Проблема истинной красоты аргументы егэ. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней

Как научиться обращать внимание на красоту вокруг нас?

Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»

По мнению академика Д.С. Лихачева, жизнь есть не что иное, как дыхание. Пока человек дышит – он жив. Отсутствие дыхания символизирует смерть. Дмитрий Сергеевич акцентирует наше внимание на внутренней нравственной стесненности и ограниченности. Он сравнивает ее с атмосферой душной комнаты. Мелочные заботы и суета заполняют наше сердце, определяют отношение к жизни и формируют мировоззрение. Стоит только проститься с этим, глубоко выдохнуть весь этот мусор вовне, освободить внутреннее пространство, и пустота тут же заполнится совершенно иными ценностями и наполнится истинной красотой. Если рассматривать жизнь, как самую большую ценность, все вокруг изменится до неузнаваемости в один момент. Мы начнем воспринимать красоту мира в ее неожиданной гармонии и неповторимости.

Внешняя красота и внутренний мир – грани соприкосновения .

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Л.Н. Толстой в своем великом произведении «Война и мир» знакомит нас с двумя совершенно противоположными персонажами. Элен – символ внешней безупречности и блеска. Она безумно красива в своей женской привлекательности, и настолько же пуста внутри. При всей картинности внешнего облика, Элен своим эгоизмом и исключительной беспринципностью, кроме чувства гадливости и нравственного отторжения, не вызывает ничего. Ее девиз – удовлетворение собственных прихотей и желаний любой ценой. Все окружающие рассматриваются героиней, лишь как инструмент достижения собственных целей и решения личных задач. Княжна Мария, напротив, сияет своей внутренней красотой и нравственной глубиной. События 1812-го года обнажают внутренние противоречия Элен. Ее ничтожество и порочность проступает наружу и предстает перед читателем во всей своей неприглядности и оглушительном цинизме. На фоне разворачивающейся национальной трагедии, героиня пытается решить свои личные проблемы, ради чего даже меняет веру. Она олицетворяет атмосферу светского общества начала 19-го века и строго следует его законам и принципам. Смерть Элен представлена автором как вполне закономерное следствие – духовно она умерла гораздо раньше, чем перестало биться ее сердце. Лев Николаевич даже не посчитал нужным посвятить читателя в подробности ее ухода из жизни, и ограничился лишь отрывочными скандальными слухами, связанными с этим событием.

Внешняя красота и внутренний мир – что первично?

В своем романе М.Ю. Лермонтов поднимает вопрос соотношения внешней привлекательности и внутренней глубины, на примере неприметного доктора Вернера. Судя по описаниям его внешности Печориным, этого человека нельзя было отнести к категории «красавцев». В нем не было ровным счетом ничего, на что можно бы было обратить внимание. Вернер был низок ростом, имел ноги разной длины и очень слабое здоровье. Его худосочную фигуру венчала огромная голова с неровным черепом и маленькими невыразительными глазами. По признанию Печорина, при первом знакомстве, внешний вид Вернера не мог вызвать у собеседника никакого интереса — он скорее производил неприятное гнетуще-отталкивающее впечатление. И насколько менялось отношение к этому человеку при более тесном общении с ним. Вернер обладал поразительной внутренней глубиной, высоким интеллектом, душевной чистотой, безупречной нравственной организацией и очень сильным характером. По мнению автора, такую красоту нужно учиться видеть и понимать. Именно она в полной мере характеризует человека, и никакие изъяны внешности не могут перечеркнуть глубину его внутреннего мира и красоту сердца.

Характер человека и его внешность – какая связь?

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В этом же произведении М.Ю. Лермонтов знакомит нас с размышлениями Печорина о влиянии характера человека на его внешность. Давая оценку окружающим его людям, главный герой приходит к выводу, что внешность человека является зеркальным отражением его духовного мира. По его мнению, глаза отражают как в зеркале душу собеседника. Проницательная выразительность глаз Бэлы, пронизывает душу собеседника до самых глубин. Казбич испепеляющим «огненным» взглядом отражает свой дикий нрав. Это же касается и брата Бэлы. Когда он заводит речь о лошадях, его взгляд наполняется неповторимым блеском, а глаза сверкают, как раскаленные угли. Бархатно-обволакивающий взгляд Мери в полной мере отражают ее внутреннюю сущность – ее глаза прекрасны и выразительны. Печорин приходит к выводу, что между внешностью человека и его духовным миром существует странная и неоспоримая связь. Следуя его логике, изъяны внешнего облика свидетельствуют об утрате человеком частицы своей души.

