Современные британские композиторы. Знаменитые английские композиторы

В 1904 году немецкий критик Оскар Адольф Германн Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назвав ее (и книгу, и саму страну) «Страной без музыки» (Das Land Ohne Musik). Возможно, он был прав. После смерти Генделя в 1759 году Британия вносила ничтожно малый вклад в развитие классической музыки. Правда, Шмитц не совсем вовремя выступил со своим осуждением: XX век стал свидетелем возрождения британской музыки, что проявилось в формировании нового национального стиля. Эта эпоха также подарила миру четырех великих британских композиторов.

Эдуард Элгар

Он нигде официально не учился искусству композиции, но сумел из скромного вустерского дирижера и капельмейстера Вустерской психиатрической лечебницы стать первым за двести лет британским композитором, достигшим международного признания. Проведя детство в магазинчике отца на главной улице Вустершира в окружении партитур, музыкальных инструментов и учебников по музыке, юный Элгар самостоятельно изучил музыкальную теорию. В тёплые летние дни он стал забирать с собой рукописи за город, для изучения (ещё с пяти лет он пристрастился к езде на велосипеде). Таким образом для него было положено начало прочной взаимосвязи между музыкой и природой. Позднее он скажет: «Музыка, она в воздухе, музыка вокруг нас, мир переполнен ей, и можно просто брать столько, сколько потребуется.» В возрасте 22 лет он принял должность капельмейстера в Вустерской психиатрической больнице для бедных в Павике, в трёх милях к юго-западу от Вустера, прогрессивном учреждении, где верили в целебную силу музыки. Славу ему принесло его первое крупное оркестровое произведение «Вариации на загадочную тему» (Enigma Variations, 1899 г.) - загадочную потому, что каждая из четырнадцати вариаций писалась на своеобразную тему, которой еще никто не слышал. Величие Элгара (или его английская самобытность, как говорят некоторые) лежит в использовании смелых мелодических тем, передающих настроение ностальгической меланхолии. Его лучшим сочинением называют ораторию «Сновидение Геронтиуса» (The Dream of Gerontius, 1900) , а его Первый марш из цикла «Торжественные и церемониальные марши» (Pomp and Circumstance March No. 1, 1901), также известный как «Край надежды и славы», неизменно вызывает бурный восторг у слушателей на ежегодных «променадных концертах».

Elgar - The Dream of Gerontius

Густав Холст

Швед, родившийся в Англии, Холст был исключительно незаурядным композитором. Мастер оркестровки, в своем творчестве он опирался на столь разные традиции, как английские народные песни и мадригалы, индуистский мистицизм и авангардизм Стравинского и Шёнберга. Он также увлекался астрологией, и ее изучение вдохновило Холста на создание его самого известного (хотя и не самого лучшего) произведения - семичастной симфонической сюиты (The Planets, 1914-1916).

Густав Холст. "Планеты. Венера"


Ральф Воан-Уильямс

Ральф Воан-Уильямс считается самым английским из британских композиторов. Он отвергал иностранные влияния, насыщая свою музыку настроением и ритмами национального фольклора и творчества английских композиторов XVI века. Воан Уильямс ― один из крупнейших композиторов первой половины XX века, сыгравший важную роль в возрождении интереса к британской академической музыке. Его наследие весьма обширно: шесть опер, три балета, девять симфоний, кантаты и оратории, сочинения для фортепиано, органа и камерных ансамблей, обработки народных песен и многие другие произведения. В своём творчестве он вдохновлялся традициями английских мастеров XVI―XVII веков (возродил жанр английской маски) и народной музыкой. Произведения Уильямса отмечены масштабностью замысла, мелодизмом, мастерским голосоведением и оригинальной оркестровкой. Воан Уильямс является одним из основоположников новой английской композиторской школы — так называемого «английского музыкального ренессанса». Воан-Уильямс известен прежде всего как автор «Морской симфонии» (A Sea Symphony, 1910), «Лондонской симфонии» (A London Symphony, 1913) и восхитительного романса для скрипки с оркестром « (The Lark Ascending, 1914).

