Жилище можно собрать или разобрать за 2 часа

    У казахов походную юрту называют абылайша. Их использовали в военных походах при казахском хане Абылайе, отсюда произошло это название.

    • Вардо.

    Это цыганская кибитка, по сути - это однокомнатный дом, который установлен на колесах. Здесь есть дверь, окна, печь, кровать, ящики для белья. Снизу кибитки есть багажное отделение и даже курятник. Повозка очень легкая, поэтому с ней справлялась одна лошадь. Массовое распространение вардо получил в конце 19 века.

    • Фелидж.

    Это шатер бедуинов (арабские кочевники). Каркас состоит из переплетенных друг с другом длинных жердей, его накрывали тканью, которую ткали из верблюжьей шерсти, она была очень плотной и не пропускала влагу во время дождя. Помещение было поделено на мужскую и женскую части, в каждой из них был установлен свой очаг.

    Жилища народов нашей страны

    Россия многонациональная страна, на территории которой проживает более 290 народов. Каждый имеет свою культуру, обычаи, и свои традиционные формы жилищ. Вот самые яркие из них:

    • Землянка.

    Это одно из древнейших жилищ народов нашей страны. Это вырытая на глубину примерно 1,5 метра яма, крышей которой служил тес, солома и пласт земли. Стену внутри укрепляли бревнами, пол обмазывали глиняным раствором.

    Недостатками этого помещения были то, что дым мог выходить только через дверь, и помещение было очень сырым из-за близости грунтовых вод. Поэтому жить в землянке было непросто. Но были и преимущества, например она полностью обеспечивала безопасность; в ней можно было не бояться ни ураганов, ни пожаров; в ней сохранялась постоянная температура; она не пропускала громкие звуки; практически не требовала ремонта и дополнительного ухода; ее легко можно было построить. Именно благодаря всем этим преимуществам землянки очень широко использовались, в качестве укрытий во время Великой Отечественной войны.

    • Изба.

    Русская изба традиционно строилась из бревен, с помощью топора. Крышу делали двускатной. Чтобы утеплить стены, между бревнами клали мох, со временем он становился плотным и закрывал все большие щели. Стены снаружи обмазывали глиной, которую размешивали с коровьим пометом и соломой. Этот раствор утеплял стены. В русской избе всегда устанавливали печь, дым от нее выходил через окно, и только начиная с 17 века стали строить дымоходы.

    • Курень.

    Название произошло от слова «куриться», что означало "дымиться". Куренем называли традиционное жилище казаков. Первые их поселения возникли в плавнях (речные камышовые заросли). Дома строили на сваях, стены были из плетней, обмазанных глиной, крышу сооружали из камышей, в ней оставляли отверстие для выхода дыма.

    Это жилище теленгитов (народ Алтая). Представляет собой шестиугольное строение из бревен с высокой крышей, покрытой корой лиственницы. В аилах всегда был земляной пол, а в центре - очаг.

    • Кава.

    Коренной народ Хабаровского края, орочи, строили жилище кава, которое имело вид двускатного шалаша. Боковые стены и крышу покрывали корой ели. Вход в жилище всегда был со стороны реки. Место для очага выкладывали галечником и ограждали деревянными брусьями, которые обмазывали глиной. У стен сооружали деревянные нары.

    • Пещера.

    Этот вид жилища строили в горной местности, сложенной мягкими породами (известняк, лесс, туф). В них люди вырубали пещеры и обустраивали комфортные жилища. Таким образом появлялись целые города, например в Крыму города Эски-Кермен, Тепе-Кермен и другие. В комнатах обустраивали очаги, прорубались дымоходы, ниши для посуды и воды, окна и двери.

    Жилища народов Украины

    Самыми исторически ценными и известными жилищами народов Украины являются: мазанка, закарпатская колыба, хата. Многие из них существуют до сих пор.

    • Мазанка.

    Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом. Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы. Дом-мазанка не имел фундамента и не был никак защищен от влаги, но служил своим хозяевам 100 и более лет.

