Флейта - это древнейший музыкальный инструмент. Поперечная флейта Флейта материал

Флейта – это один из самых древних музыкальных инструментов. Самая древняя флейта была изобретена приблизительно 35 тысяч лет назад. Этот музыкальный инструмент прошёл определённую стадию эволюции, и за это время весьма значительно изменялась. Менялся вид, звучание, форма. На сегодняшний день, существует около 12 видов флейт, самые популярные из которых мы рассмотрим.

Самые популярные виды флейт

Мы сегодня рассмотрим виды самых популярных флейт, которые на сегодняшний день весьма востребованы:

Давайте рассмотрим более детально каждый представленный выше вид.

Сиринга – один из видов флейты, который происходит родом из Древней Греции. Данный вид представляет из себя более продольный вид. Происходя из эпохи античности, чаще всего данным инструментом хорошо владели пастухи и крестьяне. Немного позже, флейта начала использоваться в различных театральных постановках. Постепенно она начала приобретать популярность, и распространятся среди всего населения.

Поперечная флейта – это музыкальный инструмент, который изготовлялся из дерева. Флейта названа поперечной из-за того, что она используется горизонтально, а не как в стандартном варианте. Благодаря передуванию, происходит смена высоты звуков, и конечно же важную роль играет закрытие пальцами отверстий. На сегодняшний день, поперечные флейты производятся не только из дерева, но и из различного металла.

Флейта-Пикколо – музыкальный инструмент рода духовых, который производится из дерева. Данная флейта также используется только горизонтально. Особенностью флейты-Пикколо является то, что она держит самую высокую ноту среди всех разновидностей. Также, эта флейта является самой мелодичной и пронзительной среди всех. Флейта-Пикколо имеет небольшие размеры, и чаще всего использовалась для усиления звука октавы больших флейт.

Блокфлейта – это одна из тех флейт, которые учёные считают одной из основателей флейт. Блокфлейта относится к продольным флейтам, которые изготовлялись из дерева, и были похожи на свисток. Блокфлейта состояла не только из семи клапанов, но и клапаны с обратной стороны, которые называются октавными клапанами.

Все перечисленные выше виды флейтов, берут свой первоначальный исход ещё с древних времён, и как правило, на них умели играть больше обслуживающие персоны.

Скажи «флейта» и перед глазами невольно возникает образ: дядя (тётя) держит в обеих руках длинную серебряную палку в палец толщиной и с кучей клапанов. Как дядя держит палку? — в обеих руках, одной стороной у губ, другой она торчит вбок. Т.е. не вдоль тела, как кларнет, а поперёк. Потому что она поперечная — самая распространённая флейта, используемая в обычном понимании в европейской классической музыке. Это шаблон. Но ведь её место не только в симфоническом оркестре, ведь играет она не только классику, ведь выглядит она так не всегда. Флейта — это woodwind (англ.), деревянный духовой инструмент.

Вот первый диссонанс — не серебряная трубка, а деревянная. Делать трубки из металла научились пару сотен лет назад, а раньше делали из дерева. Причём не из бруска чёрного африканского дерева, как сейчас, а из тростника, камыша, бамбука, борщевика, в зависимости от географии распространения растений с полым стволом. А сохранившиеся древнейшие флейты вообще из трубчатых костей (как в легенде о флейте Кена). В старину-то не умели высверливать отверстия, свёрл не было.

А вот второй диссонанс — не обязательно флейта при игре располагается поперёк тела музыканта, бывает, что вдоль (сопилка), а может и по-диагонали (кавал). Флейты бывают разные и в зависимости от способа звукоизвлечения их по-разному держат. Где есть свисток — прямо держат, где дуют в заточенный по всему диаметру торец — там диагонально, а где амбюшурное отверстие на самой трубке — там флейту держат впоперёк.

