Список музыкальной литературы. Музыкальная литература

МУЗЫКА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Асафьев Б. В. Музыка французской буржуазной революции» Глава в кн. К. Неф. История западноевропейской музыки. М., 1938.

Гретри А. Мемуары или Очерки о музыке, т. 1. М. - Л., 1939.

Державин К. Театр Французской революции. Л., 1932.

Музыка французской революции XVIII века. Бетховен. М., 1967, с. 7-99.

Радиге А. Французские музыканты эпохи Великой французской революции. М., 1934.

Терсо Ж. Песни и празднества Французской революции. М., 1933.

Хохловкина А. Западноевропейская опера. М., 1962, гл. 3.

Davаl P. La musique en France au XVIII siecle. Paris, 1961.

Radiguer A. La musique Francaise de 1789 а 1815. Lavignac A. Encyclopedie de la musique, p. 1, t. 3. Paris, 1913, p. 1562-1645.

БЕТХОВЕН

Письма Бетховена (в русском переводе В. Корганова). Спб., 1904.

Письма Бетховена. 1787-1811 годы. Редактор-составитель Н. Фишман. М., 1970.

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. М., 1970.

Беккер П. Симфония от Бетховена до Малера. Л., 1926.

Беккер П. Бетховен. Симфонии. М., 1915.

Берков В. Симфонии Бетховена (путеводитель). М., 1970.

Берков В. Гармония Бетховена. М., 1975.

Бетховен. Сб. статей под ред. Н. Фишмана. М., 1971.

Вагнер Р. Бетховен. М., СПб, 1912.

Вагнер Р. Паломничество к Бетховену. Пг., 1923.

Друскин М. Фортепианные концерты Бетховена. М., 1959.

Корганов В. Бетховен. СПб., 1909.

Кремлев Ю. Фортепианные сонаты Бетховена. М., 1970.

Людвиг ван Бетховен (сб. статей), Л., 1970.

Музыка французской революции XVIII века. Бетховен. Указ. ист., с. 100-431

Мясковский Н. Чайковский и Бетховен. «Музыка», 1912.

Павчинский С. Некоторые новаторские черты стиля Бетховена. М., 1967.

Проблемы бетховенского стиля. Под ред. Б. Пшебышевского. М., 1932.

Протопопов В. Принципы музыкальной формы Бетховена, М., 1970.

Протопопов В. Полифония Бетховена. - В кн.: История полифонии. М., 1963.

Рабинович А. Бетховен. Избранные статьи и материалы. М., 1959.

Роллан Р. Собрание сочинений в 14 томах, т. 2. М., 1954; т. 12, М., 1957.

Рыжкин И. Бетховен и классический симфонизм. М., 1938.

Серов А. Избранные статьи, т. 1-2. М. - Л., 1950-1957.

Соллертинский И. Исторические типы симфонической драматургии. «Фиделио» Бетховена. Музыкально-исторические этюды. Л., 1963. Сорокер Я. Скрипичные сонаты Бетховена, их стиль я исполнение, M. 1963.

Фейнберг С. 32 сонаты Бетховена. М., 1945.

Фишман Н. Книга эскизов Бетховена за 1802-1803 годы. М., 1962.

Фриммель Т. Жизнь Бетховена. М., 1927.

Хохловкина А. Квартеты Бетховена (аннотации к концертам). М., 1954;

Эррио Э. Жизнь Бетховена. М., 1968.

Abraham G. Beethoven"s Second period quartets. London, 1943.

Beethoven. Impressions by his contemporaries. N. Y., 1967.

Grove G. Beethoven and his nine Symponies. London, 1962.

Коba1d К. Beethoven. Seine Beziehungen zu Wiens Kunst und Kultur. Wien, 1960.

Lenz W. Beethoven et ses trois styles, vol. 1-3. St. Petersburg, 1852-1853; Pa­ris, 1855.

Ludwig van Beethoven zum 200 Geburtstag. Berlin, 1970.

Neettl P. Beethoven Encyclopaedia. N. Y., 1956.

Prod"homme J. Les Symphonies de Beethoven. Paris, 1937.

Riemann H. Ludwig van Beethovens sämtliche, Klavier - Solosonaten, Bd. 1-2. Berlin, 1919-1920.

Rutz H. Ludvig van Beethoven. München, 1957.

Schindler A. Biographie von L. V. Beethoven. Münster, 1840; London, 1966,

Thayer A. Ludwig van Beethovens Leben, Bd. 1-5, Leipzigs 1866-1907; London, 1960, vol. 1-3.

Tоveу D. Beethoven. London, 1965.

РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ

Асмус В. Музыкальная эстетика философского романтизма, - «Советская музыка», 1934, № 1

Ванслов В. Эстетика романтизма. М., 1966.

Житомирский Д. Заметки о музыкальном романтизме. - «Советская музы­ка», 1960, № 2.

Житомирский Д. Идеальное и реальное в музыкальной эстетике Э. Т. А. Гоф­мана. - «Советская музыка», 1973, № 8.

Житомирский Д. Роберт Шуман, глава «Шуман и романтизм». М., 1964.

Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М, 1975.

Литературная теория немецкого романтизма. Документы под ред. И. Берковского. Л., 1934.

Музыка Австрии и Германии XIX века, кн. первая. Под ред. Т. Э. Цытович. М., 1975, с. 7-35.

Соллертинский И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика. Указ. ист.

Стасов В. Искусство XIX века. Избр. соч. в 3-х томах, т. 3. М., 1962.

Einstein A. Music in the Romantic Era. N. Y., 1947.

Lang P. Music in Western Civilisation. London, 1942, ch. XV, XVI, XVII.

Tiersot J. La musique aux temps romantiques. P., 1930.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ

Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX века. М., 1966.

Венок Шуберту. Этюды и материалы. Под ред. К. Кузнецова, М., 1928.

Воспоминания о Шуберте. Сост. Ю. Хохлов. М., 1964.

Вульфиус П. «Прекрасная мельничиха» Шуберта. - «Вопросы музыкознания», вып. 3. М., 1960.

Вульфиус П. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта, М., 1974.

Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. М., 1960. Даме В. Шуберт. М., 1928.. .

Жизнь Франца Шуберта в документах. По публикациям О. Дейча и другим источникам. Сост. Ю. Хохлов. М., 1963.

Конен В. Шуберт. М., 1959.

Крауклис Г. Фортепианные сонаты Шуберта (путеводитель). М., 1961

Лаврентьева И. Симфонии Шуберта (путеводитель). М., 1967.

Музыка Австрии и Германии XIX века. Указ. ист., с. 36-333.

