Ленину. Первые памятники В.И.Ленину Примечательные факты памятника рабочий и колхозница

За 25 лет в России было установлено множество памятников. ОУ предлагает вспомнить каждый год и посмотреть, какие памятники ставили в то время.

1991: «Дорогу утятам!» (Москва)

Скульптура по мотивам сказки американца Роберта Макклосски «Дайте дорогу утятам» (1941) была установлена у Новодевичьего монастыря после визита Михаила и Раисы Горбачевых в американский Бостон. Гуляя по бостонскому парку, Раиса Горбачева обратила внимание на оригинал скульптуры, установленный там еще в 1987-м. В 1991 году копия скульптуры была подарена Раисе Горбачевой Барбарой Буш – супругой американского президента, – однако практически сразу все утята, а затем и мама-утка были украдены. Повторное открытие воссозданного памятника состоялось в 2000 году.

1992: памятник Иммануилу Канту (Калининград)

Изготовленный в Берлине в 1857 году, памятник Канту был открыт в Кенигсберге (Калининград) лишь в 1864-м, в день 60-летия со дня смерти философа. Во время Второй мировой памятник исчез, а сохранившийся постамент после войны был использован для памятника лидеру немецких коммунистов Эрнсту Тельману. Памятник Канту был воссоздан по сохранившейся модели 1857 года, однако установлен на новом месте.

1993: памятник Ярославу Мудрому (Ярославль)

При Николае I в Ярославле был снесен памятник Ярославу Мудрому, поскольку считалось, что он был выполнен небрежно и установлен в неудачном месте. В начале XX века планировалось поставить новый, однако собранные на него средства были потрачены на празднование 300-летия дома Романовых. В советское время памятник также планировали установить, но не успели. Лишь 23 октября 1993-го при участии Бориса Ельцина памятник был открыт.

1994: мемориал жертвам депортации 1944 года (Грозный)

Мемориал жертвам депортации чеченцев и ингушей был торжественно открыт в Грозном при участии Джохара Дудаева 23 февраля 1994 года – к 50-летию этой даты. После окончания обеих чеченских кампаний и начала восстановления Грозного мемориал дважды пытались снести или переместить. Первый раз это произошло в 2008-м, но местные жители встали на его защиту, а в 2014-м мемориал частично разобрали и перевезли на окраину города – на территорию комплекса, посвященного памяти погибших сотрудников чеченских силовых структур, на площади Ахмата Кадырова.

1995: памятник маршалу Жукову (Москва)

Еще в советское время памятник Жукову планировали установить на Смоленской площади, а затем на Манежной. В 1993 году было решено поставить его на Красной площади, а автором проекта стал скульптор Вячеслав Клыков. Однако из-за того, что Красная площадь является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, памятник, приуроченный к 50-летию Победы, установили на Манежной площади, напротив Исторического музея.

1996: памятник чернобыльцам (Армавир)

При ликвидации Чернобыльской аварии 1986 года было задействовано почти 500 спасателей из Армавира, и к 10-летию памятной даты в Армавире был открыт памятник ликвидаторам. Он представлял собой гранитную плиту с высеченной на ней обожженной березой. Получив в народе прозвище «Дерево», памятник простоял до 2013 года, когда был заменен новым: пять мужчин закрывают своими телами земной шар.

1997: памятник Петру I (Москва)

Самый известный и спорный памятник Москвы был преподнесен как дар скульптора Зураба Церетели российским морякам к 300-летию российского флота. Однако юбилей пришелся на 1996 год, а сам памятник, по многочисленным свидетельствам, являлся незначительно видоизмененной статуей Колумба, которую Церетели пытался продать США и Испании в 1992 году, приурочив сделку к 500-летию открытия Америки. Несмотря ни на что, творение Церетели было установлено, став самым высоким памятником Москвы – 98 метров.

1998: памятник Александру I (Таганрог)

Памятник императору Александру I, скончавшемуся в Таганроге в 1825-м, был установлен в 1831 году, однако в конце 1920-х отправлен на переплавку. В начале 1990-х выдвигалось несколько предложений о восстановлении памятника, и в 1998-м он был заново отлит по сохранившимся чертежам.

1999: памятник Федору Шаляпину (Казань)

Памятник был установлен на родине Шаляпина и стал первым памятником оперному певцу в России.

2000: памятник Юрию Никулину (Москва)

Поначалу памятник выходящему из кабриолета Юрию Никулину планировалось установить на проезжей части перед входом в здание цирка, где Никулин долгое время работал директором. Однако столичная ГИБДД запретила это, и памятник установили на тротуаре. Инвестором проекта выступил сам цирк, однако сразу после открытия памятник был передан в дар Москве.

2001: памятник Евгению Леонову (Москва)

Бронзовый памятник Евгению Леонову был открыт на Аллее кинозвезд, находящейся на Мосфильмовской улице. В ночь с 15 на 16 октября 2015 года семеро неизвестных погрузили памятник в «Газель» и скрылись. На следующий день распиленные части памятника были обнаружены в пункте приема цветных металлов. По делу о краже было арестовано 7 человек, которые сознались, что долго готовили преступление, получив в итоге за памятник 40 тысяч рублей.

