Бетти эдвардс. Художник внутри нас (Эдвардс Бетти)

Я сейчас читаю книги («Откройте в себе художника» и «Ты — Художник!») интересной женщины Бетти Эдвардс, которая начинала свою карьеру, будучи учительницей рисования в обычной школе.

Наблюдая за успехами учеников, она озадачилась: «Почему писать и читать смогли научиться все дети в классе, а вот рисовать получается научиться не у всех?»

Озадачившись этой проблемой, она начала искать решение. И нашла. За несколько лет она разработала систему обучения рисованию, по которой любой школьник и любой взрослый человек может научиться очень неплохо рисовать практически с нуля всего за несколько занятий.

На основе своих исследований и открытий Бетти Эдвардс написала несколько книг, которые стали бестселлерами (как написано в аннотации к книге «Откройте в себе Художника», эта книга была переведена на 13 языков мира и издана общим тиражом более 3 миллионов экземпляров).

Кроме того, Бетти Эдвардс продолжала работать со студентами в Калифорнийском университете, вела 5-дневные семинары по обучению рисованию взрослых людей плюс продолжала свои научно-практические исследования по искусству рисования и его влиянию на развитие творческих способностей.

Вот результаты одного из свежих ее учеников (5 дневные семинары Бетти Эдвардс по обучению рисованию до сих пор проводятся — несмотря на то, что автору уже 88 лет — и стоят сегодня 1600 долларов с каждого ученика):

Изобретение пытливого ума превратилось в преуспевающий бизнес (причем, малозатратный и безрисковый).

Более того, Бетти Эдвардс пошла в своих исследованиях дальше и стала изучать, как рисование влияет на творчество в широком смысле этого слова (не только в сфере изобразительного искусства, но и в бизнесе). И зарабатывала не только проведением семинаров, но и бизнес-консультированием крупных корпораций. То есть вывела свое прикладное изобретение на более высокий уровень.

Бетти Эдвардс и сейчас (несмотря на преклонный возраст) продолжает зарабатывать проведением обучающих семинаров, продажей своих курсов на DVD и придуманных ею инструментов для рисования по ее методике, со своего сайта drawright.com (ниже приведен ее набор художника):

Если просмотреть ее расписание на ближайшее время (а оно расписано на год вперед на странице drawright.com/allworkshops_1.htm), то видно, что на ближайшее мероприятие свободных свободных мест уже нет:

Бизнес некогда школьной учительницы раскрутил свой маховик (причем, не только на родине художницы-изобретательницы, но и по всему миру) и не останавливается уже несколько десятилетий.

А ведь началось все с того, что школьная учительница хотела научить рисовать всех детей в классе (а не только некоторых из них).

Подобные открытия может сделать любой человек, в любой интересующей его сфере. Кто-то придумает, как кроить ткань без выкройки; кто-то — как писать статьи без обучения на факультете журналистики; кто-то — как зарабатывать, не имея экономического образования; другой может научить любого петь без музыкального образования; правильно общаться и говорить; научить детей читать в 2 года и т.д. Вариантов, чему вы можете научить других людей — множество.

Нужно только разработать свою теорию, проверить ее практикой — и начать зарабатывать, проводя курсы (параллельно шлифуя свою теорию) или просто организуя их (в следующей идее я расскажу, как российские предприниматели зарабатывают на изобретении Бетти Эдвардс).

Многие сегодня так и делают. Но очень много еще незатронутых ниш, в которых именно вы можете быть первооткрывателем.

Поэтому если у вас пытливый ум и желание создать что-то свое — для вас есть ориентир движения.

Раскройте в себе свой талант, научите этому других людей (напишите книгу, ведите курсы) — и вы сможете зарабатывать не хуже известных экстрасенсов или изобретательницы альтернативного рисования.

Мн.: 2014. - 168 с.

Это учебное пособие является важным дополнением к книге «Откройте в себе художника», ставшей мировым бестселлером. Подробные объяснения и продуманные упражнения на формирование пяти базовых навыков помогут читателям овладеть искусством рисования.Каждое из сорока предложенных упражнений включает в себя короткое вступление, постановку задачи, лист для рисования, а также полезные замечания.Для широкого круга читателей.

