Советских войск в афганистан будучи. Ввод войск в афганистан

25 декабря 1979 года в 15.00 на Кабульском направлении начала переправу по понтонному мосту через Амударью и марш на Кабул мотострелковая дивизия ТуркВО, дислоцированная в Термезе. В это же время границу пересекли самолеты ВТА с личным составом и боевой техникой воздушно-десантной дивизии, которая посадочным способом десантировалась на аэродром Кабула.

1. Краткая характеристика сил, пришедших к власти в апреле 1978 года. События предшествовавшие вводу советских войск в Афганистан.

Девять лет, один месяц и восемнадцать дней… Именно столько продолжалась «афганская война». Война, ставшая «лебединой песней» Советской Армии и Советского Союза.

Война, унесшая 14 427 жизней, через которую прошло в общей сложности 620 тысяч человек и которая стала одной из мощных предпосылок к коренному изменению геополитической ситуации в мире.

Какие же события предшествовали вводу советских войск в Афганистан? Был ли он жизненно необходим для нашей страны или это была чистой воды авантюра?

Советские войска были введены в Афганистан после неоднократных просьб руководства Народно-Демократической партии Афганистана, вставшей у руля в результате неожиданного для СССР государственного переворота в апреле 1978 года. Но уже тогда партия НДПА не представляла из себя единого целого, а состояла из двух противоборствующих фракций – «Хальк» («Народ») и «Парчам» («Знамя). Разделение на фракции произошло практически сразу же после образования партии в 1965 году. Фракция «Хальк» придерживалась классового принципа приема в партию, стояла на радикально-левых политических позициях, ставила своей основной задачей «установление национальной демократии» , «решение земельного вопроса в пользу безземельных и малоземельных крестьян при широком участии в этом процессе всего крестьянства». Руководитель фракции «Хальк» Нур Мухаммад Тараки, ставший впоследствии во главе Афганистана, считал партию «авангардом рабочего класса», не считаясь с тем, что в Афганистане рабочих класс, если и присутствовал, то составлял совсем незначительную часть афганского общества. В таких условиях идеологическая работа «халькистов» была направлена в первую очередь на демократическую интеллигенцию и офицерский состав афганской армии. В конечном итоге «халькисты» хотели построить в Афганистане социалистическое общество.

«Парчам» же стояла на более умеренных позициях, предлагала принимать в партию исходя не из классового принципа, а из желания человека работать. Сами себя они считали наиболее подготовленными революционерами, «марксистами-ленинцами». Конечной совей целью они считали установление в Афганистане демократического общества; для этого они предполагали широко использовать методы парламентской борьбы, опираясь на интеллигенцию, госслужащих, военных, считая эти слои наиболее реальной силой, с помощью который они могли бы достичь своих целей.

Следует отметить, что в то время (в конце 1960-х-начале 1970-х) Советских Союз не был заинтересован в коренном изменении государственного устройства Афганистана. В то время в Кабуле была сильная центральная власть, олицетворяемая королем Захир-Шахом. Афганистан был традиционно дружественным для нашей страны государством. Советские специалисты принимали активное участие в строительстве афганской экономики, в обучении собственных афганских кадров. Под руководством специалистов из СССР был построен в 1964 году знаменитый туннель Саланг, который позволил кратчайшим путем связать Кабул с северными провинциями страны. Под сильной властью короля все многочисленные племена Афганистана жили мирно и не конфликтовали между собой.

В июле 1973 года в Афганистане произошел антимонархический переворот, который возглавил двоюродный брат Захир-Шаха – Мохаммад Дауд, олицетворявший собой умеренно-националистическую «третью силу», стоявшую между традиционными исламскими силами и НДПА.

Уже в августе 1973 года в Панджшерском ущелье начались вооруженные выступления сторонников исламско-монархического устройства Афганистана, организованные, как было объявлено, пакистанскими военными и политическими кругами. С этих пор выступления противников Дауда стали ширится.

В апреле 1978 года в стране произошел государственный переворот, причиной которого стали противоречия между руководством Афганистана и НДПА, претендовавшей на власть. 25 апреля по указу М.Дауда были арестованы высшие руководители ЦК НДПА, в том числе – Нур Мухаммад Тараки и Бабрак Кармаль. Поводом к аресту стало обвинение руководителей НДПА в нарушении Конституции, которая запрещала деятельность любых политических партий. А уже в 9 утра 27 апреля начались массовые выступления, возглавляемые оставшимися на свободе руководителями НДПА, в том числе и Хафизуллой Амином. Уже в 17.30 арестованные руководители НДПА были освобождены из тюрем. При штурме дворца М.Дауда восставшими военнослужащими он и члены его семьи были убиты. 30 апреля Афганистан был провозглашен Демократической республикой, а 1-го мая было назначено новое правительство, состоявшее из 20 министров.

Такое развитие событий было фактически сюрпризом для советского руководства. которое оказалось не готовым к столь стремительному развитию событий. Да и сама НДПА, терзаемая внутренними противоречиями, никак не годилась на роль руководящей и направляющей силы афганского общества, которое, находясь под сильным влияние исламских религиозных и светских авторитетов, не склонно было сразу же начать рушить сложившиеся традиционные устои. Тем более, что, придя к власти, новое руководство Афганистана во главе с халькистом Тараки сразу же начало коренную перестройку всех сфер афганского общества. Например, у крупных землевладельцев изымались излишки земли, устанавливался предел землевладения – 6 га. Бедные крестьяне освобождались из долговой кабалы. 296 тысяч семей были наделены земельными угодьями за счет изъятия земли у богатых землевладельцев. Однако, безземельные крестьяне с опаской и осторожно принимали такие «подарки» от новой власти, ибо в афганском обществе были сильны традиционные устои, согласно которым бедный не мог претендовать на богатства имущего, «ибо так угодно Всевышнему («иншалла»)».

Другим крупным просчетом новой власти было провозглашение «саурского восстания» («Саур» - «апрель» на одном из официальных языков Афганистана) «пролетарской революцией, частью мировой пролетарской революции». И это в стране, где было всего около 100 тысяч низкоквалифицированных рабочих на 16 миллионов населения. Скорее всего, заявления о пролетарском характере революции были сделаны в расчете на всестороннюю помощь СССР. Посчитав в целом позитивные отклики населения на свержение Дауда как одобрение своего прихода к власти, НДПА начала резкие социально-экономические реформы, напрямую затронувшие интересы достаточно широкой прослойки афганского общества. По отношению к земледельцам новые власти стали вести себя высокомерно, напрочь игнорируя традиции и устои, сложившиеся в фактически замкнутой ячейке – афганской деревне. Тем самым они спровоцировали массовый приток афганского крестьянства в ряды политической и вооруженной оппозиции, первые отряды которой начали действия еще во времена правления Дауда. К тому же, резко антирелигиозная политика новых властей (например, в первый день новой власти только в оном Кабуле было расстреляно свыше 20 мулл), не способствовала взаимопониманию между атеистами-коммунистами и глубоко религиозным афганским народом. Все это привело к тому, что в июле-сентябре 1978 года резко активизировались антиправительственные выступления. Это связано с резким увеличением финансирования внутриафганских антиправительственных группировок исламской направленности со стороны таких международных исламистских группировок как «Братья-мусульмане».

