Какого числа вербное и благовещение год. Главные православные празднования великого поста в какие дни и как именуются



Что же означает Благовещение в Страстную субботу, как правильно его встретить и отметить, с семьей или в шумной компании друзей. Ответы на все вопросы найдутся в статье ниже.

  • Значение
  • Что можно, а что нельзя
  • Приметы

Значение

Если же так случилось, то будет совершаться Литургия Василия Великого. Она бывает 10 раз в году также и в день перед Пасхой. И даже Благовещение никак не влияет на эту установку.

Верующим придется отказаться от рыбы. По идее продукт разрешен к употреблению только в Благовещение и Вербное воскресенье. Но значимость двух дней настолько велика, что именно они и требуют соблюдать пост с особой строгостью.




Искать мистику в том, что два праздника соединились в один, не стоит. Пасха может приходиться на любой день в период с 4 апреля по 8 мая.

Что можно, а что нельзя

В церковные праздники запрещается работать, вместо этого необходимо больше времени посвятить отдыху, а также молитве. А Благовещение обязывает отказаться от водных процедур и расчесывания волос, ведь гребень способен запутать судьбу.

Запрещена рыбалка и охота – ко всем живым существам нужно относиться с большим уважением и любовью, потому как они являются главным символом жизни в нашем мире.




Тут можно и растеряться, ведь непонятно как готовиться к Пасхе, если ничего делать нельзя. Все просто: сначала надо побеспокоиться о своей душе, а потом постепенно погрузиться в домашние хлопоты.

Утро начать с молитвы в церкви, загадать самое сокровенное желание перед иконой Божьей матери. Речь идет не о получении бесплатной квартиры, машины и высокооплачиваемой работе, а о здоровье близких, друзей и т. д.

В Страстную субботу нельзя организовывать вечеринки, обычно верующие устраивают домашние посиделки за семейным столом. Это день требует молчание, таящее в себе одновременно скорбь и радость. Скорбят об Иисусе Христе, а следующим днем радуются его воскрешению.




Куличи по обычаю пекутся в чистый четверг. Но сие занятие любят откладывать на субботу, чтобы освященная на праздник выпечка была свежей. На Благовещение запрещено трудиться, но церковь все же разрешает печь пасхи.

Получается что пересечение двух праздников просто обязывает провести в спокойной обстановке с семьей, отказавшись от различных шумных мероприятий. Отличный день для завершения подготовки к Пасхе. Но уборку лучше закончить в Чистый четверг.




Приметы

1. Сильный ветер и густой туман предвещает урожайность летом.
2. Если на небе не получилось счесть ни одной ласточки, значит, тепло этой весной придется долго ждать.
3. Если в ночь на праздник небо чистое от звезд, а Луну окутают тучи, значит, куры будут плохо нестись.
4. Если под Благовещенское утро пришел мороз – следует ожидать хороший урожай в этом году.
5. Небольшой дождь означает, что осень подарит много грибов и пшена.
6. Гроза, непрекращающаяся до вечера расскажет, что год будет щедр на орехи.

Какого числа отмечают Благовещение в 2019 году? Какова история и предпосылки этого праздника? Читайте об этом в статье на портале “Православие и мир”.

Благовещение в 2019 году – 7 апреля

Начало нашего спасения.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников русского народа. Даже “птица гнезда не свивает в этот день” – говаривали наши благочестивые предки. В этот день Дева Мария услышала радостную весть небесного посланника о том, что Она избрана стать Матерью Спасителя мира. “Радуйся, Благодатная,” – приветствовал Ее Ангел, и эти слова были в сущности первой доброй, “благой,” вестью для человечества после того, как оно порвало свою связь с Богом в результате грехопадения. С момента явления Ангела Пречистой Деве начинается новая, светлая страница в жизни человечества.

Событие Благовещения

О явлении Ангела Гавриила Деве Марии повествует только один евангелист, святой Лука, в первой главе своего Евангелия (смотри Евангелие от Луки, 1-ю главу, стихи 26-38).

Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия Елизаветой св. Иоанна Крестителя Ангел Гавриил, или Архангел, как принято его называть, (название Архангел – высший ангел) был послан Богом в малоизвестный галилейский городок Назарет к деве Марии, обрученной мужу по имени Иосиф. Читателю следует обратить на то, что евангелист Лука не говорит: “К деве, вышедшей замуж,” но к “обрученной мужу” потому, что Дева Мария только формально, с точки зрения закона, считалась женой Иосифа, но не являлась его женой в действительности. Древнее предание объясняет, почему это так получилось. Еще до рождения Марии, Ее родители, тогда бездетные, Иоаким и Анна, дали обет, в случае рождения у них ребенка, посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Мария. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Живя здесь лет десять в атмосфере молитвы и богомыслия, юная Мария так пламенно возлюбила Бога, что уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда Марии исполнилось лет 14-ть, Она уже не могла оставаться при храме, но должна была или вернуться домой к родителям или выйти замуж. Однако, Ее родители уже умерли за несколько лет до этого. Первосвященник, зная об Ее обете девства и желая Ей помочь осуществить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью – Иосифу. В то время Иосиф был вдовцом и имел от первого брака немалое семейство. Жил он в Назарете, находившемся в южной части Галилеи, где работал плотником (Мт. 13:55-56). Так, добрый старец Иосиф согласился опекать свою юную племянницу. Оба они были потомками царя Давида и ожидали пришествия Мессии.

