Разделительный мягкий знак (ь) — Гипермаркет знаний.

Ь, ь (называется: мя́гкий знак) является одной из букв большинства кириллических славянских алфавитов (в болгарском- 28-я, в белорусском - 29-я, в русском- 30-яи в украинском - 31-я (была последней, а на теперешнее место переместилась в 1990 г.); исключена из сербского в сер. XIX в., в македонский, созданный по примеру нового сербского, не была введена). Болгарское наименование: ер малък (т.е. «малый ер»), обычное: ерь).

Не обозначает самостоятельного звука, порой рассматривается как диакритический знак, выполняющий модификацию значения предыдущей буквы. Применяется в украинском языке в буквосочетании ьо, аналогичном русскому Ё, стоящему после согласных; в орфографии современного болгарского лишь для этого и применяется.

Также есть в алфавитах ряда неславянских языков, где в письменности может употребляться в неожиданном положении: напр., после гласных. Обычно считается по порядку 31-й в кириллице и смотрится как ; 32-я по счёту в глаголице, имеет вид (в поздней хорватской глаголице этот знак заменен просто вертикальной чертой под названием «štapić» —означает «жезл, посох»). Не имеет числового значения.

В церковно- и старославянской азбуках называется «ерь» (ц.-с.) или «ѥрь» (с.-с.), смысл которого не ясен, но, связан, несомненно, с именами букв Ы- «еры»иЪ -«еръ». Очень правдоподобно смотрится гипотеза, которая связывает названия «ер», «еры», «ерь» с подобием форм буквы кириллицы Ь и Р в глаголице (которая порой выглядит абсолютно идентично: ).

Происхождение начертания буквы в глаголице обычно объясняют модификацией буквы О (); с О тоже связывают кириллическую, у которой сверху дорисована палочка (в самых древних кириллических письменах встречаются аналогичные формы).

В древности означал сверхкраткую вариацию звука [и]; затем этот звук исчез во всех языках славян, зачастую, оставив смягчение предшествующей согласной, как воспоминание о себе, либо произошло совпадение с какой-то из полных гласных (в различны языках всё по-разному).

В русском языке о присутствии этого звука напоминают чередования наподобие палец — пальца, лев — льва.
Когда вводился русский гражданский шрифт, строчную букву ь сначала сделали высокой, по аналогии с латинской b, но подобный стиль держался всего несколько лет (по сравнению с высоким Ъ, преобладавшим до середины XVIII в.).

«Ь» в славянских языках

Русский язык

Мягкий знак в русском языке употребляется:

Для обозначения мягкости большинства согласных, находясь после них (вяз — вязь, граб — грабь, лад — ладь, мол — моль, кров — кровь, лом — ломь, цеп — цепь, кон — конь, жар — жарь, бит — бить, вес — весь, граф — графь);

В позиции перед гласными, кроме этого, выполняет функцию разделительного знака; причем е, ю, ё, я (и - факультативно) произносятся йотированно; порой йотируются и прочие гласные (напр., бульон — бу[л’јо]н);

Не обозначает мягкость после шипящих (это зависит от самой буквы - либо она есть, либо нет), но по традиции (даже не имея разделительного значения), употребляется в ряде известных категорий слов:

В существительных жен. рода имен. и вин. падеж. ед. ч.: тушь, рожь, вещь, кручь и т. п.;

В повелительном наклонении ряда глаголов: разрушь, режь, морщь, прячь (ещё во мн. ч.: режьте и пр.; в возвратных формах: режьтесь, режься и пр.);

В ряде наречий: наотмашь, настежь, прочь;

У глаголов окончание -шь имеет 2-е лицо: берёшь, скажешь, злишь, дашь и пр., в т. ч. и их возвратная форма (дашься и т. д.);

У ряда глаголов заканчивается на -чь неопределённая форма: печь, стричь, беречь и пр. (то же в форме возвратной: беречься и пр.);

После г, к, х гортанных пишется только в заимствованных словах (кьянти, Алигьери, Донахью), в исконно русских же словах не применяется (в связи с этим повелительным наклонением глагола лечь является ляг — слово-исключение, по общему правилу на -ь не оканчивающееся);

Не обозначает мягкость после ц и бывает тоже только в заимствованиях (напр., Замосць), порой соответствует выпадающему в разговорной речи и в иноязычных словах (напр., революцьонный).

В принципе не возможно использование мягкого знака после гласных и й, и в начале слова.

В предложениях по реформированию орфографии русского языка, приведших затем к реформе письменности 1917—1918гг., имелась и идея отмены написания после шипящих мягкого знака. Но она принята не была. Это предложение в дальнейшем тоже всплывало, в том числе, в начале1960-х в дискуссии по поводу упрощения орфографии.