И диссонанс номер три — система клапанов, отличная придумка homo mechanicus вовсе не обязательна. Конечно, механика у современных флейт сложная, точная, миниатюрная. Она расширяет игровые возможности инструмента: клапаны однозначно перекрывают игровые отверстия и воздух не просачивается сквозь пальцы, а главное, позволяет делать настолько длинные трубки (читай, позволяют извлекать очень низкие звуки), что длины человеческих пальцев не хватило бы, если бы этих клапанов не было. Да и количество пальцев ограничено, у кого как 🙂 Вот у меня их десять. На хроматической сопилке я играю всеми десятью, а на молдавском кавале хватит и пяти — столько исторически сложившихся отверстий, отвечающих ладовым требованиям молдавской народной музыки. А нот-то у нас аж 12. Вот здесь и пригодились чудеса механики, где нажатие одним пальцем двух соседних клапанов, а так же комбинации нажатых клапанов позволяют точно брать все ноты полного звукоряда. Но можно из без клапанов. Клапаны — это опция.

Поперечная флейта (в простонародье Поперечка) в своём минималистическом определении — это трубка из любого материала, достаточно твёрдого, чтобы держать форму, с одним закрытым и одним открытым концом, одним отверстием сбоку трубки ближе к её закрытому концу, чтобы туда дуть и системой отверстий для перекрытия пальцами, чтобы укорачивать воздушный столб в трубке (повышая звук). Удачно подобранные размеры трубки (длина, внутренний диаметр, толщина стенки), размеры и межцентровые расстояния игровых и амбюшурного (куда дуть) отверстий и сведённая к минимуму криворукость мастера составляют трёх китов, на которых строится удачный музыкальный инструмент — поперечная флейта.

Примеры поперечек:

  • Бансури (индия)
  • Карнатическая флейта (юго-восток индии)
  • Дицзи (китай)

  • Ирландская
  • Барочная

Флейта окончательно завоёвывает сердца крупных композиторов разных стран и стилей, один за другим появляются шедевры флейтового репертуара: сонаты для флейты и фортепиано Сергея Прокофьевa и Пауля Хиндемита, концерты для флейты с оркестром Карла Нильсена и Жака Ибера, а также другие произведения композиторов Богуслава Мартину, Франка Мартэна, Оливье Мессиана. Несколько произведений для флейты написали отечественные композиторы Эдисон Денисов и Софья Губайдулина.

Флейты востока

Ди (от старокитайского хэнчуй, хэнди - поперечная флейта) - старинный китайский духовой инструмент, поперечная флейта с 6 игровыми отверстиями.

В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита. Вблизи закрытого конца ствола находится отверстие для вдувания воздуха, рядом с ним - отверстие, прикрытое тончайшей тростниковой или камышовой плёнкой; 4 дополнительных отверстия, расположенных около открытого конца ствола, служат для подстройки. Ствол флейты обычно перевязывается нитяными кольцами, покрытыми чёрным лаком. Способ игры такой же, как и на поперечной флейте.

Сначала считалось, что флейта была завезена в Китай из Средней Азии в период между 140 и 87 г. до н. э. Однако, в ходе недавних археологических раскопок были обнаружены костяные поперечные флейты возрастом около 8000 лет, весьма схожие по конструкции с современными ди (хотя и без характерного заклеиваемого отверстия), что свидетельствует в пользу гипотезы о китайском происхождении ди. Легенда гласит, что Жёлтый император приказал своим сановникам сделать первую флейту из бамбука.

Существуют ди двух родов: цюйди (в оркестре музыкальной драмы жанра «кунцюй») и банди (в оркестре музыкальной драмы жанра «банцзы» в северных провинциях). Разновидность флейты без заклеиваемого отверстия называется мэньди.