Воан-Уильямс. "Лондонская симфония"

Бенджамин Бриттен

Бриттен был и остается по сей день последним великим британским композитором. Его мастерство и изобретательность, особенно как композитора, пишущего для вокала, принесли ему международное признание, сравнимое со славой Элгара. В числе его лучших произведений опера «Питер Граймс» (Peter Grimes, 1945), оркестровое произведение «Путеводитель по оркестру для молодежи» (The Young Person"s Guide to the Orchestra, 1946) и крупное оркестрово-хоровое сочинение «Военный реквием» (War Requiem, 1961) на стихи Уилфреда Оуэна. Одна из главных тем творчества Бриттена - протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира - получила высшее выражение в «Военном реквиеме» (1961). О том, что привело его к Военному реквиему, Бриттен рассказывал так: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах. Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем много сожаления по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны». Бриттен не был большим поклонником «английской традиционности», характерной для композиторов предыдущего поколения, хотя аранжировал народные песни для своего партнера - тенора Питера Пирса. Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткрывателя новых технических приемов композиции или теоретических обоснований своего индивидуального стиля. В отличие от многих своих сверстников, Бриттен никогда не увлекался погоней за «самым новым», равно как и не старался найти поддержки в устоявшихся приемах композиции, унаследованных от мастеров предшествующих поколений. Он руководствуется, прежде всего, свободным полетом воображения, фантазии, реалистической целесообразностью, а не принадлежностью к одной из многочисленных «школ» нашего века. Бриттен ценил творческую искренность больше, чем схоластическую догму, в какие бы ультрасовременные наряды ее ни облекали. Он позволял всем ветрам эпохи проникать в свою творческую лабораторию, проникать, но не распоряжаться в ней.


Бриттен. «Путеводитель по оркестру для молодежи»


С тех пор как Бриттен был погребен в Олдборо (Суффолк) в 1976 году, британская классическая музыка изо всех сил старается сохранить свою славную репутацию. Джон Тавернер, прямой потомок композитора XVI века Джона Тавернера, и Питер Максвелл Дэвис создают произведения, которые благосклонно принимает критика, но ничего по-настоящему выдающегося пока не появилось. Классическая музыка занимает определенную нишу в британской культуре, но, пожалуй, не такую большую, как хотелось бы ее поклонникам. Она звучит в телевизионной рекламе и на различных спортивных мероприятиях, и простые британцы вполне могут посмотреть по телевизору заключительный вечер «променадных концертов» (если нет ничего более интересного), но на самом деле классическую музыку слушает очень небольшая часть нации, главным образом представители среднего класса. Респектабельная музыка для респектабельных людей.

Использованы материалы с сайта: london.ru/velikobritaniya/muzika-v-velik obritanii

Величайшие композиторы мира всех времен: списки в хронологическом и алфавитном порядке, справочники и произведения

100 великих композиторов мира

Список композиторов в хронологическом порядке

1. Жоскен Депре (1450 –1521)
2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)
3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)
4. Генрих Шютц (1585 –1672)
5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)
6. Генри Пёрселл (1658 –1695)
7. Арканджело Корелли (1653 –1713)
8. Антонио Вивальди (1678 –1741)
9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)
10. Георг Гендель (1685 –1759)
11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)
12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)
13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)
14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)
15. Антонио Сальери (1750 –1825)
16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)
17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)
18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)
19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)
20. Николло Паганини (1782 –1840)
21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)
22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)
23. Джоаккино Россини (1792 –1868)
24. Франц Шуберт (1797 –1828)
25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)
26. Винченцо Беллини (1801 –1835)
27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)
28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)
29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)
30. Фридерик Шопен (1810 –1849)
31. Роберт Шуман (1810 –1856)
32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)
33. Ференц Лист (1811 –1886)
34. Рихард Вагнер (1813 –1883)
35. Джузеппе Верди (1813 –1901)
36. Шарль Гуно (1818 –1893)
37. Станислав Монюшко (1819 –1872)
38. Жак Оффенбах (1819 –1880)
39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)
40. Сезар Франк (1822 –1890)
41. Бедржих Сметана (1824 –1884)
42. Антон Брукнер (1824 –1896)
43. Иоганн Штраус (1825 –1899)
44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)
45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)
46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)
47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)
48. Лео Делиб (1836 –1891)
49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)
50. Жорж Бизе (1838 –1875)
51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)
52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)
53. Антонин Дворжак (1841 –1904)
54. Жюль Массне (1842 –1912)
55. Эдвард Григ (1843 –1907)
56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)
57. Габриель Форе (1845 –1924)
58. Леош Яначек (1854 –1928)
59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)
60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)
61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)
62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)
63. Гуго Вольф (1860 –1903)
64. Густав Малер (1860 –1911)
65. Клод Дебюсси (1862 –1918)
66. Рихард Штраус (1864 –1949)
67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)
68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)
69. Ян Сибелиус (1865 –1957)
70. Франц Легар (1870 –1945)
71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)
72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)
73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)
74. Морис Равель (1875 –1937)
75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)
76. Бела Барток (1881 –1945)
77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)
78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)
79. Антон Веберн (1883 –1945)
80. Имре Кальман (1882 –1953)
81. Альбан Берг (1885 –1935)
82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)
83. Артур Онеггер (1892 –1955)
84. Дариюс Мийо (1892 –1974)
85. Карл Орф (1895 –1982)
86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)
87. Джордж Гершвин (1898 –1937)
88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)
89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)
90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)
91. Тихон Николаевич Хренников (род. в 1913 году)
92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)
93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)
94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)
95. Родион Константинович Щедрин (род. в 1932 году)
96. Кшиштоф Пендерецкий (род. в 1933 году)
97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)
98. Боб Дилан (род. в 1941 году)
99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)
100. Стинг (род. в 1951 году)

ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Самые известные композиторы мира

Список композиторов в алфавитном порядке

N Композитор Национальность Направление Год
1 Альбинони (Albinoni) Томазо итальянский Барокко 1671-1751
2 Аренский Антон (Антоний) Степанович русский Романтизм 1861-1906
3 Баини (Baini) Джузеппе итальянский Церковная музыка - Ренессанса 1775-1844
4 Балакирев Милий Алексеевич русский «Могучая кучка»-национально ориентированной русской музыкальной школы 1836/37-1910
5 Бах (Bach) Иоганн Себастьян немецкий Барокко 1685-1750
6 Беллини (Bellini) Винченцо итальянский Романтизм 1801-1835
7 Березовский Максим Созонтович русско-украинский Классицизм 1745-1777
8 Бетховен (Beethoven) Людвиг ван немецкий между классицизмом и романтизмом 1770-1827
9 Бизе (Bizet) Жорж французский Романтизм 1838-1875
10 Бойто (Boito) Арриго итальянский Романтизм 1842-1918
11 Боккерини (Boccherini) Луиджи итальянский Классицизм 1743-1805
12 Бородин Александр Порфирьевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1833-1887
13 Бортнянский Дмитрий Степанович русско-украинский Классицизм - Церковная музыка 1751-1825
14 Брамс (Brahms) Иоганнес немецкий Романтизм 1833-1897
15 Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард немецкий Романтизм 1813-1883
16 Варламов Александр Егорович русский русская Народная музыка 1801-1848
17 Вебер (Weber) Карл Мария фон немецкий Романтизм 1786-1826
18 Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио Франческо итальянский Романтизм 1813-1901
19 Верстовский Алексей Николаевич русский Романтизм 1799-1862
20 Вивальди (Vivaldi) Антонио итальянский Барокко 1678-1741
21 Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор бразильский Неоклассицизм 1887-1959
22 Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно итальянский Романтизм 1876-1948
23 Гайдн (Haydn) Франц Йозеф австрийский Классицизм 1732-1809
24 Гендель (Handel) Георг Фридрих немецкий Барокко 1685-1759
25 Гершвин (Gershwin) Джорж американский - 1898-1937
26 Глазунов Александр Константинович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1865-1936
27 Глинка Михаил Иванович русский Классицизм 1804-1857
28 Глиэр Рейнгольд Морицевич русский и советский - 1874/75-1956
29 Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд немецкий Классицизм 1714-1787
30 Гранадос, Гранадос-и-Кампинья (Granados y Campina) Энрике испанский Романтизм 1867-1916
31 Гречанинов Александр Тихонович русский Романтизм 1864-1956
32 Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп норвежский Романтизм 1843-1907
33 Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган (Ян) Непомук австрийский - Чех по национальности Классицизм-Романтизм 1778-1837
34 Гуно (Gounod) Шарль Франсуа французский Романтизм 1818-1893
35 Гурилёв Александр Львович русский - 1803-1858
36 Даргомыжский Александр Сергеевич русский Романтизм 1813-1869
37 Дворжак (Dvorjak) Антонин чешский Романтизм 1841-1904
38 Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль французский Романтизм 1862-1918
39 Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео французский Романтизм 1836-1891
40 Детуш (Destouches) Андре Кардиналь французский Барокко 1672-1749
41 Дегтярёв Степан Аникиевич русский Церковная музыка 1776-1813
42 Джулиани (Giuliani) Мауро итальянский Классицизм-Романтизм 1781-1829
43 Динику (Dinicu) Григораш румынский 1889-1949
44 Доницетти (Donizetti) Гаэтано итальянский Классицизм-Романтизм 1797-1848
45 Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1859-1935
46 Кабалевский Дмитрий Борисович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1904-1987
47 Калинников Василий Сергеевич русский русской музыкальной классики 1866-1900/01
48 Кальман (Kalman) Имре (Эммерих) венгерский 20th-century classical composers 1882-1953
49 Кюи Цезарь Антонович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1835-1918
50 Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро итальянский Романтизм 1857-1919
51 Лист (Liszt) Ференц (Франц) венгерский Романтизм 1811-1886
52 Лядов Анатолий Константинович русский 20th-century classical composers 1855-1914