Церковнославянский язык

Система употребления буквы Ь в церковнославянском языке, в основном аналогична русскому языку. Главные различия:

Обычно у мужского рода существительных после шипящих мягких щ и ч пишется не ъ, а ь (хвощь, мечь);

В окончаниях страдательных кратких причастий в настоящем времени применяется -ь для различения с личной формой глаголов: онъ видимь (видимый), но - мы видимъ;

В прилагательных и кратких причастиях после шипящих отличие окончаний -ъ и -ь соответствует различным падежам: напр., творящь (им. пад.), творящъ (вин. пад.);

Очень часто между согласными допускается написание как с ь, так и без: сотворьшая/сотворшая (аналог русск. сотворившая), тьма/тма и др.

Букву Ь в ряде случаев в церковнославянских старопечатных книгах могли заменять ерком (надстрочным знаком); в 300 последних лет такое не практикуется: ерком заменяют лишь букву Ъ.

Цели:

  1. Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
  2. Совершенствовать технику чтения учащихся;
  3. Развивать словарный запас учащихся (при знакомстве с историей возникновения Москвы);
  4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Метод обучения: эвристическая беседа.

Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания : выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

Оборудование:

  • рисунок с изображением мягкого знака, буквосочетания с мягким знаком;
  • индивидуальные зеркальца;
  • Толковый словарь;
  • рисунки с изображением оленя, лося, лани;
  • рисунки с изображением Кремля, Собора, Царь-пушки, Царь-колокола;
  • аудиозапись песни О. Газманова “Москва”;
  • атрибуты для сценки “Старая Москва” (костюмы коробейников, костюм Юрия Долгорукого);
  • открытки с изображением Спасской башни, колокольни Ивана Великого, Успенского собора и т.д.

Ключевые слова:

  1. Кремль
  2. Красная площадь
  3. Колокольня
  4. Собор
  5. Церковь

План урока

1. Организационный момент.

2. Знакомство с новой буквой.

2.1 Работа в Азбуке

а) чтение буквосочетаний – согласных букв с мягким знаком в столбиках

б) наблюдение за произношением этих буквосочетаний

в) чтение 1-го столбика

г) беседа о лексическом значении слов каждой пары

2.2 Работа в прописи

а) письмо буквы Ь

б) сравнение буквы Ь с буквой Ы

в) показ письма буквы на доске

г) письмо буквы Ь учащимися

д) физкультминутка для пальчиков

е) работа над соединениями с буквами

2.3 Работа в Азбуке

а) чтение 2-го столбика

б) звукобуквенный анализ слова “лось”

в) чтение 3-го столбика

г) сценка “Картинки старой Москвы”

д) физкультминутка под аудиозапись песни О. Газманова “Москва”

е) работа с текстом “Московский Кремль”

3. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Улыбнитесь.

Пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности при встрече с новой буквой, чтении и письме слов и текстов с этой буквой.

Разминка (с индивидуальными зеркальцами)

Сделаем гимнастику для губ и язычка. Возьмите зеркальца, почистим язычком верхние зубки. Сначала снаружи, затем – внутри. На завтрак ели вкусное варенье, запачкались.

Язычок, как индюк, пошел гулять по верхней губе, звук [а]. Цокает лошадка по мостовой, кончик языка стучит по нёбу, а сейчас стучит по зубам, звонко и твердо [д], звонко и мягко [д?], глухо и твердо [т], глухо и мягко [т?]. Что мы сейчас произнесли? (Звуки). Какие бывают звуки? (Гласные и согласные). Какие звуки называют гласными? Какие звуки называют согласными? Дайте характеристику звуку [д?]. Подумайте, как мягкость звуков обозначается на письме.

2. Знакомство с новой буквой.

2.1 Работа с Азбукой:

Сегодня мы познакомимся с очень интересной буквой.

Живет в любимой Азбуке известный фокусник. Как его зовут?

Мягкий шаг,

Это буква … мягкий знак (показ Ь )

Хотите знать, почему он себя называет фокусником?

а) Чтение буквосочетаний – согласных с Ь в столбиках

Откройте Азбуку (по закладке) на странице 154.

Прочитайте самостоятельно, про себя, буквосочетания согласных букв с Ь в столбиках.

б) Наблюдение за произношением

Чтение этих буквосочетаний с доски (хором, по цепочке)

ЛЬ БЬ ЗЬ

Что заметили?

Вывод: Ь не обозначает звука, это особая буква, она обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Мягкий знак - настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.

в) Чтение 1-го столбика самостоятельно

Прочтите 1-ый столбик самостоятельно

Какие фокусы и превращения вы заметили?

(Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий.)

Изменился ли смысл и звучание слов?

г) Беседа о лексическом значении слов каждой пары:

Мол - Моль Угол - Уголь

Был - Быль Пыл - Пыль

Кон - Конь

Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки – вершины.

