Культурно исторические памятники древней кубани. Исторические памятники кубани

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ НА КУБАНИ И ИХ

ИССЛЕДОВАТЕЛИ
5 класс

МБОУСОШ № 8

Учитель ИЗО, кубановедения Панченко В.Л.

Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи

5 класс

Цель: расширить знания детей о памятниках древней Кубани; обобщить ранее полученные сведения об исследователях исторических памятников; воспитать внимательное отношение к окружающему миру.
Задачи:

Способствовать поисковой и исследовательской деятельности учащихся;

Развивать интерес к истории своей малой родины;

Воспитывать чувство прекрасного, уважение к культурному наследию.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, карта Краснодарского края.
Ход урока

Вступительное слово учителя:

Слайд № 1

Что входит в понятие «малая родина»? Конечно же, это место, где родился, рос, познавал красоты природы, знакомился с жизнью. Но, кроме воспоминаний о собственном детстве, в это понятие входит и знание своеобразного «детства», истории родного края, знание имен людей, посвятивших жизнь исследованию прошлого.
Самыми известными историческими памятниками являются дольмены, курганы и городища.
По ходу рассказа ведется просмотр презентации и прослеживание географии представленных объектов по карте.
На территории Краснодарского края рассеяны тысячи памятников, которые по историческому и культурному значению стоят в одном ряду со знаменитым Стоунхенджем и являются ровесниками Египетских пирамид.

Слайд № 2-5

Это дольмены. Вот уже 200 лет историки и археологи пытаются разгадать тайны, окутывающие эти сооружения. Дольмены представляют собой древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) рукотворные сооружения определённой формы. В нашем крае дольмены в основном сосредоточены на побережье. У адыгов существует древнее сказание о дольменах. Согласно ему, когда-то на месте их построек жили великаны (нарты) и слабые, беспомощные карлики. Из жалости к ним нарты воздвигли для этого народа дома из каменных плит, оставив лишь небольшое отверстие, чтобы в него мог пройти очень маленький человечек. Поэтому, в переводе с адыгского, название этих сооружений означает «карликовые дома».

В настоящее время работа по исследованию дольменов ведется не менее активно, предпринимаются все новые и новые экспедиции.
Вопрос классу: Что такое дольмены? Какие легенды с ними связаны? С какими памятниками мировой культуры они имеют сходство?

Слайд № 6

Наряду с дольменами яркими свидетельствами пошедших культур являются курганы. Курганы – могильные насыпи, имеющие важное историческое значение. Курганный способ захоронения присущ практически всем кочевым и оседлым племенам, проживавшим на территории Кубани в эпоху раннего железа.

Одним из известнейших исследователей, внесших неоценимый вклад в развитие истории Кубани, является Николай Иванович Веселовский.

Сразу по приезде на Кубань в 1895 году Н. И. Веселовский 18 июля посетил Екатеринодар, осмотрел достопримечательности и древности музея, созданного по инициативе историка Е. Д. Фелицына при Кубанском областном статистическом комитете еще в 1879 году. Ученый произвел фотоснимки с некоторых редких исторических предметов. И затем отбыл к месту раскопок в юрт станицы Варениковской. В июле-августе следующего года археолог изучал захоронения в районе станицы Белореченской, а в 1897 году вел раскопки между станицами Ярославской и Костромской и одновременно в г. Майкопе.

В 1898 году Николай Иванович исследовал один из десяти Ульских курганов (в нынешнем ауле Уляп) с богатым погребением вождя племени.

В 1906 году профессор Н. И. Веселовский исследует курганы станиц Калужской и Афипской, в 1908-1909 годах продолжает работу в ауле Ульском, в 1911-м в Брюховецкой и Новоджерелиевской, а в 1912 году в Роговской, Марьянской и в юрте станицы Тульской.

Следует сказать, что весь долголетний и самоотверженный труд Николая Ивановича Веселовского был только преддверием к многоплановым и масштабным археологическим изысканиям, которые теперь ежегодно и систематически ведутся на Кубани...

Вопрос классу: Что такое курган? Кто является одним из известных исследователей курганной культуры? Какие курганы он изучал?

Слайд № 7-10

К культурно-историческим памятникам относим и городища. Городище – это место, где в древности был город или укрепленное поселение.

На территории Краснодарского края насчитывается немало таких исторических объектов. В частности, в Отрадненском районе находится Ильичевское городище.

Первым его исследователем был Михаил Николаевич Ложкин. Им лично было открыто и раскопано вместе с учеными и студентами КубГУ Ильичевское городище, на котором он обнаружил ценные для науки остатки средневекового городского центра западной окраины знаменитой Алании. Городище исследовалось в 1960-е годы Н.В Анфимовым и в начале 1990-х В.Н. Каминским. Раскопки позволили отнести городище к поселениям городского типа и датировать его IX-XIII веками. Город стоял на Даринской ветке Великого шелкового пути и являлся одним из самых крупных торговых, ремесленных и военных центров Аланского государства на Северо-Западном Кавказе. В окрестностях имеются и другие археологические памятники самых разных эпох.

