На что обрекает человека война. Трудная правда о войне («Сотников», «Знак беды»)

«Коварная судьба заплутавшего на войне человека» - такой фразой завершает В. Быков рассказ о Рыбаке. Судьба – это неодолимая власть обстоятельств и как много в то же время зависит от человека. Закономерно возникает вопрос: почему в одних и тех же обстоятельствах один из двух партизан оказался предателем?

Рыбак не злой, маскировавшийся до поры до времени человек; многое в нем вызывает симпатию, и не потому, что мы поначалу не распознали его истинного лица, а потому, что у него действительно много достоинств. Ему свойственно чувство товарищества. Он искренне сочувствует расхворавшемуся Сотникову; заметив, что тот мерзнет в шинели и в пилотке, отдает свое полотенце, чтобы он хотя бы шею обмотал. Делится с ним остатками своей порции пареной ржи – это не так мало, ведь они давно сидят в отряде на голодном пайке. И в бою, под огнем, Рыбак не трусил, вел себя достойно. Как же случилось, что Рыбак, вроде бы не трус и не шкурник, становится предателем и участвует в казни своего товарища?

В сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Попав в плен, он с раздражением думает о «твердолобом» упрямстве Сотникова, о каких-то принципах, которыми тот ни за что не захочет поступиться. Находясь вместе со всеми, в строю, он добросовестно следует привычным правилам поведения на войне, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Столкнувшись один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно и идейно не подготовленным к тяжелым нравственным испытаниям.


Если для Сотникова не существовало выбора между жизнью и смертью, то для Рыбака главное – это выжить любой ценой. Сотников думал только о том, как умереть достойно, так как выжить не было никакой возможности. Рыбак же хитрит, изворачивается, обманывает сам себя и в результате сдает врагам свои позиции. Эгоист, он наделен инстинктивным чувством самосохранения. Он считает, что в минуту опасности каждый думает только о себе, и ему ни до какого нет дела. Проследим его поведение до того, как он с Сотниковым попал в плен.

В перестрелке с полицаями Рыбак решил уходить один – «Сотникова уже не спасти», а когда перестрелка затихла, он с облегчением подумал о том, что там, по-видимому, все уже кончено, и только спустя некоторое время понял, что уходить нельзя – что он скажет в лесу, в отряде? Не о спасении Сотникова думал он в эту минуту, когда возвращался за ним, а только о себе.

Находясь в плену, он смутно чувствует, что у него есть какой-то шанс благополучно выбраться из этой переделки, но воспользоваться им он сможет, лишь развязав себе руки, т. е. отделив свою судьбу от судьбы напарника. Это был первый шаг к его падению. И вот его последний шаг. На виселице качаются четверо погибших геройской смертью, и над ними медленно раскачивается пустая пятая петля из новой пеньковой веревки – сильный и зримый образ.

И даже теперь Рыбак не понимает, что он сделал: причем тут он? Он только выдернул чурбан из-под ног Сотникова. И то по приказу полицейских. Даже теперь он не понимает, что, решив любой ценой «обойти судьбу», «вывернуться», он обрекает себя только на одно – на предательство. Он говорит себе, убеждает себя, что ему нужно выжить для борьбы с врагом. И только увидев ненависть и страх в глазах местных жителей, он чувствует, что бежать ему некуда. Повествование о Рыбаке заканчивается неудачной попыткой самоубийства, после которой наступает примирение с предательством.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА О В. БЫКОВЕ.

Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витибщине. До войны учился в Витебском художественном училище. Когда началась война, Быков обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Девятнадцатилетний младший лейтенант отправляется на фронт. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом говорит такой факт: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Быков на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был ранен два раза. Демобилизовался лишь в 1955 году. Сотрудничал в газетах Белоруссии.

Первые рассказы В. Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: «Счастье», «Ночью», «Фруза». В годах он создает первые военные рассказы и остается верным военной теме в последующих произведениях: «Журавлиный крик» (1959г.), «Альпийская баллада » (1963г.), «Западня»(1964г.), «Сотников»(1970г.), «Обелиск»(1972г.), «Волчья стая»(1974г.), «Знак беды»(1984г.).

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Труда.


В последние годы писатель обратился к теме драматических тридцатых годов. Повесть "Облава" относится именно к таким произведениям.