Уголь – в искусстве материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек.

2.2 Работа в прописи:

а) Письмо буквы Ь (мягкий знак)

Давайте научимся писать нашего фокусника в прописи (с.35)

б) Сравнение написания буквы Ь с буквой Ы , общие элементы и размеры

На что похожа буква Ь ?

в) Показ письма буквы на доске

Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так …

г) Письмо буквы, учимся

Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)

д) Физкультминутка для пальчиков

е) Работа над соединениями с буквами:

Как соединяется Ь с буквами?

(Внизу или петлей – поворотом в середине буквы).

Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит на место этого хвастунишку-фокусника? (Предположения детей).

Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: “Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри, был ЛУК , стал ЛЮК , был МАЛ , стал МЯЛ ”. Так гласные поставили Хвастунишку на место.

Кто поставил Хвастунишку на место? Вспомним, какие гласные обозначают мягкость согласных на письме (Я, Е, Ю, Е, И ).

2.3. Работа в Азбуке:

а) Чтение 2-го столбика

Самостоятельно прочитайте слова. Что заметили?

Назовите согласные звуки, которые звучат мягко в словах:

ГУСЬ ЛЕНЬ ОЛЕНЬ ЛАНЬ ЛОСЬ

б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ

Сколько слогов в слове ЛОСЬ ?

Сколько букв?

Сколько звуков?

Почему звуков меньше, чем букв?

(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

Объясните значение слова ЛАНЬ?

(Животное из семейства оленей).

в) Чтение 3-го столбика слов (3 + 2 слова). Самостоятельное чтение

Прочитайте ключевые слова к тексту, найдите слово, обозначающее здание для богослужения. (Церковь, собор)

Чем отличаются эти слова? (Собор главная и большая церковь в больших городах.)

В нашем городе есть церковь? (Да) Где она находится?

Кто чаще всего ходит в церковь? (Православные)

В каком здании в нашем городе молятся мусульмане? (В мечети).

Объясните значение слова КОЛОКОЛЬНЯ. (Башня с колоколами на здании церкви).

Объясните значение слова КРЕМЛЬ. (Городская крепость в старых русских городах).

Почему площадь называется Красной ? (Это значит, красивая).

Где она находится? (Об этом узнаем в рассказе).

г) Вступительная беседа:

Сделайте предположение – О чем будет текст?

А кто из вас ребята был в Москве?

Что вам понравилось?

Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы перенесемся на много-много лет назад, в древнюю Москву … Хотите?

Сценка “Картинки старой Москвы”.

(Звучит музыка, появляются 2 мальчика в русских костюмах, с узелками на палочках).

Учитель: А это что за мальчики?

Мальчик 1: Я – Илюшка, а это мой брат Ванюшка. Мы идем в Москву ремеслу учиться. Какая она, Москва? Кто строил? Почему Москвой назвал?

Учитель: Нам с вами, ребята, по пути. Мы тоже отправимся в этот город и узнаем, кто его основал, строил и почему назвал Москвой?

Звучат фанфары или колокола. На сцену выходит князь Юрий Долгорукий.

Князь: Я великий князь Юрий Долгорукий. Прискакал я со своею дружиною из богатого да славного города Суздаля. Хочу выбрать место для заставы на одном из семи холмов, что у бора соснового. Здесь соединились две реки. Одна – Москва – полноводная, чистая. Другая – Неглинка – узкая лесная речка.

Учитель: Едут дружинники по дремучему лесу дальше, видят – между деревьями будто густой туман клубится. Стал он сгущаться и превратился в зверя огромного, невиданного: три головы у него, а шкура полнеба закрыла, разными цветами переливается. Не оробел великий князь – натянул поводья и поехал прямо на того зверя. Да не доехал – растаяло чудное видение, словно облако. Старый мудрый советник, что всегда при князе был, так объяснил знамение: “Быть на этом месте великому городу – будет он велик, ибо зверь огромен, будет треуголен, ибо зверь трехглав, и сойдутся туда люди разных народов, ибо шкура у него многоцветная”.

Князь: Ставьте, воины, мою крепость здесь! Обнесите ее валом и забором-тыном. Да выстройте дубовые княжеские палаты.

Учитель: Так и сделали дружинники. А князь Юрий Долгорукий повелел в 1147 г. написать письмо князю Святославу: “ Приди ко мне, брате, в Москов”. Этот год и поныне считается годом рождения Москвы. Стояла крепость Москва в годины мира и войны. Съезжались в нее купцы, торговцы, ремесленники и славные воины. Стала Москва крупным городом. Крупным, но умещалась вся за кремлевскими дубовыми стенами. А при князе Дмитрии Донском поднялись стены из белого камня, и стали звать Москву Белокаменной. Стали говорить о ней: “Москва – всем городам голова!”

