Презентация на тему: Великие композиторы мира. Современные проблемы науки и образования 5 известных композиторов и исполнителей интерпретаторов

1

В статье представлен теоретический анализ проблем исполнительской интерпретации музыкального произведения. Рассмотрено понятие «интерпретация» как в общем смысле, так и в контексте музыкального искусства, а также процесс появления идеи восприятия исполнения произведения как его интерпретации. Обозначена роль исполнителя-интерпретатора, определены необходимые психологические и профессиональные качества музыканта, способствующие верному пониманию авторского замысла и выявлению личностного смысла. Исследована проблема объективной и субъективной трактовки музыкального сочинения, а также различные подходы к пониманию «правильной» интерпретации произведения. Приведён общий план работы над музыкальным произведением для более точного постижения и передачи художественного образа. Уделено особое внимание работе над вокальными произведениями на иностранном языке ввиду наличия специфических лингвистических особенностей.

личностный смысл

творческая инициатива

индивидуальность исполнителя

музыкальное исполнительство

импровизация

художественный образ

творческая интерпретация

1. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1999. - 368 с.

2. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. - СПб.: Союз художников, 2007. - 240 с.

3. Станиславский К.С. Собрание сочинений: монография в 9-ти т. - М.: Искусство, 1991. - 4 т. - 400 с.

4. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1969. - 608 с.

5. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие. - СПб.: Лань, 2000. - 320 с.

6. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. - Париж: Современные записки, 1932. - 357 с.

С.Е. Фейнберг, советский пианист, музыкальный педагог и композитор, писал: «Нотный текст - богатство, завещанное композитором, а его исполнительские указания - сопроводительное письмо к завещанию» . Его бессмертные слова отражают один из подходов, которым руководствуются музыканты при прочтении музыкального произведения. Однако хорошо известно, что существует не только текст, но и подтекст произведения, передающий особое настроение, которое не всегда поддаётся нотной записи. И именно «попадание» в это настроение открывает исполнителю путь к постижению художественного образа всего произведения.

Неоднозначность вопроса определения художественного образа в музыкальном искусстве заключается в том, что нужно всегда удерживать баланс между «правильностью» авторского замысла и творческой инициативой исполнителя.

Хорошее исполнение - синоним к слову «творчество». И только от исполнителя зависит, одухотворит ли он музыкальное произведение или, наоборот, принизит. Именно индивидуальная трактовка произведения возводит исполнительскую деятельность на творческий уровень. Ведь даже самая подробная и насыщенная ремарками запись относительна, и её ещё предстоит не только прочитать, но и «оживить», т. е. сделать «творческий перевод» авторской записи-схемы в реальные звуковые образы.

Но как же этого добиться? Достаточно ли просто тщательно следить за нотным текстом и авторскими ремарками?

С одной стороны, партитура гарантирует исполнение идентичное с авторским, а с другой - это всего лишь схематичное воспроизведение работы автора. Всякое исполнение созданного композитором нотного текста является субъективным и представляет собой исполнительскую трактовку или интерпретацию. Однако в исторически сложившемся специальном профессиональном понимании исполнительской интерпретации принято считать не всякое воспроизведение нотного текста.

Сам термин «интерпретация» происходит от латинского слова «interpretario» - истолкование, трактовка, раскрытие смысла. Причём процесс интерпретации связан не только с установлением объективного значения, но в большей степени - с выявлением личностного смысла трактуемых объектов. В области музыкального искусства интерпретацией называют вариантную множественность индивидуального прочтения и воспроизведения музыкального произведения, раскрывающую его идейно-образное содержание, новые смыслы .

Изначально слово «интерпретация», появившееся в русском языке, и его европейские аналоги («interpretation» в английском, «interpretation» во французском, «Auslegung» в немецком и др.) не имели вообще никакого отношения к музыке. Идея восприятия исполнения произведения как его интерпретации появилась не так давно. Во времена Баха, Моцарта, Шопена или Шуберта, например, никто не мог представить спор о том, как правильно трактовать музыкальное произведение. Ведь в то время композиторы, как правило, сами исполняли свои сочинения. Развитие же интерпретации как самостоятельного искусства стало возможным в начале 19 века, после популяризации концертной деятельности и появления нового типа музыканта-интерпретатора - исполнителя произведений других композиторов. Также появились и традиции авторского исполнительства. Такими музыкантами-интерпретаторами были Ф. Лист, А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов. Со второй половины 19 века уже стала складываться теория музыкальной интерпретации, изучающая многообразие исполнительских школ, эстетические принципы интерпретации. К 20 веку эта теория стала одной из областей музыковедения.

Как и хорошее исполнение, процесс работы над музыкальным произведением тоже является процессом творческим. Причём творчество здесь связано не только с раскрытием художественных особенностей произведения, но и с реализацией различных индивидуальных качеств исполнителя, на которого возлагаются довольно противоречивые задачи. С одной стороны, наиболее точное раскрытие замысла автора на основе его стиля, жанровых особенностей, эмоционального содержания и т. п., а с другой - выражение своих собственных эмоций и чувств. В данном случае наглядно проявляется прямая связь между личностью автора и личностью исполнителя, и интерпретацию произведения можно представить как диалоги композитора и исполнителя, исполнителя и слушателя, причём личность исполнителя играет решающую роль в этом процессе.

Любая интерпретация предполагает индивидуальный подход к исполняемой музыке, и в этом случае происходит воспроизведение замыслов композитора через призму индивидуальности исполнителя, через его внутреннюю свободу. Однако свобода в искусстве должна быть укреплена и внутренней дисциплиной .

Художественное воплощение интерпретации зависит от психологических и профессиональных качеств музыканта: его музыкально-слуховых представлений, интеллекта, темперамента, эмоциональной отзывчивости, музыкального опыта, исполнительской выдержки, концентрации внимания, владения, способности контролировать свою игру.

В современном музыкознании существует классификация исполнителей по их манере интерпретировать произведение на так называемые «интерпретационные типы». Если музыкант максимально точно воспроизводит нотный текст, такая интерпретационная установка называется атрибуцией.

Если же в силу своей увлечённости и эмоционального всплеска музыкант начинает изменять нотный текст и образную атмосферу произведения, то такая интерпретационная установка называется инвенцией. В случае когда исполнитель «уводит» свою интерпретацию от точного выполнения ремарок, указанных в нотном тексте, как правило, это приводит к искажению стилистического и жанрового содержания музыки и говорит о непрофессиональной трактовке музыкального произведения.