2002: памятник псковским десантникам (Черёха)

29 февраля и 1 марта 2000 года, в ходе второй чеченской кампании, 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской псковской воздушно-десантной дивизии вступила в бой с отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом. В ходе боя погибли 84 из 90 военнослужащих, 21 одному из которых было посмертно присвоено звание Героя России. Памятник был открыт в деревне Черёха Псковской области согласно указу Президента России № 1334 от 21 июля 2000 года.

2003: памятник Александру Вампилову (Иркутск)

Памятник великому советскому драматургу Александру Вампилову был открыт в сквере у Иркутского академического драматического театра. Его автором выступил скульптор Михаил Переяславец, известный, в частности, памятниками русским монархам – Николаю II и Екатерине II.

2004: памятник Александру Колчаку (Иркутск)

Установленный к 130-летию Колчака, расстрелянного в 1920-м по распоряжению Иркутского большевистского военно-революционного комитета, памятник был спроектирован Вячеславом Клыковым – тем же скульптором, который создал и памятник маршалу Жукову на Манежной площади Москвы.

2005: памятник плавленому сырку «Дружба» (Москва)

Бронзовый памятник плавленому сырку «Дружба» был установлен у здания завода плавленых сыров «Карат» в 2005 году. Сам двухсоткилограммовый сырок «Дружба», который держали ворона и лисица, был также сделан из бронзы, хотя и раскрашен. Проект памятника был выбран в ходе конкурса, в жюри которого вошли Валентин Юдашкин, Никас Сафронов, Виктор Шендерович и многие другие. Уже в начале 2008 года двухсоткиллограмовый сырок был украден неизвестными, однако затем найден неподалеку. Вскоре после этого член фракции ЛДПР Сергей Абельцев, выступая с инициативой вернуть на Лубянскую площадь памятник Дзержинскому, заявил, что в России «нет символа правопорядка, хотя имеется даже памятник плавленому сырку». В 2015 году Россия лишилась и его: в связи со строительством станции метро памятник был перенесен к проходной завода, а в 2015 году убран совсем.

2006: памятник Абаю Кунанбаеву (Москва)

Памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву был установлен в Москве в рамках Года Пушкина в Казахстане и Года Абая в России, объявленных в 2006-м президентами Казахстана и России Назарбаевым и Путиным. Памятник стал даром Казахстана Москве – в ответ на памятник Пушкину, установленный в Астане еще в 1999-м. Памятник не имел широкой известности до мая 2012 года, когда вблизи него прошли акции российской оппозиции под лозунгом «Оккупай Абай».

2007: памятник Михаилу Кругу (Тверь)

Вскоре после гибели Михаила Круга в результате нападения на его дом в 2002-м близкие певца создали фонд установки памятника. Несмотря на протесты, памятник был торжественно открыт в центре Твери в день города 24 июня 2007 года, однако уже осенью у памятника похитили 50-килограммовую гитару, а в январе 2008-го неизвестные раскрасили его краской.

2008: памятник Савве Мамонтову (Ярославль)

Памятник был установлен на площади главного ярославского вокзала. Именно Мамонтов в 1859 году был одним из учредителей общества Московско-Ярославской железной дороги, а также построил железную дорогу до Ярославля, Вологды и Архангельска.

2009: памятник Федору I Иоанновичу (Йошкар-Ола)

Царь Федор Иоаннович известен тем, что после взятия Казани и присоединения Иваном Грозным Казанского ханства к Русскому царству возглавил несколько походов для усмирения волнений среди марийцев. Также он отдал приказ о возведении на отвоеванных территориях военных поселений, одним из которых стала современная Йошкар-Ола. Памятник царю был открыт 4 ноября 2009 года – в День народного единства и в 89-ю годовщину образования Республики Марий Эл.

2010: памятник «Мы победили!» (Ахтубинск)

Согласно замыслу, два представленных на монументе верблюда – это Мишка и Машка, во время Второй мировой войны приписанные к сформированному в Астрахани 902-му стрелковому полку. Перевозившие тяжелое орудие, вместе с командиром рассчета сержантом Григорием Нестеровым, верблюды дошли до Берлина, а потом были отправлены в Московский зоопарк. Открытие памятника было приурочено к 65-летию Победы.

2011: памятник Борису Ельцину (Екатеринбург)

Автором памятника, открытого на родине Бориса Ельцина, стал Георгий Франгулян, известный, в частности, тем, что в 2008-м выполнил монумент на могиле Ельцина на Новодевичьем кладбище. Открытие в Екатеринбурге памятника вызвало серьезные протесты со стороны местных коммунистов. Впоследствии он не раз страдал от вандалов: в августе 2012-го фигура Ельцина была облита синей краской, а буквы на постаменте уничтожены. Попытки на месте отмыть памятник ни к чему не привели, и он был демонтирован. После чистки его вернули на место.

Один из немногих российских памятников, посвященых Первой мировой войне, монумент был открыт при участии министра культуры Владимира Мединского. Незадолго до этого он заявил: «Еще лет семь назад невозможно было представить, чтобы студенчество рассуждало о батальоне смерти, о Брусиловском прорыве».