Мальчик 2: Что там впереди за стены белые? Скоро ли в Москву приедем?

Учитель: Скоро, скоро мы в Москву приедем, но не увидим белокаменных стен!

Мальчик 1: Почему?

Учитель: Пятьсот лет тому назад правил Москвою князь Иван Ш, и издал государь указ.

Глашатай: Эй, слушайте, люди московские! Повелел государь наш, Великий князь Иван Ш, перестроить крепость белокаменную. Он решил возвести стены новые взамен старых, обветшалых, залатанных. Стены, словно каменные кружева, с двурогими зубцами да бойницами для стражи и стрельцов. А еще со всех сторон поднять башни краснокаменные, сторожевые. Да такие, чтоб не смел злой ворог на наш славный город напасть!

Учитель: Прошли годы и не узнать стало Московский Кремль. Стены крепкие, прочные, аж до 6 метров толщиной. В глубине их – склады с боеприпасами, ходы потайные. А украшены сверху зубцами краснокаменными, двухметровыми. А за стенами, на подворье, выросли палаты богатые, терема да соборы с золотыми куполами.

Мальчик 2:Знаем, знаем теперь, почему зовут Москву златоглавою.

Учитель: А вместе со стенами выросли башни сторожевые.

Звучит колокольный звон, затем лирическая народная песня.

Учитель: А с другой стороны под кремлевскими стенами раскинулась торговая площадь – торговый посад. Протянулись длинные ряды дощатых палаток, навесов, прилавков. Торговали с телег, а то и просто из корзин и мешков. И называли эту площадь кто Пожаром, а кто Великим торгом.

Под русскую мелодию выходят коробейники, зазывая покупателей.

Открывается ярмарка.

Коробейник 1:

Закружись, развеселый хоровод!
Подходи, подходи, честной народ!
Налетай, выбирай, покупай!
В гости ярмарка веселая идет …

Коробейник 2:

Вот мех пушистый, золотистый!
Вот нежный – белоснежный!
Вот темный – скромный!
К любому параду забирай все к ряду!

Коробейник 3:

А на нашей улочке
Делают шкатулочки!
И кружки, толкушки,
Веретена да игрушки.

Весело, весело мастерит все село!
А потом везем на базар
Расписной свой деревянный товар”
Покупай дружно, кому чего нужно!

Звучит задорная народная мелодия.

Учитель: Здесь и гончары продают свой товар: миски, кувшины, горшки, глиняные свистульки и куклы на потеху ребятишкам. Медники-котельники посуду и украшения предлагают. Кузнецы-то, кузнецы! Поглядите, как, звеня, они выкладывают на прилавки свой товар!

Мальчики исполняют песню “Во кузнице”.

Мальчик 1: Ну и ярмарка! Никогда не видел такой!

Мальчик 2: Здесь торгуют и сукном и зерном, и мехами, и рыбой! И своим и иноземным товаром.

Учитель: И прозвали эту торговую площадь Красною. Ведь когда-то на Руси, ребята, “красным” называли не только цвет. “Красный” означало красивый, главный, почетный, самый дорогой!

д) Физкультминутка(под аудиозапись песни О. Газманова “Москва”)

е) Работа с текстом “Московский Кремль”

Самостоятельное чтение. Вопросы по ходу чтения.

1-ый абзац:

Чем любуются взрослые и маленькие дети? (Соборами Кремля, т.е. главной, большой церковью в г. Москве, колокольней Ивана Великого).

2-ой абзац:

Прочитайте 1-е предложение во 2-м абзаце.

Кто запомнил слово Кремль ? (Городская крепость в старинных русских городах).

Сколько лет Москве? Из чего были сделаны стены Кремля?

Как называли потом Москву? Почему? (Стены построили из белого камня и стали звать Москву Белокаменной.)

3-й абзац:

Как выглядит современный Кремль? (Стены из красного кирпича, есть башни).

Какая самая старая башня в Кремле? (Тайницкая башня). Интересное название: сравните со словом тайна. (Башня имела тайник- колодец. Этот тайник и дал название башне).

Какая башня самая красивая? Что находится на ней? (Спасская башня. Бой башенных часов-курантов по радио слышат каждый день люди всего мира.)

Зачем в Москве нужны были Царь-колокол и Царь-пушка?

Рассказ учителя о Царь-пушке.

Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал ее: “Лев”, “Орел” … Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжелой, стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошел до Москвы, чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь- пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне. (Учитель может рассказать о Царь-колоколе).

4-ый абзац:

Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля?

Почему Красная площадь получила такое название?

Что видела Красная площадь?

5-ый абзац:

Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь? (Это наша история).

