Лев николаевич толстой фотографии. Лев Толстой на фотографиях

Комплект открыток «Л. Н. Толстой в фотографиях современников» с некоторыми комментариями…

Лев Николаевич, будучи четвертым ребенком в семье, родился в 1828 году в Ясной Поляне - имении матери Марии Николаевны. Достаточно рано дети остались без родителей и их опекали родственницы отца. Тем не менее, о родителях сохранились очень светлые чувства. Отец, Николай Ильич, запомнился честным и никогда ни перед кем не унижавшемся, очень веселым и светлым человеком, но с вечно грустными глазами. О матери, умершей очень рано, хочется отметить одну найденную цитату из воспоминаний Льва Николаевича:

«Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевавшими меня искушениями, я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне»
П. И. Бирюков. Биография Л. Н. Толстого.

Эта биография примечательна еще тем, что участие в её редактировании и написании принимал сам Л. Н.


Москва, 1851 год. Фото с даггеротипа Мазера.

На фотографии, представленной выше, Толстому 23 года. Это год первых литературных попыток, привычных той поре кутежей, карт и случайных попутчиков в жизни, что, впоследствии, было описано в «Войне и мире». Однако, первая школа для крепостных была открыта им еще за четыре года до этого. Так же 1851 год является годом поступления на военную службу на Кавказе.

Толстой-офицер был весьма успешным и, если б не реакция начальства на острый памфлет в 1855 году, долго б еще носило будущего философа под шальными пулями.


1854 год. Фотография с даггеротипа.

Бравый вояка, показавший себя с лучшей стороны во время Крымской войны дописывал «Севастопольские рассказы» уже в тылу, в Петербурге. Знакомство с Тургеневым близко свело Толстого с редколлегией журнала «Современник», где так же публиковались некоторые его рассказы.



Редколлегия журнала «Современник», Петербург. Слева направо стоят: Л. Н. Толстой, Д.В.Григорович. Сидят: И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, А.В.Дружинин, А.Н.Островский. Фото С.Л.Левицкого.


1862 год, Москва. Фото М.Б.Тулинова.

Пожалуй, важным образом характеризует Толстого тот факт, что будучи в Париже, его, участника героической обороны Севастополя, неприятно поразил культ Наполеона I и гильотинирование, при котором довелось присутствовать. Позднее, характеристика царивших в армии порядков всплывет в 1886 году, в известном «Николае Палкине» - рассказ старого ветерана снова потрясет Толстого, служившего лишь в действующей армии и не столкнувшегося с бессмысленной жестокостью армии как средства наказания непокорной бедноты. Так же будет беспощадно критиковаться порочная судейская практика и собственное неумение защитить невиновного в «Воспоминаниях о суде над солдатом», повествующих о 1966 году.

Но резкая и непримиримая критика существующих порядков еще впереди, 60-е годы стали годами наслаждения счастливой семейной жизнью с любящей и любимой женой, не всегда принимавшей, но всегда понимавшей образ мыслей и поступки мужа. Тогда же пишется «Война и мир» - с 1865 по 68 год.


1868 год, Москва.

Эпитет к деятельности Толстого до 80-х подобрать сложно. Пишется Анна Каренина, много других произведений, впоследствии заслуживших невысокую оценку автора в сравнении с более поздним творчеством. Это еще не формулировка ответов на фундаментальные вопросы, но подготовка фундамента для них.


Л. Н. Толстой (1876)

А в 1879-м появляется «Исследование догматического богословия». В середине 80-х Толстым организовывается издательство книг для народного чтения «Посредник», для него пишется много рассказов. Выходит одна из вех в философии Льва Николаевича - трактат «В чем моя вера?»


1885 год, Москва. Фотография фирмы Шерера и Набгольца.


Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год

20-й век ознаменовался острой полемикой с Православной церковью и отлучением от неё. Толстой принимал активное участие в общественной жизни критикуя Русско-японскую войну и социальный уклад империи, уже начинавший трещать по швам.


1901 год, Крым. Фото С.А.Толстой.


1905 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой возвращается с купания на реке Воронке. Фото В.Г.Черткова.



1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой с любимым конем Делиром. Фото К.К.Буллы.



28 августа 1908 года, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой в день 80-летнего юбилея. Фото В.Г.Черткова.


1908 год, Ясная Поляна. У терассы яснополянского дома. Фото С.А.Баранова.