53 Ляпунов Сергей Михайлович русский Романтизм 1850-1924
54 Малер (Mahler) Густав австрийский Романтизм 1860-1911
55 Масканьи (Mascagni) Пьетро итальянский Романтизм 1863-1945
56 Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик французский Романтизм 1842-1912
57 Марчелло (Marcello) Бенедетто итальянский Барокко 1686-1739
58 Мейербер (Meyerbeer) Джакомо французский Классицизм-Романтизм 1791-1864
59 Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс немецкий Романтизм 1809-1847
60 Миньони (Mignone) Франсиску бразильский 20th-century classical composers 1897
61 Монтеверди (Monteverdi) Клаудио Джованни Антонио итальянский Ренессанса-Барокко 1567-1643
62 Монюшко (Moniuszko) Станислав польский Романтизм 1819-1872
63 Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей австрийский Классицизм 1756-1791
64 Мусоргский Модест Петрович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1839-1881
65 Направник Эдуард Францевич русский - Чех по национальности Романтизм? 1839-1916
66 Огиньский (Oginski) Михал Клеофас польский - 1765-1833
67 Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб) французский Романтизм 1819-1880
68 Паганини (Paganini) Николо итальянский Классицизм-Романтизм 1782-1840
69 Пахельбель (Pachelbel) Иоганн немецкий Барокко 1653-1706
70 Планкет, Планкетт (Planquette) Жан Робер Жюльен французский - 1848-1903
71 Понсе Куельяр (Ponce Cuellar) Мануель Мария мексиканский 20th-century classical composers 1882-1948
72 Прокофьев Сергей Сергеевич русский-советский композитор Неоклассицизм 1891-1953
73 Пуленк (Poulenc) Франсис французский Неоклассицизм 1899-1963
74 Пуччини (Puccini) Джакомо итальянский Романтизм 1858-1924
75 Равель (Ravel) Морис Жозеф французский Неоклассицизм-Импрессионизм 1875-1937
76 Рахманинов Сергей Васильевич русский Романтизм 1873-1943
77 Римский - Корсаков Николай Андреевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1844-1908
78 Россини (Rossini) Джоаккино Антонио итальянский Классицизм-Романтизм 1792-1868
79 Рота (Rota) Нино итальянский 20th-century classical composers 1911-1979
80 Рубинштейн Антон Григорьевич русский Романтизм 1829-1894
81 Сарасате, Сарасате–и–Наваскуэс (Sarasate y Navascuez) Пабло де испанский Романтизм 1844-1908
82 Свиридов Георгий Васильевич (Юрий) русский-советский композитор НеоРомантизм 1915-1998
83 Сен–Санс (Saint–Saёns) Шарль Камиль французский Романтизм 1835-1921
84 Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан) финский Романтизм 1865-1957
85 Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе Доменико итальянский Барокко-Классицизм 1685-1757
86 Скрябин Александр Николаевич русский Романтизм 1871/72-1915
87 Сметана (Smetana) Бриджих чешский Романтизм 1824-1884
88 Стравинский Игорь Фёдорович русский НеоРомантизм-НеоБарокко-Сериализм 1882-1971
89 Танеев Сергей Иванович русский Романтизм 1856-1915
90 Телеманн (Telemann) Георг Филипп немецкий Барокко 1681-1767
91 Торелли (Torelli) Джузеппе итальянский Барокко 1658-1709
92 Тости (Tosti) Франческо Паоло итальянский - 1846-1916
93 Фибих (Fibich) Зденек чешский Романтизм 1850-1900
94 Флотов (Flotow) Фридрих фон немецкий Романтизм 1812-1883
95 Хачатурян Арам армянский-советский композитор 20th-century classical composers 1903-1978
96 Хольст (Holst) Густав английский - 1874-1934
97 Чайковский Петр Ильич русский Романтизм 1840-1893
98 Чесноков Павел Григорьевич русский-советский композитор - 1877-1944
99 Чилеа (Cilea) Франческо итальянский - 1866-1950
100 Чимароза (Cimarosa) Доменико итальянский Классицизм 1749-1801
101 Шнитке Альфред Гарриевич советский композитор полистилистика 1934-1998
102 Шопен (Chopin) Фридерик польский Романтизм 1810-1849
103 Шостакович Дмитрий Дмитриевич русский-советский композитор Неоклассицизм-НеоРомантизм 1906-1975
104 Штраус (Straus) Иоганн (отец) австрийский Романтизм 1804-1849
105 Штраус (Straus) Иоганн (сын) австрийский Романтизм 1825-1899
106 Штраус (Strauss) Рихард немецкий Романтизм 1864-1949
107 Шуберт (Schubert) Франц австрийский Романтизм-Классицизм 1797-1828
108 Шуман (Schumann) Роберт немецкий Романтизм 1810-1

