Магия как ранняя форма религии. Магия с религией и наукой

Путь осла
— …Магия раскрывает в человеке скрытые способности, выводит его на высокий духовный уровень, делает антенной-уловителем и передатчиком энергий и мыслей.
Все религии выдуманы, они угнетают человека как личность, превращая в раба, основаны не на любви к Богу — на cтрахе: его надо бояться и почитать, опустив глаза в пол…

Религии категорически запрещают магию, называя ее дьявольским промыслом, потому что, занявшись ею, человек становится независим от веры.
— Согласен: религия — кабала для человека. Его окружают стеной обетов, ограничивая свободу выбора. Недаром, когда на Руси воцарилось христианство, сразу стали выжигать язычество, которое базировалось на вере в силу природы и магии Вселенной.
— Нет, Бога не надо бояться — просто почитать. А магия с религией как бы пересекаются, в обеих есть что-то мистическое…
— Обе они — всего лишь способы реализации Личности, раскрывающие душу.
— Любая религия основана на строгом выполнении обрядов и ритуалов, что «гарантирует» чего-то после смерти. Но доказательств еще никто не предоставил. Маг получает все здесь и сейчас: может исцелять, менять судьбы людей. А себя унижать, ограничивать, скулить — это путь осла.
— Ха-ха, ваша хваленая магия делает человека таким же «китайским болванчиком», как и церковь. Обе — лишь две стороны одной медали, борящиеся между собой….
— Они просто не могут существовать по отдельности. В религии существует огромное количество магических обрядов… И скажите, какая магия обходится без молитв?
— Религия необходима, чтобы народ в массе своей не наделал глупостей. Это магия, причем очень мощная. Изгнание бесов — что, по-вашему? Или великие святые с их уникальными способностями? Магия — один из путей, но путь опасный, где легко оступиться.
— О чем вы говорите? Магия и религия — рабство худшего толка, не тела, а души. Чем прошение на коленях помощи у Бога отличается от прошения помощи у магических сил? Не вижу ничего гордого в чтении неизвестно кем и как составленных заклинаний… Свободный человек тот, чья сила зависит только от него самого.
— Не религия — человек сам себя угнетает, прикрываясь религией!
— Насколько я понимаю, магия — это подсознательное воздействие одного человека на другого. И говорить, что она помогает религии — просто бред. Без веры нет стержня, тогда-то магия и приводит неокрепшие души к неосознанным поступкам,
— О том, что религия превращает человека в раба, народу знать необязательно! А иначе как их пасти?
— Иудаизм, христианство и ислам — обыкновенные авторитарные секты, магическое изобретение жрецов. Запрет критики, ненависть к другим, черно-белое мышление…
— Бог, дьявол, ангелы, бесы — всего лишь более сильные и тренированные маги. Понятно, почему христианство запрещает магию — зачем конкурентов плодить?
— Почему человек должен бояться своего Отца Небесного, как дети — грозного папу-алкоголика? Слушать Бога в себе — это прислушиваться к своему внутреннему Я.
— Магия как наука и тайная философия лежит в основе всех религий мира, это знание законов природы и умение частично ими управлять. А религия — рычаг, посредством которого посвященные в магию силы управляют толпой. Они дополняют друг друга.
— Я вообще не понимаю, о чем вы? Возьмите трактат по магии и Библию — и сразу увидите общие параллели.
— Если отбросить шелуху о Боге, то магия и религия равнозначны по принципам применения. Иисус явно был не только хорошим проповедником, но отличным магом и психологом.
— И песнопения в религии имеют магические свойства!
— Религии — это карманчики, куда падают слепые и ленивые. Ни одна религия не выражает истины. В храме все те же церемонии, обряды, таинства — это ли не магия?
— Неужели Отец Небесный хотел видеть любимых детей валяющимися у него в ногах, облизывающими его пятки и вечно вопящими «Дай!»?
— Отличие в том, что магия основана на гениальности личности, на развитии, опытах. Это штучный товар, тогда как религия — ширпотреб.
— Ныне происходит расцвет магии и, значит, закат религии — неповоротливой и неуклюжей.
— Но не забудьте про намоленность церквей и символов, чего никогда не будет у магии…
— Конечно, религия бывает слишком тоталитарна. Но разве в магии такого нет? Разве начинающий маг не должен служить наставнику? Он такой же раб, даже еще больше.
— Магия — это часть человека, как цвет кожи или слух, а вера — часть личности. Все должно служить развитию человека, а не фанатичному подчинению какому-то эгрегору.
— Неужели вы знаете хоть одну бескорыстную религию?
Которая не собирала бы пожертвования, не продавала свечки, иконы, книги, не зазывала народ?
— Если вдуматься, что есть Бог? Сила, не подвластная разуму, видимость объяснения непонятного. Магия — инструмент Силы. Те, кому не удавалось его использовать, придумали религию: обозначили образ (Бог), определили законы (можно-нельзя), исходя из своего могу-не могу и ограничили круг возникающих вопросов (страх перед Богом). Ну и себя не забыли — возможность творить именем Божьим.
— Венчание, отпевание, заупокой и прочее — обряды каббалистические. Только каббалисты проводили их бесплатно…
— Надо ли принижением одного превозносить другое? Все имеет право на существование, и каждый выбирает своего Учителя.
— Все религии используют магию и магов. Магия — это высокая чувствительность человека, а религия — определенного вида медитации. Отрицание магов религиями — всего лишь желание их покорить. Религия, по сути, вид магии.
— Ну нет, магия никак с религией не связана — ни в противоборстве, ни в совместных целях, она — искусство, которое подчиняется немногим — и их же порабощает!
— Если для человека Бог — карающий орган, то развития не будет. Религия — та же магия, но облаченная в другую оболочку.
— В Библии можно встретить много элементов магии. Просто для большинства и священников, и магов их дело — просто бизнес, отсюда борьба с конкурентами.
— Магия — талант, возможность, способность! А религия — образ жизни и мышления.
— Церковь — посредник между Богом и человеком, а маг в посредниках не нуждается.
— Одного поля ягода! Что такое неистовая молитва? Всего лишь просьба к Господу рассмотреть твою жизненную ситуацию без очереди. Что такое заговор? То же самое… 99% святых в православии обладали сверхъестественными способностями, были ведунами и знахарями…
— Как только человек с даром убеждения начинает собирать вокруг себя людей и внушать им свое понимание, вера человека превращается в религию. И магия под чьим-то воздействием может превратиться в религию, поэтому надо уметь быть свободным человеком!
— Не все имеют хорошие светлые мысли, чтобы бескорыстно помогать другим. Представьте, что все люди вдруг стали владеть магией! Вам нахамили, а вы в отместку мощное проклятие или что-нибудь еще. Мы так быстро поубиваем друг друга… Не всех надо обучать! Религия обуздывает наши страсти, сама применяет магию, а другим не разрешает, потому что «меньше знаешь — крепче спишь!» Известно, что будет, если украдешь. А после смерти? Не знаем, и потому нам страшно. Но это хорошо! Люди боятся совершать плохие поступки!
— У меня есть право на выбор пути к Богу. А есть ли право на движение от него?
— Магия — такое же задуривание населения, как и религия, чтобы заставить платить денежки!
— В любой религии есть каста жрецов-священников, которые обладают знаниями, обрядами, заклинаниями, недоступными для большинства. Все обряды — та же церемониальная магия. Но мы должны быть благодарны религиям — они выполняют работу стража, не впуская непосвященных. Я знал людей, которые, будучи неготовы, попадали в психушку или сразу на кладбище. Людей с уникальными способностями всегда мало, а шарлатанов ныне пруд пруди!
— Мне думается, что религия — это извращенная магия, надуманная, выхолощенная, оторванная от корня истины.
— Но разве отличается чем-то заговор от искренней молитвы?
— Не все так просто, как нам пытаются объяснить церкви. Причем каждая по-разному, считая себя единственно правильной. Все это сделало меня эзотериком. Для меня существует Высшая сила, единая. Но уважаю все религии, пытаясь понять человека и его поступки.
— Магия — усовершенствование себя, развитие определенных способностей, но не души. Религий слишком много… Верить или нет — решать самому человеку.
— Магия не имеет никакого отношения к вере, это инструмент достижения желаемого. В чьих руках он находится, таков и результат работы.
— Я за оккультизм, которого боятся «божьи» люди! Он охватывает все виды проявления человечества. А религия — убогая попытка его обуздать!
— Я сам буддист, что вовсе не ограничивает меня в духовном развитии. Скорее наоборот.
— Магия заставляет верить в себя и надеяться только на себя, а религия — верить в Бога и рассчитывать на его помощь. Миллионы молятся с утра до ночи, бьются головой об пол, но помощи никакой. И начинают причитать, мол, Бог наказал, тем самым снимая с себя ответственность за поступки. Магию критикуют лишь те, кто в жизни не имеет своего Я.
— Магия неотделима от нашего бытия. Как и желание общности — так проще и безопаснее, хотя бы психологически. Большинство людей объединяются в группы по видам и сопоставимости биополя, в результате эффект поразительный. А верить каждый должен, в первую очередь, в себя.
— Настоящие колдуны почти всегда одиночки. Вы видели когда-нибудь кучку деревенских ведьм?
— Мне фильм «Айболит-66» вспомнился. Там Бармалей говорит: «Я всех счастливыми сделаю! А кто не будет счастлив — того в бараний рог согну, в порошок сотру!» Примерно так нам и предлагают любить Бога.
— А вы так же силой нам магию навязываете!
— Не все религии запрещают магию. Возьмем язычество — там были ведуны, шаманы. Магия вуду взяла начало из буддизма…
— Бог, на мой взгляд, образное имя универсальной энергии, а религия — всего лишь костюмчик. Кто воюет с одеждой?
— Магия — способность творить чудеса. И жаль, что мы заботимся больше о том, как сломать человеческую волю, приворожить или отворожить, напустить порчу. У нас в руках такая сила — почему бы не направить ее во благо? Например, на целительство. Сейчас у людей нет денег на лечение… В магии нужна вера в Высшие силы. Но нельзя зацикливаться на вере — она ведет к поклонению. А поклонение превращает мага в сектанта!
— Религия — сказка, придуманная первобытными людьми. Ныне все явления природы объясняют фундаментальные науки. А если не могут, значит, ученые еще не поняли суть явления. Магия — тоже наука. Маги могут управлять энергетическими потоками, а человек — существо энергетическое. Так что религиозные сказки, я считаю, с магией не совместимы!
— Магия — это самопознание, накопление энергии, поиск скрытых возможностей и тайных знаний.
— Молитва, по-моему, это совокупность электромагнитных колебаний. Недаром в старинных церковных книгах выделяли гласные буквы и для исцеления читались именно они. Получалось неясное бормотание, но обладающее невиданной силой воздействия на больной орган!
— По мне уж лучше религия, чем магия, где разум полностью парализован…
— И та,я и другая — лишний повод подчинить себе людей. Это власть, а как она будет называться, не имеет значения.
— Магия есть шарлатанство! В школах магии обучают впадать в гипносостояние 1-й ступени, и только лучшие учатся самой магии, т.е. способу вводить в гипносостояние других.
— А что это такое?
— При гипносостоянии ослабляется «Я», и личность начинает пользоваться детскими стереотипными алгоритмами мозга, которые давно ею не используются… Так утверждает моя наука — алгоритмическая психология.
— А как быть с лечением такой болезни как рожа? Врачи отказываются и сами дают адреса бабушек-шептуний. И действительно проходит!
— Так называемое нашептывание — не мистика. В московском НИИ энергоинформационных технологий установили, что, воздействуя на кристаллическую структуру воды, оно меняет ее свойства. А из чего состоит человек на 70%?
— Религия нужна только тем, кто не может напрямую постичь истину. Церковь давно себя изжила, превратилась в коммерческую организацию.
— Доверять сто раз переписанной Библии опрометчиво. Христос точно был, но явно не тем, за кого его нам выдают.
— Правд много, а истина одна.
— Правд не много. Слово «правда» происходит от древнеславянского «правь» (мир богов и гармонии). А он один и неделимый.
— То, что все привыкли считать христианством — легенда для толпы, а то, что для избранных, от магии отличается мало. И надо ли всякому дитю давать в руки свободу вместе с автоматом? И благо ли — навязанная свобода?
— Правильная мысль, не все достойны свободы и знаний, и не всем они нужны — так спится лучше. Не знаешь — нет тревог. Кому-то проще верить в Бога, что им будет воздано — и живут спокойно. Магия нужна тем, кого влекут тайны Вселенной…
— Или деньги…
— Нельзя отказывать в помощи, но и навязывать нельзя. Желающий оставаться в блаженном неведении тоже прав — это его выбор.
— Православный крестик — символ убитого человека! А жест молитвы ставит человека в позицию слабака! Молитва — признак слабости и трусости!
— Один интересный человек сказал: люди делятся на овец, пастухов, которые их пасут и стригут, собак, которые держат овец в «стойле», и волков…
— На Руси христианство какое-то языческое. Я и в церковь могу зайти, и через огонь прыгнуть, ночью со звездами ворожить, ветер в поле слушать. Энергию стихий преобразую в свою, магическую…
— Что значит «ворожить со звездами»?
— Смотрю на звезды, говорю нужные слова и жду, что будет происходить. И делаю выводы.
— Молитва проходит через меня, слова напитываются моей энергией. Заметила, что у многих бабок христианские молитвы «работают», помогают, а у попов — нет.
— Ничего удивительного. Дело не в словах, а что ты в них вкладываешь.
— Когда магия раскрывает все свои возможности, религии места нет! Женщины и мужчины с разбитыми сердцами идут к колдуньям, олигархи ищут амулеты на финансовую удачу и не подписывают ни одного контракта без совета своего гуру. Если речь о жизни и смерти, куда ты пойдешь? Правильно, к знатокам оккультных наук.
— Бог должен быть внутри тебя, а имя ему — ты!

