Современная живопись в финляндии. Считавшаяся утраченной картина эдельфельта найдена в рыбинском музее Картина рассказывает о контактах Эдельфельта с царской семьёй

Альберт Густав Аристид Эдельфельт (1854 –1905)

Альберт Эдельфельт родился в 1854 году в Финляндии вблизи Порво. Его отец был архитектором. От отца он перенял любовь к музыке и рисованию. Однако мать была самым близким человеком для будущего художника. Альберт Эдельфельт был во многом творением своей честолюбивой матери.

Портрет матери художника. 1883

Первые уроки живописи мальчик получил в школе Финского художественного общества в Хельсинки. Решив посвятить себя живописи, он поступает в Академию художеств в Антверпене, но через год переезжает в Париж, где берёт уроки у Л. Жерома.

Представитель реалистического направления. Испытал влияние импрессионизма. Автор исторических полотен, картин из народной жизни, пейзажей, портретов, отмеченных свободой и выразительностью художественной формы, тонкой передачей свето-воздушной среды, праздничной яркостью колорита.

Уже в двадцатитрёхлетнем возрасте Эдельфельт стал наиболее заметной фигурой финской живописи и возглавил борьбу молодого поколения художников за реализм и работу с натуры. Первоначально Альберт намеревался стать историческим художником. От него ждали патриотических полотен. Наиболее известной картиной этого плана стало "Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга"(1878). Этот сюжет освещает борьбу за власть в Финляндии, развернувшуюся в конце ХVI века.

Надругательство герцога Карла над останками К. Флеминга. 1878

Чудесной игрой красок и свежестью молодости притягивает картина "Королева Бланка с ребёнком" (1877).

Но постепенно живая жизнь родной земли привлекает его больше и больше. Следующие работы живописца были созданы уже в стиле реалистического изображения народного быта. На родине Альберт не раз выезжал с рыбаками в открытое море, а затем в студии в Хайко специально поставил распиленную рыбацкую лодку для точного выполнения деталей. Успех картины "Похороны ребёнка" (1879), а также настоящая удача картины "На море" (1883) сделали Эдельфельта признанным на родине мастером.

Похороны ребёнка. 1879

На море. 1883

Весомее всего подтвердили репутацию А.Эдельфельта как национального художника его картины из жизни простых людей Финляндии: "Мальчики у воды" (1884), "Девушка с граблями" (1886), "Бабы из Руохолахти" (1887).

Русский критик В.В. Стасов писал: "Лучше всех их финляндцев, конечно, Эдельфельт, а у него замечательнее всего картина "Прачки" (1889), полная здорового, свежего реализма и жизни". Эта картина осталась в России, а с 1930 г она - в Эрмитаже.

Прачки. 1889

Внимание зрителей всегда притягивает проникнутая истинно "парижским духом" картина "В Люксембургском саду" (1887). В пленэрных работах этих лет А.Эдельфельт уделяет много внимания проблемам света и красок.

В Люксембургском саду. 1887

Совершив поездку по Европе, Эдельфельт надолго остановился в Петербурге. Впервые он приехал в Санкт-Петербург в 1881 году. Российские художники и общество с восторгом встретили А.Эдельфельта, В 1881 г молодой финский живописец представил свои работы на суд Санкт-Петербургской Академии. Он имел большой успех: ему было присвоено звание академика и организована персональная выставка в Царском селе. Эдельфельт был представлен царской фамилии. По желанию государя Александра III он выполнил копию картины "На море", и сделал ряд заказных работ. В этот же период художник создаёт несколько жанровых портретов, из которых самым популярным стал портрет сестры художника Берты с собачкой на даче в Хайко.

Добрые друзья. 1881

Под названием "Добрые друзья" (1881), повторы этой картины хранятся в Атенеуме и в Гётеборге. Близкая по характеру картина "В детской" (1885) была куплена Александром III для Гатчинского дворца. В Атениуме выставлен также созданный в эти годы портрет Софи Манзей.

Портрет Софи Манзей.

Благодаря популярности и авторитету А. Эдельфельта, искусство Финляндии получило признание в России. В Петербурге Эдельфельт познакомился с молодыми деятелями нового русского искусства Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа: "Мы буквально висели на Эдельфельте, в наших глазах его голова была окружена ореолом парижского признания", - писал позже Бенуа. Близость финских и русских художников ознаменовалась несколькими совместными выставками. Крупнейшая из них была в 1898 году в музее при училище барона Штиглица. Там были представлены работы в то время молодых художников: Серова, Репина, Врубеля - из российских; и М. Энкеля, Галлен-Каллела, Ярнефельда - с финской стороны. Выставка возбудила большой интерес к финской культуре и самой Финляндии среди русской публики.

