Парацельс - биография. Парацельс - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм, 11 ноября или 17 декабря 1493 - 24 сентября 1541 гг.) был швейцарским врачом, алхимиком, ботаником, астрологом и оккультистом в эпоху немецкого Ренессанса. Он основал дисциплину токсикологии. Он также известен своими революционными взглядами на использование наблюдений природы, вместо поисков в древних текстах, открытым и радикальным отрицанием медицинской практики своего времени. Ему также приписывают то, что он дал название цинку. Современная психология также часто приписывает ему то, что он первым заметил, что некоторые заболевания коренятся в психологической болезни .

... огнем более суровой революции — протестантской Реформацией. Реформация дала миру целый ряд великих медиков и среди них — швейцарца Парацельса , не только выдающегося врача, но и удивительного, необычайного человека. Парацельс преподавал в Базельском университете. Вместо...

Он был упрямой и независимой личностью. Все чаще его посещало чувство разочарования и горечи, когда он подвергался критике, как реформатор.

«Парацельс», что означает «рядом с (в его статусе как врача) Цельсом» или «за Цельсием», относится к римскому энциклопедисту Авлу Корнелию Цельсу, который жил в I веке и славился своим трактатом по медицине.

Наиболее важным наследием ученого, скорей всего, является его критика схоластических методов в науке, медицине и теологии. Хотя эти области отдельно друг от друга не существовали во время его жизни, его отношение к некритическому копированию трудов старых отцов медицины, таких как Авиценна и Аверроэс, без категорического отрицания их явных достоинств, было его первым и главным достижением для независимых и эмпирических подходов к исследованию и обучению. По большей части его теоретические работы не выдерживают современной научной мысли , но его идеи стали основой для более динамичного подхода в медицинских науках.

Биография Парацельса

Парацельс родился и вырос в деревне Айнзидельн в Швейцарии. Его отец Вильгельм Бомбаст фон Хоэнхайм,был швабским (немецким) химиком и врачом. Его мать была из Швейцарии и она, вероятно, умерла, когда он был ребенком. В 1502 г. семья переехала в Филлу, Каринтия, где отец Парацельса работал врачом, занимаясь медицинскими потребностями паломников и жителей монастыря. Он получил глубокое гуманитарное и богословское образование у своего отца, местных священнослужителей и в монастырской школе аббатства Святого Павла в Лаванттале. В возрасте 16 лет он приступил к изучению медицины в университете Базеля, позже переехав в Вену. Он получил докторскую степень в Университете Феррары в 1515 или 1516 г.

Его скитания, как странствующего врача и временами подмастерья шахтера, приводили его в Германию, Испанию, Францию, Венгрию, Данию, Нидерланды, Швецию, Польшу и Россию.

Как медик начала XVI в., Парацельс провел естественное сродство герметической, неоплатонической и пифагорейской философии, которые занимали центральное место в эпоху Возрождения, в мировоззрении, которые иллюстрировали Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Парацельс отверг магические теории Генриха Корнелия Агриппы и Николя Фламеля в труде «Archidoxes of Magic». Астрология была очень важным элементом медицины Парацельса, и он был практикующим астрологом, как и многие из врачей с высшим образованием, работающих в то время в Европе. Он даже посвятил несколько разделов в своих трудах изготовлению астрологических талисманов для лечения болезней, а также талисманы для каждого знака зодиака. Им также был изобретен алфавит, называемый алфавитом волхвов, для гравировки ангельских имен на талисманах.

Парацельс первым использовал химические вещества и минералы в медицине. Он использовал название «цинк » для элемента цинка примерно в 1526 г., на основе заостренного вида его кристаллов после плавки и старого немецкого слова «zinke» («острый»). Он использовал экспериментирование в изучении человеческого организма . Бытует мнение, что Парацельс также ответственен за создание опиума, и вплоть до XIX в. опиумная настойка была очень распространена. Как врач и медицинский химик, в то время он также резко критиковал практики аптекарей, в которых зачастую не соблюдалась доза. Изучая его тексты, можно понять, что он был сторонником и критиком общего пользования гваякового дерева и морозника.

