Хохловка (Пермский край). Деревянный Урал

В 45 км от г. Перми, возле села Хохловка, на живописном высоком мысу, с трех сторон

Омываемом водами Камского водохранилища, расположен причудливый деревянный городок – это

Пермский архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом. Здесь, на площади

В 42 гектара, перед посетителями предстают 19 памятников деревянной архитектуры Пермской

Области конца XVII - начала XX вв. Во многих из них размещаются интерьеры и выставки,

Создаваемые научными сотрудниками музея.
Идея создания архитектурного музея под открытым небом была предложена ещё в 1966 году

Известным пермским архитектором А.С. Терехиным. В 1968 г. главный архитектор области Н.Н.

Кукин предложил разместить музей деревянного зодчества около с. Хохловка. Для окончательного

Решения из Москвы выезжала комиссия во главе с архитектором В.В. Маковецким. В результате

Пермский облисполком в апреле 1969 года принял постановление о создании около Хохловки музея

Деревянного зодчества, строительство которого поручили Пермским специализированным

Научно-реставрационным мастерским. Все работы по созданию музея финансировали Всероссийское

Общество охраны памятников истории и культуры, затратившее в 70-80-е гг. свыше 2 млн. руб.,

И областное управление культуры. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило

Эскизный проект музея разработанный архитекторами Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторовичем и А.С.

Терехиным. По этому проекту, Пермскими реставраторами перевезены и восстановлены на

Территории музея 12 памятников архитектуры.
В начале 80-х годов был рассмотрен эскизный вариант генерального плана выполненный

Архитекторами Пермгражданпроекта Н.Д. Зелениной и Ф.Н. Нигматуллиной.

В 1981 году для детализации генерального плана музея "Хохловка" были привлечены специалисты

Московского проектного института. Они предложили выделить в составе музея три территориально

Этнографические зоны - Коми - Пермяцкий сектор, Северное и Южное Прикамье, и два

Комплекса: солепромышленный -сооружения Усть-Боровского завода из г. Соликамска

(технологическая ячейка) и сельскохозяйственный с амбарами, овином, гумном, мельницами,

Полями. В основу экспозиции каждого из секторов было положено характерное для того или иного

Народа, края типологическое поселение, а также объекты, связанные с традиционными занятиями

Народов: земледелием, охотой, рыболовством, различными промыслами по обработке дерева,

Камня, металла, глины, кож и т.д. Проведенные исследования позволили архитекторам

Разработать несколько вариантов размещения будущих секторов и комплексов на территории музея

"Хохловка", которые были рассмотрены на научно-реставрационном совете объединения

"Росреставрация" в Москве.

Почти у самой Камы, в наиболее живописном природном уголке музея, размещен уникальный

Архитектурный ансамбль промышленных сооружений, связанных с древним промыслом нашего края -

Солеварением.

История солеварения в Прикамье насчитывает свыше пяти веков. Первый промысел был основан еще

В начале XV века, а с XVI века пермская соль, или "пермянка", становится известной во многих

Районах Русского государства. Основными районами солеварения в Прикамье были Соликамск,

Пыскор, Дедюхин, Ленва, Усолье. Все постройки соляного комплекса вывезены из города

Соликамска с Усть-Боровского солеваренного завода, основанного в 1882 году промышленником

А.В. Рязанцевым - интересно, что "рязанцевские солеварни" закрылись недавно, в январе 1972

Здесь сосредоточен весь технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из

Скважины до погрузки. Рассол выкачивали из-под земли. Для этого сооружали скважину, бурение

Которой продолжалось от 3 до 5 лет. В землю загоняли трубу-матицу из соснового бревна

Диаметром "с край на край аршин без двух вершков" - 62 сантиметра! По ней бадьями поднимали

Рассол. С XVII в. стали применять насосы - над скважиной появился сруб рассолоподъемной

Башни, прототипом которой, как полагают некоторые исследователи, послужила башня крепостная.

