Объясните, почему Петр Чайковский считал, что Афанасий Фет – самый талантливый композитор среди поэтов, и кто из русских поэтов является продолжателем традиций Фета в музыкальном строе стихотворений. Композиторы-литераторы Написать мнение русских писателе

КОМПОЗИТОРЫ О КОМПОЗИТОРАХ

Бог - это Бог, а Бах - это Бах.

Гектор Берлиоз (1803–1869), французский композитор

Бах словно астроном, который при помощи цифр находит самые прекрасные звезды.

Фридерик Шопен (1810–1849), польский композитор

Бах велик, но скучен.

Петр Чайковский (1840–1893), композитор

Ваша опера мне понравилась. Пожалуй, я напишу к ней музыку.

Людвиг ван Бетховен - одному немецкому композитору

Не понимаю, как человек такой мощи мог столь часто впадать в банальность.

Игорь Стравинский о Бетховене

Гаэтано Доницетти спросили, возможно ли, что Россини написал «Севильского цирюльника» всего за двадцать дней. «Вполне возможно, - ответил Доницетти. - Россини всегда писал медленно».

В арии «Сердце красавиц» больше содержания и истинных изобретений, чем в риторике и воплях [вагнеровской] тетралогии «Кольцо нибелунга».

Игорь Стравинский (1882–1971), композитор

Бедный Глинка, своего рода русский Россини, был обетховенизирован и превращен в национальный монумент.

Игорь Стравинский

Главные достоинства Чайковского - изящество (в балетах: я считаю Чайковского в первую очередь балетным композитором) и чувство юмора.

Игорь Стравинский

Самый точный из швейцарских часовщиков.

Игорь Стравинский о Морисе Равеле

Рихард должен быть Вагнером, а Штраус - Иоганном.

Перефразированный Клод Дебюсси

Пуччини писал чудесные оперы, но ужасную музыку.

Дмитрий Шостакович (1906–1975), композитор

Морис Равель отказался от ордена Почетного легиона, но вся его музыка принимает это отличие.

Эрик Сати (1866–1925), французский композитор

Весьма отрезвляет мысль, что Моцарт в моем возрасте уже год как умер.

Том Лерер (р. 1928), американский композитор-песенник

Из книги Музы и грации. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

КОМПОЗИТОРЫ Чтобы сочинять музыку, достаточно вспоминать звуки, которые никому еще не приходили в голову.Роберт Шуман (1810–1856), немецкий композитор* * *Сочинять не так уж трудно; зачеркивать лишние ноты - вот что труднее всего.Иоганнес Брамс (1833–1897), немецкий композитор* *

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как впервые встретились композиторы А. П. Бородин и М. П. Мусоргский? Двух будущих великих русских композиторов и неразлучных друзей судьба свела на дежурстве в госпитале осенью 1856 года. Александр Порфирьевич Бородин, 23-летний военный медик, был в тот день дежурным

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Великие классические музыканты и композиторы 3 Арс, Николай Андреевич – русский композитор конца XIX – начала XX веков.Бах, Иоганн Себастьян – немецкий композитор XVIII века.4 Бизе, Жорж – французский композитор XIX века, пианист.Лист, Ференц – венгерский композитор XIX века,

Из книги Кратчайшая история музыки. Самый полный и самый краткий справочник автора Хенли Дарен

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Композиторы классической музыки Адан, Адольф Шарль (1803–1856, Франция)Алябьев, Александр Александрович (1787–1851, Россия)Аренский, Антон Степанович (1861–1906, Россия)Балакирев, Милий Алексеевич (1837–1910, Россия)Барток, Бела (1881–1945, Венгрия)Бах, Иоганн Себастьян (1685–1750,

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 2 автора Бурлака Андрей Петрович

НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ Подлинные первопроходцы и популяризаторы электронной музыки как в Питере, так и во всей современной России, участники дуэта НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ были, пожалуй, первыми отечественными музыкантами, сознательно отказавшимися от традиционных

Из книги The Question. Самые странные вопросы обо всем автора Коллектив авторов

Есть ли сейчас композиторы, сравнимые по таланту с Бетховеном и другими великими классиками? АРТЕМ РОНДАРЕВМузыкальный критикОтвет будет «и да, и нет». При такой постановке вопроса надо сразу стараться понять, что подразумевается под талантом: если под ним (как это

Обладали незаурядным литературным даром. В их литературном наследии: музыкальная публицистика и критика, музыковедческие, музыкально-эстетические труды, рецензии, статьи и многое другое.

Очень часто литературные труды были для творцов музыкальных шедевров дополнительным средством разъяснения музыкального языка, чтобы дать слушателю ключ к адекватному восприятию музыки. Причём, музыканты словесный текст создавали с такой же страстностью и самоотдачей, как и музыкальный.

Писательский арсенал композиторов-романтиков

Тонкими знатоками художественной словесности были представители музыкального романтизма. Р. Шуман писал статьи о музыке в жанре дневника, в виде писем другу. Их характеризует прекрасный слог, свободный полёт фантазии, сочный юмор, яркая образность. Создав некий духовный союз борцов с музыкальным мещанством («Давидово братство»), Шуман обращается к публике от имени своих литературных персонажей – неистового Флорестана и поэтичного Эвсебия, прекрасной Киары (прототип – супруга композитора), Шопена и Паганини. Связь литературы и музыки в творчестве этого музыканта столь велика, что его герои живут, как в литературных, так и музыкальных строках его сочинений (фортепианный цикл «Карнавал»).

Вдохновенный романтик Г. Берлиоз сочинял музыкальные новеллы и фельетоны, рецензии и статьи. Подталкивала к писательству и материальная нужда. Наиболее известны из литературного творчества Берлиоза, блестяще написанные им «Мемуары», запечатлевшие кипучие духовные искания новаторов искусства середины XIX столетия.

