Геркулесовы подвиги. Историческое значение подвигов Геракла Список использованных источников

«Геркулесов подвиг»
Геркулес (Геракл) - герой мифов, одаренный необыкновенной силой. Имя его стало нарицательным для человека, обладающего большой физической силой. Выражение геркулесов подвиг, труд употребляет­ся тогда, когда говорят о каком-либо деле, требующем усилий.
Геракл (др.-греч. Ἡρακλῆς), лат. Herculēs, Геркулес) древнегреческой мифологии - величайший герой, сын бога Зевса и Алкмены - жены фиванского царя Амфитриона. При рождении был назван Алкидом. Неоднократно упомянут уже в «Илиаде» (II 658 и др.).
Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея.
Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса. В северном полушарии неба расположено созвездие Геркулес.

«Геркулесовы столбы»
Геркулесовы столбы - О человеке, который несет чушь и ахинею часто говорят, что он договорился прямо до самых геркулесовых столбов. Древние греки считали, что там, где находится самый край света и бесконечный океан открывается взору, стоят два громадных столба (их еще называют столпами по древнему наречию). Именно Геркулес во время своего путешествия и установил их, при этом они означали только одно – дальнейшей дороги нет, поэтому и не следует даже рисковать простому человеку.
Что касается сегодняшнего дня, то, действительно, данные столпы существуют и имеют собственные названия: Сеута и Гибралтар, при этом люди спокойно плавают между ними в любом направлении и ничего не происходит. В древности именно они были окончанием земли, и выходить дальше их – значит покончить с собой. Таким образом, если человек заходил за столпы, то он доходил до конечного предела. Отсюда и идет современное название фразеологизма геркулесовы столбы.

«Говорить на ветер»
Фразеологизм «говорить на ветер» означает сказать что-то, не задумываясь о смысле сказанного и о возможных последствиях. Образ этот уходит корнями в глубокую старину: люди всегда считали, что слова подхватываются ветром и уносятся вместе с ним.
В легендарной «Одиссее» есть следующая сцена. Евраил, в сердцах сказав какую-то резкость, приносит свои извинения «хитроумному Улиссу»: «Если я произнес дерзкие слова, то пуская ветер их унесет и развеет». На что мудрый Улисс отвечает: «Не стоит болтать на ветер».
А в стихотворении немецкого поэта Генриха Гейне, написанного спустя многие века, мы находим другие строки:
О, если б в единое слово
Мне слить мою грусть и печаль
И бросить то слово на ветер,
Чтоб ветер унес его вдаль…
Очевидно, что отношение людей и к ветру, и к слову может быть разным. Однако в большинстве случаев выражение «говорить на ветер» или «бросить слова не ветер» означает легкомысленное отношение человека к своим высказываниям и к данным обязательствам или обещаниям. Фразеологизм «не бросать слов на ветер», напротив, значит, что человек отвечает за свои слова и выполняет обещанное.

Мы с детства наслышаны о подвигах Геракла. Книги, мультфильмы и кинофильмы раз за разом рассказывают нам о его победах над Немейским львом, Лернейской гидрой или чисткой Авгиевых конюшен. Напомним – великий греческий полубог совершил всего 12 подвигов, не считая разной мелочевки вроде удушения змей голыми руками в младенчестве или активного участия в знаменитом походе аргонавтов за золотым руном.

Сегодняшние школьники знают биографию Геракла лучше, чем таблицу умножения, и могут без шпаргалки рассказать о его жизни, начиная с рождения и до вознесения на Олимп. Однако если спросить их, кто такой Геркулес, то подобный вопрос вызовет тяжкие раздумья. Причем не только у подрастающего поколения. Ну что же… Как говорят в популярной рекламе – давайте поговорим об этом. Освежим для начала свою память, вспомнив основные моменты яркой, но короткой земной жизни легендарного героя.