В произведениях В. Быкова о войне наряду с темой нравственных истоков борьба существует еще мотив испытания на человечность. Через такое испытание герои В. Быкова проходят на рубеже между жизнью и смертью. Для писателя очень важно выяснить, каковы нравственные качества наших людей, с такой силой проявившихся в ожесточенной схватке.

Сотников стал воевать с самых первых дней. Первый бой стал для него последним в том смысле, что он попал в плен. Затем побег, снова плен, опять побег. В настойчивом стремлении вырваться из плена чувствуется решительность, сила, мужество характера Сотникова. После удачного побега Сотников попадает в партизанский отряд. Здесь он проявляет себя как смелый, решительный партизан. Однажды он остался в прикрытии с Рыбаком, когда их отряд напоролся на карателей. В бою Сотников спасает жизнь Рыбаку. После этого они вместе ели из одного котелка… Больной Сотников идет на очередное задание вместе с Рыбаком в то время как двое здоровых партизан отказываются. На вопрос недоумевающего Рыбака, почему он соглашается идти на задание, Сотников отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались».

Уже в начале повести намечен дерзкий контраст между сильным, энергичным, удачливым Рыбаком и молчаливым, больным, угрюмым Сотниковым. Мрачноватый, нескладный неуступчивый Сотников не сразу и не просто завоевывает наше уважение и симпатию. И даже иногда поначалу к нему возникает какая-то неприязнь: зачем он, больной, пошел на это задание и только сковывает действия Рыбака? Есть в Сотникове и безоглядная категоричность, которая в другое время и в других условиях может оказаться небезобидной.

Вот один из этих эпизодов повести. Сотников и Рыбак в поисках продовольствия зашли в избу к старосте Петру. Сотникова не трогает ни сочувствие старостихи, заметившей, что он болен, ни ее видимое добросердечие.

Был у него случай, когда такая же как будто женщина «с виду сама простота, с благоразумным лицом, в белом платочке на голове», как описывает ее В. Быков, так же ругавшая Германию и предложившая поесть, послала в это время за полицией, а он еле ноги унес. От чрезмерной доверчивости Сотникова отучила война. Поэтому от предложенных ему в этом доме еды, питья, лекарств он категорически отказывается.

Л. Лазарев в книге «Василь Быков». Очерк творчества считает, что в таком поведении Сотникова проявляется логика его характера: принять чью-то помощь для него – значит взять на себя обязательство отплатить тем же, а он не желает добра людям, связавшимся с врагами. Потом в подвале у полицаев он узнает, как и почему Петр стал старостой, он поймет, что был не прав по отношению к этому старику, что нельзя судить о человеке только по его внешнему поведению.

Чувство вины, угрызения совести не будут давать ему покоя. Он будет стараться выгородить старосту и всех других, перед которыми считает себя виноватым. Но то исключение, которое он сделал для старосты, узнав истину, ни в малейшей степени не поколебало его общей твердой и бескомпромиссной позиции: он убежден – стоит только протянуть фашистам палец, и придется им служить. Он вытравил в себе все то, что могло обернуться слабостью. Это сделало его характер нелегким, но и время было тяжелое.

Не быть обузой для других, всегда требовать от себя больше, чем от других – этим принципам он будет следовать неукоснительно.

Как же случилось, что Сотников и Рыбак попали в плен? Многие спрашивали: почему на чердаке, когда полицейские услышали кашель Сотникова, он не поднялся первым? Может быть, это спасло бы Рыбака. Он, затаившись, ждал, что Сотников поднимется, а его полицейские не заметят. Логика характера Сотникова такова, что он способен на самопожертвование. Но, во-первых, он был болен и реакции у него замедленные, иначе бы он стрелял во врагов, во-вторых, он не из тех, кто первым сдается в плен. Сотников предпочитает смерть, когда не находит сил для сопротивления.

Сотникова первым берут на допрос, читая, что он быстро даст сведения, так как он физически слаб. Но герой В. Быкова не оправдывает надежды полицаев, он молчит даже под пытками.