Но вернемся к евангельскому рассказу. Явившись Деве Марии, Ангел Гавриил приветствовал Ее: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” “Благодатная” значит обретшая особую любовь и благоволение Божие. Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их. Успокаивая Ее, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевышнего. Господь даст Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится в доме Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Древнее царство Давида, в котором Сам Бог выдвигал царей, которое управлялось по законам Божиим и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия. Главная особенность царства Давида заключалась не в его гражданском устройстве, но в его духовном идеале – как общества, стремящегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Р.Х., его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя. К таким принадлежали Дева Мария и Ее родители, старец Иосиф, родители Иоанна Крестителя, праведные Захария и Елизавета, старец Симеон Богоприимец, пророчица Анна, вифлеемские пастухи и многие другие простые и верующие евреи. Пророки предсказывали, что с пришествием Мессии, царство Давида будет восстановлено и преобразится в Мессианское Царство. В него вольются верующие люди из многих народов и оно пребудет вечно (Смотри Исаия 42:1-12, 54:12-14, Ис. 2:2-3, Дан. 2:44, Дан. 7:13, Зах. 9:9-11).

Святая Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Ангела: “Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?” Ангел успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына сверхъестественным образом, без мужа. Здесь бессеменное зачатие произведет Дух Святой, действием Которого “Сила Всевышнего осенит Ее,” то есть Сам Сын Божий сойдет в Ее утробу (По образному сравнению церковной песни, Дух Святой, на подобие таинственного облака, осенявшего ветхозаветную скинию, в момент зачатия спустится на Деву, Исх. 40:34, Чис. 9:15). Пресвятая Дева не потребовала от Ангела доказательств, но сам Ангел Гавриил, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету, зачавшую пророка Иоанна Крестителя в глубокой старости, по изволению Божию. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: “Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему.”

Добровольное согласие Девы Марии стать Матерью Мессии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог всегда оберегает дар свободной воли, которым Он наделил человека. Нравственная свобода – это ценнейшее свойство, которое возвышает нас над бездушной природой и над животным миром. Без нее мы были бы чем то вроде запрограммированных роботов, неспособных нравственно совершенствоваться. Будучи же нравственно свободными, мы можем духовно расти, совершенствоваться и, таким образом, уподобляться нашему Творцу (В противоположность Богу, дьявол стремиться лишить человека богоподобного свойства свободы; он старается поработить человека – сначала нравственно, а потом и физически). Таким образом, после свободного согласия Девы Марии Дух Святой осенил Ее, и совершилась в этот момент величайшая тайна, непостижимая, фактически, даже ангелам: Невместимый, неприступный и вечный Господь сошел в девическую утробу и, не испепелив ее, принял от нее человеческую природу, состоящую из тела и разумной души. Дальнейшее развитие Плода в девической утробе шло по естественным законам природы, и Дева носила в себе Младенца, до дня Его рождения в Вифлееме (По милости Божией, непостижимое Чудо воплощения Сына Божия как бы повторяется на каждой литургии, когда Дух Святой сходит на хлеб и вино, лежащие на престоле, и претворяет их в Тело и Кровь Христовы. Так в таинстве Причащения Господь Иисус Христос приобщает нас Своей Божественной природе).

Значение Благовещения

В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит с нами Бог (Ис. 7:14). В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо зачатия предвечного Младенца нельзя понять; оно – тайна благочестия, доступная только вере (1 Тим. 3:16). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит “Спасения нашего главизну” – т.е. начало нашего спасения. Благовещение это – первый луч утренней зари после долгой томительной ночи. В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать – Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа. В таинственной встрече падшего человечества с преблагим Богом, происшедшей в чистом сердце Девы Марии, уже слышится первый неповторимый ликующий звук той ангельской песни, которая, по условиям земного времени, смогла полностью раздаться на земле только спустя девять месяцев: “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение.” “Славу Богу” – несла в своем сердце Дева Мария и – “мир земле” за это обещал Ей Спаситель.

В осторожности, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию и обещанию Ангела Гавриила, святые отцы Церкви видят признак великой добродетели, именуемой “рассудительностью ” (или “рассуждением”). Противополагают они мудрую осторожность Девы Марии, легковерию Евы, которая необдуманно послушалась совета дьявола, принявшего образ змея, и вместо счастья обрела горе.