Хохлов Ю. «Зимний путь» Франца Шуберта. М., 1967.

Хохлов Ю. О последнем периоде творчества Шуберта. М., 1968.

Abraham G. Schubert. А Symposium London. 1946.

Bauer M. Die Lieder Franz Schuberts, Bd. 1. Leipzig, 1915.

Brown M. Schubert. London, 1958.

Brown M. Schubert Songs. London, 1967.

Einstein A. Schubert. N. Y., 1950.

Einstein A. Schubert. Ein Musikalisches Porträt. Zürich, 1952.

Landormy P. La vie de Schubert. Paris, 1942.

Pоrter E. The songs of Schubert. London, 1937.

Porter E. Schuberts song technique. London, 1961.

Vetter W. Der Klassiker Schubert. Bd. 1-2. Leipzig, 1953.

Вeбep К. Автобиографический набросок. - «Советская музыка», 1936, № 12.

Вебер К. Жизнь музыканта. - «Советская музыка», 1935, № 7, 8, 10.

Иванов - Боpецкий М. Гофман. - «Музыкальное образование», 1926.№3-4.

Коломийцев В. Вебер. Л., 1927.

Музыка Австрии и Германии XIX века. Указ. ист., с. 334-497.

Фeрман В. Оперный театр. Статьи и материалы. М., 1961.

Хохловкина А. Западноевропейская опера, глава IV.

Lаuх К. Carl Maria von Weber. Leipzig, 1966.

Moser H. Carl Maria von Weber. Leipzig, 1955.

Weber M. Carl Maria von Weber, Bd. 1-3. 1864/66.

Мендельсон-Бартольди Ф. Письма. Спб., 1863.

Даме В. Мендельсон. М., 1930.

Кенигсберг А. Увертюры Мендельсона (путеводитель). М., 1961.

Jacob Н. Felix Mendelssohn und seine Zeit. Frankfort a. M., 1959.

Кohler K. Felix Mendelssohn-Bartoldy. Leipzig, 1966.

Werner E. Mendelssohn-Bartoldy. N. Y., 1963.

Шуман P. Избранные статьи о музыке. Под ред. Д. Житомирского. М., 1956.

Шуман Р. О музыке и музыкантах, т. 1. Под ред. Д. Житомирского. М.. 1975.

Шуман Р. Письма. Под ред. Д. Житомирского. М., 1970.

Житомирский Д. Роберт Шуман. Указ. ист.

Житомирский Д. Роберт и Клара Шуман в России. М., 1962.

Житомирский Д. Роберт Шуман. М., 1955.

Лахути А. Сюитные циклы Шумана. - Труды кафедры теории музыки МГК» вып. 1. М., I960.

Schumann R. Gesammelte Schriften über Musik und Musiker, Bd. 1-2. Leip­zig, 1914.

Eismann G. Robert Schumann. Leipzig, 1964.

Rehberg P. u W. Robert Schumann. Zürich und Stuttgart, 1954.

Wörner K, Robert Schumann. Zürich - Freiburg, 1949.

Young P. Tragic muse. The life and works of Robert Schumann. London, 1957.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИТАЛИИ

Россини Дж. Избранные письма, высказывания, воспоминания. Под ред. Е. Бронфин. Л., 1968.

Бронфин Е. Джоаккино Россини. М., 1974.

Серов А. Избранные статьи, т. 1-2. М. -Л., 1950-1957.

Стендаль. Жизнь Россини. Собр. соч., т. 8. М., 1959.

Пальмин А. Паганини. Л., 1962.

Ямпольский И. Никколо Паганини. М., 1961.

Caussou Т. Gioachino Rossini. Paris, 1967.

Radiсiоlli G., vol. 1-3. Tivoli, 1927/29.

Rognoni L. Rossini. Parma, 1956.

Tоуe F. Rossini. London, 1954.

Weinstock H. Rossini. N. Y., 1968.

Zavadini G. Donizetti. Bergamo, 1958.

Weinstock H. Donizetti. London, 1964.

Berry P. Paganini. Documenti e testimonianze. Genoa, 1962.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ФРАКЦИИ

Берлиоз Г. Избранные статьи. Под ред. В. Александровой и Е. Бронфин. М, 1956.

Берлиоз Г. Мемуары. М., 1967.

Стасов В. Письма Берлиоза. М., 1954,

Конен В. Берлиоз-критик. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975;

Музыкальная эстетика Франции XIX века. Сост. Е. Ф. Бронфин. М., 1974.

Роллан Р. Музыканты наших дней. Собр. соч., т. 16. Л., 1935.

Соллертинский И. Гектор Берлиоз. M., 1962 (см. также указ. ист.).

Стасов В. Лист, Шуман и Берлиоз в России. М., 1954.

Хохловкина А. Берлиоз. М., 1960.

Berlioz H. Grand traité de l"instrumentation et d"orchestration moderne. Paris, 1844.

Вarzun J. Berlioz and his Century. N. Y., 1964.

Bochot A. L"histoire d"un romantique Hector Berlioz, vol. 1-3. Paris, 1946/50

Liszt F. Hector Berlioz und seine «Harold-Symphonie». Leipzig, 1881.

Tiersot J. Hector Berlioz et la societé de son temps. Paris, 1903.

Turner W. Berlioz. London, 1934.

Кремлев Ю. Мейербер. Л., 1936.

Соллертинский И. Мейербер. Л., 1962 (см. также «Музыкально-историченские этюды»).

Фeрман В. Указ. ист.

Хохловкина А. Западноевропейская опера, гл. 4.

Весkеr Н. Der Fall Heine - Meyerbeer. В., 1958.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛЬШИ

Шопен Ф. Письма. М., 1964.

Белза И Ф. Фридерик Францишек Шопен, М., 1960.

Асафьев Б. В. Шопен. М., 1922.

Кремлев Ю. Фридерик Шопен. М., 1960.

Лейхтентритт Г. Шопен. М., 1930.

Лист Ф.Ф. Шопен. М., 1956.

Мазель Л. Исследования о Шопене. М., 1971.

Пасхалов В. Шопен и польская народная музыка. М., 1949.

Соловцов А. А. Фридерик Шопен. М. 1960.

Тюлин Ю. О программности в произведениях Шопена. M., 1968.

Фридерин Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов. Под ред. В. Эдельмана. М., 1960.

Шопен, каким мы его слышим. Сб. статей под ред. С. М. Хентовой. М., 1970.

Abraham G. Chopin’s musical style. London, 1960.

Bronarski L. Etudes sur Chopin, vol. 1-2. Lausanne, 1944/46.

Ganche Е. Frédéric Chopin. Paris, 1937.