В последнюю ночь жизни Сотниковым овладевают воспоминания детства. Быков во многих своих произведениях обращается к детству героев и показывает прямую связь прошлого с настоящим. Эпизоды детства Сотникова и Рыбака на первый взгляд не предвещают будущего их поведения в экстремальных ситуациях плена. Рыбак спасает жизнь детей, Сотников сначала лжет отцу, потом с трудом признается в том, что он без разрешения, тайком взял отцовский маузер и стрелял из него. Рыбак совершает свой детский подвиг не задумываясь, инстинктивно, полагаясь на свою физическую силу. Ложь Сотникова отцу стала для него уроком мук совести на всю жизнь. У Сотникова не дремлет нравственное чувство, он строго судит себя и держит ответ перед своей совестью. Сотников жил и боролся для людей, стремился сделать для них все, что было в его силах. Не случайно в последние минуты жизни, стоя уже с петлей на шее, Сотников захотел видеть людей. Поймав взгляд худенького бледного мальчишки в буденовке, он, понимая, как невыносимо ребенку зрелище казни, находит силы, чтобы поддержать его. Он улыбнулся мальчику одними глазами – «ничего браток». Наверное никогда не забудет мальчишка этой обращенной к нему улыбки партизана, как сам Сотников не забыл подвиг седого полковника, когда был в плену. Так Быков в этом произведении подчеркивает, что мужество и героизм не исчезают бесследно, а передаются из поколения в поколение.

Главное для Сотникова – уйти из жизни «по совести, со свойственным человеку достоинством», как пишет об этом Быков. Он погибает не в бою, а в единоборстве с полицейской машиной, с собственной физической слабостью. Он остался человеком в бесчеловечных обстоятельствах. И в этом его подвиг, его нравственное восхождение, противопоставленное падению Рыбака.

Автор и его герои помогают нам понять истоки массового героизма наших людей в жестокой битве с фашизмом. Сотников выдержал страшное испытание и показал свою зрелость, идейную и нравственную. Именно поэтому Сотников имеет в данной повести огромное значение.

Этой повести повезло по-своему куда больше других. О том, как она возникла, в ответ на многозначные вопросы и просьбы читателей рассказал сам писатель в статье, которая так и называется «Как создавалась повесть «Сотников».

Оказывается, замысел подсказан реальной судьбой человека, которого лейтенант Василь Быков встретил на своих фронтовых путях-дорогах, и встреча с ним надолго запала в память, многие годы будоражила сознание, пока не отразилась в сюжете, не проросла в идеи и образы повести…

Это случилось в августе 1944 года в разгар знаменитой ясско-кишиневской операции. Советские войска прорвали оборону, окружили большую группировку гитлеровцев. Проезжая в те дни мимо румынского села, где множества незнакомых лиц, вдруг увидел лицо человека, которое показалось ему знакомым. Пленный тоже задержал на нем отрешенный взгляд, и в следующее мгновение Василь Быков узнал бывшего однополчанина, который давно считался погибшим. Как выяснилось теперь, он не погиб, а раненым попал в гитлеровский концлагерь. В ужасающих условиях плена не нашел в себе сил для сопротивления и борьбы и, желая выжить во что бы то ни стало, сознательно пошел на временную, конечно же, временную сделку с совестью. Записавшись во власовскую армию, он утешал себя надеждой перебежать к своим в удобный момент. День за днем человек, поначалу без вины виноватый, увязал в отступничестве, принимал на себя все растущее время предательства. Как говорится, ничего не попишешь: уж такова логика фашизма, который, ухватив свою жертву за мизинец, не остановится до тех пор, пока не проглотит ее целиком. Так сформулировал В. Быков поучительный урок открывшейся ему человеческой судьбы, которая спустя четверть века привела к писательскому осознанию нравственной идеи, положенной в основу повести «Сотников».

«Сотников» – девятая по счету повесть В. Быкова, но в ряду других, предшествующих ей повестей, она занимает особое место.

Урок – семинар по повести В. Быкова «Сотников».

Цель урока: проследить на уроке этапы творческого пути писателя; особенности его творчества; рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в повести «Сотников»; развивать умение самостоятельно анализировать художественное произведение; развитие логического мышления и монологической речи.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг: В. Быков «Альпийская баллада», «Обелиск», «Сотников», «Дожить до рассвета», произведения других писателей о войне.

Предварительная подготовка к уроку:

1.Урок – консультация, на котором вспоминаются основные черты творческой индивидуальности В. Быкова, опираясь на произведения, прочитанные ранее.

ЦЕЛЬ КОНСУЛЬТАЦИИ: подготовить учащихся к самостоятельному анализу повести В. Быкова «Сотников».

2.До анализа повести «Сотников» были проведены письменные анкеты, выясняющие мнение учеников о прочитанном.

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ:

Анкеты были использованы во вступительном слове учителя, в докладах и во время диспута.

3.Индивидуальная консультация двух основных докладчиков, рассматривавших мотивы поведения Сотникова и Рыбака.