2015: памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю (Ялта)

Бронзовая композиция была создана Зурабом Церетели еще в 2005 году, и ее планировали установить в крымской Ливадии к 60-летию Ялтинской конференции 1945-го. Однако против этой идеи выступили ряд украинских партий, и в 2005 году памятник установлен не был. Впоследствии, осенью 2014 года, монумент передали Крыму, и в феврале 2015-го, в рамках Международной конференции «Ялта-1945: прошлое, настоящее, будущее», памятник был торжественно открыт под гимн России.

Фотография на обложке: памятник Борису Ельцину в Екатеринбурге.

2017 год закончился девятым по счету предложением вернуть памятник Дзержинскому из «Музеона» на Лубянку. 2018 год - ​начался с предложения отправить в музей скульптуры под открытым небом монумент Ленину на Калужской площади. Число памятников в Москве перевалило за девятьсот. Столица задает тренд, который подхватывает провинция. «Новая» рассказывает о главных возмутителях общественного спокойствия и художественного вкуса.

Петр Саруханов / «Новая газета».

Последнее в 2017 году заседание комиссии по монументальному искусству Мосгордумы продлилось чуть больше часа. В комиссии пять художников и пять архитекторов. В этот раз комиссия собирает кворум — ​в глубоких креслах вокруг овального стола расположилась дюжина человек.

За этим столом решают, появится ли на улицах Москвы очередной памятник, прямым голосованием. Но прежде проект должен пройти ряд согласований и оказаться в пухлой зеленой папке, которую на входе в зал вручают каждому члену комиссии. В этот раз в ней четыре памятника.

Памятник Сергею Михайловичу Третьякову, младшему брату мецената, предлагается установить у входа в парк «Сокольники». Памятник Марине Цветаевой работы Зураба Церетели — ​во дворе одной из московских школ, памятник Гиляровскому — ​на Хитровской площади. Абстрактную композицию «Мать и дитя» — ​у стен Российской академии музыки имени Гнесиных.

Корреспондент: Татьяна Васильчук / «Новая», Видео: Александра Сорочинская / для «Новой»

Первым в повестке идет Третьяков. Помимо заключений чиновников к каждой заявке, которую рассматривает комиссия, прилагаются гарантийные письма от организаций, которые берутся оплатить памятник. Организации самые разные — ​от Совета ветеранов до окрестных точек быстрого питания. Тут же — ​макеты. К ним, понятно, особое внимание. Папку члены комиссии пролистывают еще до начала заседания.

— Вот этот-то ничего!

— Что тут делает этот камень? Словно домоуправ табличку поставил.

— Оформиловка, не стоит даже рассматривать!

От формы переходят к содержанию. К примеру, памятником Сергею Третьякову руководство «Сокольников» предлагает увековечить вклад московского городского головы в создание парка. Третьяков предложил выкупить парк «Сокольники» для общественного пользования за счет средств городской казны. У комиссии — ​вопросы.


Фото: Виктория Одиссонова / "Новая газета"

— Помилуйте, какое отношение он имеет к парку? Еще при Екатерине были гуляния в Сокольниках. Тогда надо и Алексея Михайловича увековечить, который там соколиную охоту устраивал. Если мы будем ставить памятники всем руководителям Мосгордумы…

Консенсус находится быстро — ​комиссия поддерживает проект. Памятник Марине Цветаевой работы Зураба Церетели проскакивает без сучка без задоринки, благо что монумент скульптор передает в дар. Доходит очередь и до абстрактной композиции «Мать и дитя». По замыслу скульптора женщина-виолончель держит на коленях дочь-скрипку. Комиссия, впрочем, считывает иные смыслы.

— Где тут мать, где тут дитя? Контрабас с грудями!

— Натянутая аллегория, — ​дипломатично заключает член комиссии.

Вскоре выясняется, что территория академии находится в федеральной собственности: вопрос передают на откуп Министерству культуры. Последний пункт повестки — ​памятник Гиляровскому. В итоге для «короля репортажа» определяют другое место — ​в районе Столешникова переулка. На выходе члены комиссии сдают зеленые папки — ​заседание объявляется закрытым.

— Люди продолжают назначать встречи на Твербуле у Пампуша, — ​замечает москвовед, автор проекта «МосПешком» Павел Гнилорыбов. Так образный язык города трансформировал памятник Пушкину на Тверском бульваре.

И продолжает давать обидные прозвища тем памятникам, что не слишком нравятся. Достоевский страдает геморроем, Вацлав Воровский на Лубянке — ​радикулитом, Петра I работы Зураба Церетели городской фольклор окрестил емким выражением «мужик с газетой сушит трусы», а памятник Пушкину с Гончаровой — ​насмешливым «карлики женятся».


Фото: Москвовед Павел Гнилорыбов. Глеб Лиманский / "Новая газета"

— Свое чувство прекрасного есть у каждого человека, не всегда он может его сформулировать. Зато понимает, что с памятником что-то не так. И вовсе не потому, что мы либералы и антибольшевики, у нас возникают вопросы к Ивану III в Калуге на фоне советского герба.