    • Колыба.

    В горных районах Карпат пастухи и лесорубы строили временные летние жилища, которые назывались "колыба". Это сруб из бревен, у которого не было окон. Крыша была двускатая, и покрывалась плоскими щепками. Вдоль стен внутри устанавливали деревянные лежаки и полки для вещей. Посередине жилища размещался очаг.

    • Хата.

    Это традиционный вид жилища у белорусов, украинцев, южных русских народов и поляков. Крыша была четырехскатной, из камыша или соломы. Стены строились из полубревен, обмазывались смесью конского навоза и глины. Белилась хата как снаружи, так и изнутри. На окнах были ставни. Дом окружала завалинка (широкая лавка, заполненная глиной). Хата делилась на 2 части, разделенные сенями: жилая и хозяйственная.

    Жилища народов Кавказа

    Для народов Кавказа традиционное жилище - сакля. Это однокомнатное каменное сооружение с земляными полами и без окон. Крыша была плоской с отверстием для выхода дыма. Сакли в горной местности образовывали целые террасы, примыкая друг к другу, то есть крыша одного строения была полом для другого. Такой вид строения выполнял оборонительную функцию.

    Жилища народов Европы

    Самыми известными жилищами европейских народов являются: трулло, пальясо, бордей, вежа, конак, кулла, шале. Многие из них существуют до сих пор.

    • Трулло.

    Это тип жилища народов центральной и южной Италии. Их создавали путем сухой кладки, то есть камни клали без цемента или глины. И если вытащить один камень, строение разрушалось. Такой тип строения был связан с тем, что в этих областях возводить жилища было запрещено, и если приезжали проверяющие, строение легко можно было разрушить.

    Трулло были однокомнатными с двумя окнами. Крыша здания была конусовидной.

    • Пальясо.

    Эти жилища характерны для народов, проживавших на северо-западе Пиренейского полуострова. Их строили в горной местности Испании. Это были круглые строения с конусовидной крышей. Верх крыши покрывали соломой или камышом. Выход всегда был с восточной стороны, окон у строения не было.

    • Бордей.

    Это полуземлянка народов Молдавии и Румынии, которую крыли толстым слоем тростника или соломы. Это древнейший тип жилья в этой части континента.

    • Клочан.

    Жилище ирландцев, которое имеет вид куполообразной хижины, построенной из камня. Кладку использовали сухую, без всяких растворов. Окна имели вид узких щелей. В основном такие жилища строились монахами, которые вели аскетичный образ жизни.

    • Вежа.

    Это традиционное жилище саамов (финно-угорский народ северной части Европы). Строение делалось из бревен в виде пирамиды, у которой оставляли дымовое отверстие. В центре вежи выстраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Рядом строили сарайчик на столбах, который назывался нили.

    • Конак.

    Двухэтажный каменный дом, который строили в Румынии, Болгарии, Югославии. Это строение в плане напоминает русскую букву Г, крыли его черепичной крышей. В доме было огромное количество помещений, поэтому в хозяйственных постройках при таких домах не было необходимости.

    • Кула.

    Это укрепленная башня, построенная из камня, с маленькими окнами. Их можно встретить в Албании, на Кавказе, в Сардинии, Ирландии, на Корсике.

    • Шале.

    Это сельский домик в Альпах. Отличается он выступающими карнизными свесами, деревянными стенами, нижняя часть которых была отштукатурена и выложена камнем.

    Жилища индейцев

    Самым известным индейским жилищем является вигвам. Но есть и такие строения, как типи, викиап.

    • Вигвам индейцев.

    Это жилище индейцев, проживающих на севере и северо-востоке Северной Америки. В наши дни в них никто не проживает, однако их продолжают использовать для различного рода обрядов и посвящений. Имеет куполообразную форму, состоит из изогнутых и гибких стволов. В верхней части находится отверстие - для выхода дыма. В центре жилища находился очаг, по краям - места для отдыха и сна. Вход в жилище прикрывали занавеской. Пищу готовили вне его.

    • Типи.