Явление Ангела Деве Марии обрамлено двумя событиями: зачатием Иоанна Предтечи и посещением Пресв. Девой Марией праведной Елизаветы. Во время этого посещения, св. Иоанн Предтеча, еще не родившийся шестимесячный утробный младенец, первый приветствует Пречистую Деву своими движениями в утробе Елизаветы. В этот момент удостаивается Святого Духа и праведная Елизавета и восклицает: “Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего,” и затем прибавляет – “и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне!” (Лк. 1:43). Здесь праведная Елизавета начала свое приветствие теми же словами, какими закончил свое приветствие Архангел Гавриил. Из этих приветственных слов создалась та чудная молитва, которую мы так часто слышим в храме: “Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах (среди жен) и благословен Плод чрева Твоего. Яко (потому что) Спаса родила еси душ наших.”

Состояние умиления, святой, небесной радости, в которой пребывала Дева Мария в день Благовещения, запечатлено в иконе “Умиления.” На ней Дева Мария – без Младенца, со скрещенными руками на груди и со словами вокруг нимба: “Радуйся Невесто неневестная.” Перед этой иконой целыми днями и ночами молился на коленях преподобный Серафим Саровский, перед нею и скончался.

Первое слово приветствия Архангела Гавриила было – “Радуйся.” И праздник Благовещения есть прежде всего праздник тихой, небесной, радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение есть праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной Любви Бога к погибающему человеку.

С этого праздника, “главизны нашего спасения,” зачинается тот родник “воды живой,” который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, “не мерою дающий Духа,” так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение – праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение – “голубой” праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы – подснежники и фиалки; ночью – голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом. По старинному русскому обычаю в этот день отпускают на волю птиц в знак освобождения человеческой души от греха.

“Я стал доступен утешению” – (пишет Пушкин, отпустив птицу) – “зачем на Бога мне роптать; когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!” Другой поэт, Туманский, наблюдая за отпущенной птичкой, пишет: “она исчезла утопая в сиянии голубого дня; и так запела, улетая, как бы молилась за меня.”

Богослужение праздника Благовещения в 2018 году

Благовещение празднуется 7-го апреля (25-го марта по церковному календарю). У древних христиан праздник Благовещения носил разные названия: “Зачатие Христа,” “Благовещение о Христе,” “Начало искупления,” “Благовещение Ангела Марии” и только с 7 века получил окончательное название: “Благовещение Пресвятой Богородицы.” Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Еще св. Афанасий Великий, в 4 веке, называл его “первым в ряду праздников,” началом домостроительства спасения людей. В 5-6 веках, в противовес несторианской ереси, унижавшей Деву Марию, значительно увеличилась торжественность этого праздника (Несторий неправильно учил, что Пресвятая Дева родила простого человека, с которым Божество соединилось после его рождения. Наименование “Богородица” по отношению к Деве Марии означает, что Иисус Христос в момент Своего зачатия в Ее утробе Девы был истинным Сыном Божиим. Поэтому, Дева Мария носила в Своей утробе и позже родила Богочеловека. Обе природы – Божественная и Человеческая – в момент зачатия соединились в личности Христа и с тех пор не сливаются в Нем и не изменяются в своей сущности).

Ввиду того, что этот праздник иногда попадает в великопостный период, а иногда в пасхальный, богослужебный порядок его несколько сложный. Если праздник Благовещения случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь недели Великого поста, то всенощное бдение начинается великим повечерием. Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, то тогда всенощное бдение совершается обыкновенным порядком, то есть начинается вечерней (Смотри наш листок о Всенощной, номер 38). Когда Благовещение случится на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни читается Евангелие.

В стихирах (песнях всенощной) праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Говорится про непостижимость Рождества Спасителя от пресвятой Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с “купиной” (терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал, Исх. 3:2. Подобно этому кусту, Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога). Сравнивается с “лествицей,” виденной Иаковом (лестница, которая опиралась на землю и достигала неба, Быт. 28:12). Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы, небо соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и “церковью,” т.е. храмом Божиим. Небо и земля приглашаются к торжеству и ликованию, потому что Сын Божий, сопрестольный Отцу, по Своей благости вселяется в девическую утробу и принимает человеческое естество. На вечерне читаются следующие паремии: (отрывки из ветхозаветных книг) Быт. 28:10-17, Иез. 43:27, 44:1-4, Прит. 9:1-11, Исх. 3:1-8, Прит. 8:22-30. На всенощной и литургии Благовещения поется следующая молитва, именуемая тропарем.

Тропарь Благовещения в 2018 году

В каноне на всенощной (канон – часть богослужения, составленная по определенному образцу, смотри ниже) говорится о снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на величие пресвятой Девы, принявшей в себя Бога. Упоминается также о пророчествах и различных указаниях Ветхого Завета о воплощении Сына Божия от Жены, говорится о силе Всесвятого Духа, осенившего Матерь Божию Своим сошествием и разъясняются краткие, но многознаменательные слова Архангела Гавриила пресвятой Деве Марии.