Склонность к той или иной разновидности исполнительского искусства определяется внутренними качествами музыканта: характером, темпераментом, приоритетом тех или иных психических функций. Известно, что у одних исполнителей может преобладать образное мышление, при этом они хорошо справляются с исполнением изобразительной и программной музыки. У других же - логическое, что способствует лучшему исполнению произведений философского, глубоко переживаемого характера .

Однако какую же интерпретацию считать правильной? В музыкознании существуют разные мнения по этому поводу. Одни исследователи считают возможным наличие стольких трактовок, сколько исполнителей их осуществляет . Другие же утверждают, что, как и научная, художественная интерпретация может быть или правильной или неправильной, причём правильная - только та, которая совпадает с авторской.

Но как же узнать, что хотел передать композитор, особенно если он жил много лет назад?

Существует убеждение, что, как только музыка написана, она больше не принадлежит композитору, она принадлежит исполнителю. Причём это мнение не только некоторых исполнителей, но и некоторых композиторов. Величайший композитор Рихард Штраус был как раз одним из них. Выступая в роли дирижёра, он никогда не показывал исполнителю на его конкретные ошибки и всегда концентрировался на общем впечатлении от звучания.

Разумеется, не все великие композиторы имели такой подход. Некоторые требовали от исполнителей строгой точности прочтения. Так, Джузеппе Верди, особенно в последние годы жизни, даже увольнял певцов, которые нечётко следовали нотному тексту.

Великий итальянский дирижёр Артуро Тосканини говорил: «Зачем искать, когда всё написано? В нотах есть всё, композитор никогда не скрывает своих намерений, они всегда ясно выражены на нотной бумаге...» Написанное композитором было для него чем-то неприкосновенным, и это являлось его принципом интерпретации музыки. Тосканини никогда не выходил за рамки требований автора.

Почему же в разные времена подходы композиторов отличались? Здесь можно вспомнить историю раннего «бельканто». В то время певцы «бельканто» были не просто вокалистами, они были хорошо образованными музыкантами и композиторами, и при исполнении произведений им позволялась даже импровизация. Профессия певца была очень популярной и очень прибыльной. И потребность в как можно более быстром обучении тоже возрастала. Знания основ композиции стали уже не так нужны, и количество вокалистов росло, но отнюдь не качество. Певцы производились, словно на конвейере, но они не были достаточно образованы. Научиться за короткое время брать высокие ноты стало более выгодным, чем получить правильное вокальное образование.

Естественно, отношение композиторов, стиль их написания произведений тоже изменился. Композиторы потеряли веру в способность исполнителя правильно интерпретировать.

Были и некоторые исключения, такие как Энрико Карузо, которым разрешалось интерпретировать. Были и такие, которые подобными «разрешениями» злоупотребляли. Стоит вспомнить великого Фёдора Шаляпина, который, если ему не нравился темп дирижёра, мог бросить на того сердитый взгляд и начать дирижировать сам.

Очевидно, что свобода интерпретации имеет прямую зависимость от традиций, сложившихся в данной культуре. И одним из важнейших моментов на пути к правильной трактовке произведения и, соответственно, созданию правильного художественного образа является правильное понимание своеобразия времени (эпохи), когда оно было написано. Композиторы воплощают в музыке разные идеалы, отражают свойственные тому или иному периоду стороны жизни, национальные особенности жизни, философские взгляды и концепции, т. е. всё, что мы называем «стилевыми особенностями», и соответственно этому используют разные выразительные средства.

В данном случае очень показателен пример различного обозначения темпа и разные эпохи. В доклассический период темпы «Allegro», «Andante», «Adagio» обозначали не скорость движения, а характер музыки. Так, Allegro Скарлатти медленнее, чем Allegro у классиков, в то же время Allegro Моцарта сдержаннее Allegro в современном его понимании. Andante Моцарта подвижнее, нежели мы понимаем его сейчас.

Задача исполнителя - правильно определить соотношение произведения с его создателем и временем и учесть все стилевые черты в процессе работы над произведением. Иногда даже зрелые мастера - профессиональные музыканты - постигают художественный мир музыкального произведения, в основном, чувственно-интуитивно, хотя известно, что субъективная трактовка произведения часто оказывается неадекватной замыслу композитора и может привести к подмене содержания произведения содержанием восприятия интерпретатора.

Поэтому в основу работы даже над небольшим музыкальным произведением должно быть положено всестороннее его изучение. Это позволит углубиться в образную сферу, поддержать интерес исполнителя к произведению и, наконец, понять, авторский замысел.

Трудно разделить процесс работы над произведением на определённые этапы. Однако многие учёные-музыковеды и педагоги условно делят весь процесс на три этапа.

На первом этапе при предварительном знакомстве с произведением у исполнителя создаётся мысленный художественный образ на основе лада, мелодии, гармонии, ритма, формы, стиля и жанра произведения, средств музыкальной выразительности, а также на основе изучения истории создания произведения, прослушивания других исполнительских образцов. При этом одновременно с информационным анализом исполнитель выявляет и технические трудности.

На втором этапе преодолеваются технические трудности, заложенные в нотном тексте. В этот период происходит длительная и сложная детальная проработка всех технических, ритмических, интонационных и выразительных компонентов разучиваемой музыки, а также продолжает формироваться идеальный музыкальный образ.

На третьем этапе уже формируется и отрабатывается готовность концертного исполнения музыкального произведения.

Если мы говорим о пении, то оно, как и любое другое исполнительство, подразумевает большую предварительную работу с вокальным произведением. Следует обратить внимание не только на музыкальный, но и на литературный текст, в котором не только фразы и слова, но и знаки препинания, ударения и акценты, интонационные паузы, кульминация - все эмоциональные оттенки речи будут участвовать в начальном этапе разбора произведения. При таком разборе исполнители смогут найти новые выразительные интонации.

Наибольшую трудность для вокалиста может представлять процесс интерпретации произведения на иностранном языке. Это объясняется специфическими лингвистическими особенностями, присущими каждому конкретному языку. Таковыми являются интонационные особенности фраз, отличающиеся в зависимости от коммуникативной установки высказывания (повествовательное, вопросительное и восклицательное), особенности фонетических систем иностранных языков, не схожие с фонетической системой русского языка.

