Как появились первые люди под названием готы. Кто такие готы и чем они занимаются

В этой статье пойдёт речь о готах, но не о представителях распространённой в наше время молодёжной субкультуры, шокирующих своим видом добропорядочных граждан, а о тех варварах древности, племена которых, пройдя с севера на юг через всю Европу, основали одно из самых мощных государств средневековья - Толедское королевство. Готы (племя) исчезли во тьме веков также бесследно и таинственно, как и появились, оставив историкам широкий простор для исследований и дискуссий.

Европа первых веков нашей эры

На исторической сцене этот народ появился в тот момент, когда Европа переживала своего рода переходный период. Прежняя античная цивилизация отошла в прошлое, а новые государства и нации находились лишь в стадии формирования. По её обширным просторам непрерывно кочевали огромные массы народов, приводимые в движение постоянно меняющимися условиями жизни.

Что же являлось основной причиной столь активной миграции. По мнению учёных, этому способствовали два фактора. Первый из них, это периодически возникавшая перенаселённость в ранее обжитых и освоенных районах. И кроме того, покидать насиженные места заставляли появлявшиеся время от времени более сильные и агрессивные соседи, от которых приходилось спешно удаляться, нападая при этом на тех, кто встречался на пути, и не мог дать должного отпора.

Воинственные скандинавы на просторах Европы

Итак, по его словам готы - племена скандинавского происхождения, двигавшиеся по территории Европы в южном направлении. В 258 году они достигают Крыма, и часть из них селятся в нём, сменив на оседлый. По некоторым данным в восточной части полуострова тогда поселилось порядка пятидесяти тысяч семей. Ряд исследователей отмечает, что вплоть до конца XVIII века в тех районах продолжал звучать готский язык, полностью исчезнувший к тому времени в других частях мира.

Однако, это был лишь единичный случай, и среди прочих европейских кочевников по-прежнему одно из ведущих мест занимали готы (племя). История народа того периода наполнена непрекращавшимися столкновениями с жителями территорий, по которым пролегал их путь. Упомянутый выше летописец Иордан уверяет, что в результате этого им буквально не приходилось дважды ночевать на одном месте. Из поколения в поколение они рождались, росли и умирали в дороге.

Варвары на границах Римской империи

Путешествуя таким образом, в начале IV века они приблизились к границам Великой Римской империи. Как это ни странно, но лучшая по тем временам армия мира иной раз бывала бессильна против неожиданных атак этих закутанных в шкуры дикарей, сминавших чёткий строй легионов, бившихся вопреки всем существовавшим правилам, и затем бесследно исчезавшим в глубине лесных чащоб.

Внушала страх и их многочисленность. На границе государства появились не разрозненные отряды, а многотысячный народ с повозками, женщинами, детьми и скотом. Если в летний период их продвижению мешали две естественные преграды - реки Дунай и Рейн, то зимой, когда они покрывались льдом, путь варварам был открыт.

К этому времени империя, раздираемая жесточайшим кризисом, причиной которого явились коррумпированность и разложение её правящей элиты, ещё оказывает готам сопротивление, но в целом сдержать их продвижение уже не в силах. В 268 году, перейдя по льду Дуная, готы - германские племена, пополненные за счёт присоединившихся к ним некоторых иных малочисленных народов, грабят пограничную провинцию Паннония. Эта территория, включающая в себя часть современной Венгрии и Сербии, стала первым боевым трофеем готов в Римской империи.

Тогда же произошло второе отделение семейств, порвавших с вечным скитанием и отдавших предпочтение оседлости. Они расселились в провинциях Мезия и Дакия, входящих ныне в границы Болгарии и Румынии. В целом же готы - племя, история которого насчитывала к тому времени более двух столетий, укрепилось настолько, что вскоре римский император Валент счёл за благо заключить с ним дипломатическое соглашение о ненападении.

Гунны - бич Божий

Во второй половине IV века Европу постигло ужасное несчастье - с востока в её пределы вторглись бесчисленные орды гуннов под предводительством знаменитого Аттилы. Даже по меркам того жестокого и далёкого от гуманизма времени, они поражали всех своей необузданной свирепостью и жестокостью. Угроза, связанная с их нашествием, в равной степени коснулась и римлян, и готов. Недаром их называли не иначе, как «бич Божий».

Одновременно со вторжением гуннов, готы - древние племена, составлявшие прежде единый народ, разделились на две самостоятельные ветви, вошедшие в историю как вестготы (западные) и остготы (восточные). Последние были в 375 году наголову разбиты гуннами, а их король Эрманарих от горя и позора покончил с собой. Те же, кому довелось остаться в живых, были вынуждены сражаться на стороне своих бывших врагов. На этом история восточногерманского племени готов была практически завершена.

Союз с римлянами

Став свидетелями гибели своих соплеменников, и опасаясь разделить их участь, вестготы обратились за помощью к римлянам, чем изрядно их обрадовали. Им была предоставлена возможность свободно селиться в приграничных районах империи, при условии, что они будут защищать её рубежи. За это, по условиям договора, власти обещали снабжать их продуктами и всем необходимым.

Однако на деле всё обстояло совершенно иначе. Предельно коррумпированное латинское чиновничество воспользовалось удобным случаем для совершения масштабных и наглых хищений. Присваивая деньги, отпущенные на содержание готских застав, они держали своих защитников и их семьи впроголодь, лишая самого необходимого. Готы - племя, привыкшее за время скитаний ко всевозможным лишениям, но, в данном случае, налицо было унижение их достоинства, и с этим они не могли смириться.

Бунт и захват Рима

Чиновники не учли, что к этому времени вчерашние варвары, тесно общаясь с латинянами, успели усвоить многие понятия высокой цивилизации. Поэтому отношение к себе, как к дикарям, которым можно безнаказанно сплавлять собачину под видом свинины, считали оскорблением. К тому же готы - древние племена, испокон века привыкшие мечом решать все споры. В результате произошёл бунт. На его подавление правительство направило регулярные войска, которые в августе 378 года были наголову разбиты в сражении под Адрианополем.

