Вольному воля спасенному рай значение фразеологизма. Церковная православная газета

ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ (СПАСЕННОМУ РАЙ>. Говорится тому (или о том), кто поступает по-своему, не слушая советов, чьих-л. доводов. - Э-эх, господа! А я только что замышлял, ухищрялся, метил просить вас на чашку чая, да на робертик... Ну, как быть, вольному воля, говорится, хе! хе! хе! Григорович, Проселочные дороги. Инспектор обратился к Кар-ташеву и, показывая на Борисова, сказал: - С этим господином я вам советую подальше...- Он благодарит вас за совет,- ответил Борисов,- и просит разрешить ему руководствоваться своими собственными соображениями. Инспектор., ответил: - Вольному воля. Гарин-Михайловский, Инженеры.- Что же, отец Андроник, вольному воля. Нельзя же его заставить насильно петровское собирать. Мамин-Сибиряк, Авва. Хотите единства? Признайте безоговорочное отречение от ликвидаторства, от «борьбы за открытое существование», признайте лояльно подчинение большинству. Не хотите? - вольному воля, но тогда не плачьтесь, если через несколько месяцев останетесь совсем без рабочих, если сделаетесь уже не чоколопартийными, а «околокадетскими» интеллигентами. Ленин, т. 24, с. 312.- Вольному воля. Я тебя задерживать не собираюсь! Дымов ушел. Карпухин мрачно смотрел ему вслед, пока Дымов не скрылся за «свечой», возле которой хлопотала бригада Вадима. Е. Воробьев, Высота.- Ты что уже ушел? - спросила Лариса огорченно.- Ты ведь обещался...- Перекур,- коротко объявил Матвей.- Ну, смотри,- тихо продолжала она".- Позовешь сегодня - не выйду.- Как хочешь. Вольному - воля. С. Антонов, Дело было в Пенькове. Лебедев бросил на стол сберкнижку.- Утром сберкасса откроется, можешь получить. Хочешь уезжать, вольному воля, но я бы тебе советовал остаться. Н. Леонов, Бесплатных пирожных не бывает. Сверх того, во всех спорах на твоем лице и в твоей непосредственности выражалась и очень ясно такая задняя мысль: «Ты можешь мне и не поверить, можешь со мною и не согласиться,- вольному воля, спасенному рай, но в таком случае ты пошляк»-. Белинский, Письмо М. А. Бакунину, 12-24 окт. 1838. Надежда Николаевна внимательно посмотрела на меня.- Вот как! - сказала она. Ну, вольному воля, спасенному рай. Если не хотите [пить], не нужно. Я буду одна. Гаршин, Надежда Николаевна.- Оставьте меня, пожалуйста! - Как знаете!.. Вольному воля, спасенному рай, только напрасно вы не соглашаетесь... В другой раз захотите и десять рублей, да не найдете утоплен ника. Чехов, Утопленник.- Задаваться мне не с чего, мы люди простые, а пить с тобой не буду. И Барчук понял, что не уговорить.- Ну что ж, вольному воля, спасенному рай. Стельмах, Большая родня.
[Варлаам:] Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь? [Григорий:] Не хочу. [Мисаил:] Вольному воля... [Варлаам:] А пьяному рай, отец Мисаил! Пушкин, Борис Годунов.
- Первоначально о праве вольных людей (не рабов) пользоваться полной свободой. См. Михельсон, т. 1, с. 118; Максимов, с. 151.
- Симони: Волному воля, ходячему путь; Даль: Вольному воля, спасенному рай, бешеному поле, черту болото.


Супругам следует строго соблюдать обычаи постановления Церкви в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежения этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая окончанием их вечер перед следующим днем.

Известны случаи, когда в христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния из-за отказа другого к брачным отношениям, вызванного незаконной ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир.

Но как быть в том случае, если один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди апостола супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста.

Здесь мы приходим к выводу о том, как важен осмотрительный выбор супруга, предопределяющий счастье в браке. Брак, который по сущности своей есть добровольное подчинение, легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному супругу, и нельзя избежать бедствия, если супруг окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится апостол Павел по вступившим в брак: "Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль" (1 Кор. 7, 28).