Изящный литературный стиль Ф. Листа особенно ярко отразился в его «Письмах бакалавра музыки», в которых композитор высказывает идею синтеза искусств, причем делая акцент на взаимопроникновении музыки и живописи. В подтверждение возможности такого слияния, Лист создаёт фортепианные пьесы под впечатлением живописных полотен Микеланджело (пьеса «Мыслитель»), Рафаэля (пьеса «Обручение»), Каульбаха (симфоническое произведение «Битва гуннов»).

Колоссальное литературное наследие Р. Вагнера, кроме многочисленных критических статей, содержит объёмные труды по вопросам теории искусства. Один из интереснейших трудов композитора «Искусство и революция» написан в духе утопических представлений романтика о будущей мировой гармонии, которая придёт, когда мир изменится посредством искусства. Главную роль в этом процессе Вагнер отводил опере – жанру, в котором воплотился синтез искусств (исследование «Опера и драма»).

Образцы литературных жанров у русских композиторов

Ушедшие два столетия оставили мировой культуре огромное литературное наследие русских и советских композиторов – от «Записок» М.И. Глинки, до «Автобиографии» С.С. Прокофьева и заметок Г. В. Свиридова и др. Практически, все знаменитые русские композиторы пробовали себя в литературных жанрах.

Статьями А.П. Бородина о Ф. Листе зачитывается уже множество поколений музыкантов и любителей музыки. В них автор повествует о своём пребывании в гостях у великого романтика в Веймаре, раскрывает интересные подробности о буднях и трудах композитора – аббата, особенностях проведения Листом уроков фортепианной игры.

Н.А. Римский-Корсаков, автобиографический труд которого стал выдающимся музыкально-литературным явлением («Летопись моей музыкальной жизни»), интересен еще и как автор уникальной аналитической статьи о собственной опере «Снегурочка». Композитор подробно раскрывает в ней лейтмотивную драматургию этой прелестной музыкальной сказки.

Записки Свиридова о музыке и музыкантах, о творческом процессе композитора, о духовной и светской музыке еще ждут своего оформления и издания.

Изучение литературного наследия выдающихся композиторов позволит сделать еще массу удивительных открытий в музыкальном искусстве.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

6 класс

1. На какие темы писал оперы Н.А. Римский-Корсаков

а) сказочные б) исторические в) героические

Ключ – а

2. На какие сюжеты написал П.И. Чайковский балеты :

а) сказочные б) патриотические в) героико-драматические

Ключ – а

3. Как назвал М.И. Глинка романс на стихи Н. Кукольника ?

а) «Соловей» б) «Воробей» в) «Жаворонок»

Ключ – в

4. Кому из русских композиторов принадлежат слова «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям подпору и утешение»

А) М.И. Глинка б) П.И. Чайковский в) С.В. Рахманинов

Ключ – б

5. Какой композитор ввёл нас в мир полифонической музыки , где все голоса равноправны:

А) И.С. Бах б) В.А. Моцарт в) Н.А. Римский-Корсаков

Ключ – а

6. Как называется духовой клавишный инструмент, в переводе с греческого означающий «орудие», «инструмент»?

а) клавесин б) валторна в) орган

Ключ – в

7. К какому жанру можно отнести цикл М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»?

А) симфония б) кантата в) сюита г) балет

Ключ – в

8. Какого композитора называют «душой фортепиано»?

А) Ф. Шопен б) И. Штраус в) П.И. Чайковский

Ключ – а

9. Восстановите пропорцию :

1. «Александр Невский» а) М.И. Глинка

2. «Спящая красавица» б) Л. ван Бетховен

3. «Иван Сусанин» в) И.С. Бах

4. «Сурок» г) П.И. Чайковский

5. Прелюдия и фуга д) С.С. Прокофьев

Ключ 1)-д, 2)-г, 3)-а, 4)-б, 5)-в.

10. Перечисли балеты знаменитого русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского __________________________________________________________________

Ключ «Лебединое озеро» , «Щелкунчик» , «Спящая красавица»

11. Назови фамилию великого польского композитора, чьё сердце, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве ____________________________________________

Ключ Ф. Шопен

12. Убери лишнее и объясни свой выбор: баян, домра, арфа, гусли, свирель __________

Ключ Арфа, так как она не относится к русским народным инструментам

Ключ – б

14. Мастерство игры на скрипке этого музыканта было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто ему помогает нечистая сила . О ком идёт речь?

а) Ф. Шопен б) Н. Паганини в) Ф. Шуберт г) А. Вивальди д) В.А. Моцарт

Ключ – б

15. Восстанови пропорцию :

Ключ 1 –д, 2 –а, 3 –г, 4 –е, 5 –б, 6 –в

16. Кто изображён на центральной части триптиха Павла Корина ? __________________

А кто из композиторов посвятил ему музыкальное произведение ? __________________

Ключ средняя часть «Александр Невский», автор музыки С.С. Прокофьев

17. О каком композиторе идёт речь : «Он самый первый, самый главный звук в аккорде русской музыки» ______________________________________________________________

Ключ М.И. Глинка

18. Заполните кроссворд

Ключ По горизонтали 1. Глинка 2. Мусоргский 3. Прокофьев 4. Паганини 5. Вокализ

По вертикали: 6. Шуберт 7. Либретто 8. Романс 9. Баркарола 10. Ария 11. Полифония 12. Бетховен

Предварительный просмотр:

Задания для школьной олимпиады по «Музыке»

7 класс

1. Реквием – последнее создание, «лебединая песня» великого австрийского композитора, в котором он воплотил глубочайший мир человеческих переживаний: душевное смятение, умиротворённый покой, глубину горя. Назовите имя этого композитора .

Ключ Моцарт

2. Как называется сочинение музыки сразу во время её исполнения ?

