Украинский певец андрей бондаренко. Андрей Бондаренко: «Диссонансы пою с легкостью – А у кого вы учитесь актерскому мастерству

Андрей Бондаренко: «Диссонансы пою с легкостью»

Лирический баритон Андрей Бондаренко стал открытием для публики и критики после успешного дебюта в партии Пеллеаса в опере «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в премьерной постановке Дэниэла Креймера в Мариинском театре в прошлом сезоне и вот теперь вызвал бурю эмоций, исполнив партию Билли Бадда.

Выпускник Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского Андрей является сегодня солистом Академии молодых певцов Мариинского театра, хотя о его артистических успехах уже знают и в Зальцбурге, и в Глайндборне, где он выступил в операх Доницетти, Пуччини и Моцарта. В 2011 году Бондаренко стал финалистом Международного конкурса BBC в Кардиффе «Певец мира» и обладателем приза за камерное исполнение (Song Prize). Он не гонится за количеством партий, предпочитая оттачивать до совершенства небольшой репертуар, в котором должен знать смысл каждой ноты.

– На роль Билли Бадда вас пригласил, вероятно, музыкальный руководитель постановки?

– Да, меня пригласил Михаил Татарников. Он лелеял давнюю мечту поставить эту оперу. А у меня была давняя мечта спеть эту партию. Еще в консерватории мне было любопытно, какие еще партии написаны для баритона, кроме общеизвестного традиционного баритонового репертуара. Я откопал «Пеллеаса» и «Билли Бадда», и обе этих партии мечтал спеть. Сейчас два этих гениальных произведения – мои любимые оперы. В них очень глубокие драматические истории. В течение одного года у меня осуществились сразу две мечты: я спел Пеллеаса и Билли. Не думаю, что где-нибудь в Европе мне бы так повезло. Я счастлив, что у меня появилась возможность первого исполнения именно в Петербурге – в Мариинском и Михайловском театрах.

– Вилли Декер приезжал в Петербург всего на неделю. Ему удалось за такой короткий срок донести до вас свои идеи?

– Декер – классный режиссер, который убедил меня в том, что режиссер – не то, чему можно научить, а призвание, талант от Бога. Получилось так, что ассистент возобновления Сабина Хартманнсхенн подготовила спектакль с нами очень качественно, поэтому Вилли оставалось углубить образы, довести их до совершенства. Работать с ним было очень интересно. Во время наших бесед о Билли, главном герое оперы, он проводил параллели с буддизмом. Мы говорили о том, что явление смерти для Билли – абсолютно естественное: он ее не боится, его не трясет при упоминании о ней. О том, насколько чист в своих помыслах Билли, говорит не только его белая рубаха, но и световые решения ряда сцен с его участием. В одной из них, когда капитан Вир открывает дверь, на сцену падает луч света, как от божества. Режиссер проводил параллели с ангелом и дьяволом, когда рассказывал о Билли и Клэггарте.

– Насколько вы почувствовали в отношении Клэггарта к Билли гомосексуальное начало?

– Это чувствуется еще на уровне либретто. Но Клэггарт очень боится возникнувшего чувства к Билли.

– О чем, по-вашему, опера «Билли Бадд»?

– Для меня с самого начала, как только я познакомился с этой оперой, было ясно, что она, прежде всего, о времени, в котором все происходит. Если бы не обстоятельства времени – войны, законов, всего этого могло бы не быть.

– Но в опере силен смысловой слой, связанный и с более высоким уровнем обобщения, не только с историческим временем, что приближает ее к притче.

– Эта опера о времени – о черном и белом. Последний ответ в итоге за Виром. Во время репетиций все, включая режиссера, задавались одним и тем же вопросом, не находя на него ответа: почему Вир так поступил? Он мог бы провести суд над Билли в ближайшем порту, подождав несколько дней, не устраивать казнь так скоропалительно, поскольку их корабль плавал в Ла-Манше, до суши было не так далеко. Тайной покрыта и встреча Вира с Билли, поскольку непонятно, о чем они говорили. В опере этот момент отражен в оркестровой интерлюдии. В новелле Мелвилла этот эпизод тоже есть и тоже покрыт тайной. Но мне нравится такая недосказанность, когда зритель выходит из театра с вопросами.

