Скульптура марка аврелия на коне. Конная статуя Марка Аврелия (170 г.)

Конная статуя римского императора Марка Аврелия сохранилась только благодаря ошибке. Это единственный конный бронзовый античный монумент, дошедший до нас. Таких статуй в Древнем Риме было много, но все они были переплавлены в Средние века, за исключением этой, которую считали изображением императора Константина Великого, почитаемого христианами:

Позолоченный бронзовый монумент долгое время находился перед резиденцией папы, Латеранским дворцом. В 16 веке Микеланджело поставил его в центре Капитолийской площади:

Последние годы, после реставрации, Марк Аврелий находится под крышей нового зала Капитолийских музеев. На площади теперь стоит копия: http://fotki.yandex.ru/users/janet1 981/view/66746/?page=4
Делали ее с применением новейших технологий, но, тем не менее, разница подлинника и копии колоссальная. Древний монумент – живой:

Конный монумент – это памятник полководцу. Жест всадника обращен к войску. Марку Аврелию пришлось на своем веку действительно много воевать с парфянами, варварскими племенами, но потомки вспоминают его не как полководца, а как философа на троне. Императору удавалось отражать нападения врагов и усмирять мятежников, но воинскую славу он ценил не высоко. Марк Аврелий был одним из образованнейших людей своего времени. Изучению философии он посвящал все свое свободное от государственных забот время. До нас дошла книга его размышлений. В ней мы читаем: «Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой – бывает такое. Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим, прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным, приветливым, крепким на всякое подобающее дело. Вступай в борьбу, чтобы оставаться таким, каким пожелало тебя сделать принятое тобой учение. Чти богов, людей храни. Жизнь коротка; один плод земного существования – праведный душевный склад и дела на общую пользу».
Марк Аврелий родился в 121 г. В 138 г. его усыновил Антонин Пий, у которого он унаследовал власть в 161 г. Соправителем Марка Аврелия был Люций Вер, умерший в 169 г. Скончался Марк Аврелий во время военного похода в 180 г.

Конь императора великолепен! Винкельман, автор первой «Истории искусства древности», считал, что «прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия нельзя найти в природе»:

Через 13 веков этот памятник послужил образцом для скульпторов эпохи Возрождения. Когда Донателло создавал для Падуи конный монумент кондотьеру Гаттамелате, он вспоминал Марка Аврелия, увиденного в Риме. А после Донателло к этому памятнику будут обращаться скульпторы еще пяти столетий.

В 160-180 годы нашей эры был создан знаменитый памятник Марку Аврелию. Этот человек правил государством тысячи лет назад, но люди и сейчас вспоминают его имя с уважением и почтением. Чем римский правитель заслужил такое отношение? Почему бронзовая конная статуя Марка Аврелия является главным монументом Рима?

За что помнят императора-философа?

"Государство будет процветать, когда править будут философы, а правители станут заниматься философией", - любимое высказывание Аврелия.

Прославился он своей величайшей мудростью, отличавшей его от предыдущих владык. Философ, занимавший престол, мог часами находиться один в комнате и разговаривать сам с собой. Это человек, который любил и почитал искусство философии, разбирался в науке жизни и человеческой душе.

На период правления выпало много бед: наводнения, войны, чума, предательство. Однако люди жили в те годы с твердой уверенностью в завтрашнем дне. Когда императору доложили о предательстве его лучшего полководца, философ лишь покачал головой и ответил: «Если ему суждено стать правителем, он обязательно добьется власти. Если ему суждено умереть, он придет к смерти и без нашей помощи. Не настолько плохо мы живем, чтобы он выиграл». Предсказание оказалось пророческим. Спустя 3 месяца сподвижники бунта сами отрубили голову генерала и отправили в подарок настоящему правителю. Он пощадил всех, за исключением некоторых важных персон.

Также истории известен ещё один случай, доказывающий мудрость императора-философа. В период тяжелой войны не хватало ни людей, ни золота. Для участия в военных действиях освобождались рабы и гладиаторы. Чтобы найти деньги, правитель начал распродавать свое собственное имущество. В течение двух месяцев длился аукцион, но средства все же были найдены. Уже после победы император предлагал вернуть золото взамен на вещи, но не принуждал тех, кто хотел оставить покупку себе.

Многие критики и исследователи отмечают период его правления как время процветания и благополучия. Историки утверждают, что это один из мудрейших правителей Рима, прославивший свое государство и свой народ.

Конная статуя Марка Аврелия

Давайте узнаем ее историю. Конная статуя Марка Аврелия в Риме была построена в 160-180 гг. н. э. На данный момент она является самой популярной достопримечательностью города и единственным уцелевшим памятником того времени.