К началу лета 1979 года военно-политическая обстановка в Афганистане резко обострилась. Практически всю восточную провинцию Пактия контролировали отряды оппозиции, в гарнизонах то и дело вспыхивали мятежи афганской регулярной армии. Афганское руководство в сложившейся ситуации было неспособно своими силами, не располагая боеспособной армией и не пользуясь поддержкой народных масс остановить широкомасштабный натиск извне крупных вооруженных группировок, финансируемых из-за рубежа.

Начиная уже с весны 1979 года афганское руководство неоднократно обращалось к СССР о направлении в Афганистан ограниченного воинского контингента для помощи в отражении внешней и внутренней «контрреволюции». Таких обращений насчитывается 14. Вот некоторые из обращений:

«16 июня. Направить в ДРА советские экипажи на танках и БМП для охраны правительства, аэродромов Баграм и Шинданд».

Но советское руководство всякий раз отказывало.

Однако, мнение советского руководства кардинально изменилось в сентябре 1979 года, когда один из руководителей НДПА, премьер-министр Хафизулла Амин устранил Президента Нур Мухаммада Тараки. Затихшая было внутрипартийная борьба разгорелась с новой силой, что грозило нестабильностью на южных рубежах СССР. К тому же, во внешней политике Амин все больше и больше склонялся в сторону Запада и США. Да и внутриполитическая обстановка в Афганистане резко обострилась из-за того, что Амин начал жестокие политические репрессии против «парчамистов».Необходимо было брать ситуацию в Афганистане под контроль. После всестороннего изучения обстановки вокруг Афганистана высшим советским руководством было принято решение устранить Амина, поставить более предсказуемого лидера и ввести войска для оказания моральной поддержки афганскому народу. Политическое решение о вводе войск было принято 12 декабря 1979 года в кабинете Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева . Однако, по мнению руководства Генерального Штаба ВС СССР ввод войск в Афганистан привел бы к усилению мятежного движения, которое, в первую очередь, было бы направлено против советских войск (что впоследствии и произошло). Но к мнению военных никто не прислушался.

2. Ввод войск. Задачи, первоначально стоявшие перед ОКСВ.

25 декабря 1979 года в 15.00 на Кабульском направлении начала переправу по понтонному мосту через Амударью и марш на Кабул мотострелковая дивизия ТуркВО, дислоцированная в Термезе. В это же время границу пересекли самолеты ВТА с личным составом и боевой техникой воздушно-десантной дивизии, которая посадочным способом десантировалась на аэродром Кабул (Из справки Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР «К вопросу об обстоятельствах ввода советских войск в Афганистан»).

27 декабря 1979 года спецподразделение КГБ СССР «А» (знаменитая «Альфа») во главе с полковником Бояриновым, который погиб в ходе этого штурма начала операцию по штурму дворца Х.Амина, в результате которого последний был ликвидирован. В это время советские подразделения уже пересекали границу. 28 декабря 1979 года обстановка в Кабуле полностью контролировалась советскими войсками. В это день по радио с обращением к афганскому народу выступил Бабрак Кармаль, который «на броне» советских танков с триумфом вернулся из «почетной ссылки» из Чехословакии, где он был послом. Теперь он, член фракции «Парчам», стал новым правителем Афганистана.

До 1 января 1980 года в Афганистан было введено около 50 тысяч военнослужащих, а именно: две воздушно-десантные и две мотострелковые дивизии, подразделения обеспечения). Одна мотострелковая дивизия численностью 12 тысяч человек входила в Афганистан на направлении Кушка, Кандагар, основные же силы – на направлении Термез, перевал Саланг на Баграм и Кабул.

В январе 1980 года в Афганистан было введено еще две мотострелковых дивизии. Общая численность войск составила 80 тысяч человек. Первым командующим 40-й армией, составлявшей костяк Ограниченного контингента Советских Войск был генерал-полковник Юрий Тухаринов.

К середине января 1980 года ввод основных сил 40-й армии на территории Афганистана был в основном завершен. На территории Афганистана были сосредоточены три дивизии (мотострелковых – 2, воздушно-десантных – 1), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка. В последующем боевой состав ОКСВ уточнялся, проводились переформирование некоторых частей с целью их усиления. Окончательно ОКСВ включал в себя:

4 дивизии (мотострелковых – 3, воздушно-десантных – 1),

5 отдельных бригад (мотострелковых – 2, десантно-штурмовых – 1, спецназначения -1)

4 отдельных полка (мотострелковых – 2, парашютно-десантных – 1, артиллерийских – 1)

4 полка боевой авиации

3 вертолетных полка.

1 трубопроводная бригада

1 бригада материального обеспечения.

Как бы то ни было, но для мирного времени такая беспрецедентная по своим масштабам переброска войск прошла в целом успешно, без серьезных накладок.

В качестве первоначальных боевых задач, стоящих перед советскими войсками, были: охрана основных транспортных магистралей (Кушка-Герат-Шинданд-Кандагар; Термез-Кабул; Кабул-Джелалабад; Кундуз-Файзабад); охрана объектов экономической инфраструктуры Афганистана, обеспечение безопасной проводки колонн с народнохозяйственными грузами. Но обстановка внесла существенные коррективы в эти задачи…

Все фото и материалы на сайте размещены с разрешения сотрудников музея
памяти воинов - интернационалистов "Шурави"
и лично - научного сотрудника музея Волкова Александра,
а также - директора музея, Салмина Николая Анатольевича.

Александр Волков

В декабре исполняется очередная годовщина ввода советских войск в Афганистан. Эта акция планировавшаяся, как временная и краткосрочная, вовлекла Советский Союз в самую кровопролитную войну после Второй мировой.

Основная причина афганской войны лежит в идеологической плоскости: после вооруженного захвата власти, в апреле 1978 года, просоветской
народно-Демократической партией Афганистана (НДПА) Советский Союз стал оказывать новому режиму всестороннюю поддержку.

Радикализм нового афганского руководства и насильственные меры, которыми они пытались построить "афганский" социализм в феодальном обществе привели к началу гражданской войны. Против НДПА выступила коалиция исламских фундаменталистских организаций, зародившихся еще при монархии в 60-70-е г.г.

Ситуация осложнилась расколом НДПА на две фракции: "Парчам" (лидер - Б.Кармаль) и "Хальк» (лидеры - Н.Тараки, Х.Амин), который углубился после прихода к власти. Халькисты, составляющие большинство в партии и новом правительстве, начали вытеснение своих оппонентов с руководящих постов. Летом 1978 года Б.Кармаль и другие руководители "Парчам" были отправлены в почетную ссылку послами за границу, откуда они позднее были тайно вывезены КГБ в Советский Союз.

