Евгения сафонова, петра-дубравская школа, самарская область. Гробовщик и масоны Какой момент особенно запомнился в произведении гробовщик

Повесть «Гробовщик» является третьей в цикле «Повестей Белкина». Она была написана в Болдине в 1830 году. Попробуем рассмотреть сюжет и композицию повести.

Все повествование четко делится на три части: реальность, сон и вновь возвращение в реальный мир. Это так называемая кольцевая композиция. Действие начинается в желтом домике на Никитской, там же оно и заканчивается. Причем, части повести различны по своему объему: первая часть (переезд гробовщика, посещение им соседа) составляет более половины всего произведения. Чуть меньший объем занимает описание событий сна Адриана. И третья часть (пробуждение гробовщика) является в повести самой маленькой, занимая примерно 1/12 часть всего текста.

Характерно, что границы перехода из яви в сон и обратно в тексте словесно не обозначены. Лишь замечание Аксиньи, работницы гробовщика, о крепком, долгом сне Адриана вводит читателя в курс дела: все происшедшие события оказываются не чем иным, как кошмарным сном.

Повесть начинается с описания новоселья героя. Описание переезда гробовщика в новый дом и рассказ о характере Адриана, о его ремесле представляют собой экспозицию. Здесь у Пушкина, по замечанию Н. Петруниной, происходит совмещение противоположных понятий: новоселье, жизнь, с ее заботами и суетой, и «похоронные дроги», смерть, отрешение от житейских забот. «Последние пожитки гробовщика Адриана Прохорова были взвалены на похоронные дроги, и тощая пара в четвертый раз потащилась с Басманной на Никитскую, куда гробовщик переселялся всем своим домом».

И сразу же автор задает мотив непредсказуемости героя, определенной духовной сложности его, необходимой для реалистического стиля. О сложности мироощущения Адриана говорит уже отсутствие радости после получения желаемого. «Приближаясь к желтому домику, так давно соблазнявшему его воображение и наконец купленному им за порядочную сумму, старый гробовщик чувствовал с удивлением, что сердце его не радовалось».

Адриан как бы прислушивается к своим чувствам и не может понять самого себя. Мотивы этой грусти могут быть различны. Но Пушкин мимоходом замечает; «...он вздохнул о ветхой лачужке, где в течение осьмнадцати лет все было заведено самым строгим порядком...». Оказывается, ностальгические чувства вовсе не чужды Адриану, в сердце его живут привязанности, о существовании которых читатель мог бы догадаться с трудом.

Однако думается, воспоминание о прежнем жилище — это лишь поверхностная причина мрачности героя. Это то, что наиболее ясно и отчетливо видит его сознание, не привыкшее к самоанализу. Основная же причина «непонятных» чувств Адриана — в другом. Корни ее глубоко уходят в прежнюю жизнь гробовщика, в его профессиональную этику, в его человеческую честность.

Посещение гробовщика соседом, сапожником Готлибом Шульцом, последовавшее затем приглашение на праздник представляют собой завязку сюжетного действия. Характерно, что уже здесь возникает едва уловимый мотив будущей ссоры. «Мой товар не то, что ваш; живой без сапог обойдется, а мертвый без гроба не живет», — замечает сапожник. Таким образом, уже здесь сосед Прохорова пытается отделить ремесло гробовщика от других ремесел.

Далее напряженность действия возрастает. На праздничном обеде в тесной квартирке сапожника профессия Адриана вызывает всеобщий смех: ремесленники, провозглашавшие тосты за здоровье своих клиентов, предлагают гробовщику выпить за здоровье своих мертвецов. Адриан чувствует себя обиженным: «...чем ремесло мое нечестнее прочих? разве гробовщик брат палачу? чему смеются басурмане? разве гробовщик гаер святочный?» И обиженный, сердитый, Прохоров решает не приглашать соседей к себе на новоселье, а созвать туда «мертвецов православных».