Неdlеу А.Chopin. London, 1953.

Huneker T. Chopin. London, 1901; Lwow – Poznan, 1922.

Niecks F. Chopin als Mensch und als Musiker. Leipzig, 1890.

Корев С. «Галька» С. Монюшко (путеводитель). М, 1961.

Рудзиньский В. Монюшко. М., 1960

Станислав Монюшко. Сборник статей под ред. И. Бэлзы. М.-Л., 1952.

Jachimecki Z. Moniuszko. Warsz., 1923.

Письменный экзамен:

  1. Работа на свободную тему, подготовленная заранее. Жанр не регламентирован: аналитический этюд, эссе, критическая статья, интервью, репортаж и т. д. Объем не ограничен. Текст представляется в компьютерном наборе.
  2. Работа, написанная в ходе испытания на одну из тем, предложенных комиссией. Объем работы - не менее трех-четырех рукописных страниц формата А4, время написания - 3 часа.

Примерные темы работ:

  • Творчество И.С. Баха и современность.
  • Фортепианные циклы Шумана и Листа.
  • Историческая тема в операх «кучкистов».
  • Образы Родины в творчестве С.В.Рахманинова.
  • Персонажи классической русской литературы в произведениях отечественных композиторов ХХ века.

Устный экзамен:

От поступающего требуется знание основных этапов и наиболее значительных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры, знание музыкальной литературы в объеме, указанном ниже, а также важнейших данных о жизни и творчестве крупнейших композиторов.

Список музыкальной литературы:

Примечание:
Курсивом отмечены дополнительные сочинения, с которыми абитуриент должен быть знаком обзорно.

1. Бах – прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира»; клавирные сюиты (1–2 по выбору); хоральные прелюдии (2–3 по выбору); токката и фуга ре минор; Месса си минор (фрагменты);
«Страсти по Матфею» (фрагменты); Бранденбургские концерты (1–2 по выбору).
2. Гендель – «Самсон» или «Мессия» (фрагменты).
3. Глюк – «Орфей и Эвридика».
4. Гайдн – симфонии №№ 103, 104; фортепианные сонаты (3–4 по выбору);
Симфония № 45; струнные квартеты (1–2 по выбору); «Времена года» (фрагменты)
5. Моцарт – «Свадьба Фигаро»; «Дон Жуан»; симфонии №№ 40, 41; фортепианная соната ля мажор; Фантазия и соната до минор;
«Волшебная флейта»; Концерт для фортепиано с оркестром ре минор; Реквием.
6. Бетховен – симфонии №№ 3, 5, 6, 9; увертюра «Эгмонт»; фортепианные сонаты №№ 8, 14, 17, 21, 23;
симфония № 1; увертюра «Леонора» № 3; фортепианные сонаты №№ 29, 32; Концерты для фортепиано с оркестром №№ 3, 5.
7. Шуберт – симфония си минор; «Прекрасная мельничиха»; песни «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Полевая розочка», «Двойник»;
симфония до мажор; фортепианная соната си-бемоль мажор (op. posth.); «Зимний путь».
8. Вебер – «Вольный стрелок».
9. Россини – «Севильский цирюльник».
10. Мендельсон – Концерт для скрипки с оркестром ми минор;
увертюра «Сон в летнюю ночь»; Песни без слов; «Шотландская» симфония.
11. Шуман – «Карнавал»; «Симфонические этюды»; «Любовь поэта»;
«Фантастические пьесы»; «Крейслериана»; «Мирты» (2–3 песни по выбору)
12. Шопен – прелюдии; этюды; ноктюрны; мазурки; полонезы; Баллада № 1; Соната № 2;
Вальсы; фантазия f-moll; концерт для фортепиано с оркестром (по выбору).
13. Берлиоз – «Фантастическая симфония».
14. Лист – «Прелюды»; рапсодии (1–2 по выбору); «Годы странствий» (1-й и 2-й годы – 5–6 пьес по выбору);
Соната си минор; Концерт для фортепиано с оркестром (по выбору); транскрипции и парафразы (по выбору).
15. Вагнер – «Лоэнгрин»; увертюра к опере «Тангейзер»;
«Кольцо нибелунга» (фрагменты); вступление к опере «Тристан и Изольда».
16. Брамс – Симфония № 4;
песни; фортепианные пьесы; Венгерские танцы.
17. Верди – «Травиата»; «Риголетто»; «Аида»; «Отелло».
18. Бизе – «Кармен»; «Арлезианка» (две сюиты).
19. Сметана – «Проданная невеста»; «Влтава».
20. Дворжак – Симфония № 9;
Славянские танцы.
21. Григ – «Пер Гюнт» (две сюиты);
фортепианные пьесы; песни; Концерт для фортепиано с оркестром.
22. Дебюсси – прелюдии для фортепиано; «Послеполуденный отдых фавна».
23. Равель – «Болеро»;
фортепианные пьесы (по выбору).
24. Берг – Концерт для скрипки с оркестром.
25. Барток – фортепианные пьесы (по выбору); Музыка для струнных, ударных и челесты.
26. Хиндемит – Симфония «Художник Матис».
27. Орф – «Кармина Бурана».
28. Русские народные песни различных жанров (5–6 по выбору).
29. Бортнянский – произведения для хора.
30. Русский романс первой трети XIX века.
31. Глинка – «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»); «Руслан и Людмила»; «Камаринская»; «Вальс-фантазия»; «Арагонская хота»; романсы.
32. Даргомыжский – «Русалка»; романсы и песни.
33. Рубинштейн - «Демон».
34. Балакирев – Увертюра на темы трех русских песен.
«Исламей»; романсы и песни.
35. Мусоргский – «Борис Годунов»; «Картинки с выставки»; романсы и песни;
«Хованщина».
36. Бородин – «Князь Игорь»; Симфония № 2; романсы и песни.
37. Римский-Корсаков – «Снегурочка»; «Садко»; «Царская невеста»; «Шехеразада»;
«Золотой петушок».
38. Чайковский – «Евгений Онегин»; «Пиковая дама»; симфонии №№ 1, 4, 6; «Ромео и Джульетта»; романсы;
симфония № 5; Концерт для фортепиано с оркестром № 1.
39. Глазунов – Симфония № 5;
Концерт для скрипки с оркестром; «Раймонда» (фрагменты).
40. Лядов – Восемь русских народных песен; «Кикимора»;
«Волшебное озеро»; «Баба Яга».
41. Танеев – Симфония до минор; кантата «Иоанн Дамаскин»; романсы.
42. Калинников – Симфония соль минор.
43. Скрябин – прелюдии; две поэмы op. 32; Соната № 4; Симфония № 3; «Поэма экстаза»;
этюды, «Прометей».
44. Рахманинов – Концерт для фортепиано с оркестром № 2; прелюдии; этюды-картины; романсы, Симфонические танцы;
Концерт для фортепиано с оркестром № 3; Симфония № 3; Всенощное бдение.
45. Стравинский – «Петрушка»;
«Весна священная»; «Свадебка» или «Мавра».
46. Мясковский – Симфония № 21;
симфонии №№ 6, 27.
47. Прокофьев – Симфонии № 1, 7; кантата «Александр Невский»; «Ромео и Джульетта»; «Война и мир»; соната для фортепиано № 7;
концерт для фортепиано с оркестром № 3, «Мимолетности».
48. Шостакович – симфонии №№ 1, 5, 7, 14; прелюдии и фуги;
симфония № 8; «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда»); концерт для фортепиано с оркестром № 1; камерно-инструментальные ансамбли (1-2 по выбору).
49. Хачатурян – Концерт для скрипки с оркестром.
50. Свиридов – Вокальный цикл на слова Р. Бернса; «Поэма памяти Сергея Есенина»;
«Пушкинский венок».
51. Дунаевский – песни.
52. Соловьев-Седой – песни.
53. Щедрин – «Озорные частушки», «Кармен-сюита».
54. Гаврилин – «Перезвоны»; «Русская тетрадь» (одно сочинение по выбору).
55. Шнитке – Concerto grosso № 1 или № 2; Фортепианный квинтет (одно сочинение по выбору).
56. Слонимский – «Виринея», «Песни вольницы» (или другое сочинение по выбору).
57. Тищенко – Концерт для флейты, фортепиано и струнного оркестра; «Ярославна» (или другое сочинение по выбору).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Музыка XX века. 1890-1945. Очерки в 2 т. М., 1989.