– Насколько вам сложно петь современную музыку? Диссонансы как будто сложнее консонансов?

– А мне они почему-то ближе. Возможно, по молодости. К традиционному баритоновому репертуару я приступлю, наверное, лет через десять. Сейчас стараюсь подготовить себя к этому, потому что к традиционному репертуару надо быть готовым – личность должна сформироваться. Когда Риголетто или Мазепу поют 30-летние, это выглядит смешно – необходим жизненный опыт.

– Вы, наверно, были отличником по сольфеджио?

– Нет, сольфеджио я как раз ненавидел. Может быть, такова природа моего слуха, свойство моей психофизики – петь диссонансы с легкостью. Во всяком случае, я чувствую себя очень хорошо и когда пою Билли Бадда, и когда пою Пеллеаса. Правда, ритмические сложности были, но я их преодолел.

– А у кого вы учитесь актерскому мастерству?

– Разумеется, я читал Станиславского, в свое время у меня был хороший педагог в Киеве. Я хожу в театры, смотрю фильмы, то есть многое происходит путем самообразования. Интересуюсь всем, что происходит в мире.

– Как вам пелось на английском?

– С Билли было легче, поскольку я знаю английский – выучил его, когда полгода жил в Англии, участвуя дважды в постановках Глайндборнского фестиваля, – пел Малатесту в «Дон Паскуале» Доницетти и Марселя в «Богеме» Пуччини. В 2014 году буду петь там Онегина. С «Пеллеасом» пришлось сложнее. Непросто было выучивать каждое слово, запоминая, что оно означает, поскольку у Дебюсси, как известно, декламационный стиль.

– Постановка «Пеллеаса и Мелизанды» в Мариинском получилась очень мрачной, решенной в стилистике едва ли не фильма ужасов. Спектакль открыл для вас что-то новое в драматургии оперы?

– Спектакль открыл для меня образ Пеллеаса больше, чем закрыл. С режиссером было интересно работать, хотя его версия оказалась перпендикулярной музыке.

– В чем смысл этой версии?

– На первой же встрече с солистами он сказал, что спектакль будет о черном, а не о белом, к чему я отнесся с пониманием. Спектакль Креймера – об обстоятельствах, в которых все происходит. Но ведь и у Метерлинка, если разобраться, места, где происходят события «Пеллеаса», страшные. Мне не нравится, когда у человека есть сложившаяся концепция роли, не подлежащая сомнению. Я – за открытость. К тому же мы, певцы, участвуем сегодня в разных постановках, поэтому очень интересно делать одну и ту же роль по-разному.

Дудин Владимир
05.04.2013

Он - исполнитель самых интересных и глубоких баритоновых оперных партий, обладатель запоминающегося, невероятно красивого голоса, и внушительной (красивой) сценической биографии.

Судите сами, короткий список большого пути:

  • в 2010 году Бондаренко успешно дебютировал на Зальцбургском фестивале («Ромео и Джульетта» Гуно с Анной Нетребко в главной роли, постановка Бартлетт Шер);
  • за выступление на Международном конкурсе BBC в Кардиффе в 2011-м он был удостоен приза за камерное исполнение (Song Prize), это открыло ему путь на крупнейшие концертные площадки мира;
  • они и последовали - выступление на Глайндборнском фестивале, в Опере Кельна, еще раз - фестиваль в Зальцбурге,
  • дебют, партия Пеллеаса в премьерном спектакле «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (дирижер Валерий Гергиев, режиссер Даниэл Креймер);
  • в 2013-м Бондаренко исполнил заглавную партию в премьере оперы «Билли Бадд» Бенджамина Бриттена (дирижер Михаил Татарников, режиссер Вилли Декер);
  • в следующие сезоны были выступления в Королевском театре Мадрида,Государственной опере Штутгарта, дебютный сольный концерт в лондонском Уигмор-холле с пианистом Гэри Мэтьюменом;
  • он записал сюиту «Поручик Киже» Сергея Прокофьева (Бергенский филармонический оркестр, дирижер Эндрю Литтон, BIS, 2013), романсы Сергея Рахманинова с пианистом Иэном Бернсайдом в Квинс-холле (Delphian Records, 2014).

