Винченцо беллини музыкальные произведения. Беллини – непревзойденный мастер бельканто

Италии является Винченцо Беллини. С самых малых лет будущий композитор поражал окружающих своим музыкальным талантом. Значительную роль в творчестве Беллини сыграло близкое сотрудничество с поэтом Ромни, который был оперным маэстро. Их профессиональный тандем оказался достаточно плодотворным. Благодаря стараниям двух гениев мир услышал естественные и легкие вокальные произведения, которые и сегодня вызывают восхищение у многих оперных критиков.

Все музыкальные произведения, созданные Винченцо Беллини, наполнены внутренним лиризмом и потрясающей музыкальной гармонией, которая запоминается даже далеким от музыки людям. Любопытно, что Беллини никогда не отдавал предпочтение итальянскому оперному buffa, наполняя свои произведения внутренним драматизмом. С профессиональной точки зрения его произведения далеки от идеала, но за мелодичность и адаптированность к возможностям человеческого голоса, а , за гармоничность его творения снискали любовь И. В. Гее, Т. Шевченко, Ф. Шопена, Т. Грановского, Н. Станкевича.

За всю свою профессиональную деятельность Беллини смог написать одиннадцать оперных произведений. Современники отмечали, что, несмотря на безусловный талант, каждое произведение рождалось в муках и отнимало много сил маэстро.

В 1825 году было написано произведение - «Адельсон и Сальвини», после чего через год вышло творение - «Бянка и Джернандо». Далее в 1827 году появилась творческая работа под названием «Пират». В первый месяц появления произведения на сцене, оно прошло 15 раз. И с каждым разом опера набирала все больший успех у зрителей, которые посещали каждое представление. Через два года свет увидели еще два произведения - «Чужестранка» и «Заира». Любопытно, что премьера «Заира», которая прошла в Пармском театре, не смогла вызвать восхищения у зрителей и стала настоящим провалом. Большая часть слушателей не услышали в произведении музыку маэстро, им показалось, что оно наполнено только чувствами. Критические мнения так расстроили композитора, что он решил покинуть не только сцену театра, но и город, в котором она находилась...

Впрочем, писать Беллини не перестал, и в 1830 году на свет появились две действительно уникальные работы «Эрнани» и «Капулетти и Монтекки», последняя впервые была представлена взыскательной венецианской публике в театре Ла Фениче. Найти подходящий по архитектуре голос для исполнения партии молодого Ромео оказалось для Беллини отнюдь не просто, поэтому на сцене в образе юноши появилась Джудитта Гризи с прекрасным меццо-сопрано. Исполнение Гризи до сих пор считается едва ли не эталонным.

Самая популярная опера маэстро «Норма» и рожденная следом «Сомнабула» были созданы в 1831 году. Беллини буквально обожал «Норму», только ее считая действительно удачным своим произведением. Он часто повторял, что, случись кораблекрушение или потоп, спасать нужно только «Норму». Каждая из арий оперы представляет собой законченное и вполне самостоятельное произведение, которое отличается свойственной композитору мелодичностью.

Через год вышло творение композитора «Беатриче де Тенда», и конец произведениям положила музыкальная картина «Пуритане», созданная в 1885 году. Эти материалы не доставили удовольствия Беллини, о чем он писал в мемуарах. Он стремился повторить внутреннюю гармонию «Нормы», но, как казалось взыскательному вкусу, все было не то, все было не так.

Конечно, если брать количественный показатель произведений, то Беллини уступает многим композиторам, однако в качестве музыкального материала мало кто может сравниться с итальянским маэстро. Все вышеперечисленные оперы Беллини являются настоящими шедеврами оперного искусства, которые смогли навсегда войти в музыкальное искусство.