Вопрос классу: Что такое городище? Какое городище находится в нашем районе? Кто из ученых-археологов занимался исследованиями этого исторического памятника?

Выступления учащихся по заранее подготовленным материалам.

Слайд № 11

1-й ученик: Дольмены как памятники искусства. Размещая плиты с точным строительным расчетом, создатели дольменов проявили себя и в качестве архитекторов. Почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стеной. Получается П-образный портал. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Все это позволило выделить в постройке элементы конструкции – несущие свод опоры и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Именно стремление к прочности потребовало возведения дольменов из пяти крупных плит, а не из брусчатки или рваного камня. Монолитность, несокрушимость роднит кавказские усыпальницы с египетскими пирамидами. Сходство закономерно. И те и другие должны были служить вечными жилищами для людей, считавших эту жизнь временным пристанищем и воплотивших веру в иную жизнь в монументальных каменных гробницах. Снаружи дольмены никак не украшали, хотя их стены – идеальная плоскость для орнаментального фриза. Но такой фриз неизбежно разрушит плоскость всего архитектурного сооружения. Поэтому в тех редких случаях, когда на дольменах есть орнамент, он сводится к узким поясам узора: например, в долине р. Жане – зигзаги на портале выступающих перед входом в дольмен торцах боковых плит. Монолитность стен этим не нарушена.
Слайд № 12

2-й ученик: Большой Майкопский курган- памятник эпохи бронзы. Имеющий мировую известность, послужил эталоном для выделения майкопской культуры. Исследован в Майкопе (ныне это улица Курганная) в 1897 г. по указаниям профессора Н.И. Веселовского. Под насыпью высотой свыше 10 м находилась погребальная яма, разделенная деревянными перегородками на три части. В камерах лежали в скорченном положении, на правом боку мужчина и две женщины; мужчина был укрыт покрывалом, богато расшитым золотыми бляшками в виде идущих бычков и львов. Рядом с ним находились 8 серебряных стержней, орудия труда из бронзы и камня, оружие, керамика, 14 серебряных и 2 золотых сосуда. Возле женщин лежали также ювелирные украшения. Находки из кургана относят к III тыс. до н.э. и до сих пор превосходят по богатству другие комплексы Майкопской культуры.
Слайд № 13

3-й ученик: Елизаветинское городище - находится на южной окраине ст. Елизаветинской, вытянуто вдоль коренной террасы реки Кубани. Площадь посада застроена усадьбами станицы. Оригинальна тем, что имеет две курганообразные цитадели, окруженные общим рвом. Эта часть городища не застраивалась и доступна для осмотра. В обрыве террасы обнажены культурные слои, и к ее подножью осыпаются фрагменты керамики, кости и другие предметы. Исследуется с 1934 года В.Л. Городцовым, В.П. Шиловым, М.В. Покровским, Н.В. Анфимовым. Установлено, что городище существовало с V века до н.э., как укрепленное поселение меотского племени и торговая фактория боспорских греков Центр ремесла, прежде всего, керамического производства. Площадь городища составляла до 200 х 500 м. Кроме этого отдельный ров и вал отсекали от степи еще несколько га площади (последний не сохранился). Известны могильники городища.

Слово учителя:

Слайд 14-15

Меняется время, исчезают былые культуры, на их место приходят новые. Но мы, потомки, обязаны сохранять и приумножать знания о них. Ведь без прошлого никогда не было бы ни настоящего, ни будущего.

Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Слайд № 16

подготовить мини-сообщения о различных памятниках культуры.

План


  1. Название

  2. Место расположения

  3. Кто исследовал

Список использованной литературы


  1. Трехбратов Б.А. «Кто есть кто в кубановедении». Библиографический словарь-справочник. Издательство «Традиция», 2007.

  2. Бардадым В.П. «Радетели земли кубанской». Краснодар: «Советская Кубань», 1998.

  3. Дольмены. Туристический путеводитель.

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ВОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ - КАСКАД ВОДОПАДОВ НА РЕКЕ АГУРЕ (В РАЙОНЕ СОЧИ); -ВОДОПАДЫ РЕКИ РУФАБГО; - ОЗЕРО СОЛЁНОЕ (ТАМАНЬ) - ТУРЕЦКИЙ ФОНТАН (ТАМАНЬ)

"Сердце Руфабго" Водопад Руфабго "Девичьи Косы"

На южном берегу Тамани, между мысом Железный Рог и Бугазским лиманом, расположено озеро Соленое. Летом озеро высыхает и на его поверхности остается слой поваренной соли, под которой скрывается пласт черной целебной грязи. Отдыхающие, ничуть не смущаясь, пользуются лечебными свойствами грязи прямо на озере. А потом, похожие на пингвинов издалека, идут "смывать с себя грязь" в Черном море, которое находится в 100 м от Соленого озера.