2. Нестьев И. На рубеже столетий. Очерки о зарубежной музыке 19нач. 20 века. - М. , 1967.

3. Энтелис Л. Силуэты композиторов XX века. - Л., 1971.

4. Земцовский И. Фольклор и композитор. - Л., 1978.

5. Коней В. Рождение джаза. - 1984.

6. Чередниченко Т. Кризис общества - кризис искусства, музыкальный авангард и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. - М., 1987.

7. Федоров Е. Рок в нескольких лицах. - М., 1983.

8. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. - М., 1989.

9. Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. - М., 1973.

10. Уфимцева Е. XX век в музыке Запада. Пути эволюции. Перспективы. - Екатеринбург, 2003.

11. История современной отечественной музыки в 3 т.Т.1 - М., 1995.

12. История современной отечественной музыки в 3 т. Т. 2 - М., 1999.

13. История современной отечественной музыки в 3 т. Т.З - М., 2001.

14. Нестьев И. Бела Барток. Жизнь и творчество. - Л., 1989.

15. Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. - М., 1976.

16. Леонтьева О. Бенджамин Бриттен// Западноевропейские композиторы XX века. - М., 1964.

17. Холопова В. Холопов Ю. Антон Веберн: Жизнь и творчество. - М., 1984.

18. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. - М., 1975.

19. Конен В. Джордж Гершвин и его опера// Конен В. Этюды о зарубежной музыке. - М., 1976.

20. Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века. - Л., 1983.

21. Конен В. Блюзы и XX век. - М., 1980.

22. Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. - М., 1993.

23. Мешкова А. Коробова А. Массовая музыкальная культура XX века.

- Екатеринбург, 2004.

24. Екимовский В. Оливье Мессиан. - М., 1987.

25. Савенко С. Мир Стравинского. - М., 2001.

26. Сабинина М. Шостакович - симфонист. - М., 1976.

27. Нестьев И. С.Прокофьев. Жизнь и творчество. - М., 1974.

28. ТаракановМ. Творчество Родиона Щедрина. - М., 1980.

29. Сохор А. Георгий Свиридов. - Л., 1972.

30. Книга о Г. Свиридове. - М., 1983.

31. Рыцарева М. Композитор С. Слонимский. - Л., 1991.

32. Девятова О. Художественный универсум композитора Сергея Слонимского. - Екатеринбург, 2003.

33. Холопова В.Чигарева Е. Альфред Шнитке. - М., 1990.

34. Алексеев А. Энциклопедия российской поп- и рок-музыки: Кто есть кто - М: Эксин -Пресс, 2001. - 432 с.

35. Алексеева А. Григорьев В. Зарубежная музыка XX века. - М.: Знание, 1986.- 186 с.

36. Беличенко С. Размышления о современном российском джазе// Муз. академия. 2004 № 3, с. 127 - 134.

37. Богоявленский С. Дегтярева Н. Кенигсберг А. История зарубежной музыки: нач. XX века - сер. XX в. Учебник. СПб., 2001 - 631 с.

38. Волорихин Д. Музыка наших дней. - М., 2002 - 432 с.

39. Грачев В. О «благочестивом минимализме» в творчестве Вл. Мартынова// Муз акад. 2004 № 1, с. 12-19.

40. Крэмптон Люк Рок-энциклопедия. Рок и поп-музыка год за годом. М.: Росмэн, 2004. - 600 с.

41. Роланд Пол Рок и поп - М.: ФаирПресс: Гранд, 2003. - 320 с.

42. Соколов А. Музыкальная композиция XX в. Диалектика творчества. - М. : Музыка, 1992-230 с.

43. Соловьев - Спасский В. Всадники без головы, или рок-н-рольный бэнд. - СПб: Скифия, 2003.

44. Массовая культура и массовое искусство, «за» и «против»// Акад гуманитарных исследований. М.: Гуманитарий, 2003. - 304 с.

45. Массовая культура. Уч. пос. - М.: Альфа. М.: Инфра, 2004. - 304с.

46. Кукаркин А. Буржуазная массовая культура: Теории, Идеи. Разновидности. Образцы. - М.: Политиздат, 1978. - 350с.

47. Моль А. Социодинамика культуры. М. : Прогресс, 1973. - 409 с.

48. Сыров В. История отечественной музыки втор пол. XX в. Уч. пос. - М.: Композитор, 2001. - 356 с.

49. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. - М.: СПб. : Унив. кн. - 1999.-395 с.

50. Адорно Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. М.: Логос, 2001. - 352 с.

51. Баташов А. Искусство джаза в музыкальной культуре// Муз. жизнь 1982 № 10.

52. Волынский Э. Джордж Гершвин. - Л., 1988.

53. Кадцын Л. Массовое музыкальное искусство XX столетия

Екатеринбург, 2006

54.Власова Е. 1948 год в советской музыке. М., 2010.