В 1904 году немецкий критик Оскар Адольф Германн Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назвав ее (и книгу, и саму страну) «Страной без музыки» (Das Land Ohne Musik). Возможно, он был прав. После смерти Генделя в 1759 году Британия вносила ничтожно малый вклад в развитие классической музыки. Правда, Шмитц не совсем вовремя выступил со своим осуждением: XX век стал свидетелем возрождения британской музыки, что проявилось в формировании нового национального стиля. Эта эпоха также подарила миру четырех великих британских композиторов.

Эдуард Элгар

Он нигде официально не учился искусству композиции, но сумел из скромного вустерского дирижера и капельмейстера Вустерской психиатрической лечебницы стать первым за двести лет британским композитором, достигшим международного признания. Славу ему принесло его первое крупное оркестровое произведение «Вариации на загадочную тему» (Enigma Variations, 1899 г.) - загадочную потому, что каждая из четырнадцати вариаций писалась на своеобразную тему, которой еще никто не слышал. Величие Элгара (или его английская самобытность, как говорят некоторые) лежит в использовании смелых мелодических тем, передающих настроение ностальгической меланхолии. Его лучшим сочинением называют ораторию «Сновидение Геронтиуса» (The Dream ofGerontius, 1900), а его Первый марш из цикла «Торжественные и церемониальные марши» (Pomp and Circumstance March No. 1, 1901), также известный как «Край надежды и славы», неизменно вызывает бурный восторг у слушателей на ежегодных «променадных концертах».

Густав Холст

Швед, родившийся в Англии, Холст был исключительно незаурядным композитором. Мастер оркестровки, в своем творчестве он опирался на столь разные традиции, как английские народные песни и мадригалы, индуистский мистицизм и авангардизм Стравинского и Шёнберга. Он также увлекался астрологией, и ее изучение вдохновило Холста на создание его самого известного (хотя и не самого лучшего) произведения - семичастной симфонической сюиты «Планеты» (The Planets, 1914-1916).

Ральф Воан-Уильямс

Ральф Воан-Уильямс считается самым английским из британских композиторов. Он отвергал иностранные влияния, насыщая свою музыку настроением и ритмами национального фольклора и творчества английских композиторов XVI века. Его богатые грустные мелодии вызывают в воображении картины сельского быта. Стравинский даже заметил, что слушать его «Пасторальную симфонию» (Pastoral Symphony, 1921) - это все равно что «долго смотреть на корову», и он, надо признать, выразился еще мягко в сравнении с композитором Элизабет Лаченс, назвавшей «Пасторальную симфонию» «музыкой для коров». Воан-Уильямс известен прежде всего как автор «Морской симфонии» (A Sea Symphony, 1910), «Лондонской симфонии» (A London Symphony, 1913) и восхитительного романса для скрипки с оркестром «Взлетающий жаворонок» (The Lark Ascending, 1914).