1909 год. В селе Крекшино. Фото В.Г.Черткова.



1909 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой в кабинете за работой. Фото В.Г.Черткова.

Всё многочисленное семейство Толстого часто собиралось в родовом имении Ясная Поляна.



1908 год. Дом Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Фото К.К.Буллы.



1892 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой с семьей за чайным столом в парке. Фото фирмы Шерера и Набгольца.


1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой с внучкой Танечкой. Фото В. Г. Черткова.



1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой играет в шахматы с М.С.Сухотиным. Слева направо: Т.Л.Толстая-Сухотина с дочерью М.Л.Толстого Таней Толстой, Ю.И.Игумнова, Л.Н.Толстой, А.Б.Гольденвейзер, С.А.Толстая, сын М.Л.Толстого Ваня Толстой, М.С.Сухотин, М.Л.Толстой, А.Л.Толстой. Фото К.К.Буллы.



Л. Н. Толстой рассказывает сказку об огурце внукам Ильюше и Соне, 1909 год

Не смотря на давление церкви, тесные отношения с Львом Николаевичем поддерживали многие известные и уважаемые люди.



1900 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой и А.М.Горький. Фото С.А.Толстой.


1901 год, Крым. Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Фото С.А.Толстой.



1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой и И.Е.Репин. Фото С.А.Толстой.

В последний год жизни Толстой тайно покинул семью чтобы прожить оставшееся время согласно собственному мировоззрению. В пути он заболел воспалением легких и умер на станции Астапово в Липецкой области, ныне носящей его имя.


Толстой с внучкой Таней, Ясная Поляна, 1910


1910 год. В селе Затишье. Фото В.Г.Черткова.

Большинство представленных выше фотографий были сделаны Карлом Карловичем Буллой, Владимиром Григорьевичем Чертковым и женой писателя Софьей Андреевной. Карл Булла - известный фотограф конца 19-го - начала 20-го веков, оставивший коллосальное наследие, которое в наши дни во многом определяет визуальное представление о той, давно ушедшей эпохе.


Карл Булла (из Википедии)

Владимир Чертков - один из ближайших друзей и единомышленников Толстого, ставший одним из лидеров толстовства и издатель многих произведений Льва Николаевича.


Лев Толстой и Владимир Чертков


Лев Толстой в Ясной Поляне (1908).
Фотографический портрет работы С. М. Прокудина-Горского. Первая цветная фотография. Впервые опубликована в «Записках Русского Технического Общества».

В воспоминаниях еще одного единомышленника Толстого - Павла Александровича Буланже - математика, инженера, писателя, познакомившего русских читателей с жизнеописанием Будды (издаваемого по сей день!) и основными идеями его учения, приводятся слова Толстого:

Бог дал мне высшее счастье, - он дал мне такого друга, как Чертков.

Софья Андреевна, урождённая Берс была верной спутницей Льву Николаевичу и сложно переоценить всю поддержку, которую она оказала ему.


С. А. Толстая, ур. Берс (из Википедии)

  1. «Любить и быть так счастливым»
  2. «Довольствоваться малым и делать добро другим»

Л ев Толстой - один из самых известных писателей и философов в мире. Его взгляды и убеждения легли в основу целого религиозно-философского течения, которое называют толстовством. Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, а самого его не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира.

«Исполняй все то, что ты определил быть исполненному»

Генеалогическое древо Льва Толстого. Изображение: regnum.ru

Силуэт Марии Толстой (в девичестве Волконской), матери Льва Толстого. 1810-е. Изображение: wikipedia.org

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Толстой рано осиротел. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще двух лет, а в девять лет он лишился и отца. Опекуном пятерых детей Толстых стала тетя - Александра Остен-Сакен. Два старших ребенка переехали к тете в Москву , а младшие остались в Ясной Поляне. Именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого.

В 1841 году Александра Остен-Сакен умерла, и Толстые перебрались к тете Пелагее Юшковой в Казань . Через три года после переезда Лев Толстой решил поступить в престижный Императорский Казанский университет . Однако учиться ему не нравилось, экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров - некомпетентными. Толстой даже не старался получить научную степень, в Казани его больше привлекала светские развлечения.