В целом же история этого народа, само название которого таит в себе нечто былинное и богатырское, остаётся во многом загадочной и до конца неисследованной. Со страниц древних летописей как заклинание звучат имена - Тульга, Вамба, Атанагильд. Но в этой недосказанности и таится та притягательная сила, что манит нас снова и снова вглядываться в таинственную глубину веков.

Внешний вид – одежда и обувь, атрибутика, прически и макияж – являются одним из важнейших составляющих субкультуры. Как уже было сказано, законодателями готической моды были музыканты, на чей внешний вид ориентировались их поклонники, а так как готическая субкультура зародилась на основе панк-движения, то на начальном этапе ее существования характерное значение придавалось отдельным элементам имиджа панков – пирсингу, ирокезам и прическам в виде «шипов». Таким образом, готическая мода 80-х была более эпатажна, нежели сейчас. Большую часть вещей представители субкультуры шили себе сами, или переделывали уже купленную одежду (перекраивали, разрывали, перекрашивали, украшали нашивками, шипами, булавками), украшения также изготавливали из подручных материалов.Основными элементами и атрибутикой готического имиджа являются: черный цвет – преобладающий в одежде, характерный макияж, аксессуары: анх – древнеегипетский символ бессмертия, кресты, магические или оккультные знаки.Также внешний вид зависит от конкретного стилевого направления, к которому принадлежит гот.

Одежда гота может быть облегающей – тесной, свободной. Женщины часто носят корсеты (бархат, парча, кожа, латекс). Мужчины – преимущественно брюки и рубашки. Обувь – часто кожаные сапоги, на высокой платформе или на каблуках (у женщин – на тонкой шпильке) с высоким голенищем, или ботинки армейского типа.

Макияж используется и мужчинами и женщинами, как правило, его наносят перед посещением концертов, клубов, тематических вечеринок. Основные элементы макияжа: белая пудра, темная подводка для глаз, черная или красная губная помада. Иногда используются контактные линзы – красные, ярко-зеленые, желтые. К аксессуарам также относится пирсинг и накладные клыки, в редких случаях представители субкультуры «украшают» себя татуировками. У современных готов прически не претерпели особого изменения, представители субкультуры носят длинные волосы или волосы средней длинны, выкрашенные в черный или ярко-белый цвета, прямые или торчащие в разные стороны, в виде шипов или ирокезы – когда волосы по бокам выбривают или подстригают очень коротко, а сверху поднимают и фиксируют в виде шипов или спутывают в комок. Также некоторые представители субкультуры предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII-XIX веков («викторианские готы» или «романтические готы»). Женщины носят длинные платья, корсеты, вуали из кружева, перчатки, декоративные зонты. Мужчины – фраки, цилиндры, блузы, иногда трости. Иногда можно увидеть готов «вампирской» внешности, по стилю одежды они похожи на викторианских. Среди некоторых готов популярен стиль вестерн – ковбойские шляпы, кожаные жилеты, штаны с бахромой, ковбойские сапоги. Этот стиль вошел в моду благодаря группам Fields of the Nephilim и The Cult, которые использовали данный имидж, чтобы создать образ романтиков-одиночек. К данному стилю также примыкают поклонники готабилли, чей стиль одежды – ретро. Готическая мода близка по стилю к таким направлениям как, например, риветхедов или поклонников металл-музыки. Выражается это в виде аксессуаров, которые нередко носят готы – цепи, ошейники, вещи фетиш-культур. В 1990-х внутри субкультуры готов выделилось такое направление, как кибер-готы, их мода представляет собой нечто среднее между готической и индустриальной модой. Представители этого стиля носят одежду и аксксуары ярких – «кислотных» цветов, из ненатуральных тканей. В настоящее время готы не могут позволить себе постоянно поддерживать выбранный стиль в повседневной жизни, поэтому они стараются сохранять в своём облике хотя бы его отдельные элементы. Интересно отметить, что на современном этапе готический стиль используют в своих проектах кутурье различных домов высокой моды: Джон Гальяно, Александр Маккуин, Жан-Поль Готье, Ёдзи Ямамото.

04 февраля 2013

Хотите как можно скорее узнать внутренний мир человека? Взгляните на одежду. Она — его отражение. Всем известная пословица о том, что встречают по одежде, в различных жизненных ситуациях не раз это доказывала на практике. Если обратить внимание на людей, любимым цветом которых является черный, включая их длинные волосы, густо подведенные глаза, ногти и даже губы, не трудно догадаться, кто перед вами и что скрывается за этой «чернотой». Явно в душе таких индивидуумов нет признаков светлых побуждений, стремлений к гармонии и покою.

Помните, как в детстве? Мы любили пугать своих сверстников разными страшилками: «В чёрном, чёрном городе; в чёрном, чёрном доме; в чёрной, чёрной комнате жил чёрный, чёрный человек, который любил бродить черными, черными ночами...». Это как раз о готах.

Если раньше нам казалось, что все «понарошку», то сейчас это, что ни на есть самая настоящая реальность. И, к большому сожалению, представителей этого уже не нового молодежного течения становится все больше. По этому поводу есть даже анекдот: «Новый гот! Новый гот!» — кричали готы возле роддома». Было бы смешно, если бы не было так грустно.

Подробное исследование о них сегодня является, как никогда острой необходимостью. Ведь не каждый подросток знает об истоках этого неформального объединения, привычках «детей тьмы» (как иногда их называют), мотивах появления и дальнейших последствиях.