Формат: pdf

Размер: 17 ,6 Мб

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Материалы и приспособления 8
Основные понятия и термины 9
Упражнения 13
Упражнение 1. Первый автопортрет 14
Упражнение 2. Первый рисунок кисти руки 16
Упражнение 3. Первый рисунок угла комнаты 18
Упражнение 4. Разминка в стиле свободного рисования 21
Упражнение 5. Ваза Рубина 25
Упражнение 6. Перевернутый рисунок 29
Упражнение 7. Рисование вслепую 39
Упражнение 8. Рисунок руки на картинной плоскости 42
Упражнение 9. Подготовка фона 45
Упражнение 10. Переносим рисунок руки с картинной плоскости на лист бумаги 48
Упражнение 11. Рисунок руки, держащей предмет 51
Упражнение 12. Рисунок цветка 55
Упражнение 13. Рисунок апельсина 58
Упражнение 14. Рисунок листьев, выполненный с помощью негативного пространства 61
Упражнение 15. Рисунок стула по фотографии, выполненный с помощью негативного пространства 64
Упражнение 16. Рисунок кухонного прибора 68
Упражнение 17. Рисунок по фотографии спортивной тематики, выполненный с помощью негативного пространства 71
Упражнение 18. Рисунок стула, выполненный с помощью негативного пространства 74
Упражнение 19. Копия работы Винсента Ван Гога 78
Упражнение 20. Определение пропорций для рисунка открытой двери 82
Упражнение 21. Рисунок угла комнаты 88
Упражнение 22. Рисунок колена или ступни 91
Упражнение 23. Определение пропорций для натюрморта «Книги на рабочем столе» 94
Упражнение 24. Натюрморт с эллипсами 99
Упражнение 25. Определение пропорций для рисунка фигуры 102
Упражнение 26. Пропорции головы в профиль 108
Упражнение 27. Копия работы Джона Сингера Сарджента 112
Упражнение 28. Портрет человека в профиль 116
Упражнение 29. Натюрморт с флагом 119
Упражнение 30. Рисунок предмета округлой формы, освещенного сверху 122
Упражнение 31. Контрастный портрет Чарли Чаплина 126
Упражнение 32. Пропорции головы человека анфас 128
Упражнение 33. Портрет анфас 130
Упражнение 34. Автопортрет с использованием светотени 134
Упражнение 35. Рисунок тушью и кисточкой 141
Упражнение 36. Городской пейзаж 144
Упражнение 37. Прямая и перекрестная штриховка 149
Упражнение 38. Рисунок фигуры человека, выполненный с использованием перекрестной штриховки 152
Упражнение 39. Прием да Винчи: экспериментальная живопись 156
Упражнение 40. Рисунок в окошке 159
Полезные советы на будущее 162

Обучение рисованию сродни овладению каким-либо видом спорта или музыкальным инструментом. Изучив основные понятия, нужно переходить к оттачиванию мастерства, то есть к практике. При рисовании всегда задействуются пять базовых навыков восприятия, которые постепенно объединяются в один комплексный навык рисования. Меняются только объекты и техника. Поэтому после овладения базовыми навыками вопрос о том, что рисовать, отойдет на второй план. Объект, так же как и техника, может быть любым. И это неудивительно: любой комплексный навык состоит из ряда базовых, которые составляют одно целое. К примеру, опытный водитель может водить машину любой марки, опытный теннисист - играть на корте с любым покрытием, а научившись читать по букварю, можно прочитать любую книгу. Однажды приобретенные комплексные навыки вождения, игры в теннис и чтения со временем становятся автоматическими.
Этот учебник является дополнением к книге «Откройте в себе художника» («Drawing on the Right Side of the Brain»). Его главная цель - помочь вам в удобном темпе и с наибольшей эффективностью овладеть пятью базовыми навыками, описанными в книге. Книгу и учебник можно использовать как по отдельности, так и вместе. Второй вариант наиболее целесообразен, так как позволяет закрепить полученные знания с помощью упражнений.