В апреле 1847 года студенческая жизнь Льва Толстого завершилась. Он унаследовал свою часть владений, включая любимую Ясную Поляну, и немедленно отправился домой, так и не получив высшего образования. В родовом имении Толстой попытался наладить быт и начать писать. Он составил свой план образования: изучать языки, историю, медицину, математику, географию, юриспруденцию, сельское хозяйство, естественные науки. Однако вскоре пришел к выводу, что легче строить планы, чем их осуществлять.

Аскетизм Толстого часто сменяли кутежи и игры в карты . Желая начать правильную, по его мнению, жизнь, он составлял распорядок дня. Но не соблюдал и его, а в дневнике снова отмечал недовольство собой. Все эти неудачи побудили Льва Толстого изменить образ жизни. Случай представился в апреле 1851 года: в Ясную Поляну приехал старший брат Николай. В то время он служил на Кавказе, где шла война. Лев Толстой решил присоединиться к брату и отправился вместе с ним - в деревню на берегу реки Терек.

На окраине империи Лев Толстой прослужил почти два с половиной года. Он коротал время охотясь, играя в карты и время от времени участвуя в набегах на вражескую территорию. Такая уединенная и монотонная жизнь нравилась Толстому. Именно на Кавказе родилась повесть «Детство» . Работая над ней, писатель нашел источник вдохновения, который оставался важным для него до конца жизни: он использовал собственные воспоминания и опыт.

В июле 1852 года Толстой отправил рукопись повести в журнал «Современник» и приложил письмо: «…я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое» . Редактору Николаю Некрасову понравилось произведение нового автора, и вскоре «Детство» напечатали в журнале. Воодушевленный первым успехом писатель вскоре приступил к продолжению «Детства». В 1854 году он опубликовал в журнале «Современник» вторую повесть, «Отрочество» .

«Главное - литературные труды»

Лев Толстой в молодости. 1851. Изображение: school-science.ru

Лев Толстой. 1848. Изображение: regnum.ru

Лев Толстой. Изображение: old.orlovka.org.ru

В конце 1854 года Лев Толстой прибыл в Севастополь - эпицентр военных действий. Находясь в самой гуще событий, он создал рассказ «Севастополь в декабре месяце». Хотя Толстой и непривычно откровенно описывал батальные сцены, первый севастопольский рассказ был глубоко патриотичным и прославлял храбрость русских солдат. Вскоре Толстой начал работать над вторым рассказом - «Севастополь в мае». К тому моменту от его гордости за русскую армию уже ничего не осталось. Ужас и потрясение, которые Толстой пережил на линии фронта и во время осады города, сильно повлияли на его творчество. Теперь он писал о бессмысленности смерти и бесчеловечности войны.

В 1855 году из руин Севастополя Толстой отправился в изысканный Петербург . Успех первого севастопольского рассказа дал ему ощущение цели: «Моя карьера - литература, - писать и писать! С завтра работаю всю жизнь или бросаю все, правила, религию, приличия - все» . В столице Лев Толстой закончил «Севастополь в мае» и написал «Севастополь в августе 1855 года» - эти очерки завершили трилогию. А в ноябре 1856 года писатель окончательно оставил военную службу.

Благодаря правдивым рассказам о Крымской войне Толстой вошел в петербургский литературный кружок журнала «Современник». В этот период он написал рассказ «Метель», повесть «Два гусара» , закончил трилогию повестью «Юность» . Однако через некоторое время отношения с писателями из кружка испортились: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел» . Чтобы развеяться, в начале 1857 года Лев Толстой отправился за границу. Он побывал в Париже, Риме, Берлине, Дрездене: знакомился с известными произведениями искусства, встречался с художниками, наблюдал, как живут люди в европейских городах. Путешествие не вдохновило Толстого: он создал рассказ «Люцерн», в котором описал свое разочарование.

Лев Толстой за работой. Изображение: kartinkinaden.ru

Лев Толстой в Ясной поляне. Изображение: kartinkinaden.ru

Лев Толстой рассказывает сказку внукам Ильюше и Соне. 1909. Крёкшино. Фотография: Владимира Черткова / wikipedia.org

Летом 1857 года Толстой вернулся в Ясную Поляну. В родной усадьбе он продолжил работать над повестью «Казаки» , а также написал рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». В дневнике Толстой так определил для себя свое назначение на тот момент: «Главное - литературные труды, потом - семейные обязанности, потом - хозяйство... А так жить для себя - по доброму делу в день и довольно» .

