Как нарисовать осенний лес в старшей группе. Рисование "Осенний лес" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 34

станицы Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

Конспект ООД по рисованию в старшей группе на тему «Осеннее дерево»

Подготовила воспитатель

Пелих Оксана Николаевна

ст. Ленинградская

2016

Цели: Закрепление умения рисовать деревья. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей фантазию, память. Любовь к Русской природе.

Программные задачи: 1. Образовательная: - Способствовать закреплению знаний об осени, вспоминая ее признаки; - развивать навык детей рисовать деревья с помощью красок; - стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине. 2. Развивающая: - Развивать художественно эстетический вкус детей. - тренировать память, внимание. - развивать умение сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки осени, подбирать точно слова для обозначения явления. 3. Воспитательная - Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие, - Воспитывать любовь к Русской природе - Учиться замечать красоту. Материал. Иллюстрации с изображением деревьев с листвой. Кисти, краски, салфетки, баночки с водой, альбом для рисования.

Ход ООД.

На доске находятся иллюстрации с изображениями деревьев в разное время года. Воспитатель:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, - только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета.

Посмотрите - роща золотом одета».

- Ребята-это одно из самых красивых времен года. Воспитатель:

- Правильно, осень. Обратите внимание на картинки. Чем отличаются деревья друг от друга? Выберете изображения которые подходят для нынешнего времени года. Воспитатель:

Сегодня мы будем рисовать осенние деревья. Посмотрите на рисунки, какие цвета вы видите. Что в них интересного. ( Дети дают свои ответы: листочки желтые, красные, зеленые, коричневые, очень красиво). Воспитатель:

- Посмотрите перед вами лежат краски.

Воспитатель на мольберте демонстрирует рисование дерева с помощью красок.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы, листья рябины, Загибают пальчики, начиная с большого

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу.

Воспитатель:

- А теперь попробуйте вы. Сначала нарисуем ствол. Для этого я наберу достаточно воды и краски на кисть. Нарисую на листе продолговатую палочку, от нее ветки. Каким цветом мы нарисуем ствол?

Дети:

- Коричневым.

Воспитатель:

- А теперь попробуйте вы.

(воспитатель оказывает индивидуальную помощь, всячески подбодряет) Воспитатель:

- Молодцы ребята. Какие вы молодцы. А теперь пока сохнет краска мы с вами поиграем в игру «Совушка» Воспитатель:

- Молодцы, давайте посмотрим высохла краска. (если да, то дети садятся на свои места).

Чтобы изобразить дерево с листвой, я набираю на кисть желтую краску и на ветках рисую листики. (точками наносим выбранный цвет). Так у дерева появляется крона (листва). Ребята, получается у меня дерево с листьями. Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Молодцы, а теперь попробуйте вы.

Выберете каким цветом будет ваша листва. (Далее дети начинают работать самостоятельно. При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь. Дети самостоятельно выбирают цвет).

После того как дети нарисовали. Проводится смотр и обсуждение детских работ. Воспитатель отмечает, что все дети очень талантливы и старательны.

Смирнова Галина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида №20
Населённый пункт: Наро-Фоминск
Наименование материала: конспект НОД
Тема: Нетрадиционное рисование "Осенний лес"
Дата публикации: 12.02.2018
Раздел: дошкольное образование

МАДОУ детский сад комбинированного вида №20

Воспитатель Смирнова Галина Евгеньевна

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в

подготовительной группе «Осенний лес»

ЦЕЛЬ: Развивать художественно-творческие способности детей.

познакомить с новым нетрадиционным методом рисования - печать

листьями ;

побуждать детей передавать особенности осенних деревьев , добиваясь

выразительности с помощью цвета;

продолжать работу по обогащению словарного запаса, активизировать в речи

детей прилагательные, закрепить понятие «пейзаж»;

совершенствовать мелкую моторику рук;

воспитывать умение находить нестандартные решения творческих задач;

воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени .

ОБОРУДОВАНИЕ: лист белой бумаги формат А4, гуашь, акварель,2 кисть:

толстая №5, банка с водой, салфетки, листья деревьев (дуб, ясень, осина и

др.) ,белая бумага у всех детей для пробы. Запись музыки П. И.

Чайковского «Осень » из цикла «Времена года»; репродукция картин И.