Вот такие чудеса…
— А теперь расскажите, пожалуйста, один или несколько случаев с вами, необъяснимых с точки зрения привычной житейской логики.
— В жизни каждого человека бывало много загадочного. В 5 лет я увидел во сне, что соседская девочка умрет, и утром рассказал родителям. Меня поругали и запретили еще кому-то об этом говорить. Но вскоре мы услышали громкий плач матери, которая только что узнала о смерти дочери в больнице.
В 12 лет я был на охоте с отцом и его знакомыми. Один из них, глядя на удаляющую стаю птиц, машинально спустил взведенный курок ружья. Раздался выстрел. Заряд дроби попал прямо мне под ноги. При этом время как бы остановилось. Как в замедленном фильме я видел, как земля рядом с мной начинает приподниматься, затем вздыбилась сильнее, воронка от выстрела увеличилась… И только потом услышал громкий звук выстрела. Хотя охотник стоял всего в трех метрах от меня.
В сентябре 1996 года незнакомая женщина пригласила меня посмотреть, как она складывает кости после перелома. Я удивился странному предложению и идти с ней отказался. А спустя несколько дней меня сбила машина, и с тяжелейшими травмами я оказался в реанимации. Придя в себя, вспомнил о странной посетительнице и попросил ее найти. Около семи месяцев Наталья Георгиевна Кондрашова, в те годы юрист Смольного в администрации мэра Санкт-Петербурга, мануальным массажем помогала мне срастить кости и выздороветь. В январе 1997 года она предсказала, что я буду заниматься объединением древних духовных знаний. К этим ее словам я тоже отнесся тогда скептически. Но в октябре 2003-го, когда читал книгу графа Сен-Жермена «Пресвятая Тринософия», ко мне явилось красочное видение престола Небесного Света, после чего начал приоткрываться символический смысл духовных знаний…
— Как-то ночью проснулась я от непривычно белого света, озарившего всю комнату. Начала будить сестру: посмотри, мол, что так ярко светит? Она промямлила сонным голосом что-то про уличный фонарь и тут же опять вырубилась. А я села на кровати, пытаясь понять, что это, так как никакого фонаря рядом не было. Вдруг осознала, что вижу себя со стороны. Зачем-то вытянула руки вперед и пошла к тому свету… сквозь окно. Где я была и куда ходила, пытаюсь понять до сих пор. Утром проснулась с осознанием чего-то нового и странного. Утром мы с сестрой пошли на улицу смотреть, мог ли так светить фонарь во дворе. Конечно, нет! Может, вам это покажется бредом, но так было, поверьте. Такого света больше не повторялось, но с тех пор начали сниться планеты, миры, меня куда-то приглашали неведомые «тарелки», и я улетала с ними…
— Как-то, опаздывая на электричку, я бежала по переходу. Перед глазами кружила пчелка, от которой я никак не могла отмахнуться. Двери электрички передо мной захлопнулись, я на нее опоздала. Но через минуту услышала, что электропоезд нужного мне направления стоит на другом пути, отправление через 10 минут. То была не моя электричка.
И еще. Приснилось, что в большой маминой кастрюле вымешиваю тесто коричневого цвета. Все посмеялись — ну и сон! Спустя месяц подруга приглашает к себе и просит испечь два ее любимых торта Негро — гостей будет много. Прошу у мамы ее большую кастрюлю. В рецепте много какао, и тесто получается коричневое… Таких вещих снов еще с десяток было — пока мама не отвезла меня к какой-то бабке. Та пошептала, покрутила ножи над головой — и они прекратились.
Чувствую боль других, пыталась лечить. Говорили, что помогало. К сожалению, в моем кругу этих тем не любят и косо смотрят. Не хочу быть «белой вороной». Поделилась только с вами, прошу не судить строго…