В 1899 году Толстой написал роман «Воскресение» . В этом произведении писатель критиковал судебную систему, армию, правительство. Презрение, с которым Толстой описывал институт церкви в романе «Воскресение», вызвало ответную реакцию. В феврале 1901 года в журнале «Церковные ведомости» Святейший Синод опубликовал постановление об отлучении графа Льва Толстого от церкви. Это решение лишь усилило популярность Толстого и привлекло внимание публики к идеалам и убеждениям писателя.

Литературная и общественная деятельность Толстого стала известна и за рубежом. Писателя номинировали на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 году и на Нобелевскую премию по литературе в 1902–1906 годах. Сам Толстой не хотел получать награду и даже сообщил финскому писателю Арвиду Ярнефельту, чтобы тот постарался помешать присуждению премии, потому что, «если бы это случилось… было бы очень неприятно отказываться» «Он [Чертков] всячески забрал в руки несчастного старика, он разлучил нас, он убил художественную искру в Льве Николаевиче и разжег осуждение, ненависть, отрицание, которые чувствуются в статьях Льва Николаевича последних лет, на которые его подбивал его глупый злой гений» .

Самого Толстого тяготил быт помещика и семьянина. Он стремился привести свою жизнь в соответствие с убеждениями и в начале ноября 1910 года тайно покинул яснополянскую усадьбу. Дорога оказалась непосильной для пожилого человека: в пути он тяжело заболел и был вынужден остановиться в доме смотрителя железнодорожной станции Астапово. Здесь писатель провел последние дни своей жизни. Умер Лев Толстой 20 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной Поляне.


В 1906 году Лев Николаевич Толстой отказался от рассмотрения его кандидатуры на Нобелевскую премию. Писатель объяснил это своим отношением к деньгам, но общественность восприняла отказ как очередное своенравие графа. Ниже – еще несколько “причуд” Льва Толстого…

Одна из самых красочных сцен Анны Карениной - описание сенокоса, во время которого Константин Левин (которого Лев Николаевич, как известно, во многом писал с себя) работает в поле наравне с мужиками. Но физический труд Толстой прославлял не только посредством своих героев, но и через собственный пример. Работа в поле бок о бок с крестьянами не была для него экстравагантным барским увлечением, он искренне любил и уважал тяжелый физический труд.

Кроме того, Толстой с удовольствием и, что важно, с умением шил сапоги, которые потом дарил родственникам, косил траву и пахал землю, удивляя наблюдавших за ним поместных крестьян и огорчая свою жену.

Да не с кем-нибудь, а с Иваном Тургеневым. Стоит сказать, что Толстой в юности и даже в зрелом возрасте был очень далек от привычного нам сегодня образа мудрого и спокойного старца, призывающего к смирению и бесконфликтности. В молодости граф был категоричен в суждениях, прямолинеен, а подчас даже груб. Пример тому - его конфликт с Тургеневым.

Поговаривают, что одной из причин разлада была «любовная интрига», завязавшаяся между Тургеневым и графиней Марией Николаевной, любимой сестрой Толстого. Но окончательная размолвка между ними случилась, когда оба писателя гостили в доме Афанасия Фета. Если судить по мемуарам последнего, причиной перебранки стал рассказ Тургенева о гувернантке его дочери, которая в воспитательных целях заставляла ее чинить рваную одежду нищих.

Толстому такая манера показалось чересчур показной, о чем он с прямолинейностью и жаром сообщил собеседнику. Словесная перебранка едва не привела к драке - Тургенев пообещал Толстому «дать в рожу», а тот в, свою очередь, вызвал его на дуэль. К счастью, стреляться они не стали - Тургенев принес извинения, Толстой их принял, но в их отношениях наступил продолжительный разлад. Лишь семнадцать лет спустя Тургенев приехал в Ясную Поляну к просветлевшему и уже не такому вспыльчивому Толстому.

В 1882 году в Москве прошла перепись населения. Интересно, что в ней на добровольных началах принял участие Лев Николаевич Толстой. Граф хотел узнать нищету в Москве, посмотреть, как живут здесь люди, чтобы хоть как-то помочь бедным горожанам деньгами и делом. Выбрал он для своих целей один из самых сложных и неблагополучных столичных участков - у Смоленского рынка по Проточному переулку, в котором располагались ночлежки и прибежища нищеты.

