Что такое гобелен и как его делают. Что такое гобелен и где используют эту ткань? Гобелен в России

Гобелен ткань - что это такое за материал, поможет разобраться ее состав, но все по порядку. Итак, начнем!

Описание

Гобелен ткань: это полотно, выполненное перекрестным переплетением нитей, структура, которого получается плотной (2-х или 3-х слойной). Рисунок же получается одномоментным. По-французски - "Gobelin" - это декоративный ковер без ворса, тканная картина, которая поражает своими цветами. Ткань гобелен, фото:

Немного истории

Гобелен - понять, что это такое за ткань даст нам ответ ее история. Гобелен как техника переплетения нитей появилась еще во во времена правления древнеегипетских фараонов. На этом материале были изображены библейские, витиеватые, античные сюжеты и орнаменты. В те времена их выполняли вручную и стоимость была очень высокая. Но затем с развитием мировой промышленности они стали выполняться на ткацких станках.

Гобеленовая ткань получила свое название в 17 веке, это произошло, когда 2 брата француза (их фамилия была Гобелен) открыли производство плотных декоративных материй. Но с 18-го века к понятию гобеленовых тканевых материалов относили исключительно сотканный вручную, двухсторонний, тяжелый текстиль.

Интересно, что так и простые люди, и специалисты называют почти любую тяжелую ткань, которая была сплетена вручную или с помощью специального оборудования, и используется для украшения одежд, покрытия напольного покрытия, стены или мебели.

Плюсы и минусы

В любом описании ткани гобелен обязательно будет сказано о красоте, внешней привлекательности данного вида текстиля, однако к преимуществам также можно отнести:

  • прочность,
  • химическую стойкость,
  • долговечность,
  • простоту ухода,
  • универсальность применения.

Применение: как используют?

На фото ткани гобелен можно видеть, что чаще всего этот материал применяется для обивки мебели. Действительно, в последние годы гобеленовые ткани позиционируются исключительно в качестве мебельных, но в реальности сфера их использования достаточно широка. Несмотря на то, что ткань гобелен считается в современной текстильной промышленности исключительно «мебельной», сфера ее применения достаточно широка.

Изделия:

  • Декор: ее также используют для обивки стен в помещении для создания интересного и необычного стилистического интерьера.
  • В качестве обивки для пуфиков, кресел, диванов. О том, какие , читайте в отдельной статье.
  • Плотные шторы (портьеры, гардины);
  • Подушки;
  • Также широкое

    Уход

    Для чистки этого материала лучше использовать щетку. Стирать и гладить нельзя. Домашним животным может полюбиться заточка ноготков об это полотно, нужно учесть этот факт при размещении в доме. Подробную информацию об уходе за тканями можно получить на нашем сайте в специальном разделе " ", где также указаны особенности эксплуатации материалов.

Гобелен – это плотный тканый материал, который долгое время считался признаком роскоши и достатка. Свое современное название ткань получила по фамилии французской семьи Gobelin, которая в 17 веке впервые наладила промышленное производство гобелена. Однако тяжелые ковры без ворса с причудливыми орнаментами и замысловатыми сюжетами впервые появились много веков назад.

Сегодня гобеленом принято называть любой плотный и тяжелый текстиль, который производят путем переплетения нитей шерсти и шелка. Тканые ковры, приятные на ощупь, производятся при помощи станков. Как создавались прекрасные полотна в старину, когда о подобных машинах приходилось только мечтать?

История происхождения и состав материала

Создание гобеленовых картин – это древнейшее искусство, которое уходит корнями во времена правления египетских фараонов. Гробницы древних императоров украшали тяжелые ткани с античными сюжетами, выполненные в технике гобелен. Позже искусство ткать ковры перешло к древним грекам – свои жилища люди украшали полотнами, на которых были вышиты мифологические герои и изображения богов.


В Америке задолго до ее открытия индейцы создавали тканые ковры по особой технологии. В Китае и Японии ткацкое искусство также было освоено на высшем уровне (см. фото). Каждая страна привносила в процесс создания свои тонкости, благодаря чему сегодня существует огромное разнообразие видов гобелена.

Ручное создание гобеленовых тканей – процесс трудоемкий и кропотливый. За 1 год мастер мог сплести ковер размером 1,5 на 1,5 метра. Нити шелка и шерсти разбавлялись чистым золотом и серебром, поэтому стоило такое полотно баснословных денег. Позволить себе гобеленовые полотна могли только очень богатые и состоятельные люди.