Перед чтением Апостола на литургии поется следующий прокимен: Благовествуйте день от дне (ежедневно) спасение Бога нашего. В Апостоле (Евр. 2:11-18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. Евангелие (Луки 1:24-38) повествует о явлении Ангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. Следующая молитва поется в конце канона и также на литургии вместо песни “Достойно есть” (почему и называется “за (т.е. вместо) достойника”).

Задостойник

Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе с радостью да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.Земля, возвещай радость великую, небеса хвалите славу Божию.

Рука непосвященных (нечистых) отнюдь да не дерзает касаться Тебя, Одушевленного Кивота Божия. Уста же верующих, воспевая неумолчно приветствие Ангела Богородице, в радости да восклицают: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

На литургии перед причащением поется:

Причастен

В установившейся богослужебной практике, когда Благовещение совпадает с Пасхой, свет праздника Благой вести не меркнет даже в ослепительном море света св. Пасхи и музыка архангельского гласа не заглушается ликующим морем звуков симфонии Воскресения Христова. Это объясняется тем, что природа праздников Благовещения (“глави зна” – начало спасения) и праздника Воскресения Христова (завершающего события в спасении мира) – та же!

Канон Благовещения

Канон празднику Благовещения написан в 8 веке святым Иоанном Дамаскином и Феофаном, Митрополитом Никейским. Православная Церковь в своей литургической практике сочла необходимым дополнить эту беседу специальной, разъясняющей ее службой – каноном Благовещения, представляющим собой расширенный диалог Девы с небесным вестником.

Песнь 1-я

Ирмос: Отверзу уста мои, и они исполнятся Духа; и изреку слово Царице-Матери, явлюсь светло торжествующим и в радости воспою Ее чудеса (Псл. 44:2-10).

Давид, праотец Твой, Владычица, да поет Тебе, ударяя в лиру духовную: услышь, дочь, радостный голос Ангела; ибо он возвещает Тебе веселие неизреченное (Псл. 44:11).

Ангел: В радости взываю к Тебе: приклони слух Твой и внемли мне, возвещающему бессеменное зачатие Бога; ибо Ты, Всечистая, обрела такую благодать пред Богом, какой еще ни одна жена не удостоилась (Лк. 1:30).

Богородица : Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел. Скажи яснее: как сбудется сказанное тобою? Как зачну Я – Дева юная? И как могу Я сделаться матерью Создателя Моего? (Лк. 1:34)

Ангел: Кажется, Ты думаешь, что мои слова коварны; радуюсь, видя Твою осторожность. Дерзай, Владычица, ибо, когда угодно Богу, то необычайное легко совершается (Лк. 1:29, 37).

Песнь 3-я

Ирмос : Богородица, живой и неоскудевающий источник! Певцов Твоих, создавших (это) торжество, духовно утверди и в божественной Твоей славе удостой венцов славы.

Богородица: Не стало князя от племени Иуды, и уже настало время, когда явится чаяние народов – Христос. Объясни же, как могу я родить Его, будучи девою? (Быт. 49:1; Лк. 1:34)

Ангел: Ты желаешь, Дева, узнать от меня образ Твоего зачатия? Но он неизъясним! Совершит его Дух Святый, осенив Тебя творческой силой (Лк. 1:35).

Богородица: Праматерь Моя, приняв внушение змия, лишена божественного наслаждения в раю. Потому и Я, опасаясь падения, страшусь твоего странного приветствия.

Ангел : Я, предстоящий пред Богом, послан возвестить Тебе волю Божию. Что Ты, Всенепорочная, страшишься меня, когда гораздо больше я сам страшусь Тебя? Что Ты, Владычица, ужасаешься меня, когда я сам благоговею перед Тобою?

Песнь 4-я

Ирмос: Сидящий в славе на престоле Божества, пребожественный Иисус пришел на легком облаке, носимый нетленною дланью, и спас взывающих. Слава, Христе, силе Твоей (Ис. 19:1; Псл. 46:9).

Богородица : Я слышала слова пророка, в древности предсказавшего, что некоторая священная Дева родит Эммануила. Но желаю знать, как естество смертных может выдержать соединение с Божеством? (Ис. 7:14)

Ангел: Купина, объятая пламенем и пребывшая несгораемой, предуказывала на совершающееся в Тебе чудное таинство, Благодатная, всеми прославленная; ибо и по рождении Ты, чистая, пребудешь всегда девой (Исх. 3:2).

Богородица: Гавриил, провозвестник истины, озаряемый сиянием Бога Вседержителя! Скажи самую истину: как Я могу родить по плоти бесплотное Слово, сохранив чистоту Мою неповрежденной?

Ангел : Со страхом, как раб пред госпожой, я стою пред Тобою, с благоговейным трепетом теперь взираю на тебя, Отроковица. Ибо, как дождь на луг, сойдет на Тебя Слово Отчее, по Своему благоволению (Псл. 71:6).