Сын Розарио Беллини, руководителя капеллы и учителя музыки в аристократических семействах города, Винченцо закончил Неаполитанскую консерваторию «Сан-Себастьяно», став её стипендиатом (его учителями были Фурно, Тритто, Цингарелли). В консерватории он знакомится с Меркаданте (своим будущим большим другом) и Флоримо (своим будущим биографом). В 1825 году по окончании курса представляет оперу «Адельсон и Сальвини». Не сходившая со сцены в течение года, опера понравилась Россини. В 1827 году в миланском театре «Ла Скала» успех ожидал оперу Беллини «Пират». В 1828 году в Генуе композитор знакомится с Джудиттой Канту из Турина: их связь будет длиться до 1833 года. Прославленного композитора окружает большое число поклонниц, среди которых Джудитта Гризи и Джудитта Паста, его великие исполнительницы. В Лондоне вновь с успехом были поставлены «Сомнамбула» и «Норма» с участием Малибран. В Париже композитора поддерживает Россини, который даёт ему множество советов во время сочинения оперы «Пуритане», принятой необычайно восторженно в 1835 году.

Оперы: Адельсон и Сальвини (1825, 1826-27), Бьянка и Джернандо (1826, под названием Бьянка и Фернандо; 1828), Пират (1827), Чужестранка (1829), Заира (1829), Капулети и Монтекки (1830), Сомнамбула (1831), Норма (1831), Беатриче ди Тенда (1833), Пуритане (1835).

С самого начала Беллини сумел почувствовать то, что составляет его особую оригинальность: ученический опыт «Адельсон и Сальвини» дал не только радость первого успеха, но и возможность использовать многие страницы оперы в последующих музыкальных драмах («Бьянка и Фернандо», «Пират», «Чужестранка», «Капулетти и Монтекки»). В опере «Бьянка и Фернандо» (имя героя было изменено на Джердандо, чтобы не оскорблять короля из династии Бурбонов) стиль, ещё находящийся под влиянием Россини, уже смог обеспечить разнообразное сочетание слова и музыки, их нежное, чистое и непринуждённое согласие, которым отмечены и удачные речетативы. Широкое дыхание арий, конструктивная основа многих сцен однотипной структуры (например, финала первого действия), усиливающих по мере вступления голосов мелодическое напряжение, свидетельствовали о подлинном вдохновении, уже могучем и способном одушевить музыкальную ткань.

В «Пирате» музыкальный язык становится глубже. Написанная на основе романтической трагедии Мэтьюрина, известного представителя «литературы ужасов», опера была поставлена с триумфом и укрепила реформаторские тенденции Беллини, проявившиеся в отказе от сухого речетатива с арией, которая была полностью или в значительной мере освобождена от обычной орнаментики и разнообразно разветвлялась, изображая безумие героини Имоджены, так что даже вокализы были подчинены требованиям изображения страдания. Наряду с партией сопрано, начинающей ряд знаменитых «безумных арий», следует отметить и другое важное достижение этой оперы: рождение героя-тенора (в его роли выступал Джованни Баттиста Рубини), честного, красивого, несчастного, мужественного и загадочного. Как пишет Франческо Пастура, страстный поклонник и исследователь творчества композитора, «Беллини принялся за сочинение музыки оперы с усердием человека, который знает, что от его работы зависит его будущее. Несомненно, что с этого времени он начал действовать по системе, о которой поведал впоследствии своему другу из Палермо Агостино Галло. Композитор заучивал стихи наизусть и, запершись в своей комнате, громко декламировал их, «стараясь перевоплотиться в персонажа, который произносит эти слова». Декламируя, Беллини внимательно слушал себя; различные изменения интонации постепенно превращались в музыкальные ноты…» После убедительного успеха «Пирата», обогащённый опытом и сильный не только своим мастерством, но и мастерством либреттиста - Романи, внёсшим свой вклад в либретто, Беллини представил в Генуе переделку «Бьянки и Фернандо» и подписал новый контракт с «Ла Скала»; прежде чем ознакомиться с новым либретто, он записал некоторые мотивы в надежде затем «эффектно» развить их в опере. На сей раз выбор пал на роман Прево д’Арленкура «Чужестранка», переделанный Дж. К. Козенцей в драму, которая была поставлена в 1827 году.