4. Вопросы к собеседованию во время семинара.

Ждали ли именно такого финала, могли ли предвидеть, что именно так завершится судьба героев?

Каковы представления писателя о героизме и героической личности?

Как ставится вопрос о преемственности поколений в произведениях «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников»?

Какие нравственные проблемы решает писатель, обращаясь к теме Великой Отечественной войны?

Какие художественные приемы наиболее часто использует автор в повести «Сотников»?

В чем вы видите основные особенности творчества В. Быкова?

5. Биографическая справка о писателе.

6. История создания повести «Сотников» (сообщение).

План семинара.

1). Орг. момент.

2) Вступительное слово учителя.

Василь Быков – один из писателей, верных военной теме. Он пишет о войне как очевидец, как человек, испытавший и горечь поражений, и тяжесть потерь и утрат, и радость победы.

Биографическая справка о писателе (выступление ученика).

В. Быков пишет о войне так, что никого не оставляет равнодушным. сказал о творчестве В. Быкова следующее: «В. Быков – писатель обостренного нравственного сознания, от его повестей веет болью и жжением, они как бы сгорают в своем нетерпении немедленного ответа, немедленного разрешения ситуации. Их ход бескомпромиссен ко всякому колебанию, к любому продлению часа выбора. Да и час этот чаще всего не час, а минута мгновения, в которые герой должен встать на ту или другую сторону: на сторону зла или на сторону добра. Каждое колебание в этих условиях есть отступничество, отступление, моральное падение».

Сегодня мы говорим о повести «Сотников».

История создания повести (выступление ученика).

Как показали анкеты, у многих из вас возникли вопросы, в которых мы попытаемся разобраться. В своих работах вы отметили одну особенность произведений В. Быкова: писателя интересует то жестоко-суровое испытание, которое должен пройти каждый из его героев: сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить свой долг, свои обязанности гражданина и патриота?

Быкова просты на первый взгляд, но через их характеры раскрываются некоторые важные черты народной войны. Поэтому, хотя в центре повестей писателя обычно всего несколько эпизодов, действие обычно сосредоточено на малом участке пространства и замкнуто в краткую временную протяженность и действуют всего два-три героя, за ними ощущается масштаб всенародной битвы, в которой решается судьба Родины.

В. Быков изображает войну как жестокую и беспощадную проверку внутренней сути людей. Ее нравственные уроки должны помочь нам разобраться в сегодняшних наших проблемах. Война и была такой проверкой человека на прочность идейную и моральную. Об этом и говорят нам образы Сотникова и Рыбака.

2. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся.

Доклад о Сотникове – «Рядовой всенародного подвига» (В. Быков).

Доклад о Рыбаке – «Коварная судьба заплутавшего на войне человека» В. Быков).

ВЫВОД: В критике сложилось понятие – «быковский герой». Это – «рядовой всенародного подвига», как определяет сам автор. Таковым в повести является Сотников.

3. Беседа по вопросам.

Почему в одних и тех же обстоятельствах Сотников возвысился до подвига, а Рыбак морально погиб?

(детали-символы, внутренние монологи, эпизоды детства).

Каковы человек и обстоятельства в их взаимодействии в произведениях В. Быкова?

Слово учителя.

Сегодня мы обращаемся к героям В. Быкова с вопросом «Как жить?» Мы хотим услышать ответ от них, видевших ЭТО. Мы всматриваемся в их лица, затушеванные временем, и говорим: «Мы хотели бы быть с вами». Потому что они знали, что делали. И им не из чего было выбирать. Когда началось ЭТО, они пошли навстречу ЕМУ и сделали, что смогли. Сейчас мы думаем, что поступили бы точно так же. И иной раз нам кажется, что им было проще, потому что у них не было выбора. Эгоистически завидуя им, мы забываем, что завидовать может только тот, кто не был ТАМ.

ТАМ, НА ВОЙНЕ…

4. Письменная работа.

Составление тезисов, отражающих особенности повестей В. Быкова о войне.

Основная тема повестей – война.

Основная проблема творчества нравственно-философская: человек в бесчеловечных обстоятельствах, преодоление ограниченных физических возможностей силой духа.

В критике сложилось понятие – «быковский герой». Это – «рядовой всенародного подвига», как определяет сам автор.

Ситуация, в которую попадают и в которой действуют герои писателя, экстремальная, альтернативная, трагическая.