Песнь 5-я

Ирмос: Все изумляется божественной славе Твоей. Ибо Ты, Дева, непознавшая брака, имела во чреве всевышнего Бога и родила безлетного (вечного) Сына, даруя мир всем воспевающим Тебя.

Богородица: Не могу вполне постигнуть значения слов твоих, ибо часто бывали чудеса, совершаемые Божественною силою, знамения и образы закона. Но дева без мужа еще не рождала никогда (Евр. 10:1).

Ангел: Ты удивляешься, Всенепорочная. И подлинно, чудо зачатия Твоего – дивно. Ибо Ты только одна воспримешь во чреве имеющего воплотиться Царя всех, и Тебя прообразуют изречения и гадания пророков и знамения закона (1 Тим. 3:16).

Богородица : Ни в чем Невместимый и никем Невидимый, как может вселиться в чрево Девы, которое Он Сам создал? И как Я зачну Бога-Слово, собезначальное (Слово – Сын Божий. Он со-без-начальный, т.е. не имеет начала, как Бог Отец и Святой Дух). Отцу и Духу? (1 Тим. 6:16).

Ангел :Тот, Кто обещал праотцу Твоему Давиду возвести Плод чрева Твоего на престол царства Его, Тебя, красоту Иакова, одну избрал Себе в разумное селение (Псл. 131:11, 46, 5; Лк. 1:32).

Песнь 6-я

Ирмос: Преобразующий тридневное погребение Господа, пророк Иона, молясь внутри кита, восклицал: избавь меня от тления, Иисус, Царь сил!

Ангел: Тебе дана божественная радость, Богоматерь. Тебе, Богоневеста, вся тварь восклицает: радуйся! Ибо Ты одна, чистая, предопределена быть Материю Сына Божия (Лк. 1:28).

Богородица : Чрез Меня ныне да уничтожится осуждение Евы, чрез Меня да погасится ныне долг ее; чрез Меня этот древний долг да возвратится с прибытком (Быт. 3).

Ангел: Бог обещал, Чистая, праотцу Аврааму, что в семени его благословятся народы. Ныне чрез Тебя это обетование получает исполнение (Быт. 22:18; Гал. 3:16).

Песнь 7-я

Ирмос: Богомудрые отроки не послужили твари вместо Творца, но мужественно поправ угрожавший огонь, радовались, воспевая: благословен Ты, препрославленный Господь и Бог отцов.

Богородица: Возвещая, что Свет невещественный, по великому милосердию, соединяется с вещественною плотью, ты возглашаешь Мне ныне радостное благовестие, божественную проповедь: благословен, Всечистая, плод Твоего чрева (Лк. 1:42).

Ангел: Радуйся, Владычица Дева, радуйся, всечистая, радуйся, вместилище Бога; радуйся, светильник Света, восстановление Адама, искупление Евы, гора святая, светлое святилище и чертог бессмертия (Лк. 1:28).

Богородица: Наитие всесвятаго Духа очистило мою душу, освятило тело, сотворило Меня храмом, вмещающим Бога, Богом украшенной скинией, одушевленным святилищем и чистой Матерью Жизни (Лк. 1:35).

Ангел: Я взираю на Тебя, как на пресветлую свечу и благоустроенный чертог. Ты, Богоневеста, как золотой кивот, прими ныне Подателя закона, благоволившего через Тебя избавить тленное существо человеческое (Евр. 9:4).

Песнь 8-я

Ирмос: Внемли отроковица, Дева чистая. Да возвестит Гавриил изначальную истинную волю Всевышнего. Будь готова к восприятию Бога, ибо чрез Тебя Невместимый стал жить с смертными. Посему в радости я восклицаю: все творения Господни благословите Господа (Ис. 25:1; Варух. 3:37).

Всякий ум смертных, – отвечала Дева, – изнемогает, стараясь постичь слова которые ты вещаешь Мне. Внимаю речам твоим, но в изумлении страшусь, чтобы обольщением, подобно Еве, ты не удалил Меня от Бога. Впрочем же, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Быт. 3:2).

Вот, недоумение Твое уже разрешено, – говорит на то Гавриил. – Ибо Ты справедливо словами уст Твоих назвала это дело непостижимым. Повинуйся же и не сомневайся в том, как о вымысле, но веруй, как действительному событию, ибо я в радости восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

Таков от Бога закон смертным, – отвечает Непорочная, – чтобы рождение происходило от взаимной любви. Но Я совершенно не знаю удовольствий супружества: как же ты утверждаешь, что Я рожу? Боюсь, не обманываешь ли ты. Впрочем, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:34).

Слова, которые Ты вещаешь мне, Досточтимая, – взывает опять Ангел, – относятся к обыкновенному рождению людей смертных. Я возвещаю Тебе, что истинный Бог неизреченным и непостижимым образом, как Сам знает, воплощается от Тебя, посему в радости я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:35).