Геракл, греческий Илья Муромец

Геракл – это плод любви главы греческого Олимпа громовержца Зевса и Алкмены, дочери микенского царя Электриона. Причем, чтобы полностью удовлетворить свою страсть, лидер божественного пантеона не постеснялся сотворить маленький апокалипсис – остановил солнце и устроил себе ночь длиною в трое суток. Не удивительно, что в результате таких бурных событий родился не какой-нибудь рядовой богатырь, а могучий Герой, полубог царского рода.

Гера, жена Зевса, очень невзлюбила будущую легенду и с самого его рождения начала строить всевозможные козни против Геракла. То змей ему подошлет, то безумием накажет… Однако герой на то и герой, чтобы преодолевать все трудности. В конечном итоге своенравная богиня, покровительница брака и блюстительница семейного очага, помирилась с внебрачным сыном своего грозного мужа и даже женила его на своей дочери Гебе.

За свою короткую, но бурную земную жизнь Геракл отметился немалым количеством славных дел. Наиболее знамениты так называемые 12 подвигов Геракла, совершенные с подачи верховного царя Пелопоннеса – недалекого и ничтожного Эврисфея. Мы не будем здесь описывать деяния мифического грека – литературы и фильмов на эту тему огромное количество. Теперь, сделав краткий обзор жизни нашего героя, попробуем установить связь между Гераклом и Геркулесом. Однако давайте для начала выясним, кто такой Геркулес и откуда он взялся.

Геркулес, новый центурион

После бурного расцвета греческой цивилизации над миром взошло новое солнце – Римская империя. Ее знаменитые легионы за очень короткий срок (по историческим меркам) захватили практически весь более-менее обжитый на тот момент мир. И в отличие от предыдущих и будущих миропокорителей сделали это добротно, на века. Не обошли римляне своим вниманием и культурный центр тогдашней цивилизации – божественную Элладу. Оккупирована она была без лишней крови и жесткости, но прочно и надолго.

Влияние греков на Рим оказалось огромным. Религия, мифология, многие праздники и обряды были восприняты «варварами с Апеннин» как свое, родное. Можно смело сказать, что греческая культура дала мощный толчок развитию и становлению «римского мира».

Конечно, римляне не могли копировать у греков все с точностью до запятой. Это противоречило бы римскому духу и логике завоевателя. Поэтому все боги, герои и другие мифические персонажи из Эллады, перейдя во владение римлян, получили другие имена и со временем даже стали выдаваться за исконно римских деятелей.

Не обошло это веяние и нашего героя – Геракла. В римском мифическом официозе он получил новое имя – Геркулес. В дальнейшем это имя прижилось в западном мире, но страны византийской сферы влияния использовали исключительно греческий оригинал – Геракл. Таким образом, мы плавно перешли к вопросу, вынесенному в заголовок статьи, а именно – чем отличается Геракл от Геркулеса?

Сравнение

Мы думаем, что внимательный читатель уже сам все понял. Однако наша задача – четко сформулировать вывод, который следует из нашего небольшого путешествия в страну мифов Древней Греции и Рима.

Итак, резюме. Между Гераклом и Геркулесом нет никакой разницы. Это два абсолютно идентичных героя с разными именами. Имя Геракл – изначальное, греческое, не имеющее других вариантов. Римский Геркулес – тот же самый грек Геракл, переименованный в угоду имперским амбициям латинян. Как уже указывалось, оба этих имени получили широкое распространение и используются одновременно, но в разных кругах мировой культуры – западной и восточной.

Задание 1. Вставьте в текст пропущенные имена богов древних греков. Используйте материал параграфа 28 и иллюстрации на с.135 учебника «Боги и богини Греции».

Среди богов греки считали вождем громовержца Зевса. Его братья, жена и дети делили с ним власть над миром. Супруга Зевса, Гера, считалась хранительницей семьи, брака, домашнего очага. Брат Зевса, Посейдон, владычествовал над морями.

