Хитрые приспособления для замены живого исполнения фонограммой. «Петь под «фанеру» аморально

Уважаемые Блоггеры! Я получил Ваши отзывы на клип Фили Киркорова. Действительно, я поставил его в рубрику "УЛЫБНЕМСЯ И МЫ",

Хотя, как сказали многие - ничего смешного. Просто грустно, когда нам на уши вешают лапшу, хоть и с красивым гарниром. Мне жаль

ребят на подтанцовках, которые в поте лица зарабатывают гроши, в то время, когда "звезды" рубят капусту мешками под студийную фанеру.

Хочу предложить интересную статью солиста группы "Пилигрим" Андрея Ковалева, депутата Мосгордумы, музыканта.

*****

«Петь под «фанеру» аморально»

Группа «Пилигрим»
Андрей КОВАЛЕВ, депутат Мосгордумы, музыкант

Недавнее постановление мэра Москвы запрещает артистам петь под «фанеру» на концертах, организованных городом, а депутат Мосгордумы Андрей Ковалев готовит законопроект, обязывающий артистов информировать слушателей об использовании фонограммы.

Когда сам поешь, участвуешь в сборных концертах, потрясают две вещи: во-первых, фонограмма как норма жизни — для тех, кто выступает; причем вот даже стоит у людей полный комплект аппаратуры, шикарный — и все равно поют под фонограмму. И с другой стороны — огромное количество талантливых, разумных, честных людей, которые поют вживую, но им из-за своей принципиальности на сцену пробиться гораздо труднее. Почему так, спрашивал я себя.

Мне говорили: такова специфика сборных или телеконцертов, «там без фонограммы нельзя».

Это миф — что будто бы нельзя петь сборные концерты вживую. Есть мировой опыт: готовятся две площадки, пока одна группа выступает — другая готовится. Мы в августе на фестивале «Слава России!» так и делали: 18 групп пели друг за другом — и все «живака». Пока музыканты настраиваются, ведущие развлекают публику. Если минусовая фонограмма, даже ничего и отстраивать не надо. Главное — захотеть. Но никто не хочет.

Я спросил у Вилли Токарева: вот фонограмма законодательно запрещена в Китае, Белоруссии, Туркмении… И вроде как России быть в этой компании не очень ловко… А в Америке как? А в Америке, говорит Токарев, нет фонограммы. Во-первых, сильнейшие традиции: петь под «фанеру» — просто дурной тон, пресса разотрет в порошок. Во-вторых, есть мощнейший профсоюз музыкантов, очень влиятельный. И если ты решишь спеть под фонограмму, то ты лишишь работы музыкантов, звукорежиссеров. Значит, профсоюз будет бойкотировать артиста, владельца зала, который разрешил петь под «фанеру»... Недавно Элтон Джон через прессу, открыто обратился к Мадонне: как тебе не стыдно, дорогая, половину песен во время своего тура (в том числе и в Москве) петь под фонограмму? Уважаемый Элтон, отвечает Мадонна, поскольку во время этих песен я танцую, я не могу петь. Но ведь люди тебе платят деньги не за танцы, отвечает Джон.

Если уж на то пошло, прыгать и петь одновременно можно. И никто из честных музыкантов почему-то не говорит: я вот тут попрыгаю, а вот тут я попою. Что, Земфира не прыгает? Шевчук? Сотни других артистов, настоящих? Вы знаете, настоящих артистов этот закон, если он будет принят, никак не коснется, они его даже не заметят. А помешает он только продюсерам мальчуковых и девчуковых групп, которые клонируются в огромном количестве, где заранее распределяется, кто поет, а кто танцует и голоса записывают заранее, чужие. Продюсеры эти фонограмму в том числе закладывают в рентабельность проекта. Если бы не «фанера», то эти проекты и не появились бы: невыгодно. Только продюсерам этот закон и помешает. И попсе, которая до того допелась, что по-другому уже не может петь…