Комплекс вывезен на барже из Усть-Боровского солеваренного завода Соликамска, где еще в XV

Веке варили знаменитую во всем мире соль-пермянку. Авторы проекта реставрации архитекторы

Г.Д. Канторович, Г.Л. Кацко, Т.К. Муксимов. Соляной комплекс включает несколько построек:

12-метровую рассолоподъемную башню, соляной ларь-отстойник, в который по деревянным трубам

Самотеком переливался рассол. Ларь весом более 100 т, по предложению пермских реставраторов,

Перевезен в музей без разборки. Из ларя рассол поступал в варницу, внутри которой

Расположена печь, а над ней на цепях укреплялся цирен - чугунная сковорода, где и

Выпаривался рассол. Длина соляного амбара составляет 28 м. Амбары ставили на "ряжи" -

Бревенчатые клети, которые предохраняли соль от намокания во время разлива реки, - и делили

На отсеки - закрома, куда соль загружали сверху.

В 1984 году состоялось обсуждение и утверждение проекта генерального плана развития

Архитектурно-этнографического музея плана детальной планировки Коми-Пермяцкого сектора, -

Разработанных группой архитекторов-реставраторов института "Спецпроектреставрация" под

Руководством Е.Ю. Барановского. Согласно проекту, Коми-Пермяцкий сектор размещается у

Входной зоны на месте нынешней д. Гора. В него входят 5-6 крестьянских усадеб, в том числе

Усадьба зажиточного крестьянина и изба бедняка, зимовье охотника и другие объекты.

Выше размещается сектор "Северное Прикамье" с уникальными деревянными постройками,

Замечательными образцами жилой архитектуры. В основу планировочной структуры русского

Поселения принята застройка с. Янидор Чердынского района. Здесь предусмотрен показ

Транспортных средств - лодок, барж, телег, саней, волокуш, которые широко применялись в

Хозяйстве северных народов.

Ядро сектора "Южное Прикамье" составляют колокольня, привезенная из с. Сыра, островерхий

Шатер которой виден издалека, и Богородицкая церковь из с. Тохтарево (рублена в 1694 году),

Покоряющая своей красотой и изяществом. Оба памятника вывезены из Суксунского района и

Установлены на самой высокой точке полуострова. Вокруг них разместятся усадьбы,

Хозяйственные сооружения. В этой части музея будут широко представлены крестьянские ремесла

И промыслы, найдут отражение культура и быт не только русского, но и татарского и других

Народов.

Источник фото и текста.

Архитектурно-этнографический музей "Хохловка" - первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт для посетителей в сентябре 1980 года. Музейный ансамбль расположен на живописном берегу Камы в 43 км. от Перми у с. Хохловка (Пермский район). В него входят 23 памятника деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья. Во многих памятниках размещены этно-стилизованные интерьеры и выставочные комплексы. Площадь музея разделена на несколько секторов: Северо-Западное (Коми-Пермяцкий округ), Северное и Южное Прикамье. Для каждого из этих условных районов Прикамья характерна своя архитектура. Здесь ежегодно проводятся ставшие традиционными массовые мероприятия - праздники народного календаря, фольклорные музыкальные праздники, военно-исторические и арт-фестивали. Наиболее популярны Масленица, Троица, Яблочный Спас. Также в Хохловке проходит популярный пермский фестиваль "КАМВА". Вход на территорию музея – от 100 до 200 рублей с человека. Как проезать: На пригородном автобусе № 340 "Пермь-Хохловка". Автобус ходит с автовокзала Перми 3-4 раза в день.

Не сидится мне дома, купила экскурсию и вчера ездила в Хохловку. Я уже несколько раз была там в разное время года, но решила ещё раз побывать в этом удивительном месте.

Сергей Садов - Сказания о земле Русской

Архитектурно-этнографический музей "Хохловка" - первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Место для него выбрали на высоком берегу Камского моря на Хохловском полуострове в 47 километрах от Перми около села Хохловка. Музейный комплекс раскинулся на площади в 42 гектара. С трёх сторон музейного комплекса вода (Камское море, Хохловский залив, река Хохловка).

Сейчас Музей "Хохловка" объединяет 23 памятника деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья.
По проекту предполагается перевезти и установить ещё 30 объектов. Композиционным центром является церковь.

Церковь Преображения. Село Янидор Чердынского района 1707 год.