В XII веке всадник с конем располагались перед Латеранским дворцом. В 1538 году их перенесли на Капитолийскую площадь, после чего Микеланджело Буонарроти приступил к реконструкции.

Почему памятник сохранился до наших времен?

В период уничтожения христианами всех скульптур времен дохристианских правителей произошла ошибка. Конную статую Марка Аврелия приняли не за изображение языческого императора, а за облик Константина Великого. Именно это спасло монумент от разрушения.

Древний миф

Если посмотреть на оригинальную версию скульптуры, то можно увидеть сову на голове лошади. Легенда гласит, что когда позолота сойдет с памятника, а сова запоет между ушей лошади, наступит конец света и все человечество погрузится во тьму. Вот такое печальное будущее ждало бы все население земного шара, если бы статую не реконструировали несколько раз.

Отношение к великому правителю в наши дни

В 1981 году конную статую Марка Аврелия сняли с площади и отправили на реставрацию. На тот момент на скульптуре практически не осталось позолоты.

12 апреля 1990 года завершился ремонт образа великого правителя, и его нужно было вернуть на свое законное место. Перевозка скульптуры особо не афишировалась и проводилась в сопровождении нескольких полицейских машин и мотоциклов.

Внезапно произошло чудо. Люди стали собираться со всех сторон, чтобы посмотреть на памятник. Толпа с радостными лицами кричала «Аве, император!», махала руками и аплодировала. Собралось огромное количество зрителей, которые с нетерпением ждали возвращения исторической достопримечательности на ее законное место. Тысячи жителей поднимали правую руку, с опущенной вниз ладонью, в знак почета и уважения к Марку Аврелию.

Машины приветственно сигналили, никого не волновала образовавшаяся пробка. Создавалось такое впечатление, что перед ними не статуя, а сам император, возвращавшийся домой после очередного сражения. Атмосфера того дня словно бы перенеслась в эпоху правления Марка Аврелия. За счет образовавшейся толпы, экипаж ехал со скоростью пешехода, но разгонять народ не спешили. Для Рима этот день стал настоящим праздником, многие жители запомнят эту дату на всю жизнь - день возвращения конной статуи Марка Аврелия домой.

Сейчас на Капитолийской площади находится копия монумента, а сам оригинал стоит в музее рядом.

Это был наглядный пример силы и значимости истории для народа. Статуя пронесла память о правителе сквозь столько веков. А реакция жителей доказывает, что любовь к великому Марку Аврелию не угасла. Люди помнят его мудрость и все, что он сделал для своего народа.

На Капитолийской площади стоит памятник Марку Аврелию -единственная сохранившаяся античная бронзовая конная статуя. Статуя уцелела только потому, что ее считали изображением императора Константина Великого, который покровительствовал христианам и был всегда глубоко почитаем ими. Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года. В 139 году его усыновил император Антонин Пий, тогда он же стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Впоследствии как император носил официальное имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август (или Марк Антонин Август).

Аврелий получил прекрасное образование. С двенадцати лет он приступил к серьезному изучению философии и занимался ею всю жизнь. После его смерти осталось написанное им по-гречески философское сочинение "К самому себе". Благодаря этому произведению Аврелий вошел в историю как император-философ. С детских лет Марк усвоил принципы стоической философии и являл собой образец стоика: он был человеком нравственным, скромным и отличался исключительной стойкостью в перенесении превратностей жизни. "С самых юных лет обладал он таким спокойным характером, что ни радость, ни горе никак не отражались на выражении его лица". В сочинении "К самому себе" есть такие слова: "Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней сердечностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью; и о том также, чтобы отстранить от себя все другие представления. Это удастся тебе, если ты каждое дело будешь исполнять, как последнее в своей жизни, свободный от всякого безрассудства, от обусловленного страстями пренебрежения к велениям разума, от лицемерия и недовольства своей судьбой. Ты видишь, как немногочисленны требования, исполнив которые всякий сможет жить блаженной и божественной жизнью. Да и сами боги от того, кто исполняет эти требования, ничего больше не потребуют.

Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, - подобно потоку, относящееся к душе - подобно сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение.

Не поступай ни против своей воли, ни вразрез с общим благом, ни как человек опрометчивый или поддающийся влиянию какой-нибудь страсти, не облекай свою мысль в пышные формы, не увлекайся ни многоречивостью, ни многоделанием..."

Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть народного трибуна. Помимо Марка Аврелия Антонин Пий усыновил также Луция Вера, так что после его смерти власть перешла сразу к двум императорам, совместное правление которых продолжалось до кончины Луция Вера в 169 году. Но в период их совместного правления решающее слово всегда принадлежало Марку Аврелию.