Леонид Терентьев

г. Евпатория
e-mail: [email protected]
http://www.proza.ru/avtor/terentiev45

Элементарной исходной исторической формой осознания общности членов человеческой группы сородичей был тотемизм. Это типичное для определенного уровня общественного развития представление группы людей, занимающихся собирательством и охотой, об их общем происхождении от мифического существа. В доживших до нашего времени элементарных религиях тотемизм встречался не повсеместно, но был широко распространен в особенности у австралийцев, меланезийцев и американских индейцев. Слово «тотем» употреблялось племенем оджибуэев (Северная Америка) для обозначения существа, находящегося в магически-мистическом отношении к индивиду или группе людей Крывелев И.А. История религии. Т. 1. М., 1988. С. 35..

Тотемизм -- представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений. Это животное или растение являлось тотемом данной группы людей. Члены группы, тотемом которой был, например, медведь, считали себя медведями, а медведей -- членами своей группы. Таким образом наглядно выражалось единство членов данного рода и их отличие от всех остальных. Тотем -- символ, обозначение единства. Тотемистические представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делятся на «своих» и «чужих», и вместе с этим разделением устанавливается, что можно и что нельзя. Мясо «своего» тотема нельзя употреблять в пищу, мужчины и женщины одной тотемной группы не могут вступать в брак -- это табу. Возникает представление о дозволенном и запрещенном. С тотемом связано представление о существовании особых вещей, на них налагается табу, они становятся неприкасаемыми, «священными» -- обращаться с ними можно, только соблюдая строжайшие правила, за нарушение которых полагались страшные наказания.

Считалось, что соблюдение этих правил обеспечивает сохранение рода, добычу пищи. Делая полезное животное тотемом, члены рода верили, что с помощью каких-то действий, например подражательных танцев, символических действий другого рода, можно заставить это животное размножаться. Пещерная живопись той эпохи почти исключительно изображает животных. Появляются магические действия. Одной из первых была магия охотничья.

Магия -- символический образ действий (колдовских обрядов), имеющих своей целью достижение конкретного результата. Это получение нужного результата особым, не «прямым» способом. Так, можно добиться успеха на охоте за счет выносливости, смелости, опытности и прочего, а можно добиться успеха охоты, предварительно имитируя приемы, используемые на охоте. Или, действуя по аналогии, вызвать дождь. Таким образом, возникает представление, что некоторые человеческие действия помимо обычного имеют еще совсем особое значение, являются колдовскими приемами. Затем появились представления, что и определенные события могут обладать особым значением -- предвещать то, что должно произойти. Так рождается гадательная магия -- мантика. Влияние на человеческие дела признавалось за какими-то предметами, обладающими особыми свойствами, необходимыми для того, чтобы такое влияние оказывать. Это -- свойство не всех, а только особых предметов -- фетишей, талисманов, амулетов. Это свойство, которым обладают не все, а только некоторые люди или предметы, -- особая, скрытая в них сила -- мана.

Тотемистические представления связаны с особыми церемониями, ритуалами, совершаемыми по поводу важнейших событий в жизни -- рождения, посвящения (введения юноши в число взрослых охотников), смерти. В ритуале посвящения первобытный человек отождествляет себя с животным-предком, со своим тотемом, посредством сложных и нередко мучительных церемоний. В пещерах найдены относящиеся к палеолиту следы обряда посвящения -- сделанные на мягкой глине отпечатки изуродованных рук. Посвященный символически умирает, чтобы возродиться к новой жизни и быть способным выполнять свои обязанности по отношению к обществу.

Эти обряды, через которые должен был пройти каждый, сопровождались пением, в котором давалось толкование этих обрядов -- мифы о происхождении и развитии мира с точки зрения тотемистических представлений. Это была своего рода школа, обучение, которое давало детальные представления, касающиеся мира и того, как управлять им, дополнявшее обучение на практике приемам охоты, приготовления пищи и т. п. Обряд посвящения включал присвоение имени, что считалось особенно важным и священным как установление связи посвящаемого с тотемом и, следовательно, со всем миром. Тотемистические мифы, связь которых с ритуалами считалась необходимой для сохранения жизни рода, со временем стали соединяться, образуя более или менее связную систему -- мифологию Крывелев И.А. История религии. Т. 1. М., 1988. С. 36-37..