На самом деле все, что есть в нашем законопроекте, уже давно существует, просто не работает. Есть закон о защите прав потребителя. В законе четко указано: поешь под «фанеру» — изволь заранее уведомить об этом зрителей. Речь же не идет о запрете фонограммы, в конце концов. В нашем законопроекте тоже речь идет лишь о том, чтобы дать зрителю полную информацию, чтобы он сам мог решать — идти ему на «фанерный» концерт или нет. Причем мы говорим только о так называемой вокальной имитации — это когда выходит певица и говорит: дорогие друзья, я буду петь для вас весь вечер… я хочу видеть ваши руки… и потом звук в микрофоне отключается и звучит «фанера». Все остальное — то есть воспроизведение заранее записанных на компьютере звуковых эффектов, шумов, прочего, без чего современная музыка невозможна, — не подпадает под действие закона.

Также наш законопроект очень детально прописывает, например, как и каким образом обязан исполнитель предупреждать зрителей о фонограмме. Шрифт, например, которым пишут на билете или афише «используется фонограмма», должен быть пропорционален шрифту написания имени артиста. Ведь можно написать огромными буквами ФИЛИПП ТАКОЙ-ТО!!! — а внизу меленько, едва заметно — «фонограмма». Артисты уверяют меня, что им плевать на эту подпись, но почему-то страшно боятся писать на своих афишах «фонограмма». Потому что знают: количество зрителей упадет в разы. И зрители наконец услышат, как наши звезды поют вживую.

Понимаете, сейчас сложилась парадоксальная ситуация — из-за засилья «фанеры». Огромная плита одних и те же артистов накрыла все телеканалы. Повсюду одни и те же песни «фанерщиков». Они уже даже без микрофонов выходят на сцену, до того обнаглели. И если эту плиту сдвинуть, убрать, то сколько бы талантливой молодежи мы увидели! Фонограммная попса задавила, вытеснила с экранов и эфиров целые жанры: электронную музыку, романс, авторскую песню. .. Постановление Лужкова уже две недели как действует: если концерт организован городскими властями, то артисты обязаны петь только вживую. Будем вводить моду на хорошее.

Я ведь, в конце концов, не разоряю продюсеров. Административная ответственность, согласно законопроекту, предполагает смешной штраф за «фанеру» — от 2 до 10 тысяч рублей. Кто-то из продюсеров уже сказал, что, мол, я за весь год вперед штраф заплачу. Не в деньгах дело, а в нравственной составляющей. Моральной. Чтобы, если человек жульничает, его и называли бы жуликом. Надеюсь, к весне следующего года будет принят закон Мосгордумы о фонограмме, так что у фонограммщиков есть время подумать.

*****

P.S.

Был тяжелый рабочий день, вы пришли домой, устали жутко… Сварили себе ароматного кофе, легли на диван, укрылись теплым пледом, включили телевизор. «Иногда так хочется отдохнуть, наслаждаясь приятным пением любимого артиста», - подумали вы, перещелкивая каналы. И, о чудо! На одном из музыкальных телеканалов идет концерт вашего кумира, вашего обожаемого артиста. А может, вашей любимой группы или дуэта… Вы расслабились, почувствовали умиротворение, и усталость как рукой сняло.

Однако, вы и не подозреваете, что так любимая вами звезда записала свой голос заранее, и во время выступления ей ничего не остается, кроме как раскрывать рот и соблазнительно двигаться по сцене.

Как понять, поет звезда эстрады под фонограмму или же «в живую», если вам приходится довольствоваться всего лишь видеозаписью концерта, транслируемой по телевидению? Ведь профессиональные звукорежиссеры делают все возможное, чтобы слова песни попадали прямо в такт с «открытием рта» нашей любой звезды. Давайте разберемся.

Как вы понимаете, ни один исполнитель физически не может спеть одну и ту же песню абсолютно одинаково несколько раз. Мы имеем в виду, что интонация голоса может несколько отличаться, качество и настройка звуковой техники могут быть разными (разные микрофоны, разный настройки эквалайзера, тембр, громкость и др.)

Если вы слышите любимую песню артиста в концертном исполнении, и по интонациям, тембру и громкости голоса она абсолютно ничем не отличается от студийной записи (той, которую вы слышали на CD или компьютере), то можете быть уверены, что это «фанера».