Помимо технической работы над иноязычным текстом, включающей в себя отработку произношения отдельных звуков, звукосочетаний, ритмических групп, фраз, связывания их между собой и т. п., необходимо помнить и о содержательной составляющей текста, т. е. понимать смыл каждого произносимого слова для создания правильного образа. Большое внимание следует уделить выразительному прочтению и смысловому анализу литературного текста произведения, в частности, на пунктуацию, обладающую логико-грамматической и художественно-грамматической функцией. Обратить особое внимание стоит на фразы не только литературные, но и музыкальные, которые способствуют выразительности музыкальной речи. Произведение должно быть исполнено на хорошем уровне как в вокально-техническом, так и в художественном плане. И задача исполнителя - полностью проработать и усвоить художественный образ, заложенный создателем, прочувствовать и суметь сосредоточить на нём своё внимание.

Немаловажную роль на пути к пониманию правильной трактовки произведения может иметь система К.С. Станиславского, развивающая творческое воображение и предлагающая действовать в предлагаемых обстоятельствах. Если вокалист может точно представить подтекст музыкального произведения и верит в «предлагаемые обстоятельства», то его манера исполнения будет оправдана и сделает всё выступление убедительным.

Работая с «предлагаемыми обстоятельствами», исполнитель чувствует связи между задачей, поставленной этими обстоятельствами, и их внешним воплощением, т. е. действиями и словами. Проведя большую предварительную работу над произведением, музыкант создаст необходимые интонации, и исполнение будет иметь соответствующую эмоциональную окраску. При этом слушатель, невольно включившись в содержание исполняемого, будет вместе с певцом захвачен его переживаниями .

Музыкальное исполнительство - это довольно сложный творческий процесс, имеющий свои неповторимые черты для любой специальности. И проблема творческой интерпретации стимулирует развитие у музыканта целого ряда профессионально-личностных качеств, таких как художественно-образное мышление, владение средствами музыкальной выразительности, музыкальной эрудицией. А владение различными техническими приёмами и опытом исполнительской деятельности позволит музыканту глубоко и полностью раскрыть интерпретируемое им произведение.

Рецензенты:

Немыкина И.Н., д.п.н., профессор кафедры культурологии и методологии музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.

Козьменко О.П.,доктор культурологии, профессор кафедры музыкального исполнительства ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Томский И.А. ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ВОКАЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12217 (дата обращения: 24.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Вчера, 15 апреля 2003 года, я включил телевизор и снова увидел Эдварда Радзинского. Он почти не изменился с конца ушедшего века, когда начал рассказывать свои истории с экрана. Разве что волосы побелели.
Тогда, в прошлом, впечатление от первого момента было отталкивающим - тонкий, срывающийся голос, машущие руки, неопределенная улыбка. "Евнух какой-то", - подумал я. Процесс узнавания, к счастью, длился не долго, - от силы полминуты. А дальше я утонул в мире Платона и Сенеки, в страстях былых времен и в чарующем облике рассказчика. Сквозь насмешливые глаза на меня смотрела История, движения рук завораживали.
Радзинский, безусловно, человек ярчайшего дара. Объективности ради надо было бы поискать недостатки, но мне, влюблённому в его творчество, сделать это трудно. Я наслаждаюсь картинами мира, которые он открывает. Его рассказ связывает обрывки школьных знаний, книжных сюжетов и личного опыта. Я начинаю понимать логику событий и мотивы поступков.
Он мгновенно перевоплощается. То в царя, то в поэта, то в чиновника, то в народ. Его рассказ лучше любого фильма. Он сам, как нескончаемое историческое кино. И еще язык. Почти позабытый среди повседневных штампов и мусора вроде "клёво", "прикольно", "вау". Чистый, живой, емкий и точный русский язык, который я боготворю, и который я жадно впитывал из книг Гончарова, Куприна, Чехова. Его речь чиста и свободна. Я слушаю, как будто пью воду из прохладного, звонкого родника.
Однажды кто-то, близкий к академическим кругам, с легкой миной презрительности и намеком на посвящённость, сказал, что в научном мире Радзинского не любят. Он-де путает факты и много выдумывает. И что настоящая историческая правда находится совсем в другом месте. "Очевидно, в трудах непризнанных гениев исторической науки и на острие пера молодых диссертантов", - подумал я. Может, и так. Остается подождать, когда они сподобятся донести до меня свою правду.
Вчера он рассказывал об Александре
II, Освободителе. Передача кончилась, и я внезапно вспомнил, что в моей жизни был не менее талантливый человек. Человек из плеяды Великих Интерпретаторов.
Его звали Роман Ильич Кругликов. Я попал в его лабораторию в 1981 году. Тогда ему было за пятьдесят. Он был грузноват и изрядно хромал из-за больной ноги. Поговаривали, что ногу он повредил в лагере, работая военным медиком. Но толком о его прошлом никто не знал. Известно было, что он еврей, доктор медицинских наук, заведующий лабораторией и председатель партийного бюро института.
Занимались мы тем, что искали "молекулу памяти", если говорить упрощенно. Логика, впрочем, была довольно простая. Если, допустим, вы знакомитесь с человеком, то запоминаете его лицо, походку, речь. При следующей встрече вы его узнаете, потому что внутри вас что-то изменилось, появилось что-то новое. Где искать это новое? Очевидно, в мозгу. Там мы это и искали.
Мы знакомились постепенно. Обсуждая планы работ, эксперименты, результаты. Но особенно интересно было его слушать на ученых советах. Биологическая наука, как и всякая другая, специфична и запутанна. Сотни раз я сталкивался с положением, когда ученый, делая доклад, не мог ничего объяснить коллегам. Собственно, так происходило в большинстве случаев. Докладчик сыпал терминами, цифрами, тыкал в таблицы и графики, всем своим видом показывал, что находится на пороге великого открытия... а аудитория молчала. Вырванная из контекста жизни картинка ни о чем не говорила.
Тогда к трибуне выходил Роман Ильич, стоял минуту, склонив голову, как бы настраивая публику на внимательное слушание, и, глядя в сторону, начинал говорить тихим голосом.
В отличие от многих, у него уже было продуманное, структурированное пространство, в которое следовало пристроить еще одну часть. И я с удовольствием следил, как он очерчивает полотно, наносит на него основные контуры, которые не подлежат сомнению, а потом, как бы советуясь с публикой, ищет наиболее пригодное место для нового элемента. У него получалось. Все находило свое место. Это мог быть лишь один из вариантов устройства мира, но вариант связный, удобный для дальнейшей проработки.
Потом я узнал, что у Романа Ильича есть и другой талант. За два дня до крушения стены мы ходили по Восточному Берлину, и он по памяти читал Маяковского и Пастернака. Он помнил все их стихи! И декламировал с большим чувством.
Последняя наша встреча была печальной. Я вернулся из годичной командировки в Штаты, чтобы вскоре уехать снова. Я нашел Романа Ильича в клинике, где он лечился от депрессии.
Это была тяжелая форма эндогенной депрессии, лечить которую пока не научились. "Вот я здесь", - виновато поздоровался он. Мы помолчали. Я коротко рассказал о своих достижениях, но он не слушал. Уходя, я оглянулся и кивнул. На диване сидел старый человек в сером больничном халате.
Через неделю его не стало. Не стало Великого Интерпретатора, человека, который понимал и создавал мир. Одним стало меньше в великой когорте людей, умеющих думать, говорить и доносить свои знания до остальных.
Светлая Вам память, Роман Ильич.
Долгих Вам лет, господин Радзинский.