Список произведений для прослушивания

по Музыкальной литературе зарубежных стран (МЛЗС):

(преподаватель Давлетова Р.Р.)

Опера барокко

Я. Пери «Эвридика» ансамблевая сцена.

К. Монтеверди – Ария Ариадны из оперы «Ариадна»;

Опера «Коронация Поппеи» - дуэт Нерона и Поппеи I ,

Опера «Орфей» - монолог Орфея из II акта

Мадригалы.

Г. Пёрселл – Ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней».

Инструментальные жанры барокко

А. Корелли – или 1 часть кончерто гроссо F - dur (по выбору)

А. Вивальди – Кончерто для виолини с оркестром a - moll (Весна)

Д. Булл Жига «Доктор Булл собственной персоной», «Шуты»

У. Бёрд Волынка, Флейта и барабан

Ф. Куперен – «Единственная», «Сестра Моника», «Будильник»

(«Пастушьи песни», «Жнецы», «Маленькие ветряные мельницы»)

Д. Скарлатти – Соната g - moll и c - moll или

01. Piano Sonata in A-moll K175 (3.45) Allegro

02. Sonata in C-dur K513 (5.36) Pastorale

Ж. Ф. Рамо «Солонские простаки» и «Циклопы»

Дж. Тартини – соната для виолы «Трели дьявола»

Дж. Витали - Чакона

Георг Фридрих Гендель:

Оратория «Самсон»: увертюра, 1 ч. – хоры № 3, 14; ария Самсона № 13, 2 ч. – а рия Михи № 34, ария (дуэт) Далилы (и служанки) № 41, ария Харафы № 51; 3 ч. – ария Самсона № 66, инструментальный и хоровой эпизод разрушения храма, траурный марш.

«Музыка на воде» сюита № 1 – ч. 3, 7 и 9. Сюита № 2 – ч. 2, 8, 9; Сюита № 7. Музыка фейерверка № 1. Кончерто гроссо сочинение 6, № 6 g- moll , части 3 и 4; № 4 F - dur . Пассакалия

Соната для виолы E-dur. Концерт для арфы и струнных, ор. 4.

Оратория «Мессия»: увертюра, ария баса № 11, хор № 42.

Иоганн Себастьян Бах

Для клавира: «Хорошо темперированный клавир»: I том - прелюдии и фуги C-dur, c-moll, d - moll (прелюдия), D - dur , es - moll , g - moll , b - moll (прелюдия). 2 том – прелюдии и фуги: c - moll , f - moll .

Французские сюиты: № 2 - жига, № 3 – менуэт, № 5 – жига, № 6 – гавот. Английские сюиты: № 2 Прелюдия и сарабанда, № 3 Аллеманда, № 4 Куранта, № 5 Жига. Симфония из партиты c - moll , «Хроматическая фантазия и фуга», «Итальянский кончерто» (F - dur ).

Для органа: органная токката и фуга d-moll, из токкаты C - dur середина (хорал). Хоральные прелюдии Es-dur, g - moll , f - moll . Чакона из скрипичной сонаты соло № 4

Для оркестра: «Бранденбургский кончерто № 4. Сюита № 3 Ария.

«Высокая месса»: №№ 1 Kirie eleison , 4, 9, 15, 16, 17, 23.

«Страсти по Матфею»: №№ 1, 12, 47 (52 Erbarme dich ), 78

«Охотничья кантата», «Крестьянская кантата» (отрывки пор выбору 2х2)

Кристоф Виллибальд Глюк

Опера «Орфей и Эвридика»: 1 д. – вступление, хор № 1, ария Орфея; сцена Орфея с фуриями, пляска фурий, соло флейты, хор блаженных теней, ария Эвридики, ария Орфея «Потерял я Эвридику», трио, хор пастухов и пастушек.

Увертюра к опере «Альцеста».

Йозеф Гайдн:

Симфония № 103. Вступление. 1 ч. – ГП, ПП, ЗП, Кода; 2 ч. – обе темы вариации; 3 ч. – 1 раздел и трио; Финал – ГП и ПП.

Симфония «Часы» часть 2; симфония № 45 части 1 и 2.

Симфония № 104 – 1 часть

Сонаты для пиано: № 27 D-dur, e - moll -1 часть; № 34, D - dur – все части; № 49 Es - dur – 1 часть? № 50 C - dur

Оратория «Времена года»: ч. 1 «Весна» – вступление, ария Симона (№ 4), песнь радости, ария Ганны «Как легко, отрадно чувству»; 2 часть – вступление, сцена «Ах, к нам близится гроза»; 3 часть – песня охотников; 4 часть – вступление, песни Ханны с хором №№ 39 и 40.

Вольфганг Амадей Моцарт:

Опера «Свадьба Фигаро»: увертюра, 1 д. – два дуэта Фигаро и Сюзанны, каватина Фигаро, ария Керубино, ария Фигаро; 2 д. – каватина Графини, серенада Керубино, ария Сюзанны, терцет Графа, Сюзанны и Графини; 3 д. – ария Графа, каватина Барбарины.

Опера «Дон Жуан»: у вертюра, 1 д. – выход Лепорелло, сцена дуэли и трио Хуана, Командора и Лепорелло, ария Лепорелло, ария донны Анны, дуэттино Хуана и Церлины, ария «с шампанским» Хуана; 2 д. – серенада Хуана, финал.

Опера «Волшебная флейта» : увертюра, 1 д. – ария Папагено, ария Тамино, ария царицы Ночи 1, дуэт Памины и Папагено, финал – ариозо Тамино с флейтой, сцена с маршем и колокольчиками, сцена в храме; 2 д. – марш жрецов, ария Зороастро, квинтет трех дам Папагено и Тамино, ария царицы Ночи 2, терцет мальчиков, Ария Памины, хор жрецов, ария Папагено с колокольчиками.

Симфонические произведения: симфонии №№ 40, 41; «Пражская» – 1 часть. «Линцская» - 1 часть. «Маленькая ночная серенада». Кончерто для фортепиано №21 – 2 часть.

Для фортепиано: Соната № 11 и Фантазия c - moll , «Реквием» №№ 1, 2, 3, 6, 7.

Симфонии № 40 и № 41. Симфонии «Пражская – 1 часть. «Линцская» - 1 часть. «Маленькая ночная серенада». Кончерто для пиано №21 – 2 часть

Людвиг ван Бетховен:

Клавирные сонаты: №№ 8, 14 «Лунная», 23, 27.

Симфонии: №№ 3, 5, 6 (часть1-ая и часть «Гроза»); № 7 (3 часть); № 9; Концерт № 5.

