Воскресная школа. Детям о православии

Храм - это место особое, святое. Это дом Божий. Поэтому вести себя здесь нужно по-особому. Существует правила поведения в храме для детей, которых стоит придерживаться при посещении храмов. Это касается не только взрослых, но и детей. Ведь именно благочестивые родители, добрые наставники подскажут и научат, как правильно вести себя в храме, дадут советы и подсказки для детей.

С чего начинается посещение храма

Вера для ребенка должна быть не обузой , не пониманием того, что он должен угодить Богу или родителям, а понимание того, что посещение храма - это радость общения с Богом, это праздник, это поощрение за послушание и хорошее поведение.

В православный храм дети приходят по разным причинам. В основном, в первый раз их приводят родители. Таинством Крещения и воцерковления церковная жизнь ребенка не завершается, а только начинается. Таинство крещения - это духовное рождение человека.

Крещение ребенка в церкви

Следующий путь родители должны пройти вместе с ребенком в ограде церковной. Должны показать, как нужно жить по-христиански. Если родители каждый воскресный день присутствуют в храме Божием за литургией, освещают воскресный день исповедью, причастием, вполне правильно, разумно и логично, чтобы ребенок был вместе с ними с самого начала, шел по этому пути полноценного члена церкви Христовой.

Священнику очень радостно видеть на литургии большое количество детей, радостно, что вместе с ними пришли родители. Приходя в храм с ребенком, родители определяют место, где будут стоять, чтобы малышу было видно и слышно происходящее, чтобы у него появился интерес к пребыванию в храме.

Малышей приносят или приводят за 5-10 минут до начала причастия и уводят после совершения евхаристии минут через 10, чтобы малыш не утомился, но при этом почувствовал присутствие Духа Святого, ощущение благодати, красоты песнопений, аромата ладана.

Иногда дитя плачет перед чашей, потому что не приучено к церковной обстановке. Родители - нецерковные люди, и он первый раз попадает в многолюдный храм. Может, в это время он привык спать или его нужно покормить. Потому что в основном детей приводят на праздники, когда многолюдно, душно, и родители пытаются продержать ребенка всю службу.

Что делать в таких случаях? Ничего страшного, если папа с мамой выведут расплакавшегося мальца из церкви, таким образом поступят мудро. Не нужно насиловать детей святыней . Христос вряд ли одобрил такое. Господу угодны лица смеющихся малышей, спокойных, которые с радостью принимают таинство.

Важно: задача детей в храме - молиться. Они не должны мешать другим людям. Если ребенок балуется, лучше выйти из храма, привести малыша в благоразумное чувство и вернуться на службу.

Малыш не может выстоять всего времени долгой службы, но его молитва искренняя, добрая и идет от чистого сердца.

Православие и дети:

Основные правила поведения в храме

Перед входом в храм осеняют себя трижды крестным знамением и молятся: «Господи, помилуй!». Затем покупают свечи в церковной лавке. Свечи очень разные: восковые, парафиновые, большие, маленькие. Неверно думать, что размер свечи влияет на то, чтобы скорее Бог услышал наши молитвы. Ведь Господь обращает взор не на свечу, а на наше сердце.

Ребенок в храме

Центр храма - это место для праздничной иконы. Здесь ставится первая свечка . Зажигается она от другой свечи, которая уже стоит на подсвечнике, потом оплавляется низ свечи, чтобы она лучше стояла, и ставим ее. По благочестивой традиции православные прикладываются к святыне. Сначала дважды крестятся, затем прикладываются к иконе и крестятся третий раз.

После этого идут к Распятию, которое обязательно есть в каждом храме. Перед ним тоже ставят свечу. Если на подсвечнике нет свободного места - не огорчаемся. Можно положить свечу на подсвечник, а служители обязательно ее зажгут в удобное время. Перед распятием делают земной поклон.

Важно: поклоны перед святынями - это лишь внешнее проявление нашего благоговения, нашего сильного чувства. Бывает, что в храме много людей, что своими поклонами мы можем помешать другим молящимся. Не будем же мы расталкивать окружающих, делая поклоны. Стараемся всегда помнить о других.