И.Е. Репин. Лев Толстой в комнате под сводами. 1891

Кроме социального анализа Толстой преследовал и благотворительные цели, он хотел собрать денег, помочь с работой беднякам, устроить их детей в школы, а стариков в приюты. Толстой лично обходил ночлежки и заполнял переписные карточки, и кроме того поднимал проблемы неустройства бедняков в прессе и городской думе. Итогом стали его статьи «Так что же нам делать?» и «О переписи в Москве» с призывами о помощи и поддержки малоимущим.

С годами Толстым все сильнее завладевали духовные искания, и он все меньше уделяет внимание быту, практически во всем стремясь к аскетизму и «опрощению». Граф занимается тяжелым крестьянским трудом, спит на голом полу и ходит босиком до самых холодов, подчеркивая тем самым свою близость к народу. Именно таким - на босу ногу, в подпоясанной крестьянской рубахе, простых штанах, - его запечатлел на своей картине Илья Репин.

И.Е. Репин. Л.Н.Толстой босой. 1901 год

Таким же он его описывал и в письме к своей дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп».

Лев Николаевич Толстой играет в русскую народную игру городки, Ясная Поляна, 1909 год.

Лев Николаевич сохранял физическую бодрость и крепость духа до самых последних дней. Причина тому - страстная любовь графа к спорту и всевозможным физическим упражнениям, которые по его мнению, были обязательны, в особенности для тех, кто занимается умственным трудом.

Любимой дисциплиной Толстого была ходьба, известно что уже в достаточно солидном возрасте шестидесяти лет он совершил три пеших перехода из Москвы в Ясную поляну. Кроме того, граф увлекался конькобежным спором, осваивал велосипед, верховую езду, плавание, каждое утро начинал с гимнастики.

Писатель Лев Толстой учится кататься на вело в бывшем здании Манежа (журнал «Циклист» за 1895 год).

Толстой яро увлекался педагогикой и даже обустроил в своем имении в Ясной поляне школу для крестьянских детей. Интересно, что там практиковался во многом экспериментальный подход к обучению - Толстой ставил во главу угла не дисциплину, а наоборот поддерживал теорию свободного воспитания, - дети на его уроках сидели как хотели, определенной программы не было, но занятия при этом были очень плодотворными. Толстой не только лично занимался с учениками, но также выпускал детские книги, в том числе собственную «Азбуку».

Конфликт Толстого и православной церкви стал одной из самых странных и печальных страниц в биографии писателя. Последние два десятилетия жизни Толстого ознаменовались его окончательным разочарованием в церковной вере и неприятием православных догматов. Писатель ставил под сомнение авторитет официальной церкви и критически высказывался по отношению к духовенству, настаивая на более широком понимании религии. Таким образом, его разрыв с церковью был предрешен - в ответ на публичную критику Толстого и серию публикаций посвященных теме религии, Синод в 1901 году отлучил его от церкви.

Уже в преклонном возрасте 82-x лет писатель решил уйти странствовать, покинув свое имение, оставив жену и детей. В прощальном письме к своей графине Софье, Толстой пишет: «Я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни».

В сопровождении своего личного врача Душана Маковицкого граф покидает Ясную Поляну и отправляется в скитания без определенной цели. Заехав в Оптину Пустынь и Козельск, он решает отправится на юг к своей племяннице, откуда планирует двинуться дальше на Кавказ. Но последние путешествие оборвалось, едва начавшись: в дороге Толстой простудился и подхватил воспаление легких - 7 ноября Лев Николаевич скончался в доме начальника железнодорожной станции «Астапово».

Дмитрий Назаров

: https://www.softmixer.com/2013/11/blog-post_9919.html#more

Толстой Лев Николаевич (1828 — 1910) — граф, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Принадлежит к богатому и знатному роду, занимавшему высокое положение еще во времена Петра Великого. Прадеду Льва Николаевича, графу Петру Андреевичу, выпала печальная роль в истории царевича Алексея. Правнук Петра Андреевича, Илья Андреевич, описан в «Войне и мире» в лице старого графа Ростова. Сын Ильи Андреевича, Николай Ильич, был отцом Льва Николаевича (изображен в «Детстве» и «Отрочестве» в лице отца Николиньки). В чине подполковника Павлоградского гусарского полка принимал участие в войне 1812 г. и после заключения мира вышел в отставку. Весело проведя молодость, Николай Ильич проиграл огромное состояние. Страсть к игре перешла и к сыну. Чтобы привести свои расстроенные дела в порядок, Николай Ильич, как и Николай Ростов, женился на некрасивой и уже не очень молодой княжне Волконской. У них было четыре сына: Николай, Сергей, Дмитрий и Лев и дочь Мария. Дед Толстого по матери, екатерининский генерал, выведен на сцену в «Войне и мире» в лице старого князя Волконского, а мать Льва изображена в лице княжны Марьи. Кроме Волконских, Толстой состоит в близком родстве с целым рядом других аристократических родов — князьями Горчаковыми, Трубецкими.

