Мравинский евгений александрович краткая биография. Биографии великих людей

Великий русский дирижер Е.А. Мравинский родился в Петербурге 22 мая (4 июня) 1903 года. Его отец, юрист по образованию, был действительным статским советником, мать - потомственной дворянкой. Родители уделяли много внимания воспитанию и образованию своего единственного сына. Он рано начал изучать языки - французский и немецкий. В 6 лет родители стали обучать мальчика игре на фортепиано, брали его с собой в театр на концерты оперной и симфонической музыки. В 1914 году, в 11-летнем возрасте, Мравинский зачислен сразу во второй класс гимназии, он интересуется зоологией и ботаникой, продолжает домашние уроки игры на фортепиано.

В 1918 году неожиданно умер отец будущего дирижера, А.К. Мравинский (по одной из версий он был расстрелян вскоре после революции), и юноша, в поисках заработка, поступает в Мариинский театр, в группу артистов миманса. Продолжая работать в театре, в 1920 году Мравинский поступает на естественнонаучный факультет Петроградского Университета. Однако из-за невозможности совмещать учебу с работой в театре, он выбирает театр и вскоре уходит из университета. Видимо, тогда и возникло твердое решение посвятить себя музыке. В 1921 году, не оставляя работы в театре, Мравинский поступает штатным пианистом-аккомпаниатором в Ленинградское хореографическое училище. Позднее, осознав необходимость получения музыкального образования, он решает поступать в консерваторию, но в 1923 году первая попытка не удалась - в консерваторию он не был принят из-за дворянского происхождения.

В 1924 году он все же поступил в Ленинградскую консерваторию, где вначале занимался в классе композиции, а с 1927 года - в классе дирижирования, у профессора Н.А. Малько (после его отъезда за границу летом 1929 года - у А.В. Гаука). В поисках дирижерской практики Мравинский сотрудничает с самодеятельным симфоническим оркестром совторгслужащих, проводит с ним несколько концертов. В том же году, после 8 лет работы аккомпаниатором Мравинскому доверили пост заведующего музыкальной частью Ленинградского хореографического училища. В этой должности он проработал до 1931 года. Весной 1931 года Мравинский окончил консерваторию. Летом он назначается дирижером-ассистентом в Ленинградский театр оперы и балета. Однако, основным его занятием становится участие в балетных репетициях в качестве пианиста. Тогда же Мравинский получил важный государственный заказ - работу по перестройке курантов Петропавловской крепости - замене мелодии "Коль славен" начальной фразой "Интернационала", используя старый набор колоколов.

20 сентября 1932 года состоялась премьера балета "Спящая красавица" - первой самостоятельной работы Е.А. Мравинского в Театре оперы и балета (постановка М.Петипа). С тех пор на "Спящую красавицу" стали ходить не только для того, чтобы посмотреть Уланову и Сергеева, но и для того, чтобы послушать Мравинского. В ближайшие годы он продирижировал "Корсаром" (октябрь 1932 года), "Жизелью" Адана (февраль 1933 года), "Лебединым озером" Чайковского (апрель 1933 года), "Щелкунчиком" (апрель 1934 года). В 1932-1937 годах Мравинский проводит около 40 программ с оркестром Ленинградской филармонии. 29 апреля 1934 года оркестр Ленинградской филармонии первым в СССР был удостоен почетного звания Заслуженного коллектива РСФСР.

20 октября 1937 года Евгению Александровичу было поручено открыть новый концертный сезон в Ленинградской филармонии - честь, которой до того удостаивались только главные дирижеры оркестра, а 21 ноября 1937 года в рамках декады советской музыки в честь 20-летия Октябрьской революции состоялась премьера Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича в исполнении оркестра под управлением Е.А. Мравинского. В сентябре 1938 года Мравинский победил на 1-м Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. Эта победа принесла ему первую премию, звание лауреата и право участвовать в Международном конкурсе дирижеров в Брюсселе (он не состоялся из-за начавшейся в 1939 году Второй мировой войны). Но главной наградой явилось не это, а последовавший вскоре приказ Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР о назначении Мравинского руководителем оркестра Ленинградской филармонии. Дирижер уходит из Театра оперы и балета, где успешно проработал семь лет (1932-1938).