В книге представлен практический метод создания гармоничных сочетаний цветов и оттенков.

Рассказано о теории цвета и ее применении в искусстве.

Какие цвета являются первичными, вторичными, дополнительными.

Что такое тон, светлота и насыщенность.

Много упражнений, начиная от самых простых и постепенного перехода к более сложным.

Как работать с цветовым кругом.

Как оборудовать рабочее место.

Надеюсь, что данная книга научит вас гармонично использовать все многообразие цветовых оттенков.

Как и по книге Бетти Эдвардс «Открой в себе художника», я составила интеллект-карту для более удобного изучения и повторения

Вы можете скачать данную карту. В архиве предложено несколько вариантов данной карты. Если у вас не установлена программа Mind Manager,вы сможете открыть ее как рисунок jpg, PDF файл или как WEB страницу. При открытии карты как WEB страницы или в программе Mind Manager, у вас будет возможность раскрыть ее полностью.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Правополушарное рисование

Анри Матисс однажды сказал: «Когда я ем помидор, я смотрю на него как любой другой человек. Но когда я рисую помидор, тогда я вижу его иначе».

Функциональные различия полушарий мозга были открыты в 1968 году психобиологом Роджером Сперри, за это открытие он был позже удостоен Нобелевской премии. Бетти Эдвардс (американский преподаватель рисования, доктор наук) впервые применила результаты его исследований на занятиях со своими учениками, тем самым положив начало новой методике правополушарного рисования.

Книга Бетти Эдвардс «Открой в себе художника» является бестселлером, переведена на 13 языков и издается во всем мире.

Научиться реалистическому рисунку может любой обычный человек, независимо от возраста и природных задатков. Участники корпоративных семинаров, проводимых Бетти Эдвардс среди менеджеров в различных компаниях, осваивают необходимые навыки в течение трех-пяти дней интенсивных занятий.

Ключ к рисованию - развитие пяти навыков восприятия:

  • восприятие краев;
  • восприятие пространства;
  • восприятие соотношений;
  • восприятие света и тени;
  • восприятие целостного образа.

Чтобы увидеть мир как видят его художники нужно научиться переключать свой мозг в особый режим видения, режим восприятия образов.

«Половина мозга лучше, чем ничего, но целый мозг еще лучше»

У многих людей левое полушарие является доминантным, и, как правило, последовательного логического мышления бывает достаточно для большинства повседневных задач. Но есть такие задачи, решить которые оно оказывается не способно. Одна из таких задач - .

Способность левого полушария давать каждому объекту свое названия, анализировать и классифицировать, безусловно полезная в других областях деятельности, при рисовании вызывает полностью обратный эффект. Из-за его влияния многие люди так и остаются на стадии детского рисунка на протяжении жизни, считая что у них попросту не хватает таланта.

К счастью, это не так. Правое полушарие нашего мозга может с успехом справиться с изобразительными задачами, надо лишь позволить взять ему верх.

Перевернутое рисование

Преодолеть страх и почувствовать в себе новые способности поможет одно из классических упражнений, придуманных Бетти Эдвардс. Следуйте рекомендациям и результат непременно вас порадует.

Как выполнять упражнение:

  1. Скопируйте приведенный выше рисунок за один присест, не отвлекайтесь пока не закончите и ни в коем случае не переворачивайте картинку. Можете включить музыку, но только без слов, чтобы ваше левое полушарие не вмешивалось в процесс.
  2. Начните с любого места, хоть с середины. Старайтесь двигаться от элемента к соседнему элементу, чтобы по частям складывать рисунок. Не пытайтесь угадывать что вы рисуете, просто копируйте линии.
  3. Постарайтесь не разговаривать с собой, а если очень хочется, то только на визуальном языке. Например «Эта линия отклоняется вот сюда». И не нужно называть вещи своими именами.
  4. Если вам сложно сосредоточится на некоторых частях рисунка как на абстрактных формах, прикройте их рукой, оставив только ту линию, которую рисуете в данный момент.