    Жилище индейцев Великих равнин. Имеет конусообразную форму высотой до 8 метров, каркас его состоял из сосен, сверху покрывали его шкурами бизонов и укрепляли внизу колышками. Это строение легко собиралось, разбиралось и транспортировалось.

    • Викиап.

    Жилище апачей и других племен, проживающих на юго-западе США и Калифорнии. Это небольшая хижина, покрытая ветками, соломой, кустарниками. Считается разновидностью вигвама.

    Жилища народов Африки

    Самыми известными жилищами народов Африки считаются рондавель и икукване.

    • Рондавель.

    Это жилище народа банту. Оно имеет круглое основание, конусообразную крышу, каменные стены, которые скреплены смесью песка с навозом. Внутри стены обмазывали глиной. Сверху крышу покрывали тростником.

    • Икукване.

    Это огромный куполообразный тростниковый дом, который является традиционным для зулусов. Длинные прутья, тростник, высокую траву переплетали и укрепляли веревками. Вход закрывали специальными щитами.

    Жилища народов Азии

    Самыми известными жилищами в Китае являются дяолоу и тулоу, в Японии - минка, в Корее - ханок.

    • Дяолоу.

    Это многоэтажные укрепленные дома-крепости, которые строили на юге Китая еще со времен династии Мин. В те времена была острая необходимость в таких строениях, так как на территориях орудовали шайки бандитов. В более позднее и более спокойное время такие сооружения строили уже просто по традиции.

    • Тулоу.

    Это тоже дом-крепость, который сооружали в виде круга или квадрата. На верхних этажах оставлялись узкие проемы для бойницы. Внутри такой крепости были жилые помещения и колодец. В этих укреплениях могли проживать до 500-600 человек.

    • Минка.

    Это жилище японских крестьян, которое строили из подручных материалов: глина, бамбук, солома, трава. Функции внутренних перегородок выполняли ширмы. Крыши были очень высокими, чтобы снег или дождь скатывались быстрее и солома не успевала промокнуть.

    • Ханок.

    Это традиционный дом корейцев. Глиняные стены и черепичная крыша. Под полом проложены трубы, по которым горячий воздух из очага шел по всему дому.


    Русское жилище - это не отдельный дом, а огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так и хозяйственных. Изба было общее название жилого строения. Слово "изба" произошло от древнего "истба", "истопка". Изначально так называлась основная отапливаемая жилая часть дома с печью.

    Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но состояли из одних и тех же элементов. Наличие таких хозяйственных построек, как амбар, рига, сарай, баня, погреб, хлев, выход, мшаник и др., зависело от уровня развития хозяйства. Все постройки в буквальном смысле слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя были известны и применялись продольные и поперечные пилы. В понятие "крестьянский двор" включались не только строения, но и участок земли, на котором они располагались, включая огород, сад, гумно и т.п.

    Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с прекрасным "деловым" лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас в окрестностях Саитовки. Лучшими породами дерева для построек считались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Дуб ценился за прочность древесины, но он был тяжел и труден в обработке. Его применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, колодцы, соляные амбары). Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина), применялись в строительстве, как правило, хозяйственных построек

    Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам. Так, для стен сруба стремились подобрать особые "теплые" деревья, поросшие мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные деревья. Чаще срубы собирали уже на дворе или поблизости от двора. Тщательно выбирали и место для будущего дома

    Для возведения даже самых крупных построек срубного типа обычно не сооружали специального фундамента по периметру стен, но по углам изб закладывались опоры - крупные валуны или так называемые "стулья" из дубовых пней. В редких случаях, если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили и в середине таких стен. Сам характер срубной конструкции зданий позволял ограничиться опорой на четыре основные точки, так как сруб представлял собой цельносвязанную конструкцию.


    В основе подавляющего большинства построек лежала "клетка", "венец", - связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Способы такой рубки могли быть различными по технике исполнения.

    Основными конструктивными типами рубленых крестьянских жилых строений были "крестовик", "пятистенок", дом с прирубом. Для утепления между венцами бревен прокладывался мох вперемежку с паклей.