Действие обычно сосредоточено на малом участке пространства и замкнуто в краткую временную протяженность, чаще всего это одни сутки.

Языку произведения свойственна глубокая образность и философичность.

Из художественных приемов наиболее часто используются автором детали-символы (дорога, поле, пустая петля на виселице), внутренние монологи героев, эпизоды детства…

5. Итог урока.

Открытый урок

литературы:

МОУ «Ново-Николаевская СОШ»

В. БЫКОВ «СОТНИКОВ».

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ:

Каковы ваши впечатления о героях повести В. Быкова «Сотников»?

Почему в одних и тех же обстоятельствах Сотников возвысился до подвига, а Рыбак морально погиб?

Возможно ли нравственное возрождение Рыбака?

Какие вопросы вы хотели бы обсудить?

Вопросы к собеседованию.

Ждали ли именно такого финала, могли ли предвидеть, что именно так завершиться судьба героев?

Возможно ли нравственное возрождение Рыбака? Справедливо ли винить Рыбака в том, что вопреки «щемящему чувству беды его не оставляла «последняя надежда на чудо».

Почему в одних и тех же обстоятельствах Сотников возвысился до подвига, а Рыбак морально погиб?

Какие художественные приемы наиболее часто использует автор в произведении?

Актуальна ли проблема повести?

ПРОБЛЕМА: человек в бесчеловечных обстоятельствах, преодоление ограниченных физических возможностей силой духа.

Каковы человек и обстоятельства в их взаимодействии в произведениях В. Быкова?

Каковы представления писателя о героизме и героической личности?

Как ставится вопрос о преемственности поколений в произведениях В. Быкова «Обелиск» и «Сотников»?

Какие нравственные проблемы решает В. Быков, обращаясь к теме Великой Отечественной войны?

Тема Великой Отечественной войны ста-ла на долгие годы одной из главных в лите-ратуре XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, это и острота нравственных колли-зий, которые возможны лишь в экстремаль-ной ситуации (а события войны именно та-ковыми и являются!). Кроме того, из совет-ской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности, и тема войны оставалась порой единствен-ным островком подлинности в потоке наду-манной, фальшивой прозы, где все кон-фликты, согласно указаниям «свыше», должны были отражать лишь борьбу хоро-шего с лучшим. Но и правда о войне проби-валась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.

«Война есть противное человеческому естеству состояние», — писал Лев Толстой, и мы, конечно же, согласны с этим утверж-дением, ведь война приносит боль, страх, кровь, слезы. Война является испытанием для человека.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В. Быкова. Она ставится практически во всех его повестях: «Альпийской балладе», «Обе-лиске», «Сотникове», «Знаке беды» и др. В повести Быкова «Сотников» подчеркнуто внимание к сути подлинного и мнимого ге-роизма, которая является сюжетной колли-зией произведения.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных, мирных, условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится вра-гом. Он входит в мир, чуждый нам, где лич-ное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек ос-тается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

Отправляясь на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и ка-жется, что сильный и сообразительный Ры-бак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к предательству, то Сотников до последнего дыхания остает-ся верным долгу человека и гражданина. «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слиш-ком нелегко дается она человеку, чтобы без-заботно относится к ее концу».

В повести Быкова каждый персонаж за-нял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Страстное желание Рыбака жить любым путем почув-ствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: «Сохраним жизнь. Будешь служить вели-кой Германии». Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пы-ток. Рыбак не хотел умирать и кое-что вы-болтал следователю. Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ниче-го. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь — хитрым и та-ким же жестоким.

Сотников примирился со смертью, он хотел бы умереть в бою, хотя понимал, что в его ситуации это невозможно. Единст-венное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся ря-дом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я — партизан, ос-тальные тут ни причем». Следователь при-казал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убе-дить себя, что он не предатель и был наст-роен на побег.

В последние минуты жизни Сотников нео-жиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей мес-то казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо ду-мали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиня-ется: «Прости, брат». — «Иди ты к черту!» — следует ответ.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоя-тельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя». Вряд ли начальник полиции понимал, что творит-ся в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, ко-торый был кристально честным и выполнил долг человека и гражданина до конца. На-чальник видел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему воз-можность иного пути: продолжение борьбы оврагом, возможное признание в своем па-дении товарищам и в конечном итоге — ис-купление вины.

Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с лю-бым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести «Сотников».

Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравствен-ное начало усматривается в этом произве-дении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, перед которой не устоял Рыбак.

