“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Цели:

1) анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2) обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3) воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

(Толковый словарь)

III. Проверка домашнего задания.

В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

(Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

Сюжетный порядок Фабульный порядок

1. «Бэла» 4

2. «Максим Максимыч» 5

3. «Тамань» 1

4. «Предисловие к журналу Печорина» 6

5. «Княжна Мери» 2

6. «Фаталист» 3

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

IV. Работа по теме урока (анализ произведения)

1) Работа над вопросами:

В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

О каких чертах характера говорят его поступки?

(Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

Кто описывает портрет Печорина

Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

А кто является главным героем?

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

(Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

«Фаталист»

Как Печорин испытывает судьбу?

О чём говорит его поступок?

V. Работа с иллюстрациями.

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

VI. Итог урока

В чём незаурядность личности Печорина?

В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

VI. Задание на дом:

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова


Весь роман воспринимался как глубоко реалистическое произведение. Сам Лермонтов подчеркивал именно такой характер своего романа, противопоставляя его героя «романтическим злодеям» и отмечая, что в нем «больше правды». Реалистичность замысла Лермонтова подкрепляется иронической трактовкой выспреннего романтика Грушницкого. Самое слово «романтический», несколько раз встречающееся в тексте романа, всегда употребляется автором с ироническим оттенком.

Реализм романа Лермонтова отличается от пушкинского, ему присущи свои особенности. Лермонтов сосредоточивает внимание читателя на психике героев, на их внутренней борьбе. Жанр накладывает отпечаток и на композицию произведения - именно поэтому Лермонтов нарушил хронологию событий, чтобы глубоко раскрыть внутренний мир Печорина. Поэтому Печорин сначала нам показан таким, каким его видел Максим Максимыч, кругозор которого предопределил неполное раскрытие облика героя («Бэла»). Затем о Печорине нам кратко повествует автор («Максим Максимыч»). После этого повествование уже ведется от лица самого Печорина.

Сначала он записывает в свой дневник приключение, произошедшее с ним в Тамани, Только тогда образ, с каждой повестью все более интриговавший нас, делается понятным («Княжна Мери»). Последняя из повестей вносит уточняющие штрихи в волевой образ персонажа(«Фаталист»). В этой главе Лермонтов рассуждает о существовании предопределения судьбы человека.

Эта проблема после событий 14 декабря волновала многих представителей русской интеллигенции как вопрос об общественно-политической борьбе или пассивном подчинении обстоятельствам. Лермонтов в «Фаталисте» своеобразно обосновывает убеждение, что «человек должен быть деятелен, горд, силен, смел в борьбе и опасности, неподвластен и непокорен обстоятельствам». «Это - позиция вызова, непримиримости, безустанного отрицания». В итоге «Фаталист» не только более рельефно раскрывает волевой характер Печорина, но и более отчетливо определяет прогрессивное значение всего романа.

Эта своеобразная композиция находится в связи с основными принципами раскрытия характера героя. Лермонтов сознательно ограничивается самыми скупыми данными о прошлом Печорина, Почти совсем устраненной оказывается и бытовая живопись: Печорин чрезвычайно мало говорит об условиях своей жизни, предметах, его окружающих, привычках, ему присущих. Эта манера изображения существенно отличается от той, к которой приучил читателей Пушкин.

Все внимание сосредоточивается на внутреннем мире персонажа. Даже портретная зарисовка его при всей своей обстоятельности не столько стремится дать полное изображение внешности героя, сколько через эту внешность показать противоречия его внутреннего мира.
Большой глубиной отличаются портретные характеристики, данные от лица героя. Особенным богатством и разнообразием отличается описание внешности, игры глаз, характеристичности движений Мери Литовской. Словно предчувствуя портретную живопись Л. Толстого, Лермонтов через посредство своего героя показывает внутренний мир бедной княжны, которая старается скрыть свою любовь напускной холодностью.

Особенно углубленным психологическим анализом характеризуется вообще вся центральная часть романа - «Дневник Печорина».
Роман впервые за историю русской литературы так глубоко своей личности. Переживания его квалифицируются со «строгостью судьи и гражданина». Единый поток ощущений разлагается на составные части: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипели тогда в груди моей: то была и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба».

Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения над окружающими. Все взаимодействия Печорина с другими персонажанми романа являются только психологическими экспериментами, которые забавляют героя своей сложностью.


Картины природы
Подобный материал:
  • Урока Тема урока Кол-во уроков , 32.75kb.
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838-1840) , 44.13kb.
  • Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе , 272.01kb.
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» нравственно-психологический роман , 24.72kb.
  • А. А. Ахматовой Кто из критиков первым предложил рассматривать роман М. Ю. Лермонтова , 51.04kb.
  • Планирование по программе под ред. В. Я. Коровиной концентрическая структура , 21.79kb.
  • Образ Печорина. Роман "Герой нашего времени" Лермонтов начал писать в 1838г. Уже через , 127.25kb.
  • Фаткуллиной Рузалией Музагитовной Новое Мансуркино 2010 Цели урок , 58.36kb.
  • Русский язык 5 в класс Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление , 58.73kb.
  • Исследовательская работа по литературе «Роль собственных имён как средства выразительности , 407.92kb.
Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова как психологический роман

«Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе. Произведение было закончено к 1839г., и в нем Лермонтов подводит итог своим размышлениям о том, что есть «современный человек», какую роль будет играть поколение 30-ых годов в истории России. И в образе Печорина М.Ю.Лермонтов обобщил типичные черты молодого поколения своей эпохи, создав образ человека 30-х годов XIX столетия. Несмотря на многие совпадения автора и героя, Лермонтов стремится к максимальной объективности повествования. Автор сравнивает себя с врачом, который ставит диагноз больному веку:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Психологический роман – это не только интерес к внутреннему миру человека. Психологизм начинается там, где начинаются противоречия , где возникает борьба между внутренней жизнью человека и обстоятельствами, в которые он поставлен.

Сам М.Ю.Лермонтов так говорил о своем произведении: “история души человеческой ”. Это и есть тема, суть романа.

Обратившись к этой теме, М.Ю.Лермонтов продолжил пушкинские традиции. Белинский заметил, что Печорин “это Онегин нашего времени”, тем самым, подчеркнув преемственность этих образов и их различие, обусловленное эпохой. Вслед за А.С.Пушкиным М.Ю.Лермонтов раскрыл противоречие между внутренними способностями своего героя и возможностью их реализации. Однако у М.Ю.Лермонтова это противоречие обострено, поскольку Печорин личность необыкновенная, наделенная могучей волей, высоким умом, проницательностью, глубоким пониманием истинных ценностей.

Обращает внимание необычная композиция романа . Он состоит из пяти отдельных повестей, расположенных так, что явно нарушается хронология жизни героя. В каждой повести автор помещает своего героя в новую среду, где он сталкивается с людьми иного общественного положения и психического склада: горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским “водяным обществом”. Таким образом М.Ю.Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина к их мотивам, постепенно раскрывая внутренний мир героя. Владимир Набоков в статье, посвященной роману Лермонтова, пишет о сложной системе рассказчиков:

Печорин глазами Максим Масимыча («Бэла»)

Печорин своими собственными глазами («Журнал Печорина»)

В первых трех повестях (“Бела”, “Максим Максимыч”, “Тамань”) представлены лишь поступки героя, где демонстрируются примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям: Бела стала жертвой его страстей, не пожалел Печорин и бедных контрабандистов. Невольно напрашивается вывод, что главной психологической его чертой является властность, эгоизм: “какое дело мне, странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих?”

Но это мнение оказывается ошибочным. В повести «Княжна Мери» перед нами предстает ранимый, глубоко страдающий и тонко чувствующий человек. Мы узнаем о любви Печорина к Вере, и отношение читателя к герою меняется, становится более сочувственным . Печорин понимает скрытый механизм своей психологии: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, а другой мыслит и судит его”. Не следует думать, что все написанное Печориным в дневнике и есть правда его характера. Печорин не всегда искренен с самим собой, да и понимает ли он себя до конца?