В чем важность внутренней красоты человека, и в каком соотношении она находится с его внешним обликом?

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

В аллегорической повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», юный герой попадает на нашу планету и приходит в восторг от обнаруженного обилия прекрасных роз. Он долго любуется ими, но приходит к заключению, что внешнее сходство земных роз с тем цветком, который он вырастил и оставил дома, не делают их такими же, как его любимая роза — они внутренне пусты. Юный почитатель земной флоры неожиданно начинает понимать, что все самое важное, глазами увидеть невозможно, а внешняя привлекательность и схожесть – это всего лишь оболочка. Внутреннее же содержание взгляду недоступно, его можно ощутить только сердцем. То есть человека определяет не внешность, а красота души.

Что первично — внешний блеск или внутреннее содержание?

О. Генри «Мишурный блecк»

Тауэрс Чендлер, герой небольшой повести О. Генри «Мишурный блecк» регулярно, раз в два месяца, пытался возвыситься в глазах окружающих, представляя себя состоятельным аристократом. Эта затея продвигалась довольно успешно, пока судьба не свела его с Мэриан. Тауэрс по отработанной схеме обольщал девушку рассказами о своем несметном состоянии, но не учел того, что богатство не всегда является определяющим фактором проявления интереса. В конце рассказа, Мэриан в беседе со своей сестрой подробно описывает человека, которого она могла бы полюбить. Становится понятно, что речь идет о Тауэрсе Чендлере, только не о том, которым он желал себя представить, а о том, кем он был без всей этой мишуры. Вывод прост – не всегда внешний лоск является полноценным отражением внутреннего мира.

Отражает ли внешность человека его внутренний мир?

Д. Гранина «Листопад»

Этой же темы касается и Даниил Гранин в своей автобиографической повести «Листопад». Он описывает свою встречу со Стивеном Хокингом. Будучи парализованным и навсегда прикованным к постели, этот человек удивил и поразил писателя до глубины души. После окончания Оксфорда, у Стивена начались проблемы со здоровьем, результатом чего стал полный паралич. Первое впечатление от встречи с беспомощным собеседником в определенный момент развеялось без остатка. Перед ним в инвалидном кресле сидел гениальный астрофизик, добившийся всех своих регалий, уже находясь в таком плачевном состоянии. Несмотря на то, что общаться с окружающими он мог только с помощью специального приспособления, ученый активно читал лекции студентам и участвовал практически во всех научных семинарах по астрофизике. Даниил Гранин после этой встречи пишет о нем: «оказывается, мы не имеем ни малейшего понятия о том, на что способны наши ум и воля».

  • Истинная красота человека не зависит от его внешнего облика
  • Красив тот, кто совершает нравственные поступки
  • Самое важное в человеке порой невозможно увидеть глазами
  • Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности
  • Бывает, что люди, внешне кажущиеся привлекательными, совершают абсолютно безнравственные поступки
  • Человек с по-настоящему красивой душой своим присутствием создает особую, ни с чем не сравнимую атмосферу

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». В детстве Наташа Ростова, одна из героинь великого романа-эпопеи, не была красивой. Внимание, прикованное к ней, невозможно без внутренней красоты: как в детском, так и во взрослом возрасте она отличалась жизнелюбием, непосредственностью, чистой душой. Другая героиня, на которую следует обратить внимание — княжна Марья Болконская. Во внешности она явно уступала красавицам, прекрасными были лишь ее глаза. Но люди, способные чувствовать настоящую красоту, по достоинству оценили ее внутренние качества. Марье Болконской и Наташе Ростовой можно противопоставить Элен Курагину: в обществе восхищались ее красотой. Но это красота лишь внешняя. На самом деле Элен Курагина — глупый, черствый, эгоистичный, расчетливый, корыстный человек. Внешняя прелесть героини не компенсирует ее безнравственное поведение.