Из книги "Как соблюдать пост"

О соблюдении поста

Для Адама пост, данный Господом, являлся испытанием верности. Для нас сегодня пост - это также, во-первых, испытание нашей верности. Когда Адам и Ева подвергли сомнению слова Господа и вкусили плоды запретного дерева, то были изгнаны из рая. Точно так же по 69-му Правилу Святых Апостолов отлучаются от церковного общения те, кто не доверяет установленным Церковью постам и самовольно нарушает их. Как говорится: вольному - воля, а спасенному - рай.

Когда мы говорим о себе, что мы православные, то этим определяем свою принадлежность к Православной Церкви, а проявляем свою принадлежность к Православной Церкви, выполняя ее установления. Например, соблюдая посты.

Священник Сергей Николаев, "Время веселое поста"

Чувственный человек ничему не противится с такой силой, как святому посту. Посещать богослужения, приступать к исповеди - на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста - это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным.

Как же без поста ты думаешь быть истинным христианином, если не выполняешь распоряжений Матери-Церкви? Непостящийся произвольно отделяет себя от всего сонма постящихся православных чад Церкви. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно и дайте покой своему чреву.
Святитель Иннокентий Херсонский

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.

Преподобный Иоанн Лествичник

О посте

Прошло две недели Великого Поста, в которые Православная Церковь призывала нас к исправлению, раскаянию. Она, как нежная и любящая мать, предлагала нам пройти святую Четыредесятницу под ее руководством. Предлагала и предлагает она нам правила жизни, поучая одних, кротко обличая других, поддерживая и укрепляя на истинном пути третьих.

Но многие из нас ее совета не слыхали или же не обращали внимания на эти призывы. Для многих из нас время несется вперед, как бурный вихрь, увлекая нас за собой, как бездушные, лишенные самостоятельных сил предметы. И мы, влекомые все дальше и дальше, находимся в странном положении людей, имеющих глаза, но не видящих, имеющих уши, но не слышащих. Гроза гнева Божьего гремит над нами, а мы под ее молотом приходим все в большее и большее умоисступление. Люди из себя представляют истуканов, не чувствующих ни знамения времени, не вразумляющихся наставлениями Церкви, глухих к голосу разума, холодных к мольбам чувства и укорам совести.

Время безостановочно свершает свой ход, и мы только считаем число дней и страшных бед, испытываемых нами, не вдумываясь в их внутреннее значение. Между тем страшные дни заключают в себе грозное назидание и поучение. Мы должны видеть причину случающихся несчастий в себе самих. Губит себя отдельный человек, губит себя и целый народ грехами. Умножение грехов умножает болезни и виды болезней, сокращающих нашу жизнь.

Видимый и явный грех нашего времени - самолюбие, презирающее закон Божий, закон государственный, закон природы. Человек не хочет сдержать своих похотей, не считает необходимым воздержаться. Кому неизвестно, что масса народа гибнет от объядения и от пьянства? Начало этих двух грехов лежит в том, что люди презирают требования Церкви, заповедующие воздержание и трезвость. Если человек нарушил эти требования, то он нарушит требования и те, которое предлагает ему общество.

В дни установленного поста люди ведут жизнь зазорную, не отличая пост от других дней. Когда людям не совестно нарушать пост перед обществом, тогда они идут еще дальше: они пресыщаются и упиваются. И таким образом нарушают третий закон, закон природы. Наказание за нарушение этих требований не опаздывает: мы видим целую массу несчастий, проистекших от невоздержания. Явно и душевные пороки ведут за собой неисчислимые несчастия.