Знаменитые музыканты

Адан Адольф Шарль (1803–1856) - французский композитор, романтик, автор балетов «Жизель», «Корсар».

Азнавур Шарль (Азнаурян Варенаг) (р. 1924) - французский шансонье, композитор, киноактер, автор и исполнитель многих песен; оказал огромное влияние на массовую музыкальную культуру Франции и всей Европы.

Алябьев Александр Александрович (1787–1851) - русский композитор, автор многих песен и романсов («Соловей», «Нищая» и др.), а также опер, балетов, камерно-инструментальных сочинений.

Армстронг Луи (1901–1971) - трубач, вокалист, которого часто называют «отцом джаза». Луи Армстронг является одной из самых популярных личностей в музыкальном искусстве XX века, с которой публика идентифицирует традиционный джаз.

Балакирев Милий Алексеевич (1836 (1837)-1910) - русский композитор, пианист, дирижер, глава и один из основателей «Могучей кучки» - творческого содружества русских композиторов, сложившегося в конце 1850-х - начале 1860-х годов.

Баланчин Джордж (Баланчивадзе Георгий Мелитонович) (1904–1963) - американский хореограф, основатель знаменитой балетной труппы «Нью-Йорк сити балле».

Барток Бела (1881–1945) - венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Соединяя элементы фольклора с приемами музыкального авангарда (экспрессионизм и др.), стал одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов в музыке XX в.

Бах Иоганн Себастьян (1685–1750) - немецкий композитор, автор около 1000 произведений различных жанров, мастер полифонии (прелюдии и фуги, «Страсти по Матфею» и др.).

Башмет Юрий Абрамович (р. 1953) - российский альтист, педагог. Первый исполнитель многих произведений для альта современных композиторов.

Берлиоз Гектор Луи (1803–1869) - французский композитор-новатор, дирижер, автор «Фантастической симфонии», создатель новой школы дирижирования.

Бернстайн Леонард (1918–1990) - американский композитор и дирижер, автор музыки ко многим знаменитым мюзиклам («Вестсайдская история» и др.).

Берри Чак (р. 1926) - знаменитый американский певец, композитор, один из родоначальников рок-н-ролла.

Бетховен Людвиг ван (1770–1827) - немецкий композитор, крупнейший симфонист. Большинство произведений Бетховена относятся к шедеврам мировой музыки («Лунная соната», IX симфония и др.).

Бизе Жорж (1838–1875) - французский композитор, автор опер («Кармен» и др.).

Бородин Александр Порфирьевич (1833–1887) - русский композитор и ученый-химик, один из создателей русских классических симфоний и квартета.

Бортнянский Дмитрий Степанович (1751–1825) - русский и украинский композитор, автор духовной музыки, произведений для хора и др.

Брамс Иоганнес (1833–1897) - немецкий композитор и дирижер, представитель романтизма.

Вагнер Рихард (1813–1883) - немецкий композитор, дирижер, реформатор оперы. Тетралогия «Кольцо нибелунга» написана на собственное либретто, опирающееся на немецкую национальную мифологию. Вагнер также является автором опер «Тристан и Изольда», «Парсифаль» и др.

Верди Джузеппе (1813–1901) - итальянский композитор, творчество которого является вершиной развития итальянской оперы и оперного искусства всего мира (оперы «Аида», «Риголетто», «Травиата» и др.).

Вертинский Александр Николаевич (1889–1957) - русский поэт и композитор, исполнитель собственных песен, один из родоначальников жанра авторской песни.

Вивальди Антонио (1678–1741) - итальянский композитор, скрипач, дирижер; создал жанр сольного инструментального концерта.

Высоцкий Владимир Семенович (1938–1980) - советский поэт, музыкант, актер, автор сотен песен на собственные стихи. В качестве автора и исполнителя песен собственного сочинения под гитару завоевал широкую популярность.

Гайдн Франц Йозеф (1732–1809) - австрийский композитор, учитель Бетховена. Его сочинения характеризуют стройность и соразмерность пропорций.

Гендель Георг Фридрих (1685–1759) - немецкий композитор, автор многих опер и ораторий, которые сочетают в себе мощные хоры и строгую архитектоничность.

Гершвин Джордж (1898–1937) - американский композитор и пианист. Вместе со своим братом Айрой Джордж Гершвин сочинил более трех десятков мюзиклов для театра и кино. К числу лучших произведений Джорджа Гершвина относятся «Рапсодия в блюзовых тонах» для фортепиано и джаз-оркестра и опера «Порги и Бесс», которую многие критики считают вершиной творчества композитора и одной из лучших (если не лучшей) американской оперой.

Гиллеспи Джон «Диззи» Бёркс (1917–1993) - американский джазовый трубач-виртуоз, организатор одного из самых известных в истории музыки джазовых оркестров, автор многих джазовых композиций.

Глинка Михаил Иванович (1804–1857) - русский композитор, создатель русских национально-эпических опер и многих популярных романсов.

Глиэр Рейнгольд Морицевич (1874–1956) - русский советский композитор, дирижер, педагог (балет «Дон Кихот»).

Глюк Кристоф Виллибальд (1714–1787) - немецкий композитор, представитель классицизма, реформатор оперы.

Григ Эдвард (1843–1907) - норвежский композитор, пианист, музыкальный деятель, дирижер.

Гуно Шарль (1818–1893) - французский композитор, один из крупнейших представителей французской оперы XIX в. Вершина творчества - опера «Фауст».

Данькевич Константин Федорович (1905–1984) - украинский композитор и музыковед, автор оперы «Богдан Хмельницкий», балета «Лилея» и др.

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813–1869) - русский композитор (опера «Русалка» и др.). Наряду с М. И. Глинкой являлся основоположником русской классической школы музыки.