Аид правил подземным царством мёртвых. Сестра Зевса, Деметра, богиня земледелия, ведала урожаями. У Зевса были дети: Аполлон – бог света, покровитель наук и искусств, Артемида – богиня лесов и охоты, Афина Паллада, родившаяся из головы Зевса, - богиня мудрости, покровительница ремесел, хромой Гефест – бог кузнечного дела, Афродита – богиня любви и красоты, Арес – бог войны, Гермес – покровитель торговли и мореплавания. Мифы рассказывают, что эти боги жили на горе Олимп, всегда закрытой от глаз облаками.

Задание 2. Выясните происхождение выражения «олимпийские спокойствие».

Выражение происходит от названия горы Олимп, на которой, жили все боги. Боги были всесильны, не испытывали расстройств или гнева, потому что их могущества хватит для устранения любых невзгод. Также способность предвидеть ситуацию наперёд порождала подобную уверенность.

Что это выражение означает в современной речи?

Олимпийское спокойствие – сохранение полной невозмутимости и уверенности в себе

Задание 3. Прочитайте отрывки из древнегреческих мифов и установите, о каких мифических животных и чудовищах, побежденных героем Гераклом, в них говорится.

1. Немейский лев;

2. Лернейская гидра;

3. Керинейская лань;

4. Эриманфский вепрь (кабан);

5. Стимфалисйкие птицы;

6. Критский бык;

7. Кони Диомеда;

8. Цербер (Кербер).

Задание 4. В помощью дополнительных источников знания, в том числе Интернета, объясните, что сегодня означают выражения «подвиг Геракла», «усилия Геракла».

«Подвиг Геракла», «усилия Геракла» - дело или труд, требующий огромных, необыкновенных, даже нечеловеческих усилий.

Задание 5. Перечислите подвиги Геракла.

1. Удушение Немейского льва

2. Убийство Лернейской гидры.

3. Истребление Стимфалийских птиц

4. Поимка Керинейской лани

5. Укрощение Эриманфского вепря

6. Очистка Авгиевых конюшен.

7. Укрощение критского быка

8. Похищение коней Диомеда

9. Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок

10. Похищение коров трёхголового великана Гериона

11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид

12. Укрощение – пса Цербера

Задание 6. Проиллюстрируйте один из подвигов Геракла (по выбору). Рядом напишите краткое пояснение.

Поскольку оружие не могло пробить шкуру Немейского льва, то Гераклу пришлось ухватить его за горло, задушить чудовище


Геракл — античный герой, сын Зевса и Алкмены, верховного божества греческого пантеона и земной женщины. В латинской транскрипции имя героя звучит как Геркулес, но пусть вас это не смущает — Геркулес и Геракл являются одним и тем же персонажем. Будучи полубогом, Гекарл всю свою жизнь добивался расположения своего отца-громовержца и возможности попасть на Олимп, для чего ему пришлось осуществить 12 подвигов, которые и увековечили имя героя в веках. Данный миф не стоит воспринимать буквально. Все жизнеописание Геракла — это шифр, разгадав который человек сможет найти путь, ведущий к познанию его божественной природы.

В младенческом возрасте Геракл одолел двух змей, которые заползли в его колыбель. Этот символ можно понимать, как проявление силы чистого, детского сознания, обладающего контролем энергии кундалини или сексуальной энергией, изображаемой в виде двух змей. Следует также понимать, что самые судьбоносные победы случаются спонтанно, бессознательно, без страха и сомнений. Именно они являются определяющими в нашей судьбе, как победа над змеями стала определяющей в судьбе маленького Геракла — узрев силу своего пасынка, Амфитрион, муж Алкмены, принял решение дать малышу всестороннее образование, которое в будущем станет фундаментом для рационального и сознательного использования своих способностей.

В жизни Геракла ключевую роль играют Зевс и Гера, символизирующие, соответственно, мужское и женское начала. Мужское начало несет в себе гармонию, желание учиться, стремление к познанию, олицетворяет порядок. Женское — напротив, сеет разрушение и хаос, пробуждает животное в человеке и толкает его на глупые, опрометчивые поступки.