18 октября 1938 года Мравинский открывал концертный сезон Филармонии уже в качестве главного дирижера оркестра. Начало совместной работы дирижера и оркестра оказалось трудным. "Старожилы" встретили нового руководителя сдержанно и настороженно. Многих ветеранов отпугнули и возраст Мравинского (он был едва ли не самым молодым членом коллектива), и отсутствие опыта руководства оркестром. Когда Мравинский с первых шагов стал вводить строгую дисциплину, в среде оркестрантов начались скрытые противодействия. Но были в оркестре и музыканты, верившие в нового главного дирижера, готовые поддержать его.

С началом Великой Отечественной войны начинается новая страница биографии дирижера. Уже в июне 1941 года многие артисты оркестра вошли в состав фронтовых концертных бригад, многие участвовали в строительстве оборонных объектов, некоторые ушли в ополчение. В августе, согласно решению правительства, оркестр был эвакуирован в тыл. Коллектив оставлял родной город, когда вокруг Ленинграда уже смыкалось кольцо вражеской блокады. 4 сентября музыканты прибыли в Новосибирск, а уже на следующий день выступали в госпиталях и воинских частях. Осенью 1943 года Е.А. Мравинский выезжает в Москву для работы над новой - Восьмой симфонией Шостаковича. Во время репетиций автор, покоренный работой Евгения Александровича, навечно связал свое детище с именем дирижера, посвятив ему Восьмую симфонию. В течение всего времени эвакуации оркестр, руководимый Е.А. Мравинским, дал 538 концертов. Их посетило около 400 тысяч слушателей. Состоялось также 240 концертов по радио. После отъезда ленинградцев в Новосибирске открылись оперный театр, филармония, музыкальное училище, а впоследствии и консерватория.

В сентябре 1944 года оркестр вернулся в Ленинград. Первые концерты в Ленинграде коллектив официально объявил отчетными, желая тем самым продемонстрировать итоги трехлетней работы в Сибири. 11 ноября 1944 года была исполнена Седьмая симфония Шостаковича, а менее чем через месяц - Восьмая. В феврале-марте 1946 года оркестр во главе с Мравинским впервые гастролировал за рубежом - в Финляндии. Во время гастролей Мравинский получил возможность посетить Яна Сибелиуса в его загородном доме, из которого он почти не выезжал с конца 1920-х годов. Встреча с ним произвела неизгладимое впечатление на дирижера. В том же году заслуги Е.А. Мравинского дважды отмечаются правительством: весной ему было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в конце года присуждена Государственная премия СССР за достижения в области концертно-исполнительской деятельности.

В трудные послевоенные годы Мравинский не заигрывал с властями и прессой, не сидел в президиумах ответственных совещаний, не выступал на собраниях, его фотографии очень редко появлялись в газетах и журналах. Он никогда не играл сочинений "боссов" Союза композиторов. В 1948 году, в самый разгар газетной травли композиторов, когда все их произведения были изъяты из репертуара, Мравинский пытался поддерживать Шостаковича, в 1952-1953 годах он защитил музыкантов-евреев своего оркестра от увольнений. Мравинский, несомненно, защитил и дирижера Курта Зандерлинга, который бежал в СССР из фашистской Германии в 1935 году. А когда после смерти Сталина травля прекратилась, в 1954 году за заслуги в развитии советского музыкального искусства Мравинскому было присвоено почетное звание Народного артиста СССР. В том же году оркестр впервые после войны выехал на гастроли в Москву.

В 1961 году Мравинскому первому из советских дирижеров присуждается Ленинская премия. С 1961 он преподает в Ленинградской консерватории, с 1963 года - профессор. Оркестр много гастролирует по всему миру, за десятилетия работы с Мравинским превратился в коллектив, обладающий исключительно высоким профессионализмом и пользующийся международной известностью. Зарубежная гастрольная деятельность дирижера продолжалась до 1984 года.

4 июня 1973 года, в день своего 70-летия Мравинский был удостоен звания Героя Социалистического труда. В этот день он вместе с оркестром находился на гастролях в Японии, прошедших с исключительным успехом. Дирижер был награждён орденами Ленина (1973), Дружбы народов (1978), Трудового Красного Знамени (1983), а также медалями.

Последний концерт Мравинского состоялся 6 марта 1987 года. В Большом зале Ленинградской филармонии исполнялись "Неоконченная" симфония Шуберта и Четвертая симфония Брамса. Е.А. Мравинский скончался у себя дома в Ленинграде 19 января 1988 года, на 85-м году жизни. Под звуки траурного марша из "Гибели богов" в своем и своего оркестра исполнении (в записи) Мравинский навсегда покидал белоколонный зал филармонии... Похоронили дирижера на Богословском кладбище. На его могиле был установлен памятник с надписью - "Великому музыканту".

