«Пушистый Иисус» или как Сесилия Хименес спасла город. Неудачные реставрации произведений искусства Младенец с чужой головой

80-летняя художница-любительница Сесилия Хименес (Cecilia Giménez) не имела ничего, кроме добрых намерений, когда обратила своё внимание на испортившуюся со временем фреску с изображением Иисуса Христа на стене в храме Милосердия в небольшом испанском городе Борха (Borja).

Фреска под названием "Ecce Homo" (что значит "Се человек") была создана испанским художником Элиасом Гарсиа Мартинесом (Elías García Martínez) в 1930 году. Хотя эта работа, согласно общему мнению в прессе, имела "небольшое художественное значение", потому что "Мартинес не является великим художником, а его картина "Ecce Homo" не представляет собой "шедевр", фреска, тем не менее, приобрела некоторую сентиментальную ценность среди местного населения.

Итак, когда первоначальная краска на фреске стала шелушиться, Сесилия Хименес, которая не имела специального образования, взялась отреставрировать стареющее художественное произведение.

Повреждённая фреска "Ecce Homo" слева и её "отреставрированная" версия справа.

Хименес подправляла картину мазок за мазком в течение нескольких лет с ведома приходского священника и церковных сторожей, пока однажды летом 2012 года не решила, что фреске нужна капитальная реставрация. В середине "реставрационного процесса", Хименес отправилась в отпуск, потому что работа потребовала гораздо больше времени, чем она предполагала. Женщина собиралась завершить её по возвращении, но, хорошо это или плохо, такого шанса ей больше не представилось.

К тому времени, как она вернулась из отпуска, о её провальных усилиях узнала широкая общественность, и Хименес стала всемирным посмешищем. Неудавшаяся реставрация стала главной темой в Интернете, породив во всемирной сети множество мемов и шуток. Журналисты сравнили реставрацию с тем, как известный персонаж Мистер Бин в исполнении Роуэна Аткинсона (Rowan Atkinson) испортил картину "Мать Уистлера" ("Whistler’s Mother"). Некоторые сравнили картину с размытым изображением картофеля и обезьяны. Другие назвали её "Пушистый Иисус" и "Ecce Mono" ("Се обезьянка").

Хименес чувствовала себя настолько униженной, что плакала в течение нескольких дней и, по словам её родственников, отказывалась от еды. В итоге, женщине пришлось обращаться к помощи психиатра и принимать лекарства. В какой-то момент наследники Гарсиа Мартинеса пригрозили подать на Сесилию Хименес в суд за порчу картины, но, к счастью для неё, не довели дело до конца.


Оригинальная неповреждённая картина (слева), повреждённая картина (в середине) и реставрация Сесилии Хименес (справа).

В настоящее время, по странной иронии судьбы, небольшой малоизвестный город Борха вдруг неожиданно появился на международном туристическом маршруте. Каждый год десятки тысяч любопытных посетителей со странным чувством юмора приезжают из дальних уголков мира, чтобы своими глазами увидеть трагическое фиаско и уехать домой с различными сувенирами, такими как кружки и футболки с изображением "новой и улучшенной" фрески "Ecce Homo".

Сесилия Хименес, чья неудавшаяся попытка отреставрировать церковную картину когда-то вызывала издёвки и насмешки, теперь является местной знаменитостью. Она вручает призы на конкурсе молодых художников, которые пишут свои собственные варианты картины "Ecce Homo". Люди узнают её на улице и кричат: "Это Сесилия! Это Сесилия!" Она даже имеет 49% выручки от реализации сувенирной продукции. Остальное идёт семье художника Мартинеса.

Сесилия Хименес, может, и не смогла отреставрировать картину, но ей удалось возродить судьбу своего города. Приток туристов помог стабилизировать экономику города Борха, пошатнувшуюся от экономического спада, от которого остальная часть Испании страдает в течение последних нескольких лет.

"Для меня это история веры, – сказал Эндрю Флэк (Andrew Flack), либреттист оперы, который сочинил комическую оперу о том, как одна женщина испортила фреску и спасла город. – Это чудо, как она смогла способствовать процветанию туризма!"

"Почему люди приходят посмотреть на фреску, если она представляет собой такое произведение искусства? – спрашивает он. – Это своего рода паломничество, превращённое средствами масс-медиа в феномен. Пути господни неисповедимы. Ваша катастрофа может обернуться для меня чудом".


"Отреставрированная" Мистером Бином картина Джеймса Макнила Уистлера (James McNeill Whistler) "Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника" ("Arrangement in Grey and Black: The Artist"s Mother") из фильма "Мистер Бин", 1997 г.


Ассортимент сувениров "Ecce Homo".