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ - ГУАМСКОЕ УЩЕЛЬЕ (АПШЕРОНСКИЙ РАЙОН); - АХТАНИЗОВСКАЯ СОПКА (ТАМАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ); -СКАЛА ПЕТУШОК (ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ); -СКАЛА ПАРУС (ГЕЛЕНДЖИК); -СКАЛА ОРЛАН; -ПЕЩЕРЫ (СТАЛАКТИТЫ, СТАЛАГМИТЫ, СТАЛАГНАТЫ);

СКАЛА ПАРУС Автором этого величественного сооружения является матушка природа. Высота нерукотворного паруса достигает почти тридцати метров, и любой желающий может увидеть его, проехав полтора десятка километров южнее известного кубанского порта Геленджик. Завораживающий вид памятника дополняет роща знаменитой пицундской сосны, расположенная неподалеку от скалы.

Ахтанизовская сопка расположена в северной части Таманского полуострова на юго-западной окраине станицы Ахтанизовской Темрюкского района, в виде конуса, возвышающегося над уровнем моря на 67 м. На вершине сопки находится главный кратер эллипсовидной формы. В нем пузырится темно-серая, илистая масса. Время от времени она вдруг поднимается и переливается через края, растекаясь по склонам. Выделяющиеся пузырьки газа (преимущественно метана СН 4) создают впечатление будто грязь кипит, в действительности она холодная»

АЗИШСКАЯ ПЕЩЕРА Сталакти ты (греч. Σταλακτίτης - натёкший по капле) - хемогенные отложения в карстовых пещерах в виде образований, свешивающихся с потолка (сосульки, соломинки, гребёнки, бахромы и т. п.).

АЗИШСКАЯ ПЕЩЕРА Сталагмиты - "сосульки", растущие из пола пещеры. Сталагмиты обычно толще сталактитов, ведь вода при падении разбрызгивается и кристаллики рассыпаются. И сталактиты, и сталагмиты растут очень медленно - сотни и тысячи лет. сталагмиты и сталактиты со временем срастаются, образуя СТАЛАГНАТЫ

БОТАНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ - СОЧИНСКИЙ СЕЛЕКЦИОННЫЙ САД ПРИ НИИ ГОРНОГО САДОВОДСТВА И ЦВЕТОВОДСТВА; -СОЧИНСКИЙ ДЕНДРАРИЙ; -ДУБЫ: ВЕЛИКАН И ВЕКОВОЙ В АБИНСКЕ; ВЫСОКИЙ, ТИТАН, БОГАТЫРИ В КРАСНОДАРЕ; - МАССИВЫ МОЖЖЕВЕЛЬНИКА, ФИСТАШКИ. КИПАРИСА; -ПАРКИ, АЛЛЕИ (ПАРК ПРИ КУБАНСКОМ АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)

Одним из самых любимых мест отдыха сочинцев и особенно гостей города является Дендрарий. Это своеобразный музей природы, в котором собраны представители флоры не только Кавказа, но и многих стран мира. На площади более 49 гектаров мы можем увидеть около 1700 видов и форм растений со всего земного шара.

Необычный дуб растет во дворе дома на Орджоникидзе, 25 в Краснодаре. Остается только догадываться, сколько человеческих поколений перевидал он за свою жизнь – по одним данным дереву более трехсот лет, по другим - за четыреста, а если верить биоэнергетическому тестированию – 644 года. В любом случае дуб видел еще первых казаков, пришедших на Кубань 215 лет назад

Благодаря особому микроклимату, в Хосте сохранился уникальный памятник природы – Тисо-самшитовая роща. Роща является самым крупным участком диких зарослей древнего леса. Здесь можно увидеть 2000 -летний тис, высотой до 30 метров (он старше столицы нашей родины Москвы на 200 лет), и дуплистые старые липы; Тисовые леса – реликтовые, очень редкие – являются ценнейшими ботаническими и культурно-эстетическими памятниками природы мирового значения. Тис – вечнозеленое хвойное дерево, не содержащее смолу. Самшит – самое тяжелое дерево (тонет в воде). Растет очень медленно 1 мм. в год. Живет до 300 -500 лет. Это реликтовое растение третичного периода.

ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ - МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ ГОРГИППИЯ (АНАПА); - МУЗЕЙ АТАМАНЬ (СТ. ТАМАНЬ); -ПАМЯТНИК КАЗАКАМ НА ТАМАНИ (ХУДОЖНИК КОСОЛАП); - СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКИЙ СОБОР (АРХИТЕКТОР МАЛЬГЕРБ); -ПАМЯТНИК 200 -ЛЕТИЮ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

Памятник в честь 200 -летия Кубанского казачьего войска, 1897 г. (восстановлен в 1999 г.), архитектор В. А. Филиппов, автор восстановленного памятника А. А. Аполлонов. Находится на пересечении ул. Красной и ул. Буденного

Свято-Екатерининский кафедральный собор. между современными улицами Мира и Орджоникидзе, Коммунаров и Седина, в 1814 году была построена церковь св. Екатерины. Инициатором её строительства был войсковой протоиерей Кирилл Россинский. . Свято-Екатерининский кафедральный собор, является главным храмом епархии. При храме действует воскресная школа. Ещё Екатерининский собор называют Красным собором

Горгиппия – античный город, располагавшийся на месте центральной части современной Анапы. Город возник не позднее начала V в. до н. э. Первоначальное наименование города не известно. Наименование Горгиппия город получил в честь члена царского рода Спартокидов Горгиппа во второй половине V в до н. э.

ТЕСТ: ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. На какой реке находится каскад водопадов в районе Сочи? А) Пшада б) Агура в) Руфабго 2. Что извергает Ахтанизовский вулкан? А) грязь б) мин. воду в) лаву 3. В районе какого города находится скала Петушок? а) Геленджик б) Горячий ключ в) Сочи 4. Архитектором памятника 200 -летию Кубанского казачьего войска является? А) Мальгерб б) Филлипов в) Косолап 5. Где находится знаменитый Турецкий фонтан? А) ст. Ахтанизовская б) ст. Северская в) ст. Таманская 6. Как называются сосульки, растущие с земли? А) сталактиты б) сталагмиты в) сталагнаты

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ 1 -б; 2 -а; 3 -б; 4 -б; 5 -в; 6 - б. 6 баллов – « 5» 4 -5 баллов – « 4» 3 балла- « 3»

Кубань входит в число тех регионов России, где в годы Великой Отечественной войны шли наиболее ожесточенные бои. В военной истории нашего края огромное количество трагических и в то же время славных страниц, связанных с подвигами защитников Отечества. И очень отрадно, что они достойно увековечены в металле и камне. По данным управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, у нас насчитывается почти полторы тысячи памятников военной истории, которые внесены в соответствующий государственный реестр и охраняются законом. В их числе братские могилы и одиночные захоронения, мемориальные комплексы и обелиски. А ведь есть еще значительное количество небольших памятных знаков местного значения, которые не входят в госреестр и не считаются объектами культурного наследия, но тоже помогают сохранять память.

Памятники войны в нашем крае создавались на протяжении нескольких десятилетий, но, возможно, самое значительное их количество было открыто к тридцатилетию Победы. Например, в 1975-м был торжественно открыт мемориал воинам-освободителям Краснодара, изображающий вооруженного солдата, наступающего на знамя Третьего Рейха. Многие памятники, по сути, создавались поэтапно на протяжении нескольких лет. Например, не в один момент свой нынешний облик приобрел знаменитый мемориальный комплекс «Сопка Героев» в Крымском районе. Часть памятников Победы появились на месте скромных знаков и обелисков, которые были установлены сразу после войны. В то же время кое-где в нашем крае практически в неизменном виде сохранились изваяния, установленные еще в сороковые годы.

Конечно же, и масштабные монументы, и небольшие обелиски одинаково важны. Все они нужны для того, чтобы мы не забывали о войне и павших защитниках Отечества. Но, как сама память не может сохраняться по «инерции» и требует освежения, так и изваяния нуждаются в регулярном уходе и поддержании. В этой работе есть свои нюансы.

– Подавляющее большинство наших памятников войны имеют статус регионального значения, – говорит ведущий консультант отдела памятников архитектуры управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Вера Федюн.

– По закону бремя их содержания возложено на собственников, которыми являются сельские поселения и городские округа. Вместе с тем нужно отметить, что состояние таких объектов в нашем крае поддерживается совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления и общественников. Работы финансируются за счет краевого и муниципального бюджетов, средств спонсоров и шефствующих организаций.

За последнее время многие памятники военной истории были приведены в порядок благодаря долгосрочной краевой целевой программе «Кубань и великие победы России». Например, в прошлом году завершился ремонт воинского мемориала в хуторе Бейсужек Выселковского района. Примерно тогда же проведен ремонт памятника на братской могиле в станице Восточной Усть-Лабинского района, на который была выделена субсидия в сто тысяч. В прошлом году в рамках этой же программы 600 тысяч рублей было выделено для обновления четырех памятников в Мостовском районе, еще 270 тысяч пошло на ремонт монумента на братской могиле в хуторе Беликов Славянского района.