Мравинский был одним из крупнейших современных мастеров дирижёрского искусства. Как и многие крупные дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, Мравинский - фигура сложная и противоречивая. У него был, что называется, "тяжелый характер". Он был дирижером авторитарного типа, мнителен, может быть, резок, несправедлив и даже жесток. И тем не менее, он безусловно был Художником, по праву причисляемым к наиболее крупным музыкантам ХХ века.

"Концерт Евгения Мравинского был не только необыкновенным концертом. Настоящие любители музыки утверждали, что это было нечто большее, а именно мы стали свидетелями особого, редкого явления, своеобразного художественного действа… Все мы видели дирижеров, которые лишь отбивают ритм, позволяя вести себя самому оркестру. С Евгением Мравинским оркестр Ленинградской филармонии действительно является инструментом в руках виртуоза, почти продолжением его тела, его рук. Нет никакой внешней помпы, но практически нет и напряжения. Без дирижерской палочки, сидя на табурете, порой касаясь левой рукой партитуры, 79-летний маэстро взглядом, еле заметным движением руки или даже запястья руководит оркестром, и музыка льется, совершенная и глубокая. Это результат не одних репетиций, а всей артистической карьеры, лучше сказать, всей жизни", - писала мадридская газета "El Pais" в 1982 году.

Евгений Александрович Мравинский, выдающийся отечественный дирижер, появился на свет в Санкт-Петербурге в 1903 г. в дворянской семье. Отец будущего дирижера служил в Министерстве юстиции, мать происходила из старинного рода. В то же время семья была тесно связана с искусством: одним из дальних родственников был Игорь Северянин, а тетя по линии отца под псевдонимом Мравина пела в Мариинском театре.

Октябрьская революция, заставшая Мравинского четырнадцатилетним подростком, коренным образом изменила жизнь семьи: утрата имущества и положения в обществе, ощущение собственной неугодности новой власти. Чтобы выжить, мать Евгения работала в костюмерной Мариинского театра. В 1920 г., окончив Трудовую школу, юноша поступил в Петроградский университет, но нужда заставила зарабатывать. Он становится мимистом в Мариинском театре, благодаря чему получает возможность общаться с лучшими певцами того времени, в частности, с . Совмещать работу с учебой было нелегко, и он бросил университет. Другим источником не только заработка, но и бесценного музыкального опыта становится концертмейстерская деятельность в хореографическом училище.

Потерпев неудачу при попытке поступить в консерваторию, Мравинский записывается в учебные классы при Ленинградской академической капелле. Он обучается композиции, и весьма успешно – творения его исполняются, но молодой композитор своими успехами не удовлетворен. В 1927 г. он начинает учиться дирижированию у Николая Малько, а по прошествии двух лет – у Александра Гаука.

Дирижерский дебют Мравинского состоялся в Мариинском театре в 1932 г. Проявить себя помог случай: Евгению Александровичу приходится встать за пульт вместо дирижера, который внезапно заболевает. «Спящую красавицу» в тот вечер проводит он блестяще, а впоследствии дирижирует спектаклями прославленного театра – в основном балетными, одновременно работая с оркестром Ленинградской филармонии. Постепенно он начинает понимать истинное свое призвание – быть не оперным дирижером, а симфоническим.

Под его руководством симфонический оркестр был удостоен звания Заслуженного коллектива Республики – одним из первых в стране. С этим оркестром Мравинский подготовил несколько десятков программ. Блестящей идеей дирижера стали концерты-лекции: начало исполнения он предварял интересным и увлекательным рассказом о музыке.

В 1938 г. Мравинский одержал победу на Всесоюзном конкурсе дирижеров, после чего получил немало заманчивых предложений, но оркестр свой не оставил, с ним была связана его последующая творческая жизнь. Он пятьдесят лет возглавлял коллектив, который любители музыки часто неофициально называли не оркестром Ленинградской филармонии, а «оркестром Мравинского».

После войны начинаются зарубежные гастроли оркестра Мравинского: Финляндия в 1946 г., Чехословакия в 1955, Германия, Австрия и Швеция в 1956, Польша в 1958, а в 1960 г. оркестр дал в общей сложности тридцать четыре концерта в семи западноевропейских государствах. В последующие годы дирижер выезжал за границу со своим оркестром раз в два года, последний раз это произошло в 1984 г.