Прикладываться к Распятию нужно касаясь лишь ног Спасителя. Если прикладываемся к иконе Богородицы, то касаемся губами только руки и ни в коем случае лика. Это не благоговейно. Таким же образом мы ставим свечи у икон святых, которых мы особенно почитаем. И молимся перед этими иконами о здравии самих и наших близких.

Исповедь и причастие для детей

С детьми нужно готовиться к исповеди и причастию. Перед посещением храма потрудитесь объяснить сыну или дочке, что с ними там будет.

Причастие детей в храме

Если речь идет об исповеди , то простыми словами дайте разъяснение, что такое исповедь. Объясните, кто присутствует на исповеди, кто такой священник и зачем его участие в таинстве исповеди. Познакомиться нужно с батюшкой. Может заранее привести и показать священника, рассказать, что значат его необычные одежды, почему он с бородой, как к нему правильно подходить, что он будет спрашивать на исповеди.

Те же правила относятся и к Таинству Причастия . Если ребенок понимает, то расскажите, что с ним будет происходить в момент таинства. Такая манера общения с детьми - уважительная. Детей надо своих уважать, восхищаться ими, ценить.

Видя пример старших детей, малышам хочется приобщиться к исповеди - не отказывайте им. Батюшка в свою очередь проводит всю процедуру исповеди - беседует с малышом, накрывает епитрахилью, читает разрешительную молитву об отпущении грехов - это для дитя важно и помогает приобщиться к службе.

Когда переходить ко взрослому стоянию на службе

Лучше это делать уже в школьном возрасте. Школьник понимает, что всё что хочется, не всегда можно, и есть свои обязанности. С этого момента можно пробовать приходить на службу чуть раньше.

О церкви и службе:

  • Важно: чтобы детям было хорошо в храме, необходимо обязательное его присутствие. И понимание того, что попали во взрослое место, где не шумят.

    Если и церковную жизнь детей сделать подконтрольной родителям, это может погубить то, ради чего мы ходим в церковь. Для него очень важно, особенно в переходном возрасте, провести границу между собой и родителями. Если мы приводим своих чад в церковь - это удобный способ показать, что храм - пространство духовной свободы. Здесь он сам решает, о чем ему каяться, а о чем нет. Не мы ему указываем, а он сам становится самостоятельной личностью.

    Если ребенок не хочет идти в церковь - настаивать надо. Если не хочет исповедоваться, то здесь уже выбор подростка. Когда область духовного находится в руках самого подростка, он реально начинает взрослеть. Он понимает, что не захочет исповедоваться и не будет. Но в то же время понимает, что у него есть такая потребность. И он идет и осуществляет эту потребность сам. Это его выбор, решение - это очень важно.

    Есть и другая сторона взгляда на церковь. Родители воспринимают ее как нечто магическое. Если привести ребенка в храм, то священник совершит что-то магическое и с малышом всё будет как надо.

    Нет, так не бывает. Ребенок - это ваша частица. И как вы его воспитаете - так и будет.

    Видео о правилах поведения детей в храме.

Церковь в восприятии ребенка зачастую представляется волшебным замком – высокие своды, позолота и красивые церемонии сполна захватывают детское воображение. Такие моменты важно не упустить, поддержать интерес ребенка, рассказать ему об истинном предназначении храма, вдохновить его историей и символизмом. Для таких целей и была написана наша из серии «Детям о православии». Приводим здесь отрывок и иллюстрации из неё.

Три части храма

Мы уже говорили, что снаружи храм часто похож на крест. А как храм устроен внутри? В какой бы стране человек ни зашёл в православный храм, он заметит, что эти храмы состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря - и чем-то похожи друг на друга. Потому что почти все эти церкви построены по образцу древнего храма Соломона в Иерусалиме.

До наших дней он не сохранился, но тоже состоял из трёх частей, только назывались они иначе. Главные двери церкви, через которые входят люди, чаще всего находятся на западе.

Православные христиане входят в храм, перекрестившись и обратившись Богу со словами: «Господи, я вхожу в дом Твой, покланяюсь святыне Твоей, помоги мне, прости меня за грехи мои. Аминь».

Притвор

Открыв дверь церкви, мы входим в притвор. Он предшествует основной части храма, где обычно находятся люди во время службы. В притворе остаются те, кто готовится к Крещению. Они выходят после того, как диакон громко просит их удалиться:

«Оглашенные (то есть некрещёные), изыди́те (уйдите)». Некрещёные люди выходят из средней части храма раньше крещёных не потому, что они «плохие», а потому, что они ещё не могут участвовать в таинствах.