Что не так

Вопросов этих не счесть. Число памятников в Москве перевалило за 900. Ушедший год должен был быть рекордсменом — ​в городе появилось почти 50 монументов.

Сорок два из них — ​бюсты, установленные Российским военно-историческим обществом в сквере организации. Но главный поставщик патриотической монументалистики изобрел ноу-хау: назвать памятник «экспонатом» и избежать формальностей по согласованию со столичными властями.

По такой схеме в столице появилась трехметровая бронзовая скульптура Ивана Грозного. Из-за протестов жителей монумент не установили во Владимирской области, зато Грозный прижился в сквере — ​в статусе «экспоната».

Но и без «экспонатов» тенденция очевидна — ​волна новых памятников в Москве нарастает.

За первое послевоенное десятилетие число памятников в столице выросло в девять раз, достигнув значения в среднем 10 монументов в год, в 2010-х ежегодно появлялось уже по 20 памятников.

Больше трети (около 40%) памятников Москвы посвящены событиям Великой Отечественной войны. Владимиру Ленину в Москве установлено 39 памятников, и это абсолютный рекорд. Для сравнения: Александру Пушкину посвящено 9 монументов, почетное третье место делят полководцы — ​Михаил Кутузов и Георгий Жуков.


Кристина Прудникова, специально для «Новой газеты»

Больше всего памятников в Центральном округе Москвы — ​около 250, что как минимум в два раза больше, чем в любом другом округе. Гендерный баланс тоже хромает: только один из десяти монументов в столице посвящен женщине.

Год памятников

2017 год был особенным не только по числу памятников, он был разновекторным. Если создание Аллеи правителей и установка памятника изобретателю автомата Михаилу Калашникову вполне вписываются в один ряд, то возведение Стены скорби — ​памятника жертвам политических репрессий — ​из него явно выбивается.

На этом фоне очевидно упорство, с которым власти сражаются с перспективой появления мемориальной таблички на месте убийства Бориса Немцова.

К 27 февраля 2018 года площадь имени российского политика будет открыта в Вашингтоне, в то время как в России «Немцов мост» зачищают даже от импровизированного народного мемориала.

Скандалом года стало открытие памятника советскому инженеру Михаилу Калашникову. Инициатором установки выступило Российское военно-историческое общество, Мосгордума и корпорация «Ростех». После открытия на монументе была обнаружена схема немецкой штурмовой винтовки. Схему демонтировали, но вопросы остались.

Их стоит адресовать прежде всего Российскому военно-историческому обществу. Организация прямо называет направление своей работы по установке памятников «монументальной пропагандой». За шесть лет работы Совет общества, в составе которого Дмитрий Рогозин, Виктор Вексельберг и Сергей Шойгу, принял решение об установке более 200 монументов.

В том же 2017 году организация открыла Аллею правителей в Петроверигском переулке. В сквере Военно-исторического общества появились скульптуры 42 правителей России начиная с Рюрика. Изначально линейка обрывалась на Александре Керенском, но в сентябре на аллее  — ​Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачева работы скульптора Зураба Церетели. Проект «Декоммунизация» встретил бюст Сталина одиночными пикетами.

Но по-настоящему знаковым событием года стало появление памятника жертвам политических репрессий. Стена скорби скульптора Георгия Франгуляна представляет собой бронзовый барельеф длиной 32 метра с символическим изображением человеческих фигур. На скрижалях по краям монумента слово «Помни» написано на 22 языках, площадь перед памятником вымощена камнями, привезенными из гулаговских мест. Памятник открыли в День памяти жертв политических репрессий в присутствии президента Владимира Путина, назвавшего репрессии «ударом по народу, который чувствуется до сих пор».

В 2018 году традицию «строевого построения», по всей видимости, продолжат шестнадцать бюстов московских патриархов, которые планируется установить у храма Христа Спасителя.

Проект уже согласован Мосгордумой. Как и памятники Михаилу Булгакову на Большой Пироговской, Уильяму Шекспиру на Варварке. На Петровке планируют разместить монумент начальнику московской сыскной полиции начала XX века Аркадию Кошко. На Арбате появится памятник погибшим журналистам новой России. Власти согласовали установку в 2018 году монументов Чингизу Айтматову и Александру Солженицыну.

Слово депутата

Как показывает опыт 2017 года, возведение памятников становится элементом идеологического противостояния. Активными участниками «войны памятников» становятся московские муниципальные депутаты. Таганка, Якиманка, Сухаревская площадь — ​в городе несколько горячих точек.

Осенью 2017 года депутаты Красносельского района отказались от установки памятника Петру и Февронии на Сухаревской площади. «В середине октября на очередном заседании мы с коллегами рассмотрели запрос комиссии по монументальному искусству Мосгордумы, — ​рассказывает муниципальный депутат Илья Яшин. 

"Поскольку Петр и Феврония не имеют к Красносельскому району никакого отношения, то и памятник им тут необязателен».