Опера Беллини, поставленная на сцене знаменитого миланского театра, была принята с восторгом, показалась выше «Пирата» и вызвала длительную полемику по вопросу о драматической музыке, напевной декламации или декламационном пении в их отношении к традиционной структуре, державшейся на более чистых формах. Критик газеты «Альгемайне музикалише цайтунг» увидел в «Чужестранке» тонко воссозданную немецкую атмосферу, и это наблюдение подтверждает современная критика, подчёркивая близость оперы романтизму «Вольного стрелка»: эта близость проявляется и в загадочности главной героини, и в изображении связи человека с природой, и в использовании мотивов-реминисценций, служащих намерению композитора «сделать сюжетную нить всегда ощутимой и последовательной» (Липпман). Акцентированное произнесение слогов при широком дыхании порождает ариозные формы, отдельные номера растворяются в диалогических мелодиях, создающих непрерывный поток, «до чрезмерности мелодическую» последовательность (Камби). В целом есть что-то экспериментальное, нордическое, позднеклассическое, близкое по «тону к офорту, отливающему медью и серебром» (Тинтори).

Опера «Норма» была заказана композитору летом 1831 г. для миланского театра Ла Скала. В поисках сюжета Беллини обратился к трагедии А. Суме и Ж. Лефевра «Норма, или Детоубийство», которая была показана в Париже в апреле 1831 г. и имела триумфальный успех. Сюжет трагедии заимствован из истории Галлии времен ее покорения Римской империей, но истоками своими восходит к «Медее» Еврипида и «Велледе» Шатобриана (идея отмщения неверному возлюбленному убийством собственных детей). Трагедия привлекла композитора волнующим содержанием, яркими страстями, силой характеров. Центральная партия требовала великолепной певицы, которая кроме уникального голоса и безупречной техники обладала бы незаурядными актерскими, драматическими способностями.
Либретто «Нормы», как и других беллиниевских опер, начиная с «Пирата», писал Ф. Романи (1788 – 1865), которому удалось создать основу для подлинной музыкальной трагедии. Поскольку авторов беспокоило, что довольно распространенная фабула может вызвать у слушателей ассоциации с другими операми, в частности, «Медеей» Керубини и «Весталкой» Спонтини, Романи подверг существенным изменениям многие сцены и характеры французского оригинала. Музыку Беллини сочинял с сентября по ноябрь, премьера «Нормы» состоялась 26 декабря 1831 г. в миланской Ла Скала.
Опера оказалась на грани провала, так как певцы устали от напряженных репетиций, а многие новшества музыкального языка и драматургии насторожили слушателей. Однако уже на следующем спектакле успех стал расти, и «Норма» начала триумфальное шествие по музыкальным театрам Европы. Способствовали тому и политические причины: в Италии, охваченной освободительным движением, призыв к восстанию, отчетливо звучащий в произведении Беллини, находил особый отклик в сердцах патриотов.

После успехов опер «Капулетти и Монтекки», «Сомнамбула» и «Норма», несомненный провал ожидал в 1833 году оперу «Беатриче ди Тенда» по трагедии кремонского романтика К. Т. Фореса. Отметим по меньшей мере две причины неудачи: поспешность в работе и очень мрачный сюжет. Беллини обвинил либреттиста Романи, который в ответ обрушился с упрёками на композитора, что привело к разрыву между ними. Опера, между тем, не заслуживала такого возмущения, так как обладает немалыми достоинствами. Ансамбли и хоры отличаются великолепной фактурой, а сольные партии - обычной красотой рисунка. В какой-то мере она подготавливает следующую оперу - «Пуритане», помимо того что является одним из наиболее ярких предвосхищений стиля Верди.

В заключении приведём слова Бруно Кальи - они относятся к «Сомнамбуле», но значение их гораздо шире и приложимо ко всему творчеству композитора: «Беллини мечтал стать преемником Россини и не скрывал этого в своих письмах. Но он осознавал, как трудно приблизиться к сложной и развитой форме произведений позднего Россини. Гораздо более искушённый, чем принято его представлять, Беллини уже во время встречи с Россини в 1829 году увидел всю разделяющую их дистанцию и написал: «Я буду впредь сочинять самостоятельно, основываясь на здравом смысле, так как в пылу юности достаточно экспериментировал». Эта непростая фраза всё же ясно говорит об отказе от изысканности Россини ради так называемого «здравого смысла», то есть большей простоты формы».