«Кто такие готы? Откуда появилась их культура? И что они забыли в нашем мире?» — об этом сегодня задумываются многие. Начиная от родителей, заканчивая молодежью, которая если и не принадлежит к данной группе, но все же пытается выделиться, стать не такой как все. К несчастью, выбирает, как мне кажется, не лучший способ. «МОЗГАМИ надо отличаться. Моз-га-ми!» — прозвучала однажды фраза в юмористической передаче «Городок».

Откуда растут «ноги»?

«Готы» (от англ. goths — готы, варвары) — это, как правило, представители готической субкультуры, которые вдохновлены эстетикой готического романа, смерти и готической музыки.

Представители данной субкультуры появились в 1979 году, когда направление панк-рока пошло на спад. Часть групп изменило свое звучание на более трагическое. Внешний вид стал приобретать более черные цвет. Именно так появилась готическая пост-панк волна, после которой возникли группы, игравшие готический рок. Так панковский эпатаж превратился в вампирскую эстетику, взгляд на мир их постепенно стал далек от света.

Какие они — современные готы?

Тогдашние готы были, так сказать, более воспитанными. Даже одеяние «прапраготов» выглядело более изыскано. Сегодня ирокез сменился на ровные пряди. Виски и затылок начали и вовсе выбривать.

От панковского стиля готы взяли металлические цепи и прочую фурнитуру, пирсинг и татуировки, а также преобладание чёрной ткани, в виде кожи, бархата, атласа, замши. Из металла предпочитают — серебро. Кулоны и подвески выглядят, как летучие мыши.

Кружева, воланы, шнуровка, корсеты приемлют представительницы прекрасной половины готов. В одежде и украшениях обычно используется символика различных культур. Рядом с кельтскими орнаментами могут располагаться египетский анкх (символ вечной жизни) или викторианские вензеля. Цвета различные: бордовый, фиолетовый... Редко, но бывают экстравагантные: белый, розовый, салатный. Однако черный доминирует.

Иногда платья изготавливают из латекса, винила. Для декора используют пряжки, кольца. Юбки носят и мужчины. Из верхней одежды предпочитают пальто, шинели, кожаные плащи, накидки. Непременный атрибут этой субкультуры — ботинки в армейском стиле.

Что в душе, то и снаружи

Быть готом не просто. У подобных неформалов особый взгляд на мир, людей, общество. «Не правда ли, ужасное утро», — именно с этой мыслью начинается день у готов. Здесь нет позёров. Если эмо, при желании, может стать каждый, облачившись в розово-черный цвет, то у готов не все так просто. Только тот, кто истинно (как описывают СМИ) проникся чарующей атмосферой готической культуры, или кем, овладело уныние, ропот, нежелание надеяться на Бога, может по-настоящему им стать.

У готов своя философия, свои принципы, свое отношение ко всем и всему. Индивидуальность превыше всего. Даже романтика у них своя собственная. «Темная». Если музыка, то это мистический рок с элементами готики, философские мотивы или «холодная» электроника. Если конкретное произведение, то ему должна быть присуща некая загадочность, неопознанность. Даже в смерти, по их мнению, присутствуют подобные проявления романтизма.

Их жизнь по принципам абсолютного индивидуализма и мрачной романтики поражает! Да, они всегда стремятся к большему (в жизни, музыке, арте), ищут красоту даже там, где ее нет. Пытаются изменить каждый серый, банальный день — внести в него новые эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа и других источников. Но вы задумайтесь, каким только образом это достигается!

«Die laughing!» (умирай улыбаясь) — вот каков девиз готов! Знают правду и печально насмехаются над ней. Им нравится пребывать в состоянии боли, отчаяния, равнодушия. Если для обычного человека «черные» мелодии «грузят», держат в напряжении, страхе, тревоге, то готы черпают из этого негатива жизненную энергию.

Им все время надо испытывать эмоции. Причем весь спектр, по большей части, грустный. Готы — между двух измерений: радости и грусти. Они — посередине. Их эмоции холодны. Обладатели этого «статуса» не слабеют от печальной прозы жизни, но и радость для них слишком проста, слишком скучна. Поэтому готы постоянно в поиске. Ищут то, что стимулирует чувства, дает возможность пребывать в своем уединенном мире.

«Нужно прожить свой день, как последний», — уверены готы и при этом до последнего живут по принципу веры в себя, настоящую любовь и дружбу. Любить — так до конца, выглядеть — так дерзко, говорить — так истину. В целом неформалы этого типа живут по идеалам Виктора Цоя (максимально показанных в фильме «Игла»), духовных идеалах романов Ремарка («Триумфальная арка», «Черный обелиск») и верят в истины, положенные в основу для фильма «Ворон».

Готами не рождаются

По мнению психологов, выбор черного цвета в одежде говорит о глубокой психологической травме несовершеннолетних «готов». Своим пирсингом, напульсниками, тяжелыми, шиповаными браслетами они как бы стараются защитить себя от всех, спастись от боли.

За ужасающими рисунками, шокирующим имиджем, фотографиями, надписями стоит простой застенчивый человек, беззащитный, с ранимой душой, о котором Бог таким вот образом имеет собственный промысел ко спасению. В душе этих молодых юношей и девушек лежат вечные вопросы: «Что такое любовь?», «Для чего я живу?», «Что есть жизнь, а что смерть?».

К таким подросткам нужно относиться с пониманием, пропуская их душевное заболевание через себя, не обижая и унижая, ибо тем самым еще больше будем их отталкивать. Душа таких ребят оголена, ранима, как ваза, уронишь — разобьется. Понадобятся потом долгие месяцы, а может, и годы, чтобы вернуть расположение, завоевать доверие. Только горячая любовь способна растопить их ледяное сердце.

Готы — опасны?

Цвет ночи ассоциируется чаще всего с темной, дьявольской силой. Любовь к сверхъестественному, оккультивному, которая присуща готам, двояка. Гот готу рознь. В некоторых случаях можно смело сказать, что они несут в себе социальную опасность: вандализм, объединения, связанные с исповеданием искаженных форм язычества, суициды...