Ему всего 31 год, он один из самый перспективных баритонов нашего времени. InKyiv поговорил с Андреем Бондаренко накануне его концерта в Киеве.

Вы поете главные оперные партии, это большая тема, и поете камерную музыку. Вам нравится это одинаково?

Камерная музыка мне нравится больше.

Что вам ближе - традиционный баритоновый репертуар или современная академическая музыка?

У меня нет возможности исполнять современную музыку и диссонансы, я мало с ней сталкивался. Но, если сравнивать музыку XX века сромантической музыкой XIX-го, - мне ближе XX век. Он мне интересен.

Какую музыку вы любите не петь, но слушать?

Разную, просто так дома, утром под кофе оперу слушать не люблю. Люблю слушать джаз, популярную музыку (качественную, западную). Люблю классический рок. Я родился в конце 1980-х, но считаю себя любителем ретро-музыки.

Работа над ролью: как вы готовитесь? Слушаете записи, читаете ноты…?

Если это незнакомая мне музыка, все начинается с записей, потом берется клавир, я изучаю клавир под запись, потом изучаю источники: история написания оперы, история жизни композитора. Это идеальный вариант.

Бывает так, что постановщик вас удивляет, и вам приходится вступать с ним во внутренний спор? Словом, что бывает, если взгляд режиссера вас не устраивает?

Бывает, но достаточно редко. Я кайфую от того, что у меня есть возможность исполнять одну роль в двадцати различных интерпретациях. Вот например, это касалось Онегина, мне лишь единожды попался режиссер, с которым я был категорически не согласен. Только потому,что постановка была просто «ни о чем». Понятно, это была его история об Онегине, но она абсолютно ничего не доносила зрителю. Если постановка открывает что-то новое, и что-то новое приносит - я за нее.

Как правило, я иду за режиссером, мне это интересно. Но бывают исключения.

Вы замечательно поете свою роль не только технически, но и играете ее. Занимаетесь актерским мастерством, сценическим движением…?

Я учился с Киевской консерватории, у нас было сильно представлены эти предметы - актерское мастерство, сценическое движение и хореография, по ним у нас былипрекрасные педагоги. Они дали (и мне, и тем, кто со мной учился) блестящую, большую школу. Поэтому сейчас больших сложностей с этим я не не испытываю. Но, разумеется, в каждой постановке своя специфика. Например, когда я работал над «Ромео и Джульеттой» - классическая постановка, на ней работал потрясающий американский мастер постановки боя. Конечно же, во время постановки мы много работали, и ставили бои, и это было очень красиво. Перед каждым спектаклем примерно 20 минут повторяли их, чтобы ощущение мастерства не терялось.

Один и тот же герой с разными режиссерами - это каждый раз разные задачи для вас – певца и вас – исполнителя роли?

В этом и состоит для меня главный интерес. Некоторые певцы выходят петь свою определенную роль, у них своя концепция и от нее эти певцы никуда не отходят. Мне скучно петь 50-ю одинаковую постановку Онегина.Мне интересно петь разных Онегиных, в разных спектаклях.

Что для вас в работе самое мучительное?

Учить новую роль.

Вы ведь как раз учите колоссальные объемы текстов.

Это моя личная, большая, серьезная борьба с ленью.

Вы вступаете в отношения со своими героями, они вам бывают симпатичны, и наоборот?

Думаю, да. Без анализа: почему они поступают так, а не иначе, без понимания того, кто они, нельзя выходить на стену. Чем лучше ты воспринимаешь (понимаешь) героя, тем лучше получается образ на сцене.

То есть все ваши герои вами прожиты и усвоены? И Пеллеас, и Бадд, и Онегин?

Да, пока я их репетирую и исполняю. Что касается Онегина, я его очень много исполнял, и начал делать это в раннем возрасте, он на мне оставил отпечаток, думаю. Ну - мне так кажется.

Это правда, что вы могли стать саксофонистом и, наоборот - не стать оперным певцом? Каквы вообще поняли, что хотите петь?