Ключ – а

3. Каким итальянским словом называют краткое изложение содержания оперы или балета ?

Ключ – б

4. О каком инструменте симфонического оркестра Римский Корсаков сказал : «Тембр старчески насмешливый в мажоре и болезненно печальный в миноре»

А) флейта б) фагот в) скрипка г) труба

Ключ – б

5. Восстановите пропорцию :

1. Норвегия а) С.В. Рахманинов

2. Россия б) Ф. Шопен

3. Польша в) Э. Григ

4. Германия г) В.А. Моцарт

5. Австрия д) И.С. Бах

Ключ – 1)-в, 2)-а, 3)-б, 4)-д, 5)-г.

6. Известно, что австрийский композитор Франц Шуберт написал более 600 песен и баллад. Как называется баллада, написанная им в 18 лет на стихи поэта В. Гёте ?

Ключ «Лесной царь»

7. Заполни таблицу

Ключ

8. Выбери музыкальные инструменты для оркестров :

балалайка, скрипка, фортепиано, баян, гитара, виолончель, арфа, орган, валторна, домра, тромбон, гусли, трещотка.

9. Заполни таблицу , правильно распределив жанры:

романс, песня без слов, серенада, баркарола, сюита, колыбельная, симфония, соната, кант, кантата, опера

Ключ

10. Какой цикл фортепианных пьес П.И.Чайковский написал для детей ?

а) «Детская музыка» б) «Детский альбом»

в) «Альбом для юношества» г) «Картинки с выставки»

Ключ – б

11 . Назови композиторов, которые обращались к жанру реквиема ___________

Ключ В.А. Моцарт, Д.Б. Кабалевский

12. Какая музыкальная форма может раскрыть поэтический образ этого стихотворения ? ______________________________________________________________

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Ключ Трёхчастная форма

13. Выберите характерные черты творчества композиторов П.И.Чайковского и Л. Бетховена , соответствующие их индивидуальному стилю:

А) обращение к внутреннему миру человека

Б) мужественность

В) тонкий психологизм

Г) песенность

Д) яркий динамизм

Е) обращение к человечеству

П.И. Чайковский_______________________________________________________

Л. Бетховен____________________________________________________________

Ключ Чайковский: А В Г Бетховен: Б Д Е

14. Убери лишнее : ария, каватина, увертюра, дуэт, трио, хор.

Ключ Увертюра

15. Какое содружество композиторов именовалось «Балакиревским кружком» ?

Ключ «Могучая кучка»

16. Какая группа инструментов расположена ближе всего к дирижёру ?

Ключ струнные смычковые инструменты

17. Закончите фразу Н. Рубинштейна , сказанную об одном из композиторов18 века: «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе ___________________»

Ключ Моцарт

18. Какой героине «Тысячи и одной ночи» посвящена сюита Н.А. Римского-Корсакова ?

Ключ Шехеразада

19. Укажите имя композитора и название романса на стихи Е. Бекетовой :

«Поутру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать.

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать»

Композитор_______________________Романс________________________________

Ключ Рахманинов «Сирень»

20. Какой герой оперы поёт в арии : «О, дайте, дайте мне свободу»?

А) Иван Сусанин В) Борис Годунов

Б) Садко Г) Князь Игорь

Ключ Г) Князи Игорь

21. Что в переводе с итальянского означает слово «оперетта» ?

А) маленькая опера В) неправильная опера

Б) плохая опера Г) новая опера

Ключ А) маленькая опера

22. Какой город является родиной джаза ?

А) Чикаго В) Нью-Йорк

Б) Новый орлеан Г) Одесса

Ключ Б) Новый Орлеан

23. Имя этого итальянского скрипача и композитора ещё при жизни было окружено легендами. Он заложил основы современной техники игры на скрипке, обогатив музыку новыми колористическими возможностями. Среди его произведений наибольшей популярностью до сих пор пользуются «Двадцать четыре каприччио». Их использовали в своих произведениях композиторы-романтики. С 1954 года в Италии организуются конкурсы имени этого скрипача. Назовите его имя _________________________________

Ключ Николо Паганини

24. Найди закономерность и убери лишнее : Ю. Визбор, С. Никитин, О. Митяев, Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Розенбаум, Н. Римский-Корсаков, О. Газманов.

Ключ Н. Римский-Корсаков

25. Восстанови пропорцию :

Ключ

«Кошки» – мюзикл

«Времена года» – инструментальный концерт

«Садко» – опера

«Лесной царь» – баллада

«Александр Невский» - кантата

«Островок» – романс

«Щелкунчик – балет

«Картинки с выставки» – фортепианный цикл

26. Какой герой оперы поёт в арии : «О, дайте, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить»?

А) Иван Сусанин б) Садко в) Князь Игорь г) Борис Годунов

Ключ Князь Игорь

27. Как называется сочинение музыки сразу во время её исполнения ?

А) импровизация б) интерпретация в) композиция

Ключ импровизация

28. Каким итальянским словом называют литературное изложение содержания оперы или балета ?

А) бельканто б) либретто в) увертюра

Ключ либретто

29. В названиях каких музыкальных произведений встречаются эти слова ? Заполни таблицу, написав (где нужно) названия произведения полностью.

Патетическая, Ромео, Жизель, Лебединое, Богатырская, Пиковая, Лунная, Кармен, Щелкунчик, Аида, Героическая, Спящая, Сусанин.

От чьего имени говорит поэт ?_______________

«Кликнули меня;

Я вышел. Человек, одетый в черном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас

И стал писать - и с той поры за мной

Не приходил мой черный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem»

Предварительный просмотр:

Задания для школьной олимпиады по «Музыке»

8 класс

А) О. Митяев б) Б. Окуджава в) Г. Свиридов г) А. Розенбаум

Ключ – в

2. Какому городу посвятил свою знаменитую 7 симфонию композитор Д.Д. Шостакович ?