Уже к концу 1978 года стало ясно, что НДПА теряет влияние в стране из-за ошибок в проведении земельной реформы, перегибах в вопросах религии и национальных отношениях. Оппозиция же, при поддержки Пакистана, набирала силу.

В марте 1979 года, во время мятежа в г. Герат, последовала первая просьба афганского руководства о прямом военном вмешательстве в события в Афганистане, которая было отклонена (всего таких просьб было около 20). Комиссия ЦК КПСС по Афганистану, созданная еще в 1978 году, доложила Политбюро об очевидности негативных последствий нашего прямого вмешательства в эту страну, что вызовет критику СССР во всем мире, особенно в мусульманских странах и приведет к обострению внутриафганской обстановки.

Гератский мятеж заставил провести усиление советских войск у советско-афганской границы: в Термез была передислоцирована из Среднеазиатского военного округа (ВО) 68-я мотострелковая дивизия (мсд), позднее вернувшаяся в свой округ. По приказу министра обороны началась подготовка к возможному десантированию посадочным способом 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (гв. вдд) с территории Туркестанского ВО (ТуркВО).

Кроме этого, были развернуты три мсд ТуркВО (58, 108, 5-я гв.), с которыми в апреле были проведены учения, после завершения, которых приписной состав был направлен домой.

Дальнейшее ухудшение ситуации в Афганистане: вооруженные выступления исламской оппозиции, армейские мятежи, внутрипартийная борьба и особенно события сентября 1979 года (арест и убийство по приказу Х.Амина лидера НДПА Н.Тараки) поставили советское руководство перед необходимостью решить афганскую проблему в самые короткие сроки.

В Москве отрицательно отнеслись к смене власти в Кабуле и настороженно смотрели на Х.Амина, зная его амбиции и жестокость в борьбе за достижения личных целей.

При Амине в стране развернулся террор против его противников, не только исламистов, но и членов НДПА (из "Парчам" и сторонников Тараки).

Репрессии коснулись и армии, главной опоры НДПА, что привело к падению и без того низкого морального боевого духа, вызвало массовое дезертирство и мятежи.

Было очевидно, что дальнейшее обострение ситуации в Афганистане приведет к падению кабульского режима и прихода к власти враждебного СССР режима.

В этих сложных условиях советское руководство не могло пойти на прямой разрыв с Х.Амином, так как были серьезные опасения, что он может пойти на контакты с США, которые после революции в Иране искали новых союзников в этом регионе. По линии КГБ поступала информация о связи Х.Амина в 60-е г.г. с ЦРУ, тайных контактах его эмиссаров с американскими официальными представителями после убийства Н. Тараки.

С учетом этого было решено готовить свержение Х.Амина и найти удобного для Москвы политического лидера. Была сделана ставка на лидера "Парчам" Б.Кармаля, чью кандидатуру поддерживал председатель КГБ Ю.Андропов.

Окончательное решение о вводе войск было принято на заседании Политбюро 12 декабря 1979 г., на котором присутствовали 11 членов (Брежнев, Андропов, Устинов, Громыко, Пономарев, Суслов, Гришин, Кириленко, Пельше, Черненко, Тихонов).

Используя, как предлог, просьбы Х.Амина о военной помощи (всего с сентября по декабрь 1979 г. было 7 таких обращений) было решено ввести в Афганистан два советских батальона.

Первую декаду декабря, в Баграм, был передислоцирован т.н. "мусульманский батальон" (отряд особого назначения Главного Разведывательного Управления - ГРУ Генерального Штаба, специально сформированный летом 1979 г. для охраны Н.Тараки и выполнения особых задач в Афганистане). Туда же, 14 декабря, перебросили батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка (гв. опдп), для усиления батальона 111-го гв. пдп 105-й гв. вдд, который с 7 июля 1979 г. охранял в Баграме советские военно-транспортные самолеты и вертолеты (осенью того же года батальон вошел в состав 345-го полка).

Предполагалось использовать эти три батальона, как ударную силу, которая поможет прийти к власти Б.Кармалю в случае успешного покушения на Х.Амина, планировавшегося КГБ (Б.Кармаль и несколько его сторонников были тайно привезены в Афганистан 14 декабря и находились в Баграме среди советских военнослужащих).

В случае необходимости предполагалось привлечь к этой акции части 103-й гв. вдд, переброшенной к 14 декабря из Белоруссии на аэродромы в ТуркВО. Но покушение на Х.Амина 16 декабря не удалось, он остался жив и Б.Кармаля срочно вывезли из страны в Союз. Из-за срыва этой операции было решено устранить Амина уже после ввода советских войск в Афганистан.

В это время, уже с 10 декабря (еще до принятия окончательного решения о вводе на заседании Политбюро), по личному приказанию Д. Устинова, проводилось развертывание и отмобилизация частей и соединений Туркестанского и Среднеазиатского ВО. Все указания политического руководства доводились до Министерства обороны устно, через министра.

13 декабря была сформирована Оперативная группа МО во главе с первым заместителем начальника Генерального Штаба генералом армии С. Ахромеевым (позднее ее возглавил первый заместитель министра обороны маршал С. Соколов), приступившая к работе в ТуркВО с 14 декабря.

Общая директива на отмобилизацию и приведение в боевую готовность не отдавались, войска приводились в готовность и разворачивались отдельными распоряжениями командования после устных приказов министра обороны Д. Устинова. Всего за три недели (до 31 декабря) было отдано более 30 таких распоряжений.

До 25 декабря 1979 года было развернуто около 100 соединений и частей, армейский комплект частей боевого и тылового обеспечения. В Туркестанском ВО - полевое управление 40-й общевойсковой армии (ОА), 2 мотострелковые дивизии (5-я гв. мсд в Кушке и 108-я мсд в Термезе),
353-я армейская артиллерийская бригада, 2-я зенитно-ракетная бригада
(зрбр), 56-я гв. десантно-штурмовая бригада (дшбр), 45-й инженерно-саперный полк (исп), 103-й полк связи (опс), части боевого и тылового обеспечения. В Среднеазиатском ВО - управление 34-го смешанного авиакорпуса, 860-й отдельный мотострелковый полк (омсп), 186-й мсп (вошедший с состав 108-й мсд).

В качестве резерва были отмобилизованы три дивизии (58-я мсд - в Туркестанском ВО, 68-я и 201-я мсд - в Среднеазиатском ВО). В состав авиации входило 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков (апиб), 1 истребительный авиаполк (иап) и 2 вертолетных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения.

На доукомплектование было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание за послевоенный период.

Также в группировку были включены соединения и части центрального подчинения: от ВДВ 103-я гв. вдд и 345-й гв. опдп (два батальона которого уже находились в Афганистане); от ВВС, для переброски частей ВДВ, привлекалось 3 дивизии и 2 отдельных полка Военно-транспортной авиации (ВТА).

Командующим 40-й ОА был назначен генерал-лейтенант Ю. Тухаринов (первый заместитель командующего ТуркВО), начальником штаба - генерал-майор Л. Зенцов-Лобанов.