Да, с шести лет я занимался музыкой, саксофоном, и ничем другим не хотел заниматься никогда. И да, я хотел играть джаз. В 13 лет мне сказали: «О, у тебя есть голос! Иди учиться пению». Я попал к своему первому педагогу в Каменце-Подольском. То, что я пою - это его вина. Его звали Юрий Баландин, он мне привил любовь к классическому пению.

Благодаря Юрию Баландину мы слышим Андрея Бондаренко. А потом вам везло с учителями?

Мне везет с людьми, которые меня чему-то учат. И я стараюсь искать этих людей. И если у меня в какой-то момент жизни не случается человека, у которого можно учиться, я от этого страдаю.

Музыкальные инструменты менялись - технически усложнялись, менялись их формы, усложнялись или упрощались смычки и так далее. Что происходило с человеческим голосом как с исполнительским инструментом?

Да, конечно. Исполнительское искусствоменялось стилистически, если брать начало, середину и конец ХХ века и настающее время. Сейчас вокал стилистически другой. Это связано с разными вещами, например, изначально театры были меньше, потребность в певцах (количество спектаклей, в которых поют) тогда и сейчас совершенно разная. Раньше пение - это было намного меньше, и интимней. И вся социальная жизнь влияет на школу исполнительства, на восприятие музыки, на композиторов, которые написали эту музыку. И певец подходит к исполнению новой музыки новыми, другими техническими способами. Искусство пения всегда менялось, но всегда соотносилось с каноном, со временем, когда зарождалась опера, то есть - бельканто. Теперь все педагоги говорят что надо петь красиво. И громко (смеется), - шучу.

Баритонам сложнее жить в опере чем басам?

Не могу сказать, что сложнее или проще. Или интереснее. Давайте сравним, вот- тенора, баритоны и басы. Тенора - это герои-любовники, баритоны - это чьи-то братья или третьи герои в любовном треугольнике, или злодеи. Басы, как правило - отцы, великие старцы, тоже злодеи или убийцы. Сложно сравнить, кого интереснее петь… мне интересно петь то, что я пою. В моем возрасте я пою, если есть возможность, тех же героев-любовников, которые написаны для баритонов. Стану старше - пойдут серьезные драматические роли, буду петь злодеев, и так далее. В каждом голосе есть свои плюсы.

Вы спели не слишком характерные для баритонов партии (Пеллеас из «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси и Билли Бадд, «Билли Бадд» Бриттена), что еще редкого вы хотели бы спеть?

Пеллеас написан для тенора. И это вопрос, наверное, современной моды - баритоны(у которых есть возможность) стали петь эту партию, высокую для баритона. Мне кажется, что в исполнении баритона партия Пеллеаса звучит лучше, когда баритон уходит на высокие ноты, это звучит очень напряженно, более драматически. В контексте этой музыки и этой истории - так лучше, так интереснее, «правильнее» звучит. Пеллеас для меня - одна из самых гениальных партитур в истории музыки.

Билли Бадд - чисто баритоновая роль, она, к сожалению, редко исполняется, в Украине вообще «Билли Бадд» Бриттена не ставится ни разу. Билли должен быть молодым, задорным красавцем с красивым голосом - это возрастная роль, ее надо петь молодым. Конечно, мне повезло спеть и Пеллеаса и Билли, хочется спеть побольше такой музыки. Что касается других необычных ролей…. ну вот например, Гамлет. Есть опера «Гамлет» французского композитора Амбруаза Тома. Безумно красивая музыка, вообще нигде практически не идет - было бы очень интересно в ней спеть. Если говорить о роли-мечте, конечноэто Дон Жуан. Его я исполню в следующем году.

Как раз хотела спросить о планах.

В следующем сезоне у меня две большие, серьезные и новые для меня роли. Это будет Дон Жуан, в Америке, в Palm Beach Opera во Флориде. И это будет Вольфрам в опере «Тангейзер» Вагнера в опере Цюриха. Вагнер для меня это что-то совсем новое. Говорят - есть опера и есть Вагнер.

Театр «прописки» у вас существует, вы солист какого театра?

Наверное, не существует. Есть цюрихский театр, в котором у меня контракт на три года, контракт называется «резидент театра»,он означает что я в течении этих трех лет исполняю две роли в год.

В Киев планируете приезжать?