Ты являешься Мне вещателем истины, – отвечала Дева. – Ибо ты пришел благовестником всеобщей радости; и, так как Я очищена в душе вместе с телом, то да будет Мне согласно слову твоему. Да вселится в Меня Бог, Которому Я вместе с тобою восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

Пеcнь 9-я

Ирмос: Рука непосвященных (нечистых) да не касается одушевленного кивота Божия (кивот, или ковчег откровения, был местом явления Бога Моисею; Числа 7:89), уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: Благодатная, Господь с Тобою.

Непостижимо зачав Бога, Ты, Отроковица, превзошла законы естества: ибо Ты, и пребыв тленною по естеству, в рождении не испытала свойственного матерям. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Иез. 44:2).

Язык человеческий не может изъяснить, как Ты источаешь молоко, Дева чистая. Ибо Ты являешь дело, чуждое природе, превышающее пределы законов рождения. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Лк. 2:7).

В Священных Писаниях таинственно говорится о Тебе, Матерь Вышнего. Так Иаков в древности, узрев прообразовавшую Тебя лестницу, сказал: Это – путь Божий, посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Быт. 28:13-19).

Купина и огонь предуказали священнозрителю Моисею дивное знамение. Ища исполнения его в последствии времени, он сказал: Вижу это в чистой Деве, которой, как Богородице, да будет сказано: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Исх. 3:3).

Даниил называет Тебя мысленною горою; Исаия – Родительницею Бога; Гедеон видит Тебя в образе руна (овечьей шкуры, чудесно орошенной, Суд. 6:36-40), Давид именует Тебя Святынею; еще некто – вратами; а Гавриил восклицает Тебе: Радуйся благодатная, Господь с Тобою (Дан. 2:35; Ис. 7:14; Псл. 95:6; Иез. 44:2; Лк. 1:30).

И так, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы является радостным днем для православного человека. Особенно он был таковым для наших благочестивых предков, полюбивших Деву Марию за Ее добродетели столь сродные душе русского человека: смирение, кротость и стремление к идеальному. Русские люди многие храмы и монастыри посвящали Пресвятой Богородице и называли свое отечество “Домом Пресвятой Богородицы.” Дева Мария же отвечала на любовь к Ней русских людей Своей небесной помощью и множеством чудотворных икон.

Праздник Благовещения напоминает о великой любви Бога к людям и о том, что Сын Божий стал человеком для того, чтобы нас сделать причастниками Своей Божественной природы. Праздник Благовещения призывает нас подражать Пречистой Деве в Ее подвиге чистоты и целомудрия и стремиться к Небу, где ангелы и святые ликуют в вечном свете.

В день Благовещения мы все приобрели в лице Девы Марии теплую Заступницу у престола Божия. Будем же благодарить Бога за Его милости к нам и просить Пречистую Деву помочь нам достигнуть тихой пристани Царства Небесного.

Этот праздник в числе особо почитаемых в православной церкви. Благовещение – светлый и радостный день для каждого христианина.

Наряду с Рождеством и Пасхой, он относится к двунадесятым – то есть самым значимым, главным в православии. Знаменует праздник явление Архангела Гавриила Деве Марии, который принес ей благую весь о зачатии и рождении ею Сына Божьего.

За многовековую историю этот праздник приобрел множество традиций, которые с благоговением чтутся и по сегодняшний день. Считается, что молитвы, возносимые Богородице в этот день, обязательно принесут свои плоды. Часто у Нее просят ребенка и/или защиты уже родившихся детей. Более подробно о традициях и особенностях празднования торжества – в данном материале.

История праздника

В основе праздника лежат события, описанные в Библии. Воспитанная в храме Мария дала обет остаться девой. Жила она со своим названным мужем в Назаретте, когда в один день ей явился Архангел Гавриил и поведал о великом чуде, которое ее ждет – зачатие Иисуса Христа – Сына Божьего, Спасителя мира.

От слов «благая весть» впоследствии и образовано название праздника – Благовещение. Первые упоминания о праздновании сего торжества встречаются во втором веке, но лишь 4 века спустя оно получило статус официального по приказу императора Византии Юстиниана, которым была установлена и его дата – 25 марта (по старому стилю, по новому – 7 апреля).

Следует отметить, что на месте встречи Девы Марии с Гавриилом сегодня стоит храм, куда совершают паломничество миллионы верующих, желая увидеть это священное место. Что касается даты этого праздника, то ее высчитали, ориентируясь на день Рождества Христова (минус девять месяцев). Также 25 марта упоминается в Ветхом Завете как день, когда Бог создал человека.

Каковы традиции Благовещения

Этот праздник начинается с молитвы, ею же он и заканчивается. К Деве Марии в этот день обращаются родители, прося о здоровье своих детей, их защите, счастливом будущем. Молятся о зачатии ребенка, успешных родах и так далее. Обязательно на Благовещение посещается праздничное богослужение в храмах. С собой приносят для освящения просвиры (маленький пресный хлебец), один из них весь год хранят возле иконы Богородицы, остальные раздают все членам семьи.