Парацельс получил репутацию высокомерного человека, и вскоре другие врачи в Европе уже гневались на него. Некоторые даже утверждают, что он был пьяницей. Он занимал кафедру медицины в Базельском университете и работал городским врачом менее года. Он возмущал своих коллег, выступая с лекциями на немецком вместо латыни, чтобы медицинские знания были более доступными для простых людей. Он выступал с нападками на обычные академические учения и публично сжигал медицинские учебники, осуждая некоторых своих предшественников, как шарлатанов и лжецов. Оскорбив своих противников порочными эпитетами из-за спора по поводу платы врача, ему пришлось тайно покинуть Базель, опасаясь наказания суда. Он снова стал бродягой, странствуя по Центральной Европе. В 1530 г. по инициативе медицинского факультета Университета Лейпцига, Городской совет Нюрнберга запретил печатание работ Парацельса.

Парацельс первым использовал химические вещества и минералы в медицине. Его алхимические взгляды заключались в том, что здоровье и болезнь в организме полагались на гармонию человека (микрокосм) и природы (макрокосм). Он принял подход, отличный от того, что использовали до него, используя эту аналогию не в виде очистки души, но таким образом, что люди должны иметь определенные остатки ископаемых в своих телах, и что в некоторых болезнях тела имелись химические средства, которые способны вылечить их.

В результате этого герметичной идеи гармонии, макромир вселенной представлен в каждом человеке как микрокосм. По идеи в то время, в небе было семь планет, на Земле семь металлов и в человеке семь центров (или основных органов) - семь было особым числом. Все было небесным и тесно взаимосвязанным. Парацельс мобилизовал теорию микрокосма-макрокосма, чтобы продемонстрировать аналогию между стремлениями к спасению и здоровьем. Так как люди должны отразить влияние злых духов посредством морали, они также должны уберечься от болезней посредством хорошего здоровья.

Болезни вызваны ядами, попавшими сюда из звезд. Но «яды» не обязательно являются чем-то негативным, отчасти потому, что родственные препараты взаимодействуют, и отчасти потому, что только доза определяет, ядовито ли вещество или нет. Зло может изгнать зло. Таким образом, яды могут оказывать благотворное медицинское действие. Так как во вселенной все было взаимосвязано, полезные медицинские вещества могут быть найдены в травах, минералах и различных химических комбинациях. Парацельс рассматривал Вселенную как один единый организм , насыщенный объединяющим живоначальным духом, а это, в своем целом, включая человека, было «Богом». Его взгляды послужили основой для его противоречий с церковью, для которой обязательно должна была быть разница между Творцом и творениями.

Его работа «Die große Wundarzney» является предвестником антисептики . Это специфическое эмпирическое знание происходит из его личного опыта армейского врача в венецианских войнах.

Исторически не доказано, что он первым применил Laudanum, обезболивающий препарат опиума. Он впервые столкнулся с этим препаратом в ходе предполагаемого визита в Константинополь. Если это предположение является правдой, он был первым врачом, который применил эффективный фармакологический агент против боли , особенно в случае ран, вызванных военной конфронтацией в то время.

Одним из его самых недооцененных достижений было систематическое изучение минералов и целебных сил альпийских минеральных источников. В своих бесчисленные странствиях он попадал в многие области Альп, где такие методы лечения практикуются в менее распространенных масштабах, чем сегодня.

Обобщая свои взгляды, он сказал:

По мнению многих, алхимия предназначена для изготовления золота и серебра. Но для меня, например, это не цель; она нужна мне, чтобы только рассмотреть, что добродетель и сила могут заключаться в лекарствах.

По мнению Гиппократа, болезни вызывал дисбаланс четырех гуморов: крови, мокроты, черной желчи и желтой желчи. Эти идеи получили дальнейшее развитие у Галена в наборе чрезвычайно влиятельных и стойких медицинских убеждений, которые были в обиходе до середины 1850-х гг. Доминирующие виды лечения во времена Парацельса были конкретными диетами, которые помогут в «очищении от разложившихся соков» в сочетании с очищением желудка и кровопусканием, чтобы восстановить равновесие четырех гуморов. Парацельс дополнил и оспорил это мнение посредством своих убеждений, что болезнь была результатом того, что тело подвергается нападению внешних агентов.

Он возражал против чрезмерного кровопускания, говоря, что процесс нарушает гармонию в системе, и что кровь нельзя очистить путем уменьшения ее количества. Во время своего работы в качестве военного хирурга Парацельс получил грубые медицинские знания во времена, когда врачи полагали, что инфекция была естественной частью процесса заживления. Он выступал за чистоту и защиту ран, а также регулирование рациона. Популярные идеи того времени выступали против этих теорий и предлагали наложение швов или гипсовых повязок на раны . Историки сифилитической болезни присваивают Парацельсу признание наследственного характера сифилиса. В его первой медицинской публикации, небольшой брошюре о лечении сифилиса, он написал клиническое описание сифилиса, в котором он утверждал, что его можно лечить при помощи тщательно отмеренных доз ртути.

Главная работа Парацельса «О болезни горняков и других заболеваниях горняков» описывает профессиональные риски металлообработки, включая стратегии лечения и профилактики. Он также написал книгу об организме человека, противоречащую идеям Галена.

Вклад в токсикологию

Парацельс, которого иногда называют отцом токсикологии, писал: «Dosis facit venenum» («Доза делает яд »). Таким образом, вещества, считающиеся токсичными, безвредны в малых дозах, и, наоборот, безвредное обычно вещество может быть смертельным при чрезмерном потреблении.

Вклад в психотерапию

Парацельсу приписывают также предоставление первого клинического/ научного упоминания о бессознательном. В своей работе «Von ден Krankeiten» он пишет: «Таким образом, причиной болезни похотливая хорея является лишь мнение и идея, предположительно, посредством воображения, влияя на тех, кто верит в такие вещи. Это мнение и идея являются источником заболевания у детей и взрослых. У детей причиной также является воображение, основанное не на мышлении, а на восприятии, потому что они что-то видели или слышали. Причина заключается в следующем: зрение и слух настолько сильны, что бессознательно они имеют фантазии о том, что они видели или слышали».

Карл Густав Юнг интенсивно изучал Парацельса. Его работа «Mysterium Conjunctionis» далее вывела алхимическую символику как инструмент психотерапии. Следуя пути Парацельса, Юнг первым предположил, что символический язык алхимии был выражением врожденных, но бессознательных психических процессов.

Обнаружение водорода

Парацельс в начале XVI в. бессознательно наблюдал водород, потому что он отметил, что в реакции, когда кислоты воздействуют на металлы , побочным продуктом был газ. Позже Теодор де Майерн повторил опыт Парацельса в 1650 г. и обнаружил, что газ был воспламенямым. Однако ни Парацельс, ни де Майерн не предложили, что новым элементом может быть водород.

Разное

Многие книги, в которых упоминается Парацельс, также присваивают ему происхождение слова «напыщенный», чтобы описать его часто высокомерный стиль речи, что иллюстрирует следующий отрывок:

Я Теофраст, и я выше тех, с кем вы меня сравниваете, больше, чем тех, кому вы уподобить меня. Я Теофраст, и, кроме того, я monarcha medicorum и я могу доказать вам то, что вы не можете доказать... Мне не нужно надевать кольчугу или щит против вас, потому что у вас нет достаточных знаний и опыта, чтобы опровергнуть даже мое слово... Что касается вас, вы можете защитить свое королевство ползанием на животе и лестью. Сколько, по-вашему, это будет продолжаться... Позвольте мне сказать вам: каждый волосок на моей шее знает больше, чем вы и все ваши книжники, пряжки моей обуви более ученые, чем ваш Гален и Авиценна, а в моей бороде опыта больше, чем в ваших высоких колледжах.

Парацельс в искусстве

  • Парацельсом зовут главного героя книги Марка Олдена «По должен умереть» (1978 г.). В книге ужасный злодей Джонатан переодевается и называет себя доктором Парацельсом.
  • Характер доктора Фауста в «Фаусте» Гете (1808 г.), может быть прослежен до происхождения Парацельса, в частности, его стремление к «сущности жизни» и озабоченность оккультизмом.
  • Парацельс упоминается в поэме Уильяма Блейка «Бракосочетание Неба и Ада».
  • Роберт Браунинг написал поэму, основанную на жизни ученого и озаглавленную «Парацельс» (1835 г.)
  • Артур Шницлер написал о нем стихотворную пьесу «Парацельс» (1899 г.).
  • Эрвин Гвидо Кольбенгейер написал о нем роман-трилогию «Парацельс-Трилогия» (1917-26 гг.).
  • Ученый является главным героем рассказа Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса».
  • Немецкий фильм «Парацельс» был снят в 1943 г. режиссером Георгом Вильгельмом Пабстом. Позже Пабст был подвернут резкой критике за то, что снял этот фильм в нацистской Германии, когда все немецкие фильмы того времени были под надзором Геббельса и объектами нацистской пропаганды.
  • Он упоминается во второй главе романа «Франкенштейн» Мэри Шелли вместе с Корнелием Агриппой и Альбертом Великим. Эти три имени также упоминаются в рассказе Натаниэля Готорна «Родимое пятно».
  • В видеоигре Resident Evil 3 компании Capcom электромагнитный рельсотрон назван мечом Парацельса.
  • Во вселенной Гарри Поттера, Парацельс, как и Агриппа, появляется на вкладышах с изображениями сотни известных ведьм и колдунов, продающихся с шоколадными лягушками. В книгах его статуя есть в Хогвартсе.
  • Он главный герой в романе Джесси Буллингтона «Предприятие Смерти».
  • Он упоминается в 92-й главе романа Германа Мелвилла «Моби Дик».
  • Радиопьеса Марка Барратта (1991 г.) «Хвост павлина» посвящена событиям (некоторые фиктивные) в Базеле около 1527 г. Пьеса впервые вышла в эфир на BBC Radio 4-29 апреля 1991 г. с Аланом Говардом в роли Парацельса.
  • В аниме «Стальной алхимик» отчество братьев Элрик Ван-Хоэнхайм. В римейке «Стальной алхимик: Братство» Ван Хоэнхайм получает свое имя после того, как отказался от имени Теофраст Бомбаст, предложенного Гномом из Колбы.
  • Парацельс указан в качестве одного из «многих ирландских героев и героинь древности» в эпизоде «Циклоп» романа Джойса «Улисс».
  • Парацельс занимает видное место в первой части «Корнишской трилогии» Робертсона Дэвиса «Мятежные ангелы».
  • В игре Haunting Ground главного злодея зовут Ауреол.
  • Парацельс оказал существенное влияние на неортодоксальный подход к исцелению, который практиковал доктор Джон Хулла в романе Робертсона Дэвиса «Хитрый человек ».
  • В сериале «Красавица и Чудовище» развратный ученый, который называет себя Парацельсом, является одним из главных злодеев.
  • В романе «Алая буква» Натаниэля Готорна Роджер Чиллингуорс дает Эстер Принн средство, которое, по меньшей мере, «старо, как Парацельс».
  • В книге «Страна корицы» колумбийского писателя Уильяма Оспины Парацельса цитирует один из его учеников, взявшего имя своего господина Теофраст.
  • В романе «Миддлмарч» Джорджа Элиота (2-я книга, 12-я глава) он упоминается как кто-то, кого уже не стоит опровергать.
  • В «Носферату» герой профессор Бульвер описан в титрах как Парацельс.
  • В сериале «Склад 13» Парацельс (его играет Энтони Хэд) был известен как знаменитый алхимик, который был покрыт бронзой агентами Склада 9 за то, что он убил 600 человек, чтобы создать философский камень , который он собирался использовать для получения бессмертия. Бронзу с него сняли, и он стал главным антагонистом в сериале до конца сезона 4 и начала сезона 5.
  • Парацельс - друг эльфа Фей в книге Габриэля Брансдона «Azlander: Second Nature».



В статье «Парацельс: биография, интересные факты и видео» — кратко о жизни знаменитого швейцарского алхимика, врача, философа эпохи Возрождения.

Парацельс: биография кратко

Родился этот известный человек в октябре 1493 г. недалеко от Цюриха (Швейцария). Настоящее имя нашего героя звучит так: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, а Парацельс (Paracelsus) — это псевдоним.

Видимо, скромностью Филипп не страдал или был уверен в своих будущих успехах, когда назвал себя Парацельсом. Он прибавил приставку «пара», означающую «подобный», к имени известного римского философа-платоника Цельса (II век).

Отец Филиппа был хорошим врачом и происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать трудилась медсестрой в аббатстве. В семье медиков Филлипп получил прекрасное образование в сфере медицины и философии. Семья жила очень скромно, но имела хорошую библиотеку.

В 16 лет парень уже знал основы хирургии и алхимии. Вскоре Парацельс покидает отчий дом и отправляется в университет Базеля.

Затем он обрел ценные знания по астрологии, алхимии и магии у известного аббата Иоганна Тритемия. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре (Италия), где был удостоен степени доктора медицины.

Путешествия

Парацельс много странствовал, продолжая изучать медицину и алхимию. Он принимал участие в военных экспедициях, служил военным хирургом. Жажда знаний никогда не покидала его. Он собирал полезные сведения не только от ученых других стран, но и общаясь с цирюльниками, предсказателями, повитухами, пастухами и палачами.

После десяти лет странствий, с большим багажом опыта и знаний он вернулся в Базель, став городским врачом и профессором университета.

Его уникальные лекции привлекали множество слушателей. Парацельс критиковал схоластическую медицину и публично сжёг медицинский учебник античных ученых. Количество его противников среди аптекарей и врачей продолжало расти. Вскоре Парацельс покидает Базель, спасаясь от суда за вольнодумство.

Ему вновь пришлось скитаться по странам. Наконец, в Зальцбурге (Австрия) он нашел своего покровителя — архиепископа. Парацельс поселился в этом городе и провел последние годы жизни, скончавшись (предположительно от насильственной смерти) в возрасте 48 лет.

Вклад в медицину

  • Он заставлял своих студентов изучать течение болезней на практике, а не по книгам. Парацельс привёл студентов к постелям больных.
  • Сблизил химию с медициной. Является первым ятрохимиком (от греч. «ятро» — врач), то есть врачом, применяющем химию в своей врачебной деятельности.
  • Предложил алхимикам сосредоточить усилия на разработке новых лекарств, а хирургам больше думать не о повышении скорости болезненных операций, а о безболивающих средствах и обеззараживания ран.
  • Свое врачевание он основывал на алхимическом учении о трех основных веществах, которые входят в состав всех тел природы: ртуть, сера и соль. В здоровом теле эти вещества находятся в равновесии. Если одно из них преобладает над другими или находится в недостаточном количестве, то возникают заболевания.
  • Ввёл в практику употребление препаратов меди, ртути, сурьмы и мышьяка.
  • Выделял лекарства из растений и применял их в виде вытяжек, экстрактов и эликсиров.
  • Развил представление о дозировке лекарств.
  • Использовал минеральные источники для лечебных целей.

Философия и астрономия

Парацельсом были написаны трактаты:

  • 1531 — «Великая астрономия»;
  • 1533 — «Потаенная философия»;
  • 1534 — «Философия»;
  • 1536 — «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».

Видео

В этом видео интересная и дополнительная информация по теме «Парацельс: биография»

Филипп Аврелий Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, известный как Парацельс родился в 1493 г. близ местечка Мария – Айнзидельн, в то время деревушки в двух часах ходьбы от Швейцарского города Цюриха.

Его отец врач, Вильгельм Бомбаст из Гогенгейма был одним из потомков старинного и славного рода, родственник гроссмейстера ордена рыцарей св. Иоанна. В 1492 г. он женился на сестре – хозяйке из лечебницы местного аббатства. В результате этого брака и появился на свет Теофраст, их единственный ребёнок.

В ранней юности Парацельса обучал наукам отец, преподавал ему основы алхимии, хирургии и терапии. Продолжил он учёбу у монахов монастыря св. Андрея, расположенного в долине Савоны. По достижении 16 лет его отправилина учёбу в университет Базеля. После этого его обучал знаменитый Иоганн Тритемий из Шпангейма, настоятель св. Иакова в Вюрцбурге, один из величайших адептов магии, алхимии и астрологии. Именно под руководством этого учителя особенное развитие ипрактическое применение получили склонности Парацельса к оккультным наукам. Тяга коккультизму привела его в лабораторию богача Сигизмунда Фунера в Шварце (Тироль), который так же был известным алхимиком. Позднее Парацельс много путешествовал. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Швеции и России. Считают, что он посетил Индию, когда был пленён татарами и доставлен к хану. Во время пребывания Парацельса в татарском плену восточные учителя оккультизма открыли ему своё тайное учение. На западе в то время не знали о свойствах астрального тела, о семеричном строении человека. Парацельс много писал о духах природы, но, описывая их, заменял восточные термины соответственными названиями из германской мифологии, чтобы облегчить понимание этих вопросов своими соотечественниками. Вероятно, Парацельс оставался у татар до 1512 г., так как в 1521 г. он прибыл в Константинополь и получил там философский камень.

Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в Императорской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причём не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых учёных и среди простонародья. «Его можно было встретить среди погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах», что послужило поводом для жестоких упрёков, которыми в своей ограниченности сыпали его враги. Он провёл в скитаниях 10 лет то, применяя на практике своё искусство врача, то, преподаваяили гуляя. В возрасте 32 лет он вернулся обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

В 1525 г. Парацельс отправился в Базель. В 1527 г. городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалованье. Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны. Учение Парацельса было действительно его собственным. Он преподавал, невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надёжно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В это же время он занимал должность главного городского врача. Под его надзором были все городские аптеки. Он проверял, хорошо ли провизоры знают своё дело и имеются ли у них в достаточном количестве настоящие лекарства. Этим он навлёк на себя ненависть аптекарей и провизоров. Другие врачи и профессора, завидовавшие его успехам в преподавании и исцелении недугов, присоединились к преследованию под предлогом того, что его назначение профессором университета было произведено без их согласия и что «Парацельс был чужестранцем – никто не знает, откуда он взялся, и неизвестно является ли он настоящим врачом». В результате, Парацельс был вынужден тайно и спешно покинуть Базель в июле 1528 г. и снова вернуться к бродячей жизни, за ним следовали многочисленные ученики.

В 1529 и 1530 гг. он посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие врачи» из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Но этот успех не изменил жизни Парацельса, которому, казалось, была предначертана судьба скитальца. Он посетил множество городов. В 1536 г. осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, большим любителем тайных наук. Там Парацельс, наконец, смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Однако ему не суждено было долго наслаждаться столь заслуженным покоем. 24 сентября 1541 г. После непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет), в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь». Похоронили его на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор неясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся нападению бандитов, нанятых кем–то из лекарей, его врагов. В результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней привело к смерти.

Труды Парацельса были изданы не сразу. Первая его работа вышла только в 1562 году. В ней приведены основные принципы учения Парацельса о болезнях и их причинах; вторая работа – об общих принципах медицины – была издана три года спустя. Обе книги написаны на немецком языке.

Крупнейшая заслуга Парацельса состоит в том, что он официально отрекся от древней медицины и вместо сложных и выдуманных средневековых рецептов на снадобья, стал давать больным простые но действенные лечебные средства. Он применял целебные травы, стараясь добыть из них действующее начало, которое назвал квинтэссенцией. Парацельс первый стал широко применять в лечении химические средства, в частности препараты железа, сурьмы, свинца и меди. Кроме того, он усиленно рекомендовал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету и целебные минеральные воды.

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus)
(Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм; von Hohenheim)

Знаменитый средневековый врач и алхимик Парацельс родился в городке Айнзидельн (кантон Швиц, Швейцария) в семье врача. По примеру своего отца Парацельс начал изучать медицину – в Германии, Франции и Италии. В 1515 г. он получил во Флоренции степень доктора медицины, после чего странствовал по Европе, продолжая изучать медицину и алхимию.

В 1526 г. Парацельс стал профессором университета и городским врачом в Базеле; в университете он читал лекции на немецком языке, а не на традиционной латыни, что тогда было неслыханной дерзостью. Лекции его привлекали множество слушателей и стали широко известными; в то же время Парацельс приобрёл множество врагов среди врачей и аптекарей, поскольку в своих лекциях он резко выступал против схоластической медицины и слепого почитания авторитета Галена; публично сжёг учебник медицины, написанный на основе представлений античных учёных. В 1528 г. Парацельсу пришлось покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Последние годы жизни он вновь скитался по городам Эльзаса, Баварии, Швейцарии, посетил даже Пруссию, Польшу и Литву, и, наконец, поселился в Зальцбурге, где нашел могущественного покровителя в лице архиепископа и пфальцграфа рейнского. Здесь он и умер в 1541 г. (по некоторым данным, насильственной смертью).

Парацельс решительно отверг учение древних о четырёх соках человеческого тела и считал, что все процессы, происходящие в организме, – химические процессы. Он различает четыре главные группы причин болезней, которые он называет entia : 1) ens astrale – космические и атмосферические влияния, 2) ens naturale – причины, лежащие в анатомо-физиологических свойствах организма; они распадаются на две главные группы: ens veneni – ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis – наследственные аномалии; 3) ens spirituale – психические влияния и 4) ens Deale – Божье попущение.

Свою терапию Парацельс основывал на алхимическом учении о трёх принципах ; он учил, что в составе живого тела участвуют три вещественных начала, которые входят в состав всех тел природы (tria prima ): ртуть, сера и соль. В здоровом теле эти начала находятся в равновесии; если же одно из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания.

Парацельс изучал лечебное действие различных химических элементов и соединений, ввёл практику употребление препаратов меди, ртути, сурьмы и мышьяка; выделял лекарства из растений и применял их в виде тинктур, экстрактов и эликсиров; развил новое для того времени представление о дозировке лекарств, использовал минеральные источники для лечебных целей. Он указывал на необходимость поисков и применения специфических средств против отдельных болезней (например, ртути против сифилиса). Парацельс сблизил химию и врачебную науку, поэтому учение Парацельса и его последователей называется иатрохимией : «Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства».

Взгляды Парацельса и его практическая деятельность, однако, пронизаны средневековой мистикой. Его система представляет сочетание мистического сумбура с отдельными светлыми мыслями, облеченными в схоластико-кабалистическую форму. Парацельс не отрицал возможности изготовления философского камня; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункула. Важнейшей частью своей медицины он считал учение об «архее» – высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма.

Научная сфера: Место работы: Учёное звание:

профессор физики, медицины и хирургии

Альма-матер :

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве. Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии. В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет . После этого, в Вюрцбурге , у аббата Иоганна Тритемия , одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре , здесь же был удостоен степени доктора медицины.

Скитания

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны , Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе , где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хронику Каринтии» (1535).

Последние годы

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык , 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536). После этого он побывал в Мерене , Каринтии , Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге , куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него есть свой маленький домик на окраине, есть кабинет, своя лаборатория. У него есть теперь все, кроме одного - здоровья. Смертельная болезнь подстерегает его в один из сентябрьских дней 1541 года.

24 сентября 1541 года после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти. Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 г. во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас стоит памятник ему. В центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше - надпись на латинском языке: Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis farnam ex auro chymico adeptus esf effigies et ossa donee rursus circumdabitur pelle sua. - Ion. cap. xix. (Филлипа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за [открытие] химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью. - Прим. пер.)

Под портретом написаны следующие слова: Sub reparatione ecclesiae MDCCLXXII. ex sepulchrali eruta heic locata sunt. (По причине ремонта церкви [в год] 1772 из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены [кости Парацельса]. - Прим. пер.)

На основании памятника имеется надпись: Conditurhic Philippus Theophrastus insignis Medicinae Doctor qui dira ilia vulnera Lepram Podagram Hydropsin aliaque insanabilia corporis contagia mirifica arte sustulit et bona sua in pauperes distribuenda locandaque honoravit. Anno MDXXXXI. Die xxiv. Septembris vitam cum morte mutavit. (Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть. - Прим. пер.)

Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу стоят слова: Pax vivis requies aeterna sepultis. (Мир живым, вечный покой умершим. - Прим. пер.)

На чёрной доске в левой части памятника имеется перевод этих слов на немецкий язык. Две последние надписи явно были перенесены с первоначального памятника, а та, что относится к портрету, была добавлена в 1572 г.

Учение Парацельса

  • Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля , Галена и Авиценны , он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа . Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.
  • Парацельса считают предтечей современной фармакологии , ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза» ).
  • По мнению Парацельса, человек - это микрокосм , в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией , или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни» и др.
  • Считается, что он первым сформулировал принцип подобия , лежащий в основе современной гомеопатии .

Парацельс в литературе

  • Является одним из главных действующих лиц романа братьев Вайнеров «Лекарство против страха ».
  • Одно из произведений Хорхе Луиса Борхеса называется «Роза Парацельса», где к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда - сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими реминисценциями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу - и оживляет розу одним словом.
  • Часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других средневековых ученых-оккультистов используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.
  • Упоминается также в романе Сомерсета Моэма «Маг», где приводится описание его эксперимента по сотворению гомункулуса .
  • У группы «Триада» есть песня «Роза Парацельса».
  • У реппера «Johnyboy» есть песня «Не надо жечь память», в которой упоминается «роза Парацельса»
  • У Евгения Немеца в рассказе «Три смерти Парацельса»

Парацельс в кино

  • Является одним из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт ».
  • Является прототипом отца главного героя Хоэнхайма (Гогенхейма) в манге и аниме «Стальной алхимик »

Парацельс упоминается в фильме «Франкенштейн Мери Шейли» во время спора Виктора Франкенштейна с профессором в студенческой аудитории.

Парацельс в культуре

  • «Роза Парацельса» Хорхе Луиса Борхеса
  • «Парацельс» фильм Георга Вильгельма Пабста
  • «Роза Парацельса» альбом Ансамбля Драматической Музыки «Период Льда» на стихи Игоря Свеженцева.
  • «Роза Парацельса», «Роза Парацельса. Обретение» - песни российской рэп-группы «Триада»
  • Упоминается в игре Knights Contract как создатель гомункулов и магического меча
  • Упоминается в песне Johnyboy’я - «Не Надо Жечь Память»

Примечания

Литература

  • Володарский В. М. Социальная утопия Теофраста Парацельса // История социалистических учений. М., 1985.
  • Володарский В. М. Образ природы в творчестве Парацельса // Природа в культуре Возрождения. М., 1992.
  • Володарский В. М. Леонардо да Винчи и Парацельс о магии и алхимии // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. М.: Наука, 2004.- С.176-183. ISBN 5-02-032668-2
  • Jole Shackelford. A Philosophical Path for Paracelsian Medicine: The Ideas, Intellectual Context, and Influence of Petrus Severinus (1540-1602). Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2004. Pp. 519.
  • Pagel, Walter (1982). Paracelsus: An Introduction to Philosophical Medicine in the Era of the Renaissance. Karger Publishers, Switzerland. ISBN 3-8055-3518-X .
  • Парацельс // Дельфис № 24(4/2000)
  • Франц Гартман. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Новый Акрополь, 2009
  • Парацельс на сайте hrono.ru