Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо. Образ крестьянина в русской литературе Крестьянская жизнь кому на руси жить хорошо

I. Образы крестьян и крестьянок в лирике.
2.Герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
3. Собирательный образ русского народа.

Крестьянская Русь, горькая народная доля, а также сила и благородство русского народа, его вековая привычка к труду — одна из основных тем в творчестве Н. А. Некрасова. В стихотворениях «В дороге, «Школьник», «Тройка», «Железная дорога», «Забытая деревня» и множестве других предстают перед нами образы крестьян и крестьянок, созданные автором с большим сочувствием и восхищением.

Он поражен красотой молодой крестьянской девушки, героини стихотворения «Тройка», которая бежит за пролетевшей мимо тройкой. Но восхищение сменяется размышлениями о ее будущей горькой женской доле, которая быстро погубит эту красу. Героиню ждет безрадостная жизнь, побои мужа, вечные упреки свекрови и тяжелый ежедневный труд, который не оставит места мечтам и стремлениям. Еще более трагична судьба Груши из стихотворения «В дороге». Воспитанная по прихоти барина как барышня, она была выдана за мужика и возвращена «на село». Но вырванная из своей среды и не приученная к тяжелому крестьянскому труду, прикоснувшаяся к культуре, она уже не может вернуться к прежней жизни. В стихотворении почти нет описания ее мужа — ямщика. Но то, с каким сочувствием рассказывает он о судьбе «злодейки-жены», понимая весь трагизм ее положения, говорит нам очень много о нем самом, его доброте и благородстве. В своей неудавшейся семейной жизни он винит не столько жену, сколько «господ», погубивших ее напрасно.

Не менее выразительно изображает поэт мужиков, пришедших однажды к парадному подъезду. Их описание занимает лишь одну шестую произведения и дано внешне скупо: согнутые спины, худой армячишко, загорелые лица и руки, крест на шее и кровь на ногах, обутых в самодельные лапти. Видно не близок был их путь до парадного подъезда, куда их так и не пустили, не приняв скудной лепты, которую они могли предложить. Но если все прочие посетители, «осаждающие» парадный подъезд в будни и в праздники изображаются поэтом с большей или меньшей долей иронии, то о мужиках он пишет с откровенным сочувствием и уважительно называет их русскими людьми.

Нравственную красоту, стойкость, мужество русского народа воспевает Некрасов и в поэме «Мороз, Красный нос». Автор подчеркивает яркую индивидуальность своих героев: родителей, на которых обрушилось страшное горе — смерть сына-кормильца, самого Прокла — могучего богатыря-труженника с большими мозолистыми руками. Многие поколения читателей восхищались образом Дарьи — «величавой славянки», красивой во всякой одежде и ловкой в любой работе. Это подлинный гимн поэта русской крестьянке, привыкшей своим трудом добывать достаток, умеющей и работать и отдыхать.

Именно крестьяне являются основными действующими лицами и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Семь «степенных мужиков из временнообязанных», как они сами называют себя, из деревень с говорящими названиями (Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неуро-жайка), пытаются решить непростой вопрос: «кому живется весело вольготно на Руси?». Каждый из них представляет себе счастье по-своему и счастливыми называет разных людей: помещика, попа, царского министра и самого государя. Они являются обобщенным образом крестьянина — упорного, терпеливого, порой вспыльчивого, но и готового стоять за правду и свои убеждения. Странники не единственные в поэме представители народа. Мы видим там множество других мужских и женских образов. На ярмарке мужикам встречается Вавила, «торгующий внучке козловые башмачки». Уезжая на ярмарку, он наобещал всем подарков, но «пропился до грошика». Вавила готов терпеливо вынести попреки домашних, но мучается от того, что не сможет привезти обещанного подарка внучке. Этот человек, для которого лишь кабак — отрада в трудной беспросветной жизни, вызывает у автора не осуждение, а скорее сострадание. Сочувствуют мужику и окружающие. И все готовы помочь ему хлебушком или работой, а помочь деньгами смог лишь барин Павлуша Веретенников. И когда он выручил Вавилу и купил для него ботиночки, все вокруг были рады так, словно он каждого одарил рублем. Эта способность русского человека искренне радоваться за другого добавляет еще одну важную черту в собирательный образ крестьянина.