Но, по большому счету, любители собраться на кладбищах делают это не для того, чтобы учинить там беспорядки. Если внутри пустота и хаос, значит, форму внешнюю, в которую он обличен, нужно заполнить. Вот так как, через атрибутику кладбища, одежды вампиров, мертвецов дети и желают самовыразиться. Так у них создается иллюзия духовного богатства, собственной значимости.

Профилактика

В основном, причиной самоубийства является неразрешённый внутренний конфликт личности и среды, а также дефицита общения между родителями и детьми. Поэтому профилактика суицида среди подростков должна начинаться не с запрещения пристрастия к тому или иному неформальному течению, а с восполнения дефицита общения между родителями и ребенком.

Частоту самоубийств у подростков можно существенно снизить путем улучшения взаимоотношений в семье. В противном случае, если родители не откликнутся искренне на заботы и трудности своих детей, а будут продолжать использовать свой формальный авторитет, такие эксцессы будут все чаще повторяться.

Взрослым необходимо жить жизнью ребенка, не «душить» своей любовью, но в то же время и не делать воспитание попустительским, а просто уделять больше времени внимательному выслушиванию своих детей и стараться понять, о чем они думают, что их беспокоит, волнует.

Не так давно прочитала уникальную информацию. По сути, готы — это брошенные люди, люди, оставшиеся без человеческого внимания, особенно родительского. Их одели, обули, накормили телесной пищей, а напитать пищей духовной забыли. Свое спасение и опору они ищут в различных неформальных движениях, где, как им кажется, находят душевных комфорт. Но он ложный. И они подсознательно чувствуют это и своеобразной одеждой, поведением пытаются вернуть утерянное некогда драгоценное для них внимание, просят нас о помощи. И мы должны им помочь.

Наталия Стрюкова

Когда у видела в метро девушку, одетую во всё черное, а на ногах у нее были уродливые туфельки "готические":) Подумала, жесть, с народа постебаться можно, одеваются конечно, они, обхохочешься:)

Кто такие готы и от кого они произошли?

Если задуматься серьезно о том, откуда же корни готики, то, наверное, с того момента, когда люди стали интересоваться смертью и всем страшным и необъяснимым. ...только они не догадывались, что это готика... Во все времена были люди, которых темная сторона жизни привлекала больше, чем светлая, люди, желающие не только узнать, что такое жизнь, но и познать Смерть. Вспомнить хотя бы оккультистов, некромантов, шаманов и т.д. А древнеегипетская цивилизация? Вся ее культура построена на преклонении перед смертью и подготовке к загробной жизни... Да таких примеров огромное количество! Наверное, отсюда пошла любовь готов ко всем оккультным "штучкам", египетским анкхам и т.д.

В конце 70-х молодежь находилась под влиянием "темного искусства", как кино, книг, так и музыки. ХХ век ознаменовался образованием новых культур. Хиппи - это мир, радость и цветы, панки - это безразличие ко всему, сочетание железа и грязи. Требовалось другое течение - альтернативное и противоположное этим. Так появились готы - пессимисты, любители "могилок и страшненького".

Официальная версия, от куда же появились готы, такова -, как человек произошел от обезьяны, так готы произошли от панков (интересно, радуются ли сами панки такому родству?). В конце 70-х, когда панки потихоньку стали терять известность, от них отделилась группка, позднее ставшая называться готами. Точнее, часть бывших в те времена панк - групп просто изменила свое звучание на более мрачное и депрессивное (такие группы, как Siouxsie & the Banshees, Bauhaus, Sex Gang Children, Joy Division, Southern Death Cult, Specimen и т.д.). Смысл их песен вертелся вокруг страшного и загадочного, а сами они выработали свой специфический имидж, где в основном преобладали черные цвета. У кого-то от этих песен бежали мурашки по коже, а кто-то приходил в неописуемый восторг. Так появлялись первые готы - поклонники нового стиля в музыке. За тем этот стиль отделился и стал самостоятельной культурой, т.е. субкультурой - все же, как ни как панки приложили здесь свою лапку.

Насчет того, как же термин "гот" обрел то самое определение, которое мы имеем сейчас, вдамся в историю. В средние века - готы - это германское племя варваров, которое и положило начало готической архитектуре, которая, в свою очередь дала повод для названия субкультуре. Почему? Объяснить нетрудно. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. В искусстве готики переплетались лиризм и трагизм психологических переживаний, возвышенная духовность и эмоциональность. Вероятно, в какой-то мере это повлияло на пессимистически настроенную молодежь, которая придала термину "готики" новое значение. Но, возможно, тут виновато и созвучное с "готами" слово "ghost", что с английского переводиться, как "призрак, привидение". Ну и не сложно догадаться, как "готы" стали "призраками".

Готы - люди в черном

Прежде всего, выясним, кто такие готы?

Некоторые ошибочно думают, что готы - это люди, одевающиеся в черное, слушающие готическую музыку (можно быть меломаном, но не являться готом), сатанисты, извращенцы, психи и вообще пропащие души... И это, естественно, все идет от незнания и неосведомленности.

В последнее время готика стала входить в моду и это способствовало появлению так сказать "фальшивых готов", т.е. тех, которые стали готами, потому что это модно или, например, любимая группа играет в готик стиле, или потому чтобы привлечь особь противоположного пола... Чаще всего такие готы даже не знают, в чем состоит философия готики, не знают ее истории, при этом показывая всему миру, что он гот. Но гот не терпит показухи, ведь для чего тогда он отдаляется от общества, надевает черные одежды и ходит на кладбища? Не для того, чтобы показать, что вот какой он особый, а быть в гармонии со своим миром и наслаждаться тем, что ему нравиться.