Одно из непременных условий для получения таких субсидий – наличие у органа местного самоуправления прав собственности на памятник. Но, к сожалению, еще далеко не везде в крае они подобающе оформлены, из-за чего возникают проблемы. Например, по этой причине не были освоены почти три миллиона рублей, изначально предусмотренные на ремонт памятника в Нижнебаканском сельском поселении Крымского района. Этотобъект попросту исключили из программы «Кубань и великие победы России». Та же судьба постигла и один памятник в Ленинградском районе, на обновление которого планировалось направить 250 тысяч рублей. Само собой, такие последствия заставляют вести «наступление» на проблему бесхозности по всем фронтам. Часто дело даже доходит до судебных исков прокуратуры к местным властям – эта крайняя мера применяется к самым нерасторопным.

К слову, о проблемах. Еще совсем недавно остро стоял вопрос с установкой информационных табличек, которые по закону должны быть на всех объектах культурного наследия. Пару лет назад только к Белореченскому району в этом плане не было претензий. За последний год большинство муниципалитетов подтянулись, хотя аутсайдеры еще остались. Например, Краснодар сейчас только лишь согласовывает тексты информационных надписей с краевым управлением государственной охраны объектов культурного наследия.

Само собой, ремонт и реконструкция памятников продолжится, тем более что не за горами 70-летие Победы. Необходимость проведения соответствующих работ к юбилейной дате четко обозначена в концепции программы «Кубань и великие победы России» на 2013– 2016 годы. По информации управления в настоящее время запланирован ремонт нескольких объектов в Кущевском, Крыловском, Белоглинском и Славянском районах, самым известным из которых является памятник казакам 4-го гвардейского Кавалерийского казачьего корпуса в Кущевской. Кроме того, недавно губернатор Кубани Александр Ткачев объявил, что масштабная реконструкция ждет мемориал «Сопка Героев».

– Если подходить к оценке состояния памятников в соответствии с современными требованиями и критериями, то в капитальном ремонте нуждаются многие их них, – говорит Вера Федюн. – Он уже проведен на мемориальных комплексах практически во всех краевых центрах. В ухоженном состоянии находятся памятники в небольших населенных пунктах, но их капитальные ремонты не проводились. Проблемными являются памятники, расположенные на удаленных территориях например, на горе Лысая в Крымском районе.

Так или иначе, местные власти несут полную ответственность за содержание памятников, тем более что не всегда для их поддержания в достойном состоянии нужны большие деньги. Подчас многое зависит от наличия желания и инициативы, но, очевидно, что с этим случаются «перебои». Например, такой вывод следует из прошлогоднего постановления ЗСК, принятого по итогам выездных проверок. В нем было отмечено, что в ряде населенных пунктов недостаточно внимания уделяется вопросам благоустройства, озеленения территорий, проведения текущего ремонта и поддержания санитарного порядка объектов военной истории. К слову, особый акцент также был сделан на уже упомянутую проблему бесхозности. Но в то же время в постановлении было отмечено, что по сравнению с началом проведения таких проверок в 2010 году есть положительная динамика в работе многих органов местного самоуправления. В положительную сторону были отмечены Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Динской, Кореновский, Крыловский, Крымский, Тимашевский и Туапсинский районы.

Как бы там ни было, самое главное, что запущенных памятников войны на Кубани сегодня нет. В таком мнении сходятся все специалисты.

– Я без малого тридцать лет занимаюсь памятниками и могу сравнивать, – говорит консультант краевого совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Людмила Селиванова. – В 90-е годы в этой сфере был провал, но теперь мы возвращаемся к тем ценностям, которые на какое-то время были утрачены. Пожалуй, сейчас все стало так же хорошо, как было когда-то. Я это вижу, в том числе, сравнивая старые и новые фотографии из нашей картотеки. Очень радует, что возобновляется шефство и активно привлекается молодежь. Дети, которые сделали уборку вокруг памятника, уже вандалами не будут.

Но как еще можно увековечить память о Победе, подвиге защитников Отечества и нужно ли вообще создавать что-то новое и масштабное? Например, по мнению Людмилы Селивановой, сейчас лучше сосредоточиться на сохранении и популяризации того, что есть. В то же время она считает, что нечто новое может понадобиться по мере раскрытия неизвестных страниц войны, которых еще немало. Но, в любом случае, небольшие памятники, то и дело появляются в разных уголках края благодаря стараниям неравнодушных людей. Например, в День Победы сотрудники отряда специального назначения «Акула» УФСИН России по Краснодарскому краю вместе с единомышленниками установили небольшой обелиск у подножья горы Пшау в Северском районе. Он посвящен бойцам Красной армии, сражавшимся в ожесточенных боях за освобождение Кубани.