Время правления династии Антонинов было едва ли не самым благополучным в истории Римской империи, когда не только город Рим, но и провинции пользовались благами мирного времени и переживали экономический подъем, причем для провинциалов широко распахнулись двери Рима. Элий Аристид, обращаясь к римлянам, писал: "При вас все для всех открыто. Всякий, кто достоин государственной должности или общественного доверия, перестает считаться чужеземцем. Имя римлянина перестало быть принадлежностью только города Рима, но стало достоянием всего культурного человечества. Вы установили такое управление миром, как будто он является единой семьей.

В наше время все города соперничают между собой в красоте и привлекательности. Везде множество площадей, водопроводов, торжественных порталов, храмов, ремесленных мастерских и школ. Города сияют блеском и красотой, и вся земля цветет, как сад".

О Марке Аврелии античные историки отзываются так: "От всех прочих наклонностей Марка Аврелия отвлекали философские занятия, которые сделали его серьезным и сосредоточенным. От этого, однако, не исчезла его приветливость, какую он проявлял, пpeжде всего, по отношению к своим родным, затем - к друзьям, а также и к менее знакомым людям. Он был честным без непреклонности, скромным без слабости, серьезным без угрюмости".

"К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве. Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато наградить одних, оправдать, выказав снисходительность, других. Он делал дурных людей хорошими, а хороших - превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых. Он никогда не проявлял пристрастия в пользу императорского казначейства, когда выступал судьей по таким делам, какие могли бы принести последнему выгоду. Отличаясь твердостью, он в то же время был совестлив".

Однако на долю римлян в правление Марка Аврелия выпало много бедствий. Жизнь заставила императора-философа стать отважным воином и осмотрительным правителем.

В 162 году римлянам пришлось начать военные действия против парфянских войск, которые вторглись в Армению и Сирию. В 163 году Рим одержал победу над Арменией, а в следующем году - над Парфией. Но ни Армения, ни Парфия не были превращены в римские провинции и сохранили фактическую независимость.

Победа римлян в значительной мере была сведена на нет тем обстоятельством, что в 165 году в римских войсках, находившихся на Востоке, началась чума. Эпидемия перебросилась в Малую Азию, в Египет, а затем в Италию и на Рейн. В 167 году чума захватила Рим.

В том же году мощные германские племена маркоманнов и квадов, а также сарматы вторглись в римские владения на Дунае. Еще не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте.

После подавления восстания в Египте и после окончания войны с германцами и сарматами в 175 году наместник Сирии Авидий Кассий, выдающийся полководец, провозгласил себя императором, и над Марком Аврелием нависла угроза потерять власть. Античные историки так пишут об этом событии: "Авидий Кассий, на Востоке провозгласивший себя императором, был убит воинами против воли Марка Аврелия и без его ведома. Узнав о восстании, Марк Аврелий не очень разгневался и не применил никаких суровых мер к детям и к родным Авидия Кассия. Сенат объявил его врагом и конфисковал его имущество. Марк Аврелий не пожелал, чтобы оно поступило в императорскую казну, и поэтому по указанию сената оно перешло в государственную казну. Марк Аврелий не приказывал, а лишь допустил, чтобы убили Авидия Кассия, так что для всех было ясно, что он пощадил бы его, если бы это от него зависело".

В 177 году Рим воевал с мавританцами и победил. В 178 году на римские владения снова двинулись маркоманны и другие племена. Марк Аврелий вместе со своим сыном Коммодом возглавил поход против германцев, и ему удалось достигнуть больших успехов, но снова началась чума в римских войсках.

От чумы 17 марта 180 года Марк Аврелий и скончался на Дунае в Виндобоне (современная Вена). На портретах Марк Аврелий предстает человеком, живущим внутренней жизнью. Все, что возникло уже при Адриане, в нем доводится до последней черты. Исчезают даже те холеность и внешний лоск, которые связывали Адриана с внешним окружением. Еще гуще и пушистее волосы, еще длиннее борода, еще ярче дробится светотень в прядях и локонах. Еще сильнее разработан рельеф лица, с глубоко западающими морщинами и складками. И еще выразительнее взгляд, переданный совершенно особым приемом: зрачки высверлены и подняты к тяжелым, полузакрывшимся векам. Взгляд и есть самое главное в портрете. Это новый взгляд- тихий, ушедший в себя, отрешенный от земной суеты. От почетных памятников Марка Аврелия сохранились триумфальная колонна в честь германских и сарматских походов и конная статуя. Триумфальная колонна была сооружена в 176 - 193 годы по образцу колонны Траяна. Колонна Марка Аврелия сложена из тридцати мраморных блоков со скульптурным рельефом, который поднимается спиралью и развертывает перед зрителем картины боев с сарматами и маркоманнами. Наверху стояла бронзовая статуя Марка Аврелия, впоследствии она была заменена статуей св. Павла. Внутри колонны лестница из 203 ступеней освещается 56 световыми отверстиями. Площадь, в центре которой стоит колонна Марка Аврелия, лаконично называется Пьяцца Колонна.