А.И. Солженицын «Матренин двор». У Матрены совершенно обыкновенная внешность. Единственная частичка внешнего облика, привлекающая внимание — ее прекрасная улыбка. Но для нас важна не внешняя красота, а внутренняя. Не даром автор пишет о том, что лицо хорошо лишь у того, кто в ладах с собственной совестью. Матрена — человек, от которого идет внутренний свет, душевное тепло. Это гораздо важнее, чем внешняя привлекательность.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Свидригайлов, довольно богатый и ухоженный человек, на самом деле не отличается хорошими духовными качествами: он готов пойти на любую подлость ради собственной прихоти. Физическая красота и гадкий внутренний мир никак не сочетаются друг с другом: поначалу в этом тиране и насильнике можно увидеть прекрасного человека. Противоположен образ Сони Мармеладовой. Из-за недоедания, нищеты внешний вид девушки сильно страдает: бледная, худая, запуганная, носит ужасную одежду. Но внутренний мир Сони Мармеладовой прекрасен, несмотря на ее образ жизни и внешний облик.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». В данном произведении проблема внутренней и внешней красоты является основной. В начале произведения мы видим в Дориане Грее робкого, стыдливого и невероятно красивого молодого человека. Красота — его источник власти: что бы ни сделал герой, облик его не меняется. Все изменения затрагивают лишь портрет юноши, нарисованный Бэзилом Холлуордом. Постепенно Дориан Грей превращается в бесчеловечное, безнравственное чудовище, совершившее много гадостей, включая даже убийство художника. Он все так же красив, как и многие годы назад, лишь на портрете изображено состояние его души. Дориан Грей желает покончить с ужасным изображением самого себя и погибает, вонзая кинжал в портрет. Внешняя красота оказалась для него губительна.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.» И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В произведении мы не видим описания Петра Гринева. Совершенно не важно, красив ли он внешне. Вся красота этого человека выражается в его нравственных качествах, благородных поступках. Петр Гринев — человек чести, не позволивший себе предать Родину, бросить любимую девушку в опасности. Его поступки красивы, а значит, красив и он сам.

М. Шолохов «Судьба человека». То, что о человеке невозможно судить по внешности, доказывает образ Андрея Соколова, главного героя произведения. Он был вызван к немцу Мюллеру, когда был в плену. Изможденный трудом, голодный Андрей Соколов не мог в тот момент быть красивым внешне. Вся его красота проявилась в нравственных поступках: Соколов отказался пить за победу немецкого оружия, назло неприятелю не стал закусывать, несмотря на голод и отсутствие сил. По этим поступкам можно судить о том, что человек красив душой.

(пособие Н.А.Сениной, 2016, вариант 1)

С древних времён люди подмечали прекрасное. Художники изображали его на своих полотнах, поэты — в стихах, а философы и мыслители размышляли над загадкой истинной красоты. Люди веками пытались постичь эту тайну.

Так какую же красоту можно назвать настоящей ? Ответ на данный вопрос даёт Павел Васильев, размышляя над поставленной проблемой.

В современном мире у людей сложился стереотип, что красота — совокупность лишь внешних признаков. Однако это большое заблуждение. Существует ещё и внутренняя красота, имеющая не меньшее, а то и большее значение, чем внешняя. Недаром говорят, что встречают по одёжке, а провожают по уму. Истинная красота — это совокупность как внешности, так и души. Об этом пишет автор данного текста: «Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность.» Девушка прекрасна снаружи, но имеет изъяны внутри, так как её душа черства. Она ставит свои насущные проблемы выше истинных общечеловеческих ценностей, таких как помощь близкому. «Меня там ждут… — добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, — она выразительно посмотрела на меня…» При помощи такого контраста автор показывает её истинное уродство, перед которым меркнет внешность.

Таким образом, писатель полагает, что красота — это совокупность внешних и внутренних качеств. И я абсолютно с ним согласен.

Привлекательная внешность не всегда свидетельствует о богатом внутреннем мире. Элен Курагина в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» обладает необыкновенной красотой. Однако впоследствии выясняется, что это всего лишь яркая обёртка, за которой – пустота и духовное убожество. А Наташа Ростова и Марья Болконская не идеальны внешне, зато прекрасны внутри. Именно этим героини и привлекают людей. Приведённый пример доказывает, что душа иногда играет намного большее значение, нежели внешность.

Иногда духовная красота может затмить наружные изъяны. Так, в стихотворении Н. Заболоцкого говорится о некрасивой девочке, похожей на лягушонка. Внешне она не симпатичная, зато прекрасная своей внутренней самобытностью. Её живая и открытая душа поражает и привлекает автора. Таким образом, данный пример доказывает, что духовный мир человека может быть намного важнее его внешности.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать: истинная красота, это не только яркая обёртка, но и богатый внутренний мир. Ведь недаром говорят, что о книге не судят по её обложке.