Левитана «Золотая осень », И. Грабаря «Рябина», И.

Остроухова «Золотая осень » и др. ; стихотворение З. Федоровской «Осень ».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: - наблюдение за деревьями на прогулке; -

знакомство снетрадиционными художественно - графическими

техниками рисования , рассматривание образцов; - беседа о приметах осени;

предварнительно заштриховали лист(сделали фон всего рисунка) .

Воспитатель: -Ребята во все времена года наша природа прекрасна, но есть одно

время года, которое дарит нам особенную красоту. В это время природа

вспыхивает в последний раз разноцветными красками, чтобы заснуть до весны

глубоким сном.

Ребята, как называется это время года?

Дети: Осень .

А какая бывает осень ?

Дети: -Ранняя, золотая, поздняя.

- осень разная , то яркая нарядная, то грустная и серая, об осени много сказано ,

о ней писали поэты в своих стихах, рисовали художники картины .

Дети как называются картины о природе?

Дети: -Пейзаж. (показываю слайды с картинами)

Дети, а вам нравиться путешествовать?

Вот сегодня мы отправимся с вами в волшебный лес Царицы Осени . Давайте

закроем глазки и перенесемся туда. (дети закрывают глаза, звучит музыка)

Воспитатель-Осень : Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елок, сосен . Кто я -…

Дети: -Осень

Воспитатель :

А сейчас ребята я вам прочитаю стихотворение: «Улетает лето»:

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. ,.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит!

Должно быть это

Улетает наше лето!

Воспитатель-:

Какой замечательный стих. А давайте с вами немного поиграем, представим,

что мы осенние листочки !

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Листочки

Мы листики осенние , (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель:

Вы знаете, я умею раскрашивать листья в разные цвета!

Хотите я научу вас?

Дети: -Да!

А чтобы начать нашу работу нам понадобятся альбомные листы, вы их

уже подготовили , затонировали!

Давайте посмотрим на листочки, скажите с каких деревьев эти листья?

Дети: С дуба, дубовый, с клена, кленовый…

Воспитатель: -Ребята, давайте удивим нашу осень , и нарисуем для нее

замечательные пейзажи! Но для начала вспомним, какие нетрадиционные

способы рисования мы уже знаем ? Дети: - Мы умеем рисовать пальчиком ,

ладошкой, печатать поролоном, мятой бумагой, по мокрой бумаге, печать

листьями.

Воспитатель: -Чтобы нарисовать наши осенние пейзажи , мы используем

сегодня способрисования – печать листьями .

Воспитатель:

Если внимательно посмотреть на листочек, то в каждом из них можно увидеть

маленькое дерево, сам листок похож на крону дерева, в середине листика

проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки- это

веточки. В нижней части листа черенок, он напоминает ствол дерева. Сейчас я

покажу, как печатать с помощью листьев. Для этого надо: 1) Взять любой лист,

покрыть его краской (желтой, красной, оранжевой, коричневой). Можно

покрыть одну половину листа одним цветом, а вторую другим. Наносить краску

мы будем толстой кистью, не оставляя пустых мест. 2) Окрашенной стороной

листочек нужно положить на альбомный лист, черенком вниз и плотно прижать

его к бумаге салфеткой. 3) Затем осторожно взять листик за черенок и снять его

с поверхности листа бумаги.

4) Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать рядом с

5) И так все листья.

Воспитатель: - А сейчас вы нарисуйте свои деревья.

Но для этого нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

«Ветер, ветер, ветерок»

Ветер по лесу гулял, Ребенок выполняет ладошками плавные

Ветер листики считал: волнообразные движения.

Вот – дубовый, Ребенок загибает по одному пальчику.

Вот – кленовый, Ребенок поднимает руки вверх, а затем плавно

Вот – рябиновый, резной, опускает ладошки на стол или колени.

Вот – с березки, золотой.

Вот – последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку

Дети садятся за столы и рисуют, звучит лёгкая, тихая, музыка. Воспитатель

проводит индивидуальную работу. Воспитатель: - Наши пейзажи почти готовы.

Дети заканчивают работы, воспитатель оказывает помощь тем, кто затрудняется.

Воспитатель:

А какие вы молодцы ребята, какие красивые рисунки у вас получились. Давайте

сделаем выставку ваших картин, когда ко мне придут другие дети, они увидят

ваши замечательные рисунки!