Свидетельством развития ритуалов и мифов в палеолитических стоянках являются погребения. Живые начали заботиться о мертвых, которые и после смерти продолжали считаться членами рода. Но их еще и боялись, поэтому засыпали землей, камнями или забрасывали ветками. Люди считали, что умерший продолжает жить, поэтому его снабжали пищей, убивали и хоронили вместе с ним животных, а погребали его неподалеку от костра, чтобы умершему было тепло, и т. д. Иными словами, представлялось, что продолжающаяся жизнь вполне «материальна», не было представлений о жизни «духа». Однако уже такой обычай, как окрашивание трупа охрой в подражание цвету крови, говорит о применении магических приемов. Об этом свидетельствует и пещерная живопись, изображение целого комплекса ритуалов -- танцев, воспроизводящих успешную охоту. На этих рисунках были обнаружены отдельные фигуры переодетых мужчин, изображающих животных. Можно предположить, что подражание животным имело магическое значение. Если это так, то это -- прообраз колдуна, или шамана, человека, частично освобожденного от повседневных трудов, занятого специально обеспечением общего благополучия с помощью магических приемов, отвечающего за выполнение ритуалов. Возможно, в это время наряду с тем представлением о мире, которое выражено в символической магии (когда изображение или смысл вещи отождествляется с самой вещью настолько, что считается, что, воздействуя на изображение, воздействуешь с помощью таинственной силы и на оригинал), зарождается и представление о духах, демонах. Скорее всего, оно возникает как попытка объяснить смерть -- мгновение назад человек еще жил, теперь он мертв, хотя тело здесь. Отсюда представление о том, что умереть -- значит «испустить дух». Предполагалось, что духи действуют и продолжают общение с людьми. Первоначально считалось, что их сила не превосходит силы человека. Так возникла вера в «духовные существа» -- анимизм Крывелев И.А. История религии. Т. 1. М., 1988. С. 38..

Таким образом, данные археологии позволяют думать, что зарождение тотемизма, магии, фетишизма, мифологии, анимизма относится к времени существования поздних неандертальцев, происходит еще в древнекаменном веке.

Тотемы -- еще не божества, однако, они носители особой, «нуминозной» силы, и потому они священны, их нельзя убивать. Тотемизм -- разновидность религии, связанной с верой в некие особые «силы». Такие религии иногда называются «динамическими религиями» (от греч. dynamis -- сила). В основе этих религий лежит особого рода переживание, когда объект культа (в данном случае -- животное) воспринимается как нечто совсем отличное от других объектов (животных), представляющее собой некую таинственную силу. Хотя тотем не является объектом благоговейного почитания, но индивиды или данный клан хотели бы обладать связью с заключенной в нем силой. Эта мистико-магическая связь достигается за счет того, что происхождение клана ведется от животного -- тотема. И происходящее в особых случаях убийство и сакраментальное поедание тотемного животного также утверждает магическую связь между ним и родом. Человек, стоящий на том уровне развития о котором идет речь, в животном видит не единичное животное, а воплощение рода, обладающего необозримо долгим существованием, поэтому связь человека с тотемным животным может представляться как обеспечивающая его роду неограниченно длительное существование.

Если тотемизм является достоянием народов, стоящих на начальных ступенях развития культуры, то фетишизм встречается везде, где существуют «священные вещи». Фетиш (от португ. Fetisso -- амулет, волшебство) буквально значит «наделенный магической силой». Мы видим проявления фетишизма, когда пользуются для определенных целей «святой водой» или над входной дверью прибивают подкову «на счастье». Фетишами становятся как создаваемые человеком вещи, так и естественные, обладающие необычным обликом. Чаще всего усматриваемая в них сила представляется как безличная, но со временем допускается предположение, что в фетише живет некий дух. В таком случае мы имеем дело с анимизмом Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М., 2002. С. 239..

С мотивом силы связана идея табу. Обладающие силой личности (как, например, вожди или знахари) и предметы (фетиши) становятся табу. Это означает, что они выделяются из круга обычных, профанных объектов и к ним предписывается относиться с соблюдением определенных правил. Само слово «табу» полинезийского происхождения и означает «нечто примечательное», требующее внимания, особое. Табу являются поэтому все нуминозно значимые объекты: жрец и вождь; все, относящееся к культу священных предметов; животные и растения определенных видов, в особенности тотемные; покойники, воюющие люди, женщины при родах и т. д. Действие табуированных объектов является двойственным -- опасным и полезным. Эта двойственность присуща всем нуминозным объектам. И они вызывают у человека двойственное отношение -- боязни, отталкивающей от них, и притяжения к ним. Например, глава рода для «подданных» одновременно является «предметом», которого сторонятся и к которому в то же время тянутся. Из переживаний, связанных с табу, вырастают полярные ценности -- чистое и нечистое. Наполненным этой двойственной силой и потому табуированным объектам противостоят профанные, не имеющие нуминозного значения. В последующем этическом развитии обладающие характером табу «вещи» разделяются на позитивные, полезные и поэтому этически “хорошие” сущности -- чистые -- и на вредные, этически негативные нуминозные сущности -- нечистые. Так, евреи, например, считали свинью нечистым и потому непригодным в пищу животным не потому, что свинья -- профанное животное, тогда ее можно было бы есть, но, напротив, -- потому, что она нуминозно негативна и оттого является табу Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М., 2002. С. 240..

Тотемизм, фетишизм, культ предков, анимизм и т. д. -- все эти элементы присущи религиям в их ранней, элементарной форме. Однако у каждого народа они образуют некоторое неповторимое единство, своеобразное целое. Элементарная форма религии представлена многими, различающимися между собой религиями, каждой из которых перечисленные выше элементы присущи в разной степени и в различных вариациях. И в то же время всем этим религиям присуще нечто общее, они образуют некое единое целое -- религию «примитивных» культур, отличную от всех других в своей основополагающей жизненной позиции. Одна из распространенных и признанных квалификаций этот позиции состоит в том, что это религия магического единения, связи. Человек этой культуры во всех существах и во всех имеющих для него значение вещах ощущает некую тайную и подлинную жизнь, овладение которой, подчинение или достижение которой является главным стремлением всех членов рода. Очертания внешнего мира еще не приобрели той определенности, постоянства, неизменности, как у человека более развитой культуры. Это совсем другое видение действительности, из которого проистекает все мышление и деятельность людей. Все может стать всем, чем угодно, как это бывает в сновидениях или грезах. В этом воззрении на мир, более эмоциональном, чем интеллектуальном, лежит объяснение того, почему столь велика роль мифа в жизни и культе «примитивных» народов. В мифе выражается такое осознание действительности, которое еще не знает ограничений возможного, присущих естественнонаучно обусловленному, рациональному миропониманию, оно является наглядно-фантастическим, а не абстрактно-логическим. В элементарной форме религиозной жизни доминирует магия: человек того времени воспринимает мир не «объективно», а как проекцию своих чувств и оценок на внешний мир. Мир, следовательно, чувствует так же, как и он. И на основе этого ощущения единства человек способен -- как в сновидениях -- подчинять себе этот так называемый внешний мир. Желания должны сбываться и изменять мир Крывелев И.А. История религии. Т. 1. М., 1988. С. 41..

Древний человек в мифах выражает свои страхи и свои желания, выносит их вовне и верит в миф, связанный с определенным культом, как в действительность, т. е. воспринимает и переживает миф как некую священную и все вновь и вновь осуществляющуюся действительность. В этом мире индивид, единичный человек еще не обладает самостоятельными отдельным существованием, жизнью. Это не значит, что в определенных областях отдельный человек совсем не может принимать самостоятельных решений, в частности в сфере профанной жизни. Но на этом уровне элементарной формы религиозной жизни все сознательно-религиозное существование человека полностью зависимо от окружающего его сакрального сообщества -- селения, тотемного сообщества, мужского союза и т. д. Эти общности охватывают и воплощают в себе подлинную жизнь индивида, тогда как единичное, отдельное, особенное в нем носит лишь второстепенный характер. Здесь, в этой главной сфере жизнедеятельности, нет места для «частных зон». Это «связанное существование» в самых главных своих проявлениях Крывелев И.А. История религии. Т. 1. М., 1988. С. 42..