Сякухати (кит. чи-ба) - продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара (710-784). Существует около 20 разновидностей сякухати. Стандартная длина - 1,8 японского фута (54,5 см) - определила само название инструмента, так как «сяку» - значит «фут», а «хати» - «восемь». По мнению некоторых исследователей, сякухати ведет свое происхождение от египетского инструмента саби, проделавшего долгий путь в Китай через Ближний Восток и Индию. Первоначально инструмент имел 6 отверстий (5 впереди и 1 позади). Позднее, видимо, по образцу пришедшей также из Китая в период Муромати продольной флейты сяо, модифицированной в Японии и ставшей известной как хитоёгири (дословно - «одно колено бамбука»), она приняла современный вид с 5-ю пальцевыми отверстиями. Для изготовления сякухати используется комлевая часть бамбука сорта мадакэ (Phyllostachys bambusoides). Средний диаметр трубки - 4–5 см, и внутри трубка почти цилиндрическая. Длина варьируется в зависимости от строя ансамбля кото и сямисэна. Разница в 3 см дает разницу в высоте звучания на полтона. Стандартная длина в 54,5 см используется для сякухати, играющей сольные композиции. Для улучшения качества звучания мастера осторожно покрывают изнутри бамбуковую трубку лаком, как и флейту, используемую в гагаку, в театре Но. Пьесы стиля хонкёку секты Фукэ (сохранилось 30-40 пьес) несут в себе идеи дзэн-буддизма. Хонкёку школы Кинко использует репертуар фукэ сякухати, но придает манере их исполнения больший артистизм.

Почти одновременно с появлением сякухати в Японии зарождается представление о сакральности музыки, исполняемой на флейте. Предание связывает ее чудотворную силу с именем принца Сётоку Тайси (548-622). Выдающийся государственный деятель, престолонаследник, активный проповедник буддизма, автор исторических сочинений и первых комментариев к буддийским сутрам, он стал одной из самых авторитетных фигур в японской истории. Так, в письменных источниках раннего средневековья говорилось, что, когда принц Сётоку по дороге в храм на склоне горы играл на сякухати, на звуки флейты спустились небесные феи и танцевали. Сякухати из храма Хорюдзи, находящаяся ныне в постоянной экспозиции Токийского национального музея, считается тем уникальным инструментом принца Сётоку, с которого начался путь сакральной флейты в Японии. Сякухати упоминается также в связи с именем буддийского священника Эннина (794-864), который изучал буддизм в танском Китае. Он ввел аккомпанемент сякухати во время чтений сутры, посвященной Будде Амида. По его мнению, голос флейты не только украшал молитву, но с большей проникновенностью и чистотой выражал ее суть. Жукоай. Фея флейты в красном

Новый этап в формировании традиции сакральной флейты связан с одной из самых выдающихся личностей периода Муромати Иккю Содзюном (1394-1481). Поэт, живописец, каллиграф, религиозный реформатор, эксцентричный философ и проповедник, в конце жизни настоятель крупнейшего столичного храма Дайтокудзи, он оказал воздействие практически на все области культурной жизни своего времени: от чайной церемонии и дзэнского сада до театра Но и музыки сякухати. Звук, по его мнению, играл большую роль в чайной церемонии: шум закипающей воды в котелке, постукивание венчика при взбивании чая, бульканье воды, - все было призвано создавать ощущение гармонии, чистоты, почтения, тишины. Та же атмосфера сопутствовала и игре на сякухати, когда человеческое дыхание из глубины души, проходя через простую бамбуковую трубку, становилось дыханием самой жизни. В собрании стихов, написанных в классическом китайском стиле "Кёунсю" ("Собрание безумных облаков"), пронизанном образами звука и музыки сякухати, философией звука как средства пробуждения сознания, Иккю пишет о сякухати как о чистом голосе вселенной: "Играя на сякухати, видишь невидимые сферы, во всей вселенной только одна песня".