Та же широта души народной подчеркивается автором в рассказе про Ермила Ильича, у которого богатый купец Алтынников решил отобрать мельницу. Когда потребовалось внести задаток, Ермил обратился к народу с просьбой выручить его. И герою собрали необходимую сумму, а ровно через неделю он честно вернул долг каждому, и все честно забрали лишь столько, сколько давали и даже остался лишний рубль, который Ермил отдал слепцам. Не случайно крестьяне в один голос избира-ют его старостой. И он судит всех честно, наказывает виновных и не обижает правых и не берет себе ни одной лишней копеечки. Лишь раз Ермил, говоря современным языком, воспользовался своим положением и попытался спасти брата от рекрутчины отправив вместо него другого юношу. Но его замучила совесть и он перед всем миром повинился в своей неправде и оставил должность. Ярким представителем народного характера стойкого, честного, ироничного является и дед Савелий. Богатырь с большущей гривой, похожий на медведя. О нем рассказывает странникам Матрена Тимофеевна, которую странники тоже спрашивают о счастье. Родной сын зовет деда Савелия «клейменым, каторжным», в семье его недолюбливают. Матрена, претерпевшая много обид в семье мужа находит у него утешение. Он рассказывает ей о временах, когда не было над ними ни помещика, ни управителя, не знали они барщины и не платили оброка. Так как не было в их местах дорог, кроме звериных троп. Такое вольготное житье продолжалось до тех пор, пока «через леса дремучие и болота топкие» не подослал к ним барин немца. Этот немец обманом вынудил мужиков сделать дорогу и начал управлять по-новому, разоряя крестьян. Они терпели до поры до времени, а однажды, не выдержав, столкнули немца в яму и закопали живьем. От выпавших на его долю невзгод тюрьмы и каторги Савелий загрубел и ожесточился, и лишь появление в семье младенца Демушки вернуло его к жизни. Герой научился вновь радоваться жизни. Именно ему тяжелее всего пережить гибель этого младенца. Он не корил себя за убийство немца, а за гибель этого младенца, за которым недоглядел корит так, что не может жить среди людей и уходит в лес.

Все изображенные Некрасовым персонажи из народа создают единый собирательный образ крестьянина-труженника, сильного стойкого, долготерпеливого, исполненного внутреннего благородства и доброты, готового помочь в трудную минуту тем, кто в этом нуждается. И хотя живется этому крестьянину на Руси не сладко, поэт верит в его великое будущее.

В основном замысле поэмы Некрасова легло отображение русских крестьян со времени, когда было отменено крепостное право. В течении всей поэмы герои путешествуют по всей Руси в целях ответа на вопрос: "Кому живется весело, вольготно на Руси?", кто находится в полном достатке, счастлив, а кто нет.

Мужики, ищущие правды

Вперёд выходят главные герои произведения, семеро мужиков, странствующие по русским посёлкам и деревням, ища ответа на весьма трудный вопрос. В образе крестьян находятся основные черты бедности простых русских мужиков, такие как: нищета, любопытство неприхотливость. Эти мужики задают один и тот же вопрос всем, кто встречается у них на пути. В их представлении счастливчиками выдвигаются поп, купец, помещик, дворянин и сам царь батюшка. Однако основное место в творчестве автора уделено крестьянскому сословию.

Яким Нагой

Он работает до самой смерти, но живет бедно и постоянно голодает, как и основная масса жильцов Босово. Яким понимает, что крестьяне великая сила и он гордится, что принадлежит к ним, он знает слабые и сильные места характера крестьян. Предполагает, что главная враг мужиков - алкоголь, губящий их.

Ермила Гирин

Ермила получил от Некрасова честность и ум. Живет он для населения, справедливый, не оставит в горе никого. Было одно нечестное дело, сберег он племянника она набора в рекруты. Но это сделал не ради себя, а ради семьи. Отправил вместо племянника сына от вдовы. Его так замучила собственная ложь, что чуть не довела его до повешения. Потом он поправил ошибку и выступил вместе с бунтарями, после этого его посадили в острог.