Церковь, как нежная мать, учит смирению, Государство - самоуважению, природа - поддержанию в себе человеческого достоинства. И опять мы свободно нарушаем эти законы, а за нарушением, как за телом, следуют горе и бедствие. Где причина всех наших внутренних и внешних затруднений? В нежелании исполнять закон Божий. Где причина наших безрассудных предприятий и несчастных неудач в предприятиях? В том, что мы беремся не за свое дело, беремся горделиво провести корабль через бурные пучины океана, когда еще не опытны в плавании на реке в лодке. Где причина отсутствия у нас характера, воли? В том, что мы слишком своеобразно и своевольно живем, не ставим для себя ни меры, ни цели. Оттого-то живем долго, а жизнь проходит без удовольствия и наслаждений, Богом назначенных человеку на земле. Человек не бывает в храме, не знает наслаждений, какие дает ему Божье слово, Божественные службы. Человек вольно живет в семье, любит лишь себя самого - от того он не понимает семейной радости и не ощущает в себе самом чувств великодушия, преданности, любви. Привыкши жить для себя и в себе, он не понимает народного горя, не понимает народных печалей и делается похожим на истукана, которого где ни поставь, он будет безгласен и бесчувствен.

Но Церковь опять неумолчно зовет к исправлению. Спаситель зовет нас к вере. Уверуем и исцелимся; и тогда Он нам скажет, как сказал исцеленному расслабленному ныне в Евангелии: отпущаются тебе грехи твои: вера твоя спасла тебя (Мк. 2, 5). Аминь.

Протоиерей Валентин Амфитеатров, "Великий Пост"

Материал из ЭНЭ

Вольному - воля , так же - древняя русская поговорка.

Вольные слуги

  • «Бояром и детем боярским и слугам межи нас вольным воля» (№ 61)
  • «А бояром и слугам, кто будет не под дворьским, волным воля» (№ 27)
  • «А бояром и слугам межи нас вольным воля; а домы им свои ведати, а нам ся в них не вступали. А судом и данью потянуть по земле и по воде, а которых бояр и слуг села, а имуть жити в вашей отчине, взяти вы на них дань и суд, как и на своих» (№ 23)

Можно предположить, что поговорка «Вольному - воля» идет к нам от времен Рюрика . А почему спасённому рай становится понятно, когда мы узнаём, во что часто обходилась эта воля вольным.

В большом толково-фразеологическом словаре Михельсона находится выражение :

вольному воля, спасенному рай

То есть вольному воля (может поступать, как хочет), спасенному рай (кто живет не по воле своей, а как Бог велит - спасется) Своя воля, своя и доля (от воли зависит доля) Ср. (Ты спешишь) в слободу? Тебе стало хочется на виселицу? Вольному воля, спасенному рай! .. (Гр. Б. Толстой. Кн. Серебряный. 27. ) Вольному воля в прямом смысле - о праве вольных людей (не рабов) пользоваться полной свободой действия и перехода с одного места на другое. Ср. Des Menschen Wille ist sein Himmelreich - Человек в свободной воле видит свое блаженство. Ср. Sebastian Franck. Sprichwörtersammlung. № 16. 1832. См. вольному воля, ходячему путь . См. охота пуще неволи . См. живи не так, как хочется.

“Часто можно услышать пословицу
“Вольному воля, спасенному рай”.

Как правильно ее понимать?”

Наталья Москаленко

Отвечает Андрей Ухтомский, кандидат Богословия

Общеизвестная пословица “Вольному воля, спасенному рай” имеет глубокий смысл. Вольному воля - человек волен поступать так, как ему хочется. Спасенному рай - кто живет не по воле своей, а как Бог велит, тот спасется. Другими словами, человек может поступать по воле Божией или против воли Божией, но только поступки, совершенные по воле Божией, приведут человека в рай. Лаконичнее эта максима звучит в немецком эквиваленте пословицы: “Des Menschen Wille ist sein Himmelreich“, “воля человека - Царство Небесное”…