Примерно с начала XVII в. получили хождение различные истории о преподобном Иккю и флейте сякухати. Одна из них рассказывала, как Иккю вместе с другим монахом Итиросо удалился из Киото и поселился в хижине в Удзи. Там они срезали бамбук, сделали сякухати и играли. Согласно иной версии, некий монах по имени Роан жил в уединении, но дружил и общался с Иккю. Поклоняясь сякухати, одним дуновением извлекая звук, он достиг просветления и присвоил себе имя Фукэдося или Фукэцудося (следующий по пути ветра и отверстий) и был первым комусо (букв. "монах небытия и пустоты"). Флейта, на которой, по преданию, играл наставник, стала национальной реликвией и находится в храме Хосюнъин в Киото. Первые сведения о странствующих монахах, играющих на флейтах, относятся к первой половине XVI в. Они именовались монахами комо (комосо), то есть "монахи соломенной циновки". В поэтическом творчестве XVI в. мелодии неразлучного с флейтой странника уподоблялись ветру среди весенних цветов, напоминая о бренности жизни, а прозвище комосо стало записываться иероглифами "ко" - пустота, небытие, "мо" - иллюзия, "cо" - монах. XVII в. в истории японской культуры стал новым этапом в истории сакральной флейты. Повседневная деятельность монахов комусо была сконцентрирована вокруг игры на сякухати. Утром настоятель обычно играл мелодию "Какурэйсэй". Это была пьеса пробуждения, с которой начинался день. Монахи собирались вокруг алтаря и исполняли мелодию "Тёка" ("Утренняя песнь"), после чего начинались их дневные службы. В течение дня они чередовали игру на сякухати, сидячую медитацию дзадзэн, занятия воинскими искусствами и схиму нищенствования. Вечером, перед тем как снова приступить к дзадзэн, звучала пьеса "Банка" ("Вечерняя песнь"). От каждого монаха требовали, чтобы он не менее трех дней в месяц ходил просить подаяние. Во время последнего из перечисленных послушаний - странствия ради милостыни - играли такие мелодии, как "Тори" ("Проход"), "Кадодзукэ" ("Перекресток") и "Хатигаэси" ("Возвращение чаши" - здесь имелась в виду чаша для подаяния). Когда в пути встречались два комусо, они должны были воспроизвести "Ёбитакэ". Это был своеобразный призыв, исполняемый на сякухати, который означал "Зов бамбука". В ответ на приветствие нужно было сыграть "Укэтакэ", смысл которого - "принять и подхватить бамбук". По дороге, желая остановиться в одном из храмов своего ордена, рассеянных по всей стране, они играли пьесу "Хиракимон" ("Отворение врат") для того, чтобы их впустили на ночь. Все ритуальные пьесы, моления о подаянии, исполняемые на сякухати, даже те произведения, которые, кажется, более походили на развлечения монахов, были частью дзэнской практики, называемой суйдзэн (суй - "дуть, играть на духовом инструменте").

Среди наиболее крупных явлений японской музыки, повлиявших на формирование тоновой системы хонкёку, следует назвать теорию и музыкальную практику буддийских песнопений сёмё, теорию и практику гагаку, позднее традиции дзи-ута, сокёку. XVII-XVIII вв. - время увеличения популярности сякухати в городской среде. Разработанность игровой техники обеспечила возможность воспроизведения на сякухати музыки практически любых жанров. Она стала использоваться для исполнения народных песен (минъё), в светском ансамблевом музицировании, к XIX в., окончательно вытеснив смычковый инструмент кокю из наиболее распространенного ансамбля того времени санкёку (кото, сямисэн, сякухати). Сякухати имеет разновидности:

Гагаку сякухати - наиболее ранняя разновидность инструмента. Тэмпуку - от классической сякухати ее отличает несколько иная форма ротового отверстия. Хитоёгири сякухати (либо просто хитоёгири) - как указывает ее название, изготовляется из одного колена бамбука (hito - один, yo - колено, giri - озвонченное kiri, срезать). Фукэ сякухати - непосредственный предшественник современной сякухати. Бансури, бансри (Bansuri) - индийский духовой инструмент, существует 2 вида: классическая поперечная и продольная флейта, используется в Северной Индии. Изготавливается из бамбука или тростника. Обычно имеет шесть отверстий, однако была тенденция к использованию семи отверстий - для увеличения гибкости и правильности интонирования в высоких регистрах. Раньше бансури встречался только в народной музыке, но сегодня получил распространение в классической музыке Индии. Подобный инструмент, распространённый в Южной Индии - Venu. З
меиная флейта
(Serpent Flut) - индийский духовой язычковый инструмент из двух трубок (одна - бурдонная, другая - с 5-6-ю игровыми отверстиями) с резонатором из дерева или из сушеной тыквы.