После того как вы закончили, переверните свой рисунок и сравните его с .

В разные годы деятельности проводила профессиональные семинары по всему миру, а также занималась бизнес-консультированием крупных национальных и международных корпораций по вопросам решения различных творческих проблем.

Книга «Откройте в себе художника» стала бестселлером, выпущенным на разных языка мира включая английский, французский, испанский, немецкий, польский, венгерский, русский и японский языки. Сегодня на её основе преподаются уроки изобразительного искусства во многих школах мира, а также многочисленные курсы по рисованию и пластике для взрослых.

Один из её учеников Стив Лестер живёт и работает в Москве , Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде , обучая по методу Бетти Эдвардс скульптурной пластике и правополушарному рисованию.

Теория правополушарного рисования

Концепция метода основана на работах Роджера Сперри касающихся функциональной специализации полушарий головного мозга . Благодаря физическому разделению мозга на два полушария он использует два способа переработки реальности. Один из них использует аналитический и вербальный режим мышления - им перерабатываются речь, звуки, математические вычисления и алгоритмы. Второй использует образный и перцепционный режим - он отвечает за восприятие цвета, сравнение размеров и перспективы предметов, видя их целиком «как есть». Впоследствии, в работах Бетти эти режимы получили названия «Л-режима» и «П-режима» соответственно.

Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» - сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину. Для этого используется ряд упражнений, облегчающих переход начинающего художника в «П» режим.

Иногда метод правополушарного рисования ошибочно путают с рисованием преимущественно левой рукой и рисованием только перевёрнутых предметов. В действительности, левши и правши могут использовать наиболее развитую из своих рук, а рисование перевёрнутых картин является только тренировочными занятиями, проходящими на первоначальных этапах обучения.

Согласно методу Бетти Эдвард рисование состоит из 5 базовых навыков, и двух тренировочных.

Базовые навыки:

  1. Восприятие краёв
  2. Восприятие пространства
  3. Восприятие соотношений
  4. Восприятие света и тени
  5. Восприятие целостного образа или гештальта

Тренировочные навыки:

  1. Рисование по памяти
  2. Рисование при помощи воображения

Метод Эдвардс, впервые опубликованный в 1979 году быстро стал революционным и получив положительную оценку среди признанных художников и преподавателей, которые немедленно взяли его на вооружение.

Семья

У Бетти Эдвардс есть сын, дочь и двое внуков. В настоящее время она живёт и работает в Сан-Диего в Калифорнии . В её интересы, помимо живописи входят садоводство, кулинария и чтение.