Бенджамин Бриттен

Бриттен был и остается по сей день последним великим британским композитором. Его мастерство и изобретательность, особенно как композитора, пишущего для вокала, принесли ему международное признание, сравнимое со славой Элгара. В числе его лучших произведений опера «Питер Граймс» (Peter Grimes, 1945), оркестровое произведение «Путеводитель по оркестру для молодежи» (The Young Person"s Guide to the Orchestra, 1946) и крупное оркестрово-хоровое сочинение «Военный реквием» (War Requiem, 1961) на стихи Уилфреда Оуэна. Бриттен не был большим поклонником «английской традиционности», характерной для композиторов предыдущего поколения, хотя аранжировал народные песни для своего партнера - тенора Питера Пирса. Еще при жизни Бриттен был известен как гомосексуалист и пацифист, хотя мало кто знал о его увлечении, пусть и невинном, тринадцатилетними мальчиками.

Английские композиторы, как и многие другие, подарили нам нечто чудесное - музыку. Конечно, многие композиторы, кроме английских, сделали это, но сейчас речь пойдет именно об английских. Их музыка имеет некий шарм, а каждый композитор - свой особый подход к произведениям.

Начало развития музыки в Англии

До IV века Англия, с точки зрения искусствоведов, считалась одной из самых «наименее музыкальных» стран. Опираясь на этот факт, можно сказать, что и произведения английских композиторов классической музыки, да и в прочем любой другой, не казались ценителям прекрасного чем-то стоящим внимания и почтения. Но даже несмотря на мнение скептиков и искусствоведов, Англия имела и имеет великих и талантливых композиторов, имена которых известны каждому, а мелодии и произведения ценятся не только в самой стране, а и за ее пределами.

Первая известность композиторов тех времен

Известные английские композиторы стали появляться и прославляться где-то в X-XV веках. Конечно, музыка там появилась намного раньше, но произведения не были очень известными, а имена композиторов не дошли до наших дней, так же, как и их произведения. Английские композиторы классической музыки впервые появились и стали немного известными в XI веке. Первые произведения появились почти в тот же период, что и европейские. Английские композиторы классической музыки доносили в своих произведениях рассказы о кельтских или же просто военных походах. В произведениях был описан быт обычных, или не совсем, людей, проживающих или имеющих какую-либо связь с кельтскими островами и племенами.

После принятия христианства, в конце VI века, английские композиторы классической музыки стали активно развивать свои умения в сфере музыки, используя для этого церковную тематику, а немного позже, в начале и середине VII века, - бытовую и государственную. Таким образом, становится понятно, что английская музыка была посвящена религии и различным военным заслугам страны.

Популярность английских классических композиторов в наше время

Как видно, композиторы музыки были не слишком популярны в пятом и седьмом веках, а насколько подобных композиторов предпочитают сейчас? Конечно, в наше время не уделяют должного внимания подобной музыке и зачастую случают самые свежие музыкальные новинки вместо произведений великих композиторов. Но музыку известных английских композиторов можно услышать и в наше время - в оперных театрах или же просто найдя прекрасное музыкальное явление в интернете. Сегодня вы ознакомитесь с несколькими наиболее известными композиторами, чьи произведения известны во многих странах и на многих континентах. Музыка английских композиторов, конечно, имеет распространение в самой Англии и за ее рубежом, но не имеет такого большого количества почитателей, как тогда.

Кто такой Эдвард Бенджамин Бриттен?

Бенджамин Бриттен - британский композитор классической английской музыки, рожденный в ХХ веке. Родился Бенджамин в 1913 году в Лоустофте. Бенджамин является не только композитором, но и прекрасным музыкантом, а именно дирижером и профессиональным пианистом. Также он опробовал множество музыкальных направлений как композитор, в его репертуаре присутствовали вокальные и фортепианные пьесы, а еще оперные представления. Кстати, именно третий репертуар стал одним из его самых основных. Как и любой другой известный композитор, Эдвард Бенджамин Бриттен имеет за спиной множество различных шедевров оперной музыки и пьес.