Далее следует сон гробовщика, условно подразделяющийся на две части. Первая часть сна Адриана включает в себя хлопоты героя на похоронах купчихи Трюхиной. «Целый день разъезжал с Разгулян к Никитским воротам и обратно...» и только «к вечеру все сладил». И уже в этой части есть намек на склонность Адриана к жульничеству: в ответ на доверчивость наследника гробовщик «побожился, что лишнего не возьмет; значительным взглядом обменялся с приказчиком и поехал хлопотать».

Вторая часть сна — посещение Прохорова мертвецами, которые с радостью приходят на его новоселье. Но один из них вдруг намекает на нечестность гробовщика, на его профессиональную недобросовестность: «Ты не узнал меня, Прохоров, — сказал скелет. — Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, того самого, которому ты продал первый свой гроб — и еще сосновый за дубовый?»

Объятия сержанта Курилкина, брань и угрозы мертвецов — кульминация сна гробовщика, которая является одновременно и кульминацией всей повести.

Таким образом, здесь же мы видим объяснение «непонятных» чувств Адриана, связанных с новосельем. А на какие деньги приобретен им тот самый желтый домик? Вероятно, не раз приходилось ему плутовать, «обманывать» мертвых, которые не могут «постоять за себя». Адриана угнетает непонятное ощущение, но это не что иное, как пробуждение его совести. Известно, что сон выражает тайные страхи человека. Пушкинский гробовщик боится не просто «мертвецов» как таковых (эта боязнь нормальна для живого человека), он боится встречи с людьми, которых он обманывал.

Эта сцена, как и некоторые предыдущие моменты повествования (описание угрюмого нрава гробовщика, его привязанности к старой, ветхой лачужке), свидетельствует о сложности внутреннего мира героя. Во сне Прохорова, по замечанию С. Г. Бочарова, как бы пробуждается «его оттесненная совесть». Однако исследователь считает, что изменения в нравственном облике гробовщика маловероятны: «самосознание» пушкинского гробовщика в развязке «даром проходит». Но не будем исключать такую возможность.

Развязка повести — счастливое пробуждение Прохорова, его разговор с работницей. Характерно, что после кошмарного сна герой освободился от угнетавших его чувств, от обиды и больше не держит зла на своих соседей. И, думается, мы можем даже предположить возможность некоторых изменений в нравственном облике героя, в его профессиональной деятельности.

Таким образом, композиция является кольцевой: герой как будто идет по некому кругу своей жизни, но возвращается в исходную точку уже другим, изменившимся человеком. В подтексте повести угадывается мысль об ответственности человека за свои поступки, о воздаянии за совершенное зло.

Пушкинская тема и масоны меня не отпускают, преследуют.
«Все профессии нужны, все профессии важны…», итак о гробовщиках. Повесть-страшилка Пушкина о гробовщике, который обиделся на соседей-ремесленников за их шутку, и решил позвать к себе на новоселье «мертвецов православных», о чем вскоре пожалел.

Сапожник в гостях у гробовщика, иллюстрация Пушкина

В повести «Гробовщик» Пушкин подшутил над масонами, вот как выглядела вывеска гробовщика «Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного Амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы и простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые».

О починке старых гробов намек на масонские ритуалы «во время которых человеческие черепа, кости, скелеты и гробы использовались как аллегорические предметы для изъяснения тайного смысла масонского учения. Так, во время посвящения в мастера ложи посвящаемый повергался во гроб тремя символическими ударами молота. Гроб, череп и кости символизировали презрение к смерти и печаль об исчезновении истины. Для ритуальных целей такого рода подержанные гробы, по-видимому, можно было «починять» или брать новые «напрокат» - из комментариев издателя к повести.

Другая насмешка над масонами, их традиция стучать три раза.
«Сии размышления были прерваны нечаянно тремя франмасонскими ударами в дверь. „Кто там?“ - спросил гробовщик»

О трех ударах есть свое пояснение.
«Пародирование масонского ритуала, в котором число 3 имеет важное мистическое значение: орден имел троякую цель: 1) сохранение и передача потомству тайного знания; 2) нравственное исправление и совершенствование членов ордена и 3) всего рода человеческого. Коренными степенями масонства считаются три: ученическая, товарищеская и мастерская; обрядовые книги масоны держали «под тремя замками, под тремя ключами»; в черной храмине, где посвящали в масоны профанов, с потолка свешивался «лампад треугольный», в котором три свечи давали «свет трисиянный», и т. д.