Философия готики отличается от других своей мрачностью и депрессивностью, которая видимо и служит притягиванию молодежи к оной. Как однажды сказал мой знакомый: "подросток создан только для того, чтобы страдать". Конечно, уже довольно взрослые дяди и тети не брезгуют посещением готик-пати, что тогда говорить? Такой уж извращенный склад ума.

Готы отличаются от оптимистичных и веселых людей своей пессимистичностью и замкнутостью. Они интересуются смертью больше, чем жизнью, их привлекает все мистическое и мрачное. Готам свойственно усугублять и преувеличивать положение вещей, они недовольны этим миром, жизнью в целом...

Чаще всего готы по своей натуре философы и романтики, им свойственно утонченное чувство прекрасного, они очень душевно ранимы. Характерными чертами также являются одиночество, частые депрессии, меланхолии, не восприятие радостных красок жизни и замкнутость в своем особом мирке, в который гот редко кого пускает. Конечно, все вышеперечисленное относится не ко всем готам; как личность, каждый гот индивидуален, здесь названы их более "выдающиеся", отличительные черты характера.

Готов интересует "темное искусство", т.е. искусство, которое для других людей может показаться мрачным, жутким и страшным, но для готов оно кажется прекрасным. Нередко они и сами творят в этой области. Темное искусство распространяется на все виды искусства, и это говорит, что человека всегда притягивало к необычному и загадочному. Например, в кино, это может быть ужасающий триллер или мрачная драма. С книгами все обстоит практически тоже самое. Чем мрачнее книга, тем больше она привлекает готов. Это могут быть книги про вампиров, оборотней или тема любви и смерти.

Некоторые готы, которые хоть как-то относятся к готике (будь то начинающие, матерые готы или просто интересующиеся люди), иногда задают себе вопрос: что же в готике самое главное? Что же важнее, готический имидж, какую музыку ты слушаешь, чем ты интересуешься, или то, как ты смотришь на мир. Как говорится, по одежке встречают... Как ни как, гота прежде всего видят по его имиджу... Хотя это не столь суть важно. Я считаю, главным достоинством гота - это состояние души, особый взгляд на мир. Если ты будешь одеваться как гот, то это не значит, что ты являешься таковым. Главное - то, что внутри, а не снаружи. Довольно простые истины правильны и для готики:-) И вообще - делай то, что считаешь нужным, и не обязательно подстраиваться под общие правила.

Имидж готов

Одежда готов довольно разнообразна: от роскошных платьев эпохи Ренессанса, до имиджа традиционных дарк панков 80-х годов.

Как правило, она полностью чёрная или чёрная с элементами других цветов. В зависимости от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры, стилистика одежды готов может разниться. Среди считающихся стереотипными атрибутов одежды - корсеты, облегающие нарукавники и юбки-макси (для девушек), чёрные повязки на запястьях. Распространены одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда. Высокие шнурованные ботинки, берцы, сапоги или другая «неформальная» обувь (New Rock, Swear).

Характерной прической для обоих полов считаются длинные волосы, выкрашенные в чёрный цвет. Лицу придается «мертвенная» бледность с помощью пудры или грима, глаза подводятся более тёмной тушью.

Среди прочей атрибутики встречаются шипованные ошейники, контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки, серебряные украшения оккультной тематики.

Готов можно иногда выделить из толпы по самой обычной сурово-черной одежде (корпоративный имидж) или же сразу заметить по бросающемуся в глаза эффектному вамп-имиджу на основе черного цвета. Что-то необычное во взгляде, а также, относительно женщин-готов - подчеркнуто-эротический стиль вамп в облике. Готы - это, прежде всего, мировоззрение, которое базируется на определенных жизненных принципах (абсолютный индивидуализм и романтика) и имеет свои ключевые элементы - каждодневный поиск красоты, концентрированная энергия эмоций. Основой жизненной философии, мировоззрения и стиля жизни часто являются тексты многожанровой и разносторонней готической музыки (от "классической" готики - The Sisters of Mercy, Diary of Dreams, Deine Lakaien и мейнстрим-готики HIM, Rammstein и т.д. до непризнанной в свое время готики Виктора Цоя и Кому Вниз)

Готическая музыка, или же "готик-сцена", многожанрова. Готик-сцена - понятие, которое объединяет многие музыкальные направления: gothic rock, gothic metal, различную готик-электронику (dark electro, synth pop, etc.), музыку с элементами готики, и многое другое. Не путайте термины! Только в Германии используют выражение "schwarze szene/чёрная сцена", который является синонимом "готик-сцены". Во всем мире, в Украине и других славянских странах говорят: "готика", "готик-сцена" и "готы". Детальнее>

Уважайте вкусы других готов, ведь каждый гот слушает "свою готику" - будь-то готик-рок, готик-метал, готик-электроника или готик-фолк. Готы слушающие готик-метал часто не воспринимают электронную готику называя её "попсой" и наоборот - те готы, которые слушает электронику негативно относяться к "тяжелым" саб-жанрам готик-сцены. Все музыкальные стили входящие в готик-сцену равносильны и равноправны. Именно благодаря своему разнообразию готик-сцена и сильна.

Утрировано можно сказать, что отличительным для готов является черный цвет одежды и готик-имидж: как уже упоминалось, у женщин - "тяжелая" косметика и общий стиль вамп, у мужчин - стиль "ворон", часто - строгая "корпоративная" черная одежда). Имидж является тем признаком, по которому готы отличаются от остальных и, по которому определяют своих среди других.

Важными дополнениями субкультуры являются также связанная с готикой литература, кино, арт, фото и другая "духовная пища готов". Обобщенно можно сказать, что это: литература на стыке первичных ужасов, экзистенциализма, декаденса и "последней романтики", которая дает силу к мышлению и возможность понять себя и свои влечения (от Лотрэамонта, Стокера и Бодлера до Ремарка и Орруэла, Камю, Сартра, etc.). Кино, которое заставляет содрогнуться и осознать странное (от немых монстров эпохи Носферату и Метрополиса до непонятости Линча, Тарковского, Кубрика, Мурнау, Кронэнберга, etc.: "Ворон", "Голод", "Соляриус", "Одиссея 2001", "Потерянное шоссе". А также - арт, фото и остальные art-жанры, которые не дают быть просто потребителем.