Пьесы Бенджамина Бриттена и его популярность

Самая известная пьеса, которую ставят в театрах и в наше время, - «Ноев ковчег». Судя по названию, да и по сюжету пьесы тоже, легко понять, что само название подтверждает факт того, что множество произведений, написанных до ХХ века и в его начале, зачастую имели религиозную тематику. Говоря о Бенджамине, невозможно не упомянуть его значительность среди композиторов середины ХХ века. Он был наиболее известным композитором ХХ века, можно даже сказать, что именно он вознес значимость и красоту английских музыкальных шедевров «к небесам». После смерти Эдварда долгое время Англия «не видела» подобных талантов.

Кто такой Густав Холст?

Густав Холст - один из известнейших английских композиторов девятнадцатого и двадцатого веков. Густав был рожден в 1830 году и по сей день он сохранил свою популярность, а его творения до сих пор славятся любителями прекрасного. Симфонии и мелодии Густава Холста сейчас - совсем не редкость, их очень легко добыть в наше время: в интернете есть множество произведений в электронном виде, а приобрести диск со сборником произведений великого мастера - проще простого.

Пьесы и произведения Густава Холста, их роль в культурных заведениях

Вы скажете: «Он был великим и талантливым, а популярен ли он и популярны ли его творения сейчас?» На ваш вопрос нельзя дать однозначный ответ, ведь, как и любой музыкант, а особенно известный английский композитор тех времен, он не остался любимцем публики, а его произведениям люди предпочли музыкальные новинки. И каким бы известным и любимым публикой ни был Густав, в наше время мало кто вспомнит его имя. Но его нельзя не внести в наш список, ведь когда-то его пример был идеалом для начинающих английских композиторов, мечтающих о мировой славе и известности.

В заключение хочется сказать, что хоть английские классические композиторы и их музыка сейчас не пользуются успехом и такой великолепный жанр, как классика, сейчас почти никто не предпочитает, у жанров, произведений и их авторов все же остаются почитатели, число которых неимоверно сильно радует начинающих и не только классических композиторов. И помните: классика - вечная и неизменная, ведь какой она оставалась множество веков, является таковой и сейчас.

Б. Бриттен - один из наиболее значительных композиторов XX в. В его творчестве представлены практически все музыкальные жанры: от фортепьянных пьес и вокальных произведений до оперы.

Он фактически возродил английскую музыку, в которой после смерти Генделя в течение почти двухсот лет не было композитора такого масштаба.

Биография

Начальный период творчества

Эдвард Бенджамин Бриттен , британский композитор, дирижёр и пианист, родился в 1913 г. в Лоустофте (графство Саффолк) в семье зубного врача. Музыкальные способности у него проявились рано: в возрасте 6 лет он уже начал сочинять музыку. Первым его учителем фортепьяно была мать, затем мальчик учился игре на альте.

Королевский музыкальный колледж

В Королевском музыкальном колледже в Лондоне он занимался по классу фортепьяно, изучая также и композицию. Его ранние произведения сразу привлекли к себе внимание музыкального мира – это были «Гимн Деве» и хоральные вариации «Младенец родился». Бриттена приглашают в кинокомпанию документальных фильмов, с которой он сотрудничал 5 лет. Он считает этот период хорошей школой, где ему многому пришлось научиться и сочинять даже тогда, когда вдохновение покидает и остаётся только добросовестный труд.

В этот период он работал также на радио: писал музыку к радиопостановкам, затем начал концертную деятельность.

Период Второй мировой войны

В 1930-х годах он уже был композитором, произведения которого получили всемирную известность: его музыка звучала в Италии, Испании, Австрии и США, но началась Вторая мировая война, и Бриттен покидает Англию, отправляясь в США и Канаду. Возвратился на родину композитор лишь в 1942 г. Сразу же начались его выступления по стране: в небольших деревушках, бомбоубежищах, больницах и даже в тюрьмах. А когда война закончилась, он сразу же посетил с концертами Германию, Бельгию, Голландию, Швейцарию и скандинавские страны.

Послевоенное творчество

В 1948 г. он организовывает в г. Олдборо, где он поселился, Ежегодный международный музыкальный фестиваль, которому отдаёт много времени, сил и средств. На первом фестивале в 1948 г. исполняется его кантата «Святой Николай».