Сын Розарио Беллини, руководителя капеллы и учителя музыки в аристократических семействах города, Винченцо закончил Неаполитанскую консерваторию «Сан-Себастьяно», став её стипендиатом (его учителями были Фурно, Тритто, Цингарелли). В консерватории он знакомится с Меркаданте (своим будущим большим другом) и Флоримо (своим будущим биографом). В 1825 году по окончании курса представляет оперу «Адельсон … Читать всё

Сын Розарио Беллини, руководителя капеллы и учителя музыки в аристократических семействах города, Винченцо закончил Неаполитанскую консерваторию «Сан-Себастьяно», став её стипендиатом (его учителями были Фурно, Тритто, Цингарелли). В консерватории он знакомится с Меркаданте (своим будущим большим другом) и Флоримо (своим будущим биографом). В 1825 году по окончании курса представляет оперу «Адельсон и Сальвини». Не сходившая со сцены в течение года, опера понравилась Россини. В 1827 году в миланском театре «Ла Скала» успех ожидал оперу Беллини «Пират». В 1828 году в Генуе композитор знакомится с Джудиттой Канту из Турина: их связь будет длиться до 1833 года. Прославленного композитора окружает большое число поклонниц, среди которых Джудитта Гризи и Джудитта Паста, его великие исполнительницы. В Лондоне вновь с успехом были поставлены «Сомнамбула» и «Норма» с участием Малибран. В Париже композитора поддерживает Россини, который даёт ему множество советов во время сочинения оперы «Пуритане», принятой необычайно восторженно в 1835 году.

Оперы: Адельсон и Сальвини (1825, 1826-27), Бьянка и Джернандо (1826, под названием Бьянка и Фернандо; 1828), Пират (1827), Чужестранка (1829), Заира (1829), Капулети и Монтекки (1830), Сомнамбула (1831), Норма (1831), Беатриче ди Тенда (1833), Пуритане (1835).

С самого начала Беллини сумел почувствовать то, что составляет его особую оригинальность: ученический опыт «Адельсон и Сальвини» дал не только радость первого успеха, но и возможность использовать многие страницы оперы в последующих музыкальных драмах («Бьянка и Фернандо», «Пират», «Чужестранка», «Капулетти и Монтекки»). В опере «Бьянка и Фернандо» (имя героя было изменено на Джердандо, чтобы не оскорблять короля из династии Бурбонов) стиль, ещё находящийся под влиянием Россини, уже смог обеспечить разнообразное сочетание слова и музыки, их нежное, чистое и непринуждённое согласие, которым отмечены и удачные речетативы. Широкое дыхание арий, конструктивная основа многих сцен однотипной структуры (например, финала первого действия), усиливающих по мере вступления голосов мелодическое напряжение, свидетельствовали о подлинном вдохновении, уже могучем и способном одушевить музыкальную ткань.