Правда, Яшин оговаривается, что «здесь нет борьбы с православием, мы никого не хотим этим решением оскорбить».

Похожая история и на Якиманке с памятником бывшему президенту Узбекистана Исламу Каримову. Депутаты района прошлого созыва проект монумента согласовали, нынешнего — ​пытаются это решение отменить. По словам депутата Якиманки Андрея Морева, жители узнали о появлении памятника одновременно с началом работ по установке постамента. «Мы с коллегами провели голосование и озвучили решение приостановить работы над памятником, — ​объясняет он. — ​Монумент не вписывается в историко-культурный ландшафт района. Настаиваем на том, чтобы вернуть району прежний облик комфортного пространства. Есть вопросы и к личности самого Каримова».

В январе 2018 года депутаты округа выступили с новой инициативой — ​ провести референдум о переносе памятника Владимиру Ленину с Калужской площади в парк «Музеон».

В это время на Таганке руководитель молодежной организации «17 вагон» Дмитрий Захаров выступает против возведения памятника Солженицыну. «Это человек, который предал свою страну, который призывал бомбить СССР ядерными бомбами, — ​заявил он. — ​А сейчас он героизируется». Пока Захаров собирает подписи жителей против возведения памятника, неизвестные оклеивают район оскорбительными листовками в адрес писателя.

Триггером для общества остаются разговоры о возвращении памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь. После провала путча в августе 1991 года под ликование протестующего народа основатель ВЧК был свергнут с постамента. Позже «железный Феликс» переехал в «Музеон». Однако поклонники «рыцаря революции» не оставляют попытку вернуть скульптуру на Лубянскую площадь, в конце декабря КПРФ отправила соответствующий запрос Владимиру Путину. Попытка была уже девятой по счету, но успехом, судя по всему, не увенчалась.

Мораторий на памятники

Опрошенных «Новой» москвоведов беспокоят темпы появления памятников в городе. « Из-за обилия монументов в Александровском саду уже не видно Кремля. Я бы ввел в Москве мораторий на возведение любых памятников», — ​замечает Павел Гнилорыбов.

Москвовед и координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин отмечает, что до насыщения городской среды еще очень далеко, однако не хочется подсказывать скульпторам, где есть места.

Перед каждым новым творением в Москве стоит задача — ​не стать антигением места.

«Воплотить гений места чрезвычайно трудно, — ​замечает Рахматуллин. — ​О большей части современных монументов этого сказать нельзя. Мы видим, что памятник Владимиру гением места не становится, памятник Петру I — ​это антигений Москвы. И притом в огромном размере. Антигений диссонирует и травмирует сознание и психику города. Эта травма не исчезнет. Поэтому и разговор о монументе Петра, его демонтаже будет возвращаться».

«Нам не приходится объяснять, что такое «Последний адрес»

Общий тренд, обозначенный историками и искусствоведами, — ​либерализация памятников и внимание к трагическим страницам советской истории. Это не только появление Стены скорби, первого общенационального монумента, но и Маски скорби работы Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге на месте захоронения 20 тысяч человек, расстрелянных в 1930-х годах, а также развитие проекта «Последний адрес».

Трагическая история конкретного человека умещена в несколько строк на пластине из нержавеющей стали — ​за три года по всей России появилось 630 таб-личек размером с ладонь.

Жил, родился, арестован, расстрелян, реабилирован — ​это воскрешение имени, ответ безвременью.

Инициатор проекта Сергей Пархоменко отмечает, — «уже не приходится объяснять, что такое «Последний адрес». В этом году проект набрал скорость — ​в год стабильно появляется 200 табличек. Развитию проект обязан добровольным пожертвованиям частных лиц — помочь «Последнему адресу» можно на сайте проекта.

«Последний адрес» начинался с Москвы и Петербурга, сейчас он охватывает 39 городов. Проект стал международным — ​добавились Чехия, Украина, на очереди — ​Молдавия, Румыния и Грузия.

Смена повестки

Еще одним трендом эксперты называют обращение к локальной истории. В Вятке, к примеру, установили памятник единственному уездному фотографу. Появляются памятники жертвам Первой мировой войны, сталинских репрессий, Русско-японской, Русско-турецкой, Крымской войн.

— С одной стороны, это рождает Сталиных, наркомов и местечковых героев соцтруда, — ​отмечает Гнилорыбов, — ​а с другой стороны, появляются десятки памятников местным героям, отечественным самородкам.

Идет открытие России силами ее собственных граждан. В 2018 году этот низовой процесс окончательно перерастет в национальное движение.


Субботник в парке Музеон. Фото: РИА Новости

Но советские традиции монументальной пропаганды никуда не исчезли; к примеру, идет размножение памятников и их отправка по регионам. «Стандартный бюст Николая II рассылается по всем городам, — ​рассказывает Гнилорыбов. — ​Таких памятников по России уже тридцать. Второй лидер по количеству копий — ​монумент Петру и Февронии, их уже несколько десятков. В итоге в стандартном региональном центре тебя ждут Сталин, Петр и Феврония, Николай II».