Троекратный стук в дверь, являясь условным знаком, символизировал «три слова евангельских»: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

По троекратному стуку в дверь, похожему на масонский, узнавали друг друга в романе В. Скотта «Вудсток» роялисты, сторонники короля и монархии, любившие собираться в дешевых пивных. Комизм и пародийный характер ситуации определяется невозможностью представить сапожника Готлиба Шульца ни масоном, ни роялистом» - указано в комментариях издателя к повести.


Купеческие поминки в 19 веке

Вот так выглядела лавка гробовщика, который также предлагал сопутствующие товары, об украшении своих витрин и вывесках похоронных дел мастера тоже заботились.
«Вскоре порядок установился; кивот с образами, шкап с посудою, стол, диван и кровать заняли им определенные углы и в задней комнате; в кухне и гостиной поместились изделия хозяина: гробы всехицветов и всякого размера, также шкапы с траурными шляпами, мантиями иифакелами».


Сапожник приглашает гробовщика в гости по-соседски

Без черного юмора в 19 веке тоже не обходилось:
«Вдруг один из гостей, толстый булочник, поднял рюмку и воскликнул: "За здоровье тех, на которых мы работаем, unserer Kundleute! Предложение, как и все, было принято радостно и единодушно. Гости начали друг другу кланяться, портной сапожнику, сапожник портному, булочник им обоим, все булочнику и так далее. Юрко, посреди сих взаимных поклонов, закричал, обратясь к своему соседу: "Что же? пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов". Все захохотали, но гробовщик почел себя обиженным и нахмурился».

Эта шутка привела к тому, что гробовщик, обиженный насмешками над его ремеслом, решился созвать своих клиентов на новоселье. Не подозревал он, что благодарные заказчики откликнутся на его зов.

Кульминация страшилки о гробовщике, к которому пришли гости-зомби.

«…Калитка была отперта, он пошел на лестницу, и тот за ним. Адрияну показалось, что по комнатам его ходят люди. «Что за дьявольщина!» - подумал он и спешил войти... тут ноги его подкосились. Комната полна была мертвецами.

Луна сквозь окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные, полузакрытые глаза и высунувшиеся носы... Адриян с ужасом узнал в них людей, погребенных его стараниями, и в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного во время проливного дождя. Все они, дамы и мужчины, окружили гробовщика с поклонами и приветствиями, кроме одного бедняка, недавно даром похороненного, который, совестясь и стыдясь своего рубища, не приближался и стоял смиренно в углу.

Прочие все одеты были благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах, но с бородами небритыми, купцы в праздничных кафтанах. «Видишь ли, Прохоров, - сказал бригадир от имени всей честной компании, - все мы поднялись на твое приглашение; остались дома только те, которым уже не в мочь, которые совсем развалились, да у кого остались одни кости без кожи, но и тут один не утерпел - так хотелось ему побывать у тебя...»

В эту минуту маленький скелет продрался сквозь толпу и приближился к Адрияну. Череп его ласково улыбался гробовщику. Клочки светло-зеленого и красного сукна и ветхой холстины кой-где висели на нем, как на шесте, а кости ног бились в больших ботфортах, как пестики в ступах. «Ты не узнал меня, Прохоров, - сказал скелет. - Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, того самого, которому, в 1799 году, ты продал первый свой гроб - и еще сосновый за дубовый?» С сим словом мертвец простер ему костяные объятия - но Адриян, собравшись с силами, закричал и оттолкнул его.

Петр Петрович пошатнулся, упал и весь рассыпался. Между мертвецами поднялся ропот негодования; все вступились за честь своего товарища, пристали к Адрияну с бранью и угрозами, и бедный хозяин, оглушенный их криком и почти задавленный, потерял присутствие духа, сам упал на кости отставного сержанта гвардии и лишился чувств».