Какое бы произведение ни дирижировал Мравинский, он творчески подходил к интерпретации, раскрывая такие черты, которые от других дирижеров зачастую оказывались сокрытыми. Это позволяло ему ярко, образно и в то же время изящно преподносить публике не только симфонии и Бетховена, но и то, что менее часто можно было услышать в концертных программах – например, творения Брукнера и , а также музыку современников. Особая страница творчества Мравинского – сотрудничество с . Под его управлением впервые прозвучали симфонии Дмитрия Дмитриевича – , . Композитору хотелось, чтобы и премьерой дирижировал Мравинский, но во время войны он находился в эвакуации в Новосибирске. Но вскоре после куйбышевской премьеры под управлением состоялась премьера новосибирская, которой дирижировал Мравинский.

Музыка для Евгения Александровича была естественной формой существования. «Она относится к первейшим потребностям человека, лишиться ее равносильно утрате счастья», – писал дирижер в своем дневнике. Присутствие публики в зале казалось ему условностью – он считал, что музыку следует обращать к Господу Богу. Многие считали его человеком холодным и замкнутым, но это была не холодность, а благородная сдержанность – неотъемлемая часть аристократического воспитания, полученного в детстве. Мравинского отличала исключительная скромность – он не любил фотографироваться, тем более – позировать, в его квартире не было никаких ценных вещей, кроме рояля и проигрывателя.

Дирижерскую деятельность Евгений Александрович продолжал до самой смерти и даже в преклонные годы искал новые формы работы. Совместно с режиссером Андреем Торстенсеном он организовал телетрансляции концертов, в которых использовалось несколько камер. Благодаря этому телезрители могли видеть именно ту группу инструментов, которая солирует в данный момент.

Последний концерт Мравинского состоялся в марте 1987 г., а в январе следующего года дирижер ушел из жизни.

Музыкальные Сезоны

(1903-1988) - российский дирижер, педагог, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973). В 1932-1938 в Ленинградском театре оперы и балета. С 1938 главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Под руководством Мравинского были впервые исполнены многие произведения советских композиторов, в том числе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Сергея Сергеевича Прокофьева, Арама Ильича Хачатуряна. Профессор Ленинградской консерватории (с 1963). Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1946), Сталинская премия (1946).

Евгений Александрович Мравинский родился 4 июня (22 мая по старому стилю) 1903 года, в Петербурге. В 1931 году Женя окончил Ленинградскую консерваторию, где занимался дирижированием в классах Николая Андреевича Малько и Александра Васильевича Гаука. В 1932 - 1938 годах дирижёр Театра оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова. С 1938 главный дирижёр оркестра Ленинградской филармонии, выдвинувшегося под его руководством в число лучших симфонических коллективов мира.

Евгений Александрович - один из крупнейших современных мастеров дирижёрского искусства. Центральное место в его репертуаре занимали симфонии Людвига ван Бетховена, Гектора Берлиоза, Петра Ильича Чайковского, Александра Порфирьевича Бородина, Иоганнеса Брамса, Антона Брукнера, Густава Малера, Артюра Онеггера. Значительные достижения его связаны с истолкованием произведений советских авторов. Под его управлением впервые прозвучали многие сочинения Дмитрия Шостаковича (в том числе 5, 6, 8, 9, 10-я симфонии), а также Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, и ряда ленинградских композиторов.

Искусство Евгения Мравинского отличалось масштабностью мышления, ясностью художественной цели, классической уравновешенностью интеллектуального и эмоционального начал, совершенством, отточенностью мастерства. В 1936 - 1937 и с 1961 года он вел педагогическую работу в Ленинградской консерватории, с 1963 профессор. С 1946 гастролировал в странах Европы и Северной Америки, 1-я премия на Всесоюзном конкурсе дирижёров (1938). Государственная премия СССР (1946), Ленинская премия (1961). Награждён орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Литература:

  • Богданов-Березовский В., Советский дирижёр, Л., 1956;
  • К 70-летию Мравинского, «Советская музыка», 1973, №6;
  • Бялик М., Рыцарь музыки, «Музыкальная жизнь», 1973, № 12.

Евгений Александрович Мравинский скончался 19 января 1988 года, в Ленинграде, в возрасте 84 лет.