Монументальная бронзовая конная статуя Марка Аврелия создана около 170 года. В 16-м столетии статуя после долгого перерыва вновь была установлена по проекту Микеланджело на площади Капитолия в Риме на пьедестал строгой формы. Она рассчитана на рассмотрение с разных точек зрения, впечатляя великолепием пластических форм. Проживший жизнь в походах, Марк Аврелий изображен в тоге - одежде римлянина, без императорских отличий. Образ императора - воплощение гражданственного идеала и гуманности. Сосредоточенное лицо стоика исполнено сознания нравственного долга, спокойствия духа. Широким умиротворяющим жестом обращается он к народу. Это образ философа, автора "Размышлений наедине с собой", безразличного к славе и богатству. Складки одежды сливают его с могучим корпусом великолепно отлитого медленно идущего коня. Движение коня как бы вторит движению всадника, дополняя его образ. "Прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия, - писал немецкий историк Винкельман, - нельзя найти в природе".

Статуя Марка Аврелия (итал. Statua equestre di Marco Aurelio) из позолоченной бронзы была создана в конце II века нашей эры и является единственной конной скульптурой, уцелевшей с античных времён. Император Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники. Под поднятым копытом коня раньше находилась фигура связанного варвара, символизирующая поверженного врага, а жест императора обозначал великодушие по отношению к побеждённым.

В Средние века статую по ошибке принимали за императора Константина Великого, которого Церковь канонизировала как святого равноапостольного. Именно это и спасло памятник, ведь служители Божьи объявили все скульптуры дохристианских правителей языческими идолами и велели их уничтожать.

В XII веке конную статую Марка Аврелия установили перед Ларетанским дворцом, являвшимся резиденцией римских пап вплоть до XIV века. В 1538 году по распоряжению папы Павла III её перенесли на Капитолийскую площадь, реконструкция которой началась в этом же году под руководством великого Микеланджело Буонарроти. Длившиеся более 120 лет строительные работы превратили площадь с тремя дворцами в прекрасный архитектурный ансамбль, одну из главных достопримечательностей Рима .

В конце XIX века для статуи построили специальный выставочный зал в Палаццо Консерватори , а на Капитолийской площади установили копию.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Статуя Марка Аврелия – римского императора и философа – древнеримская бронзовая статуя, которая сегодня находится на Капитолийской площади в Риме. Создана она была в 160-180 годы и сегодня является одной из часто посещаемых достопримечательностей.

История

В двенадцатом веке статую Марка Аврелия разместили перед главной резиденцией римских пап — Ларетанским дворцом. В 1538 году ее установили на Капитолийской площади. Почти сразу Микеланджело Буонарроти начал ее реконструкцию. Работы длились более ста двадцати лет, и в результате площадь с тремя дворцами стала великолепным архитектурным ансамблем – одной из ярких достопримечательностей Рима.

В средние века конную статую Марка Аврелия принимали за статую Константина Великого. Этого императора церковь канонизировала как святого, что и спасло памятник от разрушения, когда божьи служители назвали скульптуры, созданные во времена дохристианских правителей, языческими идолами и приказали их уничтожить.

Копия

В конце девятнадцатого века во Дворце консерваторов, который находится на Капитолийской площади для статуи построили выставочный зал, а на самой площади поставили копию. Сегодня конная статуя Марка Аврелия в Риме привлекает внимание туристов со всего мира.

Описание

Статуя Марка Аврелия в Риме сделана из позолоченной бронзы и является единственной скульптурой такого типа, уцелевшей с древних времен. Император изображен одетым в тунику и солдатский плащ. По своей композиции статуя очень проста и лаконична. Марк Аврелий изображен не только как великий император-победитель, но и как философ-мыслитель. Лицо Марка реалистичное с выпуклыми глазами и выступающими скулами. Голова наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза императора наполовину прикрыты верхними веками. В прическе просматривается эффектная игра света и тени, которая оттеняет внешнее спокойствие и сосредоточенность Марка Аврелия.

Под поднятым копытом коня раньше находилась фигура связанного варвара. Она считалась символом поверженного врага, а жест Аврелия означал великодушие к побежденным.

В статуе Аврелия нет той вычурной торжественности и величия, которые присущи изображениям других правителей Рима. В портрете императора мастер точно раскрыл настроения человека, который чувствует противоречия окружающей его действительности и стремится уйти от них в мир собственных переживаний.