Соната для скрипки и фортепиано № 5.

Увертюры: «Эгмонт», «Кориолан».

Франц Шуберт:

Клавирная музыка: Сонаты Ля минор и Ля мажор, экспромты As- dur и Es - dur , Музыкальные моменты As - dur , F - moll .

Песни: Баркарола, Форель, Утренняя серенада, Полевая розочка, Лесной король, Маргарита за прялкой.

Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха»: № 1 В путь, Куда? Нетерпение, Моя, Охотник, Ревность и гордость, Любимый цвет, Мельник и ручей, Колыбельная ручья.

«Зимний путь»: Спокойно спи, Липа, Весенний сон, Шарманщик.

Симфоническая музыка: Симфония № 8, Симфония № 9 части 1-2.

Карл Мария Вебер:

Опера «Вольный стрелок» : увертюра, 1 д. – вальс, песня Каспара, ария Макса; 2 д. – ариетта Анхен, ария Агаты, сцена в Волчьей долине; 3 д. – хоровые песни охотников и подружек.

Увертюры: «Эврианта» и «Оберон».

Для фортепиано: «Приглашение к танцу», «Вечное движение» (финал сонаты № 1)

Джоаккино Россини:

Опера «Севильский цирюльник»: увертюра, 1 д. – каватина и канцона графа Альмавивы, дуэт Альмавивы и Бартоло, каватина Фигаро, дуэт графа и Фигаро, каватина Розины, дуэт Розины и Фигаро, ария Бартоло, ария Базилио, финал; 2 д. – дуэт графа и Бартоло, квинтет «Доброй ночи».

Увертюры: «Сорока–воровка», «Вильгельм Телль».

Феликс Мендельсон-Бартольди:

Симфонические: Кончерто: для скрипки, для фортепиано. Увертюра «Сон в летнюю ночь». «Итальянская симфония» части 1 и 4. «Шотландская симфония» части 1 и 2.

Для фортепиано: Песни без слов №№ 3, 6, 9, 23, 30, 34.

Роберт Шуман:

Для фортепиано: «Фантастические пьесы» - Вечером, Порыв, Почему?

Фортепианный цикл «Карнавал» - Арлекин и Пьеро, Флорестан и Эвсебий, Благородный вальс, Танцующие буквы, Киарина, Эстрелла и Шопен, Паганини и Немецкий танец, Признательность, Марш давидсбюндлеров.

Вокальный цикл «Любовь поэта»: №№ 1-4, Над Рейна светлым простором, Я не сержусь, Напевом скрипка чарует, Её он страстно любит, Вы злые, злые песни, № 16. (№№ 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 16.)

Соната fis - moll . Струнный квинтет. Кончерто для пиано.

Гектор Берлиоз:

«Фантастическая симфония», «Чайлд Гарольд в Италии».

Фридерик Шопен:

Клавирная музыка: Соната № 2, Баллада № 1, Скерцо b -moll, Экспромт-фантазия cis - moll .

Прелюдии №№ 1, 2, 4, 6, 7, 9, 15, 17, 20.

Ноктюрны b-moll, Fis-dur, g-moll & c-moll.

Этюды №№ 1, 3, 8, 12,13,14, 23.

Полонезы fis-moll & As-dur .

Мазурки №№ 2, 5, 13, 25, 41, 45.

Вальсы As-dur, a-moll, Des-dur, cis-moll, h-moll .

Симфоническая музыка: Концерт для фортепиано с оркестром №№ 2, 3

Ференц Лист:

Для клавира: Венгерские рапсодии №№ 2, 6 и 12. Парафразы «Риголетто», транскрипции «Посвящение» Шумана - Листа, Каприсы Паганини: «Охота», каприсы Паганини a-moll, Es-dur, «Кампанелла».

«Годы странствий» - Гроза, Женевские колокола, Сонет Петрарки № 104, Обручение, Мыслитель, Тарантелла, Долина Обермана.

Для оркестра: симфоническая поэма «Прелюды», Ноктюрн № 3 «Грезы любви», Траурное (погребальное) шествие, «Мефисто-вальс». Кончерто для пиано Es - dur № 1, «Пляски смерти».

Соната h - moll .

Песни: «Лорелея», «Как дух Лауры» и «Три цыгана»

Рихард Вагнер:

Опера «Лоэнгрин»: увертюра, 1 д. – Рассказ Эльзы, Сцена прибытия Лоэнгрина, Сон Эльзы «Помню, как молилась, тяжко скорбя душой…», Лейтмотив лебедя «Теперь плыви, о лебедь мой…»; 2 д. – вступление (лейтмотив зла, явление первое), второй лейтмотив Лоэнгрина; 3 д. – вступление, свадебный хор (песня) «Благ наш господь, он сохранит…».

Вокально-симфонические эпизоды из тетралогии «Кольцо Нибелунга»: вступление к музыкальной драме «Золото Рейна»; Полет валькирий из музыкальной драмы «Валькирия», 3 д., сцена заклинания огня; Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов»

Увертюры: «Летучий голландец», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тангейзер».

Опера «Тристан и Изольда»: вступление, смерть Изольды.

Иоганесс Брамс:

Симфония № 4 ор.98, e - moll , «Русский сувенир. Вот на пути большое село». Симфония № 3 часть III . «Немецкий реквием».

Рапсодия h - moll , Соната для фортепиано № 3 ор. 5 (f - moll ), Соната для скрипки № 2 ор. 100 (A - dur ). Концерт для фортепиано с оркестром № 2 ор. 83.

Интермеццо Es-dur, es-moll, b-moll, A-dur. «Вальсы любви» №№ 15 ор.39 (As - dur ), 16.

Венгерские танцы: №№ 1, 6, 12 (f - moll , fis - moll , g - moll ).

Песни: «Песня Девушки», «Колыбельная», «Глубже все моя дремота», «В воскресное утро», «Вестник», «Возвращение», «Песня барабанщика», «Песня юности», «Поцелуй», «Тоска».

Джузеппе Верди:

Опера «Травиата»: прелюдия, интродукция – застольная песня Альфреда, вальс и дуэт, 1 д. – дуэт Альфреда и Виолетты, ария Виолетты; 2 д. – вступление, Дуэт Виолетты и Жермона, ария Жермона; финал 2 д. – песня цыганок, песня матадоров, кульминация картины; 3 д. – вступление, сцена и ария Виолетты, дуэт Виолетты и Альфреда, финал.