Праздник не должно встречать с застарелыми обидами, поэтому накануне нужно помириться всем, кто находился в ссоре, взаимно простить друг друга. Никаких обид, чувства вины и других «камней» на душе не должно быть в этот светлый праздник. Многие из сохранившихся до сегодня традиций имеют больше языческие корни, чем религиозные. Например, приметы и гадания, которые церковью не приветствует.

На Благовещение все помыслы должны быть направлены на само торжество, осознание его смысла и важности. Заниматься тяжелым трудом и любыми домашними хлопотами запрещается. Особенно это касается шитья, работы в огороде, строительства, уборки и так далее. В народе даже есть такая поговорка, что даже птицы этот день не вьют гнезда. Считается, что нарушение этого правила сулит несчастье, неприятности, неудачу.

Сохранился до наших дней, правда, не во всех регионах, обычай выпускать голубей в небо. Это могут быть и другие птицы, выращенные дома или пойманные заранее. Обычай символизирует снисхождение Гавриила с благой вестью для Марии. Отпуская птицу-«ангела» на волю, люди верят, что он принесет им удачу в качестве награды за подаренную свободу.

Когда празднуется Благовещение в России в 2018 году

С переходом на григорианский календарь дата празднования этого события сместилась с 25 марта на 13 дней – на 7 апреля. Ежегодно его дата не меняется, поскольку связана с праздником Рождества, у которого она тоже фиксированная.

Поскольку праздник выпадает на предпасхальный пост, на столе должны быть постные блюда. Встречают это событие россияне, как правило, в кругу семьи без пышных застолий. От алкогольных напитков тоже приходится отказываться, разрешается несколько глотков кагора.

Как поздравляют друг друга в этот день

Это радостное событие для каждого верующего человека, но и далекие от религии люди тоже присоединяются к числу желающих его отпраздновать. Уместны любые искренние пожелания, упоминание истории возникновения праздника (не всей, конечно, а главного момента – возвещение благой вести). Особого внимания требуют тексты, адресованные прихожанам и глубоко верующим людям, поскольку для них это великое событие, а оскорбить их чувства легко.

Если нет уверенности в грамотности готового поздравления (на открытке, скопированного из интернета) с точки зрения трактовки праздника или соответствующего ему библейского события, лучше сказать несколько теплых слов от души. Среди универсальных пожеланий в таком случае: пусть ваши молитвы будут услышаны, пусть Дева Мария защитит детей и дарует им счастливую жизнь.

Один из самых почитаемых у православных праздник Благовещение был установлен по случаю благой вести Деве Марии о том, что она скоро станет матерью и родит ребёнка, который станет Мессией и Спасителем мира. Радостная весть о зачатии сына была оповещена женщине Архангелом Гавриилом. С этого момента и начинается Евангельская история Иисуса Христа. Как и какого числа отмечается Благовещение в России в 2018 году? Какие особенности празднования существуют в этот день у православных? Что можно делать на Благовещение, а чего категорически следует избегать?

Когда отмечается?

Благовещение – это третий по значимости и непереходящий в дате великий церковный праздник, который всегда отмечается 7 апреля (по Юлианскому календарю это 25 марта), ровно за девять месяцев до того момента, когда в иудейском городке Вифлеем 7 января родился Спаситель мира – Иисус Христос. У славян этот праздник знаменовал начало нового сельскохозяйственного года, ведь сразу по его окончании, начинались массовые работы в полях и огородах.

Даты наступление Благовещения и в 2018-2020 годах:

Традиции празднования

Одной из главных традиций праздника является приготовление Благовещенской соли, которая имела чудодейственные свойства и могла излечить человека от различных недугов и заболеваний.

Если в древности такую соль пережигали в печи, то сейчас для этого подойдёт и обычная духовка. Для этого рано утром до восхода солнца, приготовленную крупную соль в полотняном мешочке клали в духовку, оставляя на 20 минут для запекания. После этого её остывали и пользовались по необходимости круглый год.

На Благовещение всегда было в почёте паломничество. И даже если нет возможности для путешествия по святым местам в этот день, можно просто сходить в церковь, храм или часовню. Постоять перед образами, помолиться за себя и здоровье своей семьи.

Ввиду такого значимого события в истории православной церкви, как Благовещение, множество храмов, построенных в России, названы в честь Пресвятой Богородицы.

Что приготовить на Благовещение?

Одним из важнейших церковных канонов на Благовещение, является ограничение в выборе пищи. Ввиду того, что этот праздник выпадает на Великий предпасхальный пост, трапезничать можно только постными блюдами. Итак, что можно есть на Благовещение:

  1. Грибные и рыбные блюда.
  2. Каши, пюре или супы из бобовых.
  3. Овощные блюда в любых вариациях.
  4. Фрукты в сыром виде или в салатах.
  5. Печёная либо вареная рыба.
  6. Узвар или кисель из сухофруктов.
  7. Пресный хлеб или лаваш.
  8. Постные голубцы с овощами или вареники с фруктами.

