Любимые занятия плюшкина мертвые души. Плюшкин в поэме “Мертвые души”: анализ героя, образ и характеристика

Плюшкин Степан - пятый, и последний, из «череды» помещиков, к которым Чичиков обращается с предложением продать ему мертвые души. В своеобразной отрицательной иерархии помещичьих типов, выведенных в поэме, этот скупой старик (ему седьмой десяток) занимает одновременно и самую нижнюю, и самую верхнюю ступень. Его образ олицетворяет полное омертвение человеческой души, почти полную погибель сильной и яркой личности, без остатка поглощенной страстью скупости, - но именно поэтому способной воскреснуть и преобразиться. (Ниже П. из персонажей поэмы «пал» только сам Чичиков, но для него авторским замыслом сохранена возможность еще более грандиозного «исправления».)

На эту двойственную, «отрицательно-положительную» природу образа П. заранее указывает финал 5-й главы; узнав от Со-бакевича, что по соседству живет скаредный помещик, у которого крестьяне «мрут, как мухи», Чичиков пытается выведать к нему дорогу у прохожего крестьянина; тот не знает никакого П., но догадывается, о ком идет речь: «А, заплатанный!» Кличка эта унизительна, - но автор (в соответствии со сквозным приемом «Мертвых душ») от сатиры мгновенно переходит к лирическому пафосу; восхитившись меткостью народного слова, воздает хвалу русскому уму и как бы перемещается из пространства нравоописательного романа в пространство эпической поэмы «наподобие «Илиады».

Но чем ближе Чичиков к дому П., тем тревожнее авторская интонация; вдруг - и будто бы ни с того ни с сего - автор сравнивает себя-ребенка с собою нынешним, свою тогдашнюю восторженность - с нынешней «охладелостью» взора. «О моя юность! о моя свежесть!» Ясно, что этот пассаж в равной мере относится к автору - и к «помертвелому» герою, встреча с которым предстоит читателю. И это невольное сближение «неприятного» персонажа с автором заранее выводит образ П. из того ряда «литературно-театральных» скупцов, с оглядкой на которых он написан, отличает и от скаредных персонажей плутовских романов, и от жадных помещиков нравоописательного эпоса, и от Гарпагона из мольеровской комедии «Скупой» (у Гарпагона такая же, как у П., прореха пониже спины), сближая, напротив, с Бароном из «Скупого рыцаря» Пушкина и бальзаковским Гобсеком.

Описание плюшкинского имения аллегорически изображает запустение - и одновременно «захламление» его души, которая «не в Бога богатеет». Въезд полуразрушен - бревна вдавливаются, как фортепьянные клавиши; всюду особенная ветхость, крыши как решето; окна заткнуты тряпьем. У Собакевича они были заколочены хотя бы в целях экономии, а здесь - исключительно по причине «разрухи». Из-за изб видны огромные клади лежалого хлеба, похожего цветом на выжженный кирпич. Как в темном, «зазеркальном» мире, здесь все безжизненно - даже две церкви, которые должны образовывать смысловой центр пейзажа. Одна из них, деревянная, опустела; другая, каменная, вся потрескалась. Чуть позже образ опустевшего храма метафорически отзовется в словах П., сожалеющего, что священник не скажет «слова» против всеобщего сребролюбия: «Против слова-то Божия не устоишь!» (Традиционный для Гоголя мотив «мертвого» отношения к Слову Жизни.) Господский дом, «сей странный замок», расположен посреди капустного огорода. «Плюшкинское» пространство невозможно охватить единым взором, оно словно распадается на детали и фрагменты - то одна часть откроется взгляду Чичикова, то другая; даже дом - местами в один этаж, местами в два. Симметрия, цельность, равновесие начали исчезать уже в описании имения Собакевича; здесь этот «процесс» идет вширь и вглубь. Во всем этом отражается «сегментарность» сознания хозяина, который позабыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, сколько, где и чего производится в его обширном и загубленном хозяйстве, - но зато следит за уровнем старой наливки в графинчике: не выпил ли кто-нибудь.
Запустение «пошло на пользу» одному лишь плюшкинскому саду, который, начинаясь близ господского дома, пропадает в поле. Все остальное погибло, омертвело, как в готическом романе, о котором напоминает сравнение плюшкинского дома с замком. Это как бы Ноев ковчег, внутри которого произошел потоп (не случайно практически все детали описания, как в ковчеге, имеют свою «пару» - тут две церкви, два бельведера, два окна, одно из которых, впрочем, заклеено треугольником из синей сахарной бумаги; у П. было две белокурые дочки и т. д.). Ветхость его мира сродни ветхости «допотопного» мира, погибшего от страстей. А сам П. - это несостоявшийся «праотец» Ной, из рачительного хозяина выродившийся в скопидома и утративший какую бы то ни было определенность облика и положения.