В «Пирате» музыкальный язык становится глубже. Написанная на основе романтической трагедии Мэтьюрина, известного представителя «литературы ужасов», опера была поставлена с триумфом и укрепила реформаторские тенденции Беллини, проявившиеся в отказе от сухого речетатива с арией, которая была полностью или в значительной мере освобождена от обычной орнаментики и разнообразно разветвлялась, изображая безумие героини Имоджены, так что даже вокализы были подчинены требованиям изображения страдания. Наряду с партией сопрано, начинающей ряд знаменитых «безумных арий», следует отметить и другое важное достижение этой оперы: рождение героя-тенора (в его роли выступал Джованни Баттиста Рубини), честного, красивого, несчастного, мужественного и загадочного. Как пишет Франческо Пастура, страстный поклонник и исследователь творчества композитора, «Беллини принялся за сочинение музыки оперы с усердием человека, который знает, что от его работы зависит его будущее. Несомненно, что с этого времени он начал действовать по системе, о которой поведал впоследствии своему другу из Палермо Агостино Галло. Композитор заучивал стихи наизусть и, запершись в своей комнате, громко декламировал их, «стараясь перевоплотиться в персонажа, который произносит эти слова». Декламируя, Беллини внимательно слушал себя; различные изменения интонации постепенно превращались в музыкальные ноты…» После убедительного успеха «Пирата», обогащённый опытом и сильный не только своим мастерством, но и мастерством либреттиста - Романи, внёсшим свой вклад в либретто, Беллини представил в Генуе переделку «Бьянки и Фернандо» и подписал новый контракт с «Ла Скала»; прежде чем ознакомиться с новым либретто, он записал некоторые мотивы в надежде затем «эффектно» развить их в опере. На сей раз выбор пал на роман Прево д’Арленкура «Чужестранка», переделанный Дж. К. Козенцей в драму, которая была поставлена в 1827 году.

Опера Беллини, поставленная на сцене знаменитого миланского театра, была принята с восторгом, показалась выше «Пирата» и вызвала длительную полемику по вопросу о драматической музыке, напевной декламации или декламационном пении в их отношении к традиционной структуре, державшейся на более чистых формах. Критик газеты «Альгемайне музикалише цайтунг» увидел в «Чужестранке» тонко воссозданную немецкую атмосферу, и это наблюдение подтверждает современная критика, подчёркивая близость оперы романтизму «Вольного стрелка»: эта близость проявляется и в загадочности главной героини, и в изображении связи человека с природой, и в использовании мотивов-реминисценций, служащих намерению композитора «сделать сюжетную нить всегда ощутимой и последовательной» (Липпман). Акцентированное произнесение слогов при широком дыхании порождает ариозные формы, отдельные номера растворяются в диалогических мелодиях, создающих непрерывный поток, «до чрезмерности мелодическую» последовательность (Камби). В целом есть что-то экспериментальное, нордическое, позднеклассическое, близкое по «тону к офорту, отливающему медью и серебром» (Тинтори).

Опера «Норма» была заказана композитору летом 1831 г. для миланского театра Ла Скала. В поисках сюжета Беллини обратился к трагедии А. Суме и Ж. Лефевра «Норма, или Детоубийство», которая была показана в Париже в апреле 1831 г. и имела триумфальный успех. Сюжет трагедии заимствован из истории Галлии времен ее покорения Римской империей, но истоками своими восходит к «Медее» Еврипида и «Велледе» Шатобриана (идея отмщения неверному возлюбленному убийством собственных детей). Трагедия привлекла композитора волнующим содержанием, яркими страстями, силой характеров. Центральная партия требовала великолепной певицы, которая кроме уникального голоса и безупречной техники обладала бы незаурядными актерскими, драматическими способностями.
Либретто «Нормы», как и других беллиниевских опер, начиная с «Пирата», писал Ф. Романи (1788 – 1865), которому удалось создать основу для подлинной музыкальной трагедии. Поскольку авторов беспокоило, что довольно распространенная фабула может вызвать у слушателей ассоциации с другими операми, в частности, «Медеей» Керубини и «Весталкой» Спонтини, Романи подверг существенным изменениям многие сцены и характеры французского оригинала. Музыку Беллини сочинял с сентября по ноябрь, премьера «Нормы» состоялась 26 декабря 1831 г. в миланской Ла Скала.
Опера оказалась на грани провала, так как певцы устали от напряженных репетиций, а многие новшества музыкального языка и драматургии насторожили слушателей. Однако уже на следующем спектакле успех стал расти, и «Норма» начала триумфальное шествие по музыкальным театрам Европы. Способствовали тому и политические причины: в Италии, охваченной освободительным движением, призыв к восстанию, отчетливо звучащий в произведении Беллини, находил особый отклик в сердцах патриотов.