К вечеру 23 декабря, в Москву было доложено о готовности войск к вводу. На следующий день министр обороны Д. Устинов провел совещание с руководящим составом Министерства Обороны, где объявил о принятом решении ввести войска в Афганистан и подписал директиву № 312/12/001 на ввод.

В ней туманно говорилось: " Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганского народу, а также создание благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств." Задача для командиров всех рангов весьма неопределенная.

Участие советских войск в боевых действиях на территории Афганистана директивой не предусматривалось, так как политическим руководством страны боевые задачи перед Министерством Обороны поставлены не были. Более того, не был определен порядок применения оружия даже в целях самообороны (но уже 27 декабря появился приказ Д. Устинова о подавлении сопротивления мятежников в случаях нападения).

Предполагалось, что советские войска станут гарнизонами и возьмут под охрану важные промышленные и другие объекты, высвободив тем самым афганские части для активных действий против отрядов оппозиции, а также против возможного внешнего вмешательства.

Перед самым вводом войск в Афганистан, 24 декабря по приказу Х.Амина, в Термез, прибыл заместитель начальника Генштаба афганской армии для уточнения районов размещения советских гарнизонов. Утром 25 декабря генерал Ю.Тухаринов посетил в Кундузе старшего брата Амина, который отвечал за северные провинции Афганистана и обсудил с ним тот же вопрос.

В это время, "мусульманский батальон" (командир майор Х. Халбаев), переброшенный еще 20 декабря из Баграма в Кабуле, разместился около аминовского дворца Тадж-Бек и вошел в бригаду охраны, что существенно облегчило подготовку к штурму дворца. Кроме батальона, к штурму готовились и 2 спецгруппы КГБ, прибывшие из Союза в середине декабря.

Время перехода государственной границы между СССР и Афганистаном, было установлено в 15. 00 московского времени (17. 00 кабульского) 27 декабря 1979 года.

Но еще утром 25 декабря, по наведенному понтонному мосту через Амударью, переправился 4-й батальон 56-й гв. дшбр с задачей захватить
высокогорный перевал "Саланг" на дороге Термез - Кабул и обеспечить проход к столице Афганистана.

В 15.00 начала переправу 108-я мсд (командир генерал - майор К.Кузьмин, через два дня замененный полковником В. Мироновым), развернутая в Термезе. В арьергарде дивизии шел батальон 191-го мотострелкового полка (мсп) 201-й мсд. Воздушную границу Афганистана пересекли самолеты ВТА с личным составом и боевой техникой 103-й гв. вдд (командир полковник И. Рябченко) и 345-го гв. опдп (командир подполковник Н. Сердюков). Всего в Кабул и Баграм, по воздуху, было переброшено 7700 человек личного состава, 894 единицы боевой техники и 1062 тонн различных грузов.

Штаб армии, 5-я гв. мсд, 56-я гв. дшбр, 860-й омсп, артбригада, зрбр, авиация, части усиления и обеспечения оставались на территории Советского Союза.

Первоначально предполагалось, что 108-я мсд пойдет по маршруту Термез - Кундуз, но к вечеру 26 декабря задача была изменена. Дивизия, так и не дойдя до Кундуза (кроме 186-го мсп), повернула на Кабул. Изменение планов было связано с тем, что находящиеся в Кабуле советские войска не могли обеспечивать полный контроль над городом и его окрестностями.

В Кабуле части 103-й гв. вдд (за исключением одного полка и зенитного дивизиона), к полудню 27 декабря, закончили десантирование посадочным способом и взяли под свой контроль столичный аэропорт, блокировав афганскую авиацию и батареи ПВО. Согласно плану, части дивизии сосредоточились в назначенных районах Кабула, где получили задачи по блокированию основных правительственных учреждений, афганских воинских частей и штабов, других важных объектов в городе и его окрестностях.

Над Баграмской базой ВВС, после стычки с афганскими военнослужащими, установили контроль 357-й гв. парашютно-десантный полк (пдп) 103-й гв. вдд и 345-й гв. опдп, которые кроме этого, обеспечивали охрану Б. Кармалю, вновь привезенному с группой ближайших сторонников в Афганистан 23 декабря. Из состава ВВС в Баграм перелетела эскадрилья 115-го гв. иап, остальная авиация совершала полеты с аэродромов, находящихся на территории Туркестанского ВО.

Операция по свержению Х. Амина получила название "Шторм - 333".

Вечером 27 декабря " мусульманский батальон " (усиленный десантной ротой 345-го полка) и спецгруппы КГБ "Гром" и "Зенит" взяли штурмом
дворец Амина на окраине Кабула. Во время штурма Х. Амин был убит.

В столице Афганистана действовали 317-й и 350-й гв. пдп 103 - й гв.вдд, захватившие здания ЦК НДПА, МО, МВД, Министерство связи, Главный штаб ВВС, ТВ и радиостанцию, другие государственные учреждения; афганские части, дислоцируемые в Кабуле были блокированы (в некоторых местах пришлось подавлять вооруженное сопротивление). Вместе с десантниками эти задачи выполняли офицеры спецназа КГБ.

Общее руководство операцией " Шторм - 333 " осуществляли генерал - лейтенант КГБ В. Кирпиченко, заместитель начальника внешней разведки и генерал-лейтенант Н. Гуськов, начальник оперативной группы Штаба ВДВ, прибывшей в Афганистан 23 декабря. Штурмом дворца Амина «Тадж - Бек» руководил полковник ГРУ В. Колесник (спецгруппами КГБ - генерал-майор Ю. Дроздов).

В ночь с 27 на 28 декабря в Кабул из Баграма под охраной сотрудников КГБ и десантников прибыл новый афганский лидер Б. Кармаль. Радио Кабула передало обращение нового правителя к афганскому народу, где был провозглашен второй этап «революции».

При проведении операции "Шторм - 333" погибло 6 человек из "мусульманского батальона ", 9 десантников и 5 офицеров спецназа КГБ.

В эту же ночь в Афганистан, из Кушки, вошла 5-я гв. мсд (командир генерал - майор Ю. Шаталин) по маршруту Герат - Шинданд (приданный дивизии батальон 56-й гв. дшбр еще 26 декабря взял под контроль перевал Рабати-Мирза, между Кушкой и Гератом). Утром 28 декабря части 108-й мсд (кроме двух мсп) вышли к Кабулу и полностью блокировали столицу Афганистана.

В январе 1980 года продолжалось усиление состава 40-й ОА. В Кабул передислоцировали штаб армии и 103-й опс, в Кундуз ввели 56-ю гв. дшбр
(командир подполковник А. Плохих); под Файзабад 860-й омсп (командир подполковник В.Кудлай), под Кандагар 373-й гв. мсп 5-й гв. мсд и батальон 56-й бригады (позднее переформированы в 70-ю гв. отдельную мотострелковую бригаду), под Пули-Хумри 191-й мсп 201-й мсд (вместо 177-го мсп 108-й мсд, переброшенного в Джабаль-Уссарадж).