В общем, все закончилось хорошо. Гробовщик проснулся и услышал ворчание служанки, которая упрекала его, что он вчера много выпил с немцами.

Эпигрофам к повести выбраны строки из Державина

Не так ли с неба время льется,
Кипит стремление страстей,
Честь блещет, слава раздается,
Мелькает счастье наших дней,
Которых красоту и радость
Мрачат печали, скорби, старость?

Не зрим ли всякий день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?
Не слышим ли в бою часов
Глас смерти, двери скрып подземной?
Не упадает ли в сей зев
С престола царь и друг царев?

Падут...

В заключение гробовые приметы пушкинских современников:
«Никогда суеверие не играет такой сильной роли, как во время погребальных обрядов. Например, шьют покойнику саван или покойнице платье, чепчик и проч.: следует шить на живую нитку, не закрепляя ее узлом, иголку надо держать от себя, а не к себе, как обыкновенно это делается; все обрезки и кусочки надо собрать и непременно положить в гроб, чтобы ни ниточки после него не осталось.
Гробовщик ошибся в мерке, и если тот ларчик, «где ни встать, ни сесть», удлинен, надо ждать нового покойника в дому.
Внесли готовый гроб в комнату с крышей, не оставив ее в сенях, - дурная примета: готовится близкий кандидат.
Если у покойника не плотно закрылись глаза, значит он выглядывает - кого бы еще прихватить за собою, - и для этого кладут на глаза два пятака, как будто этими пятаками можно отвратить предопределение судьбы».

>Сочинения по произведению Гробовщик

Анализ произведения

Повесь «Гробовщик» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году и вошла в цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Она является третьей в цикле и отличается сюжетно-композиционным своеобразием. Из военного и помещичьего мира автор переносит читателей в мир мелких московских ремесленников. Произведение отчетливо поделено на три части: реальность, сон и возвращение в реальность.

В самом начале повести автор знакомит нас с главным и, по сути, единственным ­самостоятельным персонажем гробовщиком Адрианом Прохоровым и его жизненным укладом. Это угрюмый и мрачный человек, для которого смерть людей стала доходом. Ежедневно он думает только о том, как бы опередить конкурентов и взять больше обязательств по подготовке очередных похорон. У Адриана две дочери и одна домработница. Всем семейство он переехал в новый дом, о котором давно мечтал, но и это его не радует.

Мотивы его грусти разные. Сначала он грустит, вспоминая о прежнем жилище. Затем он грустит, думая о родственниках богатой купчихи Трюхиной, которая вот-вот должна скончаться, а о нем могут не вспомнить. Со временем, он привыкает к новизне, обустраивает свой быт, открывает новую мастерскую и заводит знакомство с соседскими ремесленниками. Однако гармонию Адриана нарушает одно событие. Во время застолья в честь серебряной свадьбы соседа все поднимают бокалы за своих клиентов. Одному гробовщику не за кого пить. Ведь его клиенты давно мертвы. Гости посмеиваются над его ремеслом, что его сильно обижает.

Во второй части произведения автор рассказывает о сне Адриана, в котором он вместо соседей на новоселье приглашает своих бывших клиентов, то есть мертвецов. Вначале ему кажется, что все это происходит наяву и от неожиданности он лишается чувств. Проснувшись наутро в своей постели, гробовщик понимает, что все, произошедшее с ним за ночь, было только сном и возвращается в реальность.

Несмотря на досужие разговоры соседей, Адриан считает свое ремесло ничем не хуже другого. В конце концов, он ведь не палач. Успокоившись, он велит ставить самовар и звать дочерей. Развязка произведения - это счастливое пробуждение гробовщика, к которому возвращается душевное равновесие, и он вновь живет привычной жизнью. После своего пробуждения он больше не держит зла на соседей и освобождается от угнетавших его чувств.


Гробовщик Адриан Прохоров купил новый дом за приличную сумму и теперь перевозил свои пожитки с Басманной на Никитскую улицу.