После успехов опер «Капулетти и Монтекки», «Сомнамбула» и «Норма», несомненный провал ожидал в 1833 году оперу «Беатриче ди Тенда» по трагедии кремонского романтика К. Т. Фореса. Отметим по меньшей мере две причины неудачи: поспешность в работе и очень мрачный сюжет. Беллини обвинил либреттиста Романи, который в ответ обрушился с упрёками на композитора, что привело к разрыву между ними. Опера, между тем, не заслуживала такого возмущения, так как обладает немалыми достоинствами. Ансамбли и хоры отличаются великолепной фактурой, а сольные партии - обычной красотой рисунка. В какой-то мере она подготавливает следующую оперу - «Пуритане», помимо того что является одним из наиболее ярких предвосхищений стиля Верди.

В заключении приведём слова Бруно Кальи - они относятся к «Сомнамбуле», но значение их гораздо шире и приложимо ко всему творчеству композитора: «Беллини мечтал стать преемником Россини и не скрывал этого в своих письмах. Но он осознавал, как трудно приблизиться к сложной и развитой форме произведений позднего Россини. Гораздо более искушённый, чем принято его представлять, Беллини уже во время встречи с Россини в 1829 году увидел всю разделяющую их дистанцию и написал: «Я буду впредь сочинять самостоятельно, основываясь на здравом смысле, так как в пылу юности достаточно экспериментировал». Эта непростая фраза всё же ясно говорит об отказе от изысканности Россини ради так называемого «здравого смысла», то есть большей простоты формы».

Винченцо Беллини… одно из великих имен, которые вспоминаются в первую очередь, когда речь заходит об итальянском бельканто. Его оперы любят и исполнители, и публика – ведь в них столько прекрасных мелодий, а певцам они еще и дают возможность продемонстрировать во всей красе свой голос и вокальную технику.

О детстве Винченцо Беллини – уроженца Катании, сицилийского города – ходили легенды. Рассказывают, что в полтора года он уже пел арии… вряд ли это правда, но обстановка в семье действительно располагала к раннему проявлению таланта: отец возглавлял капеллу, а аристократические семьи нанимали его в качестве учителя музыки. Органистом и композитором был дед Винченцо, именно он стал для мальчика первым учителем. Свое первое произведение – церковный гимн «Tantum ergo» – Беллини создал в шестилетнем возрасте.

Винченцо мечтал стать композитором, как отец и дед, но для этого недостаточно домашнего обучения – необходимо консерваторское образование, а денег на него нет. К счастью, нашлась покровительница в лице герцогини Элеоноре Саммартино: ее стараниями талантливому юноше была назначена стипендия, и в 1819 г. Беллини начал учиться в Неаполитанской консерватории. Первого экзамена студенты ждали со страхом – по его результатам многих отчисляли, однако Беллини не только остался в консерватории, но и получил право учиться бесплатно.

Беллини обучался у Фурно, затем у Тритто и, наконец, у Дзингарелли. Последний был к нему несравненно более строг, чем к иным ученикам, поскольку сразу оценил талант молодого человека: «Этот сицилиец заставит мир говорить о себе», – утверждал он.

В годы учения Беллини пережил любовную драму. Предметом его любви стала дочь богатого синьора, в доме которого часто собирались любители музыки. Девушка – как и ее отец – прекрасно пела и играла на фортепиано, занималась живописью, писала стихи. Поначалу ее родители благосклонно относились к талантливому молодому композитору, но, заметив взаимную симпатию между ним и их дочерью, отказали молодому человеку от дома.

Но если личная жизнь Беллини была отмечена разочарованием, то профессиональная складывалась определенно удачно. Правда, он получил выговор за участие в движении карбонариев, но успехам в учебе это не помешало: в 1824 г. по результатам экзамена он удостаивается звания «лучшего маэстрино среди учащихся». Это давало право преподавать студентам младших курсов, жить в отдельной комнате, а главное – бесплатно посещать оперный театр. Особое впечатление произвела на молодого человека « » , и вскоре после знакомства с нею он создает первую свою оперу – «Адельсон и Сальвини». В следующем году – во время карнавального сезона – произведение с большим успехом было представлено в театре колледжа Сан-Себастиано. Среди восторженных зрителей был сам , чье одобрение много значило для Беллини.