Всегда хочу и рад петь в Киеве. Что касается оперных спектаклей… я не вижу по репертуару, что мог бы исполнить в Национальной опере.

Пока - только концерты?

Да. Плюс некоторое концертное исполнение опер. Театров в плане пока нет.

ФОТО: Мария Терехова, Ричард Кэмпбелл, Марти Сол, Хавьер Дел-Реал

  • Что: сольный концерт Андрея Бондаренко
  • Когда: 19 апреля, в 19:30
  • Где: Дом Мастер Класс, ул. Богдана Хмельницкого, 57Б

2006 г. — лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург; III премия).
2008 г. - лауреат III Всероссийского конкурса оперных певцов им. Надежды Обуховой (Липецк).
2010 г. - лауреат VII Международного конкурса им. Станислава Монюшко (Варшава; III премия).
2011 г. - финалист Международного конкурса BBC в Кардиффе «Певец мира»/ BBC Cardiff Singer of the World, обладатель приза за камерное исполнение/ Song Prize.
2013 г. - обладатель Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (за исполнение главной партии в «Билли Бадде» Б. Бриттена).

Биография

Родился в 1987 г. в Каменец-Подольском (Украина).
В 2009 г. окончил Национальную музыкальную академию Украины им. П.И. Чайковского (класс В. Буймистера).
В 2005-2007 г. - солист Национальной филармонии Украины.

C 2007 г. - солист Мариинской академии молодых оперных певцов. Дебютировал в партии Папагено («Волшебная флейта» В.А. Моцарта).

Репертуар

в Мариинском театре :

Евгений Онегин («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Князь Андрей Болконский («Война и мир» С. Прокофьева)
Пролетов («Тяжба» С. Нестеровой)
3-й обер-офицер («Коляска» В. Круглика)
Подколесин («Женитьба» М. Мусоргского)
Минский Станционный смотритель» А. Смелкова) — первый исполнитель партии в Мариинском театре
Сильвано («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Гульельмо («Так поступают все» В.А. Моцарта)
Граф Альмавива («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта)
Папагено («Волшебная флейта» В.А. Моцарта)
Арлекин («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса)
Пеллеас («Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси)

В 2010 г. дебютировал на Зальцбургском фестивале в опере «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно в роли Грегорио (постановка Бартлетт Шер; с Анной Нетребко в главной роли).
В 2011 г. успешное выступление на Международном конкурсе BBC в Кардиффе «Певец мира», за которое был удостоен приза за камерное исполнение (Song Prize), открыло ему путь также на крупнейшие концертные площадки. В этом же году выступил с первым сольным концертом в Карнеги-холле (Нью-Йорк) с программой из произведений П. Чайковского, посвященной 120-летию зала.

В сезоне 2011/12 г. исполнил партию Малатесты («Дон Паскуале» Г. Доницетти) и Марселя («Богема» Дж. Пуччини) на Глайндборнском фестивале, где в последующих сезонах выступил в партии Онегина («Евгений Онегин» П. Чайковского) и Гульельмо («Так поступают все женщины» В.А. Моцарта). Дебютировал в Опере Кельна в роли Евгения Онегина. На Зальцбургском фестивале принял участие в постановке «Соловья» И. Стравинского (партия Императора). Дебютировал в партии Пеллеаса в премьерном спектакле «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси в Мариинском театре (дирижер Валерий Гергиев, режиссер Даниэл Креймер).

В 2013 г. на сцене Михайловского театра исполнил заглавную партию в российской премьере оперы «Билли Бадд» Б. Бриттена (дирижер Михаил Татарников, режиссер Вилли Декер), за которую получил Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит».

В сезоне 2013/14 г. выступал в роли Графа Альмавивы («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта) в Мариинском театре и Королевском театре Мадрида /Teatro Real, спел заглавную партию в «Евгении Онегине» в Опере Кельна и Государственной опере Штутгарта. В новой постановке «Войны и мира» С. Прокофьева в Мариинском театре спел партию Князя Андрея (дирижер Валерий Геригев, режиссер Грэм Вик).