На аэродром Шинданда перелетели эскадрилья (аэ) 217-го апиб и 302-я отдельная вертолетная эскадрилья, на аэродром Кандагара - эскадрилья 136-го апиб и 280-й овп (одна эскадрилья), в Баграм - эскадрилья 87-го отдельного разведывательного авиаполка, в Кундуз 181-й овп (одна эскадрилья в Файзабад).

9 января была проведена первая в Афганистане боевая операция: батальон 186-го мсп 108-й мсд подавил мятеж афганского артполка, потеряв 2 человек убитыми.

Тогда же появилась директива министра обороны Д. Устинова о планировании и начале боевых действий - рейдов против отрядов мятежников в северных районах Афганистана, прилегающих к советской границе, силами не менее усиленного батальона и использования огневых средств армии, включая ВВС для подавления сопротивления. Особо отмечалось о запрещении нанесения огневых ударов по населенным пунктам, даже если они заняты мятежниками.

Начались такие рейды в первой половине февраля 1980 года: советские подразделения совершали марш на бронетехнике по территории, контролируемой
оппозицией, с целью демонстрации силы и вступали в бой только в случае нападения мятежников.

В феврале были введены новые части: под Чарикар - 353-я армейская артиллерийская бригада (командир подполковник Ергашев) и 45-й исп (командир подполковник А.Абдеев), под Шинданд 28-й реактивный артиллерийский полк (реап). Из авиации в Баграм была переброшена аэ 136-го апиб и в Шинданд - управление и аэ 217-го апиб.

В районе Кундуза, вместо 186-го мсп ушедшего в Кабул, встала 201-я мсд (командир полковник В. Степанов), взявшая под контроль северный
Афганистан (два мсп дивизии дислоцировались под Пули-Хумри и Ташкурганом). Комплектование этой дивизии велось с учетом тех сложностей, которые выявились в ходе развертывания 40-й ОА, при отмобилизации приписного состава из коренного населения Средней Азии.

Дивизия пополнялась, в основном, кадровым составом из частей групп советских войск за границей (ГДР, Венгрия и Чехословакия). Таким образом, были укомплектованы большинство частей, введенные в начале 1980 года.

Позднее, таким же образом, была произведена замена всего приписного состава соединений и частей 40-й ОА. Полная замена личного состава запаса на кадровый была завершена к марту 1980 года (офицеры к ноябрю), всего было заменено 33,5 тысяч человек. Одновременно были заменены на армейские образцы все автомобили и другая техника из народного хозяйства.

В течение января - февраля 1980 года были выведены в Союз "мусульманский батальон", 2-я зенитно-ракетная бригада, ракетные дивизионы 2 мсд. Летом домой вернулись 353-я артиллерийская бригада и 234-й танковый полк 201-й мсд.

К апрелю 40-я армия была полностью сформирована: в ее состав входило 4 дивизии - 3 мсд и вдд, 6 отдельных бригад - дшбр, 2 омсбр, тпбр, идсбр,
брмо, 6 отдельных полков - опдп, 2 омсп, исп, опс, реап. В составе авиации насчитывалось 6 полков - 3 вертолетных, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков и истребительный авиаполк, 2 овэ.

Общая численность советских войск в Афганистане, на данный период, составляла 81,1 тысяч военнослужащих, в том числе 61,8 тысяч в боевых частях. На вооружение находилось около 3 тыс. единиц бронетехнике, около 900 орудий и минометов, более 100 вертолетов и около 100 самолетов.

Оценивая ввод советских войск в Афганистан с военной точки зрения (не давая политической оценки), нельзя не отметить что, ввод, в целом, был хорошо спланирован и подготовлен, несмотря на ряд сложностей в комплектование соединений и частей приписным составом и техникой.

Развертывание дивизий ТуркВО весной 1979 года позволило накопить опыт в отмобилизации военнослужащих запаса, который был использован при развертывание в декабре 1979 года. Несмотря на зиму, тяжелые климатические условия ввод прошел без происшествий и больших потерь (в период с 25 по 31 декабре погибло 82 человека, из числа которых боевые потери составили 29 человек или 35 %) .

Успешные действия частей 103-й гв. вдд в Кабуле были обусловлены тем, что командный состав десантников в звене батальон-полк, в октябре 1979 года, провел скрытую рекогносцировку государственных и военных объектов в афганской столице, захват которых они осуществили при проведении операции "Шторм -333".

Хорошо проявили себя подразделения специального назначения ГРУ и КГБ, получившие в Афганистане первое боевое крещение: при штурме дворца Тадж-Бек, действуя против охраны, превышающие втрое силы атакующих, они сумели подавить сопротивление противника и захватить дворец при минимальных потерях.

И установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама, усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай — силам оппозиции.

К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась , нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбой направить в страну воинские части. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского "Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве", заключенного 5 декабря 1978 года, и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза.

Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать "санитарный кордон" у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.

16 декабря 1979 года было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и полной его мобилизации. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью мобилизованы за 10-12 дней до ввода.

Ввод и размещение ОКСВ в ДРА проводились с 25 декабря 1979 года. К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территорию Афганистана были введены три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.

В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Наибольшая численность ОКСВ (1985) составляла 108,7 тысячи человек, в том числе в боевых частях — 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.

Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года — генерал армии Валентин Варенников. Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.

Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции.

Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 года — февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 года — апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 года — декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.

4-й этап: январь 1987 года — февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.

СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года — содействовать системной политике национального примирения.

14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения — ещё через шесть месяцев.

С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ — 525,2 тысячи человек.

Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими — 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными — 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 "афганцев", в том числе инвалидами первой группы — 1479 человек.

За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 — посмертно.

(Дополнительный

Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан

Советские солдаты ведут бой с душманами

Вторжение советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 года потрясло мировое сообщество. Президент США Картер в одном из своих первых заявлений по этому поводу сказал: "...оно изменило мое отношение к внешней политике СССР больше, чем что-либо другое за годы моего пребывания в должности." Западная пресса, историки, политики и более широкие слои общественности имели свою, почти никем не оспариваемую за пределами социалистического лагеря точку зрения на произошедшие события: в 1978 году в Афганистане произошел государственный переворот под руководством коммунистической партии при несомненном пособничестве СССР. В результате к власти пришел просоветский режим во главе с Нуром Мухамедом Тараки и, позже, Хафизуллой Амином. Советский Союз снабжал новых правителей технической и военной помощью и советниками для борьбы с приобретающим все большую силу оппозиционным движением.

Американские и европейские историки-аналитики причины возникновение кризиса в Афганистане относили к Апрельской революции 1978 года, и большинство из них отрицало существование реальных социально-экономических предпосылок и революционной ситуации, а произошедшие события связывало с советским влиянием и с деятельностью Народной Демократической партией Афганистана (НДПА), которой один из американских журналов предписывал "...неопытность, разобщенность и радикализм, предопределившие столь быструю катастрофу в Афганистане".