А) Киеву б) Москве в) Волгограду г) Ленинграду

Ключ – г

3. Как называется музыкальное сопровождение сольной партии голоса ?

А) аккомпанемент б) либретто в) крещендо

Ключ – а

4. Восстановите пропорцию :

1. «Садко» а) Э.Л. Уэббер

2. «Рапсодия в стиле блюз» б) М.И. Глинка

3. «Руслан и Людмила» в) П.И. Чайковский

4. «Спящая красавица» г) В.А. Моцарт

5. «Волшебная флейта» д) Н.А. Римский-Корсаков

6. «Кошки» е) Дж. Гершвин

Ключ 1)-д, 2)-е, 3)-б, 4)-в, 5)-г, 6)-а.

5. Вставь пропущенное слово .

Романтическая ……………………. – сюжетное произведение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале с мрачным таинственным колоритом. Воплощалась в музыке в виде сольных вокальных сочинений с сопровождением фортепиано у Ф. Шуберта или инструментальных сочинений у Ф. Шопена.

Ключ Баллада

6. Творчество английского драматурга В. Шекспира – представителя эпохи Возрождения – всегда вызывало большой интерес у композиторов. Трагедия «Ромео и Джульетта» легла в основу оперы В. Беллини, симфонии Г. Берлиоза, оперы Ш. Гуно. Кто из русских композиторов обращался к этому сюжету ? ___________________________

Ключ П.И. Чайковский; С.С. Прокофьев

7. Назовите фамилию русского композитора, создавшего национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку, национальную классическую школу __________________________________________________________

Ключ М.И. Глинка

8. Какое произведение искусства объединяет эти имена :

М.И. Кутузов – Л.Н. Толстой – С.С. Прокофьев

Ключ Опера «Война и мир»

9. Как называется оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера ? ___________________________________________________________________

Ключ Увертюра

10. Приняв в 988 г. крещение, Русь стала наследницей и продолжательницей традиций Византии. Назовите особенности русской духовной музыки ______________

11. Какая опера М.И. Глинки 70 лет носила название, отличное от авторского ?

Ключ «Жизнь за царя»

12. Для какого инструмента написана «Лунная» соната Людвига ван Бетховена ?

Ключ Фортепиано

13. У какого клавишно-духового инструмента есть клавиатура для ног ?

Ключ Орган

14. Какие из предложенных произведений соответствуют драматическому, лирическому, героическому музыкальному образу? Соедини стрелочками .

Ф. Шуберт «Лесной царь» лирический

Л. Бетховен «Эгмонт»

Э. Григ «Утро» драматический

П.И. Чайковский «Щелкунчик»

С.С. Прокофьев «Александр Невский» героический

П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта»

Ключ лирический Э. Григ «Утро», П.И. Чайковский «Щелкунчик»

драматический Ф. Шуберт «Лесной царь», П.И. Чайковский «Ромео и Джульетта»

героический Л. Бетховен «Эгмонт», С.С. Прокофьев «Александр Невский»

15. Как называется музыкальное произведение М.П. Мусоргского , написанного под впечатлением от рисунков архитектора Виктора Гартмана? _______________________

Ключ «Картинки с выставки»

16. Назови 4 части сонатной формы _______________________________________

Ключ Сонатная форма: экспозиция, разработка, реприза, кода.

17. Телеканалом «Культура» был создан уникальный проект – Международный телевизионный конкурс юных музыкантов _________________________

Ключ «Щелкунчик»

18. Какое из перечисленных слов не обозначает женский голос ?

А) сопрано В) меццо-сопрано

Б) бельканто Г) контральто

Ключ Б) бельканто

19. У кого песня зовётся шансоном ?

А) у итальянцев В) у французов

Б) у американцев Г) у немцев

Ключ В) у французов

20. Какой ответ даётся в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама» на вопрос : «Что наша жизнь?»

А) борьба В) любовь

Б) сон Г) игра

Ключ Г) игра

«Иван Сусанин»

«Князь Игорь» А.П. Бородин

«Руслан и Людмила» П.И. Чайковский

«Снегурочка» М.И. Глинка

«Пиковая дама» Н.А. Римский-Корсаков

«Садко»

Ключ «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» – М.И. Глинка

«Садко», «Снегурочка» – Н.А. Римский-Корсаков

«Князь Игорь» – А.П. Бородин

«Пиковая дама» – П.И. Чайковский

22. Как называется оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю , а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера? ________________________________________________________________________

Ключ Увертюра

23. Кому посвятил романс «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинка

Ключ Екатерине Ермолаевне Керн

24. «У камелька», «подснежник», «Святки», «Осенняя песнь», «На тройке» - пьесы из фортепианного цикла П.И. Чайковского :

Ключ - б

25. Назови фамилию композитора написавшего свыше 600 песен и баллад, среди которых «Форель», «Лесной царь», «В путь», «Аве Мария» ?

Ключ Шуберт

а) «Улетай на крыльях ветра ты в край родной, родная песня наша»

б) «О дайте, дайте мне свободу»

М.И. Глинка

в) «Ты взойдёшь, моя заря!»

г) «С подружками по ягоду ходить, на отклик их весёлый отзываться» Задания для школьной олимпиады по «Музыке»

9 класс

1. А.П. Бородин обладал не только выдающимся музыкальным и литературным дарованием, но и огромным талантом учёного. В какой области ?

а) физика б) химия в) биология

Ключ – б

2. Кто из русских композиторов является основоположником русской классической школы ?

Ключ – б

3. На стихи какого поэта М.И. Глинка написал романсы «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «Не пой, красавица, при мне»?