Как магия, так и религия возникают в ситуациях эмоционального стресса: житейский кризис, крушение важнейших замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленная ненависть. Как магия, так и религия указывают выходы из таких ситуаций и жизненных тупиков, когда действительность не позволяет человеку найти иной путь, кроме обращения к вере, ритуалу, сфере сверхъестественного. В религии эта сфера наполняется духами и душами, провидением, сверхъестественными покровителями рода и провозвестниками его тайн; в магии первобытной верой в силу о волшебстве магического заклинания. И магия и религия прямо опираются на мифологическую традицию, на атмосферу чудесного ожидания раскрытия своей чудотворной силы. И магия и религия окружены системой обрядов и табу, которая отличает их действия, от того, как ведут себя непосвященные. Но в чем же различие между магией и религией?

Магия - это наука практического творения. Магия основана на знании, но знании духовном, знании о сверхчувственном. Магические эксперименты, направленные на изучение сверхъестественного, сами по себе носят научный характер, поэтому их изложение относится по жанру к научной литературе. Проследим за различиями и сходствами магии с религией и наукой.

Различие между магией и религией

Начнем с наиболее определенного и бросающегося в глаза различия: в сакральной сфере магия выступает как некое практическое искусство, служащее для выполнения действий, каждое из которых является средством достижения определенной цели; религия -- как система таких действий, выполнение которых само по себе есть некоторая цель. Попытаемся проследить это различие на более глубоких уровнях. Практическое искусство магии обладает определенной и применяемой в строгих границах техники исполнения: колдовские заклинания, ритуал и личные способности исполнителя образуют постоянное триединство. Религия во всем многообразии ее аспектов и целей не имеет столь простой техники; ее единство не сводится ни к системе формальных действий, ни даже к универсальности ее идейного содержания, оно скорее заключается в выполняемой функции и в ценностном значении веры и ритуала. Верования, свойственные магии, в соответствии с ее практической направленностью крайне просты. Это всегда вера во власть человека достигать желаемой цели с помощью колдовства и ритуала. В то же время в религии мы наблюдаем значительную сложность и многообразие сверхъестественного мира как объекта: пантеон духов и демонов, благотворные силы тотема, духи -- хранители рода и племени, души праотцов, картины будущей загробной жизни -- все это и многое другое создает вторую, сверхъестественную реальность для первобытного человека. Религиозная мифология также более сложна и разнообразна, в большей степени проникнута творчеством. Обычно религиозные мифы сосредоточены вокруг различных догматов и развивают их содержание в космогонических и героических повествованиях, в описаниях деяний богов и полубогов. Магическая мифология, как правило, выступает в виде бесконечно повторяющихся рассказов о сверхобычных достижениях первобытных людей. Б. Малиновский «Магия, наука и религия»- [Электронный ресурс|

Магия, как особое искусство достижения конкретных целей, в одной из своих форм однажды входит в культурный арсенал человека и затем непосредственно передается от поколения к поколению. С самого начала она является искусством, которым овладевают немногие специалисты, и первая профессия в истории человечества -- это профессия колдуна и чародея. Религия же в самых своих первоначальных формах выступает как всеобщее дело первобытных людей, каждый из которых принимает в ней активное и равное участие. Каждый член племени проходит через обряд посвящения (инициации) и впоследствии сам посвящает других. Каждый член племени скорбит и рыдает, когда умирает его сородич, участвует в погребении и чтит память усопшего, а когда придет его час, он точно так же будет оплакан и помянут. У каждого человека есть свой дух, и после смерти каждый сам становится духом. Единственная существующая в рамках религии специализация -- так называемый первобытный спиритический медиумизм -- это не профессия, а выражение личного дарования. Еще одно различие между магией и религией -- это игра черного и белого в чародействе, тогда как религия на своих первобытных стадиях не слишком интересуется противоположностью между добром и злом, благотворными и зловредными силами. Здесь опять-таки важен практический характер магии, направленной на непосредственные и измеримые результаты, тогда как первобытная религия обращена к роковым, неотвратимым событиям и сверхъестественным силам и существам (хотя, главным образом, в моральном аспекте), и потому не касается проблем, связанных с человеческим воздействием на окружающий мир.

Религиозная вера придает устойчивость, оформляет и усиливает все ценностно-значимые ментальные установки, такие, как уважение к традиции, гармоническое мироощущение, личностная доблесть и уверенность в борьбе с житейскими невзгодами, мужество перед лицом смерти и т.д. Эта вера, поддерживаемая и оформляемая в культе и церемониях, обладает огромным жизненным значением и раскрывает первобытному человеку истину в самом широком, практически важном смысле слова. Какова культурная функция магии? Как мы уже говорили, все инстинктивные и эмоциональные способности человека, все его практические действия могут заводить в такие тупиковые ситуации, когда дают осечку всего его знания, обнаруживают свою ограниченность силы разума, не помогают хитрость и наблюдательность. Силы, на которые человек опирается в повседневной жизни, оставляют его в критический момент. Природа человека отвечает на это спонтанным взрывом, высвобождающим рудиментарные формы поведения и дремлющую веру в их эффективность. Магия основывается на этой вере, преобразует ее в стандартизированный ритуал, обретающий непрерывную традиционную форму. Таким образом магия дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных определенной практической и ментальной техникой. Тем самым как бы воздвигается мост через те пропасти, которые возникают перед человеком на пути к его важнейшим целям, преодолевается опасный кризис. Это позволяет человеку не терять присутствие духа при решении самых трудных жизненных задач; сохранять самообладание и целостность личности, когда подступает приступ злобы, пароксизм ненависти, безысходность отчаяния и страха. Функция магии заключается в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием. В магии человек находит подтверждение того, что уверенность в своих силах, стойкость в испытаниях, оптимизм одерживают верх над колебаниями, сомнениями и пессимизмом. Там же

По словам Дж. Фрезера, радикальной противоположностью магии и религии объясняется та непреклонная враждебность, с которой священнослужители на всем протяжении истории относились к колдунам. Священника не могла не возмущать высокомерная самонадеянность колдуна, его надменность в отношении к высшим силам, бесстыдное притязание на обладание равной с ними властью. Жрецу какого-либо бога с его благоговейным ощущением божественного величия и смиренным преклонением перед ним такие притязания должны были казаться неблагочестивой, богохульной узурпацией прерогатив, принадлежащих одному богу. Иногда обострению этой враждебности способствовали более низменные побуждения. Жрец провозглашал себя единственным подлинным заступником и истинным посредником между богом и человеком, и его интересы, равно как и чувства, часто шли вразрез с интересами соперника, который проповедовал более верную и гладкую дорогу к счастью, нежели тернистый и скользкий путь снискания божественной милости.