Ключевым для развития готики и одновременно спорным элементом уже более 20-ти лет является свое понимание готики каждым готом. Закономерными результатами субкультуры на основе романтики и индивидуализма стали аксиомы: у каждого гота свои определения гота и готики и каждый является готом по-своему. Именно подобный подход помог готик-сцене найти своих преданных сторонников и укрепиться в кругах людей постоянного духовного поиска, повышенной креативности или обостренной чувсвенности. Людей, которые сознательно называют себя готами. Нам не обязательно быть вместе, чтобы быть готами. Но, когда мы собираемся вместе, мы создаем себе отдельный мир.

"Готика" (gothic) - обобщающее понятие, которым сегодня обозначают стиль жизни, мироощущение и жизненную философию, целый комплекс направлений искусства (музыка, арт, литература, кино, фото, архитектура, etc.) составляющих - вместе, разумеется, со своими носителями, готами, так называемую - "готическую субкультуру".

Готы - люди, а) относящие себя к готической субкультуре и б) исповедующие в какой-то степени готический стиль жизни - в) специфическое "черное", ироническо-философское отношение к окружающему миру и жизни, г) любовь к готической музыке и/или литературе, арту, etc, д) ношение тотально черной одежды + серебра и создание специфического "готик" и "вамп" имиджа как у женщин, так иногда и у мужчин.

Готы - Те, кто испытал эмоциональную боль и понял, что боль может давать силу.

Мировоззрение
Готы имеют так называемое готическое мировоззрение или, в других словах, - "жизненную философию" сочетающие два основных элемента: абсолютный индивидуализм и необычная романтика (neo/dark romantics). Всегда стремиться к большему (в жизни, музыке, арте, етс), искать красоту даже в том мире, в котором ее нет, всегда смотреть на все (негативные и позитивные) стороны жизни, не закрывая на них глаза. Пытаться изменить каждый серый, банальный день - внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников. Знать правду и мрачно иронизировать над ней (принцип таков - "Die laughing!" (умирай улыбаясь). Переплавлять все свои эмоции, как позитивные, так и негативные - боль, отчаяние и подобные, в жизненную энергию. Чувствовать себя нормально с своими "отклонениями": мрачным настроением, иронией, странными взглядами на жизнь - и брать из всего этого силу.
Готы берут энергию и жизненное вдохновение из той музыки, литературы, арта и философии, которые других просто "грузят", депрессируют, кажутся слишком мрачными, "заумными" или слишком сложными. Готы живут тем (музыка, книги, etc.), что заставляет все время испытывать эмоции. Обычно готическая музыка очень эмоциональна и многим людям весь этот спектр эмоций не нужен (им хватает одной из сторон, к примеру - только позитивных и радостных). Им хватает 4 цветов. Остальные - боль, грусть, эмоциональная агрессия от жизни и другие для них тяжелы. Готу же нужны все оттенки и краски эмоций - полет абсолютной боли и радость каждодневного преодоления границ серой реальности, безграничная грусть и несущая понимание чувств, печаль. Радость и грусть - два измерения. Готы - посередине. Готы сохраняют холод своих эмоций. Готы не слабеют от грусти, мрачности, депрессии, а находят в этом свою радость, энергию и силу. В радостной музыке нет силы для готов, так как радость - проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков. Для сохранения своих эмоций нужен постоянный поиск чего-то настоящего - в жизни, музыке, арте... Готы постоянно ищут то, что стимулирует чувства и позволяет погружаться в свой мир.

Если человек прошел через сложный (тяжелый) период жизни - он слушает ту музыку, которая дает силу, энергию. В этот период познается то, что настоящее в жизни, а что нет, так как восприятие человека обострено и способно тонко чувствовать разницу между искренней, вкусовой музыкой и "конвеерной". Поэтому к готике часто приходят через "черную" полосу жизни, которая заставляет отделить фальш от истинных эмоций, а искусственно созданную, исходно "коммерческую"или же однобокую тотально-радостную музыку от той, которая несет эмоции...

Также, как уже, готы обычно исповедуют достаточно серьезные жизненные принципы, которые сочетают две несочетаемые грани: carpe diem, сегодняшний день последний, а потому его нужно соответственно прожить и обще-зажеванных-тривиальных: настоящая вера в себя, в настоящую дружбу и любовь. "She always said simple, trivial things - I used to say it was kinda trivial - Believe me nothing is trivial!" (The Crow). Таким образом, в большинстве своем, готы переплавляют два этих подхода в один: жить каждый день как последний и при этом придерживаться своей философии (жить в своем мире) и выглядеть так, как это соответсвует состоянию души (обычно - с преобладанием черного цвета).

Если мировоззрение готов можно более или менее четко описать (жизнь по принципам абсолютного индивидуализма и мрачной романтики), то с конкретными примерами или источниками дело обстоит сложнее, так как у каждого они свои. Можно сказать, образно и в общем, что гот живет по принципам Виктора Цоя (максимально выраженых в фильме "Игла" и альбоме "Звезда по имени солнце"), духовных идеалах романов Ремарка ("Триумфальная Арка", "Черний обелиск", "Три товарища") и верит в истины основоположные для фильма "Ворон" ("The Crow"). Жить сейчас и здесь и, чтобы это стоило того. Попытка сделать так, чтобы все было красиво или не было. Любить - так до конца, выглядеть - так сексульно и индивидуально, говорить - так правду. Как ни парадоксально, но то же время в реальной жизни и работе некоторые корпоративные готы живут по принципу ордена иезуитов - "цель оправдывает средства". Итак: сочетать банальное и высокое. Загонять примитивные инстинкты в сложные туннели глубоких эмоций.