АНАЛИЗ РАБОТ:

Воспитатель: - Как вы думаете, у кого получилась самая яркая картина? У кого

самый густой лес? У кого самые высокие деревья? А какой нетрадиционный

способ рисования вы использовали ?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Воспитатель:

Вы все такие молодцы, вы все старались, за это я вам приготовила подарки,

мои осенние яблочки , угощайтесь! (Осень раздает яблоки )

Конспект занятия по рисованию «Осенний лес»

Старшая группа. Воспитатель И.Н. Сухарева.

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания об осени.

Программные задачи:

Обучающая:

Учить передавать в рисунке строение дерева - ствол и ветки разной длины;

Познакомить с приемом – отпечаток (оттиск) мятой бумагой.

2. Развивающая:

Развивать творческую индивидуальность.

Развивать мелкую моторику рук.

Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.

3. Воспитательная:

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство.

Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой у меня есть альбом. (Открываю пустой альбом). Ой, а в нем нет ни одного рисунка. А я так хотела, чтобы у меня был интересный и красивый альбом! А вы мне поможете нарисовать осенние картинки?

Я предлагаю нарисовать осенний лес. Краски какого цвета мы будем использовать?

Осенью листья на деревьях становятся не только желтыми, а и красными, оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукции русских художников. (Показ репродукций осенней природы на усмотрение воспитателя).

Глядя на эти картины и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, как будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой-

Как хорош ты, лист цветной!...

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой…

Облетел весь лист цветной!...

Рассматриваем с детьми изображения некоторых деревьев, обращаем внимание на разную форму стволов – они бывают тонкими и толстыми, прямыми и изогнутыми, низкими и высокими; на крону деревьев – раскидистую или поднятую вверх.

Динамическая пауза (деревья).

Посмотрите внимательно, у нас на столах нет кисточек, чем же мы будем рисовать?

Стволы мы будем рисовать восковыми мелками, а крону -мятой бумагой. Для этого нужно помять бумагу, будто мы на нее обиделись, сделать из нее комочки.

(Дети мнут бумагу. Физминутка)

Придвиньте к себе листы бумаги. Мы будем рисовать деревья, которые растут в разных местах – стволы и ветки всех деревьев; одни ближе, другие дальше. Если дерево близко, где вы его нарисуете? А если дальше? Чтобы успеть нарисовать три – четыре дерева, сначала нарисуйте стволы и ветки всех деревьев; а потом уже на деревьях будете рисовать листву (крону). Деревья изображайте высокими. Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был изображениями (частичный показ изображения дерева). Листву (крону) мы будем учиться рисовать оттиском смятой бумаги (показ на заранее нарисованных деревьях как рисовать листву – способом оттиска).

Мы будем макать комочки смятой бумаги в краску и наносить легким оттиском на деревья. (Очень сильно мочить комочки не надо). Для каждой краски надо брать новый комочек бумаги.

На земле тоже листья, рисуем таким же способом. Сейчас вы сами приступите к рисованию. С чего вы начнете рисовать? С рисования стволов и веток. Далее рисуем листья на деревьях и земле. Ствол рисуем сверху вниз, к низу дерево утолщается.

В конце занятия воспитатель спрашивает что понравилось, в чем дети испытывали трудности? После того, как работы детей высохнут, оформляется альбом «Осенний лес».

0 Открытое занятие по рисованию "Путешествие в осенний лес"

Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе на тему:

«Путешествие в осенний лес»

Подготовила: воспитатель

МБДОУ Детский сад

пгт. Максатиха

Гусева Галина Ростиславовна

Цели:

· Развивать способность кпостроению ассоциативных аналогий между образами реальных деревьев и звуковыми, пластическими, художественными образами деревьев, запечатленных в произведениях искусства,

· формировать умения создавать образ дерева нетрадиционным методом,

· развивать творческое воображение.

Задачи:

· расширять представление детей об образе деревьев в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве;

· учить детей смешивать краски;

· развивать мелкую моторику пальцев рук;

· воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе;

· расширять словарный запас детей.

Предшествующая работа:

· рассматривание иллюстрации картин Васнецова А. М. «Осень» , Левитана И.И. «Золотая осень», «Осенний пейзаж», Шишкина И.И. «Рожь», «Осень»,

· разучивание стихотворений о природе осенью,

· наблюдение за деревьями в природе, сравнение, уточнение их характерных особенностей,

· рассматривание иллюстраций в детских книгах.