1854 год.

1862 год


Редколлегия журнала «Современник», Петербург. Слева направо стоят Л. Н. Толстой, Д.В.Григорович. Сидят И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, А.В.Дружинин, А.Н.Островский.

1868 год


1885 год

1892 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой с семьей за чайным столом в парке.


1900 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой и А.М.Горький.


1901 год, Крым


1901 год, Крым. Л.Н.Толстой и А.П.Чехов.


1905 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой возвращается с купания на реке Воронке


1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой и И.Е.Репин.


1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой играет в шахматы с М.С.Сухотиным.

1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой с внучкой Танечкой


1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой с любимым конем Делиром


1908 год, Ясная Поляна. У терассы яснополянского дома.


1908 год. Дом Л.Н.Толстого в Ясной Поляне.


28 августа 1908 года, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой в день 80-летнего юбилея.

Фотофонд

В Государственном музее Л.Н.Толстого в Москве хранится около 26 тысяч экземпляров фотографий основного фонда. Музей обладает не только самым полным собранием фотографий Л.Н.Толстого (около 12 тысяч экземпляров), но и уникальными и многообразными фотоснимками лиц, мест, событий, связанных с жизнью и творчеством писателя.
Основанием фотофонда музея послужили экспонаты Толстовской выставки, открывшейся в 1911 г. на общественных началах в Историческом музее в Москве. Владельцы фотографий (среди них К.К. Булла, Ф.Т. Протасевич, фирма «Шерер, Набгольц и К», снимавшие Толстого) подарили их постоянному музею Л.Н.Толстого, который открылся в 1911 году в Москве на Поварской улице, а в 1921 году перешел в ведение государства. На основе постановления Совнаркома СССР 1939 года о сосредоточении в Гос. музее Л.Н.Толстого в Москве всех материалов, связанных с его жизнью и творчеством, фотофонды пополнились новыми материалами из разных музеев страны. Особую ценность среди них представляют фотографии и негативы С.А. Толстой, жены писателя, полученные музеем из Ясной Поляны, Библиотеки им. В.И.Ленина (бывшего Румянцевского музея), Исторического музея: их мог видеть Л.Н. Толстой, держать в руках; на них есть надписи и пометки членов семьи писателя.

В дальнейшие годы крупные и значительные по содержанию поступления были из архивов В.Г. Черткова , внучки Толстого С.А. Толстой-Есениной , сына и внука писателя С.Л. и С.С. Толстых , правнука А.И. Толстого , знакомых семьи Толстых – Х.Н. Абрикосова, П.Н. Буланже, П.А. Сергеенко, Н.Н. Гусева, а также из архива К.С. Шохор-Троцкого и других.
Фотографическая толстовиана музея многочисленна и разнообразна. Это целая фотолетопись жизни писателя, которая создавалась на протяжении 60-ти лет – от первого дагерротипного изображения до фотографий, полученных в результате моментальной съемки.

Изображений молодого Толстого немного. Это дагерротипы (зеркальные отпечатки на посеребренной металлической пластине) 1849 и 1854 годов (из 4-х известных нам дагерротипов писателя три находятся в нашем музее) и первые фотографии в современном значении этого слова, т.е. отпечатки на бумаге, работы С.Л. Левицкого, М.Б. Тулинова, И. Жерюзе (1856, 1862 гг. ). В дальнейшем, по мере совершенствования фототехники и роста популярности Толстого, его фотографий становилось все больше, особенно много в первое десятилетие ХХ века.

Л.Н. Толстого фотографировали представители известных фотофирм, корреспонденты газет и журналов, члены его семьи, родственники, друзья, знакомые и случайные посетители.