Но главной формой творчества для А. Эдельфельта в зрелые годы была портретная живопись. Эдельфельт много и успешно работал в жанре портрета. П о заказу правительства Франции он написал п ортрет Луи Пастера (1885). В 1880 и 1890х гг Эдельфельт много работал по заказам русского царского двора. Но кроме официальных портретов он создавал прекрасные творения: "Портрет матери", "Сказительница Ларин Параске", портреты великих финских актрис Айне Акте и Иды Аалберг.

Пейзаж занимает сравнительно немного места в творчестве Эдельфельта. Однако, в Эрмитаже есть его работы: "Вид на Порво", акварель "Вид на озеро в Каукола", офорт "Сосна в снегу". В Эрмитаже представлен также ряд рисунков и иллюстраций замечательного финского мастера.

Очерк творчества Эдельфельта будет неполным, если не упомянуть об его последней работе: В 1900-1904 гг художник был занят созданием монументального панно в актовом зале Хельсинкского университета на тему: "Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г". Композиция была выполнена в виде парадного шествия в костюмах ХVII века.

Торжественное открытие университета в Турку в 1640 г. 1902 (Кликабельно)

Альберт Эдельфельт скончался скоропостижно на даче вблизи Порво в августе 1905 года. Это был удар для финского искусства. Но его картины также интересны и понятны нам, как были близки его современникам.

Владимир Лосев

Молодая женщина в будуаре. 1879

На Елисейских полях. 1886

Портрет сестры художника Берты Эдельфельт. 1884

Портрет матери художника. 1902

Женщина под зонтиком. 1886

Дети царя Александра III

Парижская модель. 1885

Мария Магдалина. 1891

Горе. 1894

Финские рыбаки. 1898

Христос и Мария Магдалина. 1890

Портрет Луи Пастера. 1885

Мальчики, играющие на берегу. 1884

Маленькая лодочка. 1884

Женщина в лодке. 1886

Соседки, сидящие у церкви после обедни. 1887

Карельские женщины. 1887

Девочка, вяжущая носок. 1886

Земляника.

Задумчивая женщина у церкви. 1893

Сольвейг

Богослужение на архипелаге Уусимаа.

Возвращение с крестин.

Портрет молодой женщины. 1891

Читающая парижанка. 1880

Портрет мадам Валери-Радо. 1888

Akseli Gallen-Kallela

Sammon puolustus (1896)

Иллюстрации к Калевале. «Защита Сампо «.

Сáмпо (фин. Sampo ) - в карело-финской мифологии единственный в своём роде волшебный предмет, обладающий магической силой и являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. В эпосе «Калевала» его создатель Элиас Лённрот представил Сампо в виде мельницы.

Hugo Simberg

Halla (1895)

halla — это заморозок , если я правильно понимаю, например летом ночью или с раннего утра

В этом смысле картина передает хорошо образ.

Helene Schjerfbeck

Toipilas (1888)

toipilas выздоравливающая

Hugo Simberg

Kuoleman puutarha Сад смерти

Есть несколько версий этой картины, на данном рисунке фреска из собора в Тампере.

Это картину мне порекомендовала одна финская девушку, когда я заметил, что как-то мрачновато даже для мрачных финнов, она мне горячо ответила: «Смерти ухаживают за цветами-людьми посреди пустыни, и когда вынуждены их резать делают это нежно словно прося прощения …»

Hugo Simberg

Haavoittunut enkeli — Раненый ангел
(1903)

Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.

На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах - знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников - символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.

Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих произведениях высокого и массового искусства. Клип финской метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».

Albert Edelfelt

Pariisin Luxembourgin puistossa В Люксембургском саду Парижа .

Akseli Gallen-Kallela

Akka ja kissa Старуха и кошка

У Галлен-Каллелы в общем-то все картины шедевры, это действительно художник мирового уровня.

Данная картина написана в подчеркнуто натуралистической манере, однако она, несмотря на всю ее неприукрашенность, полна сочувствие и любви к самым простым и бедным людям.

Картина была приобретена Художественным музеем Турку в 1895 году и там до сих пор и находится.

Слово akka я всегда с трудом перевожу — и «баба», и «бабка».

Тут я немного проявлю вкусовщину и добавлю еще одну картину Helene Schjerfbeck — по-русски мы читаем ее имя Хелена Шерфбек.

А здесь именно лучик света и тепла.

Картина 1882 года, Tanssiaiskengät Танцевальные туфельки .

Это, наверно, самая грустная финская картина. По крайней мере по моему мнению.