После завершения учебы Беллини получает заказ от театра Сан-Карло и создает оперу «Бьянка и Фернандо». Уже в этом произведении проявились черты, которые станут «визитной карточкой» его стиля: нежность, лиричность мелодий, таких непосредственных и пленительных. На премьере присутствовал король, в таких случаях – по традиции – аплодисменты запрещались, но в данном случае монарх сам нарушил это правило, так силен был восторг, и испытал его не только король. Столь же триумфальным был успех следующей оперы – « », созданной Беллини для «Ла Скала». Эта опера стала первым произведением, созданным Беллини совместно с либреттистом Феличе Романи, с которым он сотрудничал еще не раз.

С 1827 по 1833 Беллини жил в Милане. В эти годы им создано немало опер, в том числе «Чужестранка», «Капулетти и Монтекки». Композитор поражает публику не только красотой мелодий, но и новаторством – например, в тех моментах, когда можно было бы ожидать речитатива, в его операх появляются ариозо. Планировал он создать оперу по драме Виктора Гюго «Эрнани», но отказался от столь опасного сюжета в пользу другого – более легкого и лиричного. Так родилась « » – единственная у Беллини опера-семисериа («полусерьезная»). Следует заметить, что, в отличие от многих итальянских композиторов-современников, Беллини не работал в жанре оперы-буффа, его стихией была лирика и трагедийность. Такой была и созданная в 1831 г. « », справедливо считающаяся вершиной его творчества. Ария заглавной героини Casta diva стала одним из самых совершенных образцов бельканто. Композитор, создавая ее, осознавал, насколько она сложна, и даже был готов исключить арию, если того пожелает Джудитта Паста – певица, для которой предназначалась партия Нормы. К счастью, трудности исполнительницу не испугали.

Последней оперой, созданной Беллини в сотрудничестве с Романи, стала «Беатриче де Тенда». Работа над нею была омрачена конфликтом композитора с либреттистом, не представившим либретто в срок. Успеха опера не имела.

В 1834 г. композитор посетил Лондон и Париж. В британской столице его оперы были приняты без особого восторга, но в Париже все сложилось удачно: Беллини заключил с Итальянским театром контракт на создание оперы. Так родилась опера « ». Премьера ее в 1835 г. стал истинным триумфом композитора, он даже удостоился Ордена Почетного легиона.

В Катании, где родился Винченцо Беллини, его имя носит оперный театр.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено

Итальянский композитор Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini) больше всего известен в качестве мастера бельканто . Если перевести этот термин, то получится «прекрасное пение». Его самобытные, невероятно лиричные музыкальные композиции воздействовали и воздействуют в наше время на широчайший круг слушателей. В музыке Беллини отсутствует всестороннее мастерство. Но, несмотря на это, ее искренне любили такие мастера, как и П. Чайковский, а Ф. Лист и Ф. Шопен даже создали несколько произведений на темы из опер этого композитора. Славу Беллини не смог затмить даже гениальный . Кстати, на обороте золотой медали, которая была выпущена еще при жизни композитора и в его честь, краткая надпись гласит «Творец итальянских мелодий». Кроме того, Беллини - кавалер ордена Почетного легиона Франции. Его всегда вручали лишь тем людям, которые на самом деле добивались успеха в своем деле. Это высший знак отличия, почета, невероятных заслуг перед страной.