Опера «Риголетто»: 1 д. – прелюдия, интродукция, баллада Герцога, ригодон, сцена Риголетто и проклятие Монтероне, дуэт Риголетто и Спарафучилле, дуэт Джильды и Риголетто, дуэт Герцога и Джильды, ария Джильды, хор придворных «Тише, тише…»; 2 д. – прелюдия, ария Герцога, рассказ придворных о похищении, песенка и ария Риголетто, рассказ Джильды, сцена Риголетто и Джильды, явление Монтероне, дуэт Риголетто и Джильды (кульминация); 3 д. – вступление, песенка Герцога, квартет (раздел «О, красотка молодая»), заключительная сцена.

Опера «Аида»: вступление, 1 д. 1 к. – романс Радамеса, трио Амнерис, Радамеса и Аиды, ариозо Амнерис, сцена фараона, двора и жрецов, гимн «К берегам священным Нила», сцена Аиды; 1 д. 2 к. – сцена посвящения и песнь (хор) жриц, священный танец жриц, монолог Радамеса; 2 д. 3 к. – песнь (хор) рабынь, пляска мавританских рабов, сцена Амнерис и Аиды, ариозо Аиды; 2 д. 4 к. – парад победителей (марш), пляска рабынь, встреча Аиды и Амонасро, сектет (начало Радамеса); 3 д. 5 к. – вступление, песнь жрецов, сцена в храме Рамфиса и Амнерис, ожидание Аидой Радамеса, романс Аиды, дуэт Аиды и Амонасро, дуэт Радамеса и Аиды, ариозо Радамеса, ариозо Аиды, явления Амонасро; 4 д. 6 к. – вступление, дуэт Амнерис и Радамеса, сцена суда, песнь жрецов; 4 д. 7 к. – сцена в подземелье, ариозо Аиды, пение жрецов, заключительный дуэт Аиды и Радамеса.

Отрывки из опер: хор рабов (плененных евреев) из оперы «Набукко»; вступление, хор и молитва Дездемоны из оперы «Отелло»; « Miserere », хор цыган и хор солдат, Стретта Манрико из оперы «Трубадур»; увертюра, песенка Ричарда, дуэт Амелии и Ричарда из оперы «Бал-маскарад»; увертюра, хор шотландцев из оперы «Макбет»; увертюра, ария Леоноры, дуэт Альваро и Калатравы, хор монахов из оперы «Сила судьбы»; хор монахов из оперы «Дон Карлос»

Шарль Гуно:

Опера «Фауст»: Интродукция, Пролог – вступление, песня (хор) крестьян, дуэт Фауста и Мефистофеля; 1 д. – сцена ярмарки, каватина Валентина, куплеты Мефистофеля, вальс и песня; 2 д. – сцена знакомства, куплеты Зибеля, каватина Фауста, ария с «жемчугом» дуэт Фауста и Маргариты; 3 д. 1 к. – песня Маргариты за прялкой, сцена и романс Зибеля; 3 д. 2 к. – сцена у храма, ария Мефистофеля; 3 д. 3 к. – марш и песня солдат, серенада Мефистофеля, трио и поединок, сцена Валентина и Маргариты (смерть Валентина); 4 д. 1 к. – дуэт Фауста и Маргариты, трио и заключительный хор; 4 д. 2 к. – танцы из «Вальпургиевой ночи», сцена пира в долине.

Жорж Бизе:

Сюита «Арлезианка»: Прелюд, Фарандола, Вальс-менуэт, Перезвон, Утро, Пастораль, Интермеццо.

Опера «Кармен»: Увертюра. 1 д. – Хор солдат (появление Микаэлы), марш и песня мальчиков, явление работниц и сцена выхода Кармен, хабанера, дуэт Микаэлы и Хозе, сцена ссоры на фабрике, допрос и песенка Кармен, сегидилья, сцена бегства; 2 д. – вступление, цыганская пляска и песня Кармен, куплеты Эскамильо, квинтет, песенка Хозе, пляска Кармен, дуэт Кармен и Хозе, ариозо Хозе (с цветком), сцена ссоры с офицером и бегство; 3 д. – вступление, секстет, сцена гадания и ариозо Кармен, ансамбль, ария Микаэлы, дуэт Эскамильо и Хозе; 4 д. – вступление, хоровая сцена начала корриды, дуэт Кармен и Хозе.

Бедржих Сметана:

Опера «Проданная невеста»: увертюра, 1 д. – песня крестьян, ария Маженки, дуэт Маженки и Еника, полька; 2 д. – Фуриант, ария Вашека, дуэт Вашека и Маженки, дуэт Еника и свата, финал; 3 д. – ария Вашека, дуэт Еника и Маженки, галоп, сцена появления цирка.

Симфонические поэмы: «Влтава», «Из чешских полей и лесов».

Антонин Дворжак:

«Славянские танцы» – соч. 46 №№ 2 (e - moll ), 8 (g - moll ), соч. 72 №№ 1 (H - dur ), 2 (e - moll ), 4 (Des - dur ), 7 (C - dur ), 8 (As - dur ); Симфония «Из Нового Света» .

Кончерто для виолончели.

Эдвард Григ:

Фортепианные произведения: Соната для фортепиано (ор. 7), Листок из альбома Es - dur (ор. 28 № 4); «Лирические пьесы» I том: Листок из альбома, Мелодия, Элегия, Халлинг, Бабочки, Одинокий странник, Птички, Весной, Ноктюрн, Шествие гномов.

II том: Крестьянская песня, Свадебный день в Трольхаугене, Бабушкин менуэт, Вечер в горах, Меланхолический вальс, Кобольд, Норвежский танец.

Симфонические произведения: Концерт для фортепиано с оркестром (a - moll ), Симфонический танец, Норвежские танцы ор. 35, Баллада, Симфония c - moll ,

Сюита «Пер-Гюнт»: «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Похищение невесты», «Арабский танец», «Жалоба Ингрид», «Песня Сольвейг».

Струнные квартеты: g - moll (ор. 27), F - dur .

Камерно-вокальное творчество: «Сон», «Лебедь», «В лесу», «Люблю тебя», «Сердце поэта», «Избушка», «Колыбельная отца», «Колыбельная Сольвейг», «С водяной лилией», «Осенью», «Принцесса», «К Норвегии», «В вечерний час», «Баркаролла».

Клод Дебюсси:

Клавирное творчество: «24 Прелюдии для фортепиано» - № 1 «Дельфийские танцовщицы», № 2 «Паруса», № 8 «Девушка с волосами цвета льна», № 9 «Прерванная серенада», № 10 «Затонувший собор», № 12 «Менестрелли», № 18 «Генерал Левайн – эксцентрик», № 20 «Ундина»; «Вечер в Гренаде», «Лунный свет».

Симфонические произведения: «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны» - «Празднества», «Облака», «Море».