Задания и вопросы после чтения:

Рассмотрите рисунки на стр. 154-155. Что это? Давайте совершим заочное путешествие по Кремлю. Я буду показывать открытки с изображением памятных исторических мест, а вы комментировать их содержание. (Учитель показывает открытки с изображением Спасской башни, колокольни Ивана Великого, Успенского собора и т. д.)

Кремль – это еще не вся Москва. Многие площади, улицы хранят историю в своих названиях.

Какие улицы Москвы вы знаете? А как появились улицы? Об этом вы узнаете, прочитав текст “Имена московских улиц”.

Работа с текстом “Имена московских улиц”.

Чтение текста сразу вслух с комментированием по ходу чтения:

Чтение 1-го абзаца.

Интересно, как жили без улиц, переулков?

Вот, оказывается, как появились первые улицы в Москве.

Чтение 2-го абзаца.

Перечислите улицы, которые запомнили из текста. Почему они получили такие названия?

Как называется главная улица Москвы?

Какие красивые старые названия сохранили улицы Москвы?

Лексическое значение слов: ремесленники, гончар .

3. Итог урока.

Что интересного вы сегодня узнали о Москве?

Какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 6 букв, 5 звуков (Кремль).

Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)

Для чего нужен мягкий знак?

Какие слова с разделительным мягким знаком вы запомнили?

Мне понравилось, как вы работали. А что понравилось на уроке вам? Что хотелось изменить? О чем хотелось бы услышать на следующем уроке?

Сегодня на занятии мы познакомимся с еще более удивительными знаками.

Вы уже знаете, что для каждого речевого звука есть свой знак — буква, но в русском языке есть две буквы Ъ и Ь , которые НЕ ДАЮТ ЗВУКОВ. Зачем тогда они нужны? Вот об этом мы и узнаем на нашем занятии….

Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

При чтении, благодаря Ъ или Ь , мы слышим как изменяется звучание слова.

Если в слове есть Ь , то буква после которой он стоит звучит мягко. Вот послушайте слова и попробуйте догадаться в каких словах есть мягкий знак.

УГОЛ - УГОЛЬ

БАНКА - БАНЬКА

ЕЛ - ЕЛЬ

ПОЛКА - ПОЛЬКА

А Ъ - твердый знак очень любит играть в прятки.

СЪЕЛ ПОДЪЁМ ПОДЪЕЗД СЪЁМКА

Но в тоже время, если мы не напишем его в слове, то слово приобретает совершенно другой смысл.

СЪЕЛ — СЕЛ

СЪЁМКА — СЁМКА

А вот и сами буквы: Это твердый знак .

Мягкий знак — он делает буквы мягче.

У мягкого знака есть ДВЕ работы. Мягкий знак СМЯГЧАЕТ , то есть делает согласны звук мягким, а ещё мягкий знак РАЗДЕЛЯЕТ .

Буква Ь разделяет согласную и гласную Е, Ё, Ю, Я, И, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. Вот почему его называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ .

Понаблюдайте сова: ПЕРО и ПЬЕРО…. Проговорите медленно… Что заметили?

В первом случае наша необычная буква Е осталась одной [Э] — [п`эро], а во втором случае благодаря тому, что мягкий знак разделил согласную и гласную Е, получилось [п`йэро], то есть буква Е осталась сама собой [йэ]

1. И г ра «Кто внимательный?»

По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово.

О т в е т: лось.

2 . Что общего в словах: белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?

3. Что общего в названиях этих предметов: подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?

4. Игра «Кто больше?»

  • Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)
  • Вы умеете считать? Тогда быстро назовите числа, оканчивающиеся на ь (от 5 до 20).

5 . Найди спрятанные буквы ъ и ь . Обведи их.

6. Раскрась только те ключики, которые похожи на букву Ъ (твёрдый знак). Соедини их с Буратино.

7. Раскрась только те ромашки, на которых буква Ь (мягкий знак) написана правильно. Соедини их с бабочкой.

8. Раскрась оба знака жёлтым цветом. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась буквы Ь и Ъ .

9 . Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ь с правой стороны рисунка.

10 . Сложи фигуру из семи палочек. Убери две из них так, чтобы получился Ь . Обведи в кружок все буквы Ъ справа.

11. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются два квадрата справа?

12. Допиши. Зачеркни отличающиеся от остальных буквы в обоих рядах с правой стороны рисунка.

13. Игра «Лесенка»


1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».

– – – ь – ъ – – –

– – – – ь – – ъ – – –

– – – – – ь – – – ъ – – –

Возможный вариант ответа. Возможный вариант ответа:

лось, олень, лошадь. съезд, объезд, подъезд.

14. И г р а «Занимательные модели»

Составьте слова по следующим моделям:

1. – – – ь (Конь, лось, мель.)

2. – – – ь – – (Пальто, письмо, коньки.)