Но этот антагонизм, каким бы привычным он нам ни казался, по-видимому, появляется на сравнительно поздней стадии религии. На более ранних стадиях функции колдуна и священника часто сочетались или, вернее, не разделялись. Человек добивался благосклонности богов и духов с помощью молитв и жертвоприношений и одновременно с этим прибегал к чарам и заклинаниям, которые могли возыметь желаемое действие сами по себе, без помощи бога или дьявола. Короче говоря, человек совершал религиозные и магические обряды, произносил молитвы и заклинания на едином дыхании, при этом он не обращал внимания на теоретическую непоследовательность своего поведения, если всеми правдами и неправдами умудрялся достичь желаемого. Дж. Фрезер «Золотая ветвь»

Как мы видим, различия между магией и религией существуют. Религия ориентирована на удовлетворение соответствующих потребностей народа, на массовое богослужение. Магия же по своей природе не может быть конвейерным производством. В магическом обучении обязательно постоянное персональное руководство человеком со стороны Высших Сил. Здесь имеется прямая параллель с экспериментальными исследованиями в науке.

Никто не допустит постороннего человека в закрытую лабораторию, где проводятся опыты, например, с высокими энергиями, с низкими температурами, ядерные исследования. Настоящие эксперименты проводятся только опытными учёными после предварительного математического и физического моделирования при полном соблюдении техники безопасности и гарантированном отсутствии посторонних лиц в помещении лаборатории.

магия религия обряд ритуал

К силам, находящимся за пределами обычного, относятся и магия, и религия. В связи с этим возникает вопрос о соотношении между собой этих двух феноменов, каждый из которых характеризуется общением с сакральным. Не вникая в детали, отметим лишь, что магия означает манипулирование безличной силой с помощью особых приемов, колдовства во имя достижения конкретных, со ответствующих интересам индивида целей, не связанных с моральными оценками. Ее эффективность зависит от точности выполнения ритуальных магических действий, соблюдения традиции.

Магия связана со стереотипизацией человеческой деятельности, тогда как религиозная рационализация человеческой деятельности осуществляется в ином контексте - когда существование

уже не обеспечивается полностью традицией, а священное из безличной разлитой в мире силы трансформируется в божественную личность, возвышающуюся над профанным миром.

В то же время существует структурное сходство магии и религии - на это обращает внимание Вебер, вводя понятие "магического символизма". На определенной ступени происходит замена реальной жертвы, например в погребальной церемонии, - жертвой символической, рисунком жертвенного животного, какими-то частями его тела и т.п. В большей или меньшей мере магический смысл ритуального действия сохраняется и в религии. Для понимания религии важно, таким образом, выявить отличия религиозных символов не только от магических, а вообще - от нерелигиозных.

Если божество, т.е. всесильное "иное существо", находится в другом мире, то доступ к этой силе люди получают в тех действиях, которые составляют практику религиозной жизни (культовой деятельности) и назначение которых - служить связующим мостом между "этим миром" и "иным миром", - мостом, по которому могучая сила божества может быть направлена на помощь бессильным людям. В материальном смысле этот мост представлен "святыми местами", которые одновременно находятся и в "этом мире", и за его пределами (например, церковь считается "домом Бога"), посредниками - "святыми людьми" (священнослужителями, отшельниками, шаманами, вдохновенными пророками), наделенными способностью устанавливать связь с силами иного мира, притом что сами они живут все же в этом мире. Этот "связующий мост" представлен не только культовой деятельностью, но и в мифологии и представлениях об инкарнациях, перевоплощениях божеств, которым удается быть одновременно и божествами, и человеческими существами. Посредник - будь то реальное человеческое существо (например, шаман) или мифологический богочеловек, - наделен "пограничными" чертами: он и смертный, и бессмертный. "Сила Духа Святого" - магическая сила в общем смысле "священнодействия", но она также сексуальная сила - способна оплодотворять женщин.


Важной характеристикой каждой религии является ее отношение к магии и религии как "идеальным типам", т.е. степень присутствия в ней магических элементов и степень ее рационализации: в одних религиях больше одного, в других - другого. В зависимости от этого формируется присущий данной религии тип отношения к миру. Общую тенденцию религиозной эволюции Ве-

бер определяет как "расколдование мира" и усиление религиозной рационализации.

Ритуал и миф. Во многих религиях центральное место занимает не верование, а ритуальное поведение. Так, в иудаизме, например, от верующего требуется в первую очередь не знание догматов, а определенное, строго регламентированное поведение, соблюдение множества предписаний, обрядов.

В самом широком смысле слова ритуал представляет собой совокупность повторяющихся, регулярно совершаемых действий в установленном порядке. Ритуальное действие является формой социально санкционированного символического поведения и в отличие от обычая лишено утилитарно-практических целей. Его назначение другое - он выполняет коммуникативную роль, символизирует определенные значения и установки в отношениях как повседневной, так и официальной жизни, играет существенную роль в социальном воспитании, контроле, осуществлении власти и т.д. Ритуал в отличие от этикета связан с убеждением в его глубинном ценностном смысле.

Религиозные ритуалы вместе с соответствующими верованиями направлены на "священные вещи". Магический ритуал - это, собственно, колдовское действие, заговор, заклинание, техника воздействия на явления окружающего мира. Исполнителем этого действия является индивид, а не коллектив. Магический ритуал ориентирован прагматически - в большей степени на "материальный" результат, чем на ценности знакового порядка. Смысл магического действия не в "служении" высшей силе, а в обслуживании человеческих потребностей.

В религиозно-богословских работах этот момент отражается в виде противопоставления архаических верований с нарастающей на них "уродливой корой магии" - "благоговению перед Высшим". А. Мень характеризует магию как "механический способ заслужить расположение таинственных сил, заставить их работать на себя" по принципу: "Я дал Тебе - Ты дай мне". "Люди были убеждены, что определенные ритуалы с естественной необходимостью должны доставлять желаемое"1.

Люди не были бы людьми, если бы не придавали смысл тому, что их окружает и что они сами делают. Суть культуры в настоятельном для людей требовании, чтобы в конкретной, окружающей нас реальности был установлен какой-либо смысл. Глубочайшими корнями своими признание смысла, наделение смыслом ухо-

1. Мень А. Таинство, слово, образ. Л., 1991. С. 9.

дит в недра культа. Культовый ритуал - священнодействие, таинство, а не мифы и не догматы вероучений, и тем более не правила поведения, составляет ядро религии. В античной религии вера в определенные комплексы мифов не была обязательной в качестве характеристики истинной религии. И не мораль составляет сущность религии. Ритуалы значат для общества больше, чем слова и мысли, благодаря ритуалам религия становится в древних обществах частью социального порядка, укореняясь и в общей системе ценностей, в том числе и в этических ценностях сообщества, которые с ее помощью становились общей для всех системой образцов поведения. Одни религии могут быть более этическими, чем другие, но если религия становится моралью, она перестает быть религией.

В основе магического действия лежит представление о том, что все со всем связано, "логика партиципации", по выражению Л. Леви-Брюля. Она и реализуется в магических действиях. На этом уровне магическое действие еще не имеет своей основой определенную космологию. Только с ее появлением (миф о творении) магическое действие трансформируется в религиозный ритуал - образ творения. В религиях стратегической целью мышления и действия становится сохранение сакрального порядка мироздания, космоса в борьбе с угрозой хаоса.

Человеческое общество в первобытных представлениях само выступает как часть космоса: все входит в состав космоса, который образует высшую ценность. Для такого сознания существенно, подлинно, реально лишь то, что сакрализовано (сакрально отмечено), а сакрализовано лишь то, что составляет часть космоса, выводимо из него, причастно к нему. В сакрализованном мире, по yтверждению В.Н. Топорова, и только в таком мире, складываются правила организации, ибо вне этого мира - хаос, царство случайностей, отсутствие жизни. Религиозный ритуал связан, следовательно, с мифологическим сознанием как основным способом понимания мира и разрешения противоречий.