Словарная работа: шершавый ствол, нежное, стройное, могучее дерево; лес золотой, багряный, расписной.

Материал: иллюстрации картин Васнецова А. М. «Осень» , Левитана И.И. «Золотая осень», «Осенний пейзаж», Шишкина И.И. «Рожь», «Осень».

Раздаточный материал: альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисти, тряпочки для просушки кисти и примакивания, по два стакана с водой, палитра, листочки с разных деревьев.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, слышите музыку? Звучитмузыка Э. Грига «Утро в лесу». Она приглашает вас на сказочную прогулку. Скажите, какое сейчас время года?

Дети :Осень.

Воспитатель : Какие изменения в природе происходят осенью?

Дети : Птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме, на деревьях листья желтеют, багровеют.

Воспитатель : Не только композиторы, но и художники, любуясь красотой природы, воспевали ее в своих произведениях. Давайте вспомним эти работы (воспитатель показывает картины, а дети называют): - Васнецова А. М. «Осень» , Левитана И.И. «Золотая осень», «Осенний пейзаж», Шишкина И.И. «Рожь», «Осень». Какое стихотворение хочется вспомнить глядя на эту картину? -«Лес точно терем расписной» Бунина И., «По лесным тропинкам ходит, бродит осень» Е. Трутнева.

Дети проходят под звуки музыки и садятся полукругом.

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам историю про волшебные деревья, которые росли в сказочном осеннем лесу. Деревья были волшебными, потому что становились видимыми только тогда, когда пели свои удивительные песни. При этом каждое дерево напевало свою мелодию. Молодые деревца пели нежными изящными голосами, а старые деревья, которые видели много на своем веку, рассказывали в песнях чудесные лесные сказки. Гудели их высокие стволы, скрипели сучья, шуршали могучие кроны. А художник, гуляя по лесу, слушал песни деревьев и переносил их на свои картины. И сейчас я приглашаю вас в этот сказочный лес. Мы будем слушать мелодию с закрытыми глазами. Подумайте, какое дерево может так петь.

Звучит классическая музыка «Осень. Листопад».

Воспитатель: Расскажите,какое дерево вы представили?

Дети: Красивое цветущее дерево, нежное и стройное.

Воспитатель: На что она похожа крона такого дерева?

Дети: Крона дерева похожа на одуванчик.

Воспитатель: Да, поэтому деревце кажется легким и воздушным. Ребята, а какой линией можно нарисовать такое дерево?

Дети: Тонкой, нежной, воздушной.

Воспитатель: Но вот художник снова посетил сказочный лес, чтобы послушать другие деревья. Какое дерево он услышал на этот раз?

Звучит пьеса «Маленькие прелюдии и фуги» И.С. Бах.

Воспитатель: Какое дерево пело, расскажите.

Дети: Могучее, с широким шершавым стволом, старое и мудрое.

Воспитатель: конечно же, могучее дерево, сильное, с крепким широким стволом, с ветвями, которые ветер хочет унести с собой, но не может. Давайте превратимся в могучее дерево. Сожмите кулаки, покажите, насколько сильное у вас дерево.

«Замахал ветвями лес,

Сучья гнутся и скрипят».

Ветви согнулись от сильного ветра, лес загудел, он поет ветру старые лесные сказки. Ребята, какой линией можно нарисовать такое дерево?

Дети: Широкой.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась прогулка по волшебному лесу? Сейчас вы сами нарисуете дерево или деревья, которые вам понравилось больше всего с помощью листочков.

Итог: (Педагог просит положить рисунки детей рядом) Какой необыкновенный сказочный лес вырос у нас. Расскажите, какое дерево вы нарисовали? В нашем сказочном лесу растут разные деревья – молодые и нежные, сильные и могучие!

Звучит музыка Э.Грига «Утро в лесу». Воспитатель приглашает детей в круг.Дети выполняют упражнение на расслабление:

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули,

Кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.

Задачи:

Развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные методы рисования при помощи печати листьями;

Расширять знания детей о признаках осени;

Продолжать работу по обогащению словарного запаса;

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Разноцветная осень»

(нетрадиционная техника – печать листьями деревьев)

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.