Дассен Джо (1938–1980) - французский певец, композитор, песни которого были очень популярны в 1960-1970-х годах.

Дворжак Антонин (1841–1904) - чешский композитор, дирижер, один из основоположников чешской музыкальной школы классической музыки.

Дебюсси Клод Ашиль (1862–1918) - французский композитор, считается основоположником так называемого музыкального импрессионизма.

Дилан Боб (Роберт Аллен Циммерман) (р. 1941) - американский рок-музыкант, по мнению большинства критиков, больше, чем кто-либо, повлиявший на развитие популярной музыки (причем не только рока) в послевоенное время, а его творчество стало образцом для подражания для нескольких поколений рок-музыкантов.

Доминго Пласидо (р. 1941) - испанский певец (тенор) и дирижер, один из наиболее выдающихся певцов в истории оперного искусства.

Доницетти Гаэтано (1797–1848) - итальянский композитор (оперы «Лючия ди Ламмермур», «Дон Паскуале» и др.), мастер искусства бельканто.

Дунаевский Исаак Осипович (1900–1955) - советский композитор, крупнейший мастер советской массовой песни и оперетты.

Кабалье Монтсеррат (р. 1933) - испанская певица (сопрано). Одна из выдающихся современных певиц бельканто.

Каллас Мария (Мария Калогеропулос) (1923–1977) - греческая певица, обладала голосом широкого диапазона, одна из величайших певиц в истории музыки, была солисткой крупнейших театров мира.

Кальман Имре (1882–1953) - венгерский композитор, мастер классической венской оперетты («Сильва» и др.).

Каррерас Хосе (р. 1947) - испанский оперный певец, тенор, обладает глубоким красивым голосом, наряду с П. Доминго и Л. Паваротти долгое время входил в тройку лучших теноров современности.

Карузо Энрико (1873–1921) - итальянский певец, один из величайших теноров в истории оперного искусства, мастер бельканто.

Клиберн Ван (Клайберн Харви Лаван) (р. 1934) - американский пианист, победитель 1-го Международного конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (1958).

Козловский Иван Семенович (1900–1995) - русский советский певец, лирический тенор, солист Большого театра (1926–1954), один из лучших исполнителей своего времени.

Легар Ференц (Франц) (1870–1948) - композитор, выдающийся мастер венской оперетты («Веселая вдова»).

Лемешев Сергей Яковлевич (1902–1977) - выдающийся русский оперный певец, лирический тенор. Обладатель нежнейшего тембра, неподражаемый исполнитель песен и романсов.

Леннон Джон (1940–1980) - британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель. Основатель и участник группы «The Beatles», один из самых популярных музыкантов XX в.

Леонкавалло Руджеро (1857–1919) - итальянский оперный композитор, чьи произведения имели и имеют большой успех (оперы «Паяцы», «Богема» и др.).

Леонтович Николай Дмитриевич (1877–1921) - украинский композитор, автор многих обработок народных мелодий. Основатель первого украинского симфонического оркестра.

Лист Ференц (1811–1886) - выдающийся венгерский композитор, дирижер и пианист. Создал школу концертного исполнительства на фортепиано.

Ллойд-Уэббер Эндрю (р. 1948) - известный британский композитор, автор мюзиклов и рок-опер («Иисус Христос - суперзвезда»; «Призрак оперы» и др.).

Лысенко Николай Витальевич (1842–1912) - композитор, дирижер, основоположник украинской национальной музыкальной школы, способствовал становлению украинской оперы.

Людкевич Станислав Филиппович (Пилипович) (1879–1979) - украинский композитор и музыковед, один из крупнейших украинских симфонистов.

Майлс Дэвис (1926–1991) - американский джазовый трубач, один из самых выдающихся джазменов в истории музыки. С конца 1960-х годов выступал в стиле джаз-рок.

Маккартни Джеймс Пол (р. 1942) - британский рок-музыкант, певец и композитор, один из основателей группы «The Beatles».

Малер Густав (1860–1911) - австрийский композитор и дирижер, один из крупнейших симфонистов XIX и XX вв. В 1908–1909 годах - дирижер «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, в 1909–1911 годах руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром.

Мендельсон-Бартольди Якоб Людвиг Феликс (1809–1847) - немецкий композитор, органист, дирижер и общественный деятель, основатель первой немецкой консерватории. Автор «Итальянской», «Шотландской» симфоний и др.

Меркьюри Фредди (1956–1991) - британский певец и музыкант, вокалист легендарной рок-группы «Queen». До сих пор, спустя много лет после смерти, является одним из самых популярных певцов в мире.

Миллер Гленн (1904–1944) - американский тромбонист, аранжировщик, руководитель одного из лучших свинговых оркестров конца 1930-х - начала 1940-х годов.

Морриконе Эннио (р. 1928) - итальянский композитор, аранжировщик, дирижер, один из самых известных композиторов, пишущих музыку для кино.

Моцарт Вольфганг Амадей (1756–1791) - австрийский композитор, один из величайших в истории музыки. Обладал выдающимся мелодическим даром (оперы «Волшебная флейта» и др., «Маленькая ночная серенада», создал около 600 произведений различных жанров). Сочинял музыку с пяти лет, выступал как исполнитель - с шести.

Мусоргский Модест Петрович (1839–1881) - русский композитор. Создал монументальные народные музыкальные драмы («Борис Годунов», «Хованщина»), драматические сценки («Картинки с выставки») и др.

Ойстрах Давид Федорович (1908–1974) - советский скрипач-виртуоз, педагог, один из крупнейших музыкантов XX в.

Оффенбах Жак (1819–1880) - французский композитор, один из основоположников классической французской оперетты («Прекрасная Елена», «Перикола» и др.).

Паваротти Лучано (1935–2007) - выдающийся итальянский певец, один из самых выдающихся теноров в истории музыки.

Паганини Никколо (1782–1840) - итальянский скрипач-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII–XIX вв. Признанный гений мирового музыкального искусства.

Паулс Раймонд (р. 1936) - латвийский композитор, пианист, автор многих песен, мюзиклов, музыки к фильмам и др.

Петрусенко Оксана Андреевна (1900–1940) - украинская советская певица (лирико-драматическое сопрано), обладавшая голосом уникального тембра.

Пиаф Эдит (Гасьон) (1915–1963) - французская певица и актриса, одна из величайших эстрадных певиц мира.

Пресли Элвис (1935–1977) - легендарный американский рок-певец и киноактер, «король рок-н-ролла».

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891–1953) - русский композитор-новатор, один из крупнейших композиторов XX в.