Также артист, приглашенный на концерт, может во время проигрыша что-нибудь выкрикивать в микрофон (что-то наподобие «Спасибо вам!» и др.)
Когда звезда эстрады поет песню под фонограмму, звукорежиссеры заглушают ее микрофон. И тут артист начинает что-то выкрикивать, заводя публику, и это получается гораздо тише (несмотря на то, что он кричит, а не поет спокойным голосом), чем слова песни. Это самый распространенный случай, выдающий фонограмму.

Однако, если артист поет песню, и вы чувствуете, что делает он это не так, как на студийной записи, да еще предлагает зрительному залу спеть за него пару куплетов, направляя микрофон в их сторону, то вы можете быть уверены: вас не обманывают, эта звезда по праву заслуживает похвалы, потому что поет в живую. Расслабьтесь, продолжайте пить свой ароматный кофе и получайте истинное удовольствие от просмотра любимого концерта.

Анатолий Григорьев.

Выступления под фонограмму в России до сих пор не запрещены законом. «Труд» предлагает пять способов, при помощи которых можно самим разоблачить «фанерщиков»

1. Голос певца звучит слишком ровно

Любое интенсивное движение сказывается на пении — именно поэтому фразы в танцевальных песнях неизбежно короче, чем в лирических медляках. Если характер пения никак не меняется, пока артист прыгает по сцене, и вы не слышите его дыхания — это признак включенной «фанеры».

Один из самых известных борцов за живой звук, автор так и не принятого в 2007 году законопроекта Мосгордумы «О фонограмме» Андрей Ковалев рассказал «Труду» о самом частом контраргументе защитников «фанеры» на эстраде: «Однажды между Мадонной и Элтоном Джоном развернулась полемика. Сэр Элтон заявил: «Дорогая Мадонна, я зашел на твой концерт, и что же? Половину песен ты исполнила под фонограмму». Мадонна ответила: «Да, дорогой Элтон, потому что я на сцене прыгаю и танцую». Элтон возразил: «Но я заплатил не за то, чтобы смотреть, как ты прыгаешь, а за то, чтобы слышать твое пение».

То, что сказала Мадонна, — конечно же, отговорка. Даже при самой большой интенсивности движений можно нормально петь. Посмотрите, как работают Slipknot. Или Iron Maiden — их лидеру Брюсу Дикинсону за 60, а какой вокал выдает, бегая по сцене! Все дело в желании и физической форме. Прекрасный способ тренировки — пение в сочетании с бегом на дорожке тренажера. И у нас есть активно танцующие люди, поющие при этом исключительно вживую. Например, Анжелика Варум и Леонид Агутин — они даже от организаторов корпоративов, не говоря уж об афишных концертах, требуют, чтобы была аппаратура для живого звука.

2. Следите за руками звукорежиссера

Если вы сидите в зале недалеко от пульта звукорежиссера, последите за его работой. Некоторые артисты — например, Глюкоза — записывают отдельно инструментальное сопровождение и собственный голос. Это дает возможность следующей манипуляции: в какие-то моменты певец может протянуть микрофон зрителям — дескать, попойте сами и убедитесь, что звук живой. В эти секунды следите за звукорежиссером: если он резко двинул одной из ручек вверх — скорее всего, он ввел на полную мощность микрофон солиста, и теперь звук действительно живой. А до того была «фанера».

«Все рок-музыканты работают вживую, — считает Андрей Ковалев. — Как и все шансонье. А вот поп-певцы — в среднем пятьдесят на пятьдесят. Например, Филиппа Киркорова я не понимаю — великолепный певец, мог бы всегда петь вживую, но до 30 процентов песен исполняет под фонограмму. Дима Билан использует так называемые даблы: накладывает живой голос на им же записанные треки, так что живого звучания там всего 20-30 процентов. Борис Моисеев работает только под фонограмму. А вот Николай Басков, Валерий Меладзе, Олег Газманов или „Ранетки“ всегда поют вживую».