Первые любительские изображения писателя (за исключением автофотопортрета 1862 г.) были сделаны соседом по имению князем С.С. Абамелеком-Лазаревым (1884 г.), другом семьи М.А. Стаховичем (1887 г.) и женой С.А. Толстой (1887 г.). Первые два автора создали целые фотоколлекции – портреты Толстого, его семьи, родственников и гостей Ясной Поляны; многие снимки носят жанровый характер, передающий эмоциональную атмосферу яснополянской усадьбы.

Л.Н. Толстой рядом со своими скульптурным портретом работы И.Е. Репина. 1891 г. Ясная Поляна. Фотография Е.С. Томашевича.

В 1890-е годы, помимо уже упомянутых С.С. Абамелека-Лазарева и С.А. Толстой, писателя фотографировали Адамсон, Е.С. Томашевич, Ю. Стадлинг (шведский журналист), П.Ф. Самарин, П.И. Бирюков, Д.И. Четвериков, художник Н.А. Касаткин, П.В. Преображенский, сын писателя Илья Львович и другие. Все они запечатлели важные, значительные моменты общественной деятельности писателя, его занятий и интересов: Толстой на косьбе с яснополянским крестьянином; составляет списки голодающих в Бегичевке Рязанской губернии; среди единомышленников на хуторе в Русанове Тульской губернии; у балаганов на Девичьем поле в Москве…

Самое большое количество фотографий Л.Н. Толстого было сделано в 1900-е годы, когда появились моментальные аппараты. Среди авторов – близкие писателю люди: жена Софья Андреевна, дочери Мария и Александра, сын Илья; друзья и знакомые: В.Г. Чертков, Д.А. Олсуфьев, П.И. Бирюков, Д.В. Никитин, И.М. Бодянский, Д.А. Хирьяков, П.А. Сергеенко и многие другие.

На их снимках Толстой предстает нам в непринужденной, доверительной обстановке, в кругу семьи и гостей, единомышленников и знакомых, за работой и на прогулке, в Ясной Поляне, Москве и других местах. Психологические камерные фотопортреты чередуются с динамичными, передающими экспрессию момента или отдельного сюжета снимками.


Л.Н. Толстой.1903г.
Ясная Поляна.
Фотография А.Л. Толстой.
В 1901 году в связи с «Определением Святейшего Синода» об отпадении графа Л.Н. Толстого от православной церкви официально было запрещено снимать и распространять изображения писателя, поэтому его профессиональных фотографий 1900-х годов немного. По-прежнему заказывала портреты мужа С.А. Толстая фирме «Шерер, Набгольц и К». В 1903 году в 75-летний юбилей Л.Н. Толстого его сын Илья Львович пригласил в Ясную Поляну своего друга, профессионального фотографа Ф.Т. Протасевича, который сделал много снимков юбиляра, его семьи и гостей. Накануне 80-летнего юбилея писателя (1908 г.) в Ясную Поляну приехал петербургский фотограф от «Нового времени» К.К. Булла с сыном. За два дня они создали целую предъюбилейную коллекцию, до сих пор изумляющую зрителей жизненной правдой и техническим блеском: психологически емкие портреты писателя, его семьи, гостей, крестьян, виды и интерьеры усадьбы, ее окрестностей.


В окрестностях Ясной Поляны.
1908 г. Фотография К.К. Буллы.

Последний профессиональный снимок Толстого в Ясной Поляне был сделан фотографами фирмы «Отто Ренар», которые в 1909 году приезжали в Ясную вместе с представителями фирмы «Граммофон», желающими записать голос «патриарха русской литературы».

Хроника поездок Л.Н. Толстого в 1909 и в 1910 годах к другу В.Г. Черткову в подмосковное Крекшино, к дочери Т.Л. Сухотиной в Кочеты, последнего посещения писателем Москвы в сентябре 1909 года нашла отражение (помимо снимков В.Г. Черткова и Т. Тапселя) в фотографиях профессиональных мастеров С.Г. Смирнова, А.И. Савельева, фирмы «Ю.Мебиус», в кинокадрах А.О. Дранкова, Ж.Мейера (фирма «Пате»); ими же сняты траурные дни ноября 1920 года в Астапове и Ясной Поляне, которые запечатлели также профессионалы Т.М. Морозов, Ф.Т. Протасевич и кинооператоры фирмы А.А. Ханжонкова.