Пуччини Джакомо (1858 -1924) - итальянский композитор, соединивший в своих операх («Тоска», «Богема» и др.) лиризм с героикой и трагедийностью.

Равель Морис (1875–1937) - французский композитор и пианист-исполнитель. Наиболее известное произведение - «Болеро».

Рахманинов Сергей Васильевич (1873–1943) - русский композитор, пианист и дирижер. Играл на фортепиано с четырех лет. Оперы, романсы, концерты и др. сочетают в музыке бурные, страстные порывы и поэтическую созерцательность. Один из величайших пианистов в истории музыки.

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844–1908) - русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик; член «Могучей кучки», автор 15 опер, 3 симфоний, симфонических произведений, инструментальных концертов, кантат, камерно-инструментальной, вокальной и духовной музыки.

Рихтер Святослав Теофилович (1915–1997) - советский пианист, выдающийся исполнитель.

Россини Джоаккино (1792–1868) - итальянский композитор. Вершиной его творчества стала опера «Севильский цирюльник». Создал также многочисленные вокальные и фортепианные миниатюры.

Ростропович Мстислав Леопольдович (1927–2007) - выдающийся виолончелист, дирижер и общественный деятель.

Рота Нино (1911–1979) - итальянский композитор, автор музыки ко многим фильмам Федерико Феллини, а также к фильму «Крестный отец» Френсиса Форда Копполы.

Свиридов Георгий (Юрий) Васильевич (1915–1998) - русский советский композитор и пианист. Автор музыки к произведениям А. С. Пушкина, С. А. Есенина и др., духовной музыки.

Сен-Санс Шарль Камиль (1835–1921) - французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель. Автор многочисленных произведений различных музыкальных жанров, наиболее известными из которых являются опера «Самсон и Далила», 3-я симфония (с органом), симфоническая поэма «Пляска смерти», 3-й концерт и «Интродукция и рондо каприччиозо» (1863) для скрипки и оркестра.

Сибелиус Ян (1865–1957) - финский композитор, основоположник национального финского романтического стиля. В творчестве использовал ритмические и гармонические особенности финского фольклора.

Синатра Френсис Альберт (1915–1998) - американский певец, один из самых популярных в истории американской эстрады.

Скрябин Александр Николаевич (1872–1915) - русский композитор и пианист. Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы традиционной тональности. Партитура его симфонической «Поэмы огня» («Прометей») включает световую клавиатуру: лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов.

Сметана Бедржих (1824–1884) - чешский композитор, дирижер, пианист, автор опер «Проданная невеста», «Либуше» (на мотивы Зеленогорской рукописи и подлинных чешских легенд), цикла симфонических поэм «Моя страна» (особенно знаменита вторая - «Влтава»).

Спиваков Владимир Теодорович (р. 1944) - российский скрипач, дирижер. С 1979 года - руководитель оркестра «Виртуозы Москвы», быстро завоевавшего признание и любовь публики. Лауреат многих международных конкурсов.

Стравинский Игорь Федорович (1882–1971) - русский, а затем американский композитор и дирижер. Балеты Стравинского («Весна священная» и др.) с успехом демонстрировались С. П. Дягилевым на «Русских сезонах» в Париже. Обращался к античным и библейским сюжетам.

Утесов Леонид Осипович (1895–1982) - российский и советский артист эстрады, певец и киноактер, народный артист СССР. Один из основателей советского джаза и русского шансона.

Фитцджеральд Элла Джейн (1917–1996) - американская джазовая певица, признанная одной из величайших вокалисток в истории джаза.

Хачатурян Арам Ильич (1903–1978) - армянский композитор, дирижер, педагог. В его творчестве самобытно соединились традиции мирового и национального музыкального искусства (балеты «Гаянэ», «Спартак» и др.).

Чайковский Петр Ильич (1840–1893) - русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.

Шаляпин Федор Иванович (1873–1938) - великий русский оперный певец, бас, один из самых известных певцов мира.

Шнитке Альфред Гарриевич (1934–1998) - российский композитор, пианист, теоретик музыки и педагог (автор статей о русских и советских композиторах), один из наиболее значительных музыкальных деятелей конца XX в.

Шопен Фредерик (1810–1849) - польский композитор (этюды, ноктюрны, вальсы, полонезы, концерты для фортепиано с оркестром и др.), пианист-виртуоз. Автор многочисленных произведений для фортепиано.

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906–1975) - русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, один из самых значительных композиторов XX в., оказавший и продолжающий оказывать творческое влияние на композиторов.

Штраус Иоганн (1825–1899) - австрийский композитор, крупнейший мастер венского вальса и венской оперетты, «Король вальса». Создал огромное количество произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую оперу и балет.

Штраус Рихард (1864–1949) - немецкий композитор и дирижер, автор многих симфонических поэм и опер.

Шуберт Франц (1797–1828) - австрийский композитор. Вальсы, фантазии, экспромты, симфонии и др. Создал свыше 600 песен. Первый крупный представитель музыкального романтизма, один из крупнейших мелодистов.

Шуман Роберт (1810–1856) - немецкий композитор, романтик. Его творчество воспитывало высокую музыкальную культуру, красоту и силу человеческих чувств (симфонии, оратория «Рай и Пери» и др.).

Из книги Мошенничество в России автора Романов Сергей Александрович

Музыканты Ну, а если кто-то когда-то обучался играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, - то тут уж все карты в руки. Дающие не простят халтуры взрослому просящему музыканту. Зато ребенку, взявшему фальшивую ноту на детской гармошке, трубе или гитаре, - заплатят

Из книги Музы и грации. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

МУЗЫКАНТЫ Музыканты хотят, чтобы мы были немы как раз тогда, когда больше всего хочется быть глухим.Оскар Уайльд (1854–1900), английский писатель* * *Ты спрашиваешь, как играл этот виртуоз? В его игре было что-то человеческое: он ошибся.Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Бах (нем. музыканты, сыновья И. С. Баха) Бах (Bach), немецкие музыканты, сыновья И. С. Баха. Вильгельм Фридеман Б. (22.11.1710, Веймар, - 1.7.1784, Берлин), композитор и органист. Старший сын И. С. Баха. Из всех сыновей знаменитого композитора наиболее близок к нему по характеру

Из книги Знаменитые киллеры, знаменитые жертвы автора Мазурин Олег

Олег Мазурин ЗНАМЕНИТЫЕ КИЛЛЕРЫ, ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕРТВЫ У подъезда толкутся двое киллеров в ожидании клиента. Один из них заметно волнуется. Другой, наблюдая как нервничает напарник, с усмешкой интересуется у него: - Ты чо, брателло, паришься? - Да что-то клиента долго