    но назначение связи было всегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных штырей или спиц и т.п.). Каждое бревно имело строго определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной высоты.

    Крыши у изб были в основном покрыты соломой, которая, особенно в неурожайные годы, нередко служила кормом для скота. Иногда более зажиточные крестьяне возводили крыши тесовые или из драни. Тес изготавливался вручную. Для этого двумя работниками использовались высокие козлы и длинная продольная пила.

    Повсеместно, как все русские, крестьяне Саитовки по распространенному обычаю при закладке дома клали деньги под нижний венец во все углы, причем красному углу полагалась более крупная монета. А там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол по народным представлениям, предназначался для домового.

    В верхней части сруба поперек избы располагалась матка - четырехгранная деревянная балка, служащая опорой для потолочин. Матка врубалась в верхние венцы сруба и часто использовалась для подвешивания к потолку предметов. Так, к ней прибивалось кольцо, через которое проходил очеп (гибкая жердь) колыбели (зыбки). Посредине для освещения избы подвешивался фонарь со свечой, а позднее - керосиновая лампа с абажуром.

    В обрядах, связанных с завершением строительства дома, существовало обязательное угощение, которое называлось "матичное". Кроме того, укладка самой матки, после которой оставалось еще достаточно большой объем строительных работ, рассматривалась как особый этап в возведении дома и обставлялась своими обрядами.

    В свадебном обряде для благополучного сватовства сваты никогда не проходили в дом за матку без специального на то приглашения хозяев дома. В народном языке выражение "сидеть под маткой" означало "быть сватом". С маткой связывалось представление об отчем доме, удаче, счастье. Так, уходя из дома, нужно было подержаться за матку.

    Для утепления по всему периметру нижние венцы избы засыпались землей, образуя завалинку, перед которой устанавливалась скамейка. Летом на завалинке и скамейке коротали вечернее время старики. Сверху на потолок обычно укладывалась опавшая листва с сухой землей. Пространство между потолком и кровлей - чердак в Саитовке называлось еще иставкой. На ней обычно хранили отслужившие свой век вещи, утварь, посуду, мебель, веники, пучки травы и пр. Детвора же устраивала на ней свои нехитрые тайники.

    К жилой избе обязательно пристраивались крыльцо и сени - небольшое помещение, предохранявшее избу от холода. Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение, где держали часть запасов продовольствия.

    Душой всего дома была печь. Нужно отметить, что так называемая "русская", а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубо местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо полнее использовать топливо.

    Сложить хорошую печь - дело непростое. Сначала прямо на земле устанавливали небольшой деревянный сруб (опечек), служивший фундаментом печи. На него настилали расколотые пополам небольшие бревна и выкладывали на них днище печи - под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получится кособоким. Над подом из камня и глины сооружали свод печи. Боковая часть печи имела несколько неглубоких отверстий, называемых печурками, в которых просушивали варежки, рукавицы, носки и т.д. В старину избы (курные) топились по-черному - печь не имела трубы. Дым уходил через маленькое волоковое окно. Хотя стены и потолок становились закопченными, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. Впоследствии в соответствии с правилами сельского благоустройства, обязательными для государственных крестьян, над избами стали выводиться печные трубы.

    Прежде всех вставала "большуха" - жена хозяина, если была еще не стара, или одна из невесток. Она затопляла печь, открывала настежь дверь и дымарь. Дым и холод поднимали всех. Малых ребят сажали греться на шесток. Едкий дым наполнял всю избу, полз кверху, висел под потолком выше человеческого роста. В древней русской пословице, известной с XIII века, говорится: "Дымные горести не терпев, тепла не видали". Прокопченные бревна домов меньше подвергались гниению, поэтому курные избы были более долговечны.

    Печь занимала почти четверть площади жилища. Она протапливалась несколько часов, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение суток. Печь служила не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанка. В печи пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, овощи. Кроме того, в ней также сушили грибы, ягоды, зерно, солод. Нередко в печи, заменявшей баню, парились.