Albert Edelfelt

Lapsen ruumissaatto Похороны ребенка (дословно Похоронная процессия ребенка)

Это первая финском изобразительном искусстве жанровая композиция, написанная на открытом воздухе. Она стала как бы фрагментом подлинной жизни, увиденной и запечатленной художником. Картина повествует о человеческом горе. Эдельфельт изобразил простую семью, везущую на лодке маленький гроб. Суровый ландшафт соответствует настроению людей, провожающих в последний путь своего ребенка. В их скорбных лицах, сдержанных движениях - торжественная печаль, которой вторят белая неподвижная гладь озера, светлое холодное небо, далекие низкие берега.

«Похороны ребенка» принесли ему звание академика, и произведение было куплено в частную коллекцию в Москве. В это же время была организована персональная выставка в Царском селе, а Эдельфельт был представлен Александру III и Марии Федоровне, которая также увлекалась живописью.

Близость художника ко двору помогла популярности финской живописи в России. Можно сказать, что Эдельфельт был одним из тех, кто открыл для России искусство Финляндии.

В 1907 году картина вернулась в Финляндию и теперь находится в музее Ateneum, Хельсинки.

Еще, от себя, я бы позволил заметить, что в этой картине очень точно передано отношение финнов к смерти (которая, увы, является частью, последней частью, любой жизни). Оно очень строгое и сдержанное, тут тоже есть отличие от русских. Но эта строгость и сдержанность не говорит об их безэмоциональности, просто финны все это несут глубоко в себе. Глубже, чем мы, русские. Но горе от этого не перестает быть горем и для них.

Pekka Halonen

Tienraivaajia Karjalassa Строители дороги в Карелии.

Дословно было бы «расчищатели дороги в Карелии».

raivata — хороший глагол: расчищать путь
не знаю, есть ли у него общее со словом raivo ярость, исступление

Но вот глядя на эту картину — можно предположить, что да.

В картине другая черта финнов — исторически им приходилось жить в крайне неблагоприятной природной среде, то есть именно иногда просто яростно бороться за свое существование, отсюда, наверное, и вот это упорство, которое они показывают в труде и невзгодах. По крайней мере так было раньше.

Hugo Simberg

Еще одна картина Хуго Симберга — «Мечта «.

Симберга по праву причисляют к символистам, его картины крайне открыты для трактовок и интерпретаций.

И при этом в его картинах всегда есть что-то очень национальное.

Akseli Gallen-Kallela

Poika ja varis Мальчик и ворона.

(1884) Лично я, кстати, только довольно взрослым узнал, что вор"она (varis ), условно говоря, не жена/самка в"орона (korppi ). Собственно говоря, такая неразбериха происходит к счастью только в русском языке. Например в украинском ворон — это «крук», а ворона, так и будет «ворона». По-английски слово ворон звучит «raven», а ворону называют «crow».

Картина сейчас находится в «Атенеуме».

Akseli Gallen-Kallela.

Lemminkäisen äiti Мать Лемминкяйнена.
(1897)

Картина находится в «Атенеуме», Хельсинки.

Картина описывает сцену из «Калевалы», в которой Лемминкяйнен был убит и расчленен, а части тела брошены в темную реку, Туонелу. Мать героя граблями собрала части тела своего сына, и сшила в их в одно целое. На картине она ждет пчелу — поэтому смотрит вверх — которая принесет волшебный мед от старшего по званию бога Укко, который должен воскресить Лемминкяйнена.

Культура и искусство является наследием и достоянием каждого государства. «Страна тысячи озёр» не только горнолыжный и рыболовный рай для путешественников и туристов, но и место для различных искусствоведов и просто ценителей творчества. В Финляндии очень развито искусство, в частности живопись. Множество арт-галерей, музеев и выставок порадуют даже самых искушённых ценителей изобразительного искусства.

Художники из страны-Суоми, которые в девятнадцатом веке получили европейское образование, стали тем основным и движимым фактором, который дал толчок к развитию изобразительного искусства в Финляндии. Перед тем как начать знакомиться с представителями финской живописи, познакомимся с творчеством «отца финского искусства и живописи» Робертом Экманом.

Роберт Вильгельм Экман (Robert Wilhelm Ekman)

Рождённый в 1808 году художник в своих картинах изображал быт простых финских крестьян, все тягости их жизни, акцентировал внимание общества на социальную политику финского государства в отношении простолюдинов. Когда Роберту исполнилось 16 лет, он уехал в Стокгольм учиться в Шведскую академию искусств. Как юное и гениальное дарование, Экман за свой талант получил шведскую стипендию, и в дальнейшем его призвание художника способствовал тому, что он уехал учиться в Италию и Францию, а потом и в Голландию. В этих странах мастер кисти провёл целых семь лет с 1837 по 1844 гг.