Положение в Афганистане по оценке западной прессы "резко обострило отношения между Востоком и Западом и привело к переоценке международной ситуации в целом в связи с новым и более трезвым взглядом на ту опасность, которую политика СССР представляет для глобальной стабильности и международного мира". Сразу и надолго ухудшились, например, отношения между двумя ядерными сверхдержавами в области двусторонних соглашений по ограничению вооружений.
Особенную панику в Западном мире вызвало начало кризиса, так как это расценивалось как переломный момент в советской внешней политике и новый этап международных отношений во всем мире. Впервые Советский Союз применил организованную вооруженную силу за пределами своих границ и стран всеми признанного просоветского блока в Восточной Европе. Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан было, несомненно, ничем не прикрытой попыткой грубой силой решать судьбу суверенной и формально несоюзной страны, которой приписывались далеко идущие последствия.
Естественной реакцией Западного мира было противодействие советской агрессии, что толкало капиталистические страны на сближение. Исключительное место в этом формальном (в рамках ООН и НАТО) и неформальном союзе занимали США, еще более утвердившиеся в своем положении сверхдержавы. После нескольких раундов совещаний со своими европейскими союзниками, которые все-таки не хотели просто выполнять то, что им скажут американцы, администрации Картера удалось выработать основные направления совместной политики, направленной на усмирение агрессора и стабилизацию положения в регионе и во всем мире в целом. Предполагалось, во-первых, оказывать всемерную военную и экономическую помощь Пакистану. Во-вторых, поставить Советский Союз перед выбором: либо продолжать свою агрессивную политику в Афганистане и поплатиться за это своими едва наладившимися отношениями с Западом, либо сохранить доброе имя в системе международных отношений. В-третьих, как более отдаленную перспективу, США уже без своих союзников планировали усилить свое военное присутствие и развить сеть оборонных систем и военных институтов в регионе
Еще один удар по СССР нанесли страны третьего мира. Например, конференция исламских стран в Исламабаде большинством голосов осудила действия СССР как агрессивные, несмотря на оказанную Советским Союзом длительную помощь многим из этих стран. Единство мусульманских государств, однако, было существенно нарушено Ирано-Иракской войной, и поэтому они не могли в сколь либо значительной степени влиять на внешнюю политику СССР.
Лидирующую роль в подталкивании СССР к переговорам о выводе войск из Афганистана играли Западные страны. Предусматривалась даже возможность сохранения части контингента в столице и некоторых крупных центрах страны для поддержания коммунистического режима. Президент Франции Вальри Гискар д`Естан и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт лично говорили с Брежневым о возможности таких переговоров, но тщетно. Причины этого были ясны: афганский коммунистический режим очевидно вынашивался в СССР и не имел почти никаких шансов выжить без военной поддержки своего покровителя. "Вряд ли что-либо заставит русских бросить свой режим в Афганистане на произвол судьбы" - так не без основания считало большинство политиков на Западе.
Сейчас, после распада Советского Союза и исчезновения "красной угрозы", значение афганского кризиса оценивается несколько иначе. Военное вмешательство во внутренние дела Демократической Республики Афганистан вызвало резкое обострение международной обстановки и на некоторое время затормозила переговоры по сокращению вооружений. Советско-афганская война унесла около 15 000 жизней советских солдат и около миллиона афганских повстанцев и мирных жителей. Кроме того, эта война на много лет приблизила глубочайший экономический и политический кризис в СССР, распад Союза и крах коммунистического режима.

Отношения Советского Союза с Демократической Республикой Афганистан традиционно отличались дружественным характером, независимо от менявшихся в Кабуле политических режимов. Построенные при техническом содействии СССР объекты промышленности составляли к 1978 г. до 60 % всех афганских предприятий. Но в начале 1970-х гг. XX века Афганистан по-прежнему представлял собой одно из беднейших государств мира. Статистика свидетельствовала, что 40% населения проживало в абсолютной нищете.

Новый импульс отношения Советского Союза с ДРА получили после победы в апреле 1978 г. Саурской, или Апрельской, революции, совершенной Народно-демократической партией Афганистана (НДПА). Генеральный секретарь партии Н.-М. Тараки объявил о вступлении страны на путь социалистических преобразований. В Москве это встретили с повышенным вниманием. В советском руководстве оказалось немало энтузиастов «прыжка» Афганистана из феодализма в социализм, подобно Монголии или советским республикам Средней Азии. 5 декабря 1978 г. между двумя странами был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Но лишь по большому недоразумению утвердившийся в Кабуле режим можно было квалифицировать как социалистический. В НДПА обострилась давно шедшая борьба между фракциями «Хальк» (руководители - Н.-М. Тараки и Х. Амин) и «Парчам» (Б. Кармаль). В стране, по существу, провалилась аграрная реформа, ее лихорадили репрессии, грубо попирались нормы ислама. Афганистан оказался перед фактом развязывания масштабной гражданской войны. Уже ранней весной 1979 г. Тараки попросил ввести советские войска на территорию Афганистана, чтобы предотвратить худший сценарий событий. Позднее такие просьбы повторялись неоднократно и исходили не только от Тараки, но и других афганских руководителей.

РЕШЕНИЕ

Менее чем за год позиция советского руководства в этом вопросе поменялась от сдержанности до согласия на открытое военное вмешательство во внутриафганский конфликт. При всех оговорках она сводилась к желанию «ни при каких обстоятельствах не потерять Афганистан» (буквальное выражение председателя КГБ Ю.В. Андропова).

Министр иностранных дел А.А. Громыко поначалу выступил против оказания военной помощи режиму Тараки, но отстоять свою позицию не сумел. Сторонники ввода войск в соседнюю страну, прежде всего - министр обороны Д.Ф. Устинов, обладали не меньшим влиянием. Л.И. Брежнев стал склоняться к силовому решению вопроса. Нежелание других членов высшего руководства оспаривать мнение первого лица вместе с непониманием специфики исламского общества предопределили, в конце концов, принятие непродуманного по своим последствиям решения о вводе войск.

Документы свидетельствуют, что советское военное руководство (кроме министра обороны Д.Ф. Устинова), размышляло достаточно здраво. Начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков рекомендовал воздержаться от попыток решать политические вопросы в соседней стране военной силой. Но в верхах проигнорировали мнение экспертов не только из Минобороны, но и МИДа. Политическое решение о вводе ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан было принято 12 декабря 1979 г. в узком кругу - на встрече Л.И. Брежнева с Ю.В. Андроповым, Д.Ф. Устиновым и А.А. Громыко, а также секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко, т.е. пятью членами политбюро из 12. Цели ввода войск в соседнюю страну и методы их действий не определялись.

Первые советские части пересекли границу 25 декабря 1979 г. в 18.00 по местному времени. На аэродромы Кабула и Баграма по воздуху были переброшены десантники. Вечером 27 декабря спецгруппами КГБ и отрядом Главного разведывательного управления была осуществлена спецоперация «Шторм-333». В результате нее был захвачен дворец Тадж-Бек, где размещалась резиденция нового главы Афганистана Х. Амина, а сам он был убит. К этому времени Амин утратил доверие Москвы в связи с организованным им свержением и убийством Тараки и информацией о сотрудничестве с ЦРУ. Было спешно оформлено избрание генеральным секретарем ЦК НДПА Б. Кармаля, накануне нелегально прибывшего из СССР.