Евгений Александрович Мравинский появился на свет 4 июня 1903 года в Санкт-Петербурге.
Его мама, Елизавета Николаевна, имела дворянское происхождение из рода Филковых. Александр Константинович, отец, служил в чине действительного статского советника. Такие известные личности как Игорь Северянин, Александра Коллонтай и Евгения Мравинская (солистка Мариинского театра в конце XIX в.) приходились родственниками Евгению Александровичу.

С самого начала учебы гимназист Евгений Мравинский склонялся к естествознанию. В 1920 году он начинает заниматься на естественном факультете Петроградского университета. В то же время Евгений Мравинский работал артистом миманса в Мариинском театре. Совмещение обучения и работы было невозможным, и Евгений оставил учебу. В 1921 году Мравинский получает должность штатного пианиста-аккомпаниатора в Ленинградском хореографическом училище, а в 1924 году становится студентом отделения композиции Петроградской консерватории. Первая попытка поступить в данное учебное заведение
в 1923 г. не увенчалась успехом: дворянское происхождение Мравинского преградило путь, несмотря на успешно сданные экзамены. С 1927 года Евгений Александрович занимается на отделении дирижирования, а уже с 1929-го работает в Ленинградском хореографическом училище заведующим музыкальной частью.
Дебютное выступление Евгения Александровича в Мариинском театре состоялось в 1932 году. В течение последующих шести лет он являлся дирижером театра. Первый Всесоюзный конкурс дирижеров в 1938 году в Москве завершился победой Евгения Мравинского, что позволило ему возглавить Симфонический оркестр Ленинградской филармонии.


Евгений Мравинский дружил всю жизнь с Дмитрием Шостаковичем и был первым исполнителем большинства поздних симфоний Шостаковича - №5, №6, №8, №9, №10, №11 3 ноября 1957 года, №12).
К сожалению, из-за 13-ой симфонии Шостакович и Мравинский несколько отдалились. И три последние симфонии Шостаковича премьеры играли другие музыканты.
Симфония №13 «Бабий Яр» си-бемоль минор op.113. 18 декабря 1962 года 13-я симфония Шостаковича была исполнена в Москве и…тут же снята с репертуара и запрещена.
Основой текста стали пять стихотворений поэта Е. А. Евтушенко: «Бабий Яр», «Юмор», «В магазине», «Страхи», «Карьера».
Шостакович говорил, что стихотворение «Бабий Яр» настолько потрясло его, что решение написать музыку на эти слова созрело мгновенно. Тринадцатая симфония была создана в невиданно короткий срок, но премьеру ее власти пытались так или иначе сорвать. Испугавшись возможных гонений, от исполнения симфонии отказались всемирно известные исполнители: дирижёр Евгений Мравинский, приглашенный самим Шостаковичем, и певец Борис Гмыря. Спасли положение дирижер Кирилл Кондрашин и молодой певец Виталий Громадский. Тем не менее, буквально накануне премьеры Кондрашину пригрозили запретом, если не будет упоминания о русских и украинских жертвах. Евтушенко пришлось добавить четыре строки:

Я здесь стою, как будто у криницы,
дающей веру в наше братство мне.
Здесь русские лежат и украинцы,
с евреями лежат в одной земле.

Эти четыре строки спасли исполнение симфонии.

Симфония №14 впервые исполнена в Ленинграде 29 сентября 1969 года Московским камерным оркестром под управлением Рудольфа Баршая.
Премьера Симфонии №15 исполнена в Москве 8 января 1972 года - дирижировал Максим Шостакович.

***
1946 год ознаменовался первыми гастролями Мравинского за рубежом. За время поездки в Финляндию Евгению Александровичу посчастливилось познакомиться с Яном Сибелиусом, знаменитым композитором. В 1954 году Евгений Мравинский получил звание народного артиста СССР, а в 1961 году - Ленинскую премию (первый среди советских дирижеров).
С того времени зарубежные концерты оркестра великого дирижера проходили очень часто: жители Чехословакии, ГДР, ФРГ, Швейцарии, Австрии, Польши и даже Японии имели возможность вживую услышать музыку в исполнении этого коллектива.
6 марта 1987 года Большой зал Ленинградской филармонии принял последний концерт Евгения Мравинского.
19 января 1988 года Евгения Александровича не стало. Его тело было захоронено на Богословском кладбище.

Симфония № 8 до минор (Опус 65) Дмитрия Шостаковича была написана летом 1943 года, и впервые исполнена 4 ноября того же года Академическим симфоническим оркестром СССР под управлением Евгения Мравинского, которому посвящена Восьмая симфония.