Адриан грустил, вспоминая свою старую лачужку, где восемнадцать лет все шло своим чередом. А тут, в новом доме, суматоха и суета. Он побранил своих дочек – Акулину и Дарью – за нерасторопность и тоже стал помогать.

Вещи были расставлены, над воротами появилась вывеска, информирующая об услугах гробовщика, и на новом месте тоже установился привычный Прохорову порядок.

Только после этого он приказал работнице ставить самовар, однако настроение у него не улучшилось, потому что угрюмый характер гробовщика полностью соответствовал его мрачной профессии.

Итак, предаваясь привычным печальным размышлениям, Адриан, сидя у окна, пил уже седьмую чашку чая. В числе всего прочего он еще подсчитывал предстоящие расходы, так как уже необходимо было покупать одежду для покойников. Убыток выместить гробовщик планировал на купчихе Трюхиной, находившейся почти год при смерти. Но сейчас в связи с тем, что Прохоров переехал, он боялся, что родственники воспользуются услугами другого гробовщика, поближе.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Это оказался их сосед, приветливый немец Готлиб Шульц, который работал сапожником. Он пришел познакомиться и по-приятельски пригласить новых жильцов на свою серебряную свадьбу.

На другой день Адриан Прохоров с дочками нарядно оделись и направились к соседу на торжество. Гостей было много, в основном немецкие ремесленники с семьями. Веселье шло полным ходом, напитки лились рекой.

В какой-то момент хозяин предложил тост за свою супругу Луизу, затем выпивали за здоровье гостей, потом стали пить за каждого гостя в отдельности, после - за здоровье Москвы, за немецкие города, за мастеров, подмастерьев. Даже неразговорчивый Адриан произнес какой-то забавный тост.

Вдруг какой-то толстый булочник предложил тост за тех, для кого они все работают, – за клиентов. Тост гостям понравился, ведь все они - портные, булочники, сапожники – так или иначе являлись клиентами друг друга. Гробовщику же предложили пить за его мертвецов, благодаря которым он имеет доход. Прохоров рассердился и обиделся за свое ремесло.

Разошлись поздно. Адриан был пьян и зол и тут же решил, что завтра созовет «своих» покойников к себе в гости на пир. Он до такой степени разгорячился, что произнес все это вслух. И с теми словами пошел спать.

Среди ночи Прохорова разбудили и сообщили, что Трюхина только что скончалась. Гробовщик поспешил туда. Целый день он был занят похоронами купчихи и домой пошел только к ночи. Дорогу ему освещала луна. Адриан благополучно добрался до дома, но вдруг увидел, как в его калитку кто-то вошел.

Гробовщик подумал, что это или вор, или любовник одной из дочерей. И не знаешь, что хуже. Прохоров решил уже позвать на помощь, как вдруг еще кто-то приблизился к калитке его дома.

Увидев хозяина, незнакомец снял шляпу, и Адриану показалось, что раньше они где-то встречались, но не мог вспомнить точно. Они вошли.

Каково же было изумление гробовщика, когда он обнаружил в своем доме много … мертвецов! Яркая луна освещала их ввалившиеся рты, полузакрытые мутные глаза, желто-синие лица. Это были люди, когда-то погребенные Адрианом.

К остолбеневшему гробовщику обратился бригадир жутких гостей и сказал, что они приняли его приглашение. Пришли все, кто еще не совсем разложился.

А один покойник, от которого остались лишь кости, не смог не прийти, так как именно ему Прохоров продал свой первый гроб, когда еще сосновый выдал за дубовый.

К Адриану хромая медленно приближался какой-то скелет, и лишь клочки сгнившей холстины и ветхого сукна свисали с него. Некогда это был Петр Петрович Курилкин, отставной сержант гвардии. Мертвец простер было Адриану костяные объятия, но тот в ужасе вскрикнул и оттолкнул покойника.

Хрупкий скелет Курилкина тут же рассыпался, и мертвецы в негодовании с угрозами стали наступать на гробовщика со всех сторон. Прохоров со страха упал на кости Петра Петровича и потерял сознание.