Геракл совершил множество героических деяний, в основном ратных, но их можно списать на слухи и легенды, коими оброс первоначальным миф о полубоге. Основными же являются 12 подвигов, совершенных Гераклом на службе у царя Эврисфея. Их можно окрестить «подвигами духа», потому что герой наверняка осознавал никчемность своего повелителя, и несмотря на это все равно смиренно принимал вызовы, бросаемые ему. Служение — один из краеугольных столпов всех религий, именно оно проявляется в упорстве Геракла на службе у Эврисфея, в отказе от собственной гордыни в пользу накопления внутренней силы и мудрости, искупления былых ошибок и духовного роста.

В юности Геракл был щедро одарен богами, что тоже несомненно является актом символизма. Каждый из этих подарков можно понимать исходя из черт, приписываемых божествам дарителям. Так, Гермес преподнес Гераклу острый меч — острое слово, красноречие; Аполлон преподнёс лук и стрелы — изящность, эстетизм, артистизм или просто солнечный, благотворный настрой; Гефест подарил панцирь — физическую искусность и силу; Афина соткала одежды, наделив героя мудростью, духовностью, решительностью, бесстрашием и здравомыслием, без которых остальные дары окажутся бесполезными.

В юном возрасте Гераклу довелось защитить родной город от врагов, после чего он женился и стал жить как обычный человек, в тепле и уюте, довольствуясь тем, что называют «обычное человеческое счастье». Но разве для этого были дарованы ему божественные способности? Не находя выхода, сила Геракла привела к его помешательству — в неконтролируемом приступе ярости герой убивает свою жену и детей, после чего, по совету богов, поступает на службу к Эврисфею, дабы искупить свои деяния и раскрыть свой потенциал, познав таинства своего высшего «Я».

Его первым подвигом стала победа над Немейским Львом. Победив льва, Геракл подчинил себе свои глубинные, подсознательные, животные силы и овладел солнечной энергией, которую символизировал лев. Шкура льва, которая в будущем служит Гераклу защитой, указывает на то, покоренные страсти служат верной защитой человеку, делая его невосприимчивым к внешним враждебным выпадам.

Вторым подвигом Геракла была победа над Лернейской Гидрой, которая, как и Немейский Льв, была порождением Ехидны, образа тьмы, кроющейся в человеческом бессознательном. Гидра олицетворяет сразу целый ряд человеческих пороков, «имя им Легион». Это иллюзорность, фобии и такие пороки, как зависть, самомнение, лень, гнев, чревоугодие — их невозможно поставить на собственную службу, а ушедшему неизменно приходит на смену другой, или даже несколько, что изображено в виде голов Гидры. Геракл и отступал, и вяз в трясине, и подвергался нападению рака, и даже прибегал к помощи своего племянника Иолая, что намекает на важность родственных уз и младшего поколения в попытках совладать с темными сторонами своей души.

Рак иллюстрирует генетические предрасположенности и наследственность, но Геракл просто раздавливает его — даже самые тяжелые, неминуемые проблемы рода не могут отвлечь истинного стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Победить Гидру Гераклу удается с помощью огня, символизирующего активное действие, добродетель, созидание. То есть путь к победе над своими слабостями лежит в смещении позиции с «не делать плохого» на позицию «делать хорошее». Но одна из голов Гидры бессмертна и ни отсечь, ни прижечь ее нельзя — Геракл придавливает эту голову осколком скалы — символом твердости, верности, постоянства. Избавиться от порока окончательно нельзя, но лишь неустанная бдительность способна уберечь от него.

Третьим подвигом Геракла стала ловля Керинейской лани, любимицы богини Артемиды. Охота здесь — это не убийство, а приобретение. Ее золотые рога и медные копыта — символ материального богатства, а неутомимость и игривость — страстей и эмоций. После длительной подготовки Геракл преследовал лань до самой Гипербореи. Это погоня за радостями жизни, как эмоциональными, так и материальными, столь заманчивыми и искушающими. Геракл в различных интерпретациях ловит лань по-разному, но в каждом из представленных способов, коих подразумевается множество, таятся терпение, усердие и самоконтроль.