Население Советского Союза было поставлено перед фактом ввода войск в соседнюю страну в целях, как говорилось, оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу в защите Апрельской революции. Официальная позиция Кремля была изложена в ответах Л.И. Брежнева на вопросы корреспондента «Правды» 13 января 1980 г. Брежнев указывал на вооруженную интервенцию, развязанную против Афганистана извне, угрозу превращения страны в «империалистический военный плацдарм на южной границе нашей страны». Он упомянул также о неоднократных обращениях афганского руководства о вводе советских войск, которые, по его словам, будут выведены «как только отпадут причины, побудившие афганское руководство обратиться с просьбой об их вводе».

СССР на тот период, действительно опасался вмешательства в афганские дела США, равно как Китая и Пакистана, реальной угрозы для своих рубежей с юга. По соображениям политики, морали, сохранения международного авторитета Советский Союз также не мог далее безучастно наблюдать за развитием гражданского противоборства в Афганистане, в ходе которого гибли безвинные люди. Другое дело, что эскалацию насилия было решено пресечь другой силой, игнорируя специфику внутриафганских событий. Потеря контроля за ситуацией в Кабуле могло быть расценено в мире как поражение социалистического лагеря. Не последнюю роль в событиях декабря 1979 г. играли личные, равно как и ведомственные оценки ситуации в Афганистане. Факт, что Соединенные Штаты были крайне заинтересованы во втягивании Советского Союза в афганские события, считая, что Афганистан станет для СССР тем же, чем Вьетнам для США. Через третьи страны Вашингтон поддерживал силы афганской оппозиции, воевавшей против режима Кармаля и советских войск.

ЭТАПЫ

Непосредственное участие Советских Вооруженных Сил в афганской войне принято делить на четыре этапа:

1) декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. - ввод основного состава 40-й армии, размещение по гарнизонам; 2) март 1980 г. - апрель 1985 г. - участие в боевых действиях против вооруженной оппозиции, оказание помощи в реорганизации и укреплении вооруженных сил ДРА; 3) май 1985 г. - декабрь 1986 г. - постепенный переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций, проводимых силами афганских войск; 4) январь 1987 г. - февраль 1989 г. - участие в проведении политики национального примирения, поддержка сил ДРА, вывод контингента войск на территорию СССР.

Первоначальная численность советских войск в Афганистане составляла 50 тыс. человек. Затем численность ОКСВ превысила 100 тыс. чел. В первый бой советские воины вступили уже 9 января 1980 г. при разоружении восставшего артиллерийского полка ДРА. В дальнейшем советские войска, против своего желания, втянулись в активные боевые действия, командование перешло к организации плановых операций против наиболее сильных группировок моджахедов.

Советские солдаты и офицеры проявили в Афганистане самые высокие боевые качества, мужество и героизм, хотя действовать приходилось в самых тяжелых условиях, на высоте 2,5-4,5 км, при температуре плюс 45-50°С и остром дефиците воды. С приобретением необходимого опыта выучка советских воинов позволяла успешно противостоять профессиональным кадрам моджахедов, подготовленным с помощью американцев в многочисленных учебных лагерях на территории Пакистана и других стран.

Однако втягивание ОКСВ в боевые действия не увеличило шансы на силовое разрешение внутриафганского конфликта. То, что нужно было выводить войска, понимали многие военачальники. Но подобные решения были вне их компетенции. Политическое руководство СССР считало, что условием вывода должен стать мирный процесс в Афганистане, гарантированный ООН. Однако Вашингтон, всячески препятствовал посреднической миссии ООН. Напротив американская помощь афганской оппозиции после смерти Брежнева и прихода к власти Ю.В. Андропова резко возросла. Лишь с 1985 г. в отношении участия СССР в гражданской войне в соседней стране произошли значительные изменения. Необходимость возвращения ОКСВ на родину стала полностью очевидной. Все более остро заявляли о себе экономические трудности самого Советского Союза, для которого масштабная помощь южному соседу становилась разорительной. В Афганистане погибли к тому времени несколько тысяч советских военнослужащих. В обществе зрело скрытое недовольство продолжающейся войной, о которой в прессе говорилось лишь общими официальными фразами.

ПРОПАГАНДА

О ПРОПАГАНДИСТСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАШЕЙ АКЦИИ В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА.

Совершенно секретно

Особая папка

При освещении в нашей пропагандистской работе - в печати, на телевидению, по радио предпринятой Советским Союзом по просьбе руководства Демократической Республики Афганистан акции помощи в отношении внешней агрессии руководствоваться следующим.

Во всей пропагандистской работе исходить из положений, содержащихся в обращении афганского руководства к Советскому Союзу с просьбой о военной помощи и из сообщения ТАСС на этот счет.

В качестве главного тезиса выделять, что осуществленное по просьбе афганского руководства направление в Афганистан ограниченных советских воинских контингентов служит одной цели - оказанию народу и правительству Афганистана помощи и содействия в борьбе против внешней агрессии. Никаких других целей эта советская акция не преследует.

Подчеркивать, что в результате актов внешней агрессии, нарастающего вмешательства извне во внутренние афганские дела возникла угроза для завоеваний Апрельской революции, для суверенитета и независимости нового Афганистана. В этих условиях Советский Союз, к которому руководство Демократической Республики Афганистан за последние два года неоднократно обращалось с просьбой о помощи в отражении агрессии, откликнулся положительно на эту просьбу, руководствуясь, в частности, духом и буквой советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.

Просьба правительства Афганистана и удовлетворение этой просьбы Советским Союзом - это исключительно дело двух суверенных государств - Советского Союза и Демократической Республики Афганистан, которые сами регулируют свои взаимоотношения. Им, как и любому государству - члену ООН, принадлежит право на индивидуальную или коллективную самооборону, что предусматривается статьей 51 Устава ООН.

При освещении изменений в руководстве Афганистана подчеркивать, что это является внутренним делом афганского народа, исходить из заявлений, опубликованных Революционным Советом Афганистана, из выступлений Председателя Революционного Совета Афганистана Кармаля Бабрака.

Давать твердый и аргументированный отпор любым возможным инсинуациям насчет имеющегося якобы советского вмешательства во внутренние афганские дела. Подчеркивать, что СССР не имел и не имеет никакого отношения к изменениям в руководстве Афганистана. Задача Советского Союза в связи с событиями в Афганистане и вокруг него сводится к оказанию помощи и содействию в ограждении суверенитета и независимости дружественного Афганистана перед лицом внешней агрессии. Как только эта агрессия прекратится, угроза суверенитету и независимости афганского государства отпадет, советские воинские контингенты будут незамедлительно и полностью выведены с территории Афганистана.

ОРУЖИЕ

ИЗ УКАЗАНИЙ СОВПОСЛУ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ АФГАНИСТАН

(Секретно)

Спец. № 397, 424.