О биографии мастера

Винченцо Беллини родился в Катании, на острове Сицилия ноября 1801 года. Он увидел свет в семье потомственных музыкантов. Его отец, Розарио, преподавал музыку и играл на органе. О его детстве мы знаем не так много. В частности, что первые уроки музыки он получил от своего деда, а свое первое произведение он написал, когда ему было лишь 6 лет.
Еще в юности Винченцо захотел пойти по стопам своего отца, и начал учиться в неаполитанской консерватории. Как впоследствии станет ясно, он его в результате во многом превзошел. Подобно другим великим людям, у него еще с юности был очень сильный музыкальный талант. Это дало ему возможность стать одним из стипендиатов консерватории. Беллини учился у известного на тот момент композитора Н. Цингарелли . Поэтому он очень скоро начал писать свой путь в искусстве. Его деятельность как композитора была не особо долгой и длилась лишь 10 лет (1825 - 1835), но она все равно заслужила быть особой страницей в итальянской музыке.
Свою первую оперу он представил достаточно рано, еще в 1825 году. Она называется " ". Уже тогда, с этого музыкального произведения, проявилось яркое лирическое дарование молодого композитора. Опера прошла успешно, лучшие театры Италии обратили на Беллини внимание, и стали буквально засыпать его заказами. Ежегодно Беллини выпускал по опере, а всего их у него было 11. Самое яркое его произведение - . Она фактически сделала ему имя. Его знаменитые современники, в частности, Г. Берлиоз, очень тепло отзывались об его творчестве. Эта опера была создана в годы национально - освободительного движения. В сознании слушателей она перекликалась с идеей об освобождении нации. Хоры воинов и жрецов вызывали в них невероятные чувства.
Другой известный композитор, Р. Вагнер, говорил про оперу «Норма», что она произвела на него сильнейшее впечатление и стала толчком к написанию его собственных произведений.
Многие считают пиком творчества Беллини ». Впервые она была поставлена на сцене в 1831 году. По своему жанру это мелодрама в двух актах. Главная героиня - девушка Амина, которая часть оперы является сомнамбулой, т.е. ходит и разговаривает во сне.
В 1833 году Беллини переехал в Париж. Там он написал свою последнюю оперу, « ». Литературной основой либретто оперы является сюжет произведения В. Скотта. Она была написано под влиянием «Вильгельма Телля» Россини в стиле «большой оперы». Кстати, это было не единственное его произведение, имеющее сильную литературную основу. Например, в 1830 году он написал и поставил оперу « » по известнейшей пьесе Шекспира о Ромео и Джульетте.

Отличаются от произведений других композиторов благодаря своему особому очарованию. При этом, они пробуждают в итальянцах патриотические чувства. Современники Беллини, особенно Ф. Шопен, которые находились тогда в Париже, предсказывали ему великое будущее. К сожалению, у судьбы были другие планы. В 1835 году композитор ушел из жизни по причине заболевания перитонитом. Это случилось 24 сентября. Он был похоронен в Париже, но позже его прах переместили на Сицилию.


О жизни после физической смерти

Сохранилось несколько портретов Беллини, но, что интересно, нельзя с точностью сказать, что на них изображен именно он. Можно лишь предполагать, что автор этих искренних, мечтательных мелодий выглядел именно так.
Беллини так же, как и многие его талантливые современники, работал очень быстро и легко. Возможно, причина была в его особенном методе работы. Он рассказывал о нем в одном из своих писем. Композитор вчитывался в либретто, пытался понять психологические мотивы его персонажей. Затем шло актерское перевоплощение в характер персонажей, происходил поиск речевого и музыкального воплощения чувств и эмоций, которые он испытывал. Беллини очень повезло, что ему в свое время удалось найти постоянного автора либретто. Им был поэт Ф. Романи . Вместе с ним они создали максимально естественные воплощения человеческих интонаций. Его вокальные партии очень естественны, их действительно удобно петь. В них нет излишних украшений, т.к. композитор видел смысл вокальной музыки вовсе не в них, а в передаче настоящих человеческих эмоций.
Винченцо Беллини никогда не придавал особого значения симфоническому развитию, оркестровому колориту. При этом, ему удалось поднять итальянскую оперу на новый уровень, во многом предвосхитив .
В фойе в Милане стоит мраморная статуя композитора. В Катании, на его родине, оперный театр носит его имя. Но главный его памятник - его музыка. Эти полные жизни мелодии, которые до сих пор не сходят со сцен оперных театров всего мира.

Все оперы В. Беллини

Предлагаем к просмотру художественный фильм о жизни и творчестве Беллини Каста Дива (Casta Diva Художественный фильм 1954г. Реж. Кармине Галлоне поет Катерина Манчини)