В 2014 г. состоялся дебютный сольный концерт в Уигмор-холле (Лондон) с пианистом Гэри Мэтьюменом. Среди выступлений на оперной сцене - Граф Альмавива («Свадьба Фигаро») в театре Реал в Мадриде и в Австралийской опере, Пермском государственном академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского, Роберт («Иоланта» П. Чайковского) в Опере Далласа, Марсель («Богема») в Баварской государственной опере в Мюнхене и Опере Цюриха. Принимал участие в исполнении кантаты «Весна» С. Рахманинова в сопровождении Лондонского филармонического оркестра (дирижер Владимир Юровский).
В Пермском государственном академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского исполнил Гульельмо («Так поступают все»), в Мариинском театре Пеллеаса («Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси).

В 2015 г. выступал в Израильской опере в «Любовном напитке» Г. Доницетти, в Опере Далласа исполнил роль Роберта в «Иоланте» П. Чайковского.

В сезоне 2015/16 г. участвовал в постановках «Богемы» (Марсель) и «Дона Паскуале» (Доктор Малатеста) в Цюрихской опере, «Золушке» Дж. Россини (Дандини) и «Так поступают все женщины» (Гульельмо) в Опере Кельна, где также исполнил заглавную партию в «Билли Бадде» Б. Бриттена. Исполнил заглавную партию в «Евгении Онегине» в Вильнюсском театре оперы и балета и Муниципальном театре Сан-Паулу (Бразилия).

Среди недавних ангажементов - заглавная партия в «Евгении Онегине» в Опере Далласа, Белькоре в «Любовном напитке» на сцене Баварской государственной оперы, заглавная партия в «Пеллеасе и Мелизанде» в Шотландской опере (Глазго).

В январе 2017 г. дебютировал в Большом театре в партии Графа Альмавивы («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта).

Сотрудничал с выдающимися дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Айвор Болтон, Янник Незе-Сеген, Владимир Ашкенази, Энрике Маццола, Кирилл Карабиц, Эндрю Литтон, Теодор Курентзис, Михаэль Штурмингер, Омер Меир Веллбер и Михаил Татарников.

Участвовал в записи опер: «Дон Жуан» (заглавная партия) и «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта (Граф Альмавива; обе - с оркестром MusicAeterna, дирижер Теодор Курентзис, Sony Classics, 2016 и 2014 соответственно), «Иоланта» П. Чайковского (Роберт; Гюрцених-оркестр, Кельн, дирижер Дмитрий Китаенко, Oehms classics, 2015). Также записал романсы Сергея Рахманинова с пианистом Иэном Бернсайдом в Квинс-холле (Delphian Records, 2014), сюиту «Поручик Киже» С. Прокофьева (Бергенский филармонический оркестр, дирижер Эндрю Литтон, BIS, 2013).

Распечатать

Лирический баритон Андрей Бондаренко стал открытием для публики и критики после успешного дебюта в партии Пеллеаса в опере «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в премьерной постановке Дэниэла Креймера в Мариинском театре в прошлом сезоне и вот теперь вызвал бурю эмоций, исполнив партию Билли Бадда.

Выпускник Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского Андрей является сегодня солистом Академии молодых певцов Мариинского театра, хотя о его артистических успехах уже знают и в Зальцбурге, и в Глайндборне, где он выступил в операх Доницетти, Пуччини и Моцарта. В 2011 году Бондаренко стал финалистом Международного конкурса BBC в Кардиффе «Певец мира» и обладателем приза за камерное исполнение (Song Prize). Он не гонится за количеством партий, предпочитая оттачивать до совершенства небольшой репертуар, в котором должен знать смысл каждой ноты.

— На роль Билли Бадда вас пригласил, вероятно, музыкальный руководитель постановки?

— Да, меня пригласил Михаил Татарников. Он лелеял давнюю мечту поставить эту оперу. А у меня была давняя мечта спеть эту партию. Еще в консерватории мне было любопытно, какие еще партии написаны для баритона, кроме общеизвестного традиционного баритонового репертуара. Я откопал «Пеллеаса» и «Билли Бадда», и обе этих партии мечтал спеть. Сейчас два этих гениальных произведения — мои любимые оперы. В них очень глубокие драматические истории. В течение одного года у меня осуществились сразу две мечты: я спел Пеллеаса и Билли. Не думаю, что где-нибудь в Европе мне бы так повезло. Я счастлив, что у меня появилась возможность первого исполнения именно в Петербурге — в Мариинском и Михайловском театрах.