Посетите т. Кармаля и, сославшись на поручение, сообщите ему, что просьбы правительства Демократической Республики Афганистан о поставке специмущества для пограничных войск и отрядов партийных активистов и защиты революции внимательно рассмотрены.

Правительство СССР, руководствуясь стремлением оказать помощь правительству ДРА в проведении мероприятий по борьбе с контрреволюцией, изыскало возможность безвозмездно поставить ДРА в 1981 году 45 бронетранспортеров БТР-60 ПБ с боеприпасами и 267 войсковых радиостанций для пограничных войск и 10 тыс. автоматов Калашникова АК, 5 тыс. пистолетов Макарова ПМ и боеприпасы для отрядов партийных активистов и защиты революции, всего на сумму около 6,3 млн. руб…

МОГИЛЫ

…Суслов. Хотелось бы посоветоваться. Товарищ Тихонов представил записку в ЦК КПСС относительно увековечения памяти воинов, погибших в Афганистане. Причем предлагается выделять каждой семье по тысяче рублей для установления надгробий на могилах. Дело, конечно, не в деньгах, а в том, что если сейчас мы будем увековечивать память, будем об этом писать на надгробьях могил, а на некоторых кладбищах таких могил будет несколько, то с политической точки зрения это не совсем правильно.

Андропов. Конечно, хоронить воинов нужно с почестями, но увековечивать их память пока что рановато.

Кириленко. Нецелесообразно устанавливать сейчас надгробные плиты.

Тихонов. Вообще, конечно, хоронить нужно, другое дело, следует ли делать надписи.

Суслов. Следовало бы подумать и об ответах родителям, дети которых погибли в Афганистане. Здесь не должно быть вольностей. Ответы должны быть лаконичными и более стандартными…

ПОТЕРИ

Военнослужащие, умершие в госпиталях на территории СССР от ран, полученных в ходе боевых действий в Афганистане, не вошли в официальную статистику потерь афганской войны. Однако цифры потерь непосредственно на территории Афганистана точны и тщательно проверены, заявил в интервью РИА Новости профессор кафедры термических поражений Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимир Сидельников. Он в 1989 году служил в Ташкентском военном госпитале и работал в составе комиссии Минобороны СССР на базе штаба Туркестанского военного округа, которая проверяла истинное количество потерь во время войны в Афганистане.

По официальным данным, в Афганистане погибли 15 тысяч 400 советских военнослужащих. Сидельников назвал «домыслами» утверждения некоторых СМИ о том, что в России и через 28 лет после вывода контингента советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года умалчивают об истинных масштабах потерь в афганской войне. «То, что у нас скрывают колоссальные потери - глупость, этого быть не может», - сказал он. По мнению профессора, подобные слухи появились из-за того, что очень большому числу военнослужащих понадобилась медицинская помощь. Войну в Афганистане прошли 620 тысяч граждан СССР. А за десять лет войны медицинская помощь была оказана 463 тысячам военнослужащих, сообщил он. «Эта цифра включает в себя, в том числе, почти 39 тысяч человек, получивших ранения в ходе боевых действий. Самая значительная часть обратившихся за медпомощью, около 404 тысяч, - это инфекционные больные, которые переболели дизентерией, гепатитом, брюшным тифом и другими инфекционными заболеваниями», - рассказал военный медик. «Но значительное число людей, которые поступали в госпитали на территории СССР, скончались на фоне тяжелых осложнений, раневой болезни, гнойно-септических осложнений, тяжелых ранений, травм. Некоторые лежали у нас до полугода. Эти люди, скончавшиеся в госпиталях, не вошли в число официально озвученных потерь», - отметил военврач. Он добавил, что не может назвать точное их число в силу того, что статистика по этим больным попросту отсутствует. По мнению Сидельникова, слухи о колоссальных потерях в Афганистане основаны порой на рассказах самих ветеранов боевых действий, которые зачастую «склонны преувеличивать». «Зачастую такие мнения основываются и на заявлениях моджахедов. Но, естественно, каждая воюющая сторона склонна преувеличивать свои победы», - заметил военврач. «Самые большие достоверные единовременные потери были, как мне известно, до 70 человек. Как правило, больше 20-25 человек за один раз не гибло», - сообщил он.

После развала СССР многие документы Туркестанского военного округа были утеряны, но медицинские архивы спасти удалось. «То, что документы о потерях в афганской войне сохранились для наших потомков в Военно-медицинском музее, несомненная заслуга военных медиков», - рассказал РИА Новости по телефону из Ташкента бывший военный разведчик, полковник в отставке Акмаль Имамбаев. После службы в южной афганской провинции Кандагар он служил в штабе Туркестанского военного округа (ТуркВО).

По его словам, удалось спасти «все до единой истории болезни» в 340-м общевойсковом госпитале в Ташкенте. В этот госпиталь поступали все раненые в Афганистане, а затем их переводили в другие медучреждения. «В июне 1992 года округ расформировывался. Его штаб заняло министерство по делам обороны Узбекистана. Большая часть военнослужащих к этому времени уже разъехалась к новым местам службы в другие независимые государства», - рассказал Имамбаев. Тогда, по его словам, новое руководство Минобороны России отказывалось принимать документацию ТуркВО, и за зданием бывшего штаба округа непрерывно работала печь, в которой сжигались сотни килограммов документов. Но все же даже в то непростое время офицеры, и в том числе военные медики, постарались сделать все возможное, чтобы документы не канули в Лету, сказал Имамбаев. По информации Минобороны Узбекистана, истории болезни военнослужащих, получивших ранения на территории Афганистана, после их закрытия направлялись в Военно-медицинский музей. «К сожалению, других статистических данных по этому вопросу в Узбекистане не сохранилось, так как все приказы и книги учета по 340-му общевойсковому военному госпиталю в Ташкенте до 1992 года были сданы в Подольский архив Минобороны СССР», - отметил ветеран. «То, что сохранили для потомков военные медики, офицеры Минобороны Узбекистана, переоценить трудно», - считает он. «Впрочем, не нам это оценивать. Мы только честно выполнили свой долг перед Отечеством, оставаясь верными присяге. А о том, была ли эта война справедливой или нет, пусть судят наши дети», - сказал ветеран афганской войны.

РИА Новости: Статистика потерь Советской Армии в Афганистане не включает умерших от ранений в госпиталях в СССР. 15.02.2007

АМНИСТИЯ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

Постановление

ОБ АМНИСТИИ СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЫВШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТИНГЕНТА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ

Руководствуясь принципами гуманизма, Верховный Совет СССР постановляет:

1. Освободить бывших военнослужащих от уголовной ответственности за преступления, совершенные ими во время прохождения воинской службы в Афганистане (декабрь 1979 года - февраль 1989 года).

2. Освободить от отбывания наказания лиц, осужденных судами Союза ССР и союзных республик за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.

3. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании настоящей амнистии, а также с лиц, отбывших наказания за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.

4. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР в десятидневный срок утвердить порядок исполнения амнистии.

Председатель

Верховного Совета СССР