Коллекция Интернет-мемов про неудавшуюся реставрацию фрески "Ecce Homo".


Туристы выстроились в ряд, чтобы взглянуть на церковную картину "Ecce Homo" на алтаре в храме Милосердия в городе Борха, Испания.

Люди строят дома и пишут картины, создают предметы быта и искусства. Соприкасаясь с такими предметами каждый день, мы незаметно для себя «влияем» на них, приводя к износу и разрушению. Дома покрываются трещинами как красочный слой картин, одежда изнашивается, а книги обрастают потертостями. Именно поэтому наряду с искусством созидания появилось искусство восстановления - реставрация. В реставрации нуждается все, что теряет свой эстетичный вид на определенном этапе времени. Это ответственный и трудоемкий процесс, требующий практических навыков художника, а потому история знает не только качественные примеры реставраций, но и весьма удручающие. О таких неудачных примерах реставрации произведений искусства в этой статье.

Ярче, выше, сильнее!

Французские эксперты в сфере искусств затеяли настоящий скандал, обвиняя Лувр в ужасной реставрации. Стоит заметить, что речь идет о картине Леонардо да Винчи. Это не рядовой портрет знатной особы, а произведение, написанное кистью величайшего мастера живописи. Суть обвинений сводится к излишней яркости, которую полотно приобрело после реставрационных работ. Такая степень яркости, по мнению экспертов, не соответствует первоначальной задумке автора. В Лувре отмечают, что это была самая обсуждаемая реставрация из всех, которые планировались, и комитет с особой тщательностью подошел к выполнению работы. Но это все красочные слова, а на деле из комитета в знак протеста против неуместной реставрации вышли два представителя музея. Это Сеголен Бергеон Лангль, которая несла ответственность за работу реставраторов во всех национальных музеях Франции, и Жан-Пьер Кюзан - бывший хранитель живописных полотен в Лувре. По их мнению, в ходе восстановительных работ не осуществлялось проведение важных анализов, которые бы определили губительное влияние сильнодействующего растворителя. Лангаль и Кюзан вообще посчитали недопустимым использование растворителя, однако британские мастера заявили, что материалы не испортят уникальный живописный эффект Леонардо, называемый сфумато. Комитет в итоге оценил работу реставраторов как приемлемую, однако независимые эксперты сходятся во мнении, что осветление поверхности изрядно подпортило картину. Возможно, британские реставраторы придали яркость, чтобы мы могли видеть шедевр таким, каким он изначально выглядел в мастерской да Винчи, ведь некоторые пигменты краски со временем темнеют и теряют свою сочность.

Невеселые картинки

Реставрация исторического наследия всегда имеет большое значение в каждом государстве. Это могут быть замки, сооружения, картины или фрески. В нашем случае объектом работы стала многовековая фреска династии Цин, находящаяся в храме на Горе Феникса. Рисунок, украшавший стены, пребывал в плачевном состоянии, очертания фигур потеряли ясность, а краска, измученная временем, заметно облупилась. Предприимчивый настоятель храма сам организовал сбор пожертвований для восстановления, для этого требовалось 660 тыс. долларов. В ходе реставрационных работ было допущено множество нарушений, а самое печальное, что художник практически нарисовал новых героев, которые не повторяют сюжет оригинальной росписи. Реставрация категорически не допускает создания нового изображения поверх старого, а только подкрашивает необходимые фрагменты. Посетители храма отмечают, что красивая фреска была безнадежно испорчена и выглядит как дешевое оформление. Два чиновника, отвечавшие за проведение подобных работ, были уволены, но заказчик отметил, что удовлетворен результатом. К сожалению, очевидно, что использование простых цветов и манера художника явили миру мультипликационные сценки в залах древнейшего китайского храма.

Пушистый Иисус

Иногда неудачные реставрации могут стать объектом не только разочарований и критики. Так случилось с фреской, изображающей образ Христа в храме Милосердия. Храм находится в провинциальном городке Бохра, автор фрески - Элиас Гарсиа Мартинес. Прихожанка храма решила, что произведение нуждается в восстановительных работах и решила лично этим заняться. В 2010 году 80-летняя пенсионерка Сесилия Хименес начала личную реставрацию, по ее словам, настоятель храма позволил ей это делать, однако эту информацию официально не подтвердили. Процесс завершился летом 2012 года, и труд Сесилии буквально взорвал интернет, когда снимки попали в сеть. Законченная работа напоминала больше мохнатую обезьяну или при тщательном осмотре - Иисуса в меховой шапке. Эксперты были возмущены, резюмируя, что это худшая в истории реставрационная работа. Возможно, это так, но у Сесилии Хименес, помимо недоброжелателей, появились защитники, которые указывали на преклонный возраст пенсионерки, а поднявшаяся шумиха - следствие ее доброты и желания помочь храму. А помощь действительно была значительной. Неудачная реставрация привлекла огромное количество туристов, а храм собрал благотворительной помощи на сумму свыше 50 тыс. евро.

