Что означает пословица вольному воля спасенному рай. Церковная православная газета

(значение) — О том, кто имеет право выбора, свободу действий (русская пословица).

Вольному воля — о том, кто может поступать по своему усмотрению. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, "Вольный")

Пословица "Вольному воля, спасенному рай" указана в Большом толково-фразеологическом словаре (1904 г.) :

"т.е. вольному воля (может поступать, как хочет) , спасенному рай (кто живет не по воле своей, а как Бог велит — спасется) "

"Вольному воля в прямом смысле - о праве вольных людей (не рабов) пользоваться полной свободой действия и перехода с одного места на другое."

- "Вольному воля, спасенному рай"

- "Вольному воля, спасенному рай, бешеному поле, черту болото".

Выражение со времен, когда крепостное право на Руси только формировалось. В то время крестьяне делились на свободных и рабов (холопов). Свободные крестьяне могли менять место жительства, земельный участок и т.д. Таким образом, выражение подчеркивало право вольного человека на волю.

Примеры

"Как знаете!.. Вольному воля, спасенному рай , только напрасно вы не соглашаетесь... В другой раз захотите и десять рублей дать, да не найдете утопленника..."

"Живой товар" (1882 г.), муж, продавший жену, любовнику говорит:

"Но Грохольский не виноват... Мой товар, его деньги... Вольному воля, спасенному рай ..."

“Часто можно услышать пословицу
“Вольному воля, спасенному рай”.

Как правильно ее понимать?”

Наталья Москаленко

Отвечает Андрей Ухтомский, кандидат Богословия

Общеизвестная пословица “Вольному воля, спасенному рай” имеет глубокий смысл. Вольному воля - человек волен поступать так, как ему хочется. Спасенному рай - кто живет не по воле своей, а как Бог велит, тот спасется. Другими словами, человек может поступать по воле Божией или против воли Божией, но только поступки, совершенные по воле Божией, приведут человека в рай. Лаконичнее эта максима звучит в немецком эквиваленте пословицы: “Des Menschen Wille ist sein Himmelreich“, “воля человека - Царство Небесное”…

Пословицу часто применяют тогда, когда хотят выразить несогласие с действиями по типу “своя рука - владыка” и из уважения к свободе человека, только намекая на вариант последствий. Это объяснение пословицы можно сравнить со словами Библии: “жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30: 19).
В содержании пословицы, как и в процитированном библейском тексте, содержится уважение к свободе человека. Его не принуждают поступить так или иначе, однако только один из двух путей правильный.
В наш “просвещенный век” человек с каждым днем как бы прозрачнее видит будущее и увереннее действует. Одного он не замечает: своей жизни со стороны, иначе для этого необходимо быть и наблюдателем, и наблюдаемым, а это невозможно. Мы себя видим в искаженном свете. Поэтому только “со стороны виднее”, что “доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим. 7: 19). Не всегда наши желания производят нужные действия. Как известно, благими побуждениями выложена дорога в ад.
Человек себя видит через призму греха, искаженно. Зачастую и другие не всегда могут уловить мотивацию поступков человека, чтобы направить его к правильному решению, дать верный “рецепт” в той или иной ситуации. И человек, являясь венцом творения, может обратиться только к Богу, как к высшей инстанции, за решением своих вопросов. А воля Божия - наивысший авторитет для человека.
Исполняя волю Божию, человек спасается от раздирающих его греховных побуждений и желаний и как следствие - единым, цельным порывом направляется в рай.
Промысл Божий - для каждого свой. Соответственно, ничего с человеком не происходит без воли Всевышнего. За нами выбор - следовать за Богом или нет. Это не означает, что Бог каждому определил свое место в жизни и дал указания, следуя которым человек “не выпадает из обоймы”. Нет. Бог дал первому человеку заповедь сохранять рай, возделывая и украшая его, любя своего Творца. Но, будучи не укрепленным в добре, человек начал служить диаволу… А когда понял, что “служить двум господам невозможно”, - стало уже поздно, грех пророс в сознании человека, начав, соревнуясь с волей Божией, руководить поступками человека. Тем не менее Господь Бог Своей волей направляет человека к Себе, Один только зная, как вывести человека из “двойственного служения”. Спасая человека, Бог уважает его свободный выбор, не делая из него слепого раба низменных желаний, а показывая ему лучший выход из ситуации, оставляя, все же, выбор за человеком.

Материал из ЭНЭ

Вольному - воля , так же - древняя русская поговорка.

Вольные слуги

  • «Бояром и детем боярским и слугам межи нас вольным воля» (№ 61)
  • «А бояром и слугам, кто будет не под дворьским, волным воля» (№ 27)
  • «А бояром и слугам межи нас вольным воля; а домы им свои ведати, а нам ся в них не вступали. А судом и данью потянуть по земле и по воде, а которых бояр и слуг села, а имуть жити в вашей отчине, взяти вы на них дань и суд, как и на своих» (№ 23)

Можно предположить, что поговорка «Вольному - воля» идет к нам от времен Рюрика . А почему спасённому рай становится понятно, когда мы узнаём, во что часто обходилась эта воля вольным.