Встретив П. по дороге к дому, Чичиков не может понять, кто перед ним - баба или мужик, ключник или ключница, «редко бреющая бороду»? Узнав, что эта «ключница» и есть богатый помещик, владелец 1000 душ («Эхва! А вить хозяин-то я!»), Чичиков двадцать минут не может выйти из оцепенения. Портрет П. (длинный подбородок, который приходится закрывать платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки бегают из-под высоких бровей, как мыши; засаленный халат превратился в юфть; тряпка на шее вместо платка) тоже указывает на полное «выпадение» героя из образа богатого помещика. Но все это не ради «разоблачения», а лишь ради того, чтобы напомнить о норме «мудрой скупости», с которой П. трагически разлучился и к которой все еще может вернуться.

Прежде, до «падения», взгляд П., как трудолюбивый паук, «бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины»; теперь паук оплетает маятник остановившихся часов. Даже серебряные карманные часы, которые П. собирается подарить - да так и не дарит - Чичикову в благодарность за «избавление» от мертвых душ, и те «поиспорчены». Об ушедшем времени (а не только о скаредности) напоминает и зубочистка, которою хозяин, быть может, ковырял в зубах еще до нашествия французов.

Кажется, что, описав круг, повествование вернулось в точку, из которой началось, - первый из «чичиковских» помещиков, Манилов, точно так же живет вне времени, как и последний из них, П. Но времени в мире Манилова нет и никогда не было; он ничего не утратил - ему нечего и возвращать. П. обладал всем. Это единственный, кроме самого Чичикова, герой поэмы, у которого есть биография, есть прошлое; без прошлого может обойтись настоящее, но без прошлого нет пути в будущее. До смерти жены П. был рачительным, опытным помещиком; у дочек и сына были учитель-француз и мадам; однако после этого у П. развился «комплекс» вдовца, он стал подозрительнее и скупее. Следующий шаг в сторону от определенной ему Богом жизненной дороги он сделал после тайного бегства старшей дочери, Александры Степановны, со штабс-ротмистром и самовольного определения сына в военную службу. (Он и до «бегства» считал военных картежниками и расточителями, теперь же и вовсе враждебно настроен к военной службе.) Младшая дочь умерла; сын проигрался в карты; душа П. ожесточилась окончательно; «волчий голод скупости» овладел им. Даже покупщики отказались иметь с ним дело - ибо это «бес», а не человек.

Возвращение «блудной дочери», чья жизнь со штабс-ротмистром оказалась не особенно сытной (явная сюжетная пародия на финал пушкинского «Станционного смотрителя»), примиряет П. с нею, но не избавляет от погибельной жадности. Поиграв с внуком, П. ничего Александре Степановне не дал, а подаренный ею во второй приезд кулич он засушил и теперь пытается угостить этим сухариком Чичикова. (Деталь также неслучайная; кулич - пасхальная «трапеза»; Пасха есть торжество Воскресения; засушив кулич, П. как бы символически подтвердил, что его душа омертвела; но само по себе то, что кусочек кулича, пусть и заплесневелый, всегда хранится у него, ассоциативно связано с темой возможного «пасхального» возрождения его души.)