Самыми значительными коллекциями толстовской иконографии являются работы жены писателя С.А. Толстой и его друга В.Г. Черткова – и по количеству снимков, и по разнообразию сюжетов.

Фотографии С.А. Толстой (около 1000 сюжетов) – своеобразная летопись последних двадцати лет жизни Л.Н. Толстого (1887-1910 гг.). Её фотокамера фиксировала и важные события, и будничные, прозаические. На её фотографиях мы видим Льва Толстого за работой, на отдыхе, в кругу семьи и гостей, с видными деятелями культуры; другие излюбленные сюжеты ее снимков – портреты детей и внуков, родственников, многочисленных гостей, пейзажи любимой ею Ясной Поляны, эпизоды повседневной жизни. На многих фотографиях работы С.А. Толстой запечатлен и сам автор, так как снимала она дорожной камерой, которую устанавливала на штатив.


Ясная Поляна

Л.Н. и С.А. Толстые со скульптором И.Я. Гинцбургом (слева) и критиком В.В. Стасовым.
1900 г. Ясная Поляна.
Фотография С.А. Толстой.

Среди фотографий, отмеченных некоторой статичностью композиции, в ее фотоколлекции немало и таких снимков, которые ярко и живо
«выхвачены» из повседневных будней яснополянской или Фотография С.А. Толстой.
московской жизни семьи, где «всякий момент, по словам И. Репина, был глубоко интересен – как может быть только у Толстых». Коллекция С.А. Толстой неравнозначна по технике исполнения (у нее не было даже специальной комнаты для обработки фотографий), но по характеру сюжетов, передающих полнокровный образ жизни Л.Н. Толстого, атмосферу, в которой он жил, она непревзойденна.

Друг и единомышленник Толстого В.Г. Чертков создавал свою фотоколлекцию (около 360 сюжетов) всего пять лет (1905-1910 гг.). Прежде всего он пытался выразить средствами фотографии особенность и сложность духовного облика Л.Н. Толстого. Отсюда его пристрастие к крупноплановому портрету, к темам «Толстой и природа», «Толстой и народ», через которые, по его мнению, более всего раскрывалась личность писателя. Немногим из любителей, не говоря уже о профессионалах-фотографах, были доступны в такой мере, как Черткову, минуты, когда можно было «подсмотреть» и снять крупным планом лицо Толстого во время непринужденной беседы, наедине со своими мыслями, в момент творчества. Моментальные аппараты давали возможность Черткову снимать целые серии одновременных крупноплановых портретов Льва Николаевича. Каждая «лента» таких снимков (в музее 10 таких серий) передает лицо Толстого в движении, в бесконечном разнообразии его выражения. Некоторые из фотопортретов работы Черткова по своей психологической емкости и степени обобщения могут соперничать даже с лучшими живописными и графическими изображениями писателя, восхищая нас и совершенством технического исполнения (проявлял и печатал снимки профессионал Т. Тапсель, специально приглашенный Чертковым из Англии).

Л.Н. Толстой. 1907 г. Ясная Поляна. Фотография В.Г. Черткова


Ценность фотофонда представляет уникальная коллекция дагерротипов (портреты Л.Н. Толстого, его родственников, друзей и знакомых) 1844-1856 гг. работы В. Шенфельдта, К.П. Мазера, А.Я. Давиньона, М.А. Абади, Н.А. Пашкова, братьев Блюменталь. Все семнадцать дагерротипов дошли до нашего времени в хорошем состоянии, за исключением 18-го, частично утратившего изображение.

Среди большого количества фотографий разных лиц из окружения Л.Н. Толстого в музее хранятся фотоальбомы представителей светского общества 1850-х-1870-х гг. из архивов Чертковых, Паниных, Левашовых, Воронцовых-Дашковых; альбомы «фотопортретов августейших особ и лиц, известных в России» Г. Деньера (1865 г.).

В разделе «Разные места» следует отметить крупноплановые снимки видов Кавказа, сделанные фотографами и топографами Главного штаба Кавказской армии 1850-х-1860-х годов, альбом светописей графа Ностица (1896 г.) с видами Москвы и Крыма.

Фотографии лиц и мест, связанных с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, составляют около 2/3 общего количества снимков, но как ни велика эта часть основного фотофонда, границы ее расширения беспредельны – так много вобрал в себя Толстой, так широки и многообразны были его связи.