В притворе могут стоять люди, которые поступили очень плохо. На исповеди священник рассказал им, как получить прощение. В древности человек мог стоять в притворе несколько лет, пока священник не убеждался, что грешник в самом деле раскаялся. Сейчас уже нет таких строгих правил, но за серьёзный проступок отправить человека в притвор батюшка всё-таки может.

Крещение

Человеку нужно время, чтобы подготовиться к Крещению. Его сначала нужно спросить, хочет ли он дружить с Богом и другими христианами и что он готов для этого сделать. Нельзя же прийти с улицы и сразу стать нападающим сборной России по хоккею! Нужно готовиться и много тренироваться.

Средняя часть храма

Миновав притвор, христианин входит в храм. Центральная часть храма с главным алтарём напоминает корабль и потому называется «нефом» («неф» по-французски «корабль»).

Христиане здесь превращаются в «моряков на корабле», который плывёт по бурному морю и управляется самим Христом. Образ Церкви как морского или речного судна был таким популярным, что храмы стали называть «кораблями спасения».

Придел

Слева и справа от главного корабля иногда можно видеть «лодки» поменьше. Там тоже есть алтарь, но маленький. Такие «судёнышки» стали называть приделами. В них часто служат зимой, если храм большой. Ведь маленький придел с низким потолком можно быстро обогреть, и люди там не мёрзнут. Иногда вдоль стен стоят скамейки для сидения.

Алтарь

Алтарь - это главное место в храме. Он почти всегда расположен в восточной части церкви. В алтарь можно попасть через три двери. Центральные, самые большие и красивые, - царские врата. Из них могут выходить только епископы, священники или диаконы с Евангелием в руках.

Через двери поменьше (их могут называть северными и южными) в алтарь входят все остальные служители (алтарники, пономари, чтецы).

Каждый христианин мужского пола хотя бы раз в жизни был в алтаре - мальчиков туда вносят после Крещения, а те, кто крестился в зрелом возрасте, входят туда сами в сопровождении священника.

Девочкам или женщинам входить в алтарь нельзя. Это не значит, что девочки хуже мальчиков, просто сложилась такая традиция. Точно так же, как, например, женщинам нельзя быть шахтёрами или сталеварами. Раньше в Церкви были особые служительницы - диаконисы. Они помогали священнослужителям, следили за порядком в храме, готовили женщин к Крещению, занимались с детьми.

Храм - это дом Божий, дом молитвы. Еще его называют Церковь, а большие храмы называются Соборами. Каждый храм имеет свое название, имя. Храмы строятся в память какого-либо события Священной истории, в честь святых или Пресвятой Богородицы.

Отче наш

Молитва «Отче наш» для всех нас очень много значит.

В церкви, в воскресенье, ее поют в конце службы, перед тем, как мы причащаемся. Она начинается словами «Отче наш...» - «Отец наш...»

Об этой молитве есть особенный рассказ в Евангелии. Случилось Иисусу Христу быть с учениками в одиноком месте за городом. Он отошел от них помолиться, а когда вернулся, один из учеников сказал Ему:

«Господи, ведь вот Иоанн, у которого ты крестился, он учит людей, как надо молиться. Научи же и ты нас молитве.

Иисус Христос ответил: «Молитесь так...»

ОТЧЕ НАШ, ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ!

ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ, ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ, ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, ЯКО НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ, ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ; И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША, ЯКОЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ; И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ, НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВОГО.

Более простыми словами это значит:

Небесный Отец наш, Господь,

Пусть будет свято имя Твое,

Пусть Ты будешь Царем нашей жизни,

Пусть все в нашей жизни будет так, как Ты хочешь.

Дай нам все, что нам нужно на сегодня,

Прости нам грехи наши, как мы прощаем другим;

Не дай нам хотеть делать плохое,

И сохрани нас от всего скверного.

Торжество православия

Первое воскресенье Великого поста называют Торжеством православия в память о том, как в девятом веке после долгих гонений было восстановлено почитание святых икон. В этот день в наших храмах проходят особые молебны, во время которых Церковь молится о том, чтобы как можно больше людей обратились к Богу.