Владислав Соболев

  • Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности.
  • Истинная красота человека не зависит от его внешнего облика.
  • Человек с по-настоящему красивой душой своим присутствием создает особую, ни с чем не сравнимую атмосферу.

Аргументы

1. Л.Н. Толстой “Война и мир” . В детстве Наташа Ростова, одна из героинь великого романа-эпопеи, не была красивой. Внимание, прикованное к ней, невозможно без внутренней красоты: как в детском, так и во взрослом возрасте она отличалась жизнелюбием, непосредственностью, чистой душой. Другая героиня, на которую следует обратить внимание – княжна Марья Болконская. Во внешности она явно уступала красавицам, прекрасными были лишь ее глаза. Но люди, способные чувствовать настоящую красоту, по достоинству оценили ее внутренние качества. Марье Болконской и Наташе Ростовой можно противопоставить Элен Курагину: в обществе восхищались ее красотой. Но это красота лишь внешняя. На самом деле Элен Курагина – глупый, черствый, эгоистичный, расчетливый, корыстный человек. Внешняя прелесть героини не компенсирует ее безнравственное поведение.

2. Л.Н.Толстой «Война и мир» . Человека делает прекрасным гармоничное сочетание внешней и внутренней красоты. В романе Л.Толстого «Война и мир» любимые герои писателя не обладали внешней красотой. Автор хотел донести до читателя мысль о том, что физическая привлекательность с годами исчезает, а внутренняя красота остаётся в человеке навсегда. Толстой постоянно напоминает о внешних недостатках Кутузова, но тем сильнее проявляется его внутренняя сила духа. Главнокомандующий русской армией - это олицетворение «добра, простоты и правды». Поддерживая Андрея Болконского в трудный для него момент, связанный со смертью отца, Кутузов находит нужные слова: «…помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь, а я тебе отец».

3. Л.Н.Толстой «Война и мир» . Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.

4. А.Платонов «Юшка» . Внутренняя культура – это истинная ценность. Такова основная мысль рассказа А.Платонова «Юшка». Главный герой – это простой, безобидный человек, который не ответит на хамство хамством, не огрубевший в чёрством мире, а противостоящий своей доброте. Всю жизнь Юшку били, оскорбляли и обижали. Но он никогда не проявлял злобы к людям, старик видел в издевательствах странную и непонятную форму любви к себе. Жил он любовью к природе, людям, а особенно любовью к Даше, к сироте, которую он вырастил, выучил в Москве, отказывая себе практически во всем: никогда не пил чай, не ел сахара, во многом экономил. Став врачом, девушка приехала в городок к Юшке, чтобы вылечить его от чахотки, болезни, которая мучала его долгое время. Но, к сожалению, было уже поздно. Юшка умер. И только после смерти люди поняли, каким человеком был старик и как он много для них начил.

5. А.И. Солженицын “Матренин двор” . У Матрены совершенно обыкновенная внешность. Единственная частичка внешнего облика, привлекающая внимание – ее прекрасная улыбка. Но для нас важна не внешняя красота, а внутренняя. Не даром автор пишет о том, что лицо хорошо лишь у того, кто в ладах с собственной совестью. Матрена – человек, от которого идет внутренний свет, душевное тепло. Это гораздо важнее, чем внешняя привлекательность.

В данной подборке аргументов перечислены основные проблемы, касающиеся красоты, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Примеры из литературы, расположенные по заголовками с формулировкой проблемы, помогут выпускникам собрать необходимый материал, который выручит в решающую минуту. Все аргументы можно скачать в таблице, ссылка в конце статьи.