На змеиной флейте в Индии играют странствующие факиры и заклинатели змей. При игре применяется непрерывное, так называемое перманентное (цепное) дыхание.

Блеур или Гамбу - индонезийская продольная флейта со свистковым устройством. Изготавливается обычно из черного дерева, украшена резьбой (в данном случае в виде дракона), имеет 6 игровых отверстий. Используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Малазийская флейта - продольная флейта в виде дракона, со свистковым устройством. Изготовляется из красного дерева. Применяется при культовых церемониях, для усмирения духа дракона - священного, почитаемого в Малайзии существа.

(ит.- flauto, фр.- flute, нем.- Flote, англ.- flute)

Флейта - один из самых древних духовых инструментов. Ее предшественники появились еще в период первобытного общества. Изготавливались инструменты из раковин, костяных или тростниковых трубок. Бытовали как продольные, так и поперечные (косые) флейты.

В продольных флейтах воздух посылался непосредственно в открытую часть ствола, поперечные же имели специальное отверстие для посыла воздуха, которое располагалось сбоку, что обуславливало горизонтальное положение инструмента в процессе исполнения.

Важным шагом в эволюции флейты явилось изобретение игровых отверстий. Вначале отверстия появились в нижней части инструмента, у раструба, затем по мере увеличения их количества они располагались по трубке вверх. Среди древнейших инструментов уже имелись флейты с 4 и даже 5 игровыми отверстиями. Постепенно усовершенствовался и механизм звукоизвлечения. На продольных флейтах появился заостренный край ствола, затем возникло свистковое устройство. Значительно облегчил извлечение звука клювообразный наконечник: более удобный для губ, он вместе с тем образовывал узкую щель, которая позволяла точно направлять воздух на грань поперечного среза внешней стороны инструмента.

Флейта получила наибольшее распространение в Европе в Средние века. Продольная прямая флейта с клювообразным наконечником явилась предшественницей немецких Schnabelflote (Blockflote), швегеля (Schwegel) и руспфейфе (Ruspfeif). Популярна была и двойная продольная флейта (Doppel-Blockflote), состоящая из двух параллельных стволов с единым механизмом звукоизвлечения - свистковым устройством. В народной музыкальной практике использовалась флейта Пана.

Европейской родиной флейты стала Германия, благодаря чему она получила название немецкой. Инструмент представлял собой цилиндрическую трубку из бука с отверстием для посыла воздуха на верхней боковой стороне и 6 игровыми отверстиями. Узкое сверление канала ствола облегчало звукоизвлечение и придавало яркость тембру инструмента. Поперечная флейта использовалась в народном музицировании, позднее она становится одним из любимых инструментов миннезингеров (немецких средневековых поэтов-певцов) и военных музыкантов.

В конце XVI в. стволу поперечной флейты была придана коническая форма для достижения более чистой интонации и легкости звукоизвлечения. Головку флейты стали делать подвижной, что дало возможность регулировать строй инструмента.

Во второй половине XVII в. канал ствола поперечной флейты получил обратноконическую форму, что значительно улучшило тембр инструмента. Ствол флейты стали составлять из трех частей. Это дало возможность корректировать составные детали при регулировании строя.

Вследствие усовершенствований поперечная флейта в конце XVII в. стала вытеснять и в конце XVIII в. окончательно вытеснила из оркестра продольную. Преимущество поперечной флейты обуславливалось еще и тем, что она обладала разным характером звучания в различных регистрах. Продольная же флейта имела нежное, но однообразное звучание.