Благо, что создание дорогих монументов – это далеко не единственный способ увековечения памяти о событиях Великой Отечественной войны. В своеобразный памятник можно легко превратить и целый город, если присвоить ему соответствующее звание. На Кубани есть город-герой Новороссийск и город-госпиталь Сочи. Туапсе и Анапа – города воинской славы, а сейчас многие люди ратуют за то, чтобы такое же почетное звание получил и Краснодар. Хочется верить, что так и будет.

Человеческая память – довольно странная и тонкая вещь. Хорошо известно, что мы отлично запоминаем все приятное, но подчас напрочь забываем о тяжелых событиях. Но вот люди, пережившие Великую Отечественную войну, ее не забыли, хотя, возможно, и хотели бы. Мы, в отличие от них, такую возможность имеем, но не имеем на это права. Как ни крути, через какое-то время о войне будут напоминать только учебники истории да памятники, а потому забота о них является задачей особой важности.

13 апреля 2013 года в Краснодаре организованы Корниловские поминовения. Мероприятие посвящено командующему Добровольческой армией в день 95-ой годовщины со дня его гибели. В этот день торжественно открыт памятник белому генералу Лавру Корнилову.

ул. Калинина, д. 100

Мемориальная Арка «Ими гордится Кубань»

Мемориальная Арка «Ими гордится Кубань» расположена на бывшей соборной площади еще в 60-х годах XX века, где ранее располагался войсковой храм Александра Невского.

ул. Красная

Памятник Екатерине II

Изначально памятник Екатерине II установлен в 1907 году в Краснодаре и уничтожен большевиками в 1920 году. Монумент был восстановлен и торжественно открыт в 2006 году.

ул. Красная

Памятник А.С. Пушкину

Двухсотлетний юбилей великого русского поэта А.С. Пушкина торжественно отмечен на Кубани и во всей стране в 1999 году. За два века в стране многое изменилось, как в целом и во всем мире, однако личность Пушкина и его вклад в мировую культуру никогда не подвергнется сомнению. Александр Сергеевич писал стихи, которые несут людям доброту, уважение, любовь к традициям прошлых поколений.

ул. Красная, д. 8

Памятник Кларе Лучко

Замечательная актриса Клара Лучко, которую любят и помнят на кубанской земле, увековечена на памятнике в образе юной казачки Даши Шелест – героини фильма «Кубанские казаки».

ул. Постовая

Памятник воинам Красной Армии

Обелиск посвящен воинам, которые приняли участие в освобождении города от белогвардейцев в 1920 году.

Ростовское шоссе

Военно-Братский мемориальный комплекс

Мемориальный комплекс торжественно открыт в 40-летний юбилей Великой Победы 9-го мая 1985 года в центре города по улице Северной.

ул. Северная

Обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска

Памятник обладает воистину удивительной судьбой. Он установлен в конце XIX века и в течение нескольких десятилетий был наряду с Триумфальной аркой и памятником Екатерине II так сказать визитной карточкой столицы Кубани. Однако замечательное произведение искусства не пощадили бурные революционные годы.

ул. Красная

Памятник екатеринодарцам, жертвам Гражданской войны в России

7-го ноября 1998 года торжественно открыт памятный монумент «Примирения и согласия» на центральной аллее парка им. Горького. Памятник посвящен мирным жителям и воинам Гражданской войны, сгоревшим в пламени, независимо от их убеждений и принадлежности. Только спустя восемь десятилетий с момента окончания Гражданской войны, жители Краснодара чтят память и тех и других.

ул. Захарова, д. 34

Мемориальный комплекс кубанцам, погибшим в борьбе за Родину

Торжественное открытие мемориального комплекса состоялось в 1967 году в знаменательный день 50-летия Октябрьской революции почти в самом центре города по улице Северной. Памятный монумент посвящен героям Великой Отечественной и Гражданской войнам.

Почти в каждом памятнике искусства есть двойное дно

Великий итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти на вопрос, как создать гениальное творение, отвечал, что надо просто взять глыбу материала и отсечь от нее все лишнее. Практически в каждой из статуй есть загадка или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поможем вам сделать это на примере знаменитых памятников Краснодарского края, России и мира…

Чудеса Краснодара

Восстановленная императрица

Михаил Микешин, Борис Эдуардс, Александр Аполлонов, памятник Екатерине II, 1895 г., 2006 г.