Запись Восьмой симфонии была сделана в 1982 году.

В течение пятидесяти лет (1938-1988) возглавлял Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Мравинский - один из крупнейших дирижёров XX века, значительная фигура в культурной жизни Ленинграда.

Биография

Родился в дворянской семье Александра и Елизаветы Мравинских. Отец, Александр Константинович (1859-1918), выпускник Императорского училища правоведения, состоял членом консультации при Министерстве юстиции, служил окружным юрисконсультом военно-окружного совета Петроградского военного округа и имел чин тайного советника. Мать, Елизавета Николаевна (1871-1958), происходила из дворянского рода Филковых. Сестра отца, Евгения Мравинская, была знаменитой солисткой Мариинского театра в 1886-1900 годах под псевдонимом Мравина. Сводной сестрой отца была Александра Коллонтай. Среди родственников Мравинского - поэт Игорь Северянин.

Учился во 2-й Санкт-Петербургской гимназии и на естественном факультете Петроградского университета, который бросил из-за невозможности совмещать учёбу с работой в театре. Обучался в дирижёрско-хоровом техникуме при Ленинградской академической капелле. Работал артистом миманса в Мариинском театре, пианистом в Хореографическом училище, где досконально изучил сложную технику классического танца. В 1924 году поступил в Ленинградскую консерваторию на отделение композиции. В 1927 году стал заниматься на отделении дирижирования, где и приобрёл технические навыки и умение работать с партитурой. С 1929 по 1931 годы был заведующим музыкальной частью Ленинградского хореографического училища.

Дебютировал в Мариинском театре в 1932 году. В 1932-1937 годах провёл около 40 программ с оркестром Ленинградской филармонии. В 1934 году этот оркестр одним из первых в СССР получил почётное звание Заслуженного коллектива Республики. В 1932-1938 годах был дирижёром Мариинского театра, в основном балетного репертуара. В 1938 году, победив на Первом Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве, возглавил Симфонический оркестр Ленинградской Филармонии, которым руководил почти 50 лет.

В 1939 году первым исполнил Шестую симфонию Шостаковича. В 1940 году впервые дебютировал в Москве. После начала Великой Отечественной войны оркестр Мравинского был эвакуирован в Новосибирск. Оттуда в сентябре 1944 года оркестр вернулся в Ленинград.

1946 год - первые зарубежные гастроли Мравинского. Он побывал в Финляндии, где также встретился с знаменитым композитором Яном Сибелиусом. В 1954 году, за заслуги в развитии музыкального искусства Мравинскому было присвоено звание народного артиста СССР. 1955 год - вторые зарубежные гастроли оркестра Мравинского - в Чехословакии. 1956 год - гастроли в ГДР, ФРГ, Швейцарии и Австрии, 1958 год - гастроли в Польше, 1960 год - гастроли в семи странах Западной Европы, 34 концерта. С тех пор оркестр Мравинского выезжал на гастроли примерно каждые два года, в Западную или Восточную Европу (8 раз - в Австрии, 6 раз - в Японии). Последние зарубежные гастроли Мравинского состоялись в 1984 году, а последний концерт - 6 марта 1987 года в Большом зале Ленинградской филармонии.

С 1961 года Мравинский преподавал в Ленинградской консерватории, с 1963 года - профессор.

Среди записей - произведения Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Антона Брукнера, Яна Сибелиуса, Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Франца Шуберта. После 1961 года не делал студийных записей, все записи последующего времени сделаны на концертах (одна из важнейших студийных записей - три последние симфонии Петра Чайковского - осуществлена фирмой Deutsche Grammophon в 1960 году).

Признание

По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис (Великобритания), Валерий Гергиев (Россия), Густаво Дудамель (Венесуэла), Марис Янсонс (Латвия), Евгений Мравинский занял семнадцатое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён.

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • Орден Ленина (1967), (1973)
  • Орден Трудового Красного Знамени(1957)
  • Орден Дружбы Народов (1978)
  • Орден «Знак Почёта» (1939)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Лауреат Сталинской премии (1946)
  • Лауреат Ленинской премии (1961)
  • другие ордена и медали.

Библиография

  • В 2004 году вышла в свет книга А. В. Иванова «Взгляд из Оркестра» (о работе с Евгением Мравинским) ISBN 5-9268-0295-4.