Таинство соборования

Елеосвящение, или Соборование, - это Таинство, во время которого через помазание освященным маслом (елеем) на больного призывается благодать Божия. Эта благодать способна исцелить человека от болезней души и тела.

Крестопоклонная неделя

В этот воскресный день, когда прошла уже половина Великого поста, на середину храма выносится Крест Господень. Глядя на страдающего на Кресте Иисуса Христа, верующие получают силы на продолжение поста и избавление от зла в своей душе.

Таинство причастия

Причастие - это Таинство, в котором человек под видом хлеба и вина вкушает Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, соединяясь с Ним и делаясь причастником вечной жизни.

Причащение совершается во время Божественной Литургии, которая регулярно проходит в каждом храме.

Правила поведения в храме

Как вести себя в Доме Божьем?

Далеко не все взрослые знают эти элементарные правила. А как объяснить их детям, чтобы не отбить охоту посещать храм?

Именно для этого игумен Виссарион пишет свои стихотворения, легко рассказывая детям о самых простых вещах.

ПАМЯТКА МАЛЬЧИКУ:

Прежде, чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони,

Не нужны тебе они.

ПАМЯТКА ДЕВОЧКЕ:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идет невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

МАЛЬЧИКУ И ДЕВОЧКЕ:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай,

Не гляди по сторонам.

Не полезно это нам.

Хоть старушка, хоть девица -

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Со смиреньем, как мытарь,

На святой смотри алтарь,

Там Дух Божий обитает,

Благодатью нас питает.

Слушай пение и службу,

Разорви с бесами дружбу,

Козни их не принимай,

Слову Божию внимай.

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещанье дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божью полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

Игумен Виссарион, насельник Троице-Сергиевой Лавры

Вы идёте не спеша… Именно идёте, любуясь сказочной красотой своего края. Множество звуков, порой забытых ранее, чаруют ваш слух. Мысли становятся спокойнее, движения - плавнее. Теплом и покоем заполняется душа, хочется петь. Дорога, по которой вы идёте, прыгает, извивается, то, поднимаясь вверх, то, стремглав падая вниз, обнажая новые горизонты с блёстками стремительных ручьёв и речушек, озерцов, прудов, разрытые карьеры, старинные погосты и церкви.

Неожиданно, что-то заставляет вздрогнуть, затем прислушаться. Что это? Тихий удар колокола, бархатное звучание разливается в пространство… Затем тишина…. Она становится звенящей… Удары повторяются с интервалами, известными только звонарю. Колокольный звон переходит в многоголосье, на все лады зазывая люд на богослужение.

Так куда же ведёт эта дорога? Она ведёт в Храм. И не возможно пройти мимо, или обойти. Ноги сами ускоряют шаг, сердце вот-вот вырвется из груди. Тревога, смятение, волнение сменяются желанием быть ТАМ, откуда разливаются эти божественные звуки.

Церковь видна не сразу. Её прячут холмы. Промелькнула речка Молодильня. Интересно, как холодна в ней вода? И много ли в ней ключей? Сразу вспоминаются герои сказок "Конёк-горбунок"... Последний взлёт на пригорок. Наконец, поворот, и Свято-Никольский храм, величественный и светлый, вырисовывается во всей своей красе. На душе - лёгкая тревога: как примет обитель нового человека? Вот они, ворота, и…

Храм встречает прихожан теплом, добром, исходящим отовсюду, мудрыми напутствиями и божественным озарением. Многие, именно здесь, заново обрели отеческую православную веру, познали истинного Бога, воцерковились… Под сводами Храма даже маленькие дети, сложив ручки, нежно шепчут не до конца понятные слова молитвы и становятся на коленки. Они верят всерьёз, глубоко… и полностью во власти Божьей. Они учат нас чистоте мыслей и смирению. Это место, где не болит душа, и хочется плакать не от горя, а от счастья, ибо ты жив, здоров, коль скоро смог оказаться здесь и сейчас; это прибежище, где люди приобретают уверенность и хоть на некоторое время становятся чище в помыслах и поступках своих.

Правда, сделать первый шаг к исцелению бывает далеко не просто, снять тягостное бремя грехов и ошибок со своих плеч и получить благословение бренной душе. Для каждого прихожанина - это свой путь.

За стенами Храма может бушевать метель, лить унылый дождь, падать пушистый снег, или гореть несказанно ярким жёлтым цветом поле одуванчиков, отчего небо становится синее, а солнечный свет проникает повсюду, внутри же - всегда покой, мир.

История храма во имя Святителя и чудотворца Николая в подмосковном селе Мансурове, может быть типична, но для его прихожан, для всех любящих этот храм, прикипевших к нему сердцем и душой, - она особенная, единственная и неповторимая…

Дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать вас на сайте х рама Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

села Мансурово Истринского района Московской области!

23 октября на занятии в младшей группе Воскресной школы говорили о православном храме, его внешнем и внутреннем убранстве. Рисовали.

Конспект занятия "Храм - Дом Божий"

Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. Вы помните, о чём мы говорили на прошлой беседе? Мы говорили о молитве (зачем нужно молиться). Все вы знаете, что Бог – наш с вами небесный Отец и Он нас очень сильно любит. И мы должны быть благодарными детьми своего небесного Отца, стараться радовать Его добрыми делами, помощью и заботой о ближних.

Сегодня мы поговорим немножко о другом. Попробуйте-ка угадать нашу сегодняшнюю тему.

Вы знаете, что с самых древних пор люди придумали строить себе дома. Сперва это были укрытия в пещерах, шалашики, землянки, а потом и вовсе настоящие крепкие замки. Как вы думаете, для чего люди строят себе дома?

Верно, людям нужно место, где они смогут укрыться от ненастий погоды, от диких зверей и от врагов. Мудрые люди говорят: мой дом – моя крепость!

Со временем появились дома, в которых не живут люди. Например, магазины, музеи, школы, цирки. В них люди работают, но не живут.

Как бы красивы ни были все эти здания, но для человека нет ничего дороже родного дома, где живёт его семья, где уютно и тепло.

Но есть совершенно особенные Дома… Люди их строят с трепетом и любовью. А потом украшают росписями и узорами, высоко в небе венчают такие Дома сверкающие купола. Люди стекаются со всех деревень или со всего города, чтобы немного побыть в этом Доме, а выйти из него полными радости и спокойствия.

Вы, наверное, уже сообразили, о каком Доме я веду речь. Верно, это Церковь (Храм). А почему я назвала храм домом? Кто в нём живёт? Да, это дом Божий. Здесь присутствует сам Бог. Но вы люди взрослые и должны знать, что Бог присутствует не только в Церкви, Он вездесущий, то есть, находится везде, и никто не может укрыться от Бога, спрятаться от Него. Но Храм – это место особого Божьего присутствия.

Ребята, а какие люди приходят в храм? (Верующие, добрые, расстроенные…)

А для чего люди ходят в церковь? Люди приходят помолиться Богу, поблагодарить Его за доброту, просят помощи или прощения у Бога за плохие поступки.

Помните, как говорят мудрые люди: Мой дом – моя… крепость! А церковь – это наша с вами самая неприступная крепость, которую никакой враг не одолеет. Поэтому вы должны понимать, что приходя в храм, вы приходите «в гости» к Богу. И Господь нас принимает с любовью, как самый добрый Хозяин принимает своих дорогих гостей. А ещё в храме невидимым образом присутствуют ангелы и святые. Все они смотрят на нас и молятся вместе с нами.

Вы, наверное, уже знаете, как подобает себя вести в храме?

Нужно быть скромно одетым: девочки в юбочках и платьицах, с платочками на головах, а мальчикам нужно снимать свои кепки и шапки. Не следует шуметь и громко разговаривать, потому что мы можем помешать людям, которые стоят с нами рядышком и молятся Богу.

Богу приятно, когда мы приходим в церковь, в Его дом сами, без принуждения и с радостью. Господь особенно сильно любит детей, таких как вы. Ваши души чистые, а сердца светлые, поэтому ваши молитвы, искренние и простые, доходят до Небес.

Я уверена, что вы полюбите Божий храм, будете молиться Богу, как взрослые. Вы ведь теперь знаете, чей это Дом и Кто в нём живёт.

Божий храм есть Божий дом,
И душе уютно в нём.

Преподаватель, Имамалиева Мария