1941 году, году военных испытаний, пред-шествовал страшный 1929 год «великого перелома», когда за ликвидацией «кулаче-ства как класса» не заметили, как было уничтожено все лучшее в крестьянстве. По-том пришел и 1937 год. Одной из первых попыток сказать правду о войне была по-весть Василя Быкова «Знак беды». Повесть эта стала этапной в творчестве белорус-ского писателя. Ей предшествовали став-шие уже классикой «Обелиск», тот же «Сот-ников», «Дожить до рассвета» и др. После «Знака беды» творчество писателя обрета-ет новое дыхание, углубляется в историзм. Это касается прежде всего таких произве-дений, как «В тумане», «Облава».

В центре повести «Знак беды» — человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петраком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупиро-ван. В усадьбу являются полицаи, а за ними немцы. В. Быков не показывает их намерен-но зверствующими. Просто они приходят в чужой дом и располагаются там, как хозяе-ва, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, — не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину. И поэтому для них был неожиданным отказ Степаниды беспрекословно подчиниться. Не позволить себя унижать — вот исток сопротивления этой немолодой женщины в драматической ситуации. Степанида — силь-ный характер. Человеческое достоинство — вот главное, что движет ее поступками. «За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человечес-кое достоинство. А тот, кто однажды почув-ствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом», — так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не про-сто рисует нам этот характер, — он размы-шляет о его истоках.

Необходимо задуматься о смысле назва-ния повести — «Знак беды». Это цитата из стихотворения А. Твардовского, написан-ного в 1945 году: «Перед войной, как будто в знак беды...» То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем «знаком беды», о котором пишет В. Быков. Степанида Богатько, которая «шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках», поверила в но-вую жизнь, одной из первых записалась в колхоз — недаром называли ее сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни. Когда стали требовать новых раскулачиваний, чтобы отвести по-дозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной ко-жанке: «А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делает-ся?» Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арес-тованного по ложному доносу Левона, от-править Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену.

Не в силах изменить ситуацию в одиноч-ку, Степанида находит возможность сохра-нить себя, свое внутреннее чувство спра-ведливости, отойти от того, что творится вокруг: «Делайте что хотите. Но без меня». Источник характера Степаниды не в том, что она была колхозницей-активисткой в предвоенные годы, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о новой жизни, страху* сумела прислушаться к себе, пойти за своим врож-денным чувством правды и сохранить в се-бе человеческое начало. И в годы войны все это определило ее поведение.

В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, со-противляется ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что «был ве-лик урон, нанесенный Степанидой армии врага». Да, видимый материальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она — человек, а не рабочая скотина, которую можно покорить, унизить, заставить подчи-ниться. В сопротивлении насилию проявля-ется та сила характера героини, которая опровергает даже смерть, показывает чи-тателю, как много может человек, даже ес-ли он один, даже если он в безвыходной си-туации.

Рядом со Степанидой Петрок — прямая противоположность ей, он во всяком случае совсем иной, не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс. Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людь-ми договориться по-доброму. И лишь в кон-це повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор. Насилие и побу-дило его к непокорности. Такие глубины ду-ши раскрывает необычная, экстремальная ситуация в этом человеке.

Народная трагедия, показанная в повес-тях В. Быкова «Знак беды» и «Сотников», выявляет истоки подлинных человеческих характеров. Писатель продолжает творить по сей день, по крупице добывая из сокро-вищницы своей памяти правду, которую нельзя не сказать.

Лошкарев Дмитрий

72 года страну озаряет свет победы Великой Отечественной войны. Нелегкой ценой досталась она. 1418 дней шла наша родина дорогами тяжелейших из войн, чтобы спасти все человечество от фашизма.

Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Мы должны помнить, какой ценой было завоевано счастье.

Мало осталось тех, кто прошёл эти страшные мучения, но память о них жива всегда.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Война – жесточе нету слова

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победе Мая
В кирзачах стопудовых дошла.

Прошло много лет с первого дня Великой Отечественной войны. Нет ни одной семьи, наверное, которой не коснулась бы война. Никто и никогда не сможет забыть этот день, ведь память войны стала нравственной памятью, вновь возвращающей к героизму и мужеству русского народа. Война - как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Дети, пережившую войну, вспоминают зверства карателей, страх, концлагеря, детдом, голод, одиночество, жизнь в партизанском отряде.