Производство гобеленов

Только в конце 17 века производство по созданию гобеленов приобрело промышленные масштабы. На первой в России шпалерной фабрике (шпалера – это другое название гобелена) работали исключительно французские мастера. Чтобы обучиться нелегкому ремеслу, ученик должен был практиковаться у опытного мастера на протяжении 12 лет.

За основу материала берется натуральное полотно – обычно, лен. Основа изделия должна быть твердой и прочной, держать форму. Для переплетения берутся нити шелка, шерсти, хлопка, вискозы, акрила, люрекса и полиэстера. В дорогих изделиях ручной работы можно встретить серебряные и золотые нити.

Разновидности гобелена и их особенности

Ручное ткачество – древнейший вид рукоделия. Каждая страна привносила в искусство создания шпалеры свои особенности.

По смысловому сюжету различают следующие разновидности гобелена:

  • аррас – европейская технология создания гобелена, для которой характерны яркие детали и незамысловатые сюжеты;
  • алентур – создание пейзажей на полотнах, которые затем помещаются в деревянную оправу;
  • вердюра – картины в темно-синих и зеленых тонах, с изображением животных и птиц на фоне природы (см. фото);
  • фламандские шпалеры – особенностью этих картин является многосюжетность, копирование и присутствие одинаковых элементов на полотне;
  • персидские ковры – ткани с характерным восточным орнаментом, изображающие диких зверей, медальоны или вазоны причудливой формы;
  • турецкие ковры – характерна яркая расцветка, красный фон и арабески синего и желтого цвета.

Вердюра

По плотности гобеленовые ткани подразделяют на:

  • легкие – 180 г/кв. м;
  • средние – 280–380 г/кв. м;
  • тяжелые – 700 г/кв. м.

Достоинства и недостатки ткани

Любое описание гобеленовых полотен характеризует их как привлекательный вид текстиля, отличающийся превосходным дизайном и великолепием. Однако, кроме эстетики, эта ткань обладает весомым набором других преимуществ:

  • прочность – материал практически невозможно порвать руками и очень сложно разрезать ножницами;
  • износостойкость – ткани из гобелена сохраняют свой безупречный внешний вид на протяжении десятилетий, картины могут храниться веками, цвета не тускнеют и не выгорают на солнце;
  • многообразие цветов и техник переплетения – из гобелена можно создать декоративные изделия на все случаи жизни;
  • гипоаллергенность – в основе материала лежат натуральные нити высокого качества, ткань способна отталкивать пыль;
  • антистатический эффект – гобелен не притягивает к себе статическое электричество;
  • неприхотливость в уходе – ткань устойчива к загрязнениям и не требует частых стирок.

Антикварный гобелен

К недостаткам ткани можно отнести:

  • тяжелый вес – гобелен непригоден для создания предметов одежды ввиду жесткости и тяжести, его заменяют более удобным и легким жаккардом;
  • низкая способность пропускать воздух;
  • ограничения в уходе – полотна нельзя стирать в машине и гладить утюгом;
  • высокая стоимость.

Области применения


В средние века главной целью создания гобеленовых полотен являлось украшение жилища знати. Коврами с изображением знаковых для страны войн, портретов правителей или моментов охоты декорировали стены замков и дворцов.

Сегодня гобелен пользуется огромной популярностью в легкой промышленности. Если несколько сотен лет назад покрывало из тканого полотна мог позволить себе лишь очень состоятельный человек, сейчас декоративные шпалеры доступны многим. Многие именитые дизайнеры используют гобелен для создания декоративных шедевров.


Диванная подушка из гобелена

Основные сферы применения гобелена:

  • производство мягкой мебели (обивка для диванов и кресел);
  • изготовление предметов интерьера для создания домашнего уюта: диванные подушек (см. фото), покрывал, пледов, штор, картин, настенных ковров;
  • изготовление аксессуаров (сумочек, косметичек, поясов, клатчей).


Современные гобеленовые ткани очень разнообразны и удачно вписываются в интерьер большинства помещений. Сумочки из данного материала по прочности не уступают изделиям из натуральной кожи. Шторы из гобелена выглядят дорого и эффектно, к тому же на 100% препятствуют проникновению солнца в помещение. Особого внимания заслуживают картины и ковры, созданные ручным способом, – изделия поражают своей красотой и качеством (см. фото гобелена).