В большом толково-фразеологическом словаре Михельсона находится выражение :

вольному воля, спасенному рай

То есть вольному воля (может поступать, как хочет), спасенному рай (кто живет не по воле своей, а как Бог велит - спасется) Своя воля, своя и доля (от воли зависит доля) Ср. (Ты спешишь) в слободу? Тебе стало хочется на виселицу? Вольному воля, спасенному рай! .. (Гр. Б. Толстой. Кн. Серебряный. 27. ) Вольному воля в прямом смысле - о праве вольных людей (не рабов) пользоваться полной свободой действия и перехода с одного места на другое. Ср. Des Menschen Wille ist sein Himmelreich - Человек в свободной воле видит свое блаженство. Ср. Sebastian Franck. Sprichwörtersammlung. № 16. 1832. См. вольному воля, ходячему путь . См. охота пуще неволи . См. живи не так, как хочется.

Сожаление, что человек поступает неразумно, не прислушиваясь к советам окружающих.

  • Белый свет на волю дан
  • ⚜ Вольному воля, ходячему путь
  • ⚜ Своя воля, своя и доля (от воли зависит доля)
  • ⚜ Божьей воли не переволишь (не переможешь)
  • ⚜ Хочешь, как хочешь; а не хочешь, опять твоя воля

В ыражение со времён, когда крепостное право на Руси только формировалось. В то время крестьяне делились на свободных и рабов (холопов).

Свободные крестьяне могли менять место жительства, земельный участок и так далее. Таким образом, выражение подчёркивало, что человек имеет право выбора, свободу действий.

То есть вольному воля (может поступать, как хочет), спасённому рай (кто живёт не по воле своей, а как Бог велит - спасётся). Можно встретить и такой вариант пословицы:

  • ⚜ Вольному воля, спасённому рай, бешеному поле, чёрту болото

Инспектор обратился к Карташёву и, показывая на Борисова, сказал:
- С этим господином я вам советую быть подальше...
- Он благодарит вас за совет, - Ответил Борисов, - и просит разрешить ему руководствоваться своими собственными соображениями.
Инспектор... ответил:
- Вольному воля.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Инженеры»

Вольному воля (спасённому рай)

Сожаление, что человек поступает неразумно, не прислушиваясь к советам окружающих.

❀ ❀ ❀

“Часто можно услышать пословицу
“Вольному воля, спасенному рай”.

Как правильно ее понимать?”

Наталья Москаленко

Отвечает Андрей Ухтомский, кандидат Богословия

Общеизвестная пословица “Вольному воля, спасенному рай” имеет глубокий смысл. Вольному воля - человек волен поступать так, как ему хочется. Спасенному рай - кто живет не по воле своей, а как Бог велит, тот спасется. Другими словами, человек может поступать по воле Божией или против воли Божией, но только поступки, совершенные по воле Божией, приведут человека в рай. Лаконичнее эта максима звучит в немецком эквиваленте пословицы: “Des Menschen Wille ist sein Himmelreich“, “воля человека - Царство Небесное”…

Пословицу часто применяют тогда, когда хотят выразить несогласие с действиями по типу “своя рука - владыка” и из уважения к свободе человека, только намекая на вариант последствий. Это объяснение пословицы можно сравнить со словами Библии: “жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30: 19).
В содержании пословицы, как и в процитированном библейском тексте, содержится уважение к свободе человека. Его не принуждают поступить так или иначе, однако только один из двух путей правильный.
В наш “просвещенный век” человек с каждым днем как бы прозрачнее видит будущее и увереннее действует. Одного он не замечает: своей жизни со стороны, иначе для этого необходимо быть и наблюдателем, и наблюдаемым, а это невозможно. Мы себя видим в искаженном свете. Поэтому только “со стороны виднее”, что “доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим. 7: 19). Не всегда наши желания производят нужные действия. Как известно, благими побуждениями выложена дорога в ад.
Человек себя видит через призму греха, искаженно. Зачастую и другие не всегда могут уловить мотивацию поступков человека, чтобы направить его к правильному решению, дать верный “рецепт” в той или иной ситуации. И человек, являясь венцом творения, может обратиться только к Богу, как к высшей инстанции, за решением своих вопросов. А воля Божия - наивысший авторитет для человека.
Исполняя волю Божию, человек спасается от раздирающих его греховных побуждений и желаний и как следствие - единым, цельным порывом направляется в рай.
Промысл Божий - для каждого свой. Соответственно, ничего с человеком не происходит без воли Всевышнего. За нами выбор - следовать за Богом или нет. Это не означает, что Бог каждому определил свое место в жизни и дал указания, следуя которым человек “не выпадает из обоймы”. Нет. Бог дал первому человеку заповедь сохранять рай, возделывая и украшая его, любя своего Творца. Но, будучи не укрепленным в добре, человек начал служить диаволу… А когда понял, что “служить двум господам невозможно”, - стало уже поздно, грех пророс в сознании человека, начав, соревнуясь с волей Божией, руководить поступками человека. Тем не менее Господь Бог Своей волей направляет человека к Себе, Один только зная, как вывести человека из “двойственного служения”. Спасая человека, Бог уважает его свободный выбор, не делая из него слепого раба низменных желаний, а показывая ему лучший выход из ситуации, оставляя, все же, выбор за человеком.
Выбор человека - за ним самим, он ответствен за свой выбор и пожинает плоды этого выбора. Для правильного выбора необходимо обратиться к Богу с просьбой, чтобы Господь освятил пути человеческие. Тогда для вольного будет единая, верная воля - он будет спасен и наследует рай. Эквивалентом вышеупомянутой пословицы являются слова Библии - “жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30: 19).