Церковь вознесена на высокий подклет - хозяйственный этаж, в котором по рассказам старожилов, ещё в прошлом веке хранили пушнину. Церковь Преображения - тип клетского храма "кораблем", т. е. все три части ее вытянуты в одну линию.

В центре-четверик. Совершенно необычно завершается центральная часть памятника: на клинчатой кровле - крещатая бочка с главой - единственный пример в русской деревянной архитектуре, сохранившийся до нашего времени. Это чрезвычайно сложная конструкция, требовавшая от мастеров необыкновенно точной разметки. С востока прирублен алтарь, с запада -трапезная.



Брёвна тщательно пригнаны друг к другу, поэтому ни мох, ни другой утеплитель не требовались. Огромные, в обхват толщиной стволы переплетены чисто и тонко. Лёгкие части постройки - главы, бочки - покрыты деревянной чешуёй - лемехом. Материалом для лемеха служила свежесрубленная осина. Со временем, высушенный солнцем и ветром, лемех приобретал серебристый оттенок.
Церковь срублена без единого гвоздя, всё держится при помощи пазов и врубок.

Церковь Богородицкая. Село Тохарёво Суксунского района 1694 год.


Замечательный образец строительного искусства, редкий памятник русского деревянного зодчества конца XVII в. Жемчужина прикамского деревянного зодчества.


По типу церковь принадлежит к древнейшим клетским храмам, имеет алтарь, трапезную и паперть. Пятистенный алтарь перекрыт бочкой, над которой размещается главка. Главы (центральная и алтарная) и бочка крыты деревянной черепицей-лемехом.


Церковь двухэтажная. Подклет весьма вместительный - высота его более трех метров - служил для хранения зерна, сельскохозяйственных орудий труда, даров церкви. На втором этаже проходила служба.

Шатровая колокольня. Деревня Сыра Суксунского района 1781 г.


Единственная сохранившаяся на территории Пермского края деревянная шатровая колокольня. Рублена способом "в лапу" восьмериком прямо от земли. Над восьмериком - звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, крутой, высокий, с резными полицами, наверху - барабан и луковичная главка, крытая серебристыми лемешинками.

Сторожевая башня. Село Торговище Суксунского района XVII в.


Рубленный в 60-е годы XVII в., острожек служил опорным пунктом против набегов местных племён. Острожек был окопан рвом и обнесён частоколом с восемью сторожевыми башнями. Центральная проезжая башня имела ворота. В народе эта башня была прозвана "пугачевской" - один из пугачёвских отрядов осадил острожек и сжег его, но проезжая башня уцелела.

Ветряная мельница из деревни Шихари Очёрского района XIX в.


Шатровая мельница с вращающимся оголовьем.
Размеры наибольшей грани в основании 3,35 м, высота сруба 8,5 м.

Солепромышленный комплекс.


Постройки комплекса являются одной технологической ячейкой солеваренного завода (г.Соликамск старинное название г.Соль Камская), построенного в 1882-1888г.
Комплекс состоит из рассолоподъемной башни - фото, соляного ларя, варницы и соляного амбара.

Соленосы (дерево).

Хозяин тайги (медведь) и охотник (дерево).

«Хохловка» удивляет не только памятниками деревянной архитектуры.
Главный секрет - в гармонии зодчества и природы.

Река Хохловка

Хохловский залив

Камское море.

На берегу Хохловского залива.


Это только часть экспонатов музея. Я много фотографировала, но в одну запись все фотографии не вместить. Поставила некоторые, чтобы Вы знали, что есть в Пермском крае под открытым небом такой музей "Хохловка" .


Художник: Любовь Малышева. Хохловка весной.

Недавно я была на острове Кижи.
Для сравнения:
Кижский погост:
Преображенская церковь (1714 г.), Покровская церковь (1764 г.), шатровая колокольня (1863 г.)

Хохловка:
Церковь Преображения (1707 г.), Богородицкая церковь (1694 г.), шатровая колокольня (1781 г.).

Пермские памятники народного зодчества более древние, но в Кижах на Преображенской церкви 22 главки, а на пермских церквях только по две главки.

Пермь, Музеи

Хохловка - это первый на Урале архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества под отрытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт для посетителей в сентябре 1980 года. На территории в 43 гектара собраны наиболее привлекательные, интересные и значимые с точки зрения истории сооружения со всей когда-то Пермской губернии.