3. – ъ – – – (Съезд, въезд, съели.)

4. – – – ъ – – – (Подъезд, разъезд.)

15. И г р а «Слово рассыпалось»

Соберите рассыпавшиеся слова:

1. Ювьаг (вьюга ), льем (мель ).

2. Лъес (съел ), зиъня (изъян ).

16. И г р а «Закончи слово»

1. Бук… (-варь ), тет… (-радь ), сло… (-варь ), ян… (-варь ), фев… (-раль ), мед… (-ведь ),

2. Объ… (-езд, -ект, -ем, -единение, -явление, -яснение ), подъ… (-езд, -ем ), разъ… (-езд, -емный, -яренный, -яснить ).

17. И г р а «Превращение слов»

1. Какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость. )

2. Какую букву нужно добавить, чтобы угол превратился в уголь ?
(Мягкий знак.)

3. Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова,

Чтобы хорь не стал бы хором ,

Колья Колей никогда.

Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья ), пенки (пеньки ), ел (ель ), семя (семья ), хор (хорь ), мол (моль ).

4. Какую букву нужно добавить к слову сел , чтобы получилось слово, обозначающее завершение принятия пищи? (Твердый знак – съел. )

5. Какую букву нужно добавить, а какую отнять от слова семь , чтобы получилось словосъем ? (Твердый знак добавить, мягкий знак отнять .)

18. И г р а «Грамматическая арифметика»

1. Шина – а + ель = ? (Шинель. )

2. Каракуль – куль + мель = ? (Карамель.)

3. Сода – да + боль = ? (Соболь.)

19. Кроссворды

Одинаковые слоги в словах с Ъ и Ь.

О т в е т: слог —езд ; слоги —ёт или —ют .

Слова с ь.

1. Небольшое помещение для купания. 2. Способ передвижения.

3. Яркое освещение горизонта неба. 4. Рисунок на кости, дереве.

5. Доля, участь, случай.

О т в е т: банька, ходьба, зорька, резьба, судьба

Допишите буквы

О т в е т: ноль, соль, роль, моль, боль, толь, пыль, быль .

Слова с Ь и Ъ.

1. Крупные боковые ветки дерева. 2. Вьющееся растение.

3. Основное оружие охотника. 4. Какой-либо предмет.

5. Человекообразное животное. 6. Собрание.

О т в е т: сучья, вьюнок, ружье, объект, обезьяна, съезд.

20.

Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.

Возьми чёрный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь букву Ь.


21.

Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик — твердый знак ,
Чтобы не облиться.

Возьми чёрный карандаш и закрась все участки рисунка с буквой Ъ.

22. Пишем…

Урок на тему:

«Буква Ь - мягкий знак»

Галина Айтжанова,

учитель начальных классов

Александровской СШ

Костанайская область

Презентация (.ppt, 1.93 Mb)

Цель: познакомить учащихся с написанием буквы Ь, формировать умение писать букву Ь и слова с этой буквой.

закреплять понятие о букве Ь, служащей для обозначения мягкости согласных;

развивать орфографическую зоркость;

воспитывать любовь к родному языку и родной природе.

I. Психологический настрой:

Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

Посмотрите в паре друг на друга, улыбнитесь.

II. Актуализация знаний

1. - Я знаю, что вы очень любите играть. И я предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка».

Какие буквы записаны на карточках?

На какие две группы их можно разделить?

Какие гласные буквы указывают на твердость предыдущего согласного? (о а у ы)

Какие указывают на мягкость? (и е я)

Ребята, здесь нет еще нескольких букв, обозначающих мягкость согласного звука. С одной из таких букв мы сегодня познакомимся, но пока это тайна. И эту тайну давайте попросим разгадать наших гостей.

2. Инсценировка «Мягкий знак»:

Автор: Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные (входят герои инсценировки). Буквы жили - не тужили, потому что все дружили (герои хлопают в ладоши, держатся за руки). И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить и молчала. Было этой букве очень плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие.

Вот, например, отгадайте загадку:

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки.

Стали буквы составлять слово ГУСЬ (герои инсценировки выстраиваются в один ряд), получается слово ГУС.

Что-то у нас не получается, - говорят буквы.

Звук [с’] в слове мягкий, а у нас он - твердый.

Звук [и] говорит:

Давайте я встану, - и быстро пристроилась в конце слова.

Но ведь у нас в отгадке гусь, а не гуси?!

Как же быть?

Что делать? Какую букву нужно позвать на помощь?

Букву Ь - мягкий знак.

Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.

Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конце слова.

Какое слово получилось? (гусь)

Вот оказывается, какая важная буква Ь - мягкий знак.