У войны не женское лицо, и тем более не детское. Нет более несовместимого на свете, чем это – война и дети.

Вся страна готовится к празднованию 70-летия Победы. О той незабываемой беде написано много книг, поставлено большое количество фильмов. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь останутся рассказы о войне моей прабабушки Кириличевой Валентины Викторовны, к сожалению, её сейчас уже нет в живых.

Ее мать сутками работала в поле на лошади вместо мужчин, выращивая хлеб для армии, сама не имея права его есть. Каждый колосок учитывался. Жили бедно. Есть было нечего. Осенью колхоз выкопает картошку, а весной люди идут перекапывать поле и собирать гнилую картошку, чтобы поесть. Ещё весной собирали прошлогодние колоски ржи, собирали жёлуди, лебеду. Жёлуди молотили на мельнице. Из лебеды и молотых желудей пекли хлеб и лепёшки. Тяжёло об этом вспоминать!

Во время войны моей прабабушке было 16 лет. Она вместе с подругой работала санитаркой в госпитале. Сколько было перестирано окровавленных бинтов и простыней. С утра до вечера они трудились, не покладая рук, а в свободное время помогали медсестрам ухаживать за больными. В их мыслях было одно: когда же всё это закончится, и они верили в победу, верили в лучшие времена.

Все люди в то время жили верой, верой в победу. Она, пережившая войну в юном возрасте, знала цену куска хлеба. Я горжусь ею! После её рассказа я понял, что главная мечта всех людей, живших на нашей планете одна: «Только б не было войны. Мир во всем Мире!». Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.

Война лишает жизней миллионы, миллиарды людей, меняет их судьбы, лишает надежды на будущее и даже смысла жизни. К сожалению, много современных людей смеется над этим понятием, не осознавая, какие ужасы несет в себе любая война.

Великая Отечественная… Что я знаю об этой страшной войне? Я знаю, что она была очень долгой и тяжелой. Что погибло много людей. Больше 20 миллионов! Наши солдаты были храбрыми и очень часто поступали как настоящие герои.

Те, кто не воевали, тоже делали все для Победы. Ведь тем, кто воевал, нужны были оружие и патроны, одежда, еда, лекарства. Все это делали оставшиеся в тылу женщины, старики и даже дети.

Зачем нам помнить о войне? Затем, что подвиги каждого из этих людей должны жить в наших душах вечно. Мы должны знать и помнить, уважать, ценить, беречь память о тех, кто не раздумывая, отдал жизнь за наши жизни, за наше будущее! Как жаль, что не все это понимают. Не ценят жизнь, подаренную ветеранами, не ценят самих ветеранов войны.

И мы должны помнить про эту войну, не забывать ветеранов и гордиться подвигами наших предков.

Война - это одно из самых страшных явлений в мире. Война - это боль, страх, слёзы, голод, холод, плен, потеря дома, близких людей, друзей, а иногда и целой семьи.

Вспомним блокаду Ленинграда. Люди падали от голода и умирали. В городе были съедены все животные. А на фронте воевали чьи-то отцы, мужья, сыновья, братья.

Многие мужчины умирали во время войны и в это черное время росло количество безотцовщины и вдов. Особенно страшно, когда женщина, пережив войну узнает, что её сын или сыновья погибли и больше никогда не вернутся домой. Это огромное горе для матери, и я бы такого не вынесла.

Многие люди возвращались с войны инвалидами. Но после войны такое возращение считалось удачей, ведь человек не погиб, а многие как я уже говорила погибали! Но каково было таким людям? Слепым знать, что они больше никогда не увидят небо, солнце, лица друзей. Глухим знать, что они не услышат пение птиц, шелест травы и голос сестры или любимой. Безногим понимать, что они больше не встанут и не почувствуют твердую почву под ногами. Безруким понимать, что они уже никогда не смогут взять ребёнка на руки и обнять его!

И самое страшное все те, кто остаётся жив и сбегает из жуткого плена после пыток, никогда уже не смогут улыбаться по-настоящему счастливой улыбкой, а большинство разучатся проявлять свои чувства и будут надевать на лицо маску.

Но после войны простые люди осознают, как это прекрасно дышать полной грудью, есть теплый хлеб и растить детей.

Рецензии

Анастасия, вот сейчас Вас прочитал, и понял, что вы отразили очень актуальную всегда, но особенно в наше смутное время, тему - беду и косу человечества. Затронуло, благодарю за хороший посыл. Удачи в творчестве.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании