Выставка рафаэля в пушкинском музее список картин. Когда завершится выставка Рафаэля? Сколько стоят билеты

Посетители ГМИИ имени Пушкина впервые увидят восемь шедевров великого итальянского живописца Рафаэля Санти на выставке "Рафаэль. Поэзия образа", которая продлится до 11 декабря.

Долгожданный гость

Экспозиция выставки состоит из восьми живописных работ и трех графических рисунков, принадлежащих кисти великого мастера, которые обычно хранятся в различных галереях и музеях Италии, в основном в галерее Уффици и национальной картинной галерее в Болонье.

Несмотря на скромное число экспонатов (всего 11 картин), выставку по праву называют самой масштабной: ранее в России появлялись произведения Рафаэля, но одновременно в таком объеме — никогда. Кураторами выставки стали хранитель итальянской живописи в Пушкинском музее Виктория Маркова и заведующая Кабинетом рисунка и гравюры галереи Уффици Марция Файетти.

Посетители у картины "Святая Цецилия" на открытии выставки "Рафаэль. Поэзия образа" в ГМИИ им. Пушкина

"Выставка очень важна, потому что она первая, потому что она должна помочь понять Рафаэля. Очень важно, что она всем нам должна напомнить о том, что мы должны уважать, любить, переживать и не забывать свою собственную классику, для которой Рафаэль был светочем", — сказала Виктория Маркова на открытии выставки.



Рафаэль в контексте русской культуры

Главной идеей экспозиции стала взаимосвязь русской культуры и литературы с творчеством Рафаэля. По словам Марковой, художник оказал огромное влияние на многих классиков, начиная с Александра Пушкина и заканчивая Федором Достоевским. Воспоминания современников свидетельствуют о том, что созерцание "Сикстинской Мадонны" (1513 год, ныне хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене) возродило автора "Преступления и наказания", познавшего мрачные бездны человеческой натуры, к жизни, дало ему свет и надежду.

Пушкину увидеть зарубежные шедевры не довелось. Поскольку он никогда не покидал пределов Российской империи, он довольствовался малым: в то время в Эрмитаже хранились четыре картины художника, в числе которых "Мадонна Конестабиле", "Святое семейство" (1506 год, второе название картины "Мадонна с безбородым Иосифом"), "Святой Георгий, поражающий дракона" (1503-1505) и композиция в круге "Мадонна Альба" (1511). Последние две картины были проданы за рубеж, ныне они хранятся в коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне.


Посетительница у автопортрета художника Рафаэля Санти на открытии выставки "Рафаэль. Поэзия образа" в ГМИИ им. Пушкина

Несмотря на это, Александр Пушкин сумел познать великое через малое, понять живопись Рафаэля, духовные устремления его творчества и воплотить неизгладимое впечатление в своих произведениях. Имя художника возникает в стихотворениях поэта на протяжении всей его жизни.

В пространстве экспозиции связь между двумя творцами прослеживается особенно четко. Стены зала, оформленного в сине-винных тонах, украшены стихотворными строками Пушкина. Также внимательные зрители заметят произведения Гавриила Державина и некоторых итальянских поэтов.

"Осознавая эти связи, мы должны ясно понимать, что у русской культуры европейские корни, что мы европейцы, что литературы нашей без соприкосновения с Рафаэлем, который выразил суть европейской культуры, у нас бы не было", — считает Маркова.

Живой портрет

Экспозиция состоит из восьми картин, среди которых парные портреты Маддалены и Аньоло Дони (1504-1507), написанные по заказу состоятельной четы во Флоренции, "Немая" (около 1507) на глухом черном фоне, "Мадонна с младенцем", также известная как "Мадонна Грандука" (1504-1508), которая отражает влияние Леонардо да Винчи, портрет Элизабетты Гонзага (1506), а также изысканный автопортрет самого Рафаэля (1505).

Рафаэль Санти. Мадонна Грандука, 1505, Палаццо Питти, Флоренция

Центральным изображением выставки становится "Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной" (1515). Это самая поздняя картина художника в экспозиции, которая считается одним из классических произведений.

"Рафаэля называют первым современным художником, потому что он приблизил нас к живому человеку. Он пытался вынуть из него человеческую сущность, при этом наделяя его чертами, которые были присущи ренессансному образу. Это абсолютно живые люди. Рафаэль принимал, воспринимал и улучшал все. Он совершал работу внутри себя, придавая своим открытиям в области лучшего свой собственный взгляд", — сказала на открытии директор музея Марина Лошак, добавив, что внутренняя целостность художника придавала целостность тем образам, которые он воплощал.

Также на выставке представлены три графических рисунка Рафаэля: набросок к портрету Элизабетты Гонзага и два профиля молодых женщин.

По словам куратора выставки Виктории Марковой, Рафаэль выразил суть эпохи Высокого Возрождения, ее стремления к идеалу, объединяющему земное и высшее. Именно поэтому герои его произведений при всей человечности не теряют божественного света.



Познать Рафаэля

Выставка "Рафаэль. Поэзия образа" будет сопровождаться обширной образовательной программой. Гости Пушкинского музея смогут продолжить знакомство с творчеством художника в ходе лекций, музыкальных и поэтических вечеров.

Итальянское искусство для ГМИИ им. Пушкина относится к числу приоритетных. В музее уже показывали работы Караваджо, Тициана и Лоренцо Лотто, а этой осенью продемонстрируют сразу 11 произведений «титана» эпохи Возрождения — Рафаэля. Всего в Пушкинский музей привезли восемь картин и три рисунка мастера. И, по словам посла Италии в России Чезаре Марии Рагальини, стоимость этих работ художника оценивается в €500 млн. Все они предоставлены итальянскими музеями, и в том числе флорентийской галереей Уффици .

Именно из Уффици в Москву приехал знаменитый «Автопортрет» Рафаэля. Его художник написал в 22 года. Правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с элегантностью одежды. Этот образ не раз вдохновлял художников последующих веков на создание своих интерпретаций. На выставке в Пушкинском музее общее внимание уделяют именно портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета: его герой, наделенный узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени.


В конце 1504 года, после приезда Рафаэля во Флоренцию, его популярность стала расти. Он получал много заказов на образы святых. Художник создал около 20 изображений Мадонн. В Москве покажут «Мадонну Грандука» , написанную в 1505 году. Композиция полотна, ставшего своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи. Два великих художника познакомились как раз во Флоренции. И Рафаэль тщательно изучал технику Леонардо. На выставке в ГМИИ им. Пушкина также покажут подготовительный рисунок, раскрывающий один из этапов работы Рафаэля над «Мадонной Грандука» .


Выставка работ Рафаэля продлится до начала декабря. И еще до открытия экспозиции директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак прогнозировала очереди на нее. «Мы подготовились, и есть билеты онлайн. Но все равно очереди будут, я верю в нашего зрителя. Он будет стоять в очередях так же, как стоим мы, приезжая куда-то, чтобы увидеть что-то важное для себя», — отметила Лошак. В музее также ввели ограничения по времени посещения выставки. Сеансы будут длиться по 45 минут.

Рафаэля наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело называют одним из «титанов» эпохи Возрождения. Еще при жизни современники наделили его эпитетом «божественный», а в написанной его другом кардиналом Бембо эпитафии на могиле в римском Пантеоне начертано: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего — Природа — боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним». По словам куратора выставки Виктории Марковой, Рафаэль «абсолютно ассоциируется с эпохой, а эпоха ассоциируется с Рафаэлем».

11 работ великого итальянца впервые приехали в Россию. Выставка открывается сегодня и проработает в Музее изобразительных искусств до 11 декабря 2016 года. Очереди уже стоят.

Рафаэль Санти - традиционно один из самых почитаемых в России западных художников. Например, писатели Лев Толстой и Фёдор Достоевский в своих кабинетах вместо икон держали репродукцию "Сикстинской Мадонны", считая её вершиной религиозного живописного творчества. Мало кто уже помнит, но именно "Сикстинская Мадонна" после Второй мировой войны хранилась в запасниках Пушкинского музея в Москве, откуда была вывезена на историческую родину только в 1955 году.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак уверена, что стены музея Рафаэля "помнят" и место для его выставки в России выбрано самое подходящее.

- Эта выставка не просто набор полотен, в ней есть некая идея, смыслы, которые обращают нас и к Рафаэлю, и к эпохе, и к его влиянию на мировую культуру в целом, и на русскую в частности. Меня спрашивают об удивительных историях, связанных с выставкой. Так вот, главная история, чудо, заключается в том, что в сложных условиях нам таки удалось её организовать, в краткие сроки и на высшем уровне, - сказала Марина Лошак, имея в виду сложности с вывозом картин, которые пришлось застраховать на беспрецедентные 500 миллионов евро.

На стенах выставки кроме картин Рафаэля разместили стихи его современников - поэтов и друзей художника, а также его отца. Как и все титаны Возрождения, Рафаэль и сам увлекался поэзией (помимо живописи и архитектуры), поэтому на экспозиции нашлось место и его собственной лирике.

По словам директора галерей Уффици, предоставивших большинство работ для московской выставки, Айке Шмидт, отличительной чертой экспозиции является внимание к личности человека, которую наиболее полно проявил в своём творчестве именно Рафаэль. Шмидт сравнил впечатления от картин Рафаэля с художественным приёмом Тарковского в фильме "Солярис":

Если зритель внимательно всмотрится в портреты Рафаэля, то он увидит не просто живых людей, но он увидит их мыслительный процесс. Таким образом Рафаэль решает задачу изображения созерцательной и активной жизни. Как в сцене "Соляриса", когда долгие минуты перед зрителем выплывают герои, которые ничего не делают, - это их образы, смена портретов, которые надо созерцать.

Замминистра иностранных дел России и бывший посол России в Италии Алексей Мешков отметил, что пример организации этой выставки показывает: в непростые времена в России и Европе именно взаимное доверие позволяет вывозить гениальные вещи в чужую страну и не бояться, что они вернутся на родину.

Отметим, что выставка Рафаэля открывает особенный, итальянский, сезон в России. Это и гастроли театра "Ла Скала", и уникальные работы Рафаэля в ГМИИ, а также открывающаяся там же 20 сентября выставка великого итальянского художника-гравёра XVIII века Джованни Баттиста Пиранези.

Выставка Рафаэля Санти в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина откроется 12 сентября. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на директора музея Марину Лошак.


Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет первую в России выставку работ Рафаэля Санти - живописца, рисовальщика, архитектора эпохи Возрождения, одного из величайших гениев в истории мирового искусства. Творчество этого мастера повлияло на многих художников последующих поколений, в том числе и в России.

Стоимость билетов на посещение постоянной экспозиции музея и выставки «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии»:

с 11:00 до 13:59: 400 рублей, льготный - 200 рублей,
с 14:00 до закрытия музея: 500 рублей, льготный - 250 рублей.
Бесплатные категории - бесплатно .

Продажа билетов осуществляется на определенный сеанс, где время сеанса - это время входа на выставку. Всего 12 сеансов каждый день и 13 сеансов в четверг. Вход в Музей - до 19:00, в четверг - до 20:00.

Расписание сеансов для билетов в кассах:

11:00 - 11:45
11:45 -- 12:30
12:30 - 13:15
13:15 - 14:00
14:00 - 14:45
14:45 - 15:30
15:30 - 16:15
16:15 - 17:00
17:00 - 17:45
17:45 - 18:30
18:30 - 19:15
19:15 - 20:00
*20:00 - 21:00 - дополнительный сеанс в четверг.

Действует ограничение общего количества входных билетов на один сеанс - 150 штук. Продажа билетов в кассах будет открыта с 13 сентября.

Входной билет на выставку доступен для электронного заказа с 6 августа по максимальной цене 500 рублей, он включает посещение всех экспозиций и выставок Главного здания, действителен только на дату и сеанс, указанные на билете. Билет по электронному заказу необходимо будет получить в специальной, выделенной кассе в Галерее искусств (Волхонка, 14) - только там, а затем уже с билетом вы сможете без очереди пройти через служебный подъезд № 5. Действует ограничение количества входных билетов, доступных для электронного заказа: 70 штук на один сеанс. Обменять бланк электронного заказа на билеты в кассах музея будет возможно не ранее первого дня работы выставки.
Электронный заказ билетов осуществляется на определенный сеанс, где время сеанса - это время входа на выставку. Всего 6 сеансов. Вход в Музей - до 19:00, в четверг - до 20:00.

Расписание сеансов электронных заказов билетов:

11:00 - 12:30
12:30 - 14:00
14:00 - 15:30
15:30 - 17:00
17:00 - 18:30
18:30 - 20:00

Льготные и бесплатные входные билеты, а также билеты меньшей стоимости на утренние и дневные сеансы можно будет приобрети непосредственно в кассах Музея (при наличии их в продаже) в день посещения, начиная с 13 сентября.

Комплексные билеты не дают права на посещение выставки.

На выставке будут представлены живописные и графические произведения. Ранее некоторые работы художника экспонировались в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках различных выставок, в частности, в 1989 году на выставке одной картины была показана «Донна Велата» из Галереи Палатина (Палаццо Питти, Флоренция), а в 2011 году - «Дама с единорогом» из Галереи Боргезе в Риме.

Эпоха Возрождения имела огромное значение в истории культуры Европы, но, в первую очередь, это время отмечено небывалым расцветом разных видов искусства. Рафаэль, еще при жизни названный «божественным», - один из титанов эпохи, его имя стало синонимом Возрождения, а искусство мастера воплотило идеал красоты и гармонического совершенства.

Особое внимание на выставке будет уделено портретной живописи Рафаэля. Художник создал новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное всеми качествами живого конкретного человека, предстает и как обобщенный образ личности своего времени. Рафаэль сумел творчески переосмыслить достижения Леонардо да Винчи, особенно в своем портретном творчестве. В то же время знаменитому леонардовскому «сфумато» (тончайшие переходы светотени) он противопоставил красочную палитру, построенную на градации чистых светлых тонов.

В 2020 году во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина станет первой в череде знаменательных событий, приуроченных к этой дате.

Куратор выставки:
Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи Виктория Эммануиловна Маркова.

Выставка проходит под патронатом Президента Российской Федерации и Президента Итальянской Республики. Выставка реализована по инициативе и при всесторонней поддержке Посольства Италии в Москве.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

МОСКВА, 13 сен — РИА Новости, Валерия Высокосова. Посетители ГМИИ имени Пушкина впервые увидят восемь шедевров великого итальянского живописца Рафаэля Санти на выставке "Рафаэль. Поэзия образа", которая откроется во вторник и продлится до 11 декабря.

Долгожданный гость

Экспозиция выставки состоит из восьми живописных работ и трех графических рисунков, принадлежащих кисти великого мастера, которые обычно хранятся в различных галереях и музеях Италии, в основном в галерее Уффици и национальной картинной галерее в Болонье.

Несмотря на скромное число экспонатов (всего 11 картин), выставку по праву называют самой масштабной: ранее в России появлялись произведения Рафаэля, но одновременно в таком объеме — никогда. Кураторами выставки стали хранитель итальянской живописи в Пушкинском музее Виктория Маркова и заведующая Кабинетом рисунка и гравюры галереи Уффици Марция Файетти.

"Выставка очень важна, потому что она первая, потому что она должна помочь понять Рафаэля. Очень важно, что она всем нам должна напомнить о том, что мы должны уважать, любить, переживать и не забывать свою собственную классику, для которой Рафаэль был светочем", — сказала Виктория Маркова на открытии выставки.

Рафаэль в контексте русской культуры

Главной идеей экспозиции стала взаимосвязь русской культуры и литературы с творчеством Рафаэля. По словам Марковой, художник оказал огромное влияние на многих классиков, начиная с Александра Пушкина и заканчивая Федором Достоевским. Воспоминания современников свидетельствуют о том, что созерцание "Сикстинской Мадонны" (1513 год, ныне хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене) возродило автора "Преступления и наказания", познавшего мрачные бездны человеческой натуры, к жизни, дало ему свет и надежду.

Произведения Рафаэля на выставке в ГМИИ оценивают в 500 миллионов евро В ГМИИ приедут восемь живописных картин и три рисунка из различных галерей и музеев Италии, в том числе из Галереи Уффици и Национальной картинной галереи в Болонье.

Пушкину увидеть зарубежные шедевры не довелось. Поскольку он никогда не покидал пределов Российской империи, он довольствовался малым: в то время в Эрмитаже хранились четыре картины художника, в числе которых "Мадонна Конестабиле", "Святое семейство" (1506 год, второе название картины "Мадонна с безбородым Иосифом"), "Святой Георгий, поражающий дракона" (1503-1505) и композиция в круге "Мадонна Альба" (1511). Последние две картины были проданы за рубеж, ныне они хранятся в коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне.

Несмотря на это, Александр Пушкин сумел познать великое через малое, понять живопись Рафаэля, духовные устремления его творчества и воплотить неизгладимое впечатление в своих произведениях. Имя художника возникает в стихотворениях поэта на протяжении всей его жизни.

В пространстве экспозиции связь между двумя творцами прослеживается особенно четко. Стены зала, оформленного в сине-винных тонах, украшены стихотворными строками Пушкина. Также внимательные зрители заметят произведения Гавриила Державина и некоторых итальянских поэтов.

"Осознавая эти связи, мы должны ясно понимать, что у русской культуры европейские корни, что мы европейцы, что литературы нашей без соприкосновения с Рафаэлем, который выразил суть европейской культуры, у нас бы не было", — считает Маркова.

Живой портрет

Экспозиция состоит из восьми картин, среди которых парные портреты Маддалены и Аньоло Дони (1504-1507), написанные по заказу состоятельной четы во Флоренции, "Немая" (около 1507) на глухом черном фоне, "Мадонна с младенцем", также известная как "Мадонна Грандука" (1504-1508), которая отражает влияние Леонардо да Винчи, портрет Элизабетты Гонзага (1506), а также изысканный автопортрет самого Рафаэля (1505).

© предоставлено пресс-службой ГМИИ им.Пушкина

© предоставлено пресс-службой ГМИИ им.Пушкина

Центральным изображением выставки становится "Экстаз святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной" (1515). Это самая поздняя картина художника в экспозиции, которая считается одним из классических произведений.

"Рафаэля называют первым современным художником, потому что он приблизил нас к живому человеку. Он пытался вынуть из него человеческую сущность, при этом наделяя его чертами, которые были присущи ренессансному образу. Это абсолютно живые люди. Рафаэль принимал, воспринимал и улучшал все. Он совершал работу внутри себя, придавая своим открытиям в области лучшего свой собственный взгляд", — сказала на открытии директор музея Марина Лошак, добавив, что внутренняя целостность художника придавала целостность тем образам, которые он воплощал.

Также на выставке представлены три графических рисунка Рафаэля: набросок к портрету Элизабетты Гонзага и два профиля молодых женщин.