Четвертый подвиг Геракла заключался в том, чтобы изловить Эриманфского вепря. Специфика подвига в том, что путь на гору Эриманф, где и обитало чудовище, лежал через дубовую рощу, где жили кентавры и миновать встречи с ними не было никакой возможности. Именно встреча с кентаврами играет тут основную роль, а не ловля кабанчика. И это урок о сути легкомыслия, которое приходит после победы над пороками, покорении страстей и обретении материальных благ. Геракл принимает приглашение Фола, самого милого из кентавров, погостить у него. Но дружеские посиделки превращаются в кровавое побоище, спровоцированное другими кентаврами, обиженными на то, что их не позвали. В пылу драки, разгоряченный вином Геракл смертельно ранит фола и Хирона, мудрейшего из кентавров, учителя Ахиллеса и своего друга.

Кентавры, спутники Дионисия, символизируют, помимо прочего, пьянство. А лес, роща — священное пространство души, в котором бродят искушения, и разряда тех, что причиняют вред не другим, но самому себе. Да и вепрь является символом неумеренности, нисхождения, плотских утех, вредящих духу. И Геракл поддается соблазну, что оборачивается гибелью Хирона, целителя — поддаваясь соблазнам то, что должно исцелять, оказывается уничтоженным. Самого вепря меч не брал, и Геракл ослепил его солнечным лучом, отраженным от щита, испугал криками и шумом и загнал на горную вершину, где тот увяз в снегу. Это является практической подсказкой — грубая сила не одолевает слабости, но возможность «ослепить» их, лишиться источника искушения и дать возможность выйти эмоциям, по-детски крича и валяя дурака может оказаться эффективным решением. Геракл принес живого кабанчика Эврисфею, но дальнейшая судьба его неизвестна, что можно понимать как намек на неистребимость внутренних слабостей и искушений. Тут, как и с Гидрой, поможет лишь несгибаемое намерение.

Поймав вепря Геракл получил задание перебить свирепых и кровожадных гигантских птиц, обитающих на болотистом озере близ Стимфала. Птицы эти символизируют низменные, похотливые человеческие помыслы. Сперва Геракл поражает птиц стрелами, подарком Аполлона, символизирующим ясные мысли. Но птиц много и такой метод оказывается недейственен. Их необходимо изгнать. Афина, символизирующая интеллект и практицизм, приходит на помощь Гераклу — дарует ему трещотки, изготовленные Гефестом, звук которых изгоняет птиц из долины. Негативные мысли способна изгнать продуктивная творческая деятельность, поскольку возможность творить является, сама по себе, даром богов.

Авгиевы конюшни — шестой подвиг Геракла. Тридцать лет копился навоз в конюшнях царя Авгия и убрать его поручили герою. Но это урок рационального мышления — Геракл вычистил конюшни, но сделал это, направив на скотный двор поток реки, который и смыл все нечистоты. В ментально-эмоциональном плане данный подвиг является символом очищения. Гераклу, кстати, за работу полагалась десятая доля стад Авгия, но тот пожадничал и воспользовавшись нестандартным подходом Геракла лишил его награды. Обман также является частью жизни и предвидеть его не дано, порою, даже героям. В последствии, правда, Геракл отобрал у Авгия все его богатства, но это было уже потом.

Седьмой подвиг — бык с острова Крит, которого необходимо было победить. Бык был даром самого Посейдона, но Минос, царь Крита, не принес быка в жертву, как следовало бы, в следствии чего Посейдон наслал на быка бешенство. Страсть, желание, вожделение, чувственный инстинкт, — все эти качества воплощены в символе быка, традиционном архетипе коллективного бессознательного. О также символизирует смесь женского и мужского начал, стихий огня и воды. Постичь единство этих разностей, а также укротить страсть и обрести господство над своими желаниями — истинный мотив подвига. Гераклу следовало не уничтожить, а укротить быка, для чего необходимо было познать и изучить его. Как Гераклу удалось укротить быка — остается загадкой, что можно понимать как намек на индивидуальный путь для каждого — конкретные рекомендации тут бессильны.