Савелий-богатырь

Автор допускает замысел, как то, что обычные мужики сроду богатырям русским. Здесь появляется образ Савелия - святорусского богатыря. Савелий от всего сердца сопереживает Матрене, тяжело переносит смерть Демушки. Данный герой содержит в себе доброту, искренность, подмога другим людям в трудной ситуации.

Матрена Тимофеевна

Все женщины-крестьянки показаны в облике этой женщины. Она имеет мощную душу и силы воли. На протяжении все своей жизни борется за свободу и радость женщины. Жизнь её подобна множеству тогдашним крестьянкам. Учитывая то, что после брака попадает в семейство, презирающее её. Муж однажды побил её, первого ребенка сожрали поросята, а оставшуюся жизнь она работает в поле.

Сочинение Крестьяне (Кому на Руси жить хорошо)

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов поднимает и рассматривает одну из главных проблем Российского государства, которая актуальна и по сей день. Образы крестьян, как главных героев этой проблемы и соответственно поэмы раскрывает всю ее суть.

Писатель создает групповой портрет семерых крестьян, которые путешествуют по Руси и ищут счастливых людей, среди которых, они уверенны, нет крестьян, солдат и прочих более низких классов. Автор обозначает черты странников: бедность, любознательность, независимость. Некрасов четко указывает на неприязнь крестьян к тем, кто живет и богатеет за их труд, в то время как бедные крестьяне чистые сердцем, честные трудом, добрые душой. Это можно увидеть в описываемом случае с Матреной Тимофеевной, когда на помощь с урожаем к ней пришли обычные мужики.

Образ Якима Нагой олицетворяет всех крестьян, которые работают не покладая рук а живут в голодной бедности. ОН настолько много работает, что уже сливается с землей, которую опахивает день и ночь.

И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо...

Миф о том, что все крестьяне бедны из-за пьянства не подтверждается, на самом деле причина в судьбе работать на хозяина.

Ермила Гирин располагает к себе читателя своей честностью и великим умом. После того, как он подставил в солдаты соседского паренька, вместо своего брата его мучает совесть. Его посещает мысль о самоубийстве, но все же он идет покаяться к народу. Образ Савелия автор вводит для демонстрации мысли о том, что народ - это богатыри. Несмотря на свою болезнь он умеет сопереживать другим. Некрасов дает ему роль философа.

Женскую долю модно увидеть в Матрене Тимофеевне. Она сильная духом и стойкая. Ее внутреннему стержню может позавидовать любой успешный купец. Ее судьба настолько типична для всех русских женщин, что она не советует среди них искать счастливую. Она как кормилица семьи обязана работать и не жалеть себя и своих сил.

Такие образы крестьян возникают как последствие реформы 1861 года. Крестьяне пытаются не смотреть на жестокую действительность и живут в своем религиозном и человечном мире, который все равно жестоко к ним относится.

Вариант 3

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» повествуется о трудностях жизненного пути крестьян после крепостной реформы Александра II. Обычные мужики, крестьяне, решаю выяснить, кому же на Руси живется лучше всех, кто по-настоящему счастлив: помещик, купец, поп, а может быть счастлив только сам царь?

В поисках правды и ответа на свой вопрос семеро странников шагают по русской земле. На пути им встречаются самые различные герои, и странники всем помогают и оказывают всевозможную поддержку. Так странники помогают Матрене Тимофеевне, у которой погибал урожай. Также оказывают посильную подмогу мужики-крестьяне и Безграмотной губернии.

Показывая путешествия героев, автор поэмы тем самым знакомит читателей с самыми разными слоями общества. Встречаются странники с купечеством, дворянством, духовенством. В сравнении всех этих сословий крестьяне ярко выделяются своим поведением и чертами характера.

При прочтении поэмы читатель знакомится с бедным крестьянином, которого зовут Яким Нагой. Несмотря на то, что Яким трудился всю жизнь, он ничуть не разбогател, оставшись среди самых бедных людей общества. Многие жители деревни Босово такие же, как персонаж Яким Нагой.

Автор произведения сравнивает персонажа с матерью-землей. Его шея – бурая, а лицо – кирпичное. Из этого описания становится понятно, каким трудом занимается Яким. Но нашего героя его положение немало не расстраивает, потому что он искренне верит в светлое будущее всех крестьян.

Еще один крестьянин в поэме, который совершенно не похож на Якима – это Ермила Гирин. Ермила отличается умом, а также кристальной честностью. Раскрывая образ этого персонажа, Некрасов показывает, насколько солидарны были крестьяне, насколько они были сплоченными. Например, народ доверяется Ермиле при приобретении мельницы, а Гирин в ответ поддерживает бунт, тем самым принимая сторону крестьян.

Множество раз в тексте, при описании крестьян, Некрасов сравнивает их с богатырями. Например, Савелий – сильный мужчина. Однако, несмотря на сильно выраженные черты сурового мужика, Савелий очень светлый и искренний. К Матрене Тимофеевне он относится с нежным трепетом. Савелия преследуют раздумья на тему того, почему народ должен сносить все тяготы, которые валятся на него и вообще, должен ли он это терпеть?

Все женские образы в поэме Некрасов воплотил в героине Матрене Тимофеевне. Эта женщина всю жизнь изо всех сил стремилась к свободе и счастью. Можно предположить, что в ее понимании свобода уже была воплощением счастья. Она была необычайно сильной и стойкой женщиной. Выйдя замуж, она стойко восприняла все испытания, доставшиеся ей, а в конце взялась за тяжелую работу наравне с мужиками.

В поэме Некрасов показывает обычных крестьян и пытается рассказать читателям, что крестьяне – это не рабочая сила, а люди со своими стремлениями, чувствами и мечтами. И, конечно же, эти люди должны быть свободными, к их мнениям тоже нужно прислушиваться.

  • Сочинение Характеристика Толстого и тонкого в рассказе Чехова Толстый и тонкий

    Антон Павлович Чехов – мастер юмористического рассказа. Через детали, разнообразные символы и образы он создает шедевры, которые будут актуальны еще у многих поколений.

  • О чем заставляет задуматься рассказ Матренин двор сочинение рассуждение

    Солженицына, как писателя - философа, всегда волновали вечные вопросы, проблемы современности. Все тревожные мысли не могли не найти свое отражение в его произведении

  • Окружающий мир мой любимый предмет сочинение-рассуждение 5 класс

    Мой любимый школьный предмет… проще говоря – урок! Это окружающий мир. Мне интересно понять, как и почему всё происходит вокруг нас. Почему идёт дождь, например. Это только наши очень древние предки думали


  • Великий русский поэт Н. А. Некрасов родился и вырос в сельской глубинке, среди бесконечных лугов и полей. Мальчиком он любил убегать из дома к своим деревенским друзьям. Здесь же он знакомился с простым рабочим народом. Позже, став поэтом, он создал ряд правдивых произведений о простых бедных людях, их быте, речи, а также русской природе.

    Об их социальном положении говорят даже названия деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Неелово, Неурожайко и другие. Об их бедственном положении поведал и встретившийся им поп: «Крестьянин сам нуждается, и рад бы дал, да нечего…».

    С одной стороны, подводит погода: то постоянно идут дожди, то нещадно палит солнце, сжигая урожай. С другой стороны, большую часть собранного урожая приходится отдать в виде податей:

    Гляди, стоят три дольщика:

    Бог, царь и господин

    Крестьяне у Некрасова – великие труженики:

    Не белоручки нежные,

    А люди мы великие,

    В работе и в гульбе!

    Одним из таких представителей является Яким Нагой:

    Он до смерти работает,

    До полусмерти пьет!

    Другой представитель «людей великих» - Ермила Гирин показан как честный, справедливый, совестливый мужик. Он пользуется уважением среди крестьян. Об огромном доверии к нему соотечественников говорит тот факт, что когда Ермила обратился к народу за помощью, то все скинулись и выручили Гирина. Тот, в свою очередь, вернул все до копеечки. А оставшийся невостребованным рубль отдал слепому.

    Находясь на службе, он всем старался помочь и не брал за это ни копеечки: «Худую совесть надобно – крестьянину с крестьянина копейку вымочить».

    Однажды оступившись и отправив в рекруты вместо своего брата другого, Гирин мучается душевно до того, что готов свести счеты с жизнью.

    В общем образ Гирина трагический. Странники узнают, что он сидит в остроге за помощь бунтующему селу.

    Столь же безрадостна доля крестьянской женщины. В образе Матрены Тимофеевны автор показывает стойкость и выносливость русской женщины.

    Судьба Матрены включает и тяжелую, наравне с мужчинами, работу, и отношения в семье, и смерть первенца. Но все удары судьбы она сносит безропотно. А когда дело касается ее близких, она заступается за них. Выходит, и среди женщин нет счастливых:

    Ключи от счастья женского,

    От нашей вольной волюшки

    Заброшены, потеряны, у Бога самого!

    Поддерживает Матрену Тимофеевну один Савелий. Это старик, некогда бывший богатырем святорусским, но растратившим силу на тяжелой работе и на каторге:

    Куда ты, сила, делася?

    На что ты пригодилася?

    Под розгами, под палками

    По мелочам ушла!

    Савелий ослаб физически, но вера его в лучшее будущее жива. Он постоянно повторяет: «Клейменый, да не раб!»

    Оказывается, Савелий был отправлен на каторгу за то, что живым закопал немца Фогеля, опостылевшего мужикам тем, что нещадно издевался над ними и притеснял их.

    Некрасов называет Савелия «богатырем святорусским»:

    И гнется, да не ломится,

    Не ломится, не валится...

    У князя Переметьева

    Я был любимый раб.

    Лакей князя Утятина Ипат восторгается своим барином.

    Об этих крестьянах-рабах Некрасов говорит так:

    Люди холопского звания

    Сущие псы иногда.

    Чем тяжелей наказание,

    Тем им милей господа.

    На самом деле, психология рабства так въелась в их души, что убила в них полностью человеческое достоинство.

    Таким образом, крестьяне у Некрасова неоднородны, как и любое общество людей. Но в большинстве своем они честные, трудолюбивые, стремящиеся к свободе, а значит, и к счастью, представители крестьянства.

    Неслучайно поэма завершается песней о Руси, в которой слышится надежда на прозрение русского народа:

    Рать подымается неисчислимая,

    Сила в ней скажется несокрушимая!

    Обновлено: 2017-12-28

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создавалась на протяжении более десяти лет (1863—1876), Основная проблема, интересовавшая поэта, — поло-жение русского крестьянина при крепост-ном праве и после «освобождения». О сущ-ности царского манифеста Н. А. Некрасов говорит словами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Кар-тины народной жизни написаны с эпичес-кой широтой, и это дает право назвать по-эму энциклопедией русской жизни того времени.

    Рисуя многочисленные образы кресть-ян, различные характеры, автор делит ге-роев как бы на два лагеря: рабов и бор-цов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях с характерными названиями: v Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Цель их путешествия — найти счастливого человека на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми. Выслушав рассказ по-па о его «счастье», получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне говорят:

    Ты мимо их, помещиков!

    Известны нам они!

    Правдоискатели не удовлетворяются «дворянским» словом, им нужно «слово христианское»:

    Дай слово христианское!

    Дворянское с побранкою,

    С толчком да с зуботычиной,

    То непригодно нам.

    Правдоискатели трудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от кре-стьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:

    А мы на что, кума?

    Давай серпы! Все семеро

    Как станем завтра, — к вечеру

    Всю рожь твою сожнем!

    Так же охотно они помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии.

    Наиболее полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пре-смыкаются перед господами, не смиряют-ся со своим рабским положением.

    В страшной нищете живет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя.

    Грудь впалая; как вдавленный

    Живот; у глаз, у рта

    Излучины, как трещины

    На высохшей земле...

    Читая описание облика крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на се-ром, бесплодном клочке земли, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть его труда присваивается «дольщика ми», которые не трудятся, а живут на труды таких же, как он, крестьян:

    Работаешь один,

    А чуть работа кончена,

    Гляди, стоят три дольщика:

    Бог, царь и господин!

    Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме, и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но все же он нахо-дит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою из-бу картинками, любит меткое слово, речь его полна пословиц и поговорок. Яким — образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем про-мысле. И его голос — голос самых передо-вых крестьян: . У каждого крестьянина

    Душа, что туча черная —

    Гневна, грозна — и надо бы

    Громам греметь оттудова,

    Кровавым лить дождям...

    С большим сочувствием относится поэт к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умно-му, который, по словам крестьян,

    В семь лет мирской копеечки

    Под ноготь не зажал,

    В семь лет не тронул правого,

    Не попустил виновному,

    Душой не покривил...

    Один только раз Ермил поступил не по со-вести, отдав сына старухи Власьевны вмес-то своего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян, Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, не куп-ленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом и добротой».

    Народ, защищая мирское дело, в труд-ную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляет к нему исключитель-ное доверие. Этот поступок подтверждает способность народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда «бун-товалась вотчина помещика Обрубкова». Ермил Гирин — защитник крестьянских интересов.

    Следующий и наиболее яркий образ в этом ряду — Савелий, богатырь святорус-ский, борец за народное дело. В молодос-ти он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства со стороны по-мещика Шалашникова и его управляюще-го. Но Савелий не может принять такой по-рядок, и он бунтует вместе с другими крес-тьянами, он закопал в землю живым немца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения» получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, он сохранил бодрость духа и нена-висть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!» — говорит он о себе. Савелий до ста-рости сохранил ясный ум, сердечность, от-зывчивость. В поэме он показан как народ-ный мститель:

    ...Наши топоры

    Лежали — до поры!

    О пассивных крестьянах он говорит пре-зрительно, называя их «погибшие... про-пащие».

    Некрасов называет Савелия богатырем святорусским, подчеркивая его героичес-кий характер, а также сопоставляет его с народным героем Иваном Сусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе.

    Этот образ дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэт показывает вместе два богатырских рус-ских характера. Матрена Тимофеевна про-ходит через многие испытания. В родитель-ском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, по-бои мужа. Только в работе и в детях находи-ла она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, голодный год, ни-щенство. Но в трудные минуты она проявля-ла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому гу-бернатору. Заступилась за Федотушку, ког-да его хотели наказать розгами. Непо-корная, решительная, она всегда готова от-стаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не де-ло — между бабами счастливую искать». В главе, названной «Бабья притча», кресть-янка говорит о женской доле:

    Ключи от счастья женского,

    От нашей вольной волюшки

    Заброшены, потеряны

    У Бога самого.

    Но Некрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Доброскпонова:

    Еще ты в семействе покуда — раба,

    Но мать уже вольного сына!

    Некрасов с особым чувством создал об-разы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воля к борьбе с угнетателями. Однако поэт не мог не об-ратиться и к темным сторонам жизни крес-тьянства. В поэме изображены крестьяне, которые свыклись со своим рабским поло-жением. В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели встречаются с дворовым человеком, который считает себя счастли-вым потому, что был любимым рабом князя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его дочка вместе с барышней «училась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствии княжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за сту-лом у светлейшего князя, лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится «близостью» к господам и своей «почетной» болезнью — подагрой. Про-стые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своих собратьев-мужиков, не понимая всей низо-сти своего лакейского положения. Дворо-вый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена «воля»:

    А я князей Утятиных

    Холоп — и весь туг сказ!

    С детства и до самой старости барин вся-чески издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакей принимал как должное: ...выкупал

    Меня, раба последнего,

    Зимою в проруби!

    Да как чудно!

    Две проруби:

    В одну опустит в неводе,

    В другую мигом вытянет —

    И водки поднесет.

    Не мог Ипат забыть господских «милос-тей»: того, что после купанья в проруби князь «водки поднесет», то посадит его «рядом, недостойного, с своей персоной княжеской».

    Покорный раб это и «холоп примерный — Яков верный». Он служил у жестокого госпо-дина Поливанова, который «в зубы холопа примерного... походя дул каблуком». Несмо-тря на такое обращение, верный раб до са-мой старости берег и ублажал барина. По-мещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимого племянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил», а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над его головой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскую покорность.

    С негодованием Некрасов говорит о таких предателях народного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, унич-тожил «вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом, чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».

    Для характеристики дворовых крестьян, лишенных чувства собственного достоин-ства, поэт находит презрительные слова: раб, холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением:

    Люди холопского звания —

    Сущие псы иногда:

    Чем тяжелей наказания,

    Тем им милей господа.

    Создавая различные типы крестьян, Не-красов утверждает: счастливых среди них нет, крестьяне и после отмены крепостного права по-прежнему обездолены и обес-кровлены, изменились только формы угне-тения. Но среди крестьян появляются люди, способные к сознательному, активному протесту. И потому поэт верит, что в буду-щем на Руси наступит хорошая жизнь:

    Еще народу русскому

    Пределы не поставлены:

    Пред ним широкий путь.

    В основе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова лежит изображение русского крестьянства после отмены крепостного права. На протяжении всего произведения герои ищут ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», кто считается счастливым, кто несчастен.

    Мужики-правдоискатели

    На передний план исследования выходит путешествие семи мужиков по российским селениям в поиске ответа на поставленный вопрос. В облике семерых «вольнообязанных» мы видим лишь общие черты крестьян, а именно: бедность, пытливость, непритязательность.

    Мужики спрашивают о счастье встречающихся крестьян, солдат. Им кажутся счастливцами поп, помещик, торговец, дворянин и царь. Но главное место уделено в поэме крестьянству.

    Яким Нагой


    Яким Нагой работает «до смерти», но живет впроголодь, как и большинство жителей Босово. В описании героя мы видим насколько тяжела жизнь Якима: «…Сам на землю-матушку похож он». Яким осознает, что крестьяне – величайшая мощь, он гордится, что он принадлежит к этой группе людей. ему знакомы сильные и слабы стороны крестьянского характера. Главным недостатком мнит алкоголь, который оказывает губительное действие на мужиков.

    Для Якима недопустимо мнение, что бедность крестьянства вызвана употреблением вина. По его мнению, это связано с обязанностью трудиться на «дольщиков». Судьба героя типична для русского народа после отмены крепостного права: проживая в столице, он вступает в спор с купцом, оказался в тюрьме, откуда вернулся в деревню и начал пахать землю.

    Ермила Гирин

    Ермила Гирина Н.А. Некрасов наделил честностью и большим умом. Он жил ради народа, был честен, справедлив, никого не оставил в беде. Единственный нечестный поступок он совершил ради семьи – сберег племянника от рекрутчины. Вместо него отправил сына вдовы. От собственной лживости, от мучений совести Гирин чуть не повесился. Ошибку свою он исправил и впоследствии выступил на стороне бунтующих крестьян, за что был посажен в острог.

    Замечателен эпизод с покупкой Ермилой мельницы, когда крестьяне выражают абсолютное доверие Ермилу Гирину, и тот в ответ честен с ними до конца.

    Савелий — богатырь

    Некрасов проговаривает мысль о том, что крестьяне для него сродни богатырям. Тут выступает образ Савелия – богатыря святорусского. Он искренне сочувствует Матрене, тяжело переосмысливает гибель Демушки. В этом герое сочетается добро, простота, чистосердечие, помощь угнетенным и злоба к угнетающим.

    Матрена Тимофеевна

    Крестьянские женщины представлены в образе Матрены Тимофеевны. Эта сильная душой женщина всю свою жизнь сражается за вольность и женское счастье. Ее жизнь напоминает жизнь множества крестьянских женщин того времени, хотя она еще счастливее многих. Это с учетом того, что после замужества она попала в семью, ненавидящую ее, бита была мужем только один раз, ее первенца поели свиньи, а вся ее жизнь основана на надрывной работе в поле.

    Крестьяне-угнетатели

    Автор показывает, как тяжело отражается крепостное право на жизни людей, как оно калечит их, морально уничтожая. Есть и такие крестьяне, которые выбрали сторону своих хозяев – Ипат, Клим, Яков верный, угнетающие простой люд наравне с помещиками.

    В своей поэме Некрасов показал жизнь крестьянства после реформы 1861 года, отобразил образы русских крестьян, говоря, что народ обладает силой несметной и вскоре он начнет осознавать свои права.