Уход за гобеленом

Уход за гобеленом специфичен и во многом отличается от привычного ухода за другими тканями. Стирка – ручная или в машинке – для тканого материала противопоказана. Обивку диванов и кресел обрабатывают специальными чистящими составами, которые можно приобрести в мебельных магазинах.

Ткань, в состав которой входит шелк или шерсть, чистится при помощи салфеток из безворсовых тканей или сухой щетки. Если на поверхности образовалось пятно, лучше отдать изделие в химчистку, чтобы не повредить дорогой материал. Художественные ткани в домашних условиях чистят с помощью пылесоса. При намокании изделие необходимо тщательно просушить на солнце.


Чтобы декоративные полотна отлично сохранились на долгие годы, необходимо следовать рекомендациям по уходу:

  • ковры нельзя вешать рядом с камином во избежание скопления копоти;
  • для удаления пыли следует использовать сухую щетку;
  • пылесосить ткань нужно с обеих сторон;
  • поскольку гладить утюгом гобелен не рекомендуется, во избежание образования заломов при длительном хранении следует намотать ткань на пластиковую бутылку или другое изделие цилиндрической формы.

Когда красильщик Жиль Гобелен построил в предместье Парижа свою красильню, он ещё не знал, что тем самым вписал свою фамилию в мировую историю на многие годы. Шел ХVI век. Его наследники пристроили к красильне ткацкую фабрику, на которой изготавливались ковровые изделия. В XVII веке фабрику купил в казну Людовик XIV и теперь она стала называться «Королевская гобеленовская мануфактура». Эта мануфактура существует и в настоящее время. Фамилия красильщика Жиля стала нарицательной.

А что же такое гобелен? Смотрим Википедию : «Гобелен (фр. gobelin) - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей». Брокгауз и Эфрон: «Гобелен - это тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника». Сами же мастера гобеленов называли свои произведения шпалерами.

Нельзя сказать, что история гобеленов началась в XVII веке, т.к. ещё при фараоне Тутмосе IX была известна техника изготовления ковров, в Древней Греции гобелены вешали на стены государственных зданий и даже у инков были изделия, подобные гобеленам. Но всё же расцвет шпалерного или гобеленового ткачества приходится на конец XIV-XVI века. А в XVII веке гобелены стали пользоваться огромным успехом.

В Европе впервые гобелены стали изготавливать немецкие монахи для утепления своих каменных зданий. Да и красиво было. В отличие от восточных знатных особ, в Европе тех лет гобелены вешались на стены замков и помимо красоты служили неким утеплителем. В наши дни шпалеры служат только как украшение, хотя некоторые из них повесить на стену практически невозможно. Вот, например, мастер-гобеленист из Белоруссии Александр Кищенко (1933-1997)сотворил самый большой в мире гобелен, который весил 300 кг и имел размер 19х14 метров. На его изготовление ушло 7 лет и 806 км нити. Ну и где такой гигант разместится? Стоит отметить, что огромную роль в изготовлении гобеленов играет ткач-мастер, т.к. техникой овладеть может любой, но не каждому удается сотворить шедевр, который будет радовать людей на протяжении многих лет. Содержание гобеленов стало совершенствоваться с наступлением Ренессанса. Заказчики хотели видеть сюжеты на мифологические и религиозные темы, портреты. Этюды для гобеленов стали заказывать известным художникам - Рафаэлю, Гойе. Сегодня гобелен снова становится модным и актуальным как жилых зданий, так и офисов.

Благодаря необычному виду и текстуре гобелены очень часто привлекают внимание дизайнеров и заказчиков. Разобраться со всеми тонкостями создания интерьера и ухода за таким изделием помогут некоторые знания о нем.

Что это такое?

Гобелен, или шпалера является результатом одного из видов прикладного искусства. Готовое изделие носит как утилитарные, так и декоративные свойства. В современном же дизайне к гобелену относятся как к произведению искусства, живописной картине. В создании полотна не используются кисти и краски, материал чисто тканый.

Благодаря разнообразным переплетениям цветных нитей создается уникальное произведение, которое выполнено на определенную тему, например, любовный сюжет или один из моментов летней охоты, а может носить и абстрактный смысл.