Например, вывезенный из Соликамска уникальный архитектурный комплекс Усть-Боровского солеваренного завода, который демонстрирует технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из скважины до погрузки. Для этого на территории Хохловки в самой живописной ее части на берегу Камы стоят 12-метровая рассолоподъемная башня, соляной ларь-отстойник, варница и соляной амбар. Добыча соли - это одна из важных вех истории края, и не зря Пермяка кличут . Более пяти столетий тяжелым трудом зарабатывалось это прозвище.

Кроме солеваренного комплекса в Хохловке собрано еще 19 памятников деревянного зодчества конца XVII - начала XX вв.

В другой части Музея, на месте нынешней деревни Гора размещается Коми-Пермяцкий сектор. Здесь ссоседились 5-6 крестьянских усадеб, и любому туристу будет любопытно заглянуть в усадьбу зажиточного крестьянина, в избу бедняка коми-пермяка и в зимовье охотника.

Поднявшись выше, попадем в сектор «Северное Прикамье». Здесь можно прогуливаться меж уникальных деревянных построек, которые являются образцами жилой архитектуры края. Образцом для этого сектора Хохловки стало село Янидор Чердынского района. Застройка этого села оказалась типичной для поселений северных территорий Пермского края. Здесь же можно познакомиться с разнообразием транспортных средств - лодок, барж, телег, саней, волокуш, которые широко применялись в хозяйстве северных народов.

Особое место в секторе «Южного Прикамья» занимает колокольня, привезенная из села Сыра. Издалека виден Островерхий шатер колокольни. Она и является центром этой экспозиции под открытым небом, деля первенство с Богородицкой церковью из села Тохтарево (рубленой в 1694 году). Эта церковь покоряет зрителя своей красотой и изяществом. Оба памятника архитектуры привезены из Суксунского района и географически установлены на самой высокой точке полуострова.

«Хохловка удивляет не только памятниками деревянной архитектуры. Главный секрет - в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на редкой красоты пейзаж - просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива; еловый лес чередуется с березовыми рощицами, заросли можжевельника соседствуют с рябиной, черемухой, калиной. А зимой можно отдохнуть от городской суеты, насладившись красивейшим пейзажем, увидеть ледяные просторы Камы, заснеженные крыши церквей, зимнее солнце в густой невесомой дымке на белых просторах… » - Так поэтично описывают Музей побывавшие там.

Расстояние до Перми: 40 км.

Как добраться:

На автомобиле по дороге в направлении Ильинского, свернуть на Хохловку. Парковка и вход в музей находятся рядом с дорогой.

Архитектурно-этнографический музей Хохловка — один из интереснейших архитектурных музеев. Расположен он недалеко от Перми, прямо под деревней с одноимённым названием — Хохловка. Благодаря стараниям Московского проектного института, музей был разделён на этнографические зоны: Северное и Южное Прикамье, Коми-Пермяцкая зона. Из истории мы помним, что был богат на соляную промышленность (сейчас все вспомнили знаменитый памятник в Перми «Пермяк — солёные уши»), это нашло отражение и в этом музее — на берегу Камского водохранилища установлены солепромышленные сооружения.

Вообще, соль добывать начали несколько раньше, чем это стали делать в . Началось это где-то около пяти тысяч лет до нашей эры. А вот на Руси же солеварением начали заниматься позднее — в 12 веке уже нашей эры. В 17-м веке на заводе в Соликамске (в то время он назывался Соль Камская) вываривали до 7 миллионов пудов соли в год — это около семидесяти процентов от всего количества соли, что производили в . Один из таких соликамских солеварных комплексов и находится в музее.

История музея начинается в 1966 году, именно тогда поступило предложение о создании музея под открытым небом. Вообще, шестидесятые были насыщенными в плане архитектурных музеев. Тот же , «Витославлицы» в Великом Новгороде или «Костромская слобода» в — все они были основаны в одно время (ну, хорошо, Костромской музей на десяток лет раньше, но масштаб бедствия не столь велик, тем более для истории). По проекту, что утвердило Министерство культуры РСФСР в музей свезли десяток экспонатов и в 1980 году музей официально открылся.