3. Говорит одним голосом, поет другим

Сегодня исполнители любят всяческие воззвания к публике: «Какие вы замечательные!», «Где ваши руки?» и так далее. Эксперты советуют проследить за этим. Если при одинаковой силе голоса его тембр в разговорном варианте сильно отличается от того, что звучал в песне, это верный признак использования фонограммы. Так, например, бывает при съемках большинства телевизионных программ, которые по традиции пишутся под готовую звуковую дорожку.

4. Телекамера — спутница «фанеры»

Если вы увидели в зале краны с телекамерами, можете быть на 90 процентов уверены: здесь звучит «фанера». А если концерт сборный, то есть проходит с участием множества артистов, то и на все 100. Потому что невозможно быстро настроить аппаратуру под каждого артиста. «По своему опыту работы в группе „Пилигрим“ знаю, что на настройку звука уходит не меньше трех часов, — говорит Ковалев. — Конечно, на сборных концертах никто этого не делает. Но в таком случае зрители должны задуматься: а стоит ли зрелище тех больших денег, которые они за него заплатили? Ведь, по сути, их сделали статистами, то есть это им должны платить за съемки, а не они».

Итак, все «Песни года» и им подобные действа — сплошная «фанера». Хотя на самом деле мы далеко ушли от тех времен, когда несовершенная аппаратура не позволяла записать качественный звук на живом шоу. Сегодня такая возможность есть. На некоторых телешоу звук уже живой и очень качественный. Так что все дело в желании или нежелании телевизионщиков возиться с живой акустикой.

5. Прямо как на диске

Живое исполнение всегда имеет какие-то индивидуальные особенности и шероховатости. Тут ритм немного ускорился, там мелодическое украшение добавилось: Если же вы слышите пение, до мельчайших деталей совпадающее с известной по дискам и радиоэфиру фонограммой, то это значит, что именно она здесь и звучит.

Впрочем, этот способ не всегда работает. «Некоторые мастера идут на ухищрения, — рассказал „Труду“ Андрей Ковалев. — Те звезды, которым позволяют средства, пишут специальный концертный „плюс один“ с некоторыми как бы шероховатостями исполнения. Например, София Ротару в 1970-х записала фонограмму с нарочитым киксом, будто у нее срывается голос. Она в этом месте мило извинялась, и у публики создавалось впечатление живого пения».

Опрос: «Фонограмма — это зло?»

Иосиф Кобзон, певец: «Нет конкретных мер наказания за фонограмму»

— Когда я был председателем комитета по культуре Госдумы, мы много на эту тему говорили. Есть закон о защите прав потребителей, но нет механизма его исполнения и нет мер наказания. Нужно создавать штат контролеров — не в составе Роспотребнадзора, а новый орган.


Иосиф Пригожин, продюсер: «Фонограмщики ушли в корпоративы»

— Те, кто существует за счет публичных концертов, работают живьем. А фонограмщики ушли в корпоративы. На сборных концертах фонограмма может быть. У нас не принято, когда один живой оркестр сопровождает всех певцов программы.


Илья Черт, р
ок-музыкант: «Фонограмма — это ложь»

— В рок-музыке, в отличие от попсы, фонограмму представить невозможно. Это называется ложь. Когда на сцене открывают рот и виляют попой под чью-то запись — свою, а бывает, что и чужую. Разговоры о том, что в каких-то шоу живой звук создает технические сложности, — отговорка.

Вячеслав Бутусов, рок-музыкант: «Нужно воспитывать совесть в людях»
— «Фанера» проникла в наш концертный бизнес ровно настолько, насколько позволяет наш концертный бизнес. Поскольку у нас понятие “бизнес” сильно извращено и означает всего лишь примитивную схему: поменьше отдать - побольше забрать, то вся наша концертная деятельность выглядит как грабёж по Остапу Бендеру. Почему рокеры обычно работают живьем, а попса часто - под «фанеру»? Рокеры - аскеты, им не обязательно сладко кушать и мягко спать. Благодаря такому распределению душевного внимания им удаётся уделять большее время полезным аспектам этой жизни.

А чтобы избавиться от этого зла, нужно воспитывать совесть в людях, тогда нам всё будет по плечу, и даже более серьёзные задачи, чем борьба с немой музыкой.