    Во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта особенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только крестьянскую, так как образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно отличался от крестьянской жизни.

    Печь служила логовищем целому семейству. На печи, самом теплом месте избы спали старики, которые взбирались туда по приступкам - приспособлению в виде 2-3 ступеней. Одним из обязательных элементов интерьера были полати - деревянный настил от боковой стенки печи до противоположной стороны избы. На полатях спали, залезая с печи, сушили лен, пеньку, лучину. На день туда закидывали постельные принадлежности и ненужную одежду. Полати делали высокие, на уровне высоты печи. Свободный край полатей нередко ограждался невысокими перильцами-балясинами, чтобы с полатей ничего не падало. Полати были излюбленным местом детей: и как место для спанья, и как самый удобный наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб.

    Расположение печи определяло планировку всей жилой комнаты. Обычно печь ставили в углу справа или слева от входной двери. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом, ручные жернова и кадка-квашня для закваски теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи, А с помощью мельницы перемалывала в муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба: помелом крестьянка подметала под печи, а лопатой сажала на него будущий каравай.

    Рядом с печью обязательно висел утиральник, т.е. полотенце и рукомойник. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. В печном углу также находилось судная лавка (судно) или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - шкафчики, полки для нехитрой столовой посуды: горшков, ковшей, чашек, мисок, ложек. Мастерил их из дерева сам хозяин дома. В кухне нередко можно было увидеть глиняную посуду в "одежде" из бересты - экономные хозяева не выбрасывали треснувшие горшки, корчаги, миски, а оплетали их для прочности полосами березовой коры. Выше размещался печной брус (шест), на который ставилась кухонная утварь и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Полновластной хозяйкой печного угла была старшая женщина в доме.


    Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавеской из пестрого ситца или цветной домотканины, высоким шкафом или деревянной переборкой. Закрытый, таким образом, печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан". Печной угол считался исключительно женским пространством в избе. Во время праздником, когда в доме собиралось много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности на женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

    Во время сватовства будущая невеста должна была находиться все время в печном углу, имея возможность слышать весь разговор. Из печного угла она выходила нарядно одетая во время смотрин - обряда знакомства жениха и его родителей с невестой. Там же невеста ожидала жениха в день отъезда под венец. В старинных свадебных песнях печной угол осмыслялся как место, связанное с отцовским домом, семьей, счастьем. Выход невесты из печного угла в красный угол воспринимался как уход из дома, прощание с ним.

    В то же время печной угол, откуда имеется выход в подполье, на мифологическом уровне воспринимался как место, где может произойти встреча людей с представителями "иного" мира. Через печную трубу, по поверью, может прилетать к тоскующей по умершему мужу вдове огненный змей-дьявол. Принято было считать, что в особо торжественные для семьи дни: во время крещения детей, дней рождения, свадеб - к печи приходят умершие родители - "предки", чтобы принять участие в важном событии жизни своих потомков.

    Почетное место в избе - красный угол - находилось наискосок от печи между боковой и фасадной стеной. Он, как и печь, важный ориентир внутреннего пространства избы хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами, перед которыми горела лампада, подвешенная к потолку, поэтому его называли еще "святым".


    Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. С появлением обоев красный угол нередко обклеивали или выделяли из остального пространства избы. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги и предметы.

    Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, как главный предмет мебели, стоял стол на массивных ножках, на которые установливались полозья. Полозья позволяли легко передвигать стол по избе. Его ставили к печи, когда пекли хлеб, перемещали во время мытья пола и стен.

    За ним проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. Каждый день в обеденный час за столом собиралась вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля и устанавливали в красном углу.

    "Первый сжатый сноп называли именинником. С него начинали осеннюю молотьбу, соломой его кормили больную скотину, зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц. Первый сноп обычно зажинала старшая в семье женщина. Он украшался цветами, его несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы". Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным представлениям, магической силой сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству.