Возвратившись назад в страну-Суоми, Роберт Вильгельм осел в городе Турку, где начал расписывать местный собор своими настенными фресками и рисунками. После чего он основал в городе школу рисования, которую возглавлял до 1873 года. Он очень чётко обрисовывал ту пропасть, которая была между знатью и крестьянами. Картины живописца потрясали всех своим уникальным и не придуманным реализмом. Умер «отец финской живописи и искусства» в 1873 году.

Аксели Вальдемар Галлен Каллела (Gallen-Kallela Akseli)

Аксели Галлен Каллела родился в небольшом финском городе Бьорнеборге (современное название - Пори) в апреле 1863 года. Борец за независимость Финляндии, художник в своём творчестве всячески старался изобразить призыв к нации бороться за независимость своей страны. Модернизм, присущий живописцу, позволял создавать Акселю Галлен Каллела очень реалистичные картины. После окончания Финской гражданской войны (1918 год), художник стал заниматься геральдикой и созданием дизайна флагов. В средине двадцатого века художник некоторое время жил и работал в Соединённых штатах Америки, где успешно проводил выставки своих работ. Скончался живописец в 1931 году в Стокгольме, он умер от воспаления лёгких.

Оскар Клейнех (Conrad Oskar Kleineh)

Известнейший финский художник маринист-пейзажист родился в сентябре 1846 года в столице Финляндии. Немецкие корни Оскара «пришли на помощь», что позволило пройти обучение в Германии, а именно в Дюссельдорфе. Позднее Клейнех продолжил своё обучение в Санкт-Петербурге и Карлсруэ. Наибольшую популярность художнику-маринисту принесли картины с изображением морских натюрмортов и пейзажей, одна авторская работа даже выставлена в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Умер художник в родном для себя городе Хельсинки в 1919 году.

Долгие годы считалось, что написанный Альбертом Эдельфельтом портрет племянников Александра III, был утерян или уничтожен. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Финский искусствовед случайно обнаружила считавшееся утраченным произведение Альберта Эдельфельта в собраниях российского регионального музея. Исследовательница хотела бы привезти картину на выставку в Финляндию.

Полотно известного финского живописца Альберта Эдельфельта (1854-1905), долгие годы считавшееся утраченным, было найдено в России в Рыбинском музее. Финский искусствовед Сани Контула-Вебб нашла написанную в 1881 году картину при помощи интернет-поисковика.

– Работу я увидела случайно, но я её идентифицировала, поскольку ранее тщательно изучала эту тему.

Выпускница Петербургской академии художеств Контула-Вебб видела эскизы этого произведения в хельсинкском художественном музее Атенеум. С помощью эскизов удалось установить и личность изображённых на портрете детей: это племянники российского царя Александра III. На одном из эскизов Эдельфельт указал их имена.


Искусствовед Сани Контула-Вебб. Фото: David Webb

Длинноволосые мальчики на картине одеты в платья согласно моде конца 19 века. В Рыбинском музее полагали, что на ней изображены девочки. Музейные работники были рады новой информации о картине.

– Мы считали, что это девочки, а выяснилось, что изображены сыновья великого князя Владимира Борис и Кирилл, – рассказывает заместитель директора Сергей Овсянников.

Картина рассказывает о контактах Эдельфельта с царской семьёй

Произведение попало в собрание Рыбинского музея после революции. Согласно подписи на обратной стороне картины, ранее она находилась во Владимирском дворце Санкт-Петербурга.


Красная площадь, Рыбинск. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Дополнительное значение находке придаёт то, что картина указывает на тесные контакты финского художника с городом на Неве и царской семьёй.

– Вероятно, именно этот портрет был решающим с точки зрения блестящего развития карьеры Эдельфельта при царском дворе, – отмечает Контула-Вебб.

Впоследствии Эдельфельт написал портрет детей Александра III Михаила и Ксении, а также несколько портретов последнего русского царя Николая II.

Связи финских художников с Россией пока мало исследованы

В своё время Эдельфельт пользовался популярностью в России. Его работы хранятся в собраниях как петербургского Эрмитажа, так и московского Пушкинского музея.

Сегодня же Эдельфельт как, впрочем, и другие художники Золотого периода финской живописи российскому зрителю практически неизвестны. Также в финских искусствоведческих исследованиях внимание особо не акцентируется на связях финских художников с Россией.

Контула-Вебб сейчас готовит диссертацию о связях Петербургской академии художеств с финской художественной жизнью.