Мокрое дело

Художники-новаторы удивляют публику не привычными глазу картинами, а инсталляциями и арт-объектами, которые собирают из всех доступных материалов. Современное искусство настолько выходит за рамки понимания, что иногда с ним происходят весьма курьезные случаи. Один из таких произошел в Дортмундской галерее при участии добросовестной уборщицы. Следящая за порядком женщина испортила произведение искусства, решив, что это просто мокрое пятно. Произведение называлось «Когда начало капать с потолка», выполненное скульптором Мартином Кипенбергером. Арт-объект представлял собой резиновое корыто, внутри которого расположилась деревянная башня из досок. Известковый раствор на дне емкости имитировал дождевую воду и являлся неотъемлемой частью композиции. Трудолюбивая уборщица, однако, внесла свои коррективы и старательно вытерла лужу. Скульптура оценивается в 800 тыс. евро, была арендована галереей у частного коллекционера. Работники галереи утверждают, что восстановлению работа не подлежит, а горе-уборщица, чьи данные не разглашаются, получила выговор.

» в оригинальном виде (слева)
и после «реставрации» (справа)

Напишите отзыв о статье "Пушистый Иисус"

Примечания

Ссылки

  • /lenta.ru

Отрывок, характеризующий Пушистый Иисус

«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.

Задача реставраторов - восстановить ветхие и поврежденные произведения искусства. Просто замазать или подрисовать не получится, в противном случае шедевр будет испорчен. Но иногда за дело берутся горе-профессионалы, после которых либо приходится все переделывать, либо ничего уже не спасти. При виде такой работы ценители искусства открывают пузырек с валерианой.

«Пушистый Иисус»

Самый сенсационный случай неудачной реставрации произошел в Испании. 80-летняя Сесилия Хименес вызвалась восстановить фреску с изображением Иисуса, украшавшую храм Милосердия в городе Борха. Но по какой-то причине вышло совершенно непохоже на оригинал. Возможно, зрение подвело пожилую женщину. Получившуюся картину назвали «Пушистый Иисус».

Можно бесконечно спорить о том, виновата Сесилия или нет. С одной стороны, фреска была испорчена. Но с другой стороны, храм стал известен во всем мире, а Сесилию теперь называют новым Гойей.

Героев фресок лишили глаз

Реставрация фресок в Сикстинской капелле стала самой обширной реставрационной работой XX века. Но многие искусствоведы считают, что ее результат не самый удачный.

Когда мастера отчищали сажу, они затронули верхний слой фресок с исправлениями самого Микеланджело. В результате некоторые из героев фресок потеряли глаза.

Прихоти Берлускони

В 2010 году рабочие установили статуи Марса и Венеры перед резиденцией Сильвио Берлускони. Но статуи были найдены с отсутствующими частями тела. А Берлускони приказал восстановить их. Все получилось довольно неплохо, но искусствоведы не оценили порыв премьер-министра. Считается, что «исправление» античных скульптур сродни вандализму, потому что мы не знаем, как статуи выглядели изначально. После этой критики Марс и Венера были возвращены в исходное состояние.

Осветлили картину

Картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» была восстановлена и получилась намного ярче и светлее. Если раньше на картине преобладали темные оттенки, то после реставрации картина стала ярче, будто действие происходит в солнечный день. По мнению экспертов, это противоречит видению да Винчи. Некоторые из экспертов консультативного комитета Лувра даже прекратили работу в знак протеста против такой реставрации.

Неузнаваемый Ленин

В каждом российском городе есть статуя . А в Краснодарском крае одной из статуй не повезло: после реставрации Ленин получил непропорционально длинную руку и чужое лицо. Оказывается, в таком виде памятник простоял долгое время, пока в 2016 году фотографии этого «непотребства» не получили распространение. Эта история даже появилась на центральном телевидении, после чего вождя мирового пролетариата переделали.

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена - крупнейший архитектурный памятник. К сожалению, она медленно разрушается.

Несколько лет назад реставраторы неудачно реконструировали одну из красивейших секций стены длиной 780 метров, просто покрыв ее бетоном. Дело в настоящее время расследуется, и к восстановлению остальной части стены отнесутся внимательнее.

Замок Матрера

Реконструкция древней крепости Матрера в Испании получилась очень спорной: башня стала выглядеть слишком современной. Оказалось, что реставратор Карлос Кевадо хотел показать, какая часть крепости новая, а какая - древняя. Кстати, Architizer, авторитетное сообщество архитекторов, заняло сторону Кевадо. Но местные жители все еще недовольны.