III. 1. Постановка учебных задач:

Как вы, ребята, думаете, какая тема сегодняшнего урока письма? (слайд 2)

Опираясь на тему, сформулируйте задачи нашего урока. Используйте слова, записанные на экране (слайд 3):

Познакомимся...

Научимся...

2. Планирование достижения цели

Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет пройти нелёгкий путь.

Посмотрите на экран (слайд 4):

Сегодня мы с вами:

научимся писать букву мягкий знак

поработаем со словами

запишем предложение

поиграем

поработаем самостоятельно

поднимемся на вершину

Чтобы вам было легче запомнить путь, перед каждыас лежит маршрутный лист. На нем вы будете отмечать свои достижения. Итак, вы готовы подняться на первую ступеньку и научится писать букву Ь.

V. Работа по достижению поставленных целей:

1. Установка на письмо: писать надо аккуратно, красиво,

разборчиво. Выполняя верно написание букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами.

2. Анализ буквы:

сравнение печатной и письменной буквы

с написанием какой буквы схоже написание буквы Ь

конструирование буквы из проволоки

обводка буквы пальцем по проволоке

3. Подготовка пальцев рук для письма: кинезиологические упражнения

4. Физкультминутка для глаз

5. Работа в прописи:

Сегодня последний день зимы. Дед Мороз всю зиму рисовал для нас узоры на окнах. Давайте мы его порадуем узорами в прописи (рисование узора на стр. 23).

6. Устное объяснение написания этой буквы: начинаем работу на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо. Касаемся нижней линии, ведем полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

образец написания на доске

письмо в воздухе

игра «Фотограф»

обводка обратной стороной ручки образца в прописи

письмо по контуру букв в прописи

самостоятельное написание 3-х букв

Посмотрите внимательно на написанные буквы, сравните с образцом и выберите ту буквы, которую вы написали лучше других, поставьте под ней точку. Припишите также правильно и красиво еще три буквы.

В маршрутном листе на первой ступеньке оцените свою работу.

VI. Закрепление изученного материала

РАБОТА НАД СЛОВОМ

Прочитайте слова, записанные на экране: собака, лось, корова, кошка (слайд 5).

Сравните их по значению и найдите лишнее слово.

2. - Выполним звуковой разбор этого слова:

произнесите это слово шепотом, послушайте себя

в паре выложите звуковую схему этого слова

анализ выполненного задания:

какой первый звук в этом слове, второй, третий

сверьте схему с образцом (слайд 6)

Звукобуквенный анализ (слайд 7)

Какая буква дает команду согласному: «Читайся мягко»?

Сколько звуков в слове лось?

Сколько букв?

Почему букв больше, чем звуков?

5. Запись слова ЛОСЬ в прописи

Какая буква помогла вам обозначить на письме мягкость предыдущего согласного?

6. Работа над развитием связной речи:

Что вы знаете об этом животном? (слайд 8)

7. Минутка чтения по прописи: чтение слов с мягким знаком на конце.

Какое из этих слов подходит к звуковой схеме слова (слайд 9)

Придумайте еще слова, соответствующие нашей схеме.

8. Запись слов КОНЬ по образцу прописи, запись слова РЫСЬ под диктовку. Самооценка (фонарик на второй ступени маршрутного листа).

9. Слайд 10

Скажите, что зимой страшнее животным: холод или голод?

Как люди помогают перезимовать диким животным?

Чтение сообщений детьми.

10. Семантика слова СОЛЬ: соль - пищевая добавка, полезное ископаемое, нота в музыке (слайд 11).

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Прочитайте предложение в прописи: Лось лизал соль.

Назовите слова с мягким знаком.

Сколько слов в предложении.

Какое первое слово, второе, третье?

Какие правила нужно вспомнить прежде, чем записать это предложение?

Выполнение работы по выбору: записать предложение по памяти или списать его с прописи.

При помощи какой буквы на письме мы показали мягкость последнего согласного звука?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОСОБЕННОСТЬЮ БУКВЫ Ь

Мягкий знак указывает не только на мягкость согласного, но и меняет значения слов, если он появляется или исчезает в словах. Сейчас мы в этом убедимся. Вместе с мягким знаком вы станете волшебниками и будете превращать одни слова в другие.

1. Дидактическая игра «Превращение слов»:

Озорной мягкий знак убежал из слов тронь, брать и превратил их в новые слова. Назовите какие. Как вы понимаете значение слова трон (слайд 12)?

Мягкий знак бежит к словам мел, вес.

Допишите Ь в слова мел и вес, какие слова получились.

Что иногда происходит со словами при появлении или исчезновении мягкого знака?

2. Дидактическая игра «Один - много»:лоси - окуни -

звери - лини -

кони - рыси -

3. Самооценка

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Мальчики записывают слова, обозначающие названия рыб, девочки записывают слова, не обозначающие названия рыб.