Фонограмма вне закона

Китай

По закону, изданному в 2008 году, за нарушение полагается штраф до 20 000 долларов и пожизненное лишение концертной лицензии.

Туркменистан

В 2005-м президент Сапармурат Ниязов своим указом запретил фонограмму на культурных мероприятиях и свадьбах.

Молдова

В 2008-м Министерство культуры запретило фонограмму на официальных концертах, проводимых за государственные деньги.

К шоу-бизнесу есть много претензий, чего только стоят многочисленные «поющие трусы », голубые огоньки и прочее мракобесие. Но один вопрос всегда стоял особняком: «Они там все под фанеру поют или как?».

Логика подсказывает, что те, кого крутят по ТВ, точно поют под фонограмму. Здравый смысл возражает, что они так делают не всегда . Что ж, одеваем спецкостюм и ныряем в дебри российского шоу-биза - будем искать, что говорили артисты о фонограмме в последнее время.

За фонограмму

Ольга Бузова
Бузова поёт сравнительно недавно, но уже не раз была замечена за выступлениями под фонограмму. Последний фейл был на концерте Прожекторперисхилтон, когда Светлаков отобрал у певицы микрофон, а песня продолжалась.

певица Слава
Заявила, что полностью поддерживает Бузову за её упорный труд и призналась, что первые пять лет карьеры она тоже выступала под запись, но последующие десять лет пела только вживую.

София Ротару
Не так давно Иосиф Кобзон рассказал о том, что София Ротару тоже поёт под ранее записанный звук: «Она гениально попадает в записанную ранее песню – будет стоять рядом с вами, но никогда не узнаете, что она поет под плюс».

Иосиф Кобзон
Да и сам он признался, что нередко пел под заранее записанный звук. Но только когда этого требуют технические особенности выступления. Правда, позже добавил, что артист записывает песню в определенном физическом и моральном состоянии, которое невозможно повторить на концерте.

Против фонограммы

🚫 Анастасия Самбурская
Еще одна начинающая певица, звезда сериала «Универ» в одном из выпусков «Новой Фабрики Звёзд» спародировала Бузову, заявив о своём протесте фонограмме.

🚫 Виктор Дробыш
Дробыш поставил ту злополучную пародию. А чуть позже заявил: «Возводя фанеру в официоз, Бузова делает плохо всему российскому шоу-бизнесу, который и так находится недалеко от ж..ы».

🚫 Сергей Лазарев
Певец не отрицает, что пользуется фонограммой на сборных концертах, когда невозможно каждому сделать саундчек. Но он считает, что если артист уважает сам себя, то никогда не будет петь под фонограмму на своих живых концертах.

🚫 Дмитрий Маликов
В интервью Юрию Дудю, Маликов рассказал, что пользовался фонограммой в 90-х, из-за нехватки оборудования. А сейчас на сцене он поёт и играет исключительно вживую.

Так слушать в записи или только живьём?

В оправданиях многих певцов есть здравое зерно - артист в современном шоу-бизнесе не может обойтись без использования фонограммы. Всё из-за особенностей съемочного процесса и технического обеспечения площадок.

Придётся воспринимать это как данность . Кстати, на помощь приходит закон «О защите прав потребителей», согласно которому, артист, собирающийся петь под фонограмму, обязан указать это на афише. Иначе - штраф .

Но мы-то знаем, что самое экспертное мнение будет в комментариях. Так что признавайтесь, как предпочитаете слушать музыку на выступлениях?

1. Только в записи. Ведь живое выступление, как правило, хуже выверенного и сведенного в студии трека. К тому же, не все певцы способны устраивать движ на сцене, не сбивая дыхание.

2. Исключительно живьём. Это что-то новое, ты слышишь уникальное исполнение песни. А студийный слепок можно и дома послушать, в крутых наушниках.

Причём для полного погружения недостаточно EarPods, нужно более серьёзное оборудование. Собрать мечту аудиофила - дорогое удовольствие, но есть вполне бюджетные наушники с неплохим звуком.