а) Н. Кукольник б) В. Жуковский в) А. Пушкин

Ключ – в

4. «У камелька», «Масленица», «Песня жаворонка», «Святки», «На тройке» - это пьесы из фортепианного цикла П.И. Чайковского :

а) «Детский альбом» б) «Времена года»

Ключ – б

5. Известно, что этот композитор написал свыше 600 песен, среди них вокальные циклы на слова поэта-современника Вильгельма Мюллера «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Назовите его имя .

а) Ф. Шопен б) Ф. Шуберт в) Р. Шуман

Ключ – б

6. Реквием – последнее создание, «лебединая песня» великого Моцарта, в нём композитор воплотил глубочайший мир человеческих переживаний: душевное смятение, умиротворённый покой, глубину горя. Кто из композиторов XX века обращался к этому жанру ?

а) Г. Свиридов б) Д. Кабалевский в) С. Прокофьев

Ключ – б

7. За 35 лет своей жизни этот композитор создал свыше 600 произведений . Но когда он умер, у его вдовы не оказалось денег даже на отдельное место на кладбище, и похоронили его в общей могиле для бедняков. О ком идёт речь?______________________

Ключ В.А. Моцарт

8. Сколько балерин участвует в танце маленьких лебедей в балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро» ? _______________________________________________

Ключ Четыре

9. Назовите фамилию русского композитора, написавшего музыку к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» ________________________________________________

Ключ М.П. Мусоргский

10. Этот московский театр за свою историю дважды сгорал дотла . Может быть, поэтому перед третьим его зданием теперь бьёт фонтан. Как называется этот театр?________________________________________________________________________

Ключ «Большой»

11. Что, по мнению пушкинского Моцарта, не совместимо с гением ? _________

Ключ Злодейство

12. Какой музыкальный инструмент прославил Луи Армстронга ? ___________

Ключ Труба

13. Закончи предложение :

На Руси в XI веке они участвовали в языческих обрядах. Постепенно ритуальный смысл их искусства был забыт, и они стали странствующими актёрами, называемыми…

Ключ Скоморохи

14. Кому из русских композиторов принадлежат эти высказывания :

а) «моя музыка – исповедь души, на которой много М.П. Мусоргский

накипело и которая изливается посредством звуков»

б) «прошлое в настоящем – вот моя задача» Н.А. Римский-Корсаков

в) «мой род – это сказка, былина и непременно русские» П.И. Чайковский

Ключ а) П.И. Чайковский; б) М.П. Мусоргский; в) Н.А. Римский -Корсаков

15. Поэт Людвиг Рельштаб уверял, что Бетховен звуками запечатлел Люцернское озеро тихой лунной ночью. А потому взял да и «окрестил» чужое произведение _________________________________________________________________

Ключ «Лунная»

16. Как называют музыкальное сопровождение сольной партии голоса ?

Ключ Аккомпанемент

17. В каких знакомых тебе сочинениях русских композиторов раскрывается патриотическая тема, тема защиты Отечества ? (не менее трёх) _____________________________________________________________________________

Ключ свободный ответ

18. Международные конкурсы являются важным средством коммуникации и часто становятся культурными событиями в жизни стран и народов. Вот уже более 50 лет приковывает к себе внимание всего мира проходящий в Москве конкурс имени ______________________________________________________________________

Ключ Имени Чайковского

19. Назовите жанр песни Грушинского фестиваля на Волге ? ________________

Приведи пример песни ______________________________________________

Ключ Бардовская песня

20. Кто из русских композиторов является основоположником русской классической школы ?

а) П.И. Чайковский б) М.И. Глинка в) Н.А. Римский-Корсаков

1. «Иван Сусанин» а) П.И. Чайковский

2. «Садко» б) М.И. Глинка

3. «Золушка» в) Н.А. Римский-Корсаков

4. «Снегурочка» г) А.П. Бородин

5. «Лебединое озеро» д) С.С. Прокофьев

6. «Руслан и Людмила»

7. «Князь Игорь»

8. «Щелкунчик»

9. «Сказка о царе Салтане»

Ключ

«Князь Игорь» - Бородин

«Щелкунчик», «Лебединое озеро» - Чайковский

«Сказка о царе Салтане», «Садко», «Снегурочка» - Римский-Корсаков

«Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» - Глинка

«Золушка» - Прокофьев

23. В 2012 году наша страна отмечала 100-летний юбилей со дня рождения поэта-песенника Льва Ивановича Ошанина. Подчеркни из предложенных песен те, которые написаны на стихи этого поэта: «Течёт Волга», «Священная война», «Журавли», «Дороги», «Пусть всегда будет солнце», «Катюша», «Песня о друге», «Ярославия», «Гимн демократической молодёжи мира».

Ключ «Течёт Волга», «Дороги», «Пусть всегда будет солнце», «Ярославия», «Гимн демократической молодёжи мира».


о великих русских композиторах

Сегодня мировая классическая музыка просто немыслима без произведений русских композиторов, хотя отечественная композиторская школа появилась только в 19 веке. О каждом из знаменитых людей можно рассказывать бесконечно. Прокофьев, например, гениально играл в шахматы, Бородин был профессором химии, а Рахманинов настолько щепетильно относился к своим рукам, что обувь ему надевала супруга. Сегодня - самые интересные факты из жизни и творчества русских композиторов.


Император демонстративно ушёл с премьеры оперы Глинки

Михаил Иванович Глинка по праву считается основоположником отечественной русской классической музыки и первым русским композитором-классиком, которому удалось достичь мировой славы.






Успех композитору принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В этом музыкальном произведении композитору удалось органично соединить европейскую оперную и симфоническую практику с русским хоровым искусством. Впервые появился национальный герой, воплотивший в себе лучшие черты национального характера.

А вот премьера второй оперы композитора - «Руслан и Людмила» - принесла Глинке ряд чувствительных огорчений. Премьера оперы состоялась в Большом театре в Санкт-Петербурге в тот же день, что и премьера первой оперы Глинки - 9 декабря. Высшему обществу опера не понравилась, публика её освистала, а император Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после четвёртого акта демонстративно вышел из зала.