Начнем с самой дорогой для кубанцев скульптуры. Памятник Екатерине Великой располагается в центральной части Екатерининского сквера, территория которого считается местом основания Краснодара. Это уже второй монумент, посвященный императрице. Первый возвели еще в 1907 году - в благодарность за подаренные казакам плодородные кубанские земли. Проект памятника был разработан знаменитым художником и скульптором Михаилом Микешиным в 1895 году - к празднованию Кубанским казачьим войском своего 200-летнего юбилея. Скоропостижная кончина не позволила Микешину завершить работу - ее продолжателем стал Борис Эдуардс. Однако в 1920 году скульптура была варварски разрушена большевиками. О том, что здесь когда-то стоял памятник императрице, забыли надолго. Лишь в 2000-х годах его решили восстановить по старым чертежам. Новый памятник - детище известного кубанского скульптора, члена Союза художников России Александра Аполлонова. Работа по восстановлению монумента длилась четыре года. Торжественное открытие памятника Екатерине II состоялось в 2006 году. Он сразу же стал символом кубанской столицы.

Казак… на коне или на лошади?

Александр Аполлонов, памятник «Казакам - основателям земли Кубанской», 2005 г.

7 апреля 2005 года, в один из самых почитаемых праздников Православной церкви - Благовещение, в краевом центре состоялось поистине историческое событие - торжественное открытие памятника кубанскому казачеству на площади перед зданием администрации Краснодарского края. В бронзовой фигуре воплощен собирательный образ казака-защитника, просветителя и первопроходца. Историческим прототипом стал войсковой судья Антон Головатый. Первоначально он был одет по образу запорожских казаков. Однако по распоряжению тогдашнего губернатора Александра Ткачева в окончательном варианте проекта использована форма казаков-черноморцев. Сам монумент представляет собой всадника на коне. Кстати, по поводу половой принадлежности животного разгорелись нешуточные страсти. Первоначально это была… лошадь. Но казачество возмутилось - ведь настоящий казак в те времена никогда не позволил бы себе скакать на кобыле. Поэтому скульптору пришлось приделать животному гендерное различие.

Богиня из троллейбуса

Иван Шмагун, Евгений Лашук, памятник «Аврора», 1967 г.

«Аврора» - несомненно, одна из главных достопримечательностей кубанской столицы, ее визитная карточка. Общая высота статуи, выполненной из кованого алюминия, составляет 14 метров, а вместе с постаментом - 16,8 метра. Установлена скульптура около одноименного городского кинотеатра в центре Краснодара. Она олицетворяет собой комсомольскую богиню-победительницу. Однако мало кто знает, что на самом деле «алюминиевую леди» зовут Таисия Гордиенко. Она - коренная краснодарка, родилась еще до Великой Отечественной войны. Богиней в буденновской шинели, с винтовкой за плечом и звездой в руке стала совершенно случайно. Как-то 20-летняя Тая спешила на свидание. Ехала в троллейбусе, и вдруг к ней подошли двое солидных мужчин. Они долго рассматривали девушку, переговаривались, а потом предложили стать моделью. Чтобы остановить преследование, Таисия пообещала мужчинам прийти в назначенный день. Скульптор Иван Шмагун и архитектор Евгений Лашук поверили, хотя ни имени, ни адреса девушки не знали. Слово Тая сдержала. Явилась - такая хрупкая и невысокая. Но именно в ней художники разглядели комсомольскую богиню: строптивый взгляд, широкие скулы, горделивый нос… Уже спустя восемь лет «Аврору» признали памятником искусства, а в 1981 году - архитектурным достоянием Краснодара.

Влюбленные собачки

Валерий Пчелин, скульптура «Влюбленные собаки», 2007 г.

Десять лет назад во время празднования Дня города Краснодар получил своеобразный подарок - памятник влюбленным собакам. В своей скульптуре автор Валерий Пчелин запечатлел двух братьев наших меньших, которые встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красной, и пошли гулять, взявшись за лапки. Вдохновило скульптора стихотворение Владимира Маяковского «Краснодар», написанное в столице Кубани, в котором город именуется не иначе как «собачкина столица». По мнению автора композиции, теперь молодой человек, ждущий опаздывающую девушку, не почувствует себя одиноким. Когда смотришь на эту скульптурную группу, сразу улучшается настроение и хочется улыбнуться. Кроме того, многие краснодарцы верят, что если потереть собакам лапки, загаданное желание сбудется…

Чудеса Кубани

Источник жизни

Гурген Наджарян, мемориальный комплекс «Долина смерти», 1974 г.

Мемориальный комплекс «Долина смерти» находится в поселке Мысхако города-героя Новороссийска. Он включает в себя несколько памятников, а также платан, лично высаженный генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым 6 сентября 1974 года. Мемориал переносит нас в 1943 год, напоминая о героической обороне советскими воинами маленького плацдарма площадью 30 кв. километров, названного Малой Землей. 7 месяцев фашистские самолеты и пушки обстреливали этот небольшой кусок суши, на котором не осталось ни метра площади, куда бы не упал снаряд или бомба. Перед въездом в мемориальный комплекс стоит стела, надпись на которой гласит: «По этой долине осуществлялось обеспечение левого фланга войск Малой Земли боеприпасами, продовольствием и всем необходимым для жизни, ведения боя. Здесь находился единственный источник питьевой воды...» Этим источником был колодец в Мысхако, расположенный в неглубокой долине около Колдун-горы. Сейчас к нему ведут крупные каменные ступеньки. Во время войны бойцы называли его не иначе как «источник жизни в Долине смерти».