— Вилли Декер приезжал в Петербург всего на неделю. Ему удалось за такой короткий срок донести до вас свои идеи?

— Декер — классный режиссер, который убедил меня в том, что режиссер — не то, чему можно научить, а призвание, талант от Бога. Получилось так, что ассистент возобновления Сабина Хартманнсхенн подготовила спектакль с нами очень качественно, поэтому Вилли оставалось углубить образы, довести их до совершенства. Работать с ним было очень интересно. Во время наших бесед о Билли, главном герое оперы, он проводил параллели с буддизмом. Мы говорили о том, что явление смерти для Билли — абсолютно естественное: он ее не боится, его не трясет при упоминании о ней. О том, насколько чист в своих помыслах Билли, говорит не только его белая рубаха, но и световые решения ряда сцен с его участием. В одной из них, когда капитан Вир открывает дверь, на сцену падает луч света, как от божества. Режиссер проводил параллели с ангелом и дьяволом, когда рассказывал о Билли и Клэггарте.

— Насколько вы почувствовали в отношении Клэггарта к Билли гомосексуальное начало?

— Это чувствуется еще на уровне либретто. Но Клэггарт очень боится возникнувшего чувства к Билли.

— О чем, по-вашему, опера «Билли Бадд»?

— Для меня с самого начала, как только я познакомился с этой оперой, было ясно, что она, прежде всего, о времени, в котором все происходит. Если бы не обстоятельства времени — войны, законов, всего этого могло бы не быть.

— Но в опере силен смысловой слой, связанный и с более высоким уровнем обобщения, не только с историческим временем, что приближает ее к притче.

— Эта опера о времени — о черном и белом. Последний ответ в итоге за Виром. Во время репетиций все, включая режиссера, задавались одним и тем же вопросом, не находя на него ответа: почему Вир так поступил? Он мог бы провести суд над Билли в ближайшем порту, подождав несколько дней, не устраивать казнь так скоропалительно, поскольку их корабль плавал в Ла-Манше, до суши было не так далеко. Тайной покрыта и встреча Вира с Билли, поскольку непонятно, о чем они говорили. В опере этот момент отражен в оркестровой интерлюдии. В новелле Мелвилла этот эпизод тоже есть и тоже покрыт тайной. Но мне нравится такая недосказанность, когда зритель выходит из театра с вопросами.

— Насколько вам сложно петь современную музыку? Диссонансы как будто сложнее консонансов?

— А мне они почему-то ближе. Возможно, по молодости. К традиционному баритоновому репертуару я приступлю, наверное, лет через десять. Сейчас стараюсь подготовить себя к этому, потому что к традиционному репертуару надо быть готовым — личность должна сформироваться. Когда Риголетто или Мазепу поют 30-летние, это выглядит смешно — необходим жизненный опыт.

— Вы, наверно, были отличником по сольфеджио?

— Нет, сольфеджио я как раз ненавидел. Может быть, такова природа моего слуха, свойство моей психофизики — петь диссонансы с легкостью. Во всяком случае, я чувствую себя очень хорошо и когда пою Билли Бадда, и когда пою Пеллеаса. Правда, ритмические сложности были, но я их преодолел.

— А у кого вы учитесь актерскому мастерству?

— Разумеется, я читал Станиславского, в свое время у меня был хороший педагог в Киеве. Я хожу в театры, смотрю фильмы, то есть многое происходит путем самообразования. Интересуюсь всем, что происходит в мире.

— Как вам пелось на английском?

— С Билли было легче, поскольку я знаю английский — выучил его, когда полгода жил в Англии, участвуя дважды в постановках Глайндборнского фестиваля, — пел Малатесту в «Дон Паскуале» Доницетти и Марселя в «Богеме» Пуччини. В 2014 году буду петь там Онегина. С «Пеллеасом» пришлось сложнее. Непросто было выучивать каждое слово, запоминая, что оно означает, поскольку у Дебюсси, как известно, декламационный стиль.

— Постановка «Пеллеаса и Мелизанды» в Мариинском получилась очень мрачной, решенной в стилистике едва ли не фильма ужасов. Спектакль открыл для вас что-то новое в драматургии оперы?