Человек этого периода видел именно в ритуале смысл жизни и ее цель. Это уже религиозный, а не магический ритуал. Он ориентирован на ценности знакового порядка. Он является тем действием, которое обеспечивает спасение "своего" космоса и управление им. Воспроизведение акта творения в ритуале актуализирует структуру бытия, придавая ей подчеркнутую символичность, и служит гарантией безопасности и процветания коллектива. Космологический миф - руководство жизни для человека той эпохи.

Только в ритуале достигается высший уровень сакральности, и одновременно в нем человек обретает чувство наибольшей полноты жизни.

В жизни архаичных сообществ ритуалы занимали главное место. Мифология служила своего рода его пояснением, комментарием к нему. На это обстоятельство обратил внимание Дюркгейм. Анализируя описания ритуала в религиозной жизни австралийских аборигенов, он выделил феномен возбуждения (экспрессивной символизации, по терминологии Парсонса). Суть этого феномена состоит в том, что участники ритуала - коллективного, т.е. уже религиозного, а не магического действия, - находятся в состоянии сильного эмоционального волнения, экзальтации, которая, согласно Дюркгейму, является психологически подлинной и в то же время - социально упорядоченной. "Сценарий" действия и образцы поведения, взаимодействия между участниками ритуала, детально разработаны и предписывают, кто и что должен делать в тот или иной момент времени. Таким образом, хотя возбуждение является подлинным в психологическом смысле, его нельзя считать спонтанной реакцией на непосредственные стимулы. Этот упорядочение организованный характер ритуала определяется тем, что ритуальные действия пропитаны символическими значениями, которые соотносятся со структурой и ситуацией социальной системы. Ритуалы, по Дюркгейму, не только подкрепляют, но и порождают то, что он называет "верой".

Соотнесенность мифа с социальной системой основывается на том, что мифологические символы не просто указывают на что-то или отсылают к какому-то другому. Они в своем чувственном качестве, скорее, сами воспринимаются как это "другое", являются этим "другим"1. Согласно Лосеву, полное отождествление в примитивных культурах человека с мифическим тотемом составляет характерное свойство мифологической символизации: животное-тотем и клан отождествляются в сознании австралийского аборигена. Участники ритуала действительно ощущают себя мифическими символическими существами, действия которых они воспроизводят в ритуале. Это отождествление обеспечивает возможность одновременно быть самим собой и чем-то другим. Отождествление в символе вещи и идеи в ранних культурах приводит к тому, что со "священной вещью" обращаются так, как будто она сама и есть то, что она символизирует (подобно этому в православном

1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Миф, число, сущность. М., 1994.

сознании икона представляет собой не просто изображение лика Божьего, но сам лик Божий). В современных светских системах символизации политического или какого-либо иного рода никто никогда уже не отождествляет символ с тем, что он собой символизирует.

Еще один уровень соотнесенности религии с социальностью заключается в том, что первичная функция религиозного ритуала состоит в формировании и укреплении солидарности, в основе которой лежит общий код ритуального символизма. Ни один предмет в ритуале не является самим собой, он всегда выступает как символ чего-то другого; все операции с предметами в ритуале есть операции с символами, совершающиеся по установленным правилам и имеющие значение для тех реальных предметов, символами которых они являются.

Так, жертвоприношение коня в ведическом ритуале моделирует практически весь космос, так как каждой части жертвенного животного соответствует какой-то определенный мировой феномен (голова жертвенной лошади суть заря, глаз - солнце, дыхание - ветер, ухо - луна, ноги - части света...). Весь космос возникает вновь ежегодно из этого приносимого в жертву коня, мир творится заново в ходе обряда.

Э. Лич, изучавший символическую систему, включающую ритуал, миф, религиозную этику и мировоззрение, пришел к заключению, что ритуал представляет собой своего рода "хранилище" знаний: в соответствующие ритуалы может быть заложена информация, касающаяся, например, хозяйственной деятельности, в виде символов, имеющих власть над людьми, определяющих их поведение. Они передаются от поколения к поколению, влияя на мировоззрение и связанный с ним этос, влияя в значительной степени через ритуал, богослужение.

Христианская церковь, исповедуя религию "духа и истины", не упразднила храмовое богослужение, ритуалы, культ в качестве внешнего символа духовного служения. Современные богословы, осуждая "обрядоверие", напоминают, что основатель христианства упрекал иудейское духовенство и законников в том, что они свели высший религиозный долг к обрядам и уставам; он хотел другого:

“Милосердия хочу, а не жертвы". Для Бога важнее всесожжении и жертв "очищение сердца", справедливость, вера, нравственный подвиг. Однако религиозная вера живет в символике ритуала, и, по убеждению православного священника, недостаточно носить Бога и в сердце и стремиться исполнять Его волю в повседневной "киши. Евхаристия (благодарение), которую называют "бескров-

ной жертвой" и которая является сакральной трапезой, является основополагающей мистерией христианской церкви, центральным моментом богослужения, символизирующим подлинное пребывание Богочеловека в Его Церкви: знаком присутствия Христа в Церкви являются мистерии-таинства, через которые вновь и вновь совершается единение человека с Богом.

Итак, ритуал относится к области религиозной практики, ортопраксии, в то время как миф - к когнитивному компоненту религии, ортодоксии. Они связаны таким образом, что миф определяет границы понимания ритуала и дает ему обоснование, хотя это не обязательно на осознанном уровне.

Преимущество символа перед понятием в том, что он не требует предварительной "работы ума", "школы мышления", логической дисциплины. Символы воспринимаются гораздо легче и проще интеллектуальных дефиниций, схватываются "налету" на основе не требующих и не поддающихся сколько-нибудь строгому определению эмоций, переживаний, верований.

Поскольку ритуальные действия ориентируются на религиозные символы, мифы, которые определяют их смысл, они рассматриваются как совершенно отличные от внешне схожих действий человека в "обычной" жизни: в христианском таинстве причащения человек "вкушает тело и кровь Христову" не для того, чтобы утолить голод и жажду. Ритуал обретает свое значение, становится ритуалом только в контексте соответствующего мифологического верования.

Только в контексте евангельского рассказа о последней трапезе Иисуса и его учеников ("Тайной вечере") имеет смысл сам ритуал христианской евхаристии - причащения хлебом и вином. Только в контексте мифа о первородном грехе имеет смысл ритуальное очищение от греха, таинство исповеди.

Миф - не объяснение ритуала, а его обоснование, укоренение преходящего в вечном. Ритуал - драматизация мифа, воплощение символов в живую действительность. Ритуал может выразить, однако, и то, что не высказывается на языке мифа, не вербализуемо. Он говорит на языке жеста, танца, "языке тела". В мифологическом сознании все, что есть движение тела, есть одновременно движение души. Леви-Строс видел задачу не в том, чтобы понять, как люди "думают в мифах", с помощью мифов, а в том, чтобы показать, как "мифы живут в нас".

Миф обретает зримые черты в ритуале, хотя ритуал может совершаться без ясного осознания заложенного в мифе значения. Вера получает видимое каждому воплощение. Ритуал, богослужение -

пера в действии, в поведении, отношениях верующего. С помощью ритуала верующие соприкасаются со "священным временем", становятся современниками событий "священной истории", обретают "жизнь вечную". Больше того, в ритуале "священное время" как бы создается, поскольку время имеет смысл в том случае, когда в нем что-то происходит.