Наступило утро, гробовщик лежал на своей постели. Солнце светило ему в глаза, а работница Аксинья ставила самовар. Адриан с ужасом вспоминал вчерашнюю ночь и боялся начать разговор. Она подала халат хозяину, посетовала, что он так долго спит, и так, слово за слово, завязалась беседа.

Выяснилось, что Трюхина жива, никаких похорон не было, а Адриан как пришел от Шульца пьян, завалился спать, проснулся только сейчас к обедне.

Гробовщик обрадовался и приказал подавать чай и позвать дочерей.

А.С.Пушкин. «Гробовщик»

Краткое содержание Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Никитскую в давно облюбованный домик, однако не чувствует радости, так как новизна немного пугает его. Но вскоре порядок в новом жилище устанавливается, над воротами прикрепляется вывеска, Адриян садится у окна и приказывает подать самовар. Распивая чай, он погрузился в печальную думу, так как от природы был мрачного нрава. Житейские заботы смущали его. Главной же заботой было то, чтобы наследники богатой купчихи Трюхиной, умиравшей на Разгуляе, вспомнили бы в последнюю минуту о нём, а не сговорились с ближайшем подрядчиком. Пока Адриян предавался этим размышлениям, к нему с визитом пожаловал сосед, немец – ремесленник. Он назвался сапожником Готлибом Шульцем, объявил, что живёт через улицу и пригласил Адрияна на следующий день к себе по случаю своей серебряной свадьбы. Приняв приглашение, Адриян предложил Шульцу чаю. Соседи разговорились и быстро подружились. В полдень следующего дня Адриян с двумя дочерьми направился в гости к сапожнику. В доме собрались друзья Готлиба Шульца, немцы – ремесленники с жёнами.

Началось застолье, хозяин провозгласил здоровье своей жены Луизы, а потом здоровье своих гостей. Все пили очень много, веселье сделалось шумнее, как вдруг один из гостей, толстый булочник, предложил выпить за здоровье тех, на кого они работают. И все гости начали друг другу кланяться, ибо все они были клиентами друг друга: портной, сапожник, булочник… Булочник Юрко предложил Адрияну выпить за здоровье его мертвецов. Поднялся всеобщий хохот, который обидел гробовщика. Разошлись поздно. Адриян вернулся домой пьян и сердит. Ему показалось, что инцидент был намеренной насмешкой немцев над его ремеслом, которое он почитал ничем не хуже других, ведь гробовщик не брат палачу. Адриян даже решил, что пригласит на новоселье не новых своих знакомцев, а тех, на кого работает. В ответ на это его работница предложила ему перекреститься. Но Адрияну эта мысль понравилась. Разбудили Адрияна еще затемно, так как прискакал приказчик купчихи Трюхиной с сообщением, что она этой ночью скончалась. Адриян отправился на разгуляй, начались хлопоты и переговоры с родственниками покойной. Закончив дела, он уже вечером пешком отправился домой. Подойдя к дому, он заметил, что кто то отварил его калитку и вошел в нее. Пока Адриян соображал, кто бы это мог быть, подошел еще один человек. Лицо его показалось Адрияну знакомым. Войдя в дом, гробовщик увидел, что комната полна мертвецами, освещенными луной, сиявшей через окно. С ужасом узнал в них гробовщик своих бывших клиентов. Они приветствовали его, а один из них даже попытался обнять Адрияна, но Прохоров оттолкнул его, тот упал и рассыпался. С угрозами обступили его остальные гости, и Адриян упал и лишился чувств. Открыв утром глаза, Адриян вспомнил вечерние события. Работница сказала, что заходили соседи справиться о здоровье его, но она не стала его будить. Адриян поинтересовался, не приходили ли от покойницы Трюхиной, но работница удивилась словам о смерти купчихи и рассказала, что гробовщик, как вернулся от сапожника пьян и завалился спать, так и дрых до этой самой минуты. Тут только понял гробовщик, что все ужасные события, так напугавшие его, произошли во сне, и приказал ставить самовар и звать дочерей.