По всей стране прошла массовая реставрация памятников Ленину, но резко уменьшилось число Сталиных, отмечает он. Отдельно Гнилорыбов вспоминает Ульяновск, где появилась мемориальная доска, примирившая Александра Керенского и Владимира Ленина. Она появилась на стенах гимназии, где учились оба исторических деятеля.

Памятник Столыпину в Челябинске открыли с третьего раза. Реформатора берегли до приезда первых лиц. Сначала ждали приезда Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, потом — ​губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. В итоге покрывало упало в присутствии вице-губернатора.

В Ставрополе появился памятник жертвам Холокоста — ​в Русском лесу, на месте бывшего аэродрома, где в августе 1942 года расстреляли пять тысяч человек. В Новороссийске — ​памятник хамсе, промысловой рыбе, которая в годы войны помогла выжить черноморским городам.

В 2017 году новые памятники появились в Крыму, оба в Ялте. Идея установить монумент Франклину Рузвельту принадлежала горожанам, Александру III — ​властям. К слову, ради памятника российскому императору пришлось принести в жертву теннисные корты — ​едва ли не единственную окрестную спортплощадку, что вызвало недовольство жителей.

Но памятники ушедшего года не всегда про переосмысление прошлого. Подтверждение тому — ​не только открытый в Оренбурге монумент старшему лейтенанту Александру Прохоренко, погибшему в боях за Пальмиру, но и памятник, установленный в Костроме депутатом «Единой России» Владимиром Михайловым.

Депутат «Единой России» открывает памятник Свободе («Власть на службе народа») в Костроме. Фото: РИА Новости

Трехголовый Змей Горыныч запряжен крестьянским плугом, что, как пояснил на открытии депутат, «символизирует три ветви власти на службе у народа». Все бы хорошо, если бы не надпись на монументе,— «Памятник Свободе».

Работа с данными — агентство дата-журналистики Mediagun

Никита Хрущев в ООН (а был ли ботинок?)

Как известно, история развивается по спирали. Это в полной мере относится и к истории Организации Объединенных Наций. За более чем полвека своего существования ООН претерпела немало изменений. Созданная на волне эйфории победы над гитлеровской Германией, Организация ставила перед собой смелые и во многом утопические задачи.

Но время многое расставляет на свои места. И надежды на создание мира без войн, нищеты, голода, бесправия и неравенства сменились стойким противостоянием двух систем.

Об одном из самых ярких эпизодов того времени, знаменитом «ботинке Хрущева» рассказывает Наталия Терехова.

РЕПОРТАЖ:

12 октября 1960 года состоялось самое бурное в истории Организации Объединенных Наций заседание Генеральной Ассамблеи. В этот день делегация Советского Союза, которую возглавлял Никита Сергеевич Хрущев, внесла на рассмотрение проект резолюции о предоставлении независимости колониальным странам и народам.

Никита Сергеевич произнес по своему обыкновению эмоциональную речь, которая изобиловала восклицательными знаками. В своем выступлении Хрущев, не жалея выражений, обличал и клеймил колониализм и колонизаторов.

После Хрущева на трибуну Генеральной Ассамблеи поднялся представитель Филиппин. Он выступал с позиций страны, которая на себе испытала все тяготы колониализма и после долгих лет освободительной борьбы добилась независимости: «По нашему мнению, предложенная Советским Союзом декларация должна была бы охватывать и предусматривать неотъемлемое право на независимость не только народов и территорий, все еще остающихся под управлением западных колониальных держав, но также народов Восточной Европы и других районов, лишенных возможности свободно осуществлять свои гражданские и политические права и, так сказать, проглоченных Советским Союзом».

Слушая синхронный перевод, Хрущев взорвался. Посоветовавшись с Громыко, он решил просить у Председателя слово по порядку ведения заседания. Никита Сергеевич поднял руку, но на него никто не обратил внимания.

О том, что произошло дальше, рассказал в своих воспоминаниях известнейший мидовский переводчик Виктор Суходрев, многократно сопровождавший Никиту Сергеевича в поездках: «Хрущев любил снимать часы с руки и вертеть их. В ООН он стал стучать кулаками по столу в знак протеста против выступления филиппинца. В руке были зажаты часы, которые просто-напросто остановились.

И тогда Хрущев в сердцах снял с ноги ботинок, вернее, открытую плетеную сандалию и начал стучать каблуком по столу».

Это и был тот миг, который вошел в мировую историю как знаменитый «хрущевский ботинок». Ничего подобно зал Генеральной Ассамблеи ООН еще не видел. Сенсация родилась прямо на глазах.

И вот, наконец, главе советской делегации предоставили слово:
«Я протестую против неравноправного отношения к представителям государств, здесь заседающих. Почему этот холуй американского империализма выступает? Он затрагивает вопрос, он не процедурный вопрос затрагивает! И Председатель, который симпатизирует этому колониальному господству, он не останавливает его! Разве это справедливо? Господа! Господин Председатель! Мы живем на земле не милостью божьей и не вашей милостью, а силой и разумом нашего великого народа Советского Союза и всех народов, которые борются за свою независимость.