История возникновения

Истоки создания шпалер проследить очень сложно. Это обусловлено тем, что многие народы независимо друг от друга занимались и развивали ткачество внутри своей этнической группы. Самые древние гобелены родом из Египта. В гробнице Тутмоса IV (XV до н. э.) найдено льняное полотно с изображением скарабеев и лотосов, а в гробнице Тутанхамона (XIV до н. э.) – платье и перчатки, созданные по подобию шпалеры. Но и такие веские причины утверждать, что это самые первые гобелены, не являются доказательством этого.

Историки утверждают, что этот вид ткачества египтяне переняли у народов Месопотамии, этому свидетельствуют записи древних авторов.

В поэме Гомера «Одиссея» существует упоминание о предметах погребения, выполненных в технике гобелена. Этот факт свидетельствует о существовании ткачества в Древней Греции и Риме.

На другом конце света, в доколумбовой Америке, преимущественно в древнем Перу, при раскопках были найдены элементы шпалер, более всего по применению соответствующих современным представлениям о гобеленах. Ткаными картинами перуанцы не только украшали стены, но и использовали их, прячась от сквозняков.

Изысканностью и особой тонкостью отличались древние шпалеры из Китая. Китайские мастера для создания таких элементов декора и одежды использовали мотивы, взятые у природы: необычайно красивые и экзотические цветы, перевитые стебли, утонченные пейзажи. Искусство такого вида ткачества у китайских народов переняла Япония.

Широкую известность в Европе в Средние века гобелены получили благодаря массовым походам крестоносцев. Гобелены были особо ценным трофеем и высоко ценились.

Каждому народу было присуще свое название шпалер: у греков – «тапес», в Италии – «арецци», в латинском языке – «тапетум». Само слово «гобелен» родом из Франции. В XVII веке открылась королевская мануфактура Гобеленов, давшая название своей продукции.

При чем специалисты утверждают, что только изделия данной фабрики могут по праву называться «гобеленами», остальные же – шпалеры.

Стоит отметить, что область применения тканого искусства велика и многообразна. Помимо утилитарных и декоративных свойств, шпалеры используются по сей день в качестве обивки для мягкой мебели, как элементы одежды или одежда в целом (для создания традиционных нарядов), в качестве замены классической иконописи, в геральдическом смысле и так далее.

Техника изготовления

Традиционно гобелены создаются вручную. Процесс напоминает плетение безворсовых ковров, но он более трудоемкий и кропотливый, так как нити гораздо тоньше, а рисунок очень детализированный.

Изначально в качестве основного инструмента для создания изделия была обыкновенная рама, на которую натягивались нити основы. Чтобы добиться нужного натяжения использовали гвозди, вбитые в раму или равномерно проделывали специальные отверстия на внутренней стороне самой рамы. Нить утка, намотанная на катушку или просто смотанная в клубок прокидывается между нитями основы, а после завершения ряда прибивается пальцами или с помощью специальной колотушки.

Более техническим считается процесс с использованием станка. Его особенность заключается в том, что станок можно разместить как горизонтально, так и вертикально.

Мастер работает по нарисованному на картоне эскизу, причем размер рисунка и цвета полностью совпадает с размерами и цветами будущей шпалеры. Но несмотря на то, что ткачу приходится копировать другое произведение, он должен обладать художественными задатками, уметь сохранить цветопередачу, разбираться в тонкостях изображения светотени, представлять, как будет выглядеть готовое тканое произведение, чтобы подобрать нужную нить в данном ряду.

Большие мануфактуры, производящие изделия в глобальных масштабах, даже устраивали при своих фабриках художественные училища, что повышало качество готовой продукции.

Так как процесс создания этого полотна очень трудоемкий и затратный по времени, над одной шпалерой могут трудиться до 5-6 человек. Таким образом, одно произведение делится на несколько частей, которые потом сшиваются шелковой нитью. Понять это можно было, взглянув на изнаночную сторону: на ней присутствовали швы.

Благодаря большому количеству техник возможно добиться разнообразных эффектов при изготовлении шпалеры. Если в классическом виде нити основы остаются невидимыми, то в современном исполнении мастера могут нарочито оставить их на лицевой стороне рисунка. Такой прием получил название репсового, потому что ткань принимает определенный рельеф в рубчик, что в переводе на французский звучит как «репс».

Современный гобелен как элемент декора за последние десятилетия претерпел большие изменения. Такой вид украшения стен и разных поверхностей стал настолько популярен в последние годы, что просто обязан был стать более доступным в массах.