Борода Тутанхамона

В 2014 году сотрудница Каирского музея уронила 10-килограммовую золотую маску , и борода отвалилась от реликвии. Вместо того чтобы идти к профессионалам, женщина обратилась к мужу-реставратору.

Он приклеил бородку суперклеем. Да еще и под неправильным углом. К тому же он испачкал подбородок Тутанхамона клеем, решил соскоблить его и поцарапал маску. К счастью, она была недавно восстановлена должным образом.

Младенец с чужой головой

Скульптура Мадонны и младенца Иисуса в канадском городе Садбери когда-то пострадала от рук вандалов: голову младенца откололи и украли.

Художник Хизер Вайз вызвалась исправить ситуацию. Но результат ее работы выглядел более чем странно и вызвал недовольство среди местных жителей. Голова скульптуры получила сильное сходство с самым младшим персонажем «Симпсонов» - Мэгги.

Но в итоге действия Хизер сыграли положительную роль в этой истории: человек, который украл настоящую голову, смутился (видимо, работой Хизер) и вернул ее. Скульптура была восстановлена.

Стоит отметить, что случаи неудачного восстановления произведений искусства встречаются редко. На сегодняшний день благодаря кропотливой работе реставраторов сохранились бесчисленные работы мастеров прошлого. Одним из хороших примеров является эта скульптура ангела на базилике Святого Петра в Ватикане.

Испанская пенсионерка попыталась самостоятельно отреставрировать фреску XIX века - одну из главных достопримечательностей местной церкви. Результат оказался плачевным.
Фреска работы Элиаса Гарсии Мартинеса, изображающая Иисуса Христа, была украшением церкви близ Сарагосы более ста лет.
ИскусствоС годами она получила некоторые повреждения: часть фрагментов стерлась из-за высокой влажности в помещении, местами краска осыпалась.
Тогда 80-летняя старушка принесла в церковь краски и дорисовала недостающие детали.
По свидетельству корреспондента Би-би-си Кристиана Фрейзера, вместо Спасителя на фреске получилось что-то похожее на волосатую обезьяну в бесформенной тунике. Тонкая работа Мартинеса оказалась скрытой грубо наложенной краской.
Прихожанка скоро поняла, что испортила старинную работу, и связалась с местным советом, который надеется восстановить фреску.
Изображение «отреставрированной» фрески облетело весь мир и привлекло внимание тысяч интернет-пользователей.
– Я очень рада, что моя церковь и мой город стали известны всему миру, благодаря мне, хотя это не было моим намерением, когда я начала реставрировать фреску, – объясняет Хименес.
В результате огромного внимания и массовой критики Хименес остро переживала случившееся.
– Она каждое лето проводит в храме, объясняет Хосе Мария Азнар, отвечающий за содержание церкви. – Все эти годы Сесилия помогала нам реставрировать церковь без всяких проблем. Сначала она боялась трогать фреску, увидев что она сильно испорчена, но однажды утром она взяла кисти и, не обсуждая, это ни с кем стала ее «реставрировать».
Хотя у госпожи Хименес есть недоброжелатели, много людей поддерживают ее. Сотни поклонников направили ей одобрительные письма.
– Я хочу поблагодарить вас за поддержку, которую получаю со всего света, говорит Хименес. – Благодаря ей, я чувствую себя сейчас гораздо лучше.
– Она рассказала моей жене, что она сделала, она сказала: «Я ретушировала фреску, и она теперь выглядит ужасно, я должна уехать из города, я оставлю пока ее так, но когда я вернусь, я ее исправлю», объясняет Азнар. – Но, несмотря на ее добрую волю, я как ответственный за храм должен был сообщить мэрии Борха.
После этого, местные власти пришли в церковь, чтобы проанализировать случившееся. Позже они опубликовали в блоге свои выводы. Они были размещены на Facebook, а Борха и его жителей получили всемирную известность.
Испанские искусствоведы собираются провести в церкви встречу для обсуждения плана реставрации.
Хуан Мария Оэда, член городского совета по вопросам культуры, который занимается этим делом, заявил, что виновница готова встретиться с экспертами и сообщить им, какими материалами она воспользовалась.
"Думаю, она [пенсионерка] действовала из лучших побуждений. Если нам не удастся восстановить фреску, мы повесим на стену церкви фото произведения", - сказал Оэда.
Художественная ценность фрески не очень велика, однако местные жители ее ценили.
По словам корреспондента Би-би-си, как назло, местный реставрационный центр только что получил от внучки художника пожертвование, которое предназначалось для восстановления фрески.