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Великие классические музыканты и композиторы 3 Арс, Николай Андреевич – русский композитор конца XIX – начала XX веков.Бах, Иоганн Себастьян – немецкий композитор XVIII века.4 Бизе, Жорж – французский композитор XIX века, пианист.Лист, Ференц – венгерский композитор XIX века,

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Популярные зарубежные музыканты и исполнители XX века 2 Ри, Крис – ирландский композитор, певец.3 Буш, Кейт – английская певица, композитор.Дио, Ронни Джеймс – американский певец.Ино, Брайен – английский певец, композитор.Мур, Гэри – ирландский певец, композитор,

Из книги 100 великих тайн Третьего рейха автора Веденеев Василий Владимирович

Популярные российские музыканты XX века и исполнители 3 Мон, АлисаЦой, Виктор5 Апина, АленаВарум, АнжеликаГубин, АндрейЛиндаМетов, КайСеров, АлександрЧайка, ВикторШтурм, Наталья6 Агутин, ЛеонидГлызин, АлексейДолина, ЛарисаКинчев, КонстантинКобзон, ИосифОтиева,

Из книги Когда можно аплодировать? Путеводитель для любителей классической музыки автора Хоуп Дэниел

А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь Из басни «Квартет» (1811) И. А. Крылова (1769-1844).Современники полагали; что эта басня была написана как сатирический отклик на реформу Государственного совета, который волей императора Александра I был разделен в 1810 г.

Из книги 100 великих мистических тайн автора Бернацкий Анатолий

Как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь см. А вы, друзья, как ни садитесь / Всё в музыканты не

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

«Бременские музыканты» В середине 30-х годов XX века, когда знаменитый «молчаливый полковник» Вальтер Николаи занял кресло начальника военной разведки Третьего рейха, он начал старательно обхаживать японцев, пытаясь выковать крепкую ось «Берлин - Токио». Эта ось

Из книги Катастрофы тела [Влияние звезд, деформация черепа, великаны, карлики, толстяки, волосатики, уродцы...] автора Кудряшов Виктор Евгеньевич

ЖЕНЩИНЫ-МУЗЫКАНТЫ Хуже всего, с точки зрения женщин, дела обстоят в Венском филармоническом оркестре, который до 1997 года был чисто мужским коллективом, но в конце концов, с тяжёлым сердцем, подчинился общественному мнению. С тех пор женщины там присутствуют, но всё ещё в

Из книги Я познаю мир. Насекомые автора Ляхов Петр

Из книги автора

В какой стране жили бременские музыканты? Германия как страна появилась на карте мира только с середины XIX века. До этого времени на её территории существовало несколько мелких княжеств, среди которых были и «вольные города». С тех пор остались на карте страны Бавария,

Из книги автора

Безрукие музыканты Среди известных безруких художников были и такие, которые не менее известны как музыканты. Среди них Жан де Оно из Брюсселя, который был искусным игроком на мандолине и прекрасно владел кистью, держа ее в пальцах стопы: А Готфрида Дитце, хорошо

Из книги автора

Неутомимые музыканты – кузнечики Кто не знаком с кузнечиками! Их можно встретить везде: в лесу, в поле или на лугу. Они известны как неутомимые музыканты, все лето оживляющие природу своим веселым стрекотанием, а также как прекрасные прыгуны. Кузнечики способны прыгать на

Профессия композитора требует музыкального таланта и глубоких знаний музыкальной композиции. Можно смело утверждать, что композитор – важнейшая фигура в музыкальном мире. Поэтому каждый знаменитый композитор в истории музыки оказывал весомое влияние на развитие музыки на каждом конкретном этапе. Композиторы 18 века Во второй половине 18 века жили и творили два великих композитора – Бах и Моцарт – повлиявшие на все последующее развитие музыкального искусства. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) является ярчайшим представителем музыкальной традиции 17-18 веков, классифицируемой историками как эпоха барокко. Бах – один из самых значимых композиторов в истории музыки, написавший за свою 65-летнюю жизнь боле тысячи музыкальных произведений в разных жанрах. Иоганн Себастьян Бах является основателем одной из самых известных в мире музыки династий. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – яркий представитель Венской школы, виртуозно владевший множеством инструментов: скрипка, клавесин, орган. Во всех этих жанрах он преуспел не только как исполнитель, а в первую очередь как сочинитель музыки. Моцарт стал знаменит благодаря удивительному музыкальному слуху и таланту импровизации Третье важнейшее для истории музыки имя – Людвиг Ван Бетховен. Он творил на рубеже 18 и 19 веков во всех существовавших тогда музыкальных жанрах. Его музыкальное наследие необычайно разнообразно: это сонаты и симфонии, увертюры и квартеты, концерты для двух его любимейших инструментов – скрипки и фортепиано. Бетховен считается первым представителем романтизма в классической музыке. Эти произведения написал Людвиг ван Бетховен 01-К Элизе 02-Соната №14 Лунная 03-Симфония №5 04-Соната Аппасионата №23 05-Соната №13 Патетическая 06-Эгмонт Увертюра 07-Соната №17 Буря 08-Симфония №9 09-Соната №21 Моцарт написал «Мнимая простушка» «Сон Сципиона» «Misericordias Domini» Mocarta 40. simfonija, 4. temps Overture to Don Giovanni "Figaro kāzu" uvertīra Concerto in D for Flute И.Т 1 Вокальные произведения 2 Органные произведения 3 Произведения для клавесина 4 Произведения для солирующих неклавишных инструментов 5 Произведения для дуэта клавесина с другим инструментом Он является автором 90 опер Автор более 500 концертов Автор свыше 100 сонат для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат, серенад, симфоний, Stabat Mater и других церковных произведений. Оперы, пастиччо, балетыТерпсихора (пролог к 3-й редакция оперы Верный Пастух, 1734, театр "КовентГарден"); оратории, оды и другие произведения для хора и голосов с оpкестром, концерты для оpкестра, сюиты, концерты для инструмента с оркестромдля ансамбля инструментов - для фортепиано в 2 руки, для фортепиано в 4 руки для 2 фортепиано, для голоса в сопровождении фортепиано или с другим инструментомдля хора без сопровождения, музыка к драматическим спектаклям- В истории музыкального искусства XVIII век получил огромное значение и поныне представляет первостепенный интерес. Это эпоха создания музыкальной классики, рождения крупных музыкальных концепций по существу уже светского образного содержания. Музыка не только встала на уровень других искусств, переживавших свой расцвет с эпохи Возрождения, на уровень литературы в ее лучших достижениях, но в целом превзошла дocтигнyтое рядом дрyгиx искусств (в частности, изобразительных) и к концу столетия оказалась способна создать большой синтезирующий стиль такой высокой и длительной ценности, как симфонизм венской классической школы. Бах, Гендель, Глюк, Гайдн и Моцарт - признанные вершины на этом пути музыкального искусства от начала к концу века. Однако значительна роль и таких оригинальных и ищущих художников, как Жан Филипп Рамо во Франции, Доменико Скарлатти в Италии, Филипп Эмануэль Бах в Германии, не говоря уж о множестве других мастеров, сопутствовавших им в общем творческом движении.