Подчеркните букву в конце записанных слов.

Пришла пора подняться на последнюю ступеньку нашего пути.

Поднимите руку у кого фонарики горят на верхней и средней линейке.

Кто же ждет нас на последней ступеньке?

Чему улыбается Ь?

Вспомните тему нашего урока и закончите мою фразу:

мы познакомились...

мы научились...

мы узнали...

Стихотворение «Мягкий знак»:

Мягкий знак - хитрый знак

Не назвать его никак

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?Это буква - мягкий знак!

Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"

Дедова Ирина Николаевна , учитель начальных классов

Цели :

  1. Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
  2. Совершенствовать технику чтения учащихся;
  3. Развивать словарный запас учащихся

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока : комбинированный.

Методы преподавания : информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы учения : репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания : выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

Оборудование :

  1. рисунок с изображением мягкого знака,
  2. буквосочетания с мягким знаком;
  3. рисунки с изображением коня, лося;
  4. мяч;

Ход урока.

  1. Орг. момент.

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть, чему вы научились. Повернулись к ним, поздоровались. Сели правильно, начинаем урок чтения.


2. Актуализация новых знаний.


  1. 1). Повторение о гласных буквах.
    - Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место?
    - Прочитайте пары слов:
    б…л – б…л (бал, бил) р…д – р…д (рад, ряд)
    - Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные)
    - Сравните, чем слова отличаются?

    Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?

  2. Какие буквы имеют 2 звука?
  1. Изучение нового.
    1). Прочитаем буквосочетания на доске:

Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть

Как произносится звук в этих буквосочетаниях?(мягко)

Что за буква? Кто узнает?

Звука не обозначает, может только показать

- Эта буква мягкий знак обозначает мягкость согласного звук

4 . Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак
Цель нашего урока познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой

– Чтобы узнать все про ь, давайте понаблюдаем за ним.

Прочитайте слова. Что они обозначают?
1) Звуковой анализ слов мел – мель

Сколько слогов в словах?

Сколько букв и сколько звуков в словах? (мел - 3б,3зв.,

А в слове мель - 4б, 3 зв.)

Почему звуков меньше, чем букв? Может кто знает?

Ь - буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

Составим схемы. Кто мне хочет помочь?

Мел - мель

Чем отличаются эти схемы? (последними звуками: один мягкий, другой твердый)

Как произносится последний звук?
- Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
- Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука

Учебник с135 слово гуси – гусь (разбор)

5. физкультминутка « Буратино

  1. Отгадайте загадки:

Он стройный и красивый,

У него густая грива. (конь)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

2). Чтение в Азбуке с.135 рассказ про лося.
- Откройте Азбуку с. Давайте прочитаем рассказ.

О ком этот рассказ?

Давайте придумаем название(озаглавим) текст. « Лесной житель»

Сколько предложений в этом рассказе? (4)

Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»

С чем его сравнивают? (ветром)

Чем питается лось? (зеленью, солью)

Задание найдите и прочитайте слова с мягким знаком на конце?

7. Самостоятельная работа НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЖИВОТНЫХ: ЛОСЯ, КОНЯ

1).Составить схемы слов (в тетради) , сделать звуко – буквенный анализ слов

1 в. - лось

2 в. – конь

б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ”

- Сколько слогов в слове ЛОСЬ ? Конь

Сколько букв? - Сколько звуков? - Почему звуков меньше, чем букв?

(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

Придумать предложение со словом лось

8. Закрепление изученного.

На доске (одной половины) : жар, ел, кон, мыл
- Добавьте к данному слову ь, прочитаем слова которые получатся,

Жарь, ель, конь, мыль

Чем отличаются слова? В первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в словах других – мягкий. Мягкость согласного на письме обозначается Ь. Чем ещё отличаются слова? Они отличаются значением.

Изменилось значение слова? Важно ли на конце писать ь?

Мягкий знак – хитрый знак.
О себе он скажет так:
«Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Угол в уголь, брата в брать...
Так что, всем несдобровать –
Тем, кто вздумает лениться,
Без старания учиться.
Так что, дети не ленитесь
И примерно все трудитесь.
И тогда могу сказать:
Все получите вы пять

8. Игра «Превращение слов» (кидаю мяч)


Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.

Работа в учебнике с. 136

  1. чтение слов столбиками;
  2. чтение рассказа, постановка вопросов по содержанию детьми.

Поставьте вопросы по тексту?


9. Итог урока.
Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале урока.
- С какой новой буквой познакомились?
- Звук она обозначает?
- Какова роль ь?
-Догадайтесь, какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 4букв, 3 звуков (это большое животное - лось)

Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)

Для чего нужен мягкий знак?

Какие слова с мягким знаком вы запомнили?
- Что на уроке было особенно интересным?
- В чём испытали трудность?