Умный Чичиков, угадав подмену, произошедшую в П., соответственным образом «переоснащает» свою обычную вступительную речь; как в П. «добродетель» потеснена «экономией», а «редкие свойства души» - «порядком», так подменены они и в чичиковском «приступе» к теме мертвых душ. Но в том и дело, что жадность не до последнего предела смогла овладеть сердцем П. Совершив купчую (Чичиков убеждает хозяина, что готов взять на себя податные издержки на мертвых «для удовольствия вашего»; список мертвецов у хозяйственного П. уже готов, неизвестно для какой нужды), П. размышляет, кто бы мог от его имени заверить ее в городе, и вспоминает, что Председатель был его школьным товарищем. И это воспоминание (тут полностью повторяется ход авторских размышлений в начале главы) внезапно оживляет героя: «...на этом деревянном лице <...> выразилось <...> бледное отражение чувства». Естественно, это случайный и мгновенный проблеск жизни.

Поэтому, когда Чичиков, не только приобретя 120 мертвых душ, но и купив беглых по 27 коп. за душу, выезжает от П., автор описывает сумеречный пейзаж, в котором тень со светом «перемешалась совершенно» - как в несчастной душе П.

Решил скупить у помещиков души умерших крестьян, мы встречаемся с разными образами помещиков того времени. Их пять, и у каждого давно уже умерла душа. Как раз Плюшкин, последний из помещиков, куда явился за душами Чичиков. Плюшкина в поэме Мертвые души мы представим в нашем сочинении.

Плюшкин, характеристика героя

Рассматривая Плюшкина и делая его характеристику по плану, мы видим не только его описание, общий образ, но и отношение к крепостным, своей семье, а также его отношение к своей усадьбе.

Фамилия Плюшкин Гоголем выбрана не случайно, ведь писатель часто прибегал к символическим названиям. Так и фамилию Плюшкин можно применить к тем, кто по жизни жаден и скуп. Эти люди копят не ради хорошей жизни, а ради того, чтобы копить. Копят бесцельно, поэтому и жизнь таких людей бесцельная. Именно таким и является пятый помещик произведения Плюшкин с его дальнейшей характеристикой.

Итак, в работе Гоголя мы повстречали Плюшкина, который ранее если и был богатым помещиком и примерным семьянином, то после смерти жены его жизнь изменилась. Дети от такого отца ушли. При всех своих богатствах, он не желает им помочь. Имея хорошие накопления, Плюшкин ни во что не вкладывает свои деньги. Он только копит, и этот процесс ему очень нравится.

Когда Чичиков впервые видит Плюшкина, он путает хозяина с ключницей. Тот был настолько бедно одет, что его можно было перепутать с нищим у церкви. И здесь мы понимаем, скволыге жалко тратить свои деньги не только на детей, но и на себя. Плюшкина не беспокоит и усадьба, которая давно обнищала, и стоит полуразрушенная. Он продолжает копить и все устраивает.

Плюшкин постоянно прибедняется. Несмотря на запасы, которых полно на складе и они просто пропадают, он говорит, что у него нет вдоволь еды. И тут же мы снова видим его жадность, ведь со своих складов крепостным он не выдает ни крошки.

Характеристика Плюшкина: героя поэмы мертвые души.

Галерея помещиков, представленных в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», завершается образом Плюшкина. В сцене знакомства с Чичиковым характер героя раскрывается со всей художественной полнотой.

В поэме раскрываются такие черты героя, как ворчливость, скупость, бездуховность, подозрительность и недоверчивость. Он называет умерших крестьян «тунеядца­ми», ворчит на Мавру, уверенный в том, что она обманывает барина. Плюшкин подозревает Мавру в том, что она «подтиб­рила» его бумагу. Когда же оказывается, что подозрения его напрасны, он начинает ворчать, недовольный тем отпором, который дала ему Мавра. Гоголь также подчеркивает здесь скупость Плюшкина. Найдя бумагу, в целях экономии он тре­бует «лучинку» вместо сальной свечи. И, начав писать, лепит «скупо строка на строку», сожалея о том, что «еще останется много чистого пробела». Скупость героя приобрела гипер­трофированные черты, привела весь дом его в запустение и хаос. В доме Плюшкина все покрыто пылью, в чернильнице у него - «заплесневшая жидкость и множество мух на дне».