Задачи:

Развивать продуктивную деятельность детей, творчество, используя нетрадиционные методы рисования при помощи печати листьями;

Расширять знания детей о признаках осени;

Продолжать работу по обогащению словарного запаса;

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Материал: листья деревьев, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисти, стаканчики с водой, салфетки, иллюстрации с изображением осени.

Предварительная работа: наблюдения за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Ход НОД:

Организационный момент.

Предлагаю детям послушать сказку «Путешествие осеннего листочка»

Жил да был, рос себе, рос на берёзке в лесу маленький зелёный листик со своими братьями листочками. Всё лето он радовался теплу, солнышку, купался под струями ласкового летнего дождика. Засыпал и просыпался под пение птичек, которые поселились в гнездышке на его берёзке.

Но однажды утром он проснулся от того, что очень замёрз. Он дрожал от холода. Оглянувшись вокруг, наш листочек увидел, что все его братья - листочки стали жёлтыми. Листочек посмотрел на себя - он тоже стал жёлтым. Почему так произошло? (ответы и дополнения детей)

И тут листочек услышал крики птиц:

Осень, осень, наступила осень!

Очень удивился листочек: «Что такое осень? И почему все деревья вокруг вдруг стали такие разноцветные?». Спросил об этом у своих братиков-листочков, но они тоже не знали, что такое осень. Посмотрел листочек в небо и увидел косяки птиц, летящих к югу. «Куда это они собрались?» - подумал листочек. Вдруг, налетел сильный и холодный ветер, листочек оторвался от ветки и полетел вслед за птицами.

Куда вы, птицы? - прокричал он.

В тёплые края скоро здесь будет очень-очень холодно и нам нечего будет есть. Ведь все букашки спрятались от холода - ответили птицы.

А что такое осень? - снова закричал листочек. Но птицы уже улетели далеко и ничего не ответили. Кружась над лесом, он увидел белочку. Она собирала грибочки и орешки. Потом, заметил ёжика, несущего на своих колючках яблочки. А когда, пролетев ещё немного, он увидел зайчика в серо-белой шубке и медведя, укладывавшегося в берлогу, то очень удивился: «Что это с ними со всеми происходит? Почему они так странно себя ведут?». А меж тем, ветер нёс и нёс листочек всё дальше и дальше от леса и родной берёзки. Он летел и видел внизу поля и сады, с которых люди собирали урожай овощей и фруктов.

Наконец, ветер стал ослабевать, и наш путешественник- листочек закружился над площадкой детского сада. Здесь гуляли ребятишки. Они увидели летящий листочек и радостно закричали: «Осень, осень к нам пришла!». Тогда листочек решил спросить у детей, что же такое осень. (Ответы и дополнения детей)

Ребятишки наперебой рассказали, что осень - это такое время года, когда желтеют и опадают листья. Животные в лесу готовятся к наступлению зимы каждый по-своему: птицы улетают в тёплые страны, белка сушит грибы, накалывая их на сучки деревьев, собирает орехи; ёжик и медведь укладываются в берлоги и спят там до весны, а зайчик меняет свою серую шубку на белую - зимнюю. (Почему) Люди собирают овощи и фрукты (Какие? - ответы детей).

А как же я? Я что же, совсем пропаду?- заплакал листочек. Но ребята его успокоили и показали букет из разноцветных осенних листьев. Они взяли в букет и наш листочек, и принесли его в детский сад. Ему было тепло и уютно у ребят в детском саду и совсем - совсем не страшно-он теперь знал ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ!

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?

Дети:

Листопад.

Воспитатель:

А как вы думаете, почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, недостаточно света и тепла).

Воспитатель:

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Деревья на зиму засыпают.

Предлагаю детям послушать стихотворение.

«Листопад»

Листопад, листопад!

Птицы жёлтые летят

Может, и не птицы это

Собрались в далёкий путь?

Может, это

Просто лето

Улетает отдохнуть?

Отдохнёт,

Сил наберётся

И обратно к нам вернётся. И. Бурсов

Воспитатель:

Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, но и красными, оранжевыми, коричневыми (предлагаются вниманию детей иллюстрации с изображением осени).

Глядя на эту картины и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.

Физминутка

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Обращаю внимание детей на листочки на столах.

Воспитатель:

Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок. Он напоминает ствол.