В начале XVIII в. продолжается конструктивное усовершенствование поперечной флейты. Для достижения точности подстройки, а также для удобства сверления канала среднее колено инструмента было разделено на две части. К середине века введены клапаны фа, соль-диез, си-бемоль и до, что дало возможность извлекать на инструменте полный хроматический звукоряд без применения сложных аппликатурных комбинаций. Диапазон флейты составил две с половиной октавы (ре первой - ля третьей). К этому же времени относится изобретение кольцевого приспособления, которое давало возможность вместе с кольцом закрывать дополнительное подстраивающее отверстие. На этом заканчивается развитие простой (немецкой) флейты.

С 1847 г. широкое распространение в Европе получила флейта конструкции немецкого флейтиста-виртуоза и композитора Теобальда Бёма, который начал изготовлять инструменты из металла (часто из серебра). Флейта его конструкции имеет цилиндрическое сверление ствола и более удлиненную по сравнению с простой флейтой головку. Точное определение мензуры инструмента и значительное расширение игровых отверстий привело к возникновению уникальной системы клапанов, расположенных под пальцами настолько удобно, что исполнитель мог легко справиться с труднейшими техническими пассажами. Эти усовершенствования дали возможность извлекать на флейте сильный и интонационно чистый звук, а также свободно воспроизводить звуки третьей октавы. В таком виде флейта существует и в настоящее время.

Большая флейта , или просто - флейта представляет собой цилиндрическую трубку длиной около 700 мм, диаметром около 15-20 мм, изготовленную из металла или черного дерева. Инструмент состоит из трех частей - головки, средней и нижней части, или из двух - головки и корпуса. В головке находится амбушюрное отверстие, в нижней части - винт с пробкой для подстраивания инструмента. Звукоизвлечение на флейте происходит посредством посыла струи воздуха на край амбушюрного отверстия.

Звуки си малой, до и ре-бемоль первой октавы извлекаются посредством включения дополнительных клапанов. Хроматический звукоряд от ре первой до до-диез второй октавы воспроизводится путем поочередного открывания игровых отверстий, начиная от устья. Хроматический звукоряд от ре второй до до-диез третьей октавы получается посредством октавного передувания. Звуки выше до-диез третьей октавы извлекаются с помощью сложной аппликатуры. Флейта - инструмент нетранспонирующий. Диапазон и характеристика регистров (см. пример).

По техническим возможностям флейта превосходит все другие деревянные духовые инструменты. На ней легко исполняются диатонические и хроматические гаммы, арпеджио, скачки и трели, различные пассажи в разных штрихах. На флейте без труда удается мелкая стаккатная техника, исполнение двойной и тройной атаки звука. Возможен также специфический прием frullato. Несколько ограничивают беглость пальцев тональности с большим количеством ключевых знаков. Трудноисполнимы трели на самых высоких звуках, а на трех крайних звуках нижнего регистра вообще неисполнимы.

Разновидности флейты.

Малая флейта (флейта-пикколо, ит.- flauto piccolo, фр.- petite fluto, нем.- Kleine Flote, англ.- piccolo). Получила распространение во второй половине XVIII в. Размер ее вдвое меньше по сравнению с большой. Состоит из двух частей - головки и корпуса. По звучанию это самый высокий духовой инструмент. Нотируется малая флейта в скрипичном ключе, звучит октавой выше написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример).

Технические данные у малой флейты те же, что у большой, но по художественным возможностям она уступает основному инструменту. В оркестре флейта- пикколо чаще всего используется для продления вверх звукоряда других деревянных духовых инструментов и придания блеска общей звучности. Нередко она используется и в качестве солирующего инструмента.

Альтовая флейта (ит.- flauto contralto, фр.- fluto alto, нем.- Altflote, англ.- alto flute). Отличается от основного инструмента лишь несколько большими длиной и диаметром трубки. Аппликатура альтовой флейты идентична большой флейте. Альтовая флейта - инструмент транспонирующий (в строе соль), звучит чистой квартой ниже написанного. Изредка встречается альтовая флейта строя фа, которая звучит чистой квинтой ниже написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример).