Пышные застолья в этот день не устраивались. По гостям не ходили и не приглашали к себе домой тех, кто не относится к близкому кругу людей семьи. Из выпивки к праздничному пиршеству разрешается только вино (кагор).

Приметы на Благовещение

Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы считался третьим и последним днём для зазывания весны. Природа в апреле уже проснулась и никаких заморозков, которые бы испортили молодые пагоны и почки на деревьях быть не должно. Погодные приметы этого дня следующие:

  • Иней и туман на утро – к хорошему урожаю.
  • Дождь на Благовещение сулит рыбакам хороший улов в течение года.
  • Тёплая ночь – к ранней весне.
  • Тёмное небо без звёзд свидетельствует о том, что куры будут нестись плохо.
  • Морозное утро к последующим заморозкам и хорошему урожаю яровых культур.
  • На улице сыро – хорошо уродят грибы.
  • Если 7 апреля будет гроза, то орехов в лесу будет много.
  • Солнечное небо без туч сулит грозовое лето.
  • Ласточки ещё не прилетели, значит весна будет затяжной и холодной.
  • Если на крышах остался снег, то на полях он пролежит к Юрьеву дню (6 мая).
  • Прилетели кулики и кряки – стоит ожидать тепла.

Помимо погодных примет на Благовещение существует множество запретов и суеверий, которые свято чтятся и соблюдаются у православных и наиболее примечательные из них следующие:

  • Говорят, что в этот день даже птица гнезда не вьёт, а это значит, что по дому нельзя выполнять никаких бытовых дел и не начинать ничего нового.
  • Обновка (новая одежда), одетая в праздник не будет носиться.
  • Нельзя расчёсываться в этот день – волосы будут сыпаться.
  • Работать с землёй до этого дня — запрещено.
  • Брать в долг или одалживать что-то нельзя. Отдавая что-нибудь из дома, человек лишается частички своего здоровья.

А вот для воров (карманников или домушников), украсть что-то в это день считалось доброй приметой. Удачная «уловка» сулила везение в течение целого года. Подобное явление пока необъяснимо и непонятно с чем оно связано, ведь воровство — это смертный грех.

В этот день крестьяне клали в кадку с зерном, которое планируется посеять в поле, благовещенскую икону со словами: «Матерь Божья и Архангел Гавриил – благословите нас урожаем».

На Руси Благовещение начали отмечаться в IV веке, сразу после того когда праздник Рождества Христова 7 января был объявлен, как день рождения Иисуса Христа.

В 2018 году праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы, который всегда отмечается 7 апреля, выпадает на Великую субботу – последний день перед светлым праздником Пасхи, но самый скорбный и строгий. Как же быть верующим?

Много лет назад было решено, что все праздники, которые выпадают на время Великого поста, переносить на выходные дни. Чтобы в будни не было лишнего соблазна в пище и веселье. Но Благовещенье перенести нельзя – он всегда отмечается строго в один и тот же день. И одно дело, когда в начале 90-х годов он совпал с Пасхой, и это было всеобщее веселье, скажем так, по двум поводам, и другое дело в 2018 году.

Со 2 по 8 апреля православных ждет Страстная седмицапоследняя неделя Великого поста. Это и многочасовые богослужения, и строгие ограничения в пище. Время скорби, покаяния, страданий. И вот 7 апреля будет Великая суббота и Благовещенье. И в данном случае почитание Великой субботы и Христовых страданий важнее.

А еще за Великий пост у православных верующих есть два дня, когда можно есть рыбу. Это Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) и Благовещенье. Но в 2018 году в этот праздник рыбу есть будет нельзя. Опять же из-за совпадения с Великой субботой.

Чтобы знать больше, посмотрим, что за праздник Благовещенье и почему его так любят.

Где в Барнауле храм Благовещенья?

Практически в каждом городе России есть храм в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы. В Барнауле он располагается в стенах Епархиального управления на проспекте Ленина, 17. Это домовой храм управления Барнаульской епархии.

Откуда пришла Благая весть?

Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и принес Благую весть о том, что именно ей предстоит родить сына Божьего Иисуса Христа. Ровно через девять месяцев после 7 апреля он и родился. Рождество Христово также непреходящий праздник и отмечается всегда 7 января.

Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.

Когда появился праздник Благовещенья?

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю. Число 7 еще и согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.

Что Благовещенье значит для людей?

На Руси Благовещенье было третьим по значимости праздником после Пасхи и Рождества Христова. В этот день запрещалось работать. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай.

Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд.

По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям.

Народные приметы на Благовещенье:

  • Ясный день – хорошее лето;
  • пасмурный день – к плохому урожаю;
  • дождливый день – к урожаю орехов, ржи, хорошему клеву у рыбаков.