Должен ли композитор, обладающий достаточными исполнительскими данными, быть наилучшим интерпретатором своей собственной музыки?

Мне трудно дать определенный ответ на этот вопрос. Возможно, имеются основания для того, чтобы предпочитать исполнение композитора-интерпретатора исполнению артиста, обладающего чисто исполнительским талантом. Но я бы не стал категорически утверждать, что это неизменно бывает именно так, а не иначе, несмотря на тот факт, что два величайших в истории пианиста - Лист и Рубинштейн - оба были композиторами. Что касается меня самого, я чувствую, если мое исполнение собственных сочинений отличается от исполнения чужих произведений, это потому только, что свою музыку я знаю лучше.

Как композитор я уже так много думал над ней, что она стала как бы частью меня самого. Как пианист я подхожу к ней изнутри, понимая ее глубже, чем ее сможет понять любой другой исполнитель. Ведь чужие сочинения всегда изучаешь, как нечто новое, находящееся вне тебя. Никогда нельзя быть уверенным, что своим исполнением правильно осуществляешь замысел другого композитора. Я убедился, разучивая свои произведения с другими пианистами, что для композитора может оказаться весьма затруднительным раскрыть свое понимание сочинения, объяснить исполнителю, как должна быть сыграна пьеса.

По-моему, существуют два жизненно важных качества, присущие композитору, которые не обязательны в той же мере для артиста-исполнителя. Первое - это воображение. Я не хочу утверждать, что артист-исполнитель не обладает воображением. Но есть все основания считать, что композитор обладает большим даром, ибо он должен прежде, чем творить,- воображать. Воображать с такой силой, чтобы в его сознании возникла отчетливая картина будущего произведения, прежде, чем написана хоть одна нота. Его законченное произведение является попыткой воплотить в музыке самую суть этой картины. Из этого следует, что, когда композитор интерпретирует свое произведение, эта картина ясно вырисовывается в его сознании, в то время как любой музыкант, исполняющий чужие произведения, должен воображать себе совершенно новую картину. Успех и жизненность интерпретации в большой степени зависит от силы и живости его воображения. И в этом смысле, мне представляется, что композитор-интерпретатор, чье воображение столь высоко развито от природы, можно сказать, имеет преимущество перед артистом - только интерпретатором.



Второй и еще более важный дар, который отличает композитора от всех других музыкантов,- тонко развитое чувство музыкального колорита. Говорят, что Антон Рубинштейн умел, как ни один другой пианист, извлекать из фортепиано изумительное богатство и разнообразие чисто музыкальных красок. Слушавшим игру Рубинштейна порой представлялось, что в его руках - все средства большого оркестра, ибо, будучи также великим композитором, Рубинштейн обладал интенсивным ощущением музыкального колорита, распространявшимся как на его исполнительскую, так и на его творческую деятельность. Лично я считаю, что обладание острым чувством музыкального колорита есть величайшее преимущество композитора. Каким бы прекрасным музыкантом ни был исполнитель, я думаю, он никогда не сможет достичь всей глубины ощущения и воспроизведения полной гаммы музыкальных красок, что является неотъемлемым свойством таланта композитора.

Для композитора, являющегося также и дирижером, это острое чувство колорита может оказаться помехой при интерпретации чужих произведений, потому что он,

возможно, будет вносить в исполнение краски, отличные от задуманных композитором.

Не всегда композитор является идеальным дирижером - интерпретатором своих сочинений. Мне довелось слышать трех великих художников-творцов-Римского-Корсакова, Чайковского и Рубинштейна,- дирижировавших своими произведениями, и результат был поистине плачевный. Из всех музыкальных призваний дирижирование стоит особняком-это индивидуальное дарование, которое не может быть благоприобретенным. Чтобы быть хорошим дирижером, музыкант должен иметь огромное самообладание. Он должен уметь сохранять спокойствие. Но спокойствие - это не значит безмятежность и равнодушие. Необходима высокая интенсивность музыкального чувства, но в его основе должны лежать совершенная уравновешенность мышления и полный самоконтроль. Дирижируя, я испытываю нечто близкое тому, что я ощущаю, управляя своей машиной,- внутреннее спокойствие, которое дает мне полное владение собой и теми силами - музыкальными или механическими,- которые подчинены мне.

С другой стороны, для артиста-исполнителя, проблема владения своими эмоциями является более личной. Я хорошо знаю, что моя игра день ото дня бывает разная. Пианист - раб акустики. Только сыграв первую пьесу, испытав акустику зала и ощутив общую атмосферу, я знаю, в каком настроении я проведу весь концерт. В каком-то отношении это для меня не хорошо, но, может быть, для артиста лучше никогда не быть заранее уверенным в своей игре, чем достигнуть некоего неизменного уровня исполнения, которое может легко превратиться в механическую рутину.

Считает ли композитор-исполнитель, что жизнь артиста-исполнителя оказывает неблагоприятное воздействие на его творчество?

Здесь многое зависит от индивидуальности артиста. Например, Штраус ведет активную деятельность, как композитор и дирижер. Рубинштейн работал над сочинением музыки каждое утро от семи до двенадцати, проводя остальное время дня за фортепиано. Лично я нахожу такую двойную жизнь невозможной. Если я играю, я не могу сочинять, если я сочиняю, я не хочу играть. Возможно, это потому, что я ленив; возможно.

беспрестанные занятия на рояле и вечная суета, связанная с жизнью концертирующего артиста, берут у меня слишком много сил. Возможно, это потому, что я чувствую, что музыка, которую мне хотелось бы сочинять, сегодня неприемлема. А может быть, истинная причина того, что я в последние годы предпочел жизнь артиста-исполнителя жизни композитора, совсем иная. Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний.