Необычные места и памятники. Необычные места и памятники Фонтан на цветном бульваре маркеры

Динамический фонтан «Клоуны», запущенный в июне 2002 года, установлен в зеленой части Цветного бульвара напротив . Семиметровая работа из бронзы выполнена скульптором Зурабом Церетели.

Фонтан обыгран таким образом, что создается впечатление не заканчивающегося циркового представления. Центральной фигурой скульптуры стал клоун-эквилибрист на цветном моноцикле, в его руке необычный зонтик, по которому стекает вода, и чемоданчик с вываливающимся из него клоуном. Скульптура расположена в самом центре арены-чаши, изготовленной из гранитных плит. Чаша обрамляет бронзовую решетку, через ее отверстия пробивается 120 водяных гейзеров, создающие ощущение непрекращающегося ритма, движения. Созданная Церетели картина впечатляет благодаря тому, что струи находятся в постоянном движении и пульсации, а не замирают на одной высоте.

Рядом с необычным фонтаном установлены бронзовые клоунские фигуры в различных позах и обязательные цирковые атрибуты клоуна – шляпа, башмаки, трость и чемодан, выполненные из меди.

Посетители Старого цирка, как и местные жители, очень полюбили скульптуру и даже позволяют себе периодически подкрашивать губы клоуну, что придает фигуре веселый и задорный вид.

Первая ассоциация при упоминании Цветного бульвара - это цирк, один из старейших российских цирков, который сейчас носит имя Юрия Никулина. Гуляя по Москве, просто невозможно пройти мимо этого места. А сам Цветной бульвар уже не тот, хотя держался он долго, почти весь ХХ век. Самые значительные изменения произошли в последние лет десять-пятнадцать.



В 1789-1791 годах русло реки Неглинки, протекавшей по современному Цветному бульвару, было превращено в канал, берега которого укрепили каменной кладкой. Разлив реки в центральной части современного бульвара был превращён в бассейн, а аллеи для гуляний горожан усадили разнообразными кустарниками. Любопытно бы было взглянуть на столь необычный пейзаж - но увы... В 1819 году речку спрятали в подземный коллектор, а бассейн уничтожили. К 1830-м годам на месте бывшей речной поймы сформировался бульвар, получивший название по существовавшему с 1851 года на этом месте Цветочному рынку.


Цветной бульвар. Вид со стороны Трубной площади. 1900-1902 гг.: https://pastvu.com/p/11586

Со временем бульвар был застроен каменными зданиями и приобрёл славу излюбленного места прогулок и увеселений горожан. Но к концу XIX века из-за многочисленных питейных заведений, открывшихся в окрестных домах, он приобрёл сомнительную криминальную славу - здесь собиралось городское дно: беглые преступники, шпана, проститутки, шулера.

"Ночь была непроглядная... В такую только ночь и можно идти спокойно по этому бульвару, не рискуя быть ограбленным, а то и убитым ночными завсегдатаями, выходящими из своих трущоб в грачевских переулках и Арбузовской крепости, этого громадного бывшего барского дома, расположенного на бульваре."

Владимир Гиляровский "Ночь на Цветном бульваре" (1926)

Некоторые декоративные элементы начала прошлого века:


Цветочный обелиск к 300-летию царствования дома Романовых. 1913 год: https://pastvu.com/p/7443


Фонтан. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/65236


Памятник «Мысль». 1926 год: https://pastvu.com/p/10910
Памятник «Мысль» и памятник Достоевскому работы скульптора Д.Меркурова установили на Цветном бульваре в первую годовщину Октябрьской революции, в 1918 году. В 1936 году в связи с реконструкцией трамвайных путей (их пустили по центру бульвара) памятники убрали, но на место так и не вернули. Памятник Достоевскому (для которого, кстати, позировал певец Александр Вертинский) сейчас стоит во дворе бывшей Мариинской больницы, где родился великий писатель, а «Мысль» в 1952 году стала надгробием скульптора Д.Меркурова на Новодевичьем кладбище.

Фёдор Достоевский на Цветном и после переезда на Божедомку


В 1947 году территория бульвара благоустроена. Клумба. 1951 год: https://pastvu.com/p/72228

В сквере установлена скульптурная композиция "Песня", изображающая трёх русских женщин-крестьянок. За эту работу её создатель, скульптор М.Ф.Бабурин, в 1958 году был награждён золотой медалью Академии художеств СССР и золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе. Скульптура успела постоять перед Русским музеем в Ленинграде, в центре Волгограда, пока не обосновалась в Москве, на Цветном бульваре.

В самом начале бульвара возвышается стелла с фигурой Георгия Победоносца. Это памятник защитникам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга.

В 2002 году в центре бульвара открылся сквер с фонтаном и целой компанией бронзовых клоунов работы Зураба Церетели. Композиция оказалась к месту - возле неё любят фотографироваться зрители, приходящие на представления в Цирк Никулина.

В 1998 году сильный ураган изрядно проредил бульварные зелёные насаждения, а вскоре последовала реконструкция территории опять же с вырубкой старых деревьев. Столичный мэр Сергей Собянин услышал пожелания горожан о нехватке зелени и в 2013-2014 годах устранил это упущение. По информации Официального портала Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru/press-center/themes/index.php?search_4=1797&view_mode_4=tag_search&view_module_4=a , "На Цветном бульваре было дополнительно высажено 52 хвойных и лиственных дерева, а также свыше трёх тысяч кустарников. Заново устроено 21,1 тысячи квадратных метров газона, разбиты цветники и клумбы на площади 7,2 тысячи квадратных метров, создана система автоматического полива. Для комфортных прогулок и отдыха на Цветном бульваре установлено 106 новых скамеек. Появились информационные указатели, стенды с историческими сведениями, урны для мусора. Кроме того, выполнена реставрация уличных фонарей с заменой светильников."


Строительство Дома политпросвещения. 1978 год: https://pastvu.com/p/156528

В самом начале Цветного бульвара на месте снесённого квартала старой застройки (в современной нумерации после дома № 2 сразу идет № 16) к 1980 году вырос Дом политпросвещения МГК и МК КПСС (архитекторы В.С.Андреев, К.Д.Кислова,В.Н.Тулупов, инженер Л.В.Денисов).

После краха советской идеологии партийному дому не нашли достойного применения и в наши дни в общем-то новое здание попросту снесли под строительство бизнес-центра "Легенда Цветного". Проект комплекса, разработанный американским архитектурным бюро NBBJ, отмечен премией «Urban Awards 2010».

"Ультрасовременный архитектурный ансамбль выглядит необыкновенно эффектно за счет сплошного панорамного остекления. Роскошно оформлены интерьеры бизнес-центра «Легенда Цветного»: прозрачные потолки и стены подсвечены точечными неоновыми лампами, напольное покрытие выполнено из ценных пород дерева, стены отделаны изысканными панелями со вставками из дерева и белой кожи. В здании обустроены великолепные зимние сады. При реализации проекта особое внимание было уделено эргономике внутреннего пространства. БЦ «Легенда Цветного» занимает семь этажей, планировка офисных блоков открытая. В помещениях выполнена качественная предчистовая отделка. Гарантия безопасности арендаторов – многоуровневая система охраны. Действует контроль доступа, круглосуточно дежурит профессиональная служба безопасности, камеры видеонаблюдения установлены во всех зонах офисного центра," - сообщает сайт http://legenda-cvetnogo.caos.ru/


За ним сразу дом № 16 - 1880 год постройки, архитектор Я.Т.Махонин. 1987-1988 гг.: https://pastvu.com/p/215340

На сайте "Фотографии прошлого" представлено немало фотографий Цветного бульвара разных лет. Вадим Шульц, Юрий Славин, С.Г.Величко, И.Нагайцев разместили авторские фотографии, снятые в 1970-1990-е годы. По этим снимкам можно сравнить, как выглядели здания до и после реконструкции.

Дом № 1/25 - Доходный дом Э.И.Альбрехт (1899, архитектор В.В.Воейков)


Дом № 1. 1987 год: https://pastvu.com/p/209493 На этом месте выстроено новое здание.


1-й Колобовский переулок. 1987 год: https://pastvu.com/p/100251

Дом № 3 строение 3


Дом № 7, дом купцов Стрельцовых, Рыженковых. 1987 год: https://pastvu.com/p/100199


На заднем плане - № 9 - доходный дом (1906, архитектор Н.Д.Струков). С 1910-х годов здесь была мастерская знаменитого скульптора С.Д.Меркурова.

В феврале 1958 года открылся первый в СССР панорамный кинотеатр «Мир» на 1220 зрителей. Панорамный - означало, что изображение выводилось с трёх проекторов на гигантский изогнутый экран площадью 200 квадратных метров. Первый фильм "Широка страна моя родная" снял знаменитый кинодокументалист Роман Кармен. Вскоре от сложной технологии (фильм снимался одновременно на три камеры) отказались в пользу традиционного кино, пусть и широкоформатного. "Мир" нравился школьникам: благодаря высокому подъёму рядов зрительного зала сидящие впереди зрители никоим образом не мешали просмотру.


Руины манежа на Цветном бульваре. 1955 год.

В конце XVI века были построены каменные стены и башни Белого города. Где проходило русло реки, в стене было сделано отверстие, закрытое решеткой, называвшееся «трубой». Поэтому площадь названа Трубной.

В XVII веке у стены Белого города находился Лубяной торг, на котором продавались бревна, доски и разобранные срубы изб.

В 1789 – 1791 годах русло реки Неглинной укрепили каменной кладкой, а разлив реки в центральной части сделали бассейном. В 1819 году река была убрана в подземный коллектор и к 1830 году на месте бывшей речной поймы был разбит бульвар.

Сначала он назывался Трубным бульваром, но после строительства в 1851 году Цветочного рынка получил своё нынешнее название - Цветной бульвар.

Постепенно бульвар был обстроен каменными домами, в котором сдавались дешевые квартиры. И стал местом гуляний с развлечениями для простых небогатых горожан.

К концу века из-за открывшихся на Цветном бульваре дешевых питейных заведений, в которых собирались уголовники, он приобрёл репутацию одного из самых криминальных мест Москвы.

В 1880 году на Цветном бульваре открылся один из первых стационарных цирк наездника и дрессировщика Альберта Салманского в Москве. Цирковые артисты демонстрировали жонглирование, акробатические этюды на проволоке, конные номера. В нем были кресла в пять рядов, бельэтаж и ложи, а также места с ненумерованными деревянными лавками и галерея, где можно было стоя смотреть представления. Здание много раз перестраивалось, но все время служило только цирку. Он был национализирован в 1919 году и стал государственным московским цирком. Им долгое время руководил Юрий Никулин. В 1989 году старое здание цирка снесли и построили новое.

В 1937 году основан Центральный рынок и в 1959 году архитектором Ю.Э. Григоряном было построено его здание, позднее снесенное.

В 1947 территория бульвара благоустроена.

В сквере была установлена композиция «Песня», изображающая трех русских женщин крестьянок. В 1958 году ее автор скульптор М.Ф. Бабурин был награждён золотой медалью Академии художеств СССР и золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе.

В феврале 1958 открылся первый в СССР панорамный кинотеатр «Мир» на 1220 зрителей. Изображение в нем выводилось с трёх проекторов на гигантский изогнутый экран площадью 200 квадратных метров. Кинотеатр "Мир" нравился школьникам: благодаря высокому подъёму рядов зрительного зала, сидящие впереди зрители никоим образом не мешали просмотру.

В 1988 году была открыта станция метро «Цветной бульвар».

В 2000 году на Цветном бульваре рядом с цирком был установлен памятник клоуну Юрию Никулину. Скульптор Ю. Рукавишников сделал бронзовый кабриолет как в фильме «Кавказская пленница», из задней дверцы которого выходит Ю.Никулин.

В 2002 году в центре бульвара сделали сквер с фонтаном и установили скульптуры бронзовых клоунов Зураба Церетели.

Сквер среди бульвара относится к объектам культурного наследия регионального значения.

В 2007 году в начале Цветного бульвара на Трубной площади открыта станция «Трубная». В начале бульвара стоит стелла с фигурой Георгия Победоносца. Это памятник защитникам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга.

Ещё одна глобальная реконструкция ждала бульвар в начале XXI века. На бульваре был сооружён фонтан, проведено благоустройство, однако в то же время было вырублено значительное количество старых деревьев, в связи с чем работы на бульваре подвергались критике со стороны экологических организаций.

Сейчас Цветной бульвар многолюден и популярен благодаря бизнес-кварталам, располагающимся по его сторонам. Однако это не мешает бульвару по-прежнему быть местом проведения театрализованных фестивалей и городских праздников и прогулок горожан.

Маршрут подготовлен по материалам проекта "Урок в Москве"

  • Станция метро Трубная была построена архитектором В. Филипповым и открыта 30 августа 2007 года. Она находится под Трубной площадью в районе пересечения Цветного бульвара и Бульварного кольца. Путевые стены и колонны облицованы мрамором светлых тонов со вставками темно-зеленого мрамора между колоннами и 18 бульварными фонарями в стиле модерн. Колонны украшены витражами с изображением городов и проходы центрального зала установлены панно, созданные скульптором З. Церетели. Пол украшен геометрическим ковром с чередующимися рисунком черного и светло-серого камня. У южного выхода станции метро «Трубная» был возведен памятник погибшим милиционерам. тела-памятник был открыт 11 ноября 1994 года, созданный скульптором А.А. Бичуковым. Это бронзовая колонна высотой 32.5 метра на гранитном постаменте, на которой возвышается статуя Георгия Победоносца, побеждающий змея. Основание памятника украшено барельефами и надписью «Благодарная Россия солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга».

    Выходим из станции метро «Трубная» и проходим вперед к Памятнику погибшим милиционерам И от него проходим налево и вперед по нечетной стороне Цветного бульвара к дому № 5 на Цветном бульваре.

  • В 1887 году архитектор Б.В. Фрейденберг выстроил для Московского общества гимнастов специальное здание с гимнастическим залом. Московское общество гимнастов было основано любителями спорта - адвокатами, врачами, писателями из спортивного кружка при Немецком клубе в 1868 году. Общество избирало комитет и председателя комитета. Комитетс собирал взносы членов и тратил их на покупку инвентаря, зарплату учителям гимнастики, премии на соревнованиях. Общество арендовала здания в городе, пока в 1887 году для него не был построен дом на Цветном бульваре № 5. В этом здании происходили соревнования и обучение в холодное время года. Архитектор Фрейденберг построил двухэтажный кирпичный дом с пристроенным гимнастическим залом с окнами в стенах и потолке. На фасаде здания были две даты – основания общества и строительства его здания. В Доме находились кабинет комитета общества, библиотека, массажный и медицинский кабинеты, раздевалка с душевым залом, кабинеты двух учителей гимнастики, квартира смотрителя здания и истопника. Из книги «Немецкие адреса старой Москвы»

    Проходим вперед к дому № 9 на Цветном бульваре.

  • Доходный дом в шесть этажей был построен архитектором Н.Д. Струковым в 1906 году. Сейчас реконструирован.

    Проходим вперед к дому № 11 кинотеатру «Мир» на Цветном бульваре.

  • Первоначально на этом месте было построено здание для демонстрации различных панорам в 1881 году. Это был глухой восьмигранник в диаметре около 40 метров. Позднее его сделали манежем для верховой езды, который сгорел во время Гражданской войны. Здание стояло пустым до 1957 года. В 1957 году архитекторы В.А. Бутузов, Н.С. Стригалева, М.И. Богданов перестроили его в панорамный кинотеатр со зрительным залом на 1450 мест диаметром около 40 метров был перекрыт конусообразным куполом из металлических ферм. Основной объем в виде многогранника был облицован светлой керамической плиткой и возвышался над выступающим вперед прямоугольным застекленным объемом, где был вестибюль В нем был громадный экран, на который выводилось изображение с некоторых проекторов. Экран был большим в мире – дуга 146 градусов размером 33 на 12 метров. Кресла располагались под большим углом и было видно хорошо со всех сторон. Стоимость билетов была разная – в центре 70 копеек, по краям 50 копеек. В кинотеатре показывалась советские фильмы «Широка страна моя», «Течет Волга», «Повесть пламенных лет», «Опасные повороты». Позднее экран был заменен на плоский и меньшего размера и в 1960 году кинотеатр был переоборудован в широкоформатный с залом на 1220 мест. Контраст стекла и глухих поверхностей придавал выразительность зданию.

    Проходим вперед в дому № 13 – Цирку Ю.Никулина на Цветном бульваре.

  • Московский цирк открылся в 1880 году 20 октября в здании, специально спроектированном архитектором А.Е. Вебером. Его заказчиком-создателем был блестящий артист, дрессировщик и антрепренер Альберт Саламанский, итальянец по происхождению, кроме московского цирка, открывавший цирки в Берлине, Риге, Одессе. Его карьера началась в 1866 году в деревянном цирке на Воздвиженке Карла Гинне. На открытии было грандиозное представление 14 дрессированных лошадей в номере Альберта Саламанского, жонглирование на проволоке гимнастки Генриетты, наездницы Труцци, клоунов-гимнастов Паскали и комический балет-пантомима «Жизнь в зимний вечер» с катанием на коньках и деревянных санках. Есть легенда, что первый рубль от продажи билетов Саламанский вставил в рамку и повесил на стенку в кассе. Цирк стал главным развлечением для купечества и простого люда. Цирк был оборудован пятью рядами кресел, бельэтажем, ложей, стоячей галереей и вторыми местами, предлагавшими гостям разместиться на деревянных лавках. В цирке Саламанского выступали великие артисты Анатолий и Владимир Дуровы и сейчас уже позабытые зарубежные клоуны Вельдман и Бернардо, Танти, Сергей Кристов. Как артист-наездник Саламанский ставил специальные номера с дрессированными лошадьми, которые ходили по канату, вальсировали, прыгали через друг друга. Цирки того времени не делали детских представлений. И здесь Альберт Саламанский стал первооткрывателем, испросив специальное разрешение для проведения детских представлений – утренников. Утренники проходили каждое воскресенье. На Рождество делались праздничные елки с хороводами, танцами и вручением подарков. В 1919 году цирк Саланского был национализирован и стал первым советским государственным цирком. Юрий Владимирович Никулин стал руководителем цирка в 1983 году. В 1985 году 13 августа прошло последнее представление на старой сцене и здание было демонтировано. В 1987 году 19 октября состоялась закладка фундамента нового здания, в который была помещена капсула с посланием будущим поколениям. Авторами реконструкции были архитекторы В.Красильников, А. Агафонов, Н. Кудряшов и инженер В.Мириманов. Фасад цирка был сохранен и как бы взят «в раму» из тонированного стекла. 29 сентября 1989 года цирк открылся с новым представлением. В 1996 году цирку было присвоено имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре» к 75-летнему юбилею выдающегося артиста Юрия Никулина. В 2000 году перед зданием цирка был установлен памятник Ю.В. Никулину по проекту скульптора А.И. Рукавишникова и архитекторов М.М. Посохина и А.Г. Кочековского. Из бронзового кабриолета на тротуар выходит Никулин. На Цветном бульваре находится памятник–фонтан «Клоуны» напротив цирка Ю.Никулина. Эта композиция из нескольких фигур клоунов была создана скульптором З.Церетели и открыта 14 июня 2002 года. Группа бронзовых клоунов демонстрирует свои трюки и тут же находятся изготовленные из меди атрибуты: чемодан, шляпа, трость, башмак. Композиция посвящена памяти Юрия Никулина.

К л о у н в ц и р к е к а ж д ы й в е ч е р .
С к о л ь к о р а д о с т и о т в с т р е ч и –
Б а л а г у р и т и х о х о ч е т ,
Р а с с м е ш и т , к о г о з а х о ч е т .

Я р к и й Р ы ж и й с к р а с н ы м н о с о м .
З а д а е т о н в с е м в о п р о с ы ,
П о л у ч а е т о п л е у х и ,
Л е ч и т н а с о т л е н и , с к у к и .

К л о у н Б е л ы й – э л е г а н т н ы й .
О н в е д е т с е б я г а л а н т н о ,
Н е в с т у п а е т в п е р е д е л к и ,
Т е р п и т Р ы ж е г о п р о д е л к и .

О б а с к а ч у т и р е з в я т с я ,
В с е м н а р а д о с т ь в е с е л я т с я ,
Д а р я т в с е м з а д о р н ы й с м е х –
В о т в ч е м к л о у н о в у с п е х !

Татьяна Лаврова

14 июня 2002 года в Москве был довершен образ цирка на Цветном бульваре открытием памятника клоуны. У каждого найдется куча слов и пожеланий в адрес цирка на Цветном бульваре, но после открытия скульптурной композиции клоуны, порой и слова пропадают, т.к. кажется, на этот раз уже всего хватает.


Поясню свою мысль. Дело в том, что цирк был создан в 1880 году стараниями Альберта Саламонским, потомственным артистом. До этого знаменательного события у цирка не было своего постоянного места. И лишь благодаря Альберту было выделено здание на Цветном бульваре, которое впоследствии стало культовым и посещаемым сменяющимися поколениями москвичей.

Прежде всего, цирк получил небывалую славу благодаря номеру Альберта Саламонского, хотя в программе всего присутствовали и силачи, и клоуны, и номера с животными, т.е. полная программа циркового выступления. Но номер Альберта Саламонского состоял из выступления 14 великолепных белоснежных лошадей, которые демонстрировали небывалую дрессировку. Они ходили на задних ногах, перепрыгивали друг через друга, но апофеозом выступления было, когда лошадь проходила по канату, такого не мог добиться ни один дрессировщик в мире. Впоследствии цирковые лошади Альберта Саламонского стали символом цирка на Цветном бульваре.

Если датой зарождения считается 1880 год, то когда предпоследний директор цирка Юрий Никулин (сейчас занимает эту должность его сын – Максим Никулин) добился реконструкции здания по современным нормам от государственных чиновников, то буквально каждый политик называет это только как «смертельный номер», ведь это практически невозможно - то с момента реконструкции цирка все считают новым рождением цирка. С декабря 1996 года в честь заслуг и безмерного уважения к Юрию Никулину цирк на Цветном бульваре был переименован в его честь.

Как и на войне, так и в цирке, не все решают генералы, ведь стреляют солдаты. Также и в цирковом представлении, программу отыгрывают клоуны, которые всегда остаются профессионалами, не смотря на то, что вам запомнилось после всего выступления. Но ведете вы изначально детей на клоунов, которые всегда безупречны на манеже цирка.

Вот именно этим неустанным трудягам и был установлен памятник, точнее даже не памятник и не скульптурная композиция, а целая ассамблея памятников. Но обо всем по порядку.

Прежде всего, памятники клоуны в Москве были сооружены непосредственно напротив цирка на Цветном бульваре, через дорогу. Вблизи цирка просто не хватало места, т.к. под площадь для скульптурной композиции клоуны было отведено 60 квадратных метров, а это как хорошая двухкомнатная квартира. Автором скульптур клоунов является главный скульптор Москвы Зураб Церетели.

Были проведены грандиозные подготовительные работы, был заменен даже грунт, установлено оборудование фонтана, разбиты заново дорожки и установлены новые лавочки, т.е. буквально все новое пришлось ставить.

Центром скульптурной композиции клоуны является фонтан клоун, а точнее клоуны, т.к. по задумке скульптора – клон, оседлав свой сложный транспорт (одноместное колесо) и с чемоданом спешит на работу, но начинается дождь, он (клоун) раскрывает зонтик и в этот самый момент у него из чемодана выпадает другой клоун (только маленький). Но маленькому клоуну явно не хочется падать в лужи, поэтому он зацепляется ногами за раскрытый чемодан. Разные уровни подачи воды бьют струями на несчастных клоунов, но также созданы и специальные отверстия рядом с клоунами, где струи всегда бьют слабо, поэтому летом по ним любят бегать детишки.


Скульптурная композиция клоуны

Следующая скульптурная композиция клоуны представляет собой двух клоунов, когда один перепрыгивает через другого. Как правило, на выступлениях первый об этом якобы не знает, а второй через того перепрыгивает по своему желанию, поэтому многим детям из воспоминаний данная скульптура кажется самой смешной.


Скульптурная композиция клоуны

Третьей скульптурой можно назвать одинокого клоуна, что замер в удивлении, глядя на своих коллег. Хотя в описаниях говорится о том, что он замер перед кувырком, но что-то по его позе такого на ум не приходит.

Четвертой скульптурой можно считать сидящего клоуна, что с нескрываемым удовольствием смотрит за выступлением своих коллег. Именно на нем всем прохожим больше всего и удается прочувствовать атрибуты клоуна, т.к. каждый из других застыл в рабочем процессе, а этот отдыхает, поэтому его улыбка кажется более естественной.

И последней частью ансамбля скульптур можно считать забытый клоунский реквизит, а именно чемодан, шляпу, трость и клоунский башмак.

Доподлинно известно, что скульптуры клоунов были открыты в 2002 году, но на чемодане красуется надпись «Церетели 2004″, видимо планируемая дата.


Скульптурная композиция клоуны

Порой так устаешь от работы, что хочется как-нибудь душевно отдохнуть. Но каждый раз в цирк не побежишь, чтобы клоуны смогли развеять дурное настроение. Поэтому многие заводят рыбок, т.к. они прихотливы в обслуживании и всегда приятно на них посмотреть, главное только покупать для тех элитные аквариумы, а не помещать их в трехлитровую банку. Ведь как мебель для квартиры, так и аквариум важен для рыбок, да и интерьера квартиры в целом. А здесь лучше не экономить, т.к. даже самая красивая рыбка будет выглядеть неброско в плохом аквариуме, который вообще никак не вписывается в окружающую обстановку.