Система образов Адриян Прохоров – мелкий ремесленник, гробовщик. Готлиб Шульц – сапожник, Трюхина – купчиха, дочери – Адрияна, Луиза – жена Шульца, Юрко – булочник, работница. Главные герои Второстепенные герои

Сюжет История рассказана автору приказчиком Б. В. Повесть начинается с того, что гробовщик Адриан Прохоров переезжает с улицы Басманной на Никитскую с двумя дочерьми. На новом месте он открывает свою похоронную лавку. Его приглашает к себе сосед из дома напротив, немец по имени Готлиб Шульц, отметить свою серебряную свадьбу. Адриан соглашается и в назначенное время отправляется с дочками к соседу. Гости долго распивают пиво, после чего некий Юрко предлагает выпить за здоровье клиентов. Гости начали кланятся друг другу, тогда Юрко повернулся к Адриану и сказал: «Пей за своих мертвецов». Это ужасно разозлило гробовщика; придя домой, он раздражённо объявляет, что позовёт к себе праздновать новоселье мертвецов, которых хоронил. Он лёг спать, однако вскоре его разбудили и позвали подготовить к похоронам умершую женщину. Адриан вернулся домой поздней ночью и заметил у своей калитки человека в треуголке, который хотел войти в дом. Адриан подумал, что это вор, но увидев его, гость подошёл к нему. Адриан пригласил его войти. Гробовщик заметил, что по его дому ходят люди. Он вошёл и увидел сидящих за столом пирующих мертвецов. В человеке, встретившего его на улице Адриан узнал бригадира, похороненного во время проливного дождя. Тот пояснил, что они откликнулись на его приглашение (те, которые были в силах встать из могил). Один из мертвецов, от которого остался только скелет подошёл к Адриану, обрадованный встрече и обнял его. Адриан со страхом оттолкнул скелет, тот упал и рассыпался. Тогда все мертвецы набросились на него. На этом месте Адриан проснулся, с ужасом вспомнил всё произошедшее и с облегчением вздохнул, поняв, что это был сон.

Композиция повести Композиция является кольцевой: герой как будто идет по некому кругу своей жизни, но возвращается на исходную точку уже другим, изменившимся человеком. В подтексте повести угадывается мысль об ответственности человека за свои поступки, о воздании за совершенное зло.

Тест Выбери правильный ответ…

1.Как звали гробовщика? а) Готлиб Шульц б)Юрко в) Адриян Прохоров 2.Сколько дочерей было у Адрияна? а)одна б)четыре в)две

3.Куда Адриян направился в полдень следующего дня? а)в гости к сапожнику б)на прогулку в)на рынок 4.как звали жену хозяина? а) Трюхина б)Луиза в)Мария

5.За что предложил Юрко выпить Адрияну? а)за его здоровье б)за здоровье мертвецов в)за работу 6.Что предложила работница Адрияна, после того как гробовщик пришёл домой пьян и сердит? а)передумать своё решение б)перекреститься в)лечь спать и не думать об этом

7.кто тут лишний? а)сапожник б)булочник в)слуга г)портной 8. что приснилось гробовщику? а) мертвецы б) ангелы в) соседи

9. что освещало его комнату во сне? а) солнце б) луна в) звёзды 10. кто пытался во сне обнять гробовщика? а) сосед б) купчиха в) бывший клиент

11. что произошло с Адрияном в конце сна? а) упал и лишился чувств б) пил чай в) убежал из дома 12.кто заходил к гробовщику на следующий день? а) клиенты б) соседи в) Луиза

13. что сделал гробовщик, когда вернулся от сапожника? а) завалился спать б) ушёл гулять в) сел ужинать 14. что приказал сделать гробовщик, когда узнал, что ужасные события произошли во сне? а) ставить самовар б) звать дочерей в) а и б

ОТВЕТЫ 1. «В» 2. «В» 3. «А» 4. «Б» 5. «Б» 6. «Б» 7. «В» 8. «А» 9. «Б» 10. «В» 11. «А» 12. «Б» 13. «А» 14 «В»

Состав группы и оценки за работу: Олег Моисеев – 4 Илья Морозов – 3 Катя Павлова – 3 Катя Орлова – 3 Алина Панина - 2