Символика готов
Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, используя как египетскую, так и христианскуюи кельтскуюсимволику.

Основным готическим символом является египетский «Анх»(Анкх), символ вечной жизни. Вошел в субкультуру после выхода на экраны «вампирского» фильма «Голод»(с Дэвидом Боуи). Также часто употребляются и другие египетские символы - такие как «Глаз Ра».

Христианская символика также используется, по большей части в виде стилизованных распятий. Кельтская символика встречается в виде кельтских крестови различных кельтских орнаментов.

Достаточно широко представлена оккультная символика - используются пентаграммы(как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти - украшения с гробиками, черепами, и т. д. К чисто готическим символам можно отнести различные изображения летучих мышей.

Готическая музыка
См. подробнее: Готик-рок, Готик-метал, Список групп готик-метала

Основной музыкой, входящей во вкус готов, является готик-рок. Это жанр, возникший в конце 1970-х в произведениях пост-панк групп, таких как The Sisters of Mercy, Bauhaus, Siouxsie & the Banshees. Группы отличались как мрачными текстами о судьбе, любви и смерти, так и мрачным имиджем.

Толчком к развитию готической музыки послужил проект Эндрю Элдритча (Andrew Eldritch) The Sisters of Mercy, отличавшимся на то время низким мощным вокалом, «варварским» внешним видом участников группы, а также своеобразной холодной сдержанной эстетикой и напряженным эмоциональным музыкальным строем, столь характерным для готического искусства средневековья. Сперва музыканты характеризовали свой жанр как «Death Rock», но со временем прижился изобретенный прессой термин Gothic Rock.

В более поздний период возникло течение готик-метал. Это жанр, сочетающий элементы готик-рока и дум-метала, также популярного среди готов. Музыка готик-метал отличается медленным, вязким звучанием с активным использованием клавишных. Часто вокалистками выступают женщины, либо используется дуэт «красавица и чудовище» - высокий, «оперный» женский вокал и низкий мужской. На эту стилистику заметное влияние оказал мюзикл Эндрю Ллойд Уэббера «Призрак Оперы».

Объединение готики и метала принято датировать 1994 годом, когда вышли два первых готик-метал сингла «Schackal» (Lacrimosa) и «Theatre of tragedy» (Theatre of tragedy). В 1995 году вышли первые готик-металические альбомы этих групп «Inferno» (Lacrimosa) и «Theatre of tragedy» (Theatre of tragedy). В скором времени у обоих групп появилось множество подражателей, копировавших мрачный образ музыкантов, смесь мистики и лиричности, мертвенного спокойствия и истеричного надрыва, ангельского женского голоса и грубого мужского. На последний пункт особенное влияние оказала группа Theatre of tragedy, чей прием - спевка с разным параллельным текстом - в дальнейшем стала широко использоваться у множества doom и gothic групп. Среди последователей группы Lacrimosa(самые характерные - Sanguis et Cinis) распространено использование классических инструментов (как настоящих оркестров, так и синтезатора), обращение к античным и средневековым темам.

Готику с неоклассикой связывает очень многое. Практически вся симфоническая готическая музыка уходит корнями в нео-классику, являя собой просто более темный ее вид, несущий кроме того характерные для готики мировоззрение и философию. Первой готической группой, играющей нео-классику, были немцы Stoa. Такие группы как Endraum, Ophelia`s dreamили Dargaardпродолжили их линию, а такие готик-металисты как Lacrimosa, Samsas Traum, Untotenсоединили готическую нео-классику с металом.

Начиная с XXI века в готике стало появляться все больше элементов электроники. Характерным тому примером будет появление на темной сцене множества проектов берлинца Криса Поля (Chris Pohl) - Terminal choice, Seelenkrank, Tumor, BlutEngel, у которых сразу появилось много поклонников и подражателей. До этого электронная готика по большей части была родом из студии Danse Macabre, расположенной в средневековом замке. Ее владелец, Бруно Крамм (Bruno Kramm) - композитор из Das Ich- стал одним из самых известных продюссеров на немецкой готической сцене.

На данный момент готическая музыка является одним из союзных поджанров дарк сцены(«Schwarze Szene»), явившейся следствием гармоничного развития музыкальной дарк-культуры таких стран как Германия, Англия, и в итоге объединяющей собой профессиональные течения мрачной и меланхоличной музыки: дарквейв, дарк электро, некоторые поджанры дума(см. фьюнерал дум), блэк метала(см. депрессивный блэк метал), неоклассики.

Популярность среди фанатов субкультуры зачастую имеют исполнители «посторонних» жанров, эксплуатирующие внешнюю стилистику готов - HIM, Marilyn Manson, Cradle of Filth.

Готические фильмы
Голод(Hunger, реж. Тони Скотт)
Эдвард - руки-ножницы(Edward Scissorhands, реж. Тим Бёртон)
Кошмар перед Рождеством (мультфильм)(Nightmare Before Christmas, реж. Тим Бёртон)
Труп невесты (мультфильм)(Tim Burton`s Corpse Bride, реж. Тим Бёртон)
Ворон(The Crow)
Интервью с вампиром
Королева проклятых(Queen Of The Damned)
См. также: Готика (жанр)и Фильм ужасов

Готическая литература
«Мейфейрские ведьмы»(«Lives of the Mayfair Withes», автор Энн Райс)
«Вампирские хроники»(«The Vampire Chronicles», автор Энн Райс)
«Интервью с Вампиром»(автор Энн Райс)
«Граф Дракула»(автор Брэм Стокер)
«Кармилла»(автор Шеридан Ла Феню)

Усилившийся натиск германских племён на границы Римской империи со времени Маркоманской войны был неслучаен. Их самих вытесняло со старых территорий ог-ромное племя готов, пришедшее из Скандинавии. О своей родине готы вспоминали в легенде, сохранённой их историком Иорданом. Под предводительством конунга Берига готы высадились на трёх кораблях в устье нынешней Вислы. Один из кораблей был менее поворотлив, и от готского слова gepanta - ленивый происходит название отде-лившегося от готов племени гепидов. Потомки бравых мореходов, прибывших на бы-строходных кораблях, разделились позже на остготов и вестготов. По легенде, в прав-ление пятого конунга после Берига, когда численность племени значительно возросла, готы решили двинуться в южную Скифию. Дойдя до широкой реки, они построили мост, и половина пришельцев перешла на другой берег. После чего мост рухнул, а по-чинить его не смогли. Часть племени (вестготы) ушла на запад. Остальные (остготы) обосновались на восточном берегу.