  1. Самый популярный и известный образ женщины, чья красота видна в ее поступках и душевных переживаниях – Тургеневская девушка. Она очень женственная, может быть некрасива на первый взгляд, но есть в ней что-то особенное и неуловимое. Такие героини много читают и даже иногда уходят от реальности. Но при этом они сильные духом и жертвенные, до такой степени, что готовы пожертвовать своей жизнью, и, зачастую, они сильнее любого героя-мужчины. У Тургенева даже есть известное (стихотворение!) в прозе — «Порог», в нем женщина вместо мужчин приносит себя в жертву и отрекается от всего. Другие подобные героини более привычны нам, потому что написаны в прозе, это, например, – Ася , молодая девушка из одноименной повести Тургенева . В отличие от взрослого и опытного героя, она не боится своих чувств и идет к ним навстречу, не боясь обжечься. В этой страстности, силе и эмоциональности заключается наивысшая красота.
  2. Произведение Шарлотты Бронте названо в честь главной героиниДжейн Эйр . В этой девушке есть неуловимая притягательность, христианская чистота и, главное, сила, с которой она переживает болезни, голод, бедность и любовные потрясения. Внешне она незаметна, особым изяществом и грацией худенькая сирота из приюта, где детей били и морили голодом, не отличалась. Однако в ее большом и добром сердце всегда находилось место для чужих людей, которым она с радостью помогала и посвящала всю себя. К примеру, героиня преданно любит искалечившегося мистера Рочестера и исцеляет его своей лаской. В конце произведения она обретает счастье и любовь, которые выстрадала и заслужила.
  3. В то время как современники Шекспира писали сонеты «как под копирку», восхищаясь в девушках одной внешностью и делая из них каких-то неживых кукол, поэт решил высмеять все эти шаблоны в своем 130 сонете . Он начинается со слов «ее глаза на звезды непохожи…». Автор показывает нам обычную девушку, которая не блещет красотой, она просто живая и настоящая. Шекспир показывает нам, что творчество — это не только что-то возвышенное, но и что-то приземлённое, близкое обычному человеку. В своей избраннице он увидел не шаблонный лоск светских гостиных, а богатую натуру, которая духовно близка ему. В этой близости он и увидел подлинную красоту, а не ложь напыщенных сравнений.

Несоответствие внешней и внутренней красоты

  1. Лев Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал девушку, которая была так же красива, как и отвратительна характером. Это Элен Курагина. Именно она соблазнила Пьера Безухова, человека, совершенно ей противоположного как внешне, так и внутренне. Поговаривали, что чуть-ли не родной брат польстился на нее. Своей красотой она умела ловко пользоваться, ей ничего не стоило вытянуть огромные суммы из своего несчастного мужа, шантажировать и надсмехаться над ним. И есть одна важная деталь, которая говорит нам об Элен. Лев Толстой считал детей счастьем и высшим благом, в конце произведения дети появляются у героев, пришедших, по мнению автора, к счастью и верному пути. Но когда Элен замечает свой округлившийся живот, то не радуется ему, а пытается избавиться, а это, по Толстому, страшный грех. Такой человек недостоин ребенка и счастья, которое он приносит. Смерть Элен описана скупо, персонаж просто выводится из романа.
  2. В Есенинском стихотворении «Ты меня не любишь, не жалеешь» нам показан похожий на Элен образ распутницы. Девушка, любовь которой «сгорела» и угасла, влюбляет в себя других и прощается с ними без сожаленья. Есенин не ругает ее, ведь сам ведет схожий образ жизни. Порок легкомысленности в стихотворении — это легкий укор, а точнее разговор автора с самим собой. В нем автор разграничивает привлекательность и истинную красоту, которая проявляется в душе и уме, а не в показной страсти.
  3. Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» полностью посвящен проблеме красоты и ее ценности. Главный герой Дориан хоть и обладает внеземной красотой, но его поступки и слова говорят о духовной нищете. Он доводит до самоубийства девушку, ходит по притонам и в конце произведения решается на убийство. Он пытается все исправить, но в этом видятся лишь тщеславные мотивы. Он сберег тело, но погубил душу. Поэтому смерть сбрасывает маску, и перед обществом предстает не светский щеголь, а безобразный старик, погрязший в пороках.
  4. Влияние красоты на личность

    1. Способность видеть красоту вокруг говорит о внутренней красоте человека. Ярким примером является Андрей Болконский из романа-эпопеи Толстого «Война и мир» . Именно в момент душевного просветления он видит природу и небо, «Бесконечное небо». Герой чувствует, что все вокруг «пустое», человеческая жизнь и счастье в семье, доме, умении прощать и любить. Таким образом, прелесть пейзажа оказывает на личность целебное влияние. Она помогает осознать истинные ценности, развить эстетическое чувство и заглянуть вглубь себя.
    2. Любовь к родине помогает Блоку видеть ее своеобразную красоту. В стихотворении «Россия» поэт говорит о «разбойной красе», когда вокруг все нищее, серые избы и расхлябанные колеи. Он чувствует неуловимый взгляд, слышит «песню ямщика», и в этом видит всю Россию. Прелесть пейзажа, недоступная многим глазам, способствует пониманию характера родной страны, ее народа и истории.