Коми-пермяцкая изба 18-го века, принадлежавшая Павлу Кудымову. Перевезена из деревни Яшкино, что в Юсьвенском районе. В этом доме нет перегородок, разделяющих помещение на зоны (кухня, жилая зона), вся жизнь проходила на виду у всех. А семья в таком доме жила немалая.

Усадьба Баяндиных-Боталовых, 19-й век. Перевезена из того же района, что и изба Кудымова. Усадьба 19-го века — это не просто постройки, это целый комплекс, в который входит и сад и цветники. По сути, каждая усадьба может быть самостоятельным музеем — в стенах годами накапливаются исторические и художественные ценности.

Церковь Преображения 1702 года из села Янидор Чердынского района. Церковь имеет высокий подклет (нижняя часть постройки, которую использовали под хозяйственные нужды, хотя иногда он спасал и от наводнений), в нём когда-то хранили пушнину.

Церковь корабельная — все постройки выстроены в одну линию по типу корабля и при постройке не было использовано ни одного гвоздя.

Ещё одна церковь — Богородская, 1694 года из села Тохтарёво, что в Суксунском районе. В большом подклете хранилось зерно, орудия труда, а служба проходила этажом выше.

Сторожевая башня, 17 век. Эта башня была первым экспонатом, что отреставрировали на территории музея. Она была привезена из села Торговище Суксунского района. Этот острожек ранее имел ров и частокол — набеги местных племён ещё имели место быть. В народе эта башня называется «Пугачёвской» — один из отрядов Емельяна сжег острожек, однако башня уцелела. Как и положено сторожевой башне, расположена она на высоком холме, с которого открывается вид на ближайшие земли.

Колокольня, 1781 год. Единственная уцелевшая на территории колокольня шатрового типа. Перевезена из деревни Сыра Суксунского района.

Сельское пожарное депо, 1930 года, перевезено из деревни Скобелевка, что находится всего в нескольких километрах от музея.

Изба Игошева, конец 19 века, из деревни Грибаны Уинского района.

Охотничье становище. Лабаз-чамья. Чамья (чамя) — кладовая, расположенная на высоком уровне. Делалось это для того, чтобы охотник мог оставить свою добычу и уйти на промысел дальше. Чамья оставалась недоступна для зверей и тем самым сохраняла добычу в сохранности. Кстати, чамья очень тесно пересекается с мифологией — вспомним избушку на курьих ножках и посмотрим на этот лабаз...

Дом охотника — пывзен. Внутри дома печь-каменка. По стенам дома установлены крюки для дичи и жерди для развешивания шкур.

А вот и часть музея, которая рассказывает о солеварении. Это — рассолоподъёмная башня 1880 года из Соликамска. Дело в том, что соль вываривали из рассола, а вот рассол ещё надо было поднять из скважины. Выкачивали рассол с помощью паровых машин. Рассолоподъёмные башни устанавливались только в Прикамье.

Рассол, поднятый с помощью рассолоподъёмной башни, хранился в соляном ларе. Поступал он туда самотёком по рассолопроводной трубе.

Михайловский соляной ларь.

Непосредственно соль получали уже в варнице, где вываривали рассол. Эта солеварня 1880 года тоже из Соликамска. Внутри расположена печь, над которой установлена жаровня — в неё и выпаривали рассол. Выше расположены полати, которые служили для просушки соли.

Готовая соль хранилась в соляных амбарах. Это самый крупный объект солепромышленного комплекса. Привезён был (откуда? правильно...) из Соликамска.

Залив Камы.

Общественный зерновой амбар — магазея, 1906 год. Из села Хохловка. Такие амбары строились всей деревней вскладчину (или же силами нескольких хозяев). Соответственно, и запасы, которые в нём хранились, принадлежали нескольким хозяевам. Такие амбары, как правило, были больше обычных, а иногда и в несколько этажей.

Гумно с овином, 1920 год, деревня Ошиб Кудымкарского района. И ещё раз. Гумно — это место для хранения убранного хлеба. Здесь же его и молотят. Овин — место, где сушится сено. Обычно это было два независимых сооружения, хоть и расположенных рядом, но иногда их совмещали под одной крышей.