В начале 1950-х годов Бриттен участвует в деятельности Организации деятелей музыкального искусства – сторонников мира, пишет оперы, а в 1956 г. путешествует в Индию, на Цейлон, в Индонезию, Японию. Впечатления от путешествия отразились в партитуре балета «Принц пагод». Эта сказка-феерия становится первым национальным «большим» балетом, до этого в Англии существовали только одноактные балеты. После этого Бриттен возвращается к любимой опере: в 1958 г. появляется «Ноев ковчег», а в 1960 г. - «Сон в летнюю ночь».

В 1961 г. Бриттен создаёт «Военный реквием», который становится памятником жертвам войны. Он был написан для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри. Впервые «Военный реквием» исполнили в 1962 г. Успех был оглушительным: «Реквием» разошёлся за первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок, что говорило о настоящем успехе произведения.

Развалины собора в Ковентри

В это же время Бриттен пишет произведения нового жанра: оперы-притчи. На японский сюжет была написана в 1964 г. «Река Керлью». «Пещное действо» (1966) основывается на эпизоде из Ветхого Завета, а «Блудный сын» (1968) – на евангельской притче. «Кантату милосердия» Бриттен пишет к 100-летию со дня основания Красного Креста, кантата основана на притче о добром самаритянине. Она была торжественно исполнена в Женеве 1 сентября 1963 г.

Бриттен и Россия

Впервые услышав в Лондоне игру М. Ростроповича, Бриттен решает написать для него Сонату из пяти частей, в каждой из которых демонстрируется особое мастерство виолончелиста. В марте 1963 г. в Москве и Ленинграде проходил фестиваль английской музыки, где и была исполнена эта соната самим Бриттеном и М. Ростроповичем. Тогда же в России впервые прозвучали одноактные оперы Бриттена в исполнении Малой труппы театра Ковент Гарден. В 1964 г. Бриттен снова посещает нашу страну, у него завязываются дружеские отношения с Д. Шостаковичем, М. Ростроповичем и Г. Вишневской, даже новый 1965 год Бриттен встречает с Шостаковичем у него на даче.

М. Ростропович и Б. Бриттен

На творчество Бриттена музыка Шостаковича оказывает заметное влияние. Он пишет Виолончельный концерт и посвящает его Мстиславу Ростроповичу, а цикл песен на стихи Пушкина – Галине Вишневской. Шостакович посвящает Бриттену свою Четырнадцатую симфонию.

Последний раз Б. Бриттен посетил Россию в 1971 г. В 1975 г. скончался Д. Шостакович, а в 1976 г. – Бриттен.

Творчество Б. Бриттена

Бриттен считается основоположником возрождения оперы в Англии. Работая в различных музыкальных жанрах, Бриттен больше всего любил оперу. Первую свою оперу «Питер Граймс» он закончил в 1945 г. и её постановка ознаменовала возрождение национального музыкального театра. В основе либретто оперы – трагическая история рыбака Питера Граймса, которого преследует судьба. Музыка его оперы разнообразна в стилевом отношении: он использует стилистику многих композиторов в зависимости от содержания сцены: образы одиночества и отчаяния он рисует в стиле Г. Малера, А, Берга, Д. Шостаковича; реалистические жанровые сцены – в стиле Д. Верди, а морские пейзажи – в стиле К. Дебюсси. И все эти стили гениально объединены одним – бриттеновским стилем и колоритом Британии.

Сочинением опер композитор занимался всю свою последующую жизнь. Он создал камерные оперы: «Поругание Лукреции» (1946), «Альберт Херринг» (1947) на сюжет Г. Мопассана. В 50-60 гг. создаёт оперы «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта» (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь» (1960) по комедии В. Шекспира, камерную оперу «Река Кэрлью» (1964), оперу «Блудный сын» (1968), посвященную Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970) по Т. Манну.

Музыка для детей

Бриттен пишет и для детей, причём задумывает музыку в просветительских целях. Например, в спектакле «Давайте делать оперу» (1949) он вводит зрителей в процесс её исполнения. Ещё в 1945 г. он написал вариацию и фугу на тему Пёрселла «Путеводитель по оркестру для юных слушателей», в которой знакомит слушателей с тембрами различных инструментов. Подобная детская опера есть у С. Прокофьева – «Петя и волк».

В 1949 г. Бриттен создаёт оперу для детей «Маленький трубочист», а в 1958 г. – оперу «Ноев ковчег».

Б. Бриттен много выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах мира.