Впрочем, современники отмечали, что оперу эту Глинка писал более чем небрежно. В.П.Энгельгардт 1894 году писал М.Балакиреву: « Полной автографной партитуры «Руслана» никогда не существовало. Отдельные номера посылались им в театральную контору для переписки, оттуда не возвращались и там пропадали ». А план оперы, если верить современникам, и вовсе «намахал» Константин Бахтурин « в четверть часа под пьяную руку ». Тем не менее опера в первый свой сезон прошла 32 раза в Петербурге и столько же в Париже, тогда как, по свидетельству Ференца Листа, опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой первый парижский сезон была дана только 16 раз.

Известно, что Михаил Иванович Глинка был слаб здоровьем. Это, однако, не мешало ему путешествовать, к тому же географию композитор знал прекрасно. Он свободно владел шестью иностранными языками, среди которых был и персидский.



Прокофьев придумал особый вид шахмат

Сергей Сергеевич Прокофьев - дирижёр, пианист и один из крупнейших русских композиторов ХХ века. Его считают русским музыкальным вундеркиндом: композировал он с 5 лет, в 9 написал две оперы, а в 13 лет стал студентом Санкт-Петербургской консерватории.






Покинув Родину в 1918 году, в 1936 он вернулся в СССР. Но уже в 1948 Полибюро ЦК ВКП(б) издало постановление, обвиняющее Прокофьева и других музыкантов в «формализме», а их музыка была объявлена «вредной». Первая супруга композитора, испанка по происхождению, была сослана в лагеря, где провела три года. После этого композитор практически безвыездно жил на даче. Там он создал такие яркие произведения как балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», оперы «Повесть о настоящем человеке» и «Война и мир», написал фортепьянные концерты и музыку к кинофильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский».

Страстью Прокофьева были шахматы. Он не только любил в них играть, но и обогатил эту игру собственными идеями, предложив так называемые «девятерные» шахматы - доска с полем 24х24, на которой играют сразу девятью комплектами фигур. Известно, что однажды Прокофьев играл шахматную партию с экс-чемпионом мира по шахматам Э.Ласкером и смог свести её к ничьей.

Умер Сергей Прокофьев в один день со Сталиным. Родственникам было весьма проблематично организовать похороны, поскольку вся Москва была блокирована милицейскими постами.



Скрябин - создатель светомузыки

Александр Николаевич Скрябин проявлял музыкальные способности с детства. После окончания кадетского корпуса он поступил в Московскую консерваторию, после окончания которой полностью отдался музыке. Его глубоко поэтичное и самобытное творчество было новаторским даже на фоне новых течений в музыке, связанных с изменениями политического строя и общественной жизни в начале XX века.






Так, в партитуру написанной им симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию для света. Но премьера из-за технических неполадок прошла без световых эффектов.



Кембридж удостоил Чайковского звания доктора музыки без защиты диссертации

Пётр Ильич Чайковский - одна из самых ярких фигур мировой классической музыки и композитор, который сумел поднять русское музыкальное искусство до небывалых высот.






Многие считали его западником, но ему удавалось удивительным образом соединять наследие Шумана, Бетховена и Моцарта с русскими традициями. Чайковский творил практически во всех музыкальных жанрах. Он написал 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, 4 сюиты и 104 романса.

Родные прочили ему карьеру военного офицера и были категорически против поступления в консерваторию. Известно, что родной дядя будущего великого композитора с горечью заявил: « Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку! »

Кембриджский университет без защиты диссертации, заочно, удостоил Петра Ильича Чайковского звания доктора музыки, а Академии Изящных искусств Парижа избрала его своим членом-корреспондентом.



Римский-Корсаков умер из-за своей оперы

Николай Андреевич Римский-Корсаков - известный дирижёр, музыкальный критик, великий русский композитор и общественный деятель. Сын крепостной и помещика он получил хорошее образование, много путешествовал, а вернувшись на Родину успевал абсолютно везде: был инспектором духовых оркестров Морского ведомства, преподал в Санкт-Петербургской консерватории, профессором которой являлся, дирижировал симфоническими и оперными спектаклями, помогал управляющему Придворной певческой капеллы.






Одной из любимых его тем в творчестве были сказочные произведения. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» закрепили за ним прозвище Сказочник.

Опера «Золотой петушок» Римским-Корсаковым была написана 1908 году по одноимённой сказке Пушкина. Цензура узрела в этом произведении язвительную сатиру на самодержавие, и оперу запретили. Это стало причиной инфаркта композитора. Скончался он от повторного приступа в усадьбе Любенск 21 июня 1908 года.

Первая постановка оперы состоялась уже после смерти великого композитора - 24 сентября 1909 в Оперном театре Сергея Зимина в Москве. Премьера предварялась анонсом в газете «Русские ведомости»: « Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре Зимина »



Композитор Бородин основал Русское химическое общество

Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор-самородок. Профессиональных учителей-музыкантов у него не было, и всего в музыке он достиг, благодаря самостоятельному овладению техникой композирования. Своё первое музыкальное произведение Бородин написал в 9 лет. Играл на фортепиано, флейте и виолончели.






Самым известным музыкальным произведением Бородина является опера «Князь Игорь», созданная по сюжету «Слова о полку Игореве». Идею написания этой оперы Бородину подсказал В.Стасов. За работу Бородин взялся с огромным энтузиазмом: изучал музыкальные и исторические того времени и даже побывал в окрестностях Путивля. Написание оперы растянулось на 18 лет. В 1887 году Бородин умер, так и не окончив это музыкальное произведение. Известно, что сам Бородин успел оркестровать часть пролога, речитатив, арии Ярославны, Кончака, князя Владимира Галицкого, плач Ярославны, народный хор. Завершили же работу по записям Бородина Римский-Корсаков и Глазунов.