    Всякий, входивший в избу первым делом снимал шапку, крестился и кланялся образам в красном углу, произнося: "Мир дому сему". Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться в половине избы у дверей, не заходя за матку. Самовольное, без приглашения вторжение в "красную половину", где ставился стол, считалось крайне неприличным и могло быть воспринято как оскорбление. Пришедший в избу человек мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы - молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом восседал глава семьи.

    Последний из оставшихся углов избы, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь стояла лавка, на которой он спал. Под ней в ящике хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своем углу занимался разными поделками и мелким ремонтом: плел лапти, лукошки и веревки, резал ложки, выдалбливал чашки и т.п.

    Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Если печной угол был женской половиной, то в одном из углов дома специально отводилось место для сна старшей супружеской пары. Это место считалось почетным.


    Лавка


    Большая часть "мебели" составляла часть конструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тесанные из самых крупных деревьев. Предназначены они были не столько для сиденья, сколько для сна. Лавки намертво прикреплялись к стене. Другой важной мебелью считались скамьи и табуретки, которые можно было свободно переносить с места на место, когда приходили гости. Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки - "полавочники", на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды.

    Неотъемлемым атрибутом почти каждой избы Саитовки был шест - брус, вделанный в противоположные стены избы под потолком, который посредине, напротив простенка, подпирался двумя сохами. Второй шест одним концом упирался в первый шест, а другим - в простенок. Означенная конструкция в зимнее время являлась опорой стана для тканья рогож и других подсобных операций, связанных с данным промыслом.


    Прялка


    Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место: они служили не только орудием труда, но и украшением жилища. Обычно с нарядными прялками крестьянские девушки ходили на "посиделки" - веселые сельские сборища. "Белая" изба убиралась предметами домашнего ткачества. Полати и лежанку закрывали цветные занавеси из льняной клетчатины. На окнах - занавески из домотканой кисеи, подоконники украшала милая крестьянскому сердцу герань. Особенно тщательно убиралась изба к праздникам: женщины мыли с песком и скоблили добела большими ножами - "косарями"- потолок, стены, лавки, полки, полати.

    Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко сундуки имели хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.

    В этом пространстве жил бедный русский мужик. Часто в зимнюю стужу в избе содержались домашние животные: телята, ягнята, козлята, поросята, а иногда и домашняя птица.

    В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство русского крестьянина. Силуэт избы венчали резной

    конек (охлупень) и кровля крыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стен - наличники окон, зачастую отражавшие влияние архитектуры города (барокко, классицизм и т.д.). Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон расписывали.


    Нежилые крестьянские постройки составляли хозяйственный двор. Часто их собирали вместе и ставили под одной крышей с избой. Строили хозяйственный двор в два яруса: в нижнем находились хлева для скотины, конюшня, а в верхнем - огромный сенник, забитый душистым сеном. Значительную часть хозяйственного двора занимал сарай для хранения рабочего инвентаря - сохи, бороны, а также телеги и саней. Чем зажиточней крестьянин, тем больше по размеру был его хозяйственный двор.

    Отдельно от дома обычно ставили баню, колодец, да амбар. Вряд ли тогдашние бани сильно отличались от тех, что и сейчас ещё можно встретить - маленький сруб,

    иногда без предбанника. В одном углу - печь-каменка, рядом с ней - полки или полати, на которых парились. В другом углу - бочка для воды, которую нагревали, бросая туда раскалённые камни. Позднее для подогрева воды в печи-каменки стали вделываться чугунные котлы. Для смягчения воды в бочку добавляли древесную золу, приготавливая, таким образом, щелок. Все убранство бани освещалось маленьким окошечком, свет из которого тонул в черноте закопчённых стен и потолков, так как с целью экономии дров бани топились "по-черному" и дым выходил через приоткрытую дверь. Сверху такое сооружение часто имело почти плоскую односкатную кровлю, крытую соломой, берестой и дерном.