Полностью тканое изделие – это дорогое удовольствие, такой изыск могут позволить себе немногие. А вот нетканый гобелен очень прост в исполнении, а внешне почти не отличим от оригинала.

Создается такое изделие с помощью особой выкладки рисунка цветными волокном или нитями на основе. Изделие сложно назвать гобеленом в традиционном смысле этого слова, ведь «гобелен» – это, прежде всего, сотканное полотно. Однако выложенный рисунок имеет тканую текстуру и очень детализированный и динамичный рисунок.

Китайские мастера придумали еще один вид нетканой шпалеры. Панно изготавливаются без использования спиц или крючка. Все элементы изготавливаются из картона, на который впоследствии наматывается пряжа. На полностью обмотанную основу и раму мастер клеит уже готовые детали, создавая композицию.

Преимущества и недостатки

Преимуществ у гобелена как у элемента декора немало. Смотрится такая картина очень изысканно, ее хочется разглядывать, запомнить каждый элемент, она волшебным образом привлекает внимание, создает уют и теплую атмосферу в доме.

В практичном смысле такое приобретение тоже станет полезным. Полотно обладает антистатическим свойством и не притягивает пыль, ткань хорошо держит форму, не коробится и не деформируется, проста в уходе. Гобелены подходят к любому стилю в интерьере, главное – грамотно подобрать рисунок.

К недостаткам можно отнести сравнительно большой вес, что не позволяет использовать технику применительно к повседневной одежде. В домашних условиях изделие лучше не стирать и не гладить, так как это может повлиять на его внешний вид.

Основные характеристики

У каждого народа был свой способ плетения гобеленов. Отличаются они по фактуре и по использованному материалу. В настоящее время для создания определенного рельефа мастер подбирает любой необходимый способ изготовления.

  • Полотняное плетение считается самым распространенным и имеет более широкое применение у умельцев. Для создания изделия нить утка в шахматном порядке проходит через нити основы. Таким образом первая прокидка перекрывает четные нити основы, а вторая – нечетные.
  • Египетское плетение создает из нитей утка подобие обычной косички. Такой эффект получается благодаря тому, что нить, создающая рисунок, оплетается вокруг нити основы узлом и затягивается. Этот процесс один из самых трудоемких. Зачастую лишь определенные элементы плетутся данным способом.
  • Греческое плетение образует не плотную, рыхлую поверхность. Для провязывания ряда требуется 2 или 3 нити утка, которые переплетаются между собой нитями основы как обычная коса.

Более сложные в исполнении способы плетения: вязка, сумаховое плетение, саржевое, гиордес, сене. Каждый отличается по плотности, рельефу, возможности изготовления элементов разной сложности. Каждому способу соответствует свой материал.

Шерстяные, хлопковые, шелковые нити способны либо подчеркнуть рельефность, либо наоборот, создать идеально ровную поверхность.

Разновидности ткани

В современном представлении гобелен как материал является разновидностью жаккардовой ткани. Жаккард – это крупноузорчатая ткань сложного или простого переплетения более 24 нитей, которая отличается высокой плотностью, прочностью, сложностью узора, многогранностью фактур, расцветок и узоров. Основа обычно льняная, а вот нити утка шелковые, шерстяные или синтетические.

Тонкие, изящные, с подробной прорисовкой гобелены получаются из шелковых нитей. Из такого материала шьется одежда, шторы, покрывала.

Для утилитарных целей, таких, как защита от сквозняков, подойдут изделия из шерсти. Шерстяные нити – самый удобный и менее трудозатратный материал для плетения, но очень тяжелый. Из него получаются ковры на стены и на пол. Обивку мягкой мебели лучше всего производить из хлопковых материалов. А скатерти и постельное белье – изо льна. Металлические нити применяются в декоративных целях, придают блеск и переливаются на свету.

Модные узоры и расцветки

Так как эти изделия имеют вековую историю и считаются атрибутом древности, в наше время считается модным подчеркнуть именно это свойство. Исходя из этого, тематика рисунка гобелена отражает моменты, не связанные с современной жизнью – это иллюстрации к средневековой книге или тканая репродукция произведения эпохи Возрождения, изображение сцены охоты на Руси.

Такие полотна, даже изготовленные на современных фабриках, заставят задуматься о том, что, возможно, когда-то именно этот гобелен висел во дворце короля Франции. Интерьер сразу приобретет «историю».