Добрый доктор

Василий Поляков, скульптура «Доктор Айболит», 2011 г.

Памятник доктору Айболиту в Анапе - это уникальное творение. Нечто подобное есть только в Вильнюсе. Такой подарок был сделан для жителей и гостей курорта 6 лет назад. Автор скульптуры Василий Поляков не зря выбрал для своей работы именно этого персонажа Корнея Чуковского. Доктор стал символом здоровья, за которым, собственно, и приезжают отдыхающие в Анапу. «Самого доброго врача» можно встретить в Центральном парке сидящим под деревом в окружении своих любимых пациентов - различных зверьков, также отлитых из бронзы. Несмотря на юный возраст композиции, с ней уже связана парочка городских легенд. К примеру, чтобы избавиться от всех недугов, необходимо потереть медицинский крест на самом Айболите. А если погладить по голове белочку, пройдут проблемы с суставами…

Чудеса России

Великая страна

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман, монумент «Тысячелетие России», 1862 г.

Памятник, расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь тысячелетия призвания варягов на территорию Руси. Этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры. Многие патриотически настроенные россияне считают, что «Тысячелетие России» отражает в себе дух нашей великой страны. Сам памятник представляет собой шар-державу, который установлен на особом постаменте в виде колокола. Каждая часть этого тематического монумента символизирует отдельные периоды истории России, а весь он излучает гордость за страну и символизирует ее величие. Во время Великой Отечественной войны немецкий генерал фон Герцог приказал разобрать памятник и вывезти его в Германию. Зимой 1943-1944 гг. начались работы по его демонтажу, однако довести задуманное до логического завершения оккупантам так и не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобожден советскими войсками. После этого начались работы по восстановлению скульптуры в прежнем ее виде. Уже ко 2 ноября 1944 года состоялось второе торжественное открытие композиции «Тысячелетие России».

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, памятник Петру I, 1768-1770 гг.

Медный всадник - памятник, окруженный таинственными историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I

приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и рассказал, что его преследует один и тот же сон. Батурин видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел Россию? - говорит ему Петр Великий. - Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкий галоп». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил решение об эвакуации памятника. Он остался на месте!

Колокол, который никогда

не звонил

Иван и Михаил Моторины, монумент «Царь-колокол», 1735 г.

Это настоящий памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр - 6,6 м; масса - 202 тонны. Установлен в Московском Кремле возле колокольни «Иван Великий». Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Возможно, в этот памятник императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера иностранные мастера подумали, что императрица «изволила пошутить». Желание царственной особы восприняла всерьез только семья скульпторов Моториных. Отец с сыном натерпелись много неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь «Царь-колокол» гордо возвышается над брусчаткой Красной площади. Несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса колокола так никогда и не услышали…

Чудеса мира

Рогатый Моисей

Микеланджело Буонаротти, «Моисей», 1513-1515 гг.

В своей знаменитой скульптуре Микеланджело изобразил Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что, когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идет именно о лучах света - лицо Моисея сияло, а не было рогато…

Цветная Античность

Античная статуя «Август из Прима-Порта».

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования ученых подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене - одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят портить вандалы. История существования скульптуры очень бурная. Ее ломали и распиливали на множество кусков. И сейчас можно обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости менять голову статуи. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 годах. В 1984 году ей отпилили правую руку, а в 2006-м горемыку забрызгали зеленой краской. И совсем недавно неизвестные активисты, возмущенные массовым забоем китов на Фарерских островах, облили Русалочку красной краской, а также оставили послание: «Дания, защити китов Фарерских островов!»

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Известная статуя Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини» - в честь изображенной на ней знатной итальянской дамы XIII века, чье имя обессмертила «Божественная комедия» Данте. Женщина полюбила Паоло - младшего брата своего мужа Джованни Малатеста. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры, их обнаружил, а затем убил муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. На самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Переименование статуи в более отвлеченное - «Поцелуй» (Le Baiser) - было сделано критиками, впервые увидевшими ее в 1887 году.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре материала, использовавшегося для этих целей. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя - один прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какой именно мрамор ищет. Работал с ним специальным образом. В итоге остатки прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Потерянные руки Венеры

«Венера Милосская», примерно 130-100 гг. до н. э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения она была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Совершенное

несовершенство

«Ника Самофракийская», II в. до н. э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора скульптура на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный автор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Неоднократно предпринимались попытки восстановить изначальное положение рук. Однако все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой - совершенна в своем несовершенстве…