    Амбар, а нередко под ним и погреб, ставили на виду против окон и поодаль от жилья, чтобы в случае возгорания избы сохранить годовой запас зерна. На двери амбара вешали замок - пожалуй, единственный во всем хозяйстве. В амбаре в огромных ящиках (сусеках) хранилось главное богатство земледельца: рожь, пшеница, овес, ячмень. Недаром на селе говаривали: "Каково в амбаре, таково и в кармане".

    QR код страницы

    Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение "Сканер QR кода".

    Вигвам, Северная Америка

    Shutterstock

    Шарик из мультфильма «Зима в Простоквашино» на самом деле неправильно представлял себе вигвам — национальное жилище лесных индейцев Северной Америки. Это шалаш на каркасе, а покрывается он циновкой, корой или ветками и чаще всего имеет куполообразную форму. Чаще всего он небольшой, но в самых больших могли проживать 25—30 человек. Сейчас вигвамы в основном используются как обрядовые помещения.

    А то, что нарисовал Шарик, — это типи, оно действительно конической формы, живут в таких сооружениях кочевые индейцы Великих равнин.

    Иглу / эскимосы


    Иглу, эскимосы

    Shutterstock

    Еще одно узнаваемое изображение — ледяные дома эскимосов, которые называются иглу. Живут эскимосы на территории от Гренландии до Аляски и восточного края Чукотки. Строят иглу из уплотненных ветром снежных или ледяных блоков, высота сооружения — 3-4 м.

    Можно, конечно, и просто «вырезать» дом в подходящем сугробе, и так тоже делают.

    Вход может быть устроен в полу, к входу прорывается коридор — так делают, если снег глубокий. Если же снег неглубокий, вход устраивают в стене, а к ней пристраивают дополнительный коридор снаружи из блоков.

    Когда вход расположен ниже уровня пола, легче происходит обмен между потоками углекислого газа и кислорода, при этом теплый воздух не покидает помещения. Свет проникает либо прямо сквозь стены, либо через окна из тюленьих кишок и льда. Внутри помещение обычно застилается шкурами.

    Шатер / Сахара


    Шатер, Сахара

    Shutterstock

    А этот тип жилья, казалось бы, вообще непонятно как не разваливается. Однако если присмотреться, можно заметить множество укрепляющих палок внутри. Шатер африканских бедуинов, который также иногда называют фелидж, — это, по сути, покрывало из верблюжьей или козьей шерсти, раскинутое поверх шестов. По количеству этих шестов определяют богатство бедуина, максимальное число таких подпорок — 18.

    С помощью полога его делят на две части, одну отводят женщинам, вторую занимают мужчины.

    Внутри шатер устилают циновками. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, на ее сборку уходит два-три часа. Днем шатер полностью открыт: покрывала поднимают наверх, ночью импровизированный дом закрыт, у него нет ни одного просвета — только так можно защититься от холода и ветров, которые приходят в пустыню с наступлением темноты.

    Минка / Япония


    Минка, Япония

    Shutterstock

    Еще одно жилье-трансформер — традиционная японская минка. Такой дом был жильем крестьян, ремесленников и торговцев, сейчас подобные хижины, как правило, встречаются в сельской местности.

    В разных районах у минки свои особенности, но есть и общие правила, в частности использование прямоугольной рамочной конструкции из несущих столбов и перекладин. При строительстве таких домов используют дешевые и доступные материалы, они часто сделаны из дерева, бамбука, травы, соломы и глины.

    Вместо стен — подвижные панели из картона, они позволяют «играть» с планировками.

    Пол земляной, с деревянным настилом, на нем же спят и едят.

    Пальясо / Испания

    Wikimedia Commons

    Это уже более основательное сооружение. Испанские дома пальясо делают из камня, их высота — 4-5 м, диаметр — от 10 до 20 м. Сам дом круглый или овальный, крыша — коническая, сделана из деревянного каркаса, обшитого соломой.

    Окон может не быть вообще или же сделано одно, чисто символическое.

    Такой вид жилья особенно популярен в округе Сьерра-де-лос-Анкарес. В качестве постоянных мест для проживания пальясо использовались до 1970-х годов.

    Сакля / Кавказ