Нужно сказать, что посредине выступления Хрущева синхронный перевод прервался, поскольку переводчики судорожно подыскивали аналог русскому слову «холуй». Наконец, после затянувшейся паузы было найдено английское слово «jerk», которое имеет широкий диапазон значений - от «дурака» до «подонка». Западным репортерам, освещавшим в те годы события в ООН, пришлось изрядно попотеть, пока они не нашли толковый словарь русского языка и не поняли значения метафоры Хрущева.

Сегодня, 4 марта 2018 года, исполняется 200 лет со дня открытия первого скульптурного памятника в Москве – памятника Минину и Пожарскому. , поэтому расскажем о старых памятниках, поставленных в Москве до революции, которые можно видеть и сейчас.

Прогуляться по Москве и посмотреть памятники —>

Точное количество памятников в Москве не сможет назвать ни один даже самый дотошный москвовед. Другое дело Информационный центр правительства Москвы, который в 2008 году насчитал их аж 988 штук. Конечно, с тех пор их значительно прибавилось. Монументальные и крохотные, украшающие столицу и портящие ее внешний вид, посвященные значительным событиям и отдельным историческим личностям. Описать все это многообразие невозможно, поэтому в связи с юбилеем первого памятника предполагаю сделать несколько тематических подборок.

ПЕРВЫЕ ПАМЯТНИКИ

Долгое время в России скульптурных памятников не было. Исторические события было принято увековечивать не памятниками, а строительством различных культовых сооружений: соборов, церквей, небольших часовен, а также основанием монастырей. Так, известный всем Покровский собор (Храм Василия Блаженного) – памятник взятию Казани. При этом каждая из церквей, входящих в этот ансамбль освящена в честь тех святых, в чей день произошли победные сражения в этом походе. Казанский собор на Красной площади – памятник победы над поляками. Несуществующий ныне храм Честных Вериг апостола Петра в Петроверигском переулке был выстроен в честь венчания на царство Ивана Грозного, Симеона Столпника на Николоямской улице – Бориса Годунова и так далее.

Помимо храмов, начиная с эпохи правления Петра Первого выдающиеся события отмечались также триумфальными воротами и арками. Первый скульптурный памятник в Москве появился только в начале XIX века, в 1818 году.

ПАМЯТНИК МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ

С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения, а после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение, стал символом победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.

Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская семья, дворяне, купцы, мещане, крестьяне. Размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля (4 марта) 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.


Литография Дациаро по оригиналу Ф.Бенуа. Верхние Торговые Ряды в середине 1850х-1850х гг.

Памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ). Выбор места был не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики.

Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя горельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков.

Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818». Отмечу, что на лицевом горельефе слева изображен сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей. Кстати, сыновья скульптора позировали ему при создании фигур Минина и Пожарского.

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь планами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли. Официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Неофициально - слишком уж сурово смотрел гражданин Минин, правой рукой указывая на мавзолей Ленина, а левой - вручая меч князю Пожарскому, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник был передвинут с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня.

Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил.

В 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ

Пожалуй, самый известный памятник Москвы - памятник Пушкину работы скульптора Александра Опекушина. Он был задуман в честь восьмидесятилетнего юбилея поэта, но открыт годом позже, 6 июня 1880 г., в день, когда Пушкину исполнился бы 81 год. В отличие от многих известных литераторов и живописцев, Пушкин при жизни ни разу не позировал для создания своих скульптур. Изначально монумент стоял на противоположной стороне Тверской улицы, спиной к Тверскому бульвару, и смотрел на Страстной монастырь.



В советское время монастырь снесли. В 1950 году памятник был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов.

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст.

В 1880 г. царская цензура не пропустила строфу «Что в мой жестокий век восславил я свободу» и до 1937 года, на памятнике красовалась другая цитата в переделке Жуковского:

И долго буду тмъ народу я любезенъ ,
Что чувства добрыя я лирой пробуждалъ,
Что прелестью живой стиховъ я былъ полезенъ
И милость къ падшимъ призывалъ.

В 1936 году, к столетию со дня смерти Пушкина, двустишия были заменены на полные четверостишия, восстановлен пушкинский текст, а орфография заменена на современную.

ПАМЯТНИК ПИРОГОВУ

Знаменитый русский хирург Николай Иванович Пирогов определенный период жизни сотрудничал с не менее талантливым хирургом Николаем Васильевичем Склифосовским, который считал Пирогова своим наставником и учителем. Желая увековечить память старшего товарища, именно Склифосовский учредил Общество русских врачей, инициировал проведение «Пироговских съездов» и поддержал инициативу по созданию в Москве памятника Пирогову. Однако давать согласие на установку монумента городские власти побоялись, так как в то время памятники возводили в честь царских особ и полководцев, но никак не ученых. Николай Васильевич отправился лично на прием к императору, и высочайшее дозволение было получено. Средства из казны на памятник не выделили, и их пришлось собирать через специально созданный комитет.