Еще одной «классикой» в исполнении гобеленов считается изображение природы на полотнах. Шпалеры с оленями, медведями, лошадьми и просто шикарными пейзажами – более демократичный вариант, чем, например, классические батальные сцены.

Для романтических особ, предпочитающих такие стили, как шебби-шик, цветы на гобеленах прекрасно дополнят дизайн интерьера. Шикарные пионы, розы, гибискусы – основные атрибуты стиля под старину. Более инфантильные сюжеты – это кадры из фильмов аниме или изображение милых котиков и щенков на полотнах. Тканые календари – оригинальный способ узнать дату и подчеркнуть стилистическую направленность интерьера.

В историческом смысле гобелены не имеют слишком яркие расцветки. Раньше не существовало пигментов, способных создать, например, сочный цвет лайма или небесно-голубой, все оттенки приглушенные, мягкие, но глубокие. Отталкиваясь от этого выбирайте гобелен для классических и минималистических интерьеров в таких цветах. В ярких поп-арт-дизайнах с красками можно поэкспериментировать. Для сюжета здесь обязательно найдется пища для размышления.

Области использования

В современном мире область использования гобеленов несколько сузилась. Из-за своей тяжести шпалеры не годятся для полноценного изготовления одежды, хотя в древности традиционной одеждой в Японии и Китае считались тканые халаты и платья. Дизайнеры в мире высокой моды продолжают создавать наряды от кутюр в этой технике, но едва ли такие модели дойдут до коллекций прет-а-порте.

А вот элементы – обработка края рукава или лацкана на пиджаке, можно встретить в обычной жизни.

В интерьерах область применения их шире. Из жаккардовой ткани шьют обивку для мебели, наволочки, покрывала. Если говорить о древних областях применения шпалер, то достаточно вспомнить «Одиссею» Гомера, в которой Пенелопа ткала для своего свекра саван, так как технологии строительства жилья были на низком уровне, и шерстяные ковры плелись для укрытия от сквозняков и холода. Для королей во время путешествий и военных походов готовились целые шатры из гобеленов.

Лучшие производители

Существует множество ткацких фабрик, специализирующихся на производстве гобеленов или имеющих одно из направлений, связанных с ними, и в России и по всему миру.

Город Иваново славится изготовлением самых разных тканей. Ивановские шпалеры применяются для изготовления наволочек, картин, панно, портьер, покрывал, салфеток, сумок, календарей. На фабриках трудятся дизайнеры, художники, специалисты по проектированию и работники, отвечающие за бесперебойную работу станков. Все оборудование преимущественно изготовлено за границей, а опыт по созданию рисунков перенят у мастеров из Китая, Турции и Италии.

Приобрести ивановские гобелены можно на выставках ивановской продукции, в розничных точках сбыта, а также через интернет-магазины.

Начиная с конца ХV века Фландрия взяла первенство на три века вперед по цеховому производству шпалер самого высшего класса. Основными центрами стали города Бельгии – Брюгге и Антверпен, а чуть раньше Аррас. Главное отличие бельгийских гобеленов – введение в ткань нитей «кипрского золота» – крученый шелк или лен обвивался золотой или серебряной проволокой. В изделие включаются драгоценные металлы, что придает особую цену полотну.

По настоящий день бельгийские гобелены уникальны и считаются недешевым приобретением.

Наряду с ними французские и итальянские изделия вобрали в себя традиционные аспекты ткачества, совместимые с новейшими технологиями. Европейские фабрики предлагают панно со средневековыми мотивами, а также готовы создать репродукцию современных художников.

Франция, Бельгия и Италия с давних времен и по сей день считаются классическими производителями гобеленов.

Для уникальных и колоритных решений рекомендуется обратить свое внимание на Восток. Здесь ручные работы представлены индийскими, китайскими и японскими мастерами. Тематика гобеленов из Индии – традиционные орнаменты, изображения слонов, бога Шиввы и других божеств.

Китайские гобелены также отражают элементы истории и традиций. Множество мотивов посвящено изображению природы, удивительных и красивых цветов, значимых событий.

Японские изделия поражают своей красочностью. Частой темой является японские женщины в национальных нарядах со всевозможной культурной атрибутикой, ветви цветущей сакуры, пейзажи, архитектурные элементы.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение слову «гобелен» - «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».