Восьмой подвиг — получения пояса Ипполиты. Тут затрагивается щекотливая тема отношений мужчины и женщины. Ипполита, предводительница амазонок, владеет поясом Ареса, бога войны. Тут кроются сложные взаимосвязи мужского и женского. Мужчина без женщины, как и женщина без мужчины — несколько неполноценны, негармоничны. В разных версиях мифа Геракл по-разному завладевает поясом: в одном он получает его в награду или заслуживает, в другом — отнимает силой. Но оба варианта иллюстрируют, что мужчина получает от женщины именно то, что дает ей. И только интриги Геры, а также мнительность, подозрения, страхи и эго Ипполиты приводят к тому, что битва все-таки случается, а Ипполита, поддавшись голосу темного начала, либо погибает, либо остается в проигрыше. Урок данного подвига ясен: мужчине не стоит идти на поводу у опасных бездумных порывов своей агрессии, а женщине следует сознательно работать со своими тайными страхами и неуверенностью.

Диомедовы кони — девятый подвиг Геракла. Диомед кормил своих коней плотью врагов и животные, олицетворяющие обычно светлые стороны, представлены тут в противоположном образе. Судя по всему, они олицетворяют время, пожирающее человеческую плоть, а также нематериальные страсти, такие как жажда власти. Геракл взнуздывает коней и побеждает самого Диомеда, но в процессе гибнет его друг, что символизирует неизбежность жертв на пути познания. Лошади, в результате, были успешно доставлены Гераклом в Микены. Их принесли в жертву богам или, по другой версии, выпустили в лесные чащи, где их растерзали другие хищные звери. Моральность и духовность в человеке способны укротить и подчинить себе жажду нематериальных благ, которые, впрочем, могут быть уничтожены иными желаниями и страстями в дебрях человеческой души. Рассматривая лошадей как символ времени можно прийти к выводу, что человек, умеющий распределять и управлять своим временем, либо жертвует его на благо собственного совершенствования и развития, либо направляет его в активную жизнь вовне, в результате чего время, что пожирает человека, само оказывается пожираемо деятельностью.

Десятым подвигом Геракла было задание выкрасть целое стадо красных коров у монстра-великана Гериона, жившего далеко на Западе, традиционно ассоциирующимся с царством смерти. Сей подвиг можно рассматривать как умерщвление стереотипного мышления и обретения свежего просветленного сознания. Стражи коров — слуги Гериона: великан Эвритиона и собакоголовый Ортр, порождение Ехидны. Вместе они олицетворяют бесформенную первобытную природу, дикость и двойственность, которая является источником темных глубин бессознательного, агрессивно отторгая наше сознание от спокойствия и гармонии единства. Герион же приходится братом Ехидне. Он очень уродлив — у него три сросшихся туловища, три головы, и по шесть рук и ног. Очевидна аллюзия на библейское зловещее число зверя — 666, которая подчеркивает могущество этого дьявольского порождения. Возможно, тело Гериона — метафора закоснелости ментального, чувственного и физического миров человека; его головы, отдельные, и все-таки соединены — метафора дифференцированного, не универсального сознания, а ноги и руки — противоречивые и несогласованные действия.

По пути к Гериону Геракл достигает края земли, где сооружает вход, точнее, границу между мирами, известную как Геркулесовы столпы. Эти ворота как бы отделяют бытовое сознание от медитативного, необходимого для особого рода познания. Это свидетельствует, что герою, перед выполнением самого задания, необходимо было дистанцироваться от мира и суетливой поспешности обыденной жизни и обрести знание, но не тот набор функциональных способностей, которыми подменено знание в современном мире, но истинное, сокрытое и доступное лишь истинно страждущим его постижения.