— Спектакль открыл для меня образ Пеллеаса больше, чем закрыл. С режиссером было интересно работать, хотя его версия оказалась перпендикулярной музыке.

— В чем смысл этой версии?

— На первой же встрече с солистами он сказал, что спектакль будет о черном, а не о белом, к чему я отнесся с пониманием. Спектакль Креймера — об обстоятельствах, в которых все происходит. Но ведь и у Метерлинка, если разобраться, места, где происходят события «Пеллеаса», страшные. Мне не нравится, когда у человека есть сложившаяся концепция роли, не подлежащая сомнению. Я — за открытость. К тому же мы, певцы, участвуем сегодня в разных постановках, поэтому очень интересно делать одну и ту же роль по-разному.

Событие закончилось

Новый цикл вокальных вечеров «Солисты Мариинского театра в Культурном центре Елены Образцовой» открывает выступление одного из самых талантливых молодых баритонов, финалиста и обладателя приза за камерное исполнение (Song Prize) престижного Международного конкурса BBC в Кардиффе «Певец мира» Андрея Бондаренко и лауреата международных конкурсов Элеоноры Виндау, сопрано.

В программе прозвучат «Три песни Дон Кихота» Мориса Равеля, «Песни Дон Кихота» Жака Ибера, вокальный цикл Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь», «Шесть песен на стихи М.И. Цветаевой» Дмитрия Шостаковича, вокальный цикл Модеста Мусоргского «Детская».

Лирический баритон Андрей Бондаренко свою карьеру начал в 2005 году, став солистом Национальной филармонии Украины. В 2009 году певец окончил Национальную музыкальную академию им. П.И. Чайковского в Киеве. Последние несколько лет Андрей активно сотрудничает с таким мэтрами, как Валерий Гергиев, Айвор Болтон, Янник Незе-Сеген, Михаэль Шаде, Криста Людвиг, Марьяна Липовшек и Томас Квастхофф.
В 2006 году Андрей Бондаренко стал лауреатом Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а в 2010 году - победителем Международного конкурса им. Станислава Монюшко (Варшава). В 2010 году исполнитель дебютировал на Зальцбургском фестивале в опере «Ромео и Джульетта» с Анной Нетребко в главной роли. В 2011 году Андрей стал финалистом Международного конкурса BBC в Кардиффе «Певец мира», был награжден дипломом на украинском конкурсе «Новые голоса Украины» (Киев), а также выиграл приз на Международном вокальном конкурсе в Ворзеле «Искусство XXI века» (Киев).

В 2012 году Андрей Бондаренко дебютировал в Оперном театре Кёльна (Германия) и на Глайндборнском оперном фестивале (Великобритания) в роли Евгения Онегина. В январе 2014 года планируется дебютное выступление Андрея Бондаренко совместно с оперным сопрано Кэтрин Бродерик в «Вигмор Холле» (Великобритания). Недавно Андрей принял участие в рождественском выпуске программы известного мексиканского тенора Роландо Вильянсона «Звезды завтрашнего дня», которая транслировалась в прямом эфире во Франции и Германии.
В 2013 году Андрей Бондаренко исполнил заглавную партию в российской премьере оперы Б. Бриттена «Билли Бад» на сцене Михайловского театра, за которую получил Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». В 2014/15 году планируются дебютные выступления Андрея в Королевском театре Мадрида, Оперном театре Далласа (США), Цюрихском оперном театре (Швейцария), также он примет участие в нескольких постановках в Мариинском и Михайловском театрах в Санкт-Петербурге.

Элеонора Виндау окончила Национальную музыкальную академию Украины им. П.И. Чайковского в 2009 году (класс профессора В. Буймистера). На сцене театра-студии музыкальной академии исполнила партии Сюзанны («Свадьба Фигаро»), Лауретты («Джанни Скикки»), Ксаны («Запорожец за Дунаем»), Люси («Телефон»). С 2007 года – солистка Академии молодых певцов Мариинского театра. Дипломант IV Всероссийского конкурса молодых оперных певцов им. Надежды Обуховой (Липецк, 2008). Дипломант VIII Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2008).