Таким образом, характер героя раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из этих отражений, взятых отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя.

Когда в оркестре мы слышим не каждый инструмент в отдельности, а одновременно все их голоса, это называется полифонией. По аналогии, такое построение романа, где ни автор, ни один из героев не выражают главную мысль произведения прямо, а она вырастает из одновременного звучания нескольких голосов называют полифоническим. Термин этот ввел крупный знаток мировой литературы М. Бахтин. Роман Лермонтова имеет полифонический характер . Такое построение свойственно реалистическому роману.

Чертой реализма является и другое: в романе нет явно положительных и отрицательных героев. Лермонтов создает психологически правдоподобные портреты живых людей, в каждом из которых, даже самом отталкивающем, вроде Грушницкого, есть привлекательные и трогательные черты, а главные герои сложны, как сама жизнь.

Но на что же растрачивает свое душевное богатство, свои необъятные силы Печорин ? На любовные похождения, интриги, стычки с Грушницким и драгунскими капитанами. Печорин чувствует несоответствие действий высоким, благородным стремлениям. Постоянные попытки разобраться в мотивах своих поступков, постоянные сомнения приводят к тому, что он теряет способность просто жить, ощущать радость, полноту и силу чувства. Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни в Печорине сменяются отчуждением и равнодушием.

Однако Печорина нельзя назвать бесчеловечным циником , ведь выполняя “роль палача или топора в руках судьбы”, он страдает от этого не меньше, чем его жертвы. Да, он всегда выходит победителем, но это не приносит ему ни радости, ни удовлетворения. Весь роман – это гимн мужественной, свободной личности и одновременно реквием одаренному человеку, который не смог “угадать своего высокого назначения”.

Еще одна черта личности героя делает этот роман серьезным психологическим произведением – это стремление героя к самопознанию. Он постоянно анализирует себя, свои мысли, поступки, желания, свои симпатии и антипатии, пытаясь раскрыть в себе корни добра и зла.

Углубленный самоанализ героя имеет в романе общечеловеческое значение, раскрывая важный этап в жизни каждого человека. Печорин, а вместе с ним и автор, говорят о самопознании как о высшем состоянии души человека.

Главной цели романа–раскрытию «истории души человеческой»– служат и такие художественные средства, как портрет героя и пейзаж . Поскольку герой живет в мире разорванных связей, ощущае внутреннюю раздвоенность, это отображается и в его портрете. Описание внешнего облика героя построено на антитезах: молодой, физически сильный мужчина, но в его облике чувствуется «нервическая слабость», усталость. В улыбке Печорина есть что-то детское, но глаза смотрят холодно и никогда не смеются. Подобными деталями автор подводит нас к выводу: в теле юноши живет душа старика. Но в герое нет, не только простодушия молодости, но нет и мудрости старости. Физические силы, духовная глубина, одаренность героя остаются нереализованными. Его бледность напоминает бледность мертвеца.

Картины природы в романе не только созвучны психологическим состояниям героев, но и наполнены философским содержанием. Образы природы символичны и унаследованы из лирики. Открывается роман описанием величественной кавказской природы, которое должно создать особое мироощущение. Природному миру в романе свойственна целостность, все начала в нем гармонично сопрягаются: заснеженные вершины гор, бурные реки, день и ночь, вечно холодный свет звезд. Красота природы живительна и способна исцелить душу, и то, что этого не происходит, свидетельствует о глубине душевной болезни героя. Не раз герой пишет в своем дневнике вдохновенные строки о природе, но, к сожалению, власть красоты природной, как и женской, мимолетна, и снова герой возвращается к ощущению пустоты жизни.

Создав характер Печорина, сильного, гордого, противоречивого, непредсказуемого героя, Лермонтов внес свой вклад в постижение человека. Автор искренне сожалеет о горькой судьбе современников, вынужденных жить лишними людьми в своей стране. Его нравственный призыв к читателю о том, что не надо плыть по течению жизни, что надо ценить то хорошее, что дает жизнь, расширяя и углубляя возможности своей души.