Стоит отметить, что музыка была не единственной страстью Бородина. Он весьма успешно занимался медициной и химией, получив 1858 году степень доктора медицины. Бородин руководил руководил химической лабораторией, был ординарным профессором и академиком Медико-хирургической академии, почётным членом Общества русских врачей и одним из основателей Русского химического общества. У композитора Бородина более 40 работ по химии, а его именем назвали химическую реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которую он исследовал первым ещё в 1861 году.



Руки Сергея Рахманинова оценили в миллион долларов

Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор - покинул Россию в 1917 году и осел в США. Практически 10 лет после отъезда из России он не писал музыку, много гастролируя по Европе и Америке, где его признали крупнейшим дирижером и величайшим пианистом эпохи. При этом Рахманинов на протяжении всей своей жизни оставался человеком, стремящимся к уединению, неуверенным в себе и ранимым. Всю жизнь он искренне переживал, что покинул Родину. В годы Великой Отечественной войны Сергей Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, а все сборы им были перечислены в фонд Красной армии.






У Рахманинова была уникальная особенность - самый большой из всех известных пианистов охват клавиш. Он охватывал сразу 12 белых клавиш, а левой рукой брал совершенно свободно аккорд «до ми-бемоль соль до соль». При этом у него в отличие от многих концертирующих пианистов были изумительной красоты руки без вздувшихся вен и без узлов на пальцах.

Как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица видно не было, только руки. Подпись под фото была такой: «Руки, которые стоят миллион!»




kulturologia.ru

Можно по праву назвать настоящей вершиной русской вокальной лирики. Его романсы поражают выразительными образами и невероятной лиричностью. Композитор очень чутко чувствовал поэзию, обращая внимание на мелодичность и ритм стихов.

Историю создания Романсов Чайковского , содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Особенности романсов Чайковского

Что представляет собой романс ? Это небольшое вокальное произведение, в основе которого лежит поэтический текст лирического содержания. Его родиной считается солнечная Испания, отсюда и название романс (романский язык). В России же этот жанр появился только во второй половине XVIII в, стремительно завоевав большую популярность. С тех пор многие композиторы сочиняли романсы, передавая в них подчас самые искренние и даже сокровенные чувства.

П.И. Чайковский уделял внимание жанру романса на протяжении всего творческого пути, затрагивая в них различные темы. В целом, исследователи творчества композитора называют его камерно-вокальное наследие своеобразным лирическим дневником.

Свои вокальные произведения Чайковский сочинял прежде всего для обычного слушателя, именно поэтому они столь близки к городскому бытовому романсу. Все чувства в них показаны предельно искренне, но в тоже время просты для понимания, а музыка чутко следует за текстом, раскрывая перед слушателями весь глубинный смысл.

Чем руководствовался Чайковский, выбирая поэтический текст для своих романсов? Такой вопрос часто волнует поклонников его творчества. Неудивительно, ведь подчас композитор обращал внимание на малоизвестного поэта, казалось бы, игнорируя признанных авторов. Иногда в стихотворении маэстро мог привлечь внимание лишь один яркий художественный образ или же отдельная строка. Тем не менее, большая часть вокального творчества написана на стихи известных авторов: А. Фет, Ф. Тютчев, Н. Некрасов, Г. Гейне, Г. Гете и др. Чаще всего композитора привлекало творчество русских поэтов из-за музыкальности стихов и их изящности форм. Чайковский отмечал необычайную яркость и эмоциональность произведений А. Толстого и А. Апухтина. А. Фета композитор и вовсе называл поэтом-музыкантом.


Любовь к этому жанру во многом была связана с тем, что Чайковский буквально с детства тепло относился к романсам, слушая сочинения Алябьева, Варламова, Шумана . Кроме того, он много почерпнул в творчестве М. Глинки и Даргомыжского .


Несмотря на это, вокальная лирика Петра Ильича иная и ее отличает индивидуальное своеобразие. Некоторые исследователи отмечают, что романсы Чайковского наделены «оперностью». Это не удивительно, учитывая, что композитор посвящал много времени своему оперному творчеству.

Свои первые произведения в этом жанре Чайковский написал еще будучи учеником Училища Правоведения. Примечательно, что одними из последних творений композитора был цикл романсов на стихи Даниила Ратгауза.



Интересные факты

  • Сам Петр Ильич также сочинял стихи, чему посвятил достаточно много времени. Вокальное трио «Природа и любовь» написаны им на собственные слова.
  • Не случайно исследователи творческого наследия Чайковского отмечают сходство оперных и камерно-вокальных произведений. Часто можно отыскать в романсах черты будущих арий или даже героев опер. Помимо этого, вокальное творчество композитора очень близко к его симфоническим произведениям.
  • Уже в самых первых романсах исследователи находят черты симфонизма. Это проявляется в интенсивной мелодии, развитом аккомпанементе, образности музыки и драматической силе.
  • Чайковским было написано более 100 романсов на стихи разных авторов.
  • Свои собственные стихи предпочитал подписывать псевдонимом N.N. Один из популярнейших романсов «Средь шумного бала» привлек не только Чайковского, сразу два музыканта: Б. Шереметьев и А. Шефер обратили свое внимание на сочинение Толстого. В некоторые тексты Чайковский вносил свои изменения.
  • Всего камерно-вокальное наследие Чайковского включает в себя 103 романса и песни, а также семь ансамблей.