🔥 Бюджетные FiiO F3

Компания FiiO давно зарекомендовала себя в качестве производителя Hi-Fi техники. Но даже премиум-производителю пригодится присутствие в массовом сегменте. FiiO вышла на бюджетный рынок со со своими наушниками F3 и F1. Только при минимальной разнице в цене, звучат F3 намного лучше, поэтому рассказываем только про них.

    Излучатель: 11 мм, динамический
    Диапазон частот: 15 Гц - 20 кГц
    Чувствительность: 98 дБ/мВт
    Импеданс: 40Ω
    Кабель: 1,2 м в полиуретановой изоляции
    Штекер: 90°, 3,5 мм TRRS

Это добротные наушники от FiiO, за которые просят неприлично малые деньги . В комплект поставки, помимо наушников, входят три пары цветных панелек (они сменные), кейс, три пары амбушюр разных размеров и мягкие резиновые заушины. Так что FiiO F3 можно носить как кабелем вниз, так и заушным способом.

Кстати, если всё-таки воспользоваться заушинами, то удастся избавиться от микрофонного эффекта и получить звукоизоляцию получше. Провод прочный, в мягкой обмотке, на морозе не дубеет. Бонусом идёт язычок для сворачивания кабеля, вроде мелочь, но наушники не будут запутываться в кармане.

Звучат наушники неплохо - хотя низкие частоты (НЧ) стоят во главе угла, они разбавляются ВЧ и не глушат СЧ. То есть басят прилично, но в то же время можно разобрать сопутствующий звук. Самое то для «тяжёлых » жанров. FiiO F3 не требовательны к ЦАП, поэтому нормально себя чувствуют даже в связке с обычным смартфоном.

👍 Балансные FiiO F5

Модель FiiO F5 уже не метит в массовый сегмент, но и до премиума им далеко. Это балансные внутриканальные мониторы по привлекательной цене.

    Излучатель: динамический, 13,6 мм
    Диапазон частот: 20 Гц - 40 кГц
    Чувствительность: 102 дБ/мВт
    Импеданс: 32Ω
    Кабель: 1,2 м, сменные, с MMCX-коннекторами, в комплекте 2 кабеля
    Штекер: 3,5 мм TRRS, 2,5 мм TRRS

На этот раз никаких сменный пластиковых панелек, в конструкции преобладают металлические элементы , всё собрано крепко и без видимых огрехов. В ухе сидят плотно, к тому же в комплект кладут шесть пар амбушюр разных размеров. Причём у каждой пары свои особенности звучания.

Провода здесь сменные, один обычный, гарнитурный с 3,5 мм штекером, а второй - мягкий и гибкий с 2,5-мм TRRS штекером для балансного подключения. Всё потому, что это не просто наушники для смартфона, они обладают приличным запасом для усилителей или Hi-Fi плееров. Весь богатый комплект пакуется в фирменный футляр.

Многие говорят о тёмноватой подаче FiiO F5 , но для меня это скорее плюс, тяжелые гитарные жанры звучат более выигрышно. Басы плотные, текстурированные, с ярко выраженными высокими частотами. Кстати, если вам не нравятся выпирающие ВЧ или НЧ, можно подобрать себя другие амбушюры, разница будет видна без ковыряния в эквалайзере.

💣 Гибридные FiiO F9

FiiO F9 - первые гибридные мониторы с тремя драйверами от FiiO. Динамический излучатель с мембраной из полиэфиркетона отвечает за низкие частоты. Два других арматурных балансных драйвера передают высокие и средние частоты.

    Излучатели: динамический + 2 x со сбалансированным якорем
    Диапазон частот: 15 Гц - 40 кГц
    Чувствительность: 106 дБ/мВт
    Импеданс: 28Ω
    Максимальная входная мощность: 100 мВт
    Кабель: 2 х 1.2 м, сменный с MMCX коннекторами
    Штекер: 3.5 мм TRRS, 2.5 мм TRRS балансный

FiiO F9 выполнены в алюминиевом корпусе и предназначены для заушного ношения. По металлу расходятся красивые объемные волны, которые прибавляют наушникам прочности. Как и в предыдущей модели, наушники комплектуются сменными амбушюрами, и ими также можно немного скорректировать звук.