Что бы добраться до острова Гериона, Гераклу одалживает свою ладью сам Гелиос. Солнечное божество, явившееся Гераклу, источало столь яркий свет, что герой хотел было пустить в него стрелу, но такое немыслимое для античного сознания поведение приводит к совершенно неожиданному результату: бог одалживает ему свою же ладью. Это ли не символ, призывающий бросить вызов солнечному рациональному сознанию, и, вопреки ожидаемому поражению неожиданно получить средство свободного беспрепятственного прохождения по водам бессознательного? Самих монстров на острове Геракл побеждает достаточно легко, но во всем неизменно присутствует принцип тройственности. Победа над великанами символизировала победу над хаосом, но хрупкость приобретенного знания демонстрируется в обратном пути — Гераклу предстояло не только получить знание, но и уберечь его, минуя множество препятствий.

Одиннадцатый подвиг Геракла заключался в том, чтобы отыскать чудесный сад Гесперид, и добыть оттуда три золотых яблока, дарующих бессмертие. Но на самом деле — это урок Божественной любви, в поисках которой Геракл преодолел множество преград и даже чуть было не вступил в схватку с самим Аресом. Но в результате, добытые плоды оказались неподвластны простому человеку — Эврисфея попросту не сумел удержать их в руках. Тогда Геракл вернул яблоки в сад Гесперид, принеся тем самым жертву Афине, богине мудрости. В этом подвиге Гераклу не пришлось никого убивать, воровать или чистить — Геспериды сами даровали ему плоды, Атлант передал сей дивный дар герою и лишь для того, чтобы тот вернул их обратно. Божественная любовь всегда даруется и сведущее сознание возвращает эту любовь к источнику. Именно в этой плоскости сокрыты тайны бессмертия.

Последний, двенадцатый подвиг Геракла — победа над Цербером, его пленение. Цербер, сам по себе, не представлял собой отрицательного персонажа — он сторожил врата в царство мертвых, не позволяя душам выбраться из преисподней. Три его головы являлись символом тройственности времени — будущее, настоящее и прошлое. Прежде чем спуститься в царство Аида, Геракл прошел таинство Элевсинских мистерий, в ходе которого познал посмертные состояния, избавившись от страха смерти. Кроме того, герой входит в особое взаимодействие с материей времени. Спутником в путешествии в царство мертвых стал Гермес, того, который известен как Тот-Гермес-Трисмегист, основатель алхимии. Гермес помогает Гераклу успешно пройти аудиенцию у Аида, который дал свое разрешение на то, чтобы герой забрал Цербера, но с условием, что Геракл не будет применять оружия. Хотя он в оружии уже и не нуждается, побеждая Цербера голыми руками, как в самом первом своем подвиге его родного брата, Немейского льва. Круг замыкается.

В будущем Цербер был возвращен на свое место, поскольку герой познал главный закон мироздания — закон целесообразности. Пример Геракла, который спрашивал позволения и вернул, в будущем, Цербера на его пост, учит: даже в познании самой смерти и других миров надо уважать высший замысел, распределившие бытие. Говоря иначе, истинная цель пути, истинное предназначение человека — это познание, воссоединение со своим сознанием и архетипами подсознания, гармоничное взаимодействие с их образами. Включиться в круговорот жизни, обрести гармонию в сосуществовании с ритмами и закономерностями природы предполагает изменение собственного сознания, а не изменение действительности согласно ограниченным представлением своего ума.

Цикл подвигов Геракла — это практически универсальная программа совершенствования человека. Герой проходит внутреннюю самоидентификацию, определяет свою проекцию на внешнюю жизнь и социальную идентификацию, а после — познает сакральные тайны самого мироздания. Подвиги Геракла — практическое руководство по самосовершенствованию, внутреннему и внешнему развитию. Фактически — это дорожный указатель, разглядеть который способен тот, кто истинно жаждет двигаться вперед не только по карьерной лестнице, но и по ступеням развития собственного существа, сокрытого в мясном скафандре.