Морис Равель:

Клавирное творчество: «Павана», «Сарабанда», «Сонатина».

Симфоническое творчество: «Болеро»

Кончерто для фортепиано Ре-мажор

Г. Малер:

Симфония № 1; симфония № 3 часть 1; симфония № 5 -части 4.

«Песни странствующего подмастерья» (2 по выбору) № 1 и 3

Джакомо Пуччини:

Опера «Мадам Баттерфляй»: 1 д. – ариозо Пинкертона (3), явление бонзы (10), дуэт МБ и Пинкертона (11, 12); 2 д. – Молитва Судзуки (14), ария МБ (15), сцена с сыном (20), ария МБ (21), Ноктюрн и конец акта (22). 3 д.

Опера «Тоска»: 1 д. – дуэт Тоски и Марио (5); 2 д. – ария Тоски (10). 3 д.

Опера «Турандот»: 2 д. – ария Калафа (« Nessun dorma »)

О . Респиги :

Фонтаны Рима № 2 и 4 (The Villa Medici Fountain at Sunset)

Рихард Штраус :

Поэмы: «Дон Хуан» и «Тиль Уленшпигель»

Бела Барток:

Сюита «Деревянный принц» (все 3 части),

Опера «Замок герцога Синяя борода» (сцены 4. 7 и 8)

«Музыка для струнных, ударных инструментов и челесты» (1 и 3 части)

Дивертисмент для струнного оркестра (1 часть)

Мануэля де Фалья:

Клавирное творчество

Я. Сибелиус:

Поэма «Финляндия».

Кончерто для скрипки с оркестром

Туонельский лебедь

Д. Энеску:

«Румынские рапсодии» №№ 1 и 2. Соната для скрипки № 3.

Мануэль де Фалья :

Клавирное творчество

А. Берг:

Опера «Воццек» - 1 – комната Марии, 2 – городская улица, 3 - кабак

Скрипичный кончерто

Ч. Айвз:

Симфония № 4 – 2 часть

Джордж Гершвин:

« Rhapsody in blue ».

Опера «Порги и Бесс»: 1 д. – «Колыбельная Клары», песня Джейка со товарищи « A woman is a sometime thing », плач Сирины « My man s gone now », Песня Порги « Oh , I got plenty o nuttin », Порги и Бесс « Bess , you my woman now », хор «Мы едем на пикник».; 2 д. – Песенка Спортинг Лайфа « It ain t necessarily so », Ариозо Порги « Bess , oh where s my Bess », Ариозо Порги « Oh Lowd , I m on my way ».

Кончерто для пиано с оркестром (1 и 3 части). «Американец в Париже».

П. Хиндемит:

Симфония «Художник Матис»

И. Стравинский:

«Симфония псалмов» части 1 и 2

Опера «Царь Эдип» - ария Иокасты “ Non erebuskite ”и Славление Иокасты (№ 7)

Карл Орфф:

Кантата «Кармина бурана» №№ 1, 10, 19, 20

Опера « Умница » ария Умницы № 10, и So also, so war’s gemeint (Der Konig)

А. Онеггер:

Поэма «Пасифик 231». Оратория «Жанна д’ Арк на костре» Приезд короля в Реймс – часть 2. Литургическая симфония - часть «Диез Ира»

Ф. Пуленк:

О. Мессиан:

Симфония «Турангалила»

П. Владигеров :

Рапсодия «Вардар»

Кончерто № 3 для фортепиано с оркестром

Э. Вила-Лобос:

Choros № № 5 , 10; Bachianas Brasileiras № 1 - части 1 и 2; Bachianas Brasileiras № 4 - части 1 и 2; Bachianas Brasileiras № 5, часть 1

Д. Мийо:

Скарамуш» сюита для 2х пиано – части №№ 1 и 3

«Огненный замок».

М. де Фалья:

Балет «Любовь-волшебница»: Песнь любовной тоски, Танец страха, Танец огня , Песня блуждающего огня

Опера «Короткая жизнь» (2 части по выбору)

Л. Яначек:

Опера «Енуфа» (4 отрывка по выбору)

Симфониетты – части 1 и 5

Д. Энеску:

Румынская рапсодия № 1

Соната для скрипки № 3

Опера «Царь Эдип» (3 сцены по выбору)

К. Шимановски :

«Песни безумного муэдзина»

Симфония № 3 («Песнь ночи»)

Б. Бриттен:

The young person’s guide to the orchestra (Путеводитель по оркестру для юношества )

Опера «Питер Граймс» (4 отрывка по выбору)

Военный реквием №№ 1 и, 3, 10, 12, 19

«Питер Граймс» № 5- Interlude , № 6- O , hang at open doors , № 40 и № 42

В. Лютославски:

«Траурная музыка» (памяти Бартока) – 1 часть по выбору

«Книга для оркестра»

К. Пендерецки :

«Плач по жертвам Хирошимы» («Трен»)

« Dies Irae »


Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т. Директоренко, О. Мечетина. М., Композитор, 2003

Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов, 1962

Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А. Браудо. – СПб.: Композитор, 1997

Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005

Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)

Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011

Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю. Камальков.- М.,1993

Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32

Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка 2011

Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V-VI кл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. Руббах А. и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960

Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб: Союз художников, 2008

Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка, 2010

Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17

Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994

Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994

«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999

Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997

Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006

Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002

Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986



Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1. Составитель А. Руббах – М., 1972

Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова –М.: Советский композитор, 1973

Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./ Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2008

Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К. Сорокин. – М.: Музыка, 1976

Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В. Бахлацкая: М.: Советский композитор, 1990

Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А. Батаговой и Н. Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963

Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М., 1973

Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. – М., 1972

Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993

Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В. Дельновой - М.,1974

Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974

Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. - М.,1996

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962

Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973

Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н. Голубовской, сост. Ф. Розенблюм - М.: Музыка, 1978

Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А. Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. "Музыка", 1993

Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая - М., 1961

Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век» - М., 2002



Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч. I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1973

Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч. II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972

Фортепианная игра, 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В. Натансон,

Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост. М. Копчевский. – М.: Музыка, 1978

Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А. Любомудров, К.С. Сорокин, А.А. Туманян, редактор С. Диденко. – М.: Музыка, 1983.

Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А. Бакулов, К. Сорокин. – М.: Музыка, 1989.

Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А. Бакулов, К. Сорокин. – М.: Музыка, 1989.

Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994.

Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006.

Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А. Бакулов, 1992

Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.

Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160

Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011

Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А. Николаев, В. Натансон. – М.: Музыка, 2011

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И. Ройзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И. Ройзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1973

Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие / сост. Г. Цыганова, И. Королькова, Изд. 3-е. – Ростов- н/Д: Феникс, 2008