История создания и содержание

Свое первое произведение в этом жанре композитор сочинил на поэтический текст А. Фета «Мой ангел, мой гений» . Все ранние вокальные произведения Петра Ильича исследователи относят к возвышенной любовной лирике. Здесь сплетаются тесно радость и боль, меланхолия и веселье. Примечательно, что довольно простая вокальная партия часто соседствует со сложным аккомпанементом. Свои первые вокальные произведения Чайковский опубликовал в 1869 году, помимо самого первого, к ним еще относятся «Песня Земфиры» , «Полночь» , «Нет, только тот, кто знал» , «Отчего?» . Эти сочинения исследователи относят к лирико-элегической линии, в которой раскрывается грусть, связанная с сожалением об утраченном счастье.


70-е годы связывают с творческим подъемом композитора, именно в этот отрезок времени им было написано около половины всех его камерно-вокальных произведений. В этих образцах значительно расширяется круг образов, а выразительных средств появляется намного больше.

Заметно выделяется интерес Чайковского к национальному колориту. Об этом свидетельствуют романсы «Канарейка» (сл. Мея), «Вечер» (сл. Шевченко), «Али мать меня рожала» , «Баловница» (А. Мицкевич), «Серенада Дон-Жуан» (А. Толстой).

Романс «Примирение» (сл. Н. Щербины) считается одним из наиболее драматичных. Вокальная партия погружает слушателей в тяжелые раздумья об утраченных мечтах. Мелодия романса имеет экспрессивный характер.

В 1878 и 1880 годах Чайковский сочиняет несколько серий романсов, которые заметно выделяются среди остальных его произведений. Большинство из них написано на стихи А. Толстого. «Средь шумного бала» - один из них. В нем чутко и невероятно точно передается атмосфера стиха. Примечательно, что слова были написаны в 1851 году, а сам романс в 1878 г.


Толстой сочинил свое творение специально для будущей жены Софьи Миллер. Не случайно в произведении показана атмосфера бала, ведь познакомился он с ней именно на балу-маскараде в честь Нового года. Конечно же, лицо Софьи Андреевны было скрыто маской, как и у остальных присутствующих, но тем не менее, девушка смогла поразить И. Тургенева и А. Толстого. На тот момент она была еще замужем, но это не помешало Толстому влюбиться в девушку с первого взгляда. Спустя 12 лет возлюбленные смогли пожениться. Для этого романса Чайковский не случайно выбрал жанр вальса, но несмотря на атмосферу бала, все внимание в музыкальной части сосредоточено на влюбленных, на их чувствах и переживаниях.

Среди романсов Чайковского встречаются образцы, раскрывающие красоту природы. «Благословляю вас, леса...» (сл. А. Толстого) один из них. Вместе с этим сосредоточены еще и религиозно-философские искания композитора, поэтому его уместнее было бы отнести к монологам. Первые такты передают серьезную атмосферу и приобретают черты хорального типа. К этой же тематике относится романс «День ли царит...» (сл. Апухтина). Все произведение словно залито яркими лучами солнца. Большая роль в этом произведении отводится аккомпанементу, насыщенному бурными пассажами. Если сравнивать романс с оперными произведениями Чайковского, то его уместнее было бы приравнять к арии Роберта из «Иоланты ».



Широко раскрыта в вокальных произведениях Чайковского тема женской судьбы. Композитор написал целую серию романсов на эту тему. «Кабы знала я, кабы ведала» (сл. Толстого), «Я ли в поле да не травушка была» (сл. И. Сурикова) – одни из них. В этих произведениях ярко представлен народный колорит, он выражен не только в вокальной партии, но и аккомпанементе.

В дальнейшем, драматичность в его романсах только усиливается. Это заметно не примере произведений из ор. 57 «На нивы желтые» (Толстой). Удивительно, что в словесном тексте нет такого безнадежного отчаяния, его уместнее отнести к меланхолии, задумчивому настроению, связанному с тишиной и покоем. Чайковский же увидел содержание стихотворения несколько иначе. Его природа окрашена в сумрачные тона, во вступлении слышатся удары, напоминающие колокол. Безысходное страдание пронизывает весь романс, оставляя после себя лишь тоску и одиночество.

Жанрово-характеристические романсы

Особняком в творчестве Чайковского выделяются произведения, наделенные жанрово-характеристическими чертами. Один из них – это романс «Соловей» (А. Пушкин). Он написан на основе слов из «Песен западных славян».

К этой же серии относится «Песня цыганки» (Полонский). В романсе слышатся едва уловимые сумрачные тона, которые скрыты от посторонних некой таинственностью. Необычно звучит здесь рефрен, в котором композитор использовал фригийский лад.


Примерно в конце 80-х годов, Чайковский отходит от жанра романса почти на пять лет и уделяет внимание своим крупным произведениям. После небольшого перерыва он создает 6 великолепных романсов на стихи Д. Ратгауза. Именно их относят к последним образцам в этом жанре. Написанные в период работы над Шестой симфонией, они насыщены печалью и искренностью.

Песни для детей Чайковского

Среди вокального творчества Петра Ильича, заметно выделяются песни, которые он сочинил для детей. Это цикл, который состоит из 16 номеров. Они написаны на стихи Плещеева, Сурикова и Аксакова. Эти произведения обращены именно к детям, рассказывают об их интересах, наполнены соответствующей тематикой. Среди этого цикла одними из популярнейших являются песни «Мой садик» , «Весна» , «Кукушка» . Несмотря на то, что некоторые исследователи все же отмечают близость этого цикла к творчеству Мусоргского , все же произведения Чайковского для детей воспринимаются несколько иначе. Они успешно выполняют свою главную функцию – служат для музыкального воспитания детей.

Романсы П.И. Чайковского , его лирический дневник, передают всю глубину и искренность чувств. Музыкальные образы, яркие интонации, а также богатство музыкального языка потрясают и завораживают слушателя буквально с первых тактов. Всю поэтичность стиха можно прочувствовать благодаря музыке П.И. Чайковского, который всегда очень чутко ощущал каждую его мельчайшую особенность, делясь со слушателями своими наблюдениями с помощью музыкальных звуков.

Видео: слушать Романсы Чайковского