Само слово «гобелен» возникло в XII веке во Франции. В то время там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Она пользовалась большой популярностью и продукцию этой мануфактуры стали называть «гобеленами». Основатель этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен приехал в Париж из Реймса и основал в предместье Парижа красильню для шерсти. Его дети не только продолжали содержать красильню, но и прибавили к ней ковровую ткацкую.

Людовик XIV выкупил красильню и ткацкую, наделил ее статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием. Так появилась «Королевская гобеленовая мануфактура». А поскольку произведения этой мануфактуры были чрезвычайно дорогими, то они шли исключительно на украшение королевских дворцов и на подарки. Лишь в очень редких случаях они поступали в продажу. Королевская гобеленовая мануфактура просуществовала до сегодняшних дней и сейчас является гордостью Франции.

По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.

Когда появилась первая шпалера — точно неизвестно. В Древнем Египте в гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400 г. до н. э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из скарабеев и лотосов. Отсюда мы можем сделать вывод, что принцип гобеленового ткачества был известен еще тогда. Расцветом гобеленового искусства в Египте считается период с IV по VII век.

В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двухсторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты. Коптские ткани стали связующим звеном между Античностью и Средними веками. Коптские ткачи развили гобеленовую технику, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.

История европейского гобелена начинается с эпохи Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. В то время гобелены создавались по церковным заказам. Её главными отличиями были монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Гобелены романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Были популярны библейские и исторические сюжеты.

Гобелены стали не только украшениями стен величественных кафедральных соборов, украшали замки и дворцы, но также сохраняли тепло, помогали защититься от сквозняков. Первые европейские гобелены ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции.

Гобелены производились в Европе на протяжении восьми столетий. В средние века гобеленовое ткачество стало важнейшей отраслью промышленности, тысячи ткачей были вовлечены в работу.

"Пятидесятница". 1484-1490.Гобелен из шерсти, шелка и серебряной нити.Санта-Мария делла Салюте, Венеция.

В XV веке производство французских гобеленов по причине Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur - фр. «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью.

"The Lady with the Unicorn" (Париж, Музей Клюни)

К концу XV века центром художественного ткачества и производства гобеленов стала Фландрия. Здесь производство гобеленов поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами. Во Фландрии было положено начало традиции создания гобеленов по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Художник создавал эскиз, исполненный по "малому шаблону", который был приближен к существующему произведению искусства.

Фламандский гобелен 1450-1460гг

"Аstronomia." Фламандский гобелен (1500-1515) с изображением музы астрономии с астрономом (Клавдий Птолемей), Писца и пастухов глядящих в страхе на Небеса (Музей прикладного искусства и дизайна, Гетеборг).

Шпалера "Медея, помогающая Аргонавтам". Фландрия. 1520-е годы

Во Франции и Фландрии становятся и популярными гобелены с реалистическим пейзажем, натюрморты. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго — светло-зелёный, для дальнего — бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных.

В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Ле Бран. Тогда же возникло первое промышленное производство гобеленов. С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры. Позднее это наименование закрепилось за всеми безворсовыми коврами.

Гобелен "Галерея." Антверпен 1640 год мастерская Якова Вотерса. Находится в английской королевской коллекции.

Гобелен "Сулейман." Антверпен 17-й век. Является частью серии из 8 гобеленов об истории Тамерлана и побежденного Баязида Султана. Музей истории искусств музей в Вене.

Гобелен "Дети в саду." Мастерская Ле Бран.Париж 17-й век.

Среди заказчиков гобеленов для своих дворцов есть и известные политические деятели: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII. Благодаря им были созданы картины: "Жизнь и смерть Христа", "История Спициона", "История Константинополя", "История Дианы" и ряд других. Большинство этих картин до сих пор можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы. Далеко не последнюю роль в развитии искусства гобелена играло католическое духовенство.

Гобелен"Союз княжества Урбино с Церковью" 1669-70 шерсть,шелк, 400 х 530 см Musei Vaticani

С 1730-х годов во французском гобеленовом ткачестве главенствовало стремление как можно более точно воспроизвести в гобелене живописный оригинал. Стали увеличивать плотность полотна, пряжу теперь окрашивали в тысячи разнообразных оттенков. Была введена даже цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых должен был строго придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом из процесса создания гобелена была исключена творческая инициатива ткача — теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то менять.