Используя портретные детали, автор обнажает перед чита­телем бездуховность своего героя. Мимоходом Гоголь дает нам краткую портретную зарисовку Плюшкина. Мы видим, как на деревянном лице его мелькнул вдруг «какой-то теплый луч», «бледное отражение чувства». Используя развернутое сравне­ние, автор здесь сопоставляет это явление с появлением уто­пающего на поверхности вод. Но впечатление остается мгно­венным. Вслед за этим лицо Плюшкина становится «еще бес­чувственнее и еще пошлее». Здесь подчеркивается бездухов­ность героя, отсутствие в нем живой жизни. И вместе с тем, «бледное отражение чувства» на лице его - это, вероятно, по­тенциальная возможность духовного возрождения. Известно, что Плюшкин - единственный из помещиков, который вме­сте с Чичиковым должен был стать персонажем третьего тома поэмы, согласно замыслу Гоголя. И недаром автор дает нам биографию этого героя, а в данном отрывке замечает, что в школе Плюшкин имел приятелей.

Характерна речь героя. В ней преобладают бранные выра­жения («вор», «мошенник», «разбойница»). В интонациях Плюшкина звучат угрозы, он ворчлив, раздражен, эмоциона­лен. В речи его присутствуют восклицательные предложения.

Таким образом, в поэме характер героя предстает многогранным, потенциально интересным для чи­тателей и автора. Плюшкин у Гоголя завершает галерею рус­ских помещиков, открытую Маниловым. И эта очередность также, по мысли критиков, имеет определенное значение. Не­которые исследователи считают, что герой представляет со­бой последнюю степень нравственного падения, другие же, анализируя замысел Гоголя (поэма в трех томах), говорят о том, что самый бездушный, «мертвенный» персонаже произ­ведении - это Манилов. Плюшкин же - человек* способный к нравственному возрождению. И в этом плане мы можем го­ворить о большом значении этой сцены в развитии всего ав­торского замысла.

Здесь искали:

  • характеристика плюшкина
  • плюшкин характеристика
  • плюшкин характеристика героя

Плюшкин стоит в ряду героев-скупцов в мировой литературе: Шейлока В. Шекспира, Гобсека О. Бальзака, Скупого рыцаря А. Пушкина. Скупец-расточитель - суть характера Плюшкина.

Плюшкин занимает особое место в системе персонажей «Мертвых душ». «Герой.. . с развитием».

История жизни есть только у Плюшкина, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от настоящего и что-то в нем объясняло. (Ноздрев «в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был восьмнадцать и двадцать… «) Если нет прошлого - нет и будущего. Двух героев «Мертвых душ» Гоголь предполагал воскресить в последующих томах Чичикова и Плюшкина. И именно они в поэме - герои «с развитием». Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мертвых душах».

Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, гвоздик или подкову, он обращает в пыль и прах все свое богатство: тысячами пудов гниет хлеб, пропадает множество холстов, сукон, овчин, дерева, посуды. Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, он теряет сотни и тысячи, пуская по ветру свое состояние, разоряя семью и дом, родовое поместье.

Полностью соответствует образ Плюшкина картине его имения, которая предстает перед читателем. Тот же распад и разложение, абсолютная утрата человеческого облика: хозяин дворянской усадьбы выглядит, как старая баба-ключница.

«А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! » В этот период своей истории он как бы соединяет в себе наиболее характерные черты других помещиков: у него учились хозяйствовать, как у Собакевича, он был примерный семьянин, как Манилов, хлопотлив, как Коробочка. Однако уже на этом этапе жизни Плюшкин сравнивается с пауком: «…везде, во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал.. . по всем концам своей хозяйственной паутины». Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины», Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. Не зря наблюдательный Чичиков в разговоре с ним спешит заменить слова «добродетель» и «редкие свойства души» на «экономию» и «порядок».

Моральная деградация Плюшкина происходит не столько в силу биографических причин (смерть жены, бегство старшей дочери с «штаб-ротмистром Бог весть какого кавалерийского полка», ослушание сына, вопреки воле отца пошедшего в полк, наконец смерть последней дочери) , сколько потому, что «человеческие чувства, которые.. . не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине».

Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Горестны рассуждения автора о постепенном охлаждении, очерствении человеческой души, которыми он открывает главу о Плюшкине. Впервые в поэме автор после описания Плюшкина напрямую обращается к читателю с предостережением: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! »

Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. Он как бы являет собой последнюю степень нравственного падения. Почему не Манилов, не Собакевич, не Коробочка названы страшным гоголевским словом «прореха на человечестве», а именно Плюшкин? С одной стороны, Гоголь рассматривает Плюшкина как явление уникальное, исключительное в русской жизни («…подобное явление редко попадается на Руси, где все любит скорее развернуться, чем съежиться»). С другой стороны - его роднят с героями поэмы бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких чувств и возвышенных мыслей. В ряду «мертвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца», Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение процесса расчеловечивания человека.

Плюшкин – особенный персонаж в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”. Только у него имеется история жизни, которую автор подробно описывает, а все остальные герои появляются из ниоткуда, с уже сформировавшимся характером. В произведении помещик представлен скупцом с непомерной жаждой накопления. В чем же видит смысл жизни и каковы увлечения и занятия Плюшкина?

Образ Плюшкина в произведении

Плюшкин – один из главных героев “Мертвых душ”. Автор характеризует его как неряшливого, плохо одетого старика, живущего седьмой десяток лет. По его внешности сложно понять, мужчина это или женщина. Только заросшее щетоной лицо, выдает в нем представителя мужского пола.

Поместье Плюшкина, как и он сам, находится в запустении. Деревенские дома покосились, поля не паханы, животные измождены. В приличном состоянии находится только сад, но и в этом нет заслуги Плюшкина. Красота и убранство сада созданы самой природой!

Плюшкин стал находкой для Чичикова, разъезжающего по стране в поисках умерших крепостных, которые по документам все еще числятся живыми. Его скупость и жадность распространялись и на живых людей. Пока в его погребах гнили тонны еды, крестьяне один за другим умирали от голода и нечеловеческих условий.

Занятия Плюшкина

Любимые занятия Плюшкина в “Мертвых душах” – денежные накопление и накопление старых вещей. Он заменил все удовольствия жизни на сбор старого хлама, а если среди всего этого и были нужные и полезные вещи или продукты, они оставались гнить в его закромах, не принося никому пользы. Он словно паук выискивает любую мелочь, чтобы схватить и затащить к себе в дом. Чичиков, поколесивший по стране и видавший много разного, был немало удивлен, повстречав такого персонажа. В разговоре с ним он заменяет слова “благодетель” и “душа” на экономия и порядок, просто потому, что эти слова для Плюшкина пусты и не наполнены никаким смыслом.

Еще одно занятие Плюшкина, которое характеризует его как героя – желание постоянно спорить со всеми. Он спорит с помещиками, крестьянами и с Чичиковым. Он пытается всех убедить в своей правоте, хотя никого уже давно не интересует его мнение.

Знакомство Чичикова с Плюшкином происходит в последнюю очередь. Он как бы замыкает круг всех пороков, которые встречаются на пути главного героя, показывает самое дно, на которое можно опуститься в нравственном ключе. Не зря Гоголь называет его “прорехой на человечестве”. Плюшкин потерял свою душу, променял ее на жажду наживы, потерял человеческий облик и уже не пытается отойти от материального в сторону духовного.

История жизни

Казалось бы, сложно встретить настолько нравственно разложившегося человека как Степан Плюшкин. Однако таким он был не всегда. Трудно поверить, но когда-то он вел благопристойный образ жизни, был примерным семьянином, обожал жену и троих детей. Соседи видели в нем бережливого хозяина, у которого можно было поучиться ведению быта. Поместье его было ухожено, и вряд ли соседские помещики могли тогда сказать хоть одно плохое слово в его адрес.

Все пошатнулось, когда умерла жена, а дети охладели к нему, и сын с дочерью без отцовского благословения покинули родимый дом. И человеческие чувства, которые тогда еще были ему присущи, постепенно стали мельчать и к старости покинули его совсем. Распад семьи не является главной причиной его безумства и помешательства на вещах. Главное то, что еще в те счастливые для него времена, он совершенно не задумывался о душе и благодетели, стараясь лишь обеспечить себе безбедное существование.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “Занятие Плюшкина”, раскрыть основные черты его характера. Плюшкин – типичный помещик того времени, который в погоне за богатством, опустился на самое дно, как морально, так и социально.

Тест по произведению