Книги

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Эдвардс, Бетти

Вокруг машин уже собралась ойкающая сочувствующая толпа, а через несколько минут появилась и милиция, сопровождающая скорую помощь. Наш городок тогда всё ещё не был большим, поэтому на любое «экстренное» происшествие городские службы могли реагировать достаточно организованно и быстро.
Врачи скорой помощи, о чём-то быстро посоветовавшись, начали осторожно вынимать по одному изувеченные тела. Первым оказалось тело мальчика, сущность которого стояла в ступоре рядом со мной, не в состоянии что-либо сказать или подумать.
Бедняжку дико трясло, видимо для его детского перевозбуждённого мозга это было слишком тяжело. Он только смотрел вытаращенными глазами на то, что только что было «им» и никак не мог выйти из затянувшегося «столбняка».
– Мамочка, Мама!!! – опять закричала девочка. – Видас, Видас, ну почему она меня не слышит?!.
Вернее, кричала-то она лишь мысленно, потому что в тот момент, к сожалению, физически уже была мертва... так же, как и её маленький братишка.
А её бедная мама, физическое тело которой всё ещё цепко держалось за свою хрупкую, чуть теплившуюся в нём жизнь, никаким образом не могла её услышать, так как находились они в тот момент уже в разных, недоступных друг другу мирах....
Малыши всё больше и больше терялись и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и у девочки начнётся настоящий нервный шок (если это можно так назвать, говоря о бестелесной сущности?).
– Почему мы там лежим?!.. Почему мама не отвечает нам?! – всё ещё кричала девчушка, дёргая брата за рукав.
– Наверное потому что мы мертвы... – мелко стуча зубами проговорил мальчонка.
– А мама? – в ужасе прошептала малышка.
– Мама жива – не очень уверенно ответил брат.
– А как же мы? Ну, скажи им, что мы здесь, что они не могут без нас уйти! Скажи им!!! – всё ещё не могла успокоиться девчушка.
– Я не могу, они нас не слышат... Ты же видишь, они нас не слышат, – пробовал как-то объяснить девочке брат.
Но она была ещё слишком маленькой, чтобы понять, что мама уже не может её ни услышать, ни с ней говорить. Она не могла всего этого ужаса понять и не хотела его принимать... Маленькими кулачками размазывая льющиеся по бледным щёчкам крупные слёзы, она видела только свою маму, которая почему-то не хотела ей отвечать и не хотела подниматься.
– Мамочка, ну вставай же! – опять закричала она. – Ну, вставай, мама!!!
Врачи начали переносить тела в скорую помощь и тут уже девочка совершенно растерялась...
– Видас, Видас, они нас всех забирают!!! А как же мы? Почему мы здесь?.. – не унималась она.
Мальчик стоял в тихом столбняке, не произнося ни слова, на короткий миг забыв даже про свою маленькую сестру.
– Что же нам теперь делать?.. – уже совсем запаниковала малышка. – Пойдём же, ну, пойдём!!!
– Куда?– тихо спросил мальчик. – Нам теперь некуда идти...
Я не могла этого дольше выносить и решила поговорить с этой несчастной, цеплявшейся друг за друга, перепуганной парой детей, которых судьба вдруг, ни за что, ни про что, вышвырнула в какой-то чужой и совершенно им непонятный мир. И я могла только лишь попробовать представить, как страшно и дико всё это должно было быть, особенно этой маленькой крошке, которая ещё вообще понятия не имела о том, что такое смерть...
Я подошла к ним ближе и тихо, чтобы не напугать, сказала:
– Давайте поговорим, я могу вас слышать.
– Ой, Видас, видишь, она нас слышит!!! – заверещала малышка. – А ты кто? Ты хорошая? Ты можешь сказать маме, что нам страшно?..
Слова лились сплошным потоком из её уст, видимо она очень боялась, что я вдруг исчезну и она не успеет всего сказать. И тут она опять посмотрела на скорую помощь и увидела, что активность врачей удвоилась.
– Смотрите, смотрите, они сейчас нас всех увезут – а как же мы?!. – в ужасе лепетала, совершенно не понимая происходящего, малышка.
Я чувствовала себя в полном тупике, так как первый раз столкнулась с только что погибшими детьми и понятия не имела, как им всё это объяснить. Мальчик вроде бы что-то уже понимал, а вот его сестра была так страшно напугана происходящим, что её маленькое сердечко не хотело понимать ничего вообще...
На какой-то момент я совершенно растерялась. Мне очень хотелось её успокоить, но я никак не могла найти нужных для этого слов и, боясь сделать хуже, пока молчала.
Вдруг из скорой помощи появилась фигура мужчины, и я услышала как одна из медсестёр кому-то крикнула: «Теряем, теряем!». И поняла, что следующим расставшимся с жизнью видимо был отец...
– Ой, па-апочка!!! – радостно запищала девчушка. – А я уже думала, ты нас оставил, а ты здесь! Ой, как хорошо!..
Отец, ничего не понимая, оглядывался по сторонам, как вдруг увидев своё израненное тело и хлопочущих вокруг него врачей, схватился обеими руками за голову и тихо взвыл... Было очень странно наблюдать такого большого и сильного взрослого человека в таком диком ужасе созерцавшего свою смерть. Или может, именно так и должно было происходить?.. Потому, что он, в отличие от детей, как раз-то и понимал, что его земная жизнь окончена и сделать, даже при самом большом желании, уже ничего больше нельзя...