Альтовая флейта обладает полным широким звуком. Наиболее красивым и ценным является нижний регистр инструмента, который в сравнении с тем же регистром большой флейты имеет более густую окраску. Технические возможности те же, что у большой флейты.

Флейта д’амур строя ля. Звучала малой терцией ниже большой флейты и отличалась от последней лишь несколько большими размерами. Пользовалась большой популярностью с середины XVIII до начала XIX в.

Басовая флейта (альбизифон, ит.- flauto basso, фр.- flute basse, нем.- Bassflote, англ.- Basso flute). Изобретена в начале XX в., но до настоящего времени почти не получила применения. Инструмент был сконструирован в двух видах - продольной и поперечной флейты. Трубка басовой флейты в два раза длиннее большой. По способу звукоизвлечения и аппликатуре инструмент сходен с большой флейтой. Нотируется в скрипичном ключе, звучит октавой ниже написанного (см. пример).

Флейта - по-настоящему удивительный духовой музыкальный инструмент, незаменимый в любом оркестре. Он имеет многовековую историю, восходящую к глубокой древности. Первое упоминание об этом инструменте появилось еще в греческой мифологии, а ее изобретателем, согласно мифу, считается сын Гефеста Ардал. Сегодня, спустя столетия, она не теряет своих позиций, а игра на ней - это целое искусство.

Какие бывают флейты

На сегодняшний день в музыкальном мире существует большое количество различных видов этого удивительного музыкального инструмента. Больше того, у многих народов есть своя разновидность, а иногда и не одна. Однако если собрать и структурировать все виды, можно выделить два основных вида - продольные и поперечные. Первые из них - продольные - музыкант обычно держит прямо перед собой. Продольные флейты могут быть открытыми или свистковыми . В первом случае воздух по косой вдувают в открытое отверстие сверху. Во втором случае во входное отверстие дополнительно устанавливается свистковое устройство.
Пожалуй, более привычные для нас - это поперечные флейты . Именно они используются в классических оркестрах. По традиции они относятся к деревянным духовым инструментам, потому что изначально делали их именно из дерева. Безусловно, в наше время они изготавливаются преимущественно из металла, а в некоторых случаях из керамики или стекла. Клапаны, появившиеся на поперечной флейте еще в 1832 году, помогают управлять высотой звука. Поперечная ценится еще и благодаря своим большим возможностям виртуозного исполнения даже самых сложных произведений в быстром темпе: трели, арпеджио и т.д. Многогранная игра достигается благодаря богатству тембра, большому диапазону и разнообразным оттенкам звучания.

На каких флейтах играют профессионалы и новички

Как же разобраться во всем многообразии флейт и сделать для себя правильный выбор? Здесь все зависит от ваших навыков и музыкального стиля, для исполнения которого вам нужен будет этот инструмент. Так, например, простая и легкая классическая музыка отлично звучит на , одной из самых простых разновидностей этого музыкального инструмента. Тембр её достаточно простой, диапазон - около двух . Именно поэтому она - отличный выбор для начинающих исполнителей. Оркестровая флейта с диапазоном от первой до четвертой октавы - инструмент уже более сложный и прекрасно справляется как с классической музыкой, так и с современными стилями - рок или джаз. На характеристики звука влияет также и материал, из которого изготовлен инструмент. Так, металлические модификации обладают более звонким, пронзительным и чистым звучанием, в то время, как модели, сделанные, например, из тростника, характеризует более «пустое» и низкое звучание, бедное обертонами.

Важно знать и то, как определяется диапазон флейты. Он, прежде всего, зависит от длины и диаметра инструмента: чем больше эти показатели, тем больше расход воздуха при исполнении и тем ниже извлекаемый звук.
На сегодняшний день на рынке музыкальных инструментов существует несколько ведущих производителей флейт. Среди них BRAHNER, Maxtone, Flight, Yamaha и HOHNER. Этим брендам можно доверять и быть уверенным в качестве производимых музыкальных инструментов. Более подробно смотрите тут -