Пословицу часто применяют тогда, когда хотят выразить несогласие с действиями по типу “своя рука - владыка” и из уважения к свободе человека, только намекая на вариант последствий. Это объяснение пословицы можно сравнить со словами Библии: “жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30: 19).
В содержании пословицы, как и в процитированном библейском тексте, содержится уважение к свободе человека. Его не принуждают поступить так или иначе, однако только один из двух путей правильный.
В наш “просвещенный век” человек с каждым днем как бы прозрачнее видит будущее и увереннее действует. Одного он не замечает: своей жизни со стороны, иначе для этого необходимо быть и наблюдателем, и наблюдаемым, а это невозможно. Мы себя видим в искаженном свете. Поэтому только “со стороны виднее”, что “доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим. 7: 19). Не всегда наши желания производят нужные действия. Как известно, благими побуждениями выложена дорога в ад.
Человек себя видит через призму греха, искаженно. Зачастую и другие не всегда могут уловить мотивацию поступков человека, чтобы направить его к правильному решению, дать верный “рецепт” в той или иной ситуации. И человек, являясь венцом творения, может обратиться только к Богу, как к высшей инстанции, за решением своих вопросов. А воля Божия - наивысший авторитет для человека.
Исполняя волю Божию, человек спасается от раздирающих его греховных побуждений и желаний и как следствие - единым, цельным порывом направляется в рай.
Промысл Божий - для каждого свой. Соответственно, ничего с человеком не происходит без воли Всевышнего. За нами выбор - следовать за Богом или нет. Это не означает, что Бог каждому определил свое место в жизни и дал указания, следуя которым человек “не выпадает из обоймы”. Нет. Бог дал первому человеку заповедь сохранять рай, возделывая и украшая его, любя своего Творца. Но, будучи не укрепленным в добре, человек начал служить диаволу… А когда понял, что “служить двум господам невозможно”, - стало уже поздно, грех пророс в сознании человека, начав, соревнуясь с волей Божией, руководить поступками человека. Тем не менее Господь Бог Своей волей направляет человека к Себе, Один только зная, как вывести человека из “двойственного служения”. Спасая человека, Бог уважает его свободный выбор, не делая из него слепого раба низменных желаний, а показывая ему лучший выход из ситуации, оставляя, все же, выбор за человеком.
Выбор человека - за ним самим, он ответствен за свой выбор и пожинает плоды этого выбора. Для правильного выбора необходимо обратиться к Богу с просьбой, чтобы Господь освятил пути человеческие. Тогда для вольного будет единая, верная воля - он будет спасен и наследует рай. Эквивалентом вышеупомянутой пословицы являются слова Библии - “жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30: 19).

Вольному воля, спасенному рай

т.е. вольному воля (может поступать, как хочет), спасенному рай (кто живет не по воле своей, а как Бог велит - спасется)

Своя воля, своя и доля (от воли зависит доля)

Ср. (Ты спешишь) в слободу? Тебе стало хочется на виселицу? Вольному воля, спасенному рай!. .

Гр. Б. Толстой. Кн. Серебряный. 27.

Вольному воля в прямом смысле - о праве вольных людей (не рабов) пользоваться полной свободой действия и перехода с одного места на другое.

Ср. Des Menschen Wille ist sein Himmelreich.

Человек в свободной воле видит свое блаженство.

Ср. Sebastian Franck. Sprichwörtersammlung. № 16. 1832.

См. живи не так, как хочется .


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "вольному воля, спасенному рай" в других словарях:

    Белый свет на волю дан. Вольному воля, спасенному рай. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ …

    Вольному воля, спасенному рай, бешеному поле, черту болото. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Ср. Вот тебе и благодарность за любовь да за ласки... Ну, да Господь с ним, вольному воля, ходячему путь, нам не в убыток, что ни с того, ни с сего отшатился от нас. Мельников. На горах. 2, 10. Ср. Wer nicht kommt, braucht nicht wegzugehen. См.… …

    Жен. данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения. Творческая деятельность разума, Хомяков. Всякому своя воля. Своя воля, своя и доля. Своя воля (своеволье) царя боле. У человека… … Толковый словарь Даля

    Надулся, да не отдулся. Из сил выбился. Не сможешь, не осилишь; а надорвешься, не поможешь. Что с ним заведешь: шапки с него не соймешь (от старинного обычая позорить съемкой шапки). С него шапки не сымешь. С него взятки гладки. Лег верблюд, так… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    - (от воли зависит доля) Вольному воля, спасенному рай. Вольному воля (может поступать как хочет), спасенному рай (кто живет не по воле, а как Бог велит, спасется) Ср. Des Menschen Wille ist sein Himmelreich. Человек в свободной воле видит свое… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона