От 1 года до 4. От года до двух: основные этапы развития и взросления ребенка

Информация о принципах детского питания полувековой давности, безусловно, будет интересна родителям и врачам как материал для сравнения. Глава, написанная известнейшим российским педиатром, содержит не только основные нормативы и подходы, принятые в то время, но и меню на неделю, и даже раскладку блюд (сколько и какого продукта надо взять, чтобы получилось требуемое кушанье).

При правильно составленном пищевом рационе ребенок к концу первого года жизни получает достаточно разнообразное питание; он уже не только хорошо глотает полужидкую и густую пищу, но умеет и достаточно хорошо жевать. К этому времени значительно нарастает активность ферментов пищеварительных соков желудочно-кишечного тракта ребенка, вкусовые восприятия его становятся более дифференцированными; у детей уже часто имеются свои привычки, свои любимые и нелюбимые блюда. Все эти моменты необходимо учитывать при составлении диеты для детей в возрасте старше одного года.

Пища, получаемая ребенком этого возраста, прежде всего должна покрывать всю его калорийную потребность и быть качественно полноценной, т. е. содержать необходимые ребенку полноценные белки, жиры и углеводы, достаточное количество минеральных солей и витаминов. Пища детей старше одного года должна давать достаточное количество пищевых шлаков, необходимых для поддержания нормальной моторной деятельности кишечника. Следует обращать большое внимание на разнообразие и вкусовые качества пищи. При кормлении ребенка пища должна иметь надлежащую температуру, вид ее должен возбуждать аппетит.

Потребность в основных пищевых ингредиентах. Белков дети в возрасте от 1 года до 4 лет должны получать в количестве 3-3,5 г на 1 кг веса, или около 30-50 г за сутки. За счет белков должно покрываться от 10 до 15% всей калорийной суточной потребности, причем 60% вводимых белков должно быть животного происхождения.

Жиров ребенок должен получать 3,5-4 г на 1 кг веса, или 40-50 г за сутки, причем 75% жиров, получаемых детьми этого возраста, должны быть животного происхождения. До 1,5 лет за счет жиров должно покрываться около 40% всех калорий, после 1,5 лет - несколько меньше, т. е. около 30-35%.

Углеводов дети в возрасте от 1 года до 4 лет должны получать от 10 до 15 г на 1 кг веса, т. е. около 160-200 г в сутки. За счет углеводов должно покрываться около 45-50% калорийности суточного рациона.

В качественно правильно составленной диете детей старше одного года соотношение между белками, жирами и углеводами приблизительно такое: 1:1,2:3,5.

Калорийный коэффициент. Количество необходимых ребенку калорий колеблется от 80 до 100-110, в среднем около 90 на 1 кг веса. Калорийная ценность суточного рациона детей этого возраста составляет около 1 500 калорий нетто или около 1 800 калорий брутто.

Правильно составленный пищевой рацион содержит вполне достаточное для ребенка количество минеральных солей. При однообразном питании легко может возникнуть крайне вредное для детей солевое голодание. Растущий организм ребенка нуждается в несколько больших по сравнению с другими солями количествах натрия и хлора, а потому поваренную соль надо добавлять к пище в количестве, необходимом для обеспечения ее вкусовых качеств, приблизительно не менее 0,05 г на 1 кг веса ребенка.

В суточном пищевом рационе ребенка должно быть некоторое преобладание щелочных радикалов над кислотными.

Относительно высокая потребность детей раннего возраста в жидкости должна полностью покрываться водой, входящей в пищу, и дополнительным питьем кипяченой воды. Последней дети должны быть вполне обеспечены, особенно в жаркие дни.

Правильно составленный пищевой рацион, включающий полноценные продукты, подвергнутые правильной кулинарной обработке, покрывает потребность детей в витаминах. Дети должны получать в день 25-30 мг витамина С, 1 мг витамина А, 1-2 мг витамина B 1 , 2 мг витамина В 2 и 250-500 ИЕ витамина D.

При неполной обеспеченности продуктами, достаточно богатыми витаминами (восстановленное молоко, мясные консервы, растительные масла и т. д. содержат очень мало витаминов), в конце зимне-весеннего сезона, когда овощи и фрукты теряют при хранении витамины, а также в недостаточно благоприятных климатических условиях (мало ультрафиолетовых лучей) или при наличии у детей признаков гиповитаминозов необходимо дополнительно вводить препараты витаминов.

Количество молока в суточном пищевом рационе здоровых детей без проявлений экссудативного диатеза в возрасте от 1 года до 1,5 лет должно быть не менее 600-700 мл, в возрасте от 1,5 до 4 лет - 500-600 мл, но не должно превышать 600-650 мл. Молоко желательно давать частично в виде простокваши или кефира.

Яйца - ценный пищевой продукт; применение их в питании детей желательно, но злоупотребление ими безусловно вредно. Детям до 1,5 лет лучше давать только желтки, причем не более одного в день; детям в возрасте от 1,5 лет можно давать яйца по одному в день или через день.

Детям с явлениями экссудативного и нервно-артритического диатеза яичный белок давать не следует; в большинстве случаев можно разрешать им желтки, хотя и они иногда могут вызывать кожные явления или усиливать их.

Мясо и рыбу необходимо применять в питании детей достаточно широко. В возрасте от 1 года до 1,5 лет дети должны получать мясо 3-4 раза в неделю в количестве около 30-40 г на прием. Детям, имеющим не менее 4-6 зубов и научившимся сравнительно хорошо жевать, можно давать котлеты, при отсутствии достаточного количества зубов и плохом жевании лучше давать мясо в виде фарша или фрикаделек. Детям в возрасте от 1,5 до 2,5 лет количество мяса можно увеличить до 45-50 г на прием и давать его 4-5 дней в неделю. Более 50-60 г мяса в день не следует давать детям даже старшего ясельного возраста; целесообразно сохранить в их диете 1-2 вегетарианских дня.

В пищу ребенка можно употреблять различные сорта мяса - кур, говядину, телятину, дичь и т. д. Жирную свинину, баранину и богатые жиром сорта рыб детям до 2-2,5 лет лучше не давать.

Помимо мяса, дети должны получать достаточное количество овощей.

Супы в диете детей безусловно желательны: они богаты солями и экстрактивными веществами, полезное действие которых бесспорно; с супами легче давать овощи, от которых в другом виде дети нередко отказываются. Однако не следует злоупотреблять супами.

Хлеб - крайне ценный пищевой продукт, но употребление его детьми в неограниченном количестве совершенно недопустимо; это относится и к различным сортам печенья, сухарей, булочек и т. д. Детям от 1 года до 1,5 лет следует давать только белый хлеб; целесообразно давать им иногда и корочку черного хлеба. После 1,5 лет дети получают черный и белый хлеб. При достаточном количестве всех остальных продуктов им вполне достаточно 50-75 г черного и 100-150 г белого хлеба. Часть мучнистых углеводов следует давать в виде блинчиков, булочек, пирожков и т. д.

Овощи, фрукты, ягоды и т. д. надо широко использовать в детском питании: они богаты солями и витаминами, дают значительное количество пищевых шлаков и не способствуют развитию бродильных и гнилостных процессов в кишечнике. Надо обращать внимание на правильную кулинарную обработку овощей, которая обеспечивала бы хорошие вкусовые качества готовой пищи и вместе с тем достаточное сохранение в ней витаминов и солей.

Фрукты, ягоды, морковь, огурцы, редиску и т. д. следует частично давать в сыром виде.

В возрасте старше 1,5 лет дети должны иногда получать небольшие количества неострого сыра, селедки, икры. Однако злоупотребление этими продуктами недопустимо.

Очень острые закуски и соусы, большое количество пряностей и сладостей, алкогольные напитки, крепкий натуральный кофе и крепкий чай детям давать не следует.

Хорошие конфеты, фруктовые и прочие мармелады и т. д. давать детям, конечно, можно и нужно. Шоколад и какао несколько возбуждают нервную систему, и потому злоупотреблять ими не следует. Натуральный мед - ценный и легко усваиваемый продукт, но некоторые дети обнаруживают к нему идиосинкразию.

Число приемов пищи. Детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет надо кормить 4-5 раз в сутки, старше 1,5 лет - 4 раза. Горячую пищу ребенок должен получать не менее 2-3 раз в сутки.

Распределение дневного рациона в течение дня должно соответствовать приблизительно следующим отношениям.

Первый завтрак - около 20
Второй завтрак - около 10-15
Обед - около 35-40
Полдник - около 10-15
Ужин - около 20

Завтрак - около 15-20
Обед - около 40-50
Полдник - около 10-15
Ужин - около 20-30

Часы приема пищи могут изменяться в зависимости от особенностей детского учреждения. Они должны быть тесно увязаны со всем режимом жизни детей и строго соблюдаться, так как в противном случае легко нарушается распорядок жизни детского коллектива, что неизбежно ведет к срыву всей работы.

Прием пищи - важный эмоциональный момент в жизни ребенка, и его надо правильно использовать для воспитания детей, привития им культурных навыков. Детей старше года надо приучать мыть руки перед едой и после нее, пользоваться салфеткой, быть опрятными и дисциплинированными за столом, полоскать рот после еды и т. д.

В деле организации питания детей в яслях, домах ребенка и других учреждениях для детей раннего возраста ведущая роль принадлежит детскому врачу. Врач не может стоять в стороне от этого дела и не должен перепоручать его хозяйственным работникам и работникам кухни.

Установить определенный режим питания удается только при строгом регламентировании всей жизни детского коллектива.

Желательно, чтобы все питание детей в возрасте первого года жизни, особенно в летнее жаркое время, приготовлялось в яслях; соответственно этому необходимо составлять и меню: всю пищу, требующую приготовления, давать в яслях, а матери выдавать на руки для дачи ребенку дома уже приготовленную пищу - смеси в бутылочках, цельное молоко, простоквашу, сухарики и т. д.

В круглосуточных яслях режим устанавливается такой же, как и в доме ребенка.

Примерное меню для круглосуточных яслей и домов ребенка для детей от 1,5 до 3 лет
(В скобках всюду показан номер блюда, указанный в разделе "Раскладки блюд", приводимом ниже)

Первый день

Завтрак
Каша манная (8).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Борщ из рубленой свеклы (16).
Мясные биточки с рисом (19).
Какао (5).

Полдник
Чай с молоком (3).
Домашняя булочка (7).

Ужин
Картофельное пюре (24).
Молоко (1).

На сутки: калорий около 1590, белков 44 г, жиров 39 г, углеводов 255 г.

Второй день

Завтрак
Каша рисовая (10).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Суп-похлебка (17).
Пудинг мясной с картофельным пюре (22).
Пюре фруктовое (37).

Полдник
Молоко (1).
Домашняя булочка (7).

Ужин
Каша манная розовая (9).
Молоко с булкой (1).

На сутки: калорий около 1580, белков 45 г, жиров 40 г, углеводов 245 г.

Третий день

Завтрак
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).
Яйцо с булкой.

Обед
Суп с рисом (15).
Картофельные котлеты с белым соусом (26).
Взбитый творог (38).

Полдник
Какао (5).
Домашняя булочка (7).

Ужин
Оладьи (30).
Молочный кисель (33).

На сутки: калорий около 1600, белков 43 г, жиров 42 г, углеводов 255 г.

Четвертый день

Завтрак
Каша-размазня гречневая (11).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Суп-пюре картофельный с гренками (14).
Запеканка из вермишели с мясом и белым соусом (23).
Компот фруктовый (34).

Полдник
Чай с молоком (3).
Сухари.

Ужин
Сборные овощи (28).
Мусс (36).

На сутки: калорий около 1590, белков 40 г, жиров 37 г, углеводов 263 г.

Пятый день

Завтрак
Картофельное пюре (24).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Суп с фрикадельками (13).
Овощные биточки с белым соусом (27).
Пюре фруктовое (37).

Полдник
Простокваша с сахаром и сухарями (2).

Ужин
Блинчики (29).
Кофе с молоком (4).

На сутки: калорий около 1700, белков 48 г, жиров 38 г, углеводов 294 г.

Шестой день

Завтрак
Каша манная (8).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Суп пюре гороховый с гренками (18).
Котлеты с макаронами и томатным соусом (21).
Кисель (32).

Полдник
Молоко (1).
Домашняя булочка (7).

Ужин
Картофель под бешамелью (25).
Молоко (1).

На сутки: калорий около 1600, белков 50 г, жиров 40 г, углеводов 254 г.

Седьмой день

Завтрак
Яйцо (крутое или всмятку).
Кофе с молоком (4).
Булка с маслом (6).

Обед
Бульон с рисом (12).
Тефтели с овощным соусом (20).
Крем в чашечках (35).

Полдник
Простокваша с сахаром (2).
Булочка.

Ужин
Пирожки с морковью (31).
Кофе с молоком (4).
Булка.

На сутки: калорий около 1550, белков 48 г, жиров 49 г, углеводов 230 г.

Примечания.

  1. Хлеб распределяется между всеми приемами пищи более или менее равномерно.
  2. Количество молока с кофе, с чаем и т. д. может несколько изменяться, в зависимости от использования молока для приготовления пищи.

Раскладка блюд

N Блюдо Кол-во, г
1 Молоко:
порция 100-200
2 Простокваша с сахаром и сухарями:
молоко 150-200
сахар 10
булка 50
3 Чай с молоком:
чай 0,5
молоко 50
сахар 10
вода до 150
порция 160
4 Кофе с молоком:
кофе 3
молоко 40
сахар 10
вода 100
порция 150
5 Какао:
какао 2
сахар 10
молоко 50
вода 100
порция 100
6 Булка с маслом:
булка 50
масло 8
7 Домашняя булочка:
мука (в счет хлеба) 40
сахар 5
жир 2
дрожжи 3
порция 50
8 Каша манная:
манная крупа 20
молоко 40
сахар 5
масло 4
вода 100
порция 150
9 Розовая манная каша:
манная крупа 25
морковь 50
молоко 50
сахар 5
масло 4
вода 100
порция 200
10 Рисовая каша:
рис 25
молоко 40
масло 4
сахар 5
вода 100
порция 150
11 Каша-размазня гречневая:
гречневая крупа 30
молоко 50
масло 4
вода 100
порция 150
12 Бульон с рисом:
рис 15
морковь 20
брюква 10
картофель 50
масло 2
кости от 60 г мяса -
вода 250
порция 200
13 Суп с фрикадельками:
мясо 40
морковь 20
брюква 10
картофель 200
молоко 50
масло 4
вода 200
порция 200
14 Суп-пюре картофельный с гренками:
картофель 200
лук 3
заправка:
яйцо 1/5 шт.
молоко 100
масло 2
вода 200
порция 200
булка (для гренок) 30
масло 3
15 Суп с рисом:
рис 15
морковь 20
брюква 10
картофель 50
молоко 100
томат 5
лук 3
мука 5
сметана казеиновая 10
масло 4
вода 200
порция 200
16 Борщ из рубленой свеклы:
свекла 80
капуста 50
морковь 20
брюква 10
молоко 100
лук 3
вода 200
заправка:
яйцо 1/10 шт.
сметана 10
молоко 20
порция 200
17 Суп-похлебка:
морковь 20
брюква 10
картофель 50
лук-коренья 5
масло 2
вода 150
порция 200
18 Суп-пюре гороховый с гренками:
горох 40
картофель 50
лук 3
мука 5
масло 3
вода 250
порция 200
булка (для гренок) 30
19 Мясные биточки:
мясо (мякоть) 30
булка 10
жир на обжарку 4
рис 25
масло 3
порция: биточки, гарнир 100
20 Тефтели с морковно-брюквенным соусом:
мясо (мякоть) 35
булка 40
мука 5
морковь 100
брюква 150
молоко 30
масло 4
порция: тефтели, гарнир 120
21 Котлеты с макаронами и томатным соусом:
мясо 50
булка 10
жир на обжарку 4
порция 45
макароны 30
вода 150
порция 150
мука 5
томат 5
сметана 10
вода 50
порция 50
22 Пудинг мясной с картофельным пюре:
мясо (мякоть) 30
булка 10
яйцо 1/3
масло 2
порция 40
картофель 200
молоко 30
масло 3
порция 150
сметана 10
вода 50
порция 50
23 Запеканка из вермишели с консервами:
вермишель 40
консервы мясные 25
яйцо 1/5 шт.
жир 3
вода 100
порция 150
масло 2
мука 3
молоко 20
вода 30
порция 50
24 Картофельное пюре:
картофель 250
молоко 50
масло 4
порция 200
25 Картофель под бешамелью:
картофель 250
мука 5
молоко 304
масло 3
сыр 5
порция 200
26 Котлеты картофельные с белым соусом:
картофель 250
мука картофельная 5
яйцо 1/5 шт.
жир на обжарку. 4
порция 2 котлеты по 50-60
масло 2
мука 3
молоко 20
вода 30
порция 50
27 Овощные биточки с белым соусом:
овощи 250
рис 10
молоко 20
масло 5
порция 2 биточка по 50-60
масло 2
мука 3
молоко 20
вода 30
порция 50
28 Сборные овощи:
картофель 100
морковь 100
капуста или брюква 50
мука 5
молоко 50
масло 5
вода 200
порция 200
29 Блинчики:
мука белая 35
молоко 20
сахар 5
яйцо 1/5 шт.
жир 6
порция 80 (3-4 блинчика)
30 Оладьи
мука (в счет хлеба) 40
молоко 30
дрожжи 5
масло растительное 6
порция 2 шт. по 50
31 Пирожки с морковью:
мука 40
дрожжи 5
морковь 100
рис 10
яйцо 1/5 шт.
сахар 2
масло 2
порция 2 шт. по 50
32 Кисель:
сухие фрукты 15
сахар 10
картофельная мука 5
вода 150
порция 100
33 Молочный кисель:
молоко 100
вода 50
сахар 15
картофельная мука 10
порция 150
34 Компот:
сухие фрукты 15
сахар 5
картофельная мука 3
вода 100
порция 100
35 Крем:
молоко 50
сахар 10
яйцо 1/5 шт.
масло 2
порция 50
36 Мусс:
манная крупа 20
клюква 15
сахар 15
вода 200
порция 200
37 Пюре фруктовое:
сухие фрукты 15
сахар 5
картофельная мука 3
вода 50
порция 50
38 Творог соевый (приготовляется из 300-400 г соевого молока):
творог соевый 50
сахар 10
порция 60

Он активно передвигается по комнате, а возможно, даже уверенно ходит. Произносит несколько слов и активно интересуется миром вокруг себя. Пришло время поговорить о навыках и развитии ребенка в период от 1 до 4 лет. Это время приобретения множества умений, овладения основами родного языка и формирования характера малыша. Какие задачи стоят перед ребенком в каждом полугодии, мы рассмотрим ниже, а вы сможете определить зону ближайшего развития по основным направлениям и организовать игры в жизни малыша так, чтобы его способности реализовывались в полной мере.

1 год – 1 год 5 месяцев

Мелкая моторика

  • Хорошо хватает предметы и учится их целенаправленно отпускать, бросать.
  • Умеет перекладывать некрупные игрушки из одной руки в другую.
  • Манипулирует одновременно 2-3 предметами.
  • У малыша сформирован «пинцетный захват». Ребенок берет мелкие предметы большим и указательным пальцами.
  • Умеет вкладывать предметы один в другой (стаканчики, матрешки). Надевает колечки с широкими отверстиями на палочку – основание. При этом размер колечек не учитывает, т.е. собирает пирамидку как придётся.

Развитие речи

  • Имеет достаточно большой пассивный словарный запас.
  • Осознанно произносит до 30 — 40 слов, включая лепетные. Использует их при повышенной заинтересованности (напр. хочет получить игрушку, а взрослый по-другому не понимает).
  • Отдельными звуками выражает свои эмоции.
  • Учится подражать звукам животных.
  • Любит играть в ладушки и другие простые игры. По ходу игры хлопает в ладоши, и выполняет другие знакомые движения о которых говорит взрослый.
  • Выполняет простые просьбы или инструкции, которые сопровождаются жестами.

Физическое развитие

  • Может самостоятельно ходить, или ходить с поддержкой.
  • Самостоятельно поднимается в положение стоя и стоит без поддержки. Многократно меняет положение тела в пространстве (приседает, поворачивается, наклоняется).
  • Умеет слезать с дивана без посторонней помощи.
  • Ползает по наклонной поверхности или по лестнице вверх.
  • Из положения «стоя» наклоняется, достает руками до пола и выпрямляется.

Социальное развитие

  • Протягивает руки к «значимому» взрослому (который ухаживает и проводит с ним больше всего времени, чаще это мама).
  • Удерживает предмет, который пытаются отобрать.
  • Ярко и эмоционально реагирует на появление лица из-за платка (игра «Ку-ку»).
  • Улыбается себе в зеркале и играет со своим отражением.

Развитие логики и мышления

  • Ищет спрятанную игрушку, может пробовать прятать самостоятельно.
  • Складывает кубики в коробку или в большую корзину.
  • Различает предметы по размеру (если разница больше 3 см).
  • Показывает или называем желаемый предмет, чтобы получить его без плача.

Самообслуживание

  • Пьёт из чашки, но все еще может проливать жидкость на себя.
  • Пользуется расческой по назначению.
  • Самостоятельно ест ложкой твердую пищу, уверенно попадает ложкой в рот.
  • Снимает с себя носки, шапку. Подставляет ножки и ручки во время одевания.

1 год 6 мес. – 2 года

Мелкая моторика

  • Активно использует указательный жест.
  • Вынимает предметы из ёмкости и складывает их обратно. Манипулирует мелкими предметами.
  • Одной рукой удерживает два предмета.
  • Перелистывает тонкие странички книг.
  • Получается целенаправленно бросать предметы.

Развитие речи

  • Указывает на знакомые изображения и предметы по словесной инструкции.
  • Повторяет за взрослым отдельные слоги, слова и простые фразы.
  • Строит предложения из 2 слов. В речи использует глаголы.
  • Понимает простой рассказ по картинке и отвечает на вопросы.
  • Понимает запреты, но следовать им не всегда может ввиду высокой эмоциональности.
  • Начинает заменять лепетные слова правильными.

Игры для развития речи малышей читайте .

Физическое развитие

  • Наклонившись, ребенок поднимает предмет с пола.
  • Ходит без поддержки. Может ходить и удерживать равновесие на бруске шириной и высотой 15-20 см.
  • Толкает коляску как большую, так и кукольную.
  • Самостоятельно влезает на стул, диван и кресло.
  • Подставляет стул, чтобы достать желаемые предметы.
  • Учится пятиться назад.

Социальное развитие

  • Показывает свою игрушку по просьбе взрослого или, приглашая поиграть с ним.
  • Помогает одеть себя, приносит одежду, обувь.
  • Хлопает в ладоши и выполняет разученные движения, когда слышит звуки знакомой песенки.
  • При игре целенаправленно откатывает или бросает мяч взрослому.

Развитие мышления

  • Строит простые постройки из кубиков: домик, ворота, башня.
  • Ориентируется в простых формах: куб, шар, кирпичик и т.д.
  • Сортирует предметы по одному из признаков: контрастный цвет (напр. синий и красный), форма, размер.
  • Ориентируется в понятиях: много, мало.

Подробнее об интеллектуальном развитии в 2 года читайте .

Самообслуживание

  • «Помогает» взрослым по уборке дома, копируя их действия.
  • Приносит одежду и обувь. Самостоятельно надевает некоторые вещи с помощью взрослого.
  • Ест ложкой, самостоятельно поднося ее ко рту, как твердую, так и жидкую пищу.
  • Пытается чистить зубы, подражая взрослым.
  • Выбрасывает в корзину мелкий мусор.
  • Помогает загружать и разгружать стиральную машину.
  • Учится чистить яйцо, банан, мандарин.

Как развивать самостоятельность у детей 1,5-3 лет читайте .

2 года – 2 года 5 мес.

Мелкая моторика

  • Чертит карандашом. Учится раскрашивать, но еще часто выходит за контур.
  • Проталкивает мелкие предметы в отверстие. Активно играет с самодельными и покупными сортерами.
  • Правильно складывает пирамидку, матрешку из 4 фигурок.
  • Расстегивает и застегивает липучки, кнопки, пуговицы, фастекс, молнию.
  • Снимает прищепки.
  • Учится совершать шагающие движения пальчиками и другие элементы пальчиковой гимнастики.

Игры для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет смотрите .

Развитие речи

  • Активный словарный запас достигает 200-300 слов.
  • Обобщает простые слова по категориям: одежда, игрушки, животные.
  • Активно выражает свои желания не только жестами и плачем, но и словами.
  • В речи начинает использовать существительные, глаголы, местоимения, прилагательные.
  • Формирует фразу из 3 слов.
  • Называет себя по имени.
  • Появляются вопросы: Куда? Что это?
  • Понимает простые рассказы взрослого о событиях из прошлого. Понимает сюжет сказки без опоры на картинку.

Подробнее о развитии речи в 2 года .

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Физическое развитие

  • Поднимается по лестнице, помогая себе руками. Держится за перила и руку взрослого.
  • Учится поднимать предмет с пола, присев на корточки.
  • Может перешагнуть чередующимся шагом через препятствие высотой 15 см.
  • Учится стоять на одной ноге.
  • Любит активные прогулки на детской площадке: ходит по бордюру, лазает по лесенкам, бегает, подпрыгивает.
  • Любит играть в догонялки.

Подвижные игры для детей 2-3 лет в этой .

Социальное развитие

  • Помогает взрослым в работе по дому: вытирает пыль, подметает, пылесосит.
  • Обнимает и гладит игрушку. Демонстрирует эмоции героев сказок.
  • Говорит, рассматривая картинки. Называет предметы, изображенные на картинках, или озвучивает знакомый по сказке сюжет.
  • Может играть самостоятельно до 30 мин.
  • Радуется и бежит навстречу близким и родным.

Развитие мышления

  • Выполняет цепочку последовательных логических действий.
  • Подбирает по образцу сильно отличающиеся между собой и контрастные предметы.
  • Сортирует по 4 цветам: синий, красный, желтый и зеленый.
  • Ориентируется в трех размерах предметов с ярко выраженной разницей: большой, маленький, средний.
  • Строит башенки из 2-6 кубиков.
  • Собирает пазл из 2-3 кусочков.
  • По словесной инструкции приносит и относит предметы в другую комнату.

Самостоятельность

  • Ребенок может сам раздеться.
  • Моет руки с мылом и вытирает их.
  • Частично одевается: может одеть шапку, носки, штаны, кофту, свитер, платье, юбку.
  • Активно осваивает горшок. Большую часть времени остается сухим.
  • Вытирает тряпкой пролитую воду.
  • Учится выворачивать и складывать свои вещи.

2 года 6 мес. – 3 года

Мелкая моторика

  • Откручивает и открывает/закрывает крышки с разных баночек.
  • Нанизывает крупные бусины на толстую нить с жестким концом.
  • Предпочитает рисовать и раскрашивать рисунки пальцем.
  • Может скопировать вертикальную, горизонтальную линии, крест, круг.
  • Активно играет с песком и с глиной: делает куличики, разыгрывает с песком сюжетные игры (обед, чаепитие, поиск клада и т.п.).
  • Учится пользоваться ножницами. Может разрезать лист А5 на 2 части.
  • Пересыпает крупу из одной ёмкости в другую с помощью ложки.

Развитие речи

  • Заучивает короткие стихи.
  • В речи начинает активно использовать вопросительные слова: Где? Когда?
  • Понимает сложноподчиненные предложения: Когда покушаем, я буду делать…
  • Понимает простые вопросы: Что у тебя в коляске? И может на них ответить.
  • Выполняет двухступенчатую инструкцию: Сначала принеси ведерко, потом налей в него воду.
  • При наличии достаточного словарного запаса говорит сложными предложениями и использует придаточные.

Как развивать речь ребенка в 3 года читайте в .

Физическое развитие

  • Умеет бросать мячик из-за головы.
  • На лестнице ведет себя следующим образом: спускается, придерживаясь за перила, а поднимается самостоятельно без дополнительной опоры.
  • Может играть сидя на корточках.
  • Умеет прыгать на месте на двух ногах.

Социальное развитие

  • Активно играет в сюжетные игры, усложняя их логически последовательными действиями: кормит куклу, умывает, укладывает спать, поет песенку и т.п.
  • Начинает проявлять симпатию к посторонним и другим детям, особенно если раньше был к ним равнодушен.
  • С удовольствием принимает участие в домашних делах, радуется если ему дают «взрослое» поручение.

Развитие мышления

  • Самостоятельно правильно собирает пирамидку и складывает матрешку из 4 фигурок.
  • Строит башенку из 9 кубиков.
  • Собирает пазл из 6 частей.
  • Делает сюжетные постройки из кубиков или конструктора и дает им названия.
  • Подбирает по образцу основные геометрические фигуры и предметы, которые на них похожи.
  • Проводит сортировку предметов по основным цветам в соответствии с образцом.

Самообслуживание

  • Ребенок умеет самостоятельно и достаточно аккуратно кушать ложкой.
  • Пьет из чашки или стакана, не проливая на себя.
  • Самостоятельно раздевается. Правильно надевает вещи. При этом могут быть освоены не все застежки, не завязывает шнурки.
  • Кладет свои игрушки на место.
  • Помогает разбирать покупки, раскладывает по местам овощи, консервы, крупы.
  • Делает бутерброды – раскладывает колбасу, овощи, зелень.
  • Помогает накрывать на стол.

3 года – 3 года 5 мес.

Мелкая моторика

  • Повторяет упражнения пальчиковой гимнастики
  • Может нарисовать по образцу простые фигуры.
  • Рисует достаточно ровные линии, обводит пунктирные.
  • Владеет ножницами. Может порезать лист А5 на несколько полос.
  • Успешно переливает воду из одной чашки в другую с минимальными потерями.
  • Лепит из пластилина шарики, колбаски, делает лепешки, размазывает по листу в пределах контура.
  • Застегивает и расстегивает все виды застежек, в т.ч. и шнурки.

Игры для развития мелкой моторики у детей старше 3 лет .

Развитие речи

  • Разговаривает с игрушками, куклами и воображаемыми героями.
  • Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Часто задает вопросы: Зачем? Почему?
  • Легко запоминает стихи и песенки.
  • Пересказывает короткие рассказы и знакомые сказки.
  • Использует слова во множественном числе. Словообразование происходит не всегда правильно. Период отличается выраженным словотворчеством.

Физическое развитие

  • Может перепрыгнуть с разбега через нарисованную черту.
  • Перешагивает через препятствие высотой 20 см приставным шагом.
  • По лестнице может подниматься и спускаться, не держась за перила.
  • Умеет подбрасывать мяч вверх.
  • Ходит на носках, может пройти на них 3 метра.
  • Учится стоять на 1 ноге.
  • Катается на 3-х колесном велосипеде.
  • Спрыгивает с небольшой высоты обеими ногами.

Подвижные игры для детей 3-4 лет читайте .

Социальное развитие

  • Ребенок говорит о себе в первом лице – «Я».
  • Охотно изображает животных.
  • С радостью выполняет поручения и стремится быть полезным.
  • Помогает складывать покупки в корзину в магазине и раскладывать дома по местам.
  • Любит смешить и веселить окружающих.
  • Здоровается со знакомыми взрослыми и детьми.

Развитие мышления

  • Правильно называет и показывает основные цвета.
  • Различает право/лево. Ориентируется на картинке и в жизни в предлогах: на, над, под, в, спереди, сзади, около.
  • Использует предметы в игре по назначению.
  • Находит одинаковые предметы на изображении, фрагменты картинок.
  • Сравнивает похожие картинки и находит 5 отличий.
  • Находит логические пары.
  • Может продолжить логическую последовательность и выбрать лишний предмет.
  • Классифицирует предметы.
  • Определяет на вкус и на запах разные продукты, знакомые специи.

Самообслуживание

  • Самостоятельно раздевается, может самостоятельно одеваться с небольшой помощью.
  • Умеет пользоваться салфеткой, носовым платком, полотенцем.
  • После еды убирает посуду в мойку, помогает загружать посудомоечную машину.
  • Моет игрушечную посуду.
  • Может сорвать зелень с грядки и мелко нарвать её для салата.
  • Протирает обувь губкой/тряпочкой.
  • Учится подметать, пылесосить, помогает мыть пол.
  • Вытирает пыль, поливает цветы при напоминании.

О развитии самостоятельности у детей старше 3 лет читайте .

3 года 6 мес. – 4 года

Мелкая моторика

  • Ребенок умеет правильно держать карандаш, рисует ровные линии.
  • Копирует и обводит такие фигуры как: шестигранник, звезда и т.п.
  • Рисует пальчиком в воздухе знакомые фигуры/буквы/цифры.
  • Вырезает простые геометрические фигуры, полоски.
  • Играет с мозаикой, складывает счетные палочки/спички по образцу, нанизывает бусины.
  • Сортирует мелкие предметы (крупу, бисер).
  • Завязывает узлы, справляется со всеми видами застежек.
  • Ловко разворачивает конфету.
  • Аккуратно открывает спичечный коробок.
  • Лепит из пластилина/соленого теста/глины сюжетные фигурки по инструкции.

Развитие речи

  • Учится давать определения простым вещам, отвечает на вопросы: Что такое мяч? Что такое карандаш?
  • С удовольствием слушает длинные сказки. Понимает текст без опоры на картинку. Запоминает и может с помощью взрослого пересказать текст или ответить на вопросы по тексту.
  • Знает и называет свое имя и фамилию.
  • Понимает и правильно использует в речи предлоги: на, под, перед, к, сзади.
  • Отвечает на вопросы: Что ты будешь делать, если хочешь спать? А если хочешь кушать?

Физическое развитие

  • Ребенок может прыгать на 20 см в длину и на 5 см в высоту двумя ногами.
  • Может простоять на одной ноге 1 секунду, удерживая равновесие.
  • Хорошо ездит на 3-х колесном велосипеде.
  • Активно лазает по гимнастической лестнице, висит на руках.
  • В игре с мячом: подбрасывает вверх, бросает взрослому, ловит, отбивает от стены, попадает мячом в цель.
  • Проносит чашку с водой на расстояние 3 метра, не расплескав её.
  • Запоминает танцевальные движения и повторяет их, может импровизировать в самостоятельном танце.

Социальное развитие

  • Охотно играет с другими детьми, проявляет эмоциональный интерес при знакомстве.
  • Демонстрирует свои умения, хвастается новыми игрушками, гордится похвалой.
  • Радуется новым покупкам, игрушкам, одежде.
  • Задает много вопросов.
  • Проявляет эмпатию, может пожалеть другого ребенка, который плачет.

Развитие мышления

  • Считает до 5 и обратно, умеет записывать эти цифры.
  • Сравнивает количество предметов (больше, одинаково, меньше).
  • Знает и рисует геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Может сравнивать предметы по ширине, длине и высоте. Устанавливает логические связи.
  • Складывает пазлы из 12-20 частей.
  • Способен запомнить до 8 картинок за 2 минуты.
  • Собирает простую постройку из кубиков по схеме или по образцу.
  • Помнит и рассказывает о событиях прошлого и позапрошлого дня.
  • Правильно определяет последовательность событий.
  • Может объяснить свои действия.
  • Ориентируется в пространстве и на листе бумаги: дальше/ближе, справа/слева, сверху/снизу.

Самообслуживание

  • Самостоятельно одевается под присмотром взрослого.
  • Помогает собирать ягоды с кустов.
  • Помогает с уборкой: вытирает пыль, пылесосит, моет пол.
  • Убирает на место игрушки.
  • Застилает свою кровать.
  • Обращает внимание на опрятность одежды и свой внешний вид.
  • Развешивает на низкой веревке или сушилке свое белье. Активно пользуется прищепками.

Начиная с трех лет, у ребенка начинается новый период жизни, когда он из несмышленого малыша превращается во взрослого человечка.

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года? Он уже может похвастаться хорошей памятью, знанием букв и цифр, умением общаться и помогать, хорошим физическим состоянием. В этот же момент происходит и «отлучение» малыша от мамы. Теперь ребенок всеми своими действиями начинает показывать, что он личность и ему необходимо признание, уважение и соответствующее общение.

Особенности психического развития

Некоторые особенности развития детей 3-4 лет нередко настораживают родителей. Взрослые не могут понять, почему их ребенок кардинально меняется, проявляет какие-то требования и полностью игнорирует родительские наставления.

В свое время знаменитый психолог, специализирующийся на развитии личности, Лидия Ильинична Божович, сказала замечательную фразу: «Ребенок делает все по-своему не из-за того, что он так хочет, а из-за того, что ему это нужно».

Поэтому все происходящее с малышом в этом возрасте не стоит считать проявлением его неуважения к взрослым, его капризами и прихотями. Просто так устроен человек, рано или поздно он переходит определенный жизненный рубеж, меняя характер и потребности, добиваясь своего места в ячейке общества.

Марина, мама Анюты 3,5 года: «Однажды я заметила, что моя малышка, ласковая, внимательная и тихая, в один момент превратилась в какого-то чертенка. Все стала делать по-своему и наперекор. «Одевайся - не хочу! Пойдем гулять - не пойду. Чистить зубы - не буду!». Никакие уговоры, просьбы и угрозы не действуют. Наказания (запрет на телевизор) приводят к истерикам. И если раньше Анюта могла извиниться и обнять, то сейчас она может подойти и ударить. И все это случилось практически сразу после того как ей исполнилось 3 года и 2 месяца. Неужели так бывает, или это родительская ошибка в воспитании?».

Причин такого поведения две:

  • глобальный протест против просьб или задач, которые навязывают родители;
  • перегрузка ребенка этими самыми просьбами и задачами, из-за чего он теряется.

В случае, когда 3-летние дети не слушаются, все делают наперекор, психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер советует «отпустить вожжи». Это не значит, что от ребенка не нужно требовать выполнения просьб, просто надо дать ему время осмыслить поставленную задачу.

«Надо следить не за ребенком, а за тем, насколько очередное распоряжение выполняется ребенком. Если не выполняется, не повторять его тут же . Иначе последует эскалация» - советует Гиппенрейтер в своей книге «Что делать, чтобы дети...».

Есть замечательна метафора: надо воспитывать ребенка, как тянуть рыбу на спиннинге - то тянуть, то отпускать. Не дергать резко сразу, а проявлять гибкость, иначе он сорвется и наладить отношения будет сложно. Иногда можно немножко уступить, ради сохранения мира:

– Маша, пора спать.
– Я еще поиграю!
– Ты не доиграла и тебе нужно еще время...
– Да!
– Хорошо, еще 5 минут. Я поставлю таймер на телефоне. Но потом сразу спать!
– Ладно!

3-летний ребенок, уже личность, которую надо уважать.

В противном случае ребенок начнет протестовать, а единственный доступный ему в этом возрасте способ забастовки - делать все наперекор.


Характеристика особенностей всестороннего развития малыша от 3 до 4 лет

Наблюдая за тем, как развивается ваш малыш, вы наверняка замечали, что его психологическое, социальное и физическое развитие претерпели некоторые изменения.

Социализация

Появляется тяга к общению и способность самостоятельно придумывать занятия не только для себя, но и для сверстников. Кроха начинает не только лучше взаимодействовать с другими детьми, но и пытается занять лидирующую позицию в компании. У ребенка начинается осознание того, что чувства имеются не только у него, но и у окружающих. Пытается иногда учитывать потребности и пожелания других. В это же время появляется потребность в выборе собственного кумира. Поэтому не стоит огорчаться, если ваш кроха совершенно не слушается вас, а реагирует только на слова папы. Это не разделение родителей на «любит – не любит», это очередной этап взросления и становления личности.

Познание

Он стремится задать окружающим как можно больше вопросов и получить на них исчерпывающие ответы. Теперь малыш может по праву называться «великой почемучкой». В это время большими темпами развивается речь. Малыш может не только повторять слова и соотносить их с предметами и действиями, но и придумывать свой словарный запас из несуществующих слов. Большая часть информации поступает к малышу в процессе игры. Поэтому теперь основной задачей развития и воспитания малыша должна являться игра. Родители на данном этапе могут многому обучить свое чадо именно в игровой форме.


Особенности возрастного развития ребенка с 3 до 4 лет в таблице

Помимо того, что малыш меняется в характере, он в этом возрасте продолжает всесторонне развиваться. Что должен уметь ребенок 3-4 лет? В таблице можно увидеть основные достижения, которые может демонстрировать ребенок в этом возрасте.

Психическое развитие
Ребенок осознает себя как личность. Начинается период «Я сам». Может подолгу наблюдать за предметами или действиями, лучше всего запоминает что-то интересное для него. Развивается воображение и мышление – ребенок умеет играть в ролевые игры, придумывать истории, сказки.
Физическое развитие
Хорошо развиты предметные действия - может строить из кубиков устойчивые конструкции, собирать крупные пазлы. Умеет держать карандаш. Ловко управляется с мячом, может бросать его через голову. Без поддержки прыгает на одной ноге, лазает по лесенке.
Эмоциональное развитие
Остро воспринимает все, что происходит вокруг, легко перевоплощаются в любимых героев сказок и мультфильмов. Поэтому некоторые сюжеты могут повергнуть малыша в состояние стресса. Умеет сопереживать, жалеть.
Сенсорное развитие
Хорошо воспринимает информацию как на тактильном уровне, так и на уровне слуха и зрения. Знает и называет цвета (минимум 5). Умеет различать звуки природы (птицы, насекомые, животные), музыку (веселая - грустная, громкая - тихая).
Развитие интеллекта (память, логическое мышление, внимание)
Запоминает 2-3 слова из 10 озвученных и до 5 предметов из 10 показанных. Умеет делить предметы по группам: одежда, мебель, животные, насекомые, овощи, фрукты и т.п. Умеет находить и объяснять несоответствия на картинках (задания «найти отличия»). Умеет собирать пазл из 4-6 частей. Должен уметь считать минимум до 5, знать и определять формы предметов (круг, квадрат, овал, треугольник). Понимает значение таких выражений, как большой – маленький, высокий – низкий и т.д.
Развитие речи
Словарный запас составляет 1200-2500 слов. Может различать и употреблять в речи половую принадлежность (папа – он, мама – она). Правильно употребляет местоимения «я», «ты», правильно строит предложения из 5-6 слов. Описывает предметы, произошедшие события в правильной последовательности. На непонятные события и явления задает вопрос «почему?».
Социализация
Ощущает потребность в играх со сверстниками. Появляется желание играть не рядом (в одной песочнице), а вместе с другими детьми. Взрослый становится не просто «учителем», а партнером для совместных игр.
Навыки
Умеет надевать одежду без застежек, обувь на липучках. Самостоятельно ест, вытирается салфеткой, соблюдает правила поведения за столом. Знает и соблюдает правила гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы). Собирает игрушки, поддерживает порядок. Умело пользуется ножницами, рисует геометрические фигуры, обводит и раскрашивает картинки.

Дети с 3 до 4 лет также отличаются повышенной способностью к обучению. Этот возраст становится идеальным для приобретения новых навыков и информации. Поэтому к 4 годам многие малыши уже знают почти все печатные буквы алфавита и пишут их. Также обстоят дела и с цифрами. Дети, особенно в процессе игры, могут считать до 10, делить предметы на равные части, понимать время на электронных часах. В этот период можно предложить ребенку занятия со счетными палочками или счетами.

Помимо этого, дети данного возраста уже могут проявлять и социальные навыки, общаясь со сверстниками и пытаясь оказывать помощь взрослым. Поэтому вы можете предложить крохе заправить постель, сложить вещи, убрать игрушки, протереть пыль и пр. Конечно, ребенок сделает все не так хорошо, как вы, но с удовольствием.

Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Многие родители считают, что если у ребенка отсутствует часть положенных в этом возрасте навыков, то он отстает в развитии. Разрешить все сомнения помогут специалисты (психолог, невролог). Но необходимо учитывать, что все дети разные и условия, в которых они росли до 3-х лет тоже.

Если взрослые никогда не говорили ребенку, что комар, муха и жук - это насекомые, то откуда он может это знать? Поэтому оценивая способности своего ребенка, учитывайте ваш вклад в них.

Но и пускать на самотек развитие ребенка 3-4 лет ни в коем случает нельзя. Это возраст активного накопления знаний об окружающем мире, людях, развитие навыков и интеллектуальных способностей. Поэтому важно направить ребенка, обеспечить ему условия для гармоничного развития.

Как развивать ребенка 3-4 лет

Зная особенности развития детей 3-4 лет, основные задачи развития и воспитания малыша должны строиться по принципу «Не навреди». Чтобы не «сломать» малыша, а помочь ему пережить довольно сложный этап жизни, родители должны прислушаться к нижеприведенным рекомендациям.

Относитесь к ребенку с уважением

Постарайтесь с пониманием и терпением относиться к чувствам крохи и к его новым убеждениям. Если подавлять волю ребенка в этом возрасте, то можно сделать из него инфантильную, зависимую и пассивную личность. Что заметно усложнит дальнейшую жизнь вашего ребенка. Если позволяет ситуация и ребенку ничего не угрожает, лучше уступите малышу. Помните, что вы тоже были маленькими и тоже старались сделать массу нелепых вещей наперекор своим родителям.

Поймите, что упрямство малыша в этом возрасте это - не попытка вас огорчить, а всего лишь призыв к тому, чтобы взрослые начали считаться с его мнением.

Стараться чувствовать своего малыша

Не думайте, что если ребенок сам ходит, ест, пьет и говорит, он и чувствует все как взрослый. Научитесь серьезно относиться к его страхам и разочарованиям. Ведь даже отвалившееся колесо от игрушечной машинки для вашего чада может стать трагедией невероятных масштабов. Не подавляйте эмоции ребенка, а старайтесь их переключать.

Обеспечьте малыша общением с ровесниками

Милые беседы с вами или бабушками – это прекрасно. Но в этом возрасте ребенок больше нуждается в общении с другими детьми. Поэтому если имеется возможность, то отдайте кроху в детский сад. Если же по каким-то причинам это не удается, запишите его в группу активного развития детей или в какой-нибудь кружок по рисованию или лепке.


Показывайте личный пример в общении с другими людьми

Данный совет многим может показаться неважным. Но именно от того, как вы относитесь к окружающим людям и к членам своей семьи, и будет выстраиваться модель поведения с ними у крохи. Когда мама Матвея пожаловалось на то, что сын стал разговаривать с ней высокомерно и даже нагло, выяснилось, что именно так она сама разговаривает со своими подчиненными. А ребенок, часто находящийся у нее на работе, сделал вывод, что это правильно, так и нужно себя вести.

Занимайтесь с ним физическими упражнениями

Все детские забавы (бег с препятствиями, прыжки в длину, игра с мячом и пр.), должны находиться в ежедневном «меню» ребенка. Если позволяют средства, приобретите гимнастический комплекс в детскую комнату. Хвалите ребенка, когда он будет лазить по лесенке, висеть на кольцах и пытаться подняться по канату.

Развивающие занятия обязательны

Развивающие занятия – лепка, рисование, строительство из кубиков обязательны в 3-4 года. Если вы работаете и есть только 1 час в день, чтобы уделить ребенку - выбирайте их.


Общайтесь с ребенком, как можно больше

Чем больше слов будет слышать ваш малыш, тем шире будет его словарный запас. Читайте с ним книги, рассказывайте смешные истории, напевайте песенки. Не забывайте и о том, что ребенок все впитывает как губка, поэтому следите за тем, что произносите вы и все члены вашей семьи. Ведь особенно интересные словечки дети зачастую запоминают гораздо быстрее, и употребляют их не по назначению, а когда им вздумается. И если подобное произошло, не спешите наказывать кроху, начните лучше с себя.

Видео по теме

Спасибо огромное за недельку! Это оказывается так просто и не требует много времени!!!

Как казалось бы,а сколько счастья у ребёнка в глазах когда ты с ним играешь! Прошла 2 недельку игр и вижу изменения в ребёнке(1,6 года), начал выдумывать / фантазировать! Берет например деталь от конструктора и говорит, что это машина, показывает как она едет! Кушая хлебец, делает вид что едет паровоз и кричит «ту-ту» 😉

мама Виктория

Наталья, спасибо Вам большое за интересные и очень полезные материалы по играм с детками (я прошла Недельку полезных игр и Недельку первых игр).

Раньше я не понимала, как играть с ребёнком, сюжеты не придумывались и все ограничивалось чем-то вроде того, что одна игрушка спрашивает другую «Как тебя зовут?» и т.д. И это было ужасно скучно для меня. А почему-то додуматься, что можно разыгрывать все действия, которые в течение дня делает ребёнок, я сама не смогла 🙂 После недельки первых игр стали играть с дочкой с удовольствием и легкостью, а главное, я сама стала получать от этого удовольствие. И что немаловажно, в тренинге без лишней воды было дано психологическое обоснование необходимости игр с ребёнком, а когда понимаешь, что и зачем ты делаешь, это очень мотивирует. Наталья, я очень рада, что познакомилась с Вами и Вашими замечательными и полезными проектами.

мама Александра

Мой отзыв для мам, которые сомневаются, проходить ли недельку первых игр. Однозначно ДА! За символическую стоимость вы получите полностью всю информацию для начала игры с ребенком. Вы начнёте играть 100%!

Я пришла на Недельку за вдохновением и получила его сполна)) Открыла для себя стиль мама-фея! Для общения с ребенком -отличная находка!
Все задания даются с примерами и даются намётки, как детализировать сюжет. У меня фантазия не очень развита, поэтому для меня это важно.
Ещё понравилась обратная связь! Спасибо!

Я счастлива, что прошла эту Недельку с Натальей и её командой)
Огромная Вам благодарность от меня и дочери!
И спасибо всем мамочкам нашей Недельки, кто выкладывал свои отчеты, я все прочитала и забрала себе в копилку!

мама Анна

Наталья, огромное спасибо за организацию такой недельки.

1. Я пришла на нее за вдохновением и мотивацией. Честно говоря, методичка занятия с целлофаном уже давно лежит у меня. Но как-то неясно для меня было что с этим делать, не могла решиться. Неделька сдвинула ситуацию с мертвой точки.

2. Жизнь стала интереснее! До прохождения недельки я чувствовала, что игра с сыном стала меня тяготить, зашла в какой-то тупик. Мне хотелось развивать сюжет, а сын его еще не удерживает. Сейчас наши игры обновились, стало интересно играть, наблюдать за тем, как мой ребенок познает мир, и идти за ним в этом процессе , при этом предлагая новые материалы.

3. Стало развиваться мое личное творческое начало, отношения с сыном улучшились, мне опять стало интересно быть мамой!

4. Из того, что было в недельке, мне хватило всего. Не хватало немного времени (так сейчас сложились обстоятельства). И если бы не неделька, я бы на игру с сыном выделяла бы время по остаточному принципу.

Очень помогли отчеты других участниц. В них я нашла и варианты игр, и поддержку (что-то может пойти не так - это нормально).

Наталья, очень Вам благодарна!

мама Татьяна

Отдельное спасибо всем участницам, которые щедро делились своим опытом, своими идеями и находками. Это для меня очень ценно.

Очень понравилась конкретность и сжатость материалов . Для вечно спешащих мам - это большой плюс! Игры по результатам Недельки у нас получились! Сужу об этом потому, что сын неоднократно обращался к материалам и инициировал игры )

Для себя отметила, что формат Недельки неплох, но всегда хочется получить наставничество или подумать о том что могло бы быть лучше. Как способ самостоятельно задуматься о заданной теме, поискать самостоятельно идеи и напитаться со-творчеством с другими участниками - это здорово и эффективно.

Всех от души благодарю! И желаю интересных и творческих игр!

мама Надежда

Нас неделька захватила, увлекла. Мы с сыном замечательно и с пользой провели время. Огромный плюс для меня в данном проекте - это теоретический материал, который был представлен так легко и доступно. Второй плюс - это то, что к каждому заданию предлагался огромный перечень обыгрывания ситуаций, манипуляций с предметами. Третий плюс - настраивающие мини-советы. Например, отключить телефон и настроится на игру с ребенком и т.д.

На недельку мы пришли с ознакомительной целью - попробовать поучаствовать в проектах именно данного автора. Результат отличный! Будем принимать участие и в других проектах автора! Ждем продолжения!

Отдельная благодарность участникам за подробные отчеты и подсказки.

Мама Юлия

Наталья, большое спасибо за организацию недели предметных игр! Надеюсь, что они будут проходить регулярно (и по другим играм тоже будут). Мы поиграли с удовольствием!
Мне не скучно играть с ребенком и очень нравится, но, всегда кажется, что можно играть ещё интереснее, полезнее и больше. Сюда я пришла, чтобы почерпнуть новые идеи для игр, понять возможности предметной деятельности (я, наверно, ее недооценивала), проанализировать свои игры и найти пробелы, а также понять, как происходит переход от одного вида игры к другому.
Цели достигнуты))).
Мне понравилось, что:
1. Кроме игр были предоставлены методические материалы об играх и раннем развитии, написанные простым и понятным языком.
2. Были предоставлены игры разной сложности, материал дан от простого к сложному (от исследования к игре с предметом). Можно выбирать под возраст и интересы ребенка.
3. Игры не требуют длительной, какой-то особой подготовки, а проходят при этом очень живо и интересно.
4. Игр много, не на неделю. Можно продолжать играть дальше.
5. Есть простор для собственного творчества! Начиная играть с предметом, понимаешь, а как и в каких играх ещё его можно использовать. И понимаешь — вариантов море!..

А самое классное то, что ребенок игры запоминает, воспроизводит и просит повторить!!!
Ещё раз спасибо!

Мама Юлия