Идея рухнувшего моста так понравилась историку Г. В. Вернадскому, что он конкре-тизировал: переправа готов через Днепр произошла возле будущего города Киева. Его немецкие коллеги склонны считать, что в легенде упоминается не Днепр, а Днестр или Прут. Вряд ли теперь удастся установить истину. Из более достове рных данных из-вестно, что вестготы разгромили в 251 г. на Дунае легионеров римского императора Деция. А остготский конунг Эрманарих, которого называют “готским Александром Македонским”, подчинил себе почти всю Восточную Европу: земли мордвы и мери, верховья Волги, степи до Крыма и сам Крым”.

В середине III века, достигнув разными маршрутами Черного моря, готы стали стро-ить корабли и совершать набеги на южных соседей. Они проходили проливами в Сре-диземное море, грабили Грецию и Малую Азию. В Эфесе они сожгли прекрасный храм Артемиды, одно из семи греческих “чудес света”. А причину того, что вестготы и ост-готы так и не объединились, Л. Н. Гумилев усматривает не в рухнувшем мосте, а в со-перничестве рода Амалов - “благородных” – предводителей остготов с Балтами “смелыми” – предводителями вестготов.

Восхваляя верховного германского бога Вотана (Одина), готы поначалу не мешали поверженным ими народам поклоняться собственным богам. Не обратили они внима-ния и на христианство, постепенно вытеснявшее другие религии в Римской империи. При Константине Великом, перенесшем свою столицу из Рима в Константинополь, христианство было объявлено государственной религией. А в 325 г. на Никейском со-боре римскому императору пришлось стать верховным судьёй в споре приверженцев двух христианских проповедников: Афанасия и Ария. Афанасий настаивал на равенст-ве Бога-отца и Бога-сына. Арий же утверждал, что рождённый от Бога Христос всё же чуть ниже в священной иерархии. Этот “процессуальный” вопрос несколько веков оп-ределял судьбу многих германских племён.

Арианские проповедники первыми оказались среди готов, подошедших к римским границам. Им активно помогали местные священники, особенно из среды греческих пленных, захваченных германцами. Среди них самым знаменитым стал Вульфила, отец которого был готом, а мать - греческой христианкой. Он получил готское имя (Wulfila – волчонок), с детства свободно владел тремя языками: готским, греческим, латинским и служил лектором (низшая должность священника) в одной из немногочисленных у го-тов христианских церквей. Он переводил Библию с греческого на готский, для чего пришлось заметно расширить язык старинных германских рун. Именно тогда появи-лись в немецком заимствованные из греческого Kirche, Biskoff, Pfaffe и немало других слов.

Отправленный с одним из вестготских посольств в Константинополь, Вульфила был замечен Евсевием, в ту пору духовным лидером ариан и одним из самых могуществен-ных людей империи. Он по достоинству оценил труд переводчика и, минуя промежу-точные должности, сразу произвел тридцатилетнего пресвитера в епископы. Вернув-шись в 341 г. в родное племя, Вульфила продолжал проповедовать христианство. Его Библия способствовала утверждению среди многих германцев арианской веры, что привело к длительной вражде германских “еретиков” с жителями империи, в которой вскоре победила римская церковь приверженцев Афанасия.

Вульфиле пришлось бороться за свою веру сразу на двух фронтах. Римская церковь стала преследовать “арианскую ересь”, а вестготские поклонники Вотана даже вынуди-ли епископа увести своих единоверцев на земли Римской империи. Император Кон-станций - сын Константина Великого выделил общине земли в провинции Мёзия, и там её застал через два века Иордан, писавший историю готов. Он назвал Вульфилу в своём труде “Моисеем готов”. До наших дней не дожила ни одна из книг этой первой герман-ской Библии. Самым древним считают экземпляр, переписанный в Равенне в 520 г., который хранится в университете города Упсала в Швеции. Часть букв там написана серебряной краской, и манускрипт поэтому называют “Серебряной Библией”.

Арианская “ересь” продолжала проникать в германские племена, и вскоре к дунай-ской границе ушла ещё немалая часть вестготов. Они просили римлян разрешить им жить в империи, которая к концу IV века разделилась на Западную и Восточную. Полу-чив разрешение, Фридигерн, вождь отделившихся вестготов-ариан, перешёл с 200 ты-сячами единоверцев на “римский” берег Дуная. Здесь римские чиновники стали оби-рать переселенцев и создали им столь невыносимые условия жизни, что вестготы взбунтовались. Их предводителей убили во время “мирных переговоров”. Спасшийся Фридигерн поклялся отомстить римлянам за коварство. Он начал опустошать Фракию, и на его усмирение отправился лично император Валент. При Адрианополе в 378 г. произошло сражение основных сил римлян с восставшими. Вестготы одержали победу, почти полностью уничтожив римское войско. Погиб и сам Валент.

А с востока планомерно надвигались огромные орды гуннов. Кочевники разрушили восточную “империю готов” - Gotenreich, и старый конунг Эрманарих в 375 г. покончил с собой. Этот год принято считать началом “Великого переселения народов” Европы.