Социальное значение ритуала - установление связи между людьми, усвоение верований, религиозных установок и ценностей и т.д. Каждый ритуал - это действие, направленное на установление и поддержание порядка; он есть обряд. Боги умирают без совершения ритуалов, смерть человека обязательно сопровождается ими. Обряд знаменует собой власть общества над индивидом. В ритуале индивид устанавливает связь с группой, обществом;

II веровании - с космическим порядком. Ритуальный страх - страх нарушения божественного порядка. Потребность в обряде как "торжественном восполнении" повседневной рутины человек ощущает и каждый переломный момент своей жизни. Ритуальное воплощение веры - дань телесной природе человека, которая должна быть признана во всей своей жизненной силе и по возможности одухотворена. Христианский крест - символ не только распятия, смерти и страданий Бога, но и отражения идеала.

Как магия, так и религия зарождаются и функционируют в ситуациях эмоционального стресса, таких, как кризисы жизненного цикла и жизненные тупики, смерть и посвящение в племенные таинства, несчастная любовь и неудовлетворенная ненависть. Как магия, так и религия предлагают выход из ситуаций и состояний, не имеющих никакого эмпирического разрешения, только посредством ритуала и веры в сверхъестественное. Эта сфера в религии охватывает веру в призраков и духов, мифических хранителей племенных тайн, примитивных посланцев провидения; в магии - веру в ее первозданную силу и могущество. Как магия, так и религия основаны строго на мифологической традиции и обе существуют в атмосфере чуда, в атмосфере постоянных проявлений чудотворной силы. Обе они окружены запретами и предписаниями, которые отграничивают сферу их влияния от мира профанного.

Что же тогда отличает магию от религии? В качестве отправного пункта мы выбрали самое отчетливое и ясное разграничение: мы определили магию как практическое искусство в сфере сакрального, состоящее из действий, которые являются только средствами достижения цели, ожидаемой как их следствие; религию же - как совокупность самодостаточных актов, цель которых достигается самим их свершением. Теперь мы можем проследить это отличие более глубоко. Практическое ремесло магии имеет свою ограниченную, узко очерченную технику: заклинание, обряд и наличие исполнителя - вот что образует ее нехитрое триединство, своего рода магическую Троицу. Религия, с ее многосложными аспектами и целями, не имеет такой простой техники, и ее единство может быть обнаружено не в форме ее действий и даже не в единообразии ее содержания, а, скорее, в функции, которую она выполняет, и в ценностном смысле ее веры и ритуала. И опять же, вера в магию, сообразно своему незамысловатому практическому характеру, исключительно проста. Она всегда заключается в убеждении в способности человека достигать некоторых определенных результатов посредством определенных заклинаний и обрядов. В религии же мы имеем целый мир сверхъестественных объектов веры: пантеон духов и демонов, благосклонные силы тотема, дух-хранитель, племенной Всеотец и образ загробной жизни образуют вторую сверхъестественную реальность примитивного человека. Мифология религии также более разнообразна, сложна и креативна. Обычно она сосредоточена вокруг различных догматов веры и развивает их в космогонии, сказаниях о деяниях культурных героев, богов и полубогов. Мифология же магии, несмотря на всю свою значимость, состоит лишь из неизменно повторяющихся переутверждений первичных достижений.

Магия, особое искусство, предназначенное для особых целей, во всякой своей форме становится однажды достоянием человека и дальше должна передаваться по строго определенной линии из поколения в поколение. Поэтому с самых ранних времен она остается в руках избранных, и самой первой профессией человечества является профессия колдуна или знахаря. Религия же, напротив, в примитивных условиях является делом всех, в котором каждый принимает активное и равноценное участие. Каждый член племени должен пройти инициацию, а затем сам участвует в инициациях других, каждый причитает, скорбит, копает могилу и поминает, и в должное время каждый, в свою очередь, тоже будет оплакан и помянут. Духи существуют для всех, и каждый становится духом. Единственная специализация в религии - т. е. ранний спиритуалистический медиумизм - является не профессией, а индивидуальным даром. Еще одно отличие магии от религии - игра черного и белого в колдовстве. Религии в на ранних стадиях не присуще столь явное противопоставление добра и зла, благотворных и вредоносных сил. Это также связано с практическим характером магии, которая стремится к конкретным, легко поддающимся оценке результатам, в то время как ранняя религия, хотя и является носительницей нравственности по сути своей, оперирует с роковыми, непоправимыми событиями, а также входит в контакт с силами и существами куда более могущественными, чем человек. Не ее это дело - переделывать дела человеческие. Афоризм - страх прежде всего создал богов во вселенной - представляется определенно неверным в свете антропологии.

Чтобы в полной мере понять различие между религией и магией и иметь ясную картину тройственного созвездия магии, религии и науки, давайте кратко очертим культурную функцию каждой. Функция примитивных знаний и их значение уже рассматривались, и действительно понять их несложно. Знакомя человека с его окружением, позволяя ему использовать силы природы, наука, примитивные знания даруют ему огромное биологическое преимущество, высоко поднимая над остальным мирозданием. К пониманию функции религии и ее значения мы пришли в обзоре верований и культов дикаря, представленном выше. Там мы показали, что религиозная вера обосновывает, закрепляет и развивает все полезные установки, такие, как почтение к традиции, гармония с окружающим миром, мужество и самообладание в борьбе с трудностями и перед лицом смерти. Эта вера, воплощаемая в культе и обряде и поддерживаемая ими, имеет огромное биологическое значение и открывает человеку примитивной культуры истину в более широком, прагматическом смысле слова.

В чем же культурная функция магии? Мы видели, что любой инстинкт и эмоция, любое практическое занятие могут завести человека в тупик или подвести его к пропасти - когда пробелы в его знаниях, ограниченность его способности к наблюдению и размышлению в решающий момент делают его беспомощным. Человеческий организм реагирует на это спонтанным взрывом эмоций, в котором рождаются зачатки магического поведения и зачаточная вера в его эффективность. Магия закрепляет эту веру и этот рудиментарный обряд, отливает их в стандартные, освящаемые традицией формы. Таким образом, магия обеспечивает примитивного человека готовыми ритуальными способами действий и верованиями, определенными духовными и материальными техниками, которые в критические моменты могут послужить как бы мостами, перебрасываемыми через опасные пропасти. Магия позволяет человеку с уверенностью заниматься своими важными делами, сохранять устойчивость и целостность психики при вспышках гнева, в приступах ненависти, при безответной любви, в минуты отчаяния и тревоги. Функция магии заключается в ритуализации человеческого оптимизма, в укреплении его веры в победу надежды над страхом. Магия есть свидетельство того, что для человека уверенность важнее сомнения, упорство лучше, чем колебания, оптимизм предпочтительнее пессимизма.

Глядя издалека и с высока, с вершин нашей развитой цивилизации, нам, куда более надежно защищенным, легко увидеть всю вульгарность и несостоятельность магии. Но без ее силы и руководства ранний человек не мог бы справляться со своими практическими трудностями так, как он это делал, не смог бы продвинуться к более высоким стадиям развития культуры. Вот почему в примитивных обществах магия имеет универсальное распространение и такую огромную власть. Вот почему мы находим магию неизменным спутником всякого важного занятия. Я думаю, мы должны видеть в ней воплощение высокого безрассудства надежды, которое и сегодня остается наилучшей школой человеческого характера.