– Надеюсь, благодаря этой находке Эдельфельта вновь обретут в России, и в Финляндии вспомнят о важных связях финских художников с Россией.


Заместитель директора Рыбинского музея Сергей Овсянников. Фото: Erkka Mikkonen / Yle

Контула-Вебб поинтересовалась у сотрудников Рыбинского музея о возможности привезти считавшуюся утраченной картину на выставку в Финляндию. Заместитель директора Сергей Овсянников отнёсся к идее положительно.

– Если Финляндия хочет получить картину на выставку, то мы сделаем всё зависящее от нас для того, чтобы проект удался.

Всё же, по словам Овсянникова, для потенциальной поездки в Финляндию картину нужно отреставрировать.


Фото: Sani Kontula-Webb

Портрет племянников Александра III, принадлежащий кисти одного из самых известных финских художников Альберта Эдельфельта и в Финляндии считавшийся утерянным, неожиданно обнаружился в художественном музее города Рыбинска.

Финский искусствовед Сани Контула-Вебб, уже более 10 лет изучающая финско-российские художественные связи, нашла картину случайно в Интернете, на сайте музея-заповедника Рыбинска, но под другим названием. Запрос с именем художника, вбитый в поисковике на кириллице, наверное, в сотый раз, вдруг дал неожиданный результат - глаз исследователя зацепился за изображение, не встречавшееся ранее, но показавшееся очень знакомым.

"В Финляндии картина считалась пропавшей. В российских источниках я тоже не сталкивалась с информацией о её местонахождении. Нигде раньше не печатали её репродукции. Но в Атенеуме хранятся эскизы, сделанные Эдельфельтом, и я имела примерное представление, как должен выглядеть портрет", - рассказала "Фонтанке.fi" Сани Контула-Вебб.

Фото: Sani Kontula-Webb
Сани Контула-Вебб пишет диссертацию о влиянии Академии на искусство Финляндии в период её автономии (с 1809 по 1917 г.).

Речь идёт о портрете двух племянников императора Александра III - Бориса и Кирилла, сыновей его брата, князя Владимира. Работа Эдельфельта под названием "Дети" хранится в музее Рыбинска, в техпаспорте картины, составленном ещё в 80-е годы, говорится, что на ней изображены девочки, - дети одеты в платья, а волосы у них длинные и кудрявые, в соответствии с модой тех времён. Но описание устарело.

Фото: Sani Kontula-Webb
На картине "Дети" изображены племянники императора Александра III, сыновья князя Владимира Александровича Кирилл и Борис.
Портрет был написан в 1881 году по заказу князя Владимира, который возглавлял Академию художеств, и изначально хранился в его дворце в Царском Селе. Что произошло после революции, оставалось для финских искусствоведов неизвестным. Согласно техпаспорту, она поступила в хранилище музея Рыбинска в 1921 году.

Фото: Sani Kontula-Webb
Инвентарный номер на заднике картины указывает на то, что она хранилась во дворце князя Владимира.
Стоимость картины не оценена. На аукционе Bukovskis работы Альберта Эдельфельта были проданы за суммы от 18 до 120 тысяч евро.

"Альберт Эдельфельт для Финляндии - как Репин для России, - говорит Контула-Вебб. - Он национальный, всеми любимый и почитаемый художник, который сделал блестестящую карьеру, его картины выставлялись в Академии художеств, ему предлагали профессуру". Именно портрет детей князя Владимира открыл для художника путь в фавориты российского императорского двора. После этого Эдельфельт был представлен супруге императора Александра III Марии Федоровне (Дагмар), и она заказала ему портреты своих детей - Ксении и Михаила. Затем художнику уже позировал лично Николай Второй, что считалось большим знаком уважения - официальные портреты обычно копировали либо с уже существующего, либо с фотографии.

В музее Рыбинска благосклонно отнеслись к идее финнов организовать выставку, но сначала картину предстоит отреставрировать.

На вопрос "Фонтанки.fi" о том, есть ли шанс обнаружить какие-то другие пропавшие работы финского живописца, Сани Контула-Вебб ответила с сомнением и надеждой. По её словам, существовал камерный портрет Николая Второго, который предназначался для его супруги Александры. На нём император изображён в халате в домашней обстановке: "Если он, конечно, дошел до наших дней после революции..."

Альберт Густав Аристид Эдельфельт (швед. Albert Gustaf Aristides Edelfelt, 1854-1905) — финский живописец, график шведского происхождения. Писал картины на исторические и бытовые сюжеты, портреты, пейзажи. Работал в монументальной живописи. Использовал технику пастели и акварели. Часть его работ хранится в Эрмитаже.