Скульптору Владимиру Шервуду еще при жизни великого хирурга довелось лепить его скульптурный портрет, поэтому памятник получился фотографически точным. Поставлен памятник на Большой Пироговской улице перед зданием терапевтической клиники I Московского медицинского института имени Сеченова. Николай Иванович Пирогов изображен в застегнутом сюртуке, сидящим в кресле; в левой руке он держит череп, а в правой - металлический зонд, которым в те времена искали в теле раненого осколки и шрапнель (другие объяснения назначения этого предмета ошибочны). 3 (12) августа 1897 года памятник в Москве был торжественно открыт. К сожалению, скульптор не успел насладиться успехом своего творения - он скончался 9 (21) июля. С четырех сторон постамента — медные доски с выдержками из сочинений ученого и хирурга.

Памятник Пирогову занимает уникальное место среди других московских памятников. Хоть он поставлен до революции, его никогда не пытались уничтожить и даже никуда не переносили!

ПАМЯТНИК ГОГОЛЮ

26 апреля 1909 года, к столетнему юбилею Николая Васильевича Гоголя, в конце Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара Москвы был открыт памятник писателю. Скульптор Николай Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в своё творчество, опустошённым до отчаяния. Такая трактовка не всем пришлась по вкусу и вызвала разные мнения в обществе.

Советской власти грустный поэт в центре Москвы не понравился. В 1951 году памятник Андреева отправили «в ссылку» в Донской монастырь, а на его месте поставили бодрого писателя в духе соцреализма. На постаменте первого памятника была простая и лаконичная надпись: «Гоголь». На новом памятнике изобразили дарственную: «Великому русскому художнику слова от правительства Советского Союза».

Однако времена в очередной раз изменились, началась хрущевская «оттепель». В 1959 старого Гоголя забрали из монастыря, и, так как его место уже было занято, поставили неподалеку, во двор бывшей усадьбы графа А. П. Толстого на Никитском бульваре. В этом доме Н. В. Гоголь провёл последние четыре года жизни. Стихи Льва Озерова:

Плывёт бульвар с Арбатом в паре,

Дворы пустынны в декабре.

Весёлый Гоголь — на бульваре,

Печальный Гоголь — во дворе.

Пьедестал памятника обрамлён бронзовыми барельефами, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя: «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мёртвых душ» и других. Многие отмечали, что эти барельефы, наполненные жизненностью гоголевских персонажей, по своему эмоциональному настрою образуют диссонанс с общим впечатлением от памятника, идут вразрез с воплощённым образом самого писателя.




После 1959 года время от времени обсуждался вопрос о возвращении памятника на первоначальное место. В 1993 году Оргкомитет по проведению празднования 500-летия Арбата, отмечавшегося в том году (в его состав входил Юрий Лужков), выступил с инициативой в рамках торжественных мероприятий перенести скульптуру работы Андреева на историческое место. Предложение поддержал президент Российского фонда культуры академик Д. С. Лихачёв; оно было одобрено Моссоветом и вынесено на обсуждение Верховного Совета РФ. Но конфликт в октябре 1993 года, закончившийся разгоном Верховного совета, помешал осуществлению замысла.

ПАМЯТНИК ФЁДОРОВУ

В 1870 году Императорское Археологическое общество Москвы открыло сбор средств на установление памятника первопечатнику Ивану Федорову. Деньги на памятник жители Москвы копили 39 лет! Наконец 7 сентября 1909 года недалеко от Никольской улицы Москвы, где в старину находился Печатный двор, торжественно открыли памятник работы скульптора Сергея Волнухина.

Как выглядел Иван Федоров в реальной жизни, никто не знал. Поэтому скульптор изобразил собирательный портрет русского мастера. Левой рукой он поддерживает печатную доску, а в правой держит отпечатанный лист. И этот памятник сейчас стоит не там, где был установлен в 1909 году. Сначала его в 1934 году при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены подвинули вглубь, затем, уже в 1990-е, при строительстве торгового комплекса «Наутилус», передвинули ближе к гостинице «Метрополь».


Вот и всё. Некоторые думают, что Москву до революции украшали многочисленные памятники царям и полководцам, снесенные при советской власти. На самом деле их было всего три:

1898. Памятник Александру II в Кремле, скульптор А.Опекушин.

1912. Памятник Александру III у Храма Христа Спасителя, скульптор А.Опекушин.

1912. Памятник полководцу Скобелеву на Скобелевской площади, скульптор П.Самонов.

Так что за сто лет, с 1818 по 1917, в Москве было поставлено всего восемь скульптурных памятников , из которых до нас дошло пять.

Речь в рассказе идет именно о скульптурных памятниках. Здесь не рассматриваются, например, памятник-часовня героям Плевны у Ильинских ворот () и тому подобные сооружения.

До революции в городе устанавливались еще бюсты, их расчет также не берём. Хотя среди них были весьма колоритные, о которых мало кто знает. Например, в 1897 г. на Божедомке (ныне улица Дурова) в саду богадельни Общества германских подданных для оказания помощи нуждающимся соотечественникам были установлены на средства немецкой диаспоры памятники-бюсты Вильгельму I и Отто фон Бисмарку. Естественно, с началом Первой мировой войны